Для связи в whatsapp +905441085890

Концептуальные модели современного понимания истины — Основные концепции истины в философии

Основные концепции истины в философии

Современноепонимание истины предполагает диалогразлич­ныхфилософских концепций и синтез наиболееплодотворных идей вконтексте современных представленийнауки и культуры. Вистории философии сложилось несколькоподходов к определению этой категории.

Априористскаяконцепция утверждает,чтоистина или ряд истин изначально присущичеловеку или человеческой душе в виденекого доопытного знания, которое можнораскрыть в каждом инди­виде черезопределенную методику, как бы заставляячеловека “припомнить” заложенное вего сознании изначально.

Таково учение индийской веданты опо­тенциальном всезнании человеческогоатмана, тожде­ственного брахману;античное понимание знания как припоминаниятого, что некогда видела и слышалабессмертная душа; христианское учениео потенциаль­ном богоподобии человека,декартовская доктрина врожденных идей.

Конвенциональная модель истины поддерживает идею,что истина — есть всегда продукт гласного(а чаще — негласного) согла­шения между участниками познавательного процесса. В разных науках и в разных сообществах (религиозных конфессиях,профессиональных группах и т.д.) су­ществуют разные “правила игры”,а все доказатель­ства строятся лишь на основе принятых конвенций.Соответственно, то, что может трактоваться в рамках одного научного сообщества как истинное знание, в другом будет расценено как знание ложное.

Так всегдабывает, когда сталкиваются представителиразных школ в науке и в философии.

Когерентнаятеория истины.Существуетнесколько вариантов данной теории.Самый популярный и известный из нихутверждает, что истинноезнание всегда внутренне непротиворе­чивои системно упорядочено. Здесьпроисходит сбли­жение с трактовкойистины в смысле логической пра­вильностии корректности.

При всей частичнойобо­снованности такого подходавсе-таки следует признать, что отсутствиелогических противоречий и взаимосвя­занностьсуждений внутри какой-то теории ещеотнюдь не свидетельствует о ее истине;и, наоборот, наличие диалектических иантиномических суждений внутри теорииеще не дает оснований заключать о ееложности.

Второйвариант теории когеренции утверждает,что истиннойдолжна быть признана та гипотеза, котораяне противоречит фундаментальномузнанию, существу­ющему в науке.Данный крите­рий также нельзяабсолютизировать, ибо любая новаяфундаментальная теория всегда какому-тообщеприз­нанному знанию да противоречит.

Прагматическаяверсияистиныподчеркиваетсубъективныймомент в составе человеческого знания,т.е. степень его пригодностина практике.

Сутьконцепции сводится к тому, что знаниедол­жно быть оценено как истинное,если способно обеспе­чить получениенекоего реального результата(экспе­риментального,утилитарно-прагматического и т.д.).

Инымисловами, истинность отождествляетсяздесь с пользой или результативностью.

Однако утилитар­ную направленность науки не следует преувеличивать. Множество открытий совершались творцами, конечно же, не из утилитарных соображений, а из чистой люб­ви к истине.

Концептуальные модели современного понимания истины - Основные концепции истины в философии

Проблема познаваемости мира. Основные концепции истины

Проблема соответствия знаний объективной реальности известна в философии как проблема истины. Вопрос о том, что такое истина есть вопрос о том, в каком отношении находится знание к внешнему миру, как устанавливается и проверяется соответствие знаний и объективной реальности.

В структуре знания можно выделить два слояОдин из них зависит от специфики биологической и социальной организации человека, особенностей его нервной системы, органов восприятия, мозга, способа переработки информации, своеобразия данной культуры, исторической эпохи и языка.

Другой зависит от объективной реальности, от специфики явлений и процессов, отражаемых познанием. Эти два слоя находятся в определенном отношении друг к другу.

Главным в совокупности вопросов, возникающих в этом свете, является вопрос: можем ли мы выделить в наших знаниях содержание, не зависящее ни от индивидуального человека, ни от человечества, и если можем, то каким образом, как определить меру соответствия этого содержания объективной реальности?

Объективная истина — содержание наших представлений и знаний, не зависящее ни от человека, ни от человечества. Исторические подходы отделения в наших знаниях того, что не зависит от человека и человечества, от того, что зависит:

  • логический анализ знаний и ведущих к нему размышлений. Истинным может быть лишь знание о вечных и неизменных идеях (Платон). При таком подходе мы отказываем в истинности всем знаниям о материальных изменчивых процессах, знаниям о природе и обществе, так как эти знания не могут быть получены или проверены путем чистого умозрения и одних лишь логических рассуждений.
  • чувственное созерцание и наблюдение. Однако чувственное восприятие не может дать нам абстрактных знаний, и тем более не может служить средством их проверки, критерием их соответствия действительности.

Объективная истина не есть нечто застывшее, омертвевшее, закостенелое; она выступает как объективное содержание наших знаний, соответствие которого объективному миру проверяется и устанавливается на базе практической деятельности. Фундаментальные положения теории истины:

  • объективный мир, отражаемый в знании, постоянно развивается и изменяется;
  • практика, на основе которой осуществляется познание, и все задействованные в ней познавательные средства изменяются и развиваются;
  • знания, вырастающие на основе практики и проверяемые ею, постоянно изменяются и развиваются, и, следовательно, в процессе постоянных изменений и развития находится и объективная истина.

