Для связи в whatsapp +905441085890

Концепция гуманистической педагогики — Гуманистическая педагогика

Для решения основной задачи исследования — рассмотреть педагогику Селестена Френе с гуманистической точки зрения — необходимо понять, что подразумевает сам термин «гуманизм», какие особенности образовательного процесса, взаимодействия учителя и ребенка характерны для гуманистически ориентированной педагогики.

В современном понимании педагогика — это наука о воспитании и формировании человека. Она представляет собой сумму знаний, принципов и конкретных методов взаимодействия педагога и учащегося, с целью формирования у учащегося качеств потенциально или действительно зрелой личности и гражданина общества. В своем историческом развитии она как область знаний создала большое количество педагогических систем. Все они так или иначе содержали идею формирования внутреннего мира человека, привития ему соответствующего эпохе стиля мышления, снабжения его определенной суммой знаний, обучения навыкам ориентации и методам самосовершенствования.

Гуманизм (от лат. humanus — человек, человеческий) — признание ценности человека как личности, его права на свободное развитие и проявление своих способностей, утверждение благополучия человека как критерия оценки общественных отношений.

Гуманизация образования означает развитие образовательных систем с учетом признания личности учителя и учащихся одной из главных ценностей, гармонизации их интересов, отношений и условий для их развития и саморазвития.

Гуманизация образования фокусируется на предоставлении ученику права быть тем, кто он есть, права выражать свои мысли, права самостоятельно организовывать свою жизнь и даже права на ошибки. К сожалению, традиционная система образования ориентирована на овладение учащимися определенными знаниями, навыками и умениями, а качество обучения определяется тем, что ученик запомнил и как он это рассказывает, но учителя редко интересуются интересами и потребностями детей.

Этот вопрос также обсуждался Е.В. Бондаревской в статье «Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования». Она представляет традиционную школу как социократическую модель образования, суть которой заключается в использовании образования для целенаправленного формирования необходимой государству личности, соответствующей его социальному заказу. Однако это не означает, что данная модель полностью игнорирует потребности и стремления студентов, но они поощряются и удовлетворяются только тогда, когда отвечают интересам государства.

Таким образом, основным недостатком традиционной системы образования является отсутствие или недостаточное внимание к особенностям и интересам детей.

Гуманизация образования требует создания благоприятной среды и гармонии в отношениях между всеми участниками педагогического процесса в условиях школы, высшего учебного заведения, во всех образовательных системах. Иными словами, гуманизация в плане образования требует развития педагогических идей сотрудничества и сотворчества, создания условий доверия и взаимной востребованности, что предполагает использование разнообразных творческих работ, диспутов, насыщение каждого урока большим эмоциональным содержанием, непосредственное общение с учащимися.

Поэтому гуманизацию образовательного процесса следует понимать как отказ от авторитарной педагогики с ее давлением на личность, отрицающей возможность установления нормальных человеческих отношений между учителем и учеником, как переход к личностно-ориентированной педагогике, придающей абсолютное значение свободе личности и активности учащихся.

Гуманистическая педагогика — это система научных теорий, постулирующих ученика как активного, сознательного, равноправного участника учебно-воспитательного процесса, который развивается в соответствии со своими способностями. Конечная цель гуманистической педагогики — дать возможность каждому ученику стать субъектом, способным к действию, познанию и общению, свободной, самомотивированной личностью.

В первой половине 20-го века эта концепция, основанная Дж. Дьюи (1859-1952), называлась педоцентризмом, а в педагогике также прагматизмом. Она также присутствует в «свободном воспитании» периода педагогических поисков начала 20 века, в педагогике М. Монтессори и в вальдорфской школе Р. Штайнера. Во второй половине 20 века эта концепция получила дальнейшее развитие в работах А. Маслоу и К. Роджерса и др. В педагогических трудах это называлось гуманистической педагогикой, неоцентризмом.

Концепция гуманистической педагогики - Гуманистическая педагогика

Гуманистическая педагогика

В отличие от гуманистической психологии, гуманистическая педагогика в настоящее время находится в стадии становления и еще не сформировалась как самостоятельная школа. В то же время следует подчеркнуть, что практически вся общеобразовательная теория и практика базируется на принципах гуманизма. Весь опыт мира свидетельствует об этом. Имена великих педагогов: Я.А. Коменский, Руссо, Песталоцци, Гербарт, Ушинский, Пирогов, Толстой, Макаренко, Сухомлинский и многие другие — это также имена великих гуманистов, которые уделяли первостепенное внимание развитию и воспитанию достойной личности.

