Для связи в whatsapp +905441085890

Может ли познающий проникнуть в сущность вещей или ограничиться миром явлений — Многогранное познание

Эпистемология не теряет своей актуальности на протяжении всех веков истории развития философии. Ни одна философская система не мыслима без учета эпистемологии. Эпистемология изучалась древними философами и изучается философами наших дней. Это объясняется переплетением философии с другими науками, на которых она основывалась и основывается в своем развитии. Человечество всегда стремилось к познанию нового, к приобретению новых знаний. Это определяет актуальность темы контрольной работы.

Цель контрольной работы — рассмотреть проблему познаваемости мира и основные положения теории познания в ее историческом развитии.

Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

  • Охарактеризовать познавательное отношение человека к миру и выделить формы познания;
  • Проанализировать проблему познаваемости мира в философии, такие течения, как гносеологический оптимизм, скептицизм, агностицизм;
  • Рассмотреть структуру познавательного процесса, его уровни и формы;
  • Указать на понятие истины в различных философских концепциях;
  • Рассмотреть особенности научной истины;
  • Охарактеризовать роль практики в познании.

Чтобы охарактеризовать эпистемологию, остановимся на определении основных понятий: Гносеология, познание, знание.

Гносеология (от греч. gnosis — познание и logos — учение) — учение о познании Философский словарь. Гносеологию интересуют наиболее общие и необходимые признаки и закономерности познавательной деятельности. Его задача — дать наиболее общее представление о познании, составить его целостную картину.

Знание — практически проверенный результат познания действительности, ее верное отражение в человеческой мысли; обладание опытом и познаниями, которые являются как субъективно, так и объективно верными и на основе которых можно строить суждения и выводы, представляющиеся достаточно надежными, чтобы считаться знанием.

Философы в целом согласны с тем, что познание — это процесс, в ходе которого человек приобретает знания о мире и о себе как важнейшей части этого мира. В этом процессе знание обычно интерпретируется как истинная информация о реальности, а ошибочная информация рассматривается как обман. Познание можно рассматривать как целенаправленный процесс перехода от незнания к знанию, приобретения истинной и полной информации о мире.

Рассмотрение вопроса о равенстве знания и познания приводит к необходимости ознакомления с различными формами, основными из которых являются следующие.

Уже на ранних этапах истории существовало привычно-практическое познание, которое обеспечивало своих субъектов элементарной информацией о природе, людях, условиях жизни, общении, социальных отношениях. В основе этой формы познания лежал опыт повседневной жизни и практики людей. Одной из исторически первых форм является игровое познание, как детей, так и взрослых.

Может ли познающий проникнуть в сущность вещей или ограничиться миром явлений - Многогранное познание

Многогранное познание

На ранних стадиях развития человечества мифологическое познание также играло важную роль. Его особенность в том, что это фантастическое отражение действительности, бессознательно-художественная обработка наблюдений за природой и обществом. В рамках мифологии развивались знания о природе, космосе, самом человеке. В рамках мифологии возникла художественная и образная форма знания, которая получила дальнейшее развитие в искусстве.

Существует также религиозное знание. Его специфика определяется тем, что он обусловлен непосредственной эмоциональной формой отношения человека к господствующим над ним земным силам (природным и социальным).

Философское познание представляет собой особую форму целостного познания мира. Особенностью философского познания является стремление выйти за пределы фрагментарной реальности и найти основные принципы и основания бытия, определить место человека в нем. Философское познание основывается на определенных мировоззренческих предпосылках. Она состоит из гносеологии и онтологии.

Научное знание, в отличие от всех других разнообразных форм знания, представляет собой процесс получения объективного и истинного знания, целью которого является отражение закономерностей реальности. Научное познание имеет триединую задачу и связано с описанием, объяснением и предсказанием процессов и явлений действительности. Если для религиозного познания характерно соединение эмоционального отношения к миру с верой в сверхъестественное, то суть научного познания — рациональность, которая включает и эмоции, и верования как подчиненные моменты.

