Для связи в whatsapp +905441085890

Основоположник русской философии — Возникновение русской философии в XVIII – первой половине XIX в.

XIX век стал для России веком больших достижений и свершений. Национальная культура приобретает свой национальный язык, в развитие которого Н.М. Карамзин, А.С. Пушкин, М.Я. Лермонтов и многие другие русские мыслители, ученые и художники внесли неоценимый вклад. Рождается русская классическая литература, формируется национальное самосознание, решается проблема собственной «идентичности», определения места и роли России в мировой истории.

В этом контексте появляется философия, для которой, с одной стороны, характерна высокая степень оригинальности, с другой — более тесная связь с западной философией. Этот этап характеризуется возрастающей сложностью философии, появлением ее различных направлений, как идеалистических, так и материалистических. Профессиональная составляющая философской культуры возрастает, в основном за счет развития университетских и гуманитарных традиций философского образования. Наблюдается общий рост философских знаний, особенно в таких областях, как философская антропология, философия истории, этика, онтология, гносеология.
Наблюдается значительное расширение философских контактов с Западом, мастерство «до сих пор невиданного». (Кант), а также последние достижения европейской философской мысли (Шеллинг, Гегель, Граф, Спенсер, Шопенгауэр, Маркс, Ницше). В то же время присвоение их идей не было единообразным и «всеохватывающим». Таким образом, декабристы черпали вдохновение во французской философии прошлого века, которая казалась неадекватной их современникам, например, «кругам мудрости». Хотя теоретики Народного собрания признали философское значение Маркса, они не сделали этого безоговорочно, так как также опирались на графа, Праудхона и Лассаля. Славянофилы, которые сначала отдали дань уважения Шеллингу и Гегелю, затем обратились к христианской патриархальной традиции.

Новизна и оригинальность взглядов русских философов, однако, объясняется не столько их чувствительностью к европейской мысли, сколько тем, что они поставили во главу угла проблемы самой России, национального самосознания. Так П.Ж. Чадаев, поклонник французского традиционализма, переписывавшийся с Шеллингом, стал основоположником русской историософии, а Н.Г. Чернышевский, «гегелевский и феербахский», создал теорию некапиталистического пути развития к социализму1 . Формирование философской системы В. С. Соловьева становится большим достижением.

Многие русские философы 19 века интересны не только с точки зрения истории самой философии, но и в связи со спецификой «истории идей». Важные и влиятельные философские идеи XIX века часто принадлежали не теоретическим систематикам, а членам философских сообществ (писателям мудрости, славянофилам, западникам), публицистам и литературоведам (В. Г. Белинскому, А. И. Авторы вышеназванного типа мыслителей внесли свой вклад в развитие революционных теоретиков (Ю. Л. Лавров, М. И. Бакунин) и др.

Такие мыслители внесли свой вклад в возникновение и развитие философских идей, поставили актуальные проблемы, развили и обогатили философскую терминологию, хотя и не стали основателями обширных и полных систем мировоззрения. Это, конечно, не означало, что их философский интеллект был неадекватен. Их идеи были востребованы интеллигенцией в той форме, в которой они предлагались, особенно через «толстые» литературные журналы, причем не только в столицах, но и в провинциях.
Все эти и другие творцы принадлежали к различным «идеологическим течениям», которые были лишь частично философскими, поскольку включали значительный пласт нефилософских — богословских, исторических, эстетических, социально-политических, экономических и других — вопросов. Более того, идеи таких философов, как П. Я. Чаадаев, Я. Данилевский, К. Н. Леонтьев и другие использовались различными течениями в XIX, а затем в XX веках не только в философском, но и в культурном, богословском, геополитическом и политическом контексте.

Основоположник русской философии

Возникновение русской философии в XVIII – первой половине XIX в.

Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) — учёный-энциклопедист, основоположник светского философского образования в России, реформатор русского языка и литературы — сыграл огромную роль в развитии русской философии, науки и культуры в целом. Его философские идеи разнообразны и весьма значимы. В «Слоях Земли» он установил гипотезу об эволюции флоры и фауны. В то же время Ломоносов призвал изучать причины изменений в природе. В письме Л. Эйлеру в 1748 г. М. В. Ломоносов сформулировал закон сохранения вещества и движения. По его словам, материя постоянно меняется, но сохраняет свою структуру, состоит из мельчайших частиц — «элементов» (атомов), которые объединяются в «корпус» (молекулу).

М. Ломоносов был страстным сторонником образования, которое он понимал как совершенствование нравов и социальных форм. Он был сторонником самодержавия и считал, что именно благодаря ему Россия стала сильнее и известнее. Ломоносов интерпретировал историю как органический процесс, в котором каждая предшествующая фаза связана с последующей. Он призвал изучать историю, считая ее не вымышленным повествованием, а достоверным, основанным на конкретных источниках познания — опыте летописей и информации статистики и демографии. М.В. Ломоносов рассматривал историю знания как историю формирования концепции.

Александр Николаевич Радищев (1749-1802) тоже был человеком высокой культуры. Книга Λ. Книга Н. Радищева «О человеке, его бессмертии и бессмертии», несомненно, является философским трудом. Книга состоит из четырех глав. В первых двух статьях автор излагает свои материалистические взгляды на бессмертие и пытается доказать, что материальные основы в той же мере связаны с духовным процессом, в какой духовная жизнь зависит от тела. Из этого он делает вывод, что разрушение тела должно повлечь за собой разрушение духовной жизни.

В третьей и четвертой главах своей работы А.Н. Радищев опровергает эти утверждения, утверждая, что невозможно «… больше не сомневаться в том, что душа в человеке сама по себе не является существом, отличным от телесного….. Это действительно так: простое, а не растянутое, неразрывно связанное со всеми чувствами и мыслями…». Без такого единства «… современный человек не будет знать, является ли он тем, кем он был в данный момент». Он не стал бы таким, каким был вчера». Он был бы неспособен «…ни вспоминать, ни сравнивать, ни думать…»

Радищев отчетливо осознавал различие между сенсорным опытом и не-сенсорной мыслью по отношению к объекту. Из этого Радищев делает вывод, что душа проста и неразлучна, что она бессмертна. Согласно Н.О. Потерянный он оправдывает это следующим образом. Цель жизни — стремление к совершенству и блаженству. Бог, Милосердный, не создал нас таким образом, чтобы мы думали, что эта цель — тщетная мечта. Поэтому разумно предположить: 1) после смерти одной плоти человек приобретает другую, более совершенную, в соответствии с достигнутой ступенью развития; 2) человек продолжает свое совершенство непрерывно.

Попытки философского осознания исторического пути России

Философская мысль в России XIX века оригинальна и разнообразна. Он показал не только парадоксальные и противоречивые подходы на протяжении одного столетия. Эта мысль также показала быструю смену вех, отражающих разные полюса философской рефлексии — от религиозного квиетиста до идеи социальной активности и перестройки человека. Философские поиски русских философов, которые причисляли себя к самым разнообразным интеллектуальным течениям, имеют одну неоспоримую особенность: какой бы философской моде они ни отдавали дань уважения, тема человека никогда не исчезала и не растворялась. Более того, по сути, это была не просто тема, а определенный стержень, вокруг которого разворачивались различные философские темы. Русские философы видели в человеке, независимо от его романтической, славянофильской, западной или материалистической позиции, центр и ядро мысли, постигающее тайны бытия.

Философская мысль в России XIX века демонстрирует чрезвычайное разнообразие. Интеллектуальные взгляды и преобладающие школы мысли менялись на протяжении всего столетия. Тема человека, однако, осталась неизменным припевом в самых разнообразных теоретических занятиях. Русская философия глубоко персоналистична по духу, в современных терминах. Он не только включает человека в свою орбиту, но и, как правило, берет этот феномен за отправную точку в толковании любой философской проблемы. Нет сомнений в том, что российский персонализм очень специфичен.