Гуманистическая педагогика основана на идее о том, что человечность заложена в природе человека и способна к развитию и самореализации. Его цель — раскрыть гуманистический и творческий потенциал каждого человека. Его идеал — здоровый и творческий человек. Гуманистическая педагогика основана на убеждении, что способность человека к самосовершенствованию, его стремление к достойной жизни, к истине, добру, справедливости и красоте являются в то же время величайшей потребностью человеческого существования.

Одна из главных особенностей гуманистической педагогики заключается в том, что педагог оптимистично относится к детям и рассматривает их как самостоятельных субъектов, которые учатся не по принуждению, а добровольно и по собственному желанию. Другими словами, учитель исходит из того, что действия каждого ребенка имеют личностный смысл, существует также личностный смысл обучения, на который необходимо опираться в педагогическом процессе. А если такого личностного смысла нет, необходимо помочь ребенку его найти.

К достоинствам гуманистической педагогики относятся, во-первых, внимание к внутреннему миру ребенка, сосредоточение на развитии личности через обучение и общение; во-вторых, поиск новых методов, форм и средств обучения и взаимодействия с ребенком. Однако образование не должно основываться исключительно на интересах и автономии детей и культивировании индивидуальной неповторимости, поскольку это не только ведет к снижению уровня знаний учащихся и роли взрослых в образовании, но и несет моральную и социальную опасность.

На основе изученных работ Ш. Амонашвили, статей В.Я. Пилиповского, Е.В. Бондаревской были выявлены основные положения и принципы гуманистической педагогики:

  • Поощрение инициативы студентов, междисциплинарный подход;
  • Акцент на теплые, открытые отношения между участниками образовательного взаимодействия, отсутствие предвзятых суждений и угроз со стороны учителя, построение конструктивных межличностных отношений в учебной группе;
  • Структурирование учебного процесса преподавателями и студентами на «солидарной основе», которая принимается обеими сторонами;
  • Ограничение роли педагога до роли советника и «работника со знаниями», который всегда готов помочь;
  • Воздерживаться от физических и других унизительных и оскорбительных наказаний;
  • Создание позитивной обстановки, атмосферы тепла;
  • Построение конструктивных межличностных отношений в классе, взаимное уважение и доверие между учителем и учениками;
  • учитель не использует оценку как средство давления на учеников и воздерживается от критической оценки, если ученик не просит об этом;
  • Признание права человека полностью отказаться от формирования характеристик, которые по каким-либо причинам противоречат его убеждениям (гуманитарным, религиозным и т.д.);
  • Доступность, с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся;
  • Человеческое отношение к ученику; уважение его прав и свобод;
  • Предъявлять разумные и адекватные требования к ученику;
  • Уважение к позиции ученика, даже если он отказывается выполнять предъявляемые к нему требования;
  • Уважение к праву ребенка быть самим собой;
  • ненасильственное обучение необходимым качествам;
  • Уважение к личности ребенка в сочетании с разумными требованиями к нему;
  • Обсуждайте прогресс в обучении и его оценку с учителем и учениками вместе и избегайте использования оценивания как формы давления на учеников.

Всемирно известными создателями гуманистических педагогических систем являются Мария Монтессори, Рудольф Штайнер и Селестен Френе. Созданные ими педагогические методы сегодня часто называют педагогикой.

Педагогика Марии Монтессори, например, основана на идеях свободного природосообразного воспитания. Начальным условием является собственная активность ребенка. Преобладающим методом обучения должна быть практическая деятельность с использованием дидактических материалов различного назначения. Индивидуализация обучения и воспитания и индивидуальный подход имеют решающее значение.

Рудольф Штайнер ассоциируется с так называемой вальдорфской педагогикой, которая требует, чтобы детей обучали в соответствии с особенностями их развития. Поэтому важнее всего знать индивидуальность ребенка — его мышление, характер, волю, память и т.д. На этой основе разрабатываются методы и формы индивидуального обучения. Физическая активность, чувства и мышление ребенка — голова, сердце и руки — объединяются в неразрывное целое.

Педагогическая концепция Селестена Френе очень популярна на Западе. Его основные черты: обязательный учет возрастной психологии, разнообразия способностей и склонностей детей; целенаправленное стимулирование их интеллектуальной и эмоциональной активности; общественно полезный труд на всех этапах обучения; эффективная система школьного самоуправления; воспитание в духе высоких нравственных и гражданских идеалов. Но об этом более подробно будет рассказано в следующей главе данного исследования.

