Для связи в whatsapp +905441085890

Объективная реальность, сознание и самосознание как объекты познавательной деятельности — Субъект и объект познания

Субъект со своим сознанием является продуктом материи, объективной реальности; объект, ставший объектом практической и познавательной деятельности, существовал до того, как он взаимодействовал с субъектом; он (объект) не просто тождественен объективной реальности, но действует как ее часть, взаимодействуя с субъектом.

Взаимодействуя с объектом, субъект изменяет его и изменяет сам себя. В этом процессе видно, что знания субъекта об объекте не отражают объект в полной полноте его свойств, поэтому субъект должен изменить способ своей практической деятельности, уточнить и углубить свои знания.

Субъект является источником целенаправленной деятельности, носителем субъект-практической деятельности, оценки и познания. Субъектом познания может быть личность, наделенная сознанием, восприятием, эмоциями, способностью оперировать образами и понятиями.

Субъектом познания может быть социальная группа, коллектив, класс, общество в целом. В то же время общество как субъект реализует свои познавательные возможности только через познавательную деятельность отдельных субъектов. Объектом познания является то, на что направлена практическая, познавательная деятельность субъекта.

Следует отметить, что «объект познания» отличается от «объективной реальности». Последнее шире, поскольку существуют такие материальные системы, которые еще не стали объектами познания, потому что наука о них ничего не знает.

«Субъект» и «объект» являются в некотором смысле относительными: например, определенный человек является субъектом познания (познавателем), и в то же время он может быть объектом познания для другого человека.

Объектом познания могут быть как материальные объекты, так и психические явления. (Скажем, для психолога объекты познания — это сознание, чувства и переживания человека).

Очень важную роль в процессе познания играют условия познания. Они могут дать ложную картину познания и исказить изучаемое явление.

Субъект и объект являются парными категориями, они выражают единство противоположностей. Разрешение постоянно возникающих противоречий между субъектом и объектом происходит через практическое изменение признаваемого субъектом объекта, через его подчинение субъекту. Но в процессе их взаимодействия цели субъекта, определяющие его волю, меняются, и противоречие воспроизводится вновь.

Таким образом, в структуре человеческой практики взаимодействие субъекта и объекта характеризуется диалектикой цели, средства и результата деятельности. Конец — идеально ожидаемый результат деятельности, «идеальный, внутренне стимулирующий мотив производства…», как сказал Маркс.

Необходимым условием адекватного познания, объективности знания становится понимание роли субъекта в процессе познания, в процессе производства знания. Деятельность субъекта в познании направлена на производство и эксплуатацию промежуточных объектов. Человек конструирует различные устройства, станки, инструменты, создает научные теории, системы знаков (искусственные языки), символы и т.д. для использования в процессе производства знаний.

С помощью всего этого объект или феномен захватывается глубже; и чем глубже объект или феномен захватывается, тем объективнее знание, тем выше степень самосознания, т.е. осознания места субъекта в объективной структуре реальности.

Объективно-субъективные отношения содержатся в объективной реальности — как естественной, так и социальной. В то же время диалектика субъекта и объекта — это не только один из моментов универсальной диалектики. Здесь мы имеем дело с теми отношениями субъекта к объекту, изучение которого относится к ядру любого философского мировоззрения.

Говоря о познании, следует отметить, что некоторые исследователи называют этапы познания эмпирическими и теоретическими. А сенсорные и рациональные — это способности человека, на основе которых формируются эмпирические и теоретические. Я не думаю, что использование терминов «сенсорное и рациональное познание» является ошибкой.

Объективная реальность, сознание и самосознание как объекты познавательной деятельности

Субъект и объект познания

Выделяются три формы чувственного восприятия: ощущение, восприятие, представление. Они возникают не под односторонним воздействием окружающей среды на органы чувств, а в процессе практики, в процессе гуманизации природы и общества, а также под воздействием этих структур на человека, его личность.

Восприятие окружающей среды в этом — первый этап осуществляется с помощью органов чувств, нервной системы, мозга. Благодаря их функции происходят ощущения и восприятие материальных объектов.

Как вы знаете, у человека пять органов чувств. Среди них зрение и осязание, затем слух, вкус и запах дают людям более полную информацию. Природа человеческих органов чувств носит биосоциальный, то есть общебиологический и социально-исторический характер. Чувства обеспечивают субъективно-идеальное изображение объекта, потому что есть отражение, преломление эффекта через «призму» сознания познающего человека.