Основной проблемой эпистемологии является отношение между объектом знания и субъектом познавательной деятельности. Это напрямую связано с решением второй стороны основного вопроса философии о познаваемости мира, поскольку для того, чтобы говорить о познании, необходимо решить вопрос о познаваемости мира вообще. Решая эту проблему, философы разделились на агностиков, которые так или иначе отрицали познаваемость мира, и гностиков, которые признавали истинность человеческого знания.

При рассмотрении проблемы знания в философии можно выделить три основные линии: Оптимизм, скептицизм и агностицизм. Оптимисты утверждают принципиальную познаваемость мира, а агностики ее отрицают.

Философы, придерживающиеся позиции эпистемологического оптимизма (Аристотель, Ф. Бэкон, Б. Спиноза, Г. Гегель, К. Маркс, Ф. Энгельс и др.), исходят из тезиса о принципиальной познаваемости мира и считают, что наше знание адекватно отражает объекты изучаемой действительности.

Основная проблема, ведущая к агностицизму, заключается в следующем: Объект в процессе его познания неизбежно преломляется через призму наших чувств и мышления. Мы получаем информацию о нем только в той форме, которую он принял в результате такого преломления. Каковы эти объекты на самом деле, мы не можем знать.

Одним из истоков агностицизма является эпистемологический релятивизм — абсолютизация изменчивости, текучести явлений, событий бытия и познания. Сторонники релятивизма исходят из скептического принципа: Все в мире преходяще, истина выражает наше знание только на данный момент.

Исторически агностицизму предшествовал скептицизм. Агностицизм — это гипертрофированная форма скептицизма. Скептицизм признает принципиальную возможность знания, но выражает сомнение в достоверности знания.

Классические представления агностицизма

Классическими выразителями агностицизма являются Юм и Кант. Юм утверждал: «Все, что у меня есть, это чувственные восприятия, а откуда они взялись, я не знаю и не могу знать».

Юм также писал: «Что касается причин этих общих причин, то мы будем тщетно пытаться их обнаружить; мы никогда не будем удовлетворены тем или иным объяснением. Эти конечные причины и принципы полностью скрыты от нашего исследования. Мы должны признать, что природа держит нас на почтительном расстоянии от своих тайн и снабжает нас лишь знанием немногих поверхностных свойств предметов, скрывая от нас те силы и начала, от которых всецело зависят действия этих предметов».

Д. Юм ограничился восприятием как чего-то данного и утверждал, что выйти за его пределы невозможно. Он сомневался в объективности существования мира.

В отличие от Юма, Кант признавал существование реального мира, но утверждал, что познать его принципиально невозможно. Он исходил из того, что вещи, воздействующие на людей, вызывают сенсорное восприятие. «Внешний вид», согласно Канту, — это не физическое явление реального мира, а лишь то, как вещь представляется нам. Между явлением и вещью-в-себе лежит непроходимая пропасть, и человеческому разуму не дано ее перепрыгнуть. «В действительности нам не дано ничего, кроме восприятия и эмпирической прогрессии от данного восприятия к другим возможным восприятиям. Ибо явления сами по себе, которые являются лишь представлениями, действительны только в восприятии…».

Агностицизм Канта опровергает Ф. Энгельс в своей работе «Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии». Он пишет: «Самое решительное опровержение этого, как и всех других философских предположений, лежит в практике, а именно в эксперименте и промышленности. Если мы можем доказать правильность нашего понимания данного явления природы, вызвав его к жизни сами, выведя его из его условий, заставив его служить нашим целям, тогда кантовской неуловимой «вещи в себе» приходит конец».

Иррационализм решает проблему познаваемости мира с позиций, близких к агностицизму. Иррационалисты (Ф. Шеллинг, Ф. Ницше, Э. Гартман) считали, что достоверное знание о сущности вещей недоступно логическому познанию. Разум развивает только то, что ему подсказывают инстинкт и интуиция.