Таким образом, гуманистическая педагогика выступает за адаптацию школы к ученику, чтобы обеспечить атмосферу комфорта и «психологической безопасности». Личностно-ориентированная педагогика фокусируется на самом человеке, его ценностях, его личной свободе, его способности к самоопределению и самонаправлению.

Селестен Френе — самый значительный французский педагог 20-го века. Глубокое внимание к особенностям детской психологии, различные эксперименты по интенсификации процесса обучения и преодолению недостатков книжно-вербального обучения, интенсивный поиск новых методов школьного образования — все это привело к его большой популярности не только во Франции, но и за рубежом.

Во второй главе данного исследования определяются социально-экономические условия и исторические предпосылки формирования педагогических идей Селестена Френе, выявляются и характеризуются основные этапы его педагогической биографии.

Жизнь педагога

Селестен Френе родился 15 октября 1896 года в небольшом городке Гарсе, сын крестьянской семьи. Родители решили отправить его в среднюю школу в соседний город Грэ. В 1913 году, после завершения обязательного образования, Селестен Фресне поступил в обычную школу в Ницце. Французские педагогические школы готовили учителей начальной школы и давали детям бедных родителей одну из немногих возможностей освоить интеллектуальную профессию.

Французские нормальные школы были педагогическими колледжами, которые готовили учителей начальной школы. Это были государственные школы-интернаты, где учащиеся получали полную поддержку. Для детей бедных родителей посещение обычной школы было одной из немногих реальных возможностей получить «интеллектуальную» профессию.

Во время Первой мировой войны Ш. Фресне был призван в армию, в 1915 году он был тяжело ранен в легкое под Верденом и провел четыре года в госпитале. Во время пребывания в больнице занимался самообразованием, изучал труды классиков педагогического наследия: Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, М. Монтеня, а также педагогов-современников Г. Спенсера, У. Джеймса, В. Вундта, О. Декроли, что помогло определить основные направления будущей работы педагога.

Только в 1920 году Селестен Френе начал свою преподавательскую карьеру в небольшой деревенской школе в Альп-Маритим.

К середине двадцатых годов двадцатого века эксперименты Ш. Френе стали очень известными. В 1927 году была основана целая ассоциация учителей начальной школы, разделявших его взгляды. Это был «Кооператив пропагандистов светской школы», который позже трансформировался в «Институт современного школьного образования» и стал важным центром по производству и распространению учебных пособий. С. У С. Френе была идея основать «Международную федерацию сторонников новой школы», директором которой он был в течение многих лет. Он основал несколько образовательных журналов и был их бессменным директором.

В 1934 году — 35 летС. Фресне удалось построить собственную школу в Вэнсе. Это было одноэтажное, похожее на павильон здание с бассейном в центре двора; классы были просторными, светлыми с преобладанием белого и зеленого цветов. Школа работала как интернат, и в ней учились в основном дети из малообеспеченных семей.

В 1925 году в составе делегации французских народных учителей он посетил Советский Союз, где встретился с Н.К. Крупской. В своей брошюре «Месяц с русскими детьми» Ш. Фресне высоко оценил усилия по развитию образования. В начале 1930-х годов во Франции был основан «Фронт защиты детей». В него входили известные педагоги и психологи, в том числе П.Ланжевен и А.Валлон. Будучи одним из инициаторов создания «Фронта», С. Френе стал его секретарем, то есть взял на себя все организационные функции по координации этого антифашистского и демократически ориентированного движения.

Консервативные школьные чиновники и реакционная французская пресса организовали яростное преследование С. В защиту С. Френе клеветнически утверждал, что возглавляемая им школа воспитывает детей в духе безнравственности и пренебрежения к национальным традициям. В защиту Ш. Френеля выступили демократические организации и видные представители левой интеллигенции А. Барбюс и Р. Роллан.

С. С. Френе умер в 1966 году в Вэнсе. После его смерти движение продолжилось, и Элиза Фрейне, его верная жена, сохранила традиции школы С. Фрейне.

Социально-исторические условия, обусловившие формирование и развитие педагогических взглядов Ш. Френеля. Фресне

Школьный вопрос всегда занимал большое место в социальной и политической жизни Франции. Эта школа много обсуждалась в парламенте, и ее положение постоянно освещалось в прессе всех мастей.

Однако французская система образования конца XIX — начала XX века была далека от лучших идей демократической педагогики Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. Управление образованием было максимально централизовано, и эта крайняя централизация образовательного процесса подавляла индивидуальность и инициативу детей. Во французской школе этого периода личность ученика стояла на последнем месте. Школа не пробуждала независимость учеников, не удовлетворяла их интеллектуальные и моральные потребности, навязывала лишь пассивное принятие знаний.