Концептуальные модели современного понимания истины

Определение 1. Проблема истины – это проблема соответствия совокупности человеческих знаний объективным явлениям и процессам реальности.

Проблема истины поднималась философами с древнейших времен в самых различных аспектах. Исторический анализ развития данного понятия позволяет заключить, что истина достаточно плюралистическое явление, что безусловно само по себе противоречит общепринятому пониманию истины.

Вместе с тем одним из первых разломов в понимании истины стало разделение на онтологическую и гносеологическую ее концепцию, т.е. понимание истины как неотъемлемой части и свойства бытия, способность материального или духовного мира быть истинным, т.е.

непротиворечивым, настоящим и доступным для человеческого понимания, либо понимания истины как атрибута знаний, как качественной характеристики его соответствия или несоответствия определённым критериям.

Замечание 1. Обе концепции сформировались в период античности. Гносеологическое представление о истине достаточно быстро стало доминантным и получило наибольшее развитие, хотя в некоторых современных концепциях содержатся отсылки и к онтологическим представлениям.

В зависимости от особенностей исторической эпохи и спектра задач, стоящих перед обществом, сформировался целый ряд концепций истины, которые остаются актуальными по настоящее время. К ним относятся:

  • классическая,
  • априористская,
  • прагматическая,
  • экзистенциальная,
  • когерентная,
  • конвенциональная,
  • диалектико-материалистическая.

Классическая концепция является наиболее древней. Она формирует понимание истины как соответствия между знанием и действительностью.

Основой классической концепции служит интуитивная вера в полноту и адекватность человеческих возможностей восприятия действительности, что позволяет сопоставлять получаемые знания с ней и определять их ценность.

Классическая концепция по настоящее время пользуется значительной популярностью, особенно в научных кругах, поскольку отвечает потребности ученых предполагать, что они исследуют объективные закономерности мира, а не собственных продуктов психической деятельности.

Вместе с тем, несмотря на кажущуюся простоту классическая концепция имеет ряд значимых проблем, попытки преодоления которых привели к развитию иных концепций. К числу основных проблем можно отнести:

  • проблему действительности,
  • проблему познания,
  • проблему соответствия.

Классическая концепция позволяет трактовать действительность как в материалистическом, так и идеалистическом ключе.

Современные концепции истины

 Проблема истины является ведущей в философии познания. Все проблемы философской теории познания касаются либо средств и путей достижения истины (вопросы чувственного и рационального, интуитивного и дискурсивного и др.), либо форм существования истины (понятий факта, гипотезы, теории и т.п.), форм ее реализации, структуры познавательных отношений и т.п. Все эти вопросы концентрируются вокруг данной проблемы, конкретизируют и дополняют ее. Понятие истины относится к важнейшим в общей системе мировоззренческих проблем.

Оно находится в одном ряду с такими понятиями, как «справедливость», «добро», «смысл жизни».

     От того, как трактуется истина, как решается вопрос, достижима ли она, — очень часто зависит и жизненная позиция человека, понимание им своего назначения. Это показывает драматическое положение, в котором порой оказываются ученые, переживающие смену одной теории другой и сталкивающиеся с необходимостью отказа от прежних теорий, считавшихся истинными.

  В современной философии особенно выделяются три концепции истины: концепция соответствия (корреспонденции), когеренции и прагматичности.

 Согласно концепции соответствия, истина есть форма соотношения психики субъекта и объекта. Аристотель считал, что истинное ложное находятся не в вещах, а в мысли. Довольно часто простая схема прямого соответствия чувства или мысли объекту недостаточна.

Отдельные суждения приобретают смысл лишь в системе суждений. Там, где в ходу многозвенные логические конструкции, приходится учитывать последовательность, связность, системность рассуждений и высказываний. В этой связи говорят о когерентной концепции истины.

Под когерентностью понимается взаимосоответствие высказываний. Значительный вклад в развитие когерентной концепции истины внесли Лейбниц, Спиноза, Гегель. Концепция когеренции истины не отменяет концепцию соответствия, но ряд акцентов в понимании истины ставится иначе.

Значительный вклад в развитие прагматической концепции истины внесли сторонники марксизма и американского прагматизма.

Марксисты считают, что истина отображает объективное положение дел; прагматики же понимают истину как работоспособность чувств, мыслей, идей, их полезность в деле достижения желаемой цели.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Исторические этапы в развитии политической философии
  2. Ф. Энгельс и его философия
  3. Августин о платоновских идеях и о памяти
  4. Эпиктет, древнегреческий философ
  5. Сущность практической, познавательной, оценочной деятельности
  6. Ханьские философы. Дун Чжуншу, Лю Ань, Сыма Цянь, Ван Чун
  7. Ж. Лиотар: постмодерн как неуправляемое возрастание сложности
  8. Истина как главная цель познания. Объект и субъект познания
  9. Научная революция начала xx века и эмпириокритицизм
  10. Политическая философия 17-18 века. Апология государства в «левиафане» Т. Гоббса