Агностицизм, однако, опровергается практикой. Если мы действуем на основе наших знаний и результат соответствует ожидаемому, это означает, что наши знания соответствуют действительности.

В 70-х годах прошлого века возникла эволюционная теория познания, основанная К. Лоренцем и Г. Фольмером. Так, Р. Штайндль пишет об этой теории: «Мировоззрение, в принципе основанное на теории эволюции, имеет величайшее значение для философских концепций.

Его влияние наиболее очевидно в отношении основной дисциплины философского анализа — эпистемологии. Если мы считаем, что Вселенная, жизнь и человек являются результатом эволюционных процессов, это неизбежно приводит к мировоззренческим и методологическим изменениям в отношении проблем эпистемологии.

С эволюционной точки зрения наиболее существенными являются две группы вопросов:

1) необходимо объяснить проблему происхождения познания и человеческого знания не только как системы информации, доступной современному человеку, но и, прежде всего, как достичь знания и рационально оперировать им, и, наконец, как научно организовать данные результата процесса развития, сделавшего человека».

Таким образом, эпистемология в философии находится в постоянном развитии. Основные философские концепции изменяются и дополняются.

Структура когнитивного процесса

Если рассматривать процесс научного познания в целом как систему, то в качестве ее элементов выступают, прежде всего, субъект и объект познания.

Субъект познания является носителем предметно-практической деятельности и познания, источником познавательной активности, направленной на субъект познания. В качестве субъекта познания может выступать как отдельный человек, так и различные социальные группы и общество. Успешная познавательная деятельность возможна при условии активной роли субъекта в познавательном процессе.

Объект познания — это то, что стоит перед субъектом, на что направлена его практическая и познавательная деятельность. Объектом познания могут быть как материальные образования, так и социальные явления. Результаты познания также могут быть объектом познания.

С момента возникновения философии проблема отношения субъекта к объекту, как отношения познающего человека к познанию, всегда была в центре внимания философов.

Говоря об уровнях познания, философы П.В. Алексеев и А.В. Панин выделяют эмпирический и теоретический уровни познания. С точки зрения гносеологической направленности эмпирический и теоретический уровни отличаются тем, что на эмпирическом уровне познание направлено на изучение явлений и поверхностных связей между ними, без углубления в существенные связи и отношения, а на теоретическом уровне познания основной задачей гносеологии является раскрытие причин и существенных связей между явлениями. На этом основано различие в когнитивных функциях, реализуемых на этих этапах познания. Основной познавательной задачей на эмпирическом этапе является описание явлений, а на теоретическом этапе основной познавательной задачей является объяснение изучаемых явлений.

Основными методами, используемыми на эмпирическом этапе, являются наблюдение, эксперимент и индуктивное обобщение. На теоретической стадии познания используются такие методы, как анализ и синтез, идеализация, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза и др.

Если говорить о формах познания, то в большинстве источников различают чувственное и логическое познание. Уже в античной философии возникли две противоположные доктрины, по-разному оценивающие роль чувственного и логического познания. Один из них, сенсуализм, отводит ведущую роль познанию органов чувств и считает, что на его основе строится все содержание нашего знания. Впоследствии чувственность приобрела множество приверженцев и получила практическое и теоретическое обоснование: Стало очевидно, что чувства связывают человека с внешним миром, и без этой связи познание невозможно. Эта позиция повлияла на дальнейшее развитие философии науки и заложила традицию эмпиризма — чрезмерного подчеркивания роли опыта и недооценки теоретического знания.

Вторая доктрина, рационализм, утверждает, что основой познания является разум, абстрактное логическое мышление. И поэтому недооценивает роль чувственного восприятия, считая его ненадежным. Истоки этой доктрины можно найти еще у Платона и Аристотеля.