Восприятие зависит от пространственных отношений между субъектом и объектом. Это также зависит от состояния органов чувств субъекта и тела в целом.

Чувство — это непосредственный опыт собственности, но это свойство всегда дается только по отношению к объекту. Например, чувство кислинки никогда не приходит без кислых фруктов или овощей.

Человек наделен способностью синтезировать ощущения, преобразовывать их в восприятия. Это дает целостную картину объекта. Чувство — это момент восприятия. Пример восприятия: вы сейчас смотрите на эту кафедру; хотя вы визуально воспринимаете лицо, вы воспринимаете его как единое целое, ваше восприятие синтезирует все части кафедры, хотя в данный момент не все они воспринимаются непосредственно.

Представление — более сложная форма сенсорного познания; это обобщенное изображение объектов и явлений, которое хранится (по памяти) и воспроизводится в сознании без непосредственного воздействия на сами объекты. Память играет важную роль в этом процессе. Она сохраняет целостный образ объектов, и это позволяет воспроизводить их независимо от прямого воздействия объектов на наши органы чувств.

Содержание представления совпадает с содержанием восприятия. Представление отличается от восприятия не содержанием, а принципом воздействия. Пример: Человек сейчас лежит на пляже и напрямую воспринимает солнечные лучи. Вернувшись домой, он вспомнит и представит, как вчера на него повлиял солнечный свет. То есть восприятие — это непосредственное влияние объекта на человеческие ощущения, в то время как представление возникает после воздействия объекта на человеческое сознание.

Язык, сознание и мышление

Долгое время происхождение языка оставалось непонятной загадкой даже для лингвистов, которые умели анализировать его структуру и отдельные элементы. Поэтому выдвигались различные гипотезы о происхождении языка, начиная от идеи его божественного происхождения и заканчивая гипотезами о его инстинктивной природе или фонетической имитацией природных явлений.

Происхождение языка. Гипотеза о его звуковой имитации природы не объяснила его важности для общения человека. Что касается представления об инстинктивной природе языка, приписываемого так называемому языку животных, то он принципиально отличается от человеческого языка. На самом деле жесты, мимика и, прежде всего, звуки, с которыми некоторые животные общаются друг с другом, служат для выражения их внутренних состояний, воздействия тревоги, страха, беспокойства и так далее. Эти выражения воспринимаются другими животными, после чего они регулируют их поведение. Например, когда лидер стада журавлей кричит перед лицом опасности, он выражает свой внутренний страх перед угрожающей ситуацией. Это чисто биологическая реакция на опасность, угрожающую птице, но не осознанная по своему характеру. Другой, более интересный пример касается своеобразного «танца пчел», который некоторые исследователи расценили как особенность своего языка. Возвращаясь со своей богатой добычей из медоносных растений, отдельные пчелы делали различные виды кружащих и качающихся движений, которые наблюдатели называли танцами. Считалось, что пчелы используют такой «танцевальный язык», чтобы сообщить другим особенностям о наличии большого количества медовых растений в определенном месте и на определенном расстоянии. Своими танцами они инстинктивно выражали внутреннее удовлетворение достигнутым и даже ориентировали других на приблизительное расположение этих растений. Поэтому здесь трудно воздержаться от того, чтобы называть танец пчел особым языком, тем более, что это связано с передачей информации. Однако передача информации не обязательно связана с сознательной деятельностью и, следовательно, с языком, похожим на человеческий.

Чтобы указать на принципиальное различие между человеческим и животным «языком», необходимо отметить, что, во-первых, животный «язык» используется непосредственно для выражения его внутреннего состояния, аффектов и эмоций; во-вторых, и это самое главное, он не использует знаков, чтобы объективно обозначать существующие вещи или явления, с которыми животное вступает в контакт. Иными словами, действие внешнего мира на животных напрямую вызывает изменение их внутреннего состояния, которое сопровождается определенной биологической реакцией.

Совсем другое дело — ситуация с человеческим языком. В процессе совместной трудовой деятельности необходимо было выразить то или иное действие жестом, звуком или каким-либо другим знаком. Например, можно было выразить начало подъема тяжелого камня совместными усилиями звуковым сигналом, указать жестом, что нужно тихо подходить к животному во время охоты, предупредить об опасности сигналом и так далее. По мере дальнейшего развития сознания и органов речи слово заняло место жестов, звуков и других сигналов. Он начал обозначать или представлять объекты, их свойства, отношения и так далее. Вначале это слово еще было связано с объектами и трудовой деятельностью, но потом постепенно порвалось с этой связью и приобрело самостоятельный характер. Позже, благодаря функции обозначения и представления реальных объектов и явлений реальности, слово приобрело универсальный характер для их замены, подбора и обобщения. Все это в значительной степени способствовало дальнейшему развитию сознания и анализу самого языка.

Структура языка. Первым элементом языка считается слово, поскольку предложения, фразы, тексты и другие грамматические конструкции состоят из слов. Поэтому изучение когнитивной структуры языка целесообразно начинать с изучения функции слова.

Слово обозначает реальный объект, свойство, качество или атрибут, а также действие или отношение. В силу своей денонтативной функции он выделяет один конкретный объект среди других, выполняя, таким образом, простейшую абстракцию. Например, когда мы говорим о часах, мы отличаем их от других вещей; слово «красный» отличает один цвет от другого.

Саморазвитие личности в предметном освоении реальности

Для реализации конструктивной организации содержания познавательной деятельности личности необходима некоторая психолого-педагогическая обобщённость представлений об этом содержании, прежде всего в связи с различием понятий Л. С. Выготского и С. Л. Рубинштейна. Л. Л. Рубинштейн. Прежде всего, следует отметить, что у обоих понятий есть нечто общее: понятия деятельности и активности в них не идентичны; кроме того, Л. С. Выготский и С. Л. Рубинштейн, как и Б. Г. Ананьев, непосредственно участвовавший в формировании основ отечественной психологии в довоенные годы, постоянно участвовали в разработке этого содержания. Л.С. Выготский и С.Л. Рубинштейн неоднократно рассматривали различные аспекты противоречивой связи между деятельностью и деятельностью, в частности, проблему дифференциации этих понятий.

Однако, если Б.Г.Г. Ананьев, опираясь на дифференцирующие основы деятельности, стремится к синтезу представлений о человеке как о субъекте активной деятельности, то Л.С. Выготский в психологии принципиально все чаще утверждает культурно-исторический характер деятельности субъекта, так что развитие личности становится не только активным, но и социально-реактивным, когда формирование высших психических функций опосредуется не столько субъектом, сколько его тренировкой и воспитанием.

Обучение в контексте практики понимается Л.С. Выготским как таковое в традиционном смысле, что, конечно, соответствует реалиям своего времени, но и оставляет мало надежд на решительные изменения в образовании. С.Л. Рубинштейн сосредоточился на поиске источников самодвижения, развития личности во внутренне и внешне обусловленной регулятивной способности сознания, на основе которой в деятельности постепенно формируется самосознание. В этом случае самоструктурирующая деятельность развивающейся личности (деятельность достижения) предшествует развитию деятельности отношения, что в целом недооценивает важность субъективного элемента в человеке. Конечно, следует признать, что познавательная активность учащихся представлена внешней и внутренней гностической деятельностью. Посредством деятельности эти действия включаются в контекст систематической внешней и внутренней познавательной деятельности, что предполагает необходимое «вовлечение индивида» в эти две деятельности одновременно. Иными словами, благодаря внешним и внутренним гностическим действиям учащихся, их личность вовлекается в целостную, системную познавательную деятельность.

Внешние (фактические и объективные) когнитивные действия представляют собой различные формы сенсорно-сенсорно-моторной когнитивной деятельности, направленной на достижение результатов сенсорно-логического познания и на восприятие значений исследуемых объектов. Поэтому внешнюю когнитивную деятельность в целостной деятельности человека можно определить как исполнительскую деятельность. Высшей формой исполнительской деятельности является личное сознание, представленное отношениями личности в познавательной деятельности, в бытии.

Внутренние (потенциальные и субъективные) гностические действия осуществляются в форме мыслительных операций рефлексивного и творческого характера, с помощью которых в самосознании самосознания в форме внутренней познавательной деятельности присваиваются и обобщаются сущностные черты объектов и явлений. В этом процессе сущностные черты изначально определяются субъективно, т.е. отношением личности к объекту познания; изменение отношения личности к познанию приводит к объективизации субъективно сущностных черт и их актуализации в качестве объективно сущностных. Таким образом, внутренняя познавательная деятельность, определяемая как деятельность отношения, объективируется в деятельности исполнения, которая завершает определенный этап познания объектов и явлений.