Русская философия прошла через романтизм 20-х и 30-х годов, славянофилизм и вестернизм 40-х и 50-х годов, а также страстный нигилизм и материализм 60-х годов. В 70-е годы Владимир Соловьев начал проповедовать универсализм и интегральное знание. Развитие социальной мысли во второй половине 19 века было связано с Народничеством. Несмотря на несовместимость этих предположений, философы, как уже упоминалось, ставили перед собой цель показать людям способы формирования собственной жизни на основе понимания человеческой природы.

В начале и первой трети 19 века на смену французскому Просвещению в России пришел немецкий идеализм. Но общие социальные условия не позволили, по словам А.Ф.. Лосев, что это, наконец, сформировалось как направление русской философии. В 40-е, 50-е и 60-е годы роль противника немецкого идеализма играли славянофилы, которые сами прошли его школу во всех отношениях (славянофилизм — направление русской общественной мысли, противопоставлявшее западничество).

Его приверженцы подчеркивали самобытное развитие России, ее религиозно-историческую и культурно-национальную самобытность, пытались доказать, что славянский мир призван обновить Европу своими экономическими, бюджетными, моральными и религиозными принципами). Но даже славянофилы, сознательно перенявшие мистические знания Православной Церкви, не смогли формализовать свои мысли в четкую систему.

В 40-х и 80-х годах XIX века вестерн оказал значительное влияние на Россию. В отличие от славянофилов, вестернизм не признавал самобытности и самобытности русской культуры. Она призвала к полному культурному воссоединению с Западом в критике традиционных основ русской мысли и жизни. С 1980-х годов чисто идеалистическая тенденция заняла место материализма и вестернизма. Не превратилась она и в целостную систему. Владимир Соловьев также не оставил полной философской системы.

Духовно-академическая философия в первой половине XIX века

Духовно-академическая философия понимается как совокупность философских курсов и соответствующей литературы, изучаемых в духовных академиях Русской Православной Церкви. Первая попытка организовать систематическое философское образование в России была предпринята в конце XVII века братьями Лихудами в основанной ими школе, но их планы были реализованы лишь частично.

Вопрос о соотношении философии и православия особенно остро встал в конце XVIII века. Это обстоятельство объясняется тремя основными моментами: Во-первых, со второй половины XVIII века можно говорить о самостоятельной русской светской философии, претендующей на независимость от религии; во-вторых, в этот период русское общество во многом знакомится с идеями французских мыслителей эпохи Просвещения, имеющих ярко выраженную антиклерикальную направленность; наконец, в это время идеологи православия ставят задачу создания оригинального богословия, свободного от католических и протестантских влияний.
Одним из самых значительных богословов конца восемнадцатого и начала девятнадцатого веков, автором многотомных трудов, был митрополит Платон (Левшин). Он с горечью признает, что «никогда еще так смело не спорили и не говорили о самых святых вещах веры».1 Такое состояние ума стало возможным в конце восемнадцатого и начале девятнадцатого веков.

Такое состояние души стало возможным, по мнению церковных иерархов, благодаря широкому распространению философских знаний. Философия вызывает «духовную жажду», но люди должны четко понимать, что в ней они «не утолят свою жажду». Конфликт между богословием и философией проистекает из смешения их предметов изучения, поскольку первые изучают «божественную мудрость», а вторые — «человеческое мнение». «Тщеславный ученый» ставит свои «ложные мысли» на место откровения, и именно их он «считает священными», отсюда и «ложное просветление», суть которого в том, что ученый «только коснулся края науки», но считает себя «уже созревшим в мудрости».

Если «смелость» ученого ограничивается «пределами науки, которой он занимается» и не посягает на истины веры, то его деятельность полезна обществу. То же самое касается и философии. Философ, который «приобретает некоторые понятия науки философии, чтобы избежать ложного просвещения», может «задуматься только о философии и еще не осмелится утверждать что-либо позитивное о теологии». В определенных пределах развитие философии все же допустимо.

Научный и социальный прогресс, с которым Церковь столкнулась в начале XIX века, неизбежно привел к новым отношениям в подготовке духовенства, а также широкое распространение различных западных мистических течений в эпоху Александра I выдвинули повышенные требования к философской культуре православных пасторов.