Французская школа ярко отражала социальные контрасты французского общества того времени. Не было связи между начальным и средним образованием. Уровень начального образования был ограничен базовой грамотностью и счетом. Среднее школьное образование характеризовалось оторванностью от жизни, а атмосфера лицеев и колледжей была пронизана духом элитарной кастовости и социальных привилегий. Средние школы были рассчитаны на узкий круг учащихся, почти исключительно на детей обеспеченных людей.

Большое количество хорошо подготовленных учеников не поступают в среднюю школу из-за отсутствия мест. Еще сложнее поступить в профессиональные учебные заведения. В большинстве школ нет современного педагогического оборудования. Структура школ, содержание образования, формы и методы обучения — все это нуждается в радикальном обновлении.

Чтобы удовлетворить растущую потребность страны в квалифицированных кадрах, Франция разрабатывает государственные планы по развитию образования и профессиональной подготовки.

В мае 1965 года премьер-министр Франции Ж. Помпиду объявил в Национальном собрании, что правительственная программа преобразования школ «является революционной в области социальной педагогики, с точки зрения целей и методов образования». Помпиду заявил в Национальном собрании, что реализуемая правительством программа преобразования школ «является революционной в области социальной педагогики, с точки зрения целей и методов образования». «Революция образования», «Революция школы», «Революция педагогики» — под такими названиями одна за другой выходят книги французских педагогов.

Возникает вопрос, что побудило французских государственных деятелей и педагогов говорить о «революции» в образовании. Как многочисленные и противоречивые социально-экономические и политические факторы повлияли на развитие школы? Анализ исторической, социально-экономической, политической и образовательной литературы дал следующие ответы на поставленные вопросы.

Во Франции, как и в других странах, распространение морального нигилизма среди молодежи и рост преступности среди несовершеннолетних вызывают растущую озабоченность общественности. Система образования несет большую часть ответственности за развитие этой ситуации. Значительное число молодых людей бросили школу после завершения обязательного образования. Необразованную молодежь набирали неохотно, в результате чего значительная часть молодежи оказалась в «социальном вакууме», что способствовало росту правонарушений и преступности.

Следует отметить, что до начала 1960-х годов французская школьная система была пропитана духом традиционализма и являлась одним из самых консервативных социальных институтов в стране. Число учащихся росло, но это создавало новые острые социальные и образовательные проблемы. Жизнь настойчиво требовала радикального обновления различных аспектов организации и деятельности школы.

Очевидно, что система образования во Франции в начале ХХ века (как и в других западных странах) пришла в резкое противоречие с уровнем, достигнутым производительными силами, развитием науки и техники. Ликвидация отсталости школы и необходимость ее обновления становились все более насущными. Ярко выраженный традиционализм французской школы, консервативный характер преподавания и методов воспитания подвергались в то время критике со стороны педагогов движения «Новое образование».

Это было широкое и очень разнообразное международное педагогическое движение, получившее наибольшее распространение на Западе в 1920-х годах. Они представляли разные идеологические и теоретические концепции, объединение под одним названием часто казалось условным и искусственным. Однако всех сторонников «нового образования» объединяло неприятие и резкая критика традиционной педагогики. Таким образом, это международное движение объединило педагогов-новаторов со всего мира и решительно выступило против методов традиционного образования. Его основные обвинения сводились к следующему:

  • Традиционная педагогика не признает значение детства как самого яркого и важного этапа жизни для развития личности и оценивает его лишь как подготовительный этап к последующей «настоящей» взрослой жизни;
  • игнорируют уникальность и неповторимость детской психики и подавляют органические творческие импульсы ребенка;
  • стандартизированная и догматическая концепция образования и культуры, шаблонная методика обучения и воспитания, авторитарная роль учителя.

Результатом работы педагогов-новаторов этого периода по реорганизации содержания, форм и методов школьного образования стало появление экспериментальных учебных заведений (новых экспериментальных школ).

Характер и содержание педагогического подхода К. Френе

С. Фресне — один из ярчайших представителей гуманистического направления в педагогике. Он выступал за создание совершенно новой системы воспитания и обучения молодежи и резко критиковал господствующую школьную методологию XX века за то, что она сохраняла старые методы, содержание и дух обучения, не пытаясь адаптироваться к радикальным изменениям, происходившим в обществе. Проблему со школой видел С. Fresne было то, что оно не отвечало индивидуальным потребностям школьника. Недооценка индивидуальности ребенка, игнорирование его интересов, возможностей и ценностей — одна из причин обеднения нравственных идеалов и поведения учащихся разного возраста, негативного отношения к учебе. С. Фресне утверждал, что учебники, учебные программы, планы, разработанные для всей страны, не учитывали ни разных возможностей, ни разных вкусов маленьких учеников, и «такая школьная система неизменно приводила к обеднению учащихся в интеллектуальном питании, полному игнорированию специфических условий, индивидуальных талантов детей». В результате дети потеряли интерес к образованию, культуре и труду, который стал для них рутиной, неприятной и бесплодной, вместо того чтобы обогащать и радовать их.»