Сегодня можно сказать, что истина лежит между крайностями чувственности и рационализма. С помощью органов чувств субъект распознает те качества вещей, которые доступны непосредственному восприятию. Он реализуется в трех формах: Восприятие (фиксирует отдельные свойства вещей или состояния человеческого тела), Воображение (дает полную конкретную и наглядную картину объекта), Представление (сенсорная память о вещах при отсутствии непосредственного контакта с ними). Сенсорное познание дает живописный образ нашего мира, обеспечивает первую ориентацию в мире и адаптацию к нему.

Основа возникновения и развития познания

Логическое (рациональное) познание позволяет субъекту с помощью своего интеллекта проникнуть в сущность вещей, недоступных чувствам, открыть скрытые от восприятия законы их бытия. Понятие (обозначает общие и существенные свойства определенной группы явлений), суждение (форма рассуждения, в которой что-то об объекте утверждается или отрицается), умозаключение (состоит из связанных между собой суждений и определенного вывода) выступают в качестве посредников, связывающих субъекта с миром. Эти логические формы являются начальными частями абстрактного мышления, и с их помощью можно выразить все богатство человеческих знаний.

Как бы ни были велики возможности чувственного и рационального познания, иногда говорят и о такой форме, как иррациональное (бессознательное) познание. Это относится к когнитивным актам, которые не могут быть сведены к нормам логического мышления и не имеют научного объяснения. Сюда можно отнести такие способы получения знаний, как интеллектуальная интуиция, мистическое откровение, медитация.

Другим участником когнитивного процесса может быть рефлексия — размышление субъекта, направленное на понимание и оценку собственных когнитивных действий.

Заключительным компонентом когнитивного процесса являются новые знания, которые субъект получает в результате практического и теоретического освоения когнитивного объекта. Познавательная деятельность человека представляет собой циклическое движение от старого личного знания к новому. В этом процессе различные компоненты познания взаимодействуют в практических и теоретических действиях субъекта. Успех познания, когнитивной деятельности во многом зависит от ее согласованности.

Основой для формирования и развития знаний на всех их этапах является практика. А. Г. Спиркин дает такое определение практики. Практика — это чувственная и объективная деятельность людей, их действие на тот или иной объект с целью изменить его так, чтобы он отвечал исторически сложившимся потребностям. С точки зрения познания, практика выполняет следующие задачи:

  • Практика является источником познания, его движущей силой, дает познанию фактический материал для обобщения и теоретической обработки;
  • Практика — это сфера применения знаний;
  • Практика служит критерием, мерилом для проверки истинности результатов познания.

Достижение истины является главной целью познания. По отношению к философии истина является не только целью познания, но и объектом исследования.

Истина — это знание, которое соответствует своему объекту, согласуется с ним. Это определение можно найти в словаре «Современная философия». Но всегда ли используется такое определение? Споры, которые до сих пор ведутся о понятии истины, носят не терминологический, а идеологический характер.

Чаще всего выделяют следующие основные понятия истины: соответствие (согласие), согласованность и прагматизм (целесообразность).

Наиболее известной концепцией истины является концепция соответствия знания действительности или классическая теория истины, которая берет свое начало от Платона и Аристотеля и была в дальнейшем развита Гегелем, Фейербахом, Марксом и т.д.

Одно из первых определений истины в европейской эпистемологии принадлежит Аристотелю. «Сказать о том, что есть, что его нет, или о том, чего нет, что оно есть, значит сказать ложно; а сказать, что то, что есть, есть, а того, чего нет, нет, значит сказать истинно.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Истина и заблуждение
  2. Случай Б. Паскаля: верующий рационалист
  3. Логика, методология и методы научного познания
  4. Горное дело и технические знания
  5. Основоположник русской философии
  6. Объективная реальность, сознание и самосознание как объекты познавательной деятельности
  7. Первая волна позитивизма: Конт, Милль, Спенсер
  8. Демокрит Абдерский – древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии
  9. Русская религиозная философия XX века
  10. Проблема истины в философии и науке