Для связи в whatsapp +905441085890

Образовательное пространство в поликультурной среде — История миграционного образования в России

В настоящее время СМИ уделяют пристальное внимание растущей полемике в сфере межэтнической коммуникации.

Существующие различия в интересах социальных групп и слоев, различия в положении людей в системе общественных отношений и форм жизнедеятельности определяют многообразие общественного сознания.

Национально-психологические установки, стереотипы мышления проявляются в массовом воспитании и формируют отношение к этническим сообществам.

Этнические процессы развиваются под влиянием факторов внутриэтнического, межэтнического и внеэтнического характера.

Ценности и ориентации, межличностные контакты, социальные факторы влияют на развитие этнических процессов.

Возникновение и развитие проблем социального конфликта на современном этапе обусловлено рядом объективных и субъективных факторов межэтнических и межнациональных отношений.

Неравномерность исторического развития народов мира отражается в возникновении политических, религиозных, социально-психологических и других причин миграции населения. В связи с этим возникает проблема социальной адаптации мигрантов, необходимость разработки более эффективного регулирования миграционных процессов как социального явления.

Изучением миграционного процесса занимаются представители различных наук, таких как география, политэкономия, этнография, право и психология. Только комплексный подход к изучению данной проблемы позволяет глубже систематизировать миграционные процессы.

Миграционная подвижность вызвана нестабильностью межэтнических отношений. Миграционная мобильность связана с размещением мигрантов в другой культурной среде.

Адаптивные отношения будут успешными, если они освоят национальные и культурные ценности принимающей страны. Культура может выступать одновременно как средство коммуникации, объединяющее людей, и как средство разъединения.

Концепция «поликультурного образования» отражает взаимосвязь общечеловеческого, интеллектуального и национального и представляет собой новый тип образования, отвечающий потребностям развития и самореализации человека в новых социокультурных условиях.

Приобщение к национальