Для связи в whatsapp +905441085890

Методика обучения текстоведческим умениям на основе технологии образовательной сессии — Основные понятия технологии и их особенности

В структуру игры как деятельности органично входит целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации. Значение игры невозможно исчерпать и оценить развлекательно-рекреактивными возможностями. В том и состоит ее феномен, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна перерасти в обучение, в творчество, в терапию, в модель типа человеческих отношений и проявлений в труде. Игру как метод обучения, передачи опыта старших поколений младшим люди использовали с древности. Широкое применение игра находит в народной педагогике, в дошкольных и внешкольных учреждениях.

Понятие «игровые педагогические технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр.

Методика обучения текстоведческим умениям на основе технологии образовательной сессии -  Основные понятия технологии и их особенности

 Основные понятия технологии и их особенности

Технология обучения – это прикладная дидактика. Она реализует идеальный процесс обучения в конкретных условиях и отражает реальную деятельность педагога и ученика.

      Технология обучения как прикладная наука претворяет в учебный процесс достижения современной дидактики. Дидактика сама по себе не может являться общей технологией обучения, как и все основополагающие науки.

Задача технологии обучения в основном сводится к тому, чтобы разработанные в дидактике законы и принципы преобразовать в эффективные методы обучения и создавать необходимые условия для их применения при соответствующих формах и технических средствах.

       Не всякая педагогическая теория или методика достигает технологического уровня, то есть может быть представлена в виде последовательности действий и операций, а также может быть воспроизведена при заданных условиях и средствах любым педагогом. Поэтому проектирование педагогической технологии предусматривает разработку теоретической концепции, выделение этапов деятельности обучающихся и педагога, последовательность выполнения которых соответствует логике технологии и обеспечивает достижение запланированных результатов.

Слово — «технология» происходит от греческих techno – это значит  искусство, мастерство, умение и logos – наука, закон. Дословно «технология» – наука о мастерстве. Технология обучения – это система поэтапной организации учебного процесса, которая обеспечивает достижение результата, соответствующего цели, с помощью совокупности операций, средств и способов их применения, реализующих определённую модель обучения.  Любая педагогическая технология включает следующие аспекты: 1. Кибернетический, который  реализуется через поставленные цели обучения, диагностические тесты и контрольные срезы, промежуточную и итоговую аттестацию.
      2. Информационный – вычленение ведущих идей и понятий в содержании учебного материала, его распределение на учебные этапы, выявление методологических функций знания, вооружение обучающихся методами познания и способами работы со знаниями.
    3. Коммуникативный, связанный с определением направлений потока информации на каждом этапе процесса обучения по схемам: педагог –    обучающийся, педагог  —     подгруппа обучающихся, педагог-группа обучающихся, обучающийся- обучающийся, обучающийся  —    педагог и т.п.

     4. Деятельностный – создание проекта деятельности обучающихся, способов репродуктивной, поисковой или творческой деятельности, степени самостоятельности и взаимодействия обучающихся.  
Педагогическая технология опирается на системный подход мышления педагога, его умение устанавливать связи взаимодействия между всеми компонентами процесса обучения и обучающимися, предвидеть результаты. Технологический подход к обучению ставит целью проектирование образовательного процесса на основе обратной связи, оперативной и итоговой, которая конкретизирует целеполагание как систему последовательно (поэтапно) реализуемых целей и задач.  

Образовательные  технологи

Образовательные  технологии классифицируются на основе заложенного в них характера учебной деятельности.
Их выделяют две:

.Репродуктивная деятельность (традиционная). В репродуктивном  методе обучения выделяются следующие признаки:

1) знания учащимся предлагаются в “готовом” виде;

2) учитель не только сообщает знания, но и объясняет их;

3) учащиеся сознательно усваивают знания, понимают их и запоминают. Критерием усвоения является правильное воспроизведение (репродукция) знаний;

4)необходимая прочность усвоения обеспечивается путём многократного повторения знаний. Главное преимущество данного метода — экономность.

Он обеспечивает возможность передачи значительного объёма знаний, умений за минимально короткое время и с небольшими затратами усилий. Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительной или творческой. Репродуктивная деятельность предшествует творческой, Поэтому игнорировать её в обучении нельзя, как нельзя и чрезмерно увлекаться ею. Репродуктивный метод должен сочетаться с другими методами.

Продуктивная, поисковая, направленная на формирование новых знаний непосредственно самими обучающимися, здесь педагог выступает только как направляющий. Сущность продуктивной деятельности выражается в следующих  характерных признаках:

1) знания учащимся не предлагаются в “готовом” виде, их нужно добывать самостоятельно;

2) учитель организует не сообщение или изложение знаний, а поиск новых знаний с помощью разнообразных средств;

3) учащиеся под руководством педагога  самостоятельно рассуждают, решают возникающие познавательные задачи, создают и разрешают проблемные ситуации, анализируют, сравнивают, обобщают, делают выводы и т.д., в результате чего у них формируются осознанные прочные знания.

Разберем современные образовательные технологии, основанные на данных подходах, методах. Нельзя сказать о том, что мы не используем совсем современные образовательные технологии, многие из нас используют элементы той или иной технологии в своей деятельности, рассмотрим это на примере учреждений дополнительного образования. В учреждении дополнительного образования детей в отличие от  школы имеются все условия для того, чтобы разделять детей по их индивидуальным особенностям и интересам; учить всех по-разному, корректируя содержание и методы обучения в зависимости от уровня умственного развития и конкретных возможностей, способностей и запросов каждого ребенка.

Условием эффективности освоения любой учебной программы в дополнительном образовании является увлеченность ребенка той деятельностью, которую он выбирает. Нельзя навязать ребенку стремление к творчеству, заставить его мыслить, но можно предложить ему разные способы достижения цели и помочь ему ее достичь, научить приемам, необходимым для этого. Поэтому в системе дополнительного образования  есть возможность  создать учебную программу под каждого ученика.  

Игровые педагогические технологии

В современной образовательной практике большое распространение получили игровые технологии обучения (А.А. Вербицкий, Н.В. Борисова и др.), которые характеризуются наличием игровой модели, сценарием игры, ролевых позиций, возможностями альтернативных решений, предполагаемых результатов, критериями оценки результатов работы, управлением эмоционального напряжения.

Игровые педагогические технологии — это технологии, в основу которых положена педагогическая игра как вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта.

Применяются игры познавательные, занимательные, театрализованные, игровые, имитационные, компьютерные, игровое проектирование, индивидуальный тренинг, решение практических ситуаций и задач. Выбор каждой игры определяется ее возможностями, соотнесением с особенностями дидактической задачи.

 Игровая технология обеспечивает единство эмоционального и рационального в обучении. В процессе игры, вследствие гибкости игровой технологии, воспитанник сталкивается с ситуациями выбора, в которых он проявляет свою индивидуальность. Идея вариативности, свободы выбора заданий и организационных форм деятельности – одна из ведущих идей современной педагогики – получает в игровой технологии возможности для своей реализации. Особенностью игровой технологии является то, что ее разработка и применение требуют высочайшей творческой активности педагога и воспитанников. Активность педагога проявляется также в том, что он хорошо знает психологические и личностные особенности своих воспитанников и на этом основании вносит индивидуальные коррективы в ход технологических процессов.

Технология проведения занятия-игры состоит из следующих этапов:

  • Этап подготовки (определение учебной цели, описание изучаемой проблемы, составление плана проведения и общее описание игры, разработка сценария, расстановка действующих лиц, договоренность об условиях и правилах консультации);
  • Этап проведения (непосредственно процесс игры: выступления групп, дискуссии, отстаивание результатов, экспертиза);
  • Этап анализа и обсуждения результатов деятельности (анализ, рефлексия, оценка, самооценка, выводы, обобщения, рекомендации).

Игра не заменяет полностью традиционные формы и методы обучения; она рационально их дополняет, позволяя более эффективно достигать поставленной цели и задачи конкретного занятия и всего учебного процесса. В то же время игра повышает интерес обучающихся к учебным занятиям, стимулирует рост познавательной активности, что позволяет воспитанникам получать и усваивать большее количество информации, способствует приобретению навыков принятия естественных решений в разнообразных ситуациях, формирует опыт нравственного выбора. Игра улучшает отношения между её участниками и педагогом, так как игровые взаимодействия предусматривают неформальное общение и позволяют раскрыть и тем и другим свои личностные качества, лучшие стороны своего характера; она повышает самооценку участников игры, так как у них появляется возможность от слов перейти к конкретному делу и проверить свои способности. Игра изменяет отношение её участников к окружающей действительности, снимает страх перед неизвестностью. Она одновременно ставит ребенка в несколько позиций. Личность находится одновременно в двух планах — реальном и условном (игровом).

Поскольку игра представляет из себя «цепочку» проблемных ситуаций познавательного, практического, коммуникативного характера, она является психологическим эквивалентом творческой деятельности а, следовательно, формирует индивидуальный опыт такой деятельности. Игра является средством развития умений и навыков коллективной мыслительной  деятельности (умений продуктивно сотрудничать, аргументировать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения и опровергать другие и т. д.). Одновременно с этим она способствует развитию функций самоорганизации и самоуправления, снимает напряженность, позволяет проверить себя в различных ситуациях.

Значение игровых форм и методов обучения

Ролевые, имитационные игры и другие игровые формы и методы обучения обеспечивают достижение ряда важнейших образовательных целей: стимулирование мотивации и интереса к обучению;

  1. поддержание и усиление значения полученной ранее информации в другой форме;
  2. развитие навыков критического мышления и анализа, принятия решений, взаимодействия, коммуникации;

     С помощью игры можно снять психологическое утомление; её можно использовать для мобилизации умственных усилий воспитанников, для развития у них организаторских способностей, привития навыков самодисциплины, создания обстановки радости на занятиях.
    В игру включают викторины, ситуации, элементы мозгового штурма. Игра – это почти всегда соревнование. Дух соревнования в играх достигается за счет разветвленной системы оценивания деятельности участников игры, позволяющей увидеть основные аспекты игровой деятельности учащихся.

Коллективная форма работы — одно из основных преимуществ игр. В игре обычно работают группы из 5-6 человек. Второе преимущество игр в том, что в них активно и одновременно может принимать участие достаточно большое количество детей. До минимума сводится роль и участие педагога в игре.

     Для участия в игре не требуется репетиций, поэтому не теряется новизна предстоящей игровой деятельности, что является источником постоянного интереса играющих к событиям в игре.

    Различные игры применимы и в качестве зачетных занятий, при обобщении и повторении блока тем; они дают возможность педагогу без излишней нервозности проверить усвоение темы, выявить проблемы в знаниях воспитанников в овладении ими практическими умениями и навыками. В то же время они содержат большой обучающий потенциал и, используя схему данной игры, дети могут составить свои варианты её проведения. Большую роль выполняет система стимулирования в игре. Она должна активизировать каждого из играющих, заставлять их действовать как в жизни, уметь подчинять интересы отдельных участников общей цели игры, дать объективную оценку личного вклада каждого в достижение игровой цели, добиваться общего результата деятельности игрового коллектива. При конструировании игры необходимо также четко продумать её адаптацию к конкретным участникам и условиям.

 Современные образовательные педагогические технологии могут радикально перестроить процесс обучения. В условиях дополнительного образования ребенок развивается, участвует в игровой, познавательной, трудовой деятельности, поэтому цель внедрения разнообразных образовательных технологий – дать почувствовать детям радость труда в учении, пробудить в их сердцах чувство собственного достоинства, решить социальную проблему развития способностей каждого ученика, включив его в активную деятельность, доведя представления по изучаемой теме до формирования устойчивых понятий и умений.

         Игровые технологии это целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их; группы игр на обобщение предметов по определенным признакам; группы игр, в процессе которых у детей формируется умение отличать реальные явления от нереальных; группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др. При этом игровой сюжет развивается параллельно основному содержанию обучения, помогает активизировать учебный процесс, осваивать ряд учебных элементов. 

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Система физического воспитания в школе
  2. Современные технологии музыкального воспитания дошкольников
  3. Содержание и структура подготовки педагога
  4. Основные элементы педагогической культуры
  5. Современные интернет-технологии и их использование в образовании взрослых
  6. Воспитательная функция обучения
  7. Стили педагогического общения и взаимодействия
  8. Теория и технология музыкального воспитания
  9. Аудит профессиональной компетентности педагогов ДОО
  10. Объекты и субъекты сравнительной педагогики