В 1807-1809 годах М.М. Сперанский был ведущей фигурой в реформе духовного образования, и именно по его инициативе Теслер был приглашен преподавать философию в Санкт-Петербургскую духовную академию (СПДА). Католик, он позже перешел в лютеранство и был членом масонской ложи; у него было обширное философское образование. Лекции были на латыни; они справедливо вызвали подозрение церковной иерархии. Комиссия духовных школ, рассматривавшая материалы лекций, представленных Фесслером, нашла их «темными и потребовала от него другого очерка», в котором он объяснял бы философию «самым ясным образом, и согласно методу и терминологии вольфиан». В результате Фесслер был вынужден оставить преподавание философии и перейти на работу к М. Сперанскому.

М. В. Ломоносов

Первым русским мыслителем мирового значения был Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), блестящий эрудит, обогативший своими открытиями почти все области знания, разрабатывавший проблемы естествознания, внесший большой вклад в гуманитарные науки, особенно в филологию, а также выдающийся поэт.
Ломоносова — монолитная натура. Он сочетал в себе научные, художественные и исторические интересы, а также склонность к их философскому обобщению.

Мировоззрение Ломоносова сформировалось прежде всего под влиянием научных трудов представителей механистической мысли — Г. Галилея, Р. Декарта, Ф. Бэкона, И. Ньютона, Г. Лейбница и других. В то же время она тесно связана с его собственными научными исследованиями. Существенно также, что он прошел курс философии в Марбургском университете под руководством X. Волк. Ломоносов развивал идеи «корпускулярной философии». Он понимал материю как состоящую из мельчайших частиц — атомов, которые образуют более сложные формы — корпускулы (или молекулы) — которые, соединяясь в различных комбинациях и количествах, порождают все многообразие видимых вещей в природе. Эта его концепция атомизма лежит в основе «полной системы природы». С идеей единства мира тесно связана его концепция всеобщей взаимосвязи и развития в природе, что свидетельствует о наличии элементов диалектики в его взглядах.

Занимаясь естественными науками, Ломоносов придавал наибольшее значение опытам. Метод познания Ломоносова таков: от опыта через гипотезы к созданию строгой научной теории.
В своих философских взглядах Ломоносов стоял на позиции примирения научного и религиозного объяснения мира. «У многих есть глубоко укоренившееся убеждение, что метод философии, основанный на атомах, либо не может объяснить происхождение вещей, либо, раз он может, отвергает Бога-Творца. В обоих случаях, конечно, они глубоко ошибаются, ибо нет таких природных начал, которые могли бы более ясно и полно объяснить природу материи и всеобщего движения, и нет таких, которые с большей настоятельностью требовали бы существования всемогущего двигателя».

Ломоносов, как и Исаак Ньютон, проводил четкое методологическое различие в своем подходе к объяснению конкретно-научных проблем. По мнению Ломоносова, невозможно решать конкретные научные проблемы, например, в математике, механике, химии и т.д., постоянно обращаясь к религиозным принципам.

Взгляды Ломоносова, как и многих мыслителей его времени, были связаны с деизмом, согласно которому Бог является главным «архитектором» Вселенной. «Математик неразумен, если хочет измерить божественную волю с помощью компаса. Так же и с преподавателем теологии, если он думает, что астрономия или химия могут быть изучены по Псалтырю». В отношении проблем общественной жизни Ломоносов придерживался взглядов эпохи Просвещения.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия древней Греции о человеке
  2. Истина и заблуждение
  3. Случай Б. Паскаля: верующий рационалист
  4. Логика, методология и методы научного познания
  5. Горное дело и технические знания
  6. Может ли познающий проникнуть в сущность вещей или ограничиться миром явлений
  7. Объективная реальность, сознание и самосознание как объекты познавательной деятельности
  8. Первая волна позитивизма: Конт, Милль, Спенсер
  9. Демокрит Абдерский – древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии
  10. Русская религиозная философия XX века