Он критиковал тех, кто считал, что знания, полученные в школе, автоматически приведут к гуманизации человека. С. Он критиковал тех, кто считал, что знания, полученные в школе, автоматически приведут к гуманизации человека. Они думали, что свидетельство образования откроет дверь в мир морали, гражданственности и человечности.

Но это было далеко не так. Задача педагогов, говорит С. Фресне, — это вернуть достоинство и сознание собственной значимости, пробудить те струны в душе, которыми школа совершенно пренебрегла.

С. С. Фресне был убежден, что у всех детей есть желание работать, которое закладывается в них с детства. Поэтому он задался вопросом, что вызывает у детей желание учиться, а что не способствует этому желанию. С Фресне задавался вопросом: «Почему они всегда не вкладывают эту энергию и настойчивость в школу, чтобы научиться всему тому, что впоследствии определит их будущее? Как пробудить в школьнике желание прилежно работать?

По мнению С. Френе, причиной плохой успеваемости ребенка в школе является неправильный выбор мотивов обучения. Необходимо давать детям задания, которые имеют для них смысл. Заведите школьный дневник, не потому что там будет оценка, а потому что таким образом вы сможете общаться со своими соседями, с другими классами по всей стране. Такая деятельность позволяет студентам вкладывать в нее свою энергию. Класс превращается в мастерскую, в лабораторию, все дальше и дальше уходя от традиционной школы, где учитель передает знания, а ученики пытаются все записать в тетрадь. И поскольку работа становится коллективной, правила, регулирующие поведение учащихся, должны быть радикально переосмыслены. Необходимо организовать регулярные встречи учителя с детьми, чтобы вместе обсуждать, что разрешено, а что запрещено. Таким образом, формируется кооперативный совет, который разрабатывает внутренние правила школы, имеет материальное оснащение.

Анализ работ Селестена Френеля позволяет выделить семь основополагающих педагогических принципов, определяющих методологическое своеобразие образовательной системы педагога-гуманиста. Эти принципы отражают все основные черты гуманистической педагогики (рассмотренные в первой главе данного исследования).

Обучение — это естественный, соответствующий развитию процесс, учитывающий возраст и разнообразие способностей детей. Реализация принципа студентоцентризма в организации учебного процесса ставит перед преподавателем сложную задачу: определить интересы и потребности студентов и предоставить им условия и средства для их удовлетворения. Эта задача решается в педагогике С. Фресне с помощью диагностики «комплексов интересов», которая является усовершенствованием классической методики «выявление центров интересов». «Превосходство комплексов интересов над центрами интересов неоспоримо. Если до сих пор переход от формализма старого метода к живости нового не был успешным, то это лишь вопрос «техники». Если мы решим эту проблему — мы считаем, что уже далеко продвинулись в этом направлении — вся педагогическая наука сделает большой шаг в направлении функционального образования. «

S. Фресне видит слабость «центров интересов» в том, что при их реализации учителя концентрируются только на некоторых интересах детей и не удовлетворяют их полностью.

На основе комплексов интересов учащихся организуется дальнейший процесс обучения, который включает активный поиск ответов на вопросы, поставленные самими учащимися в ходе анализа свободных текстов.

Принцип принятия и использования опыта и интересов детей в организации образовательного процесса стал одним из ведущих и актуальных требований современной педагогики. В этом и заключается главная особенность гуманистической педагогики Селестина Френе — ориентация на психологические и физиологические особенности детей, их интересы и переживания.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Педагогическая практика в начальных классах
  2. Материализм, прагматизм, антропоцентризм, социоцентризм и гуманизм как теоретическая основа педагогического процесса
  3. Перспективы инновационного метода обучения в высшей школе
  4. Воспитание и школа в эпоху средневековья
  5. Методы обучения
  6. Пути формирования игрового коллектива, проявление индивидуальных особенностей детей в развитии игры
  7. Теория и методика развития математических представлений у дошкольников
  8. Проблема раннего обучения: за и против
  9. Методика преподавания русского языка
  10. Образование как общечеловеческая ценность