Высшей формой деятельности отношения является самосознание личности, представленное отношениями личности с познавательной деятельностью, с бытием, с миром. В то же время, отношение личности к отношениям в существе, к деятельности производительности и к сознанию, в частности, имеет важное значение.

Соотношение субъективной и объективной реальности

Философская концепция «бытия» включает в себя наиболее всеобъемлющую реальность. Это относится к материальным вещам и всем процессам (физическим, химическим, геологическим, биологическим, социальным). Но это понятие включает и субъективную реальность. «Плоды самого буйного воображения, сказки, мифы, даже бред больного воображения — все это тоже существует как своего рода психическая реальность, как часть бытия»[1] Психология касается объективных процессов жизни — поведения человека, его поступков, его деятельности, его бытия в целом. Однако реальным объектом психологии является субъективная реальность. Субъективное принадлежит индивидууму как субъекту. Дело в том, что всё экстрасенсорное существует объективно только как субъективное, то есть как присущее индивидууму. Нет безымянных, анонимных ощущений, чувств, переживаний. Вся умственная деятельность оказывается субъективной, в том числе и та, в ходе которой человек раскрывает объективную реальность, выраженную в объективной истине.

Современная психология занимается очень важной темой. В нем рассматриваются такие важные вопросы, как природа реальности, космическое творческое происхождение и наша роль в нем, движущие силы творения, табу против познания нашей истинной идентичности, проблема добра и зла[2].

Психология (от греческого psyche — душа и логотип — учение, слово) — это наука о закономерностях развития и функционирования психики как особой формы жизнедеятельности. Как специфический способ отражения реальности, психология — это изучение души и духовного. Древняя шаманская практика, богатая психологическая культура Востока, мифология разных стран могут служить источниками психологии. Однако считается, что история психологии как науки начинается с Аристотеля, который рассматривал душу как «энтелехию», т.е. живую основу (принцип) тела с тремя основными факультетами — питание, ощущение и мысль. В древней философии различные учения души обобщали и систематизировали разнообразные знания человечества о психических процессах и чертах личности, для которых душа являлась объяснительным понятием.

С развитием естественных наук в XVI веке аристотелевская психология, доминировавшая на протяжении всего Средневековья, была заменена новой психологией, основанной на постулате, что «причинность естественным образом определяет жизнь души». Эта механистическая интерпретация жизни разума была также поддержана Т. Хоббсом и Б. Спиноза. В английской ассоциативной психологии (Д. Гартли, Д. Хьюм в XVIII веке, а позднее Дж. Милл, Дж. Сент-Милл, А. Бан, Х. Спенсер и др.) была реализована идея представить жизнь души как естественный и не менее «механический» результат стремления к изображению, подчиняющемуся ассоциативным законам[3]. И. Хербарт стремился создать психологию, которая была бы аналогична естественной науке, то есть дать ей математическую формулировку там, где это было бы возможно.

На протяжении многих веков психология развивалась в лоне философии. Однако в конце XIX века она стала самостоятельной дисциплиной. Этому способствовала программа изучения психологии чувств (И. Мюллер, Э. Г. Вебер, Х. Л. Ф. Гельмгольц), а также установление психофизики как точной теории отношений между душой и телом (Х. Т. Фехнер). Значительную роль сыграли также достижения в изучении анатомии головного мозга и развитии физиологии в целом, применение теории развития к психологии (К. Дарвин, Х. Спенсер)[4]. На становление психологии как самостоятельной науки оказало влияние слияние с социологией, становление научной зоопсихологии, психологии детей и психологии народов, появление экспериментальной психологии. В 19 веке психология стала независимой и очень уважаемой научной теорией.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Случай Б. Паскаля: верующий рационалист
  2. Логика, методология и методы научного познания
  3. Горное дело и технические знания
  4. Основоположник русской философии
  5. Может ли познающий проникнуть в сущность вещей или ограничиться миром явлений
  6. Первая волна позитивизма: Конт, Милль, Спенсер
  7. Демокрит Абдерский – древнегреческий философ, один из основателей атомистики и материалистической философии
  8. Русская религиозная философия XX века
  9. Проблема истины в философии и науке
  10. Джон Стюарт Милль, английский философ, идеолог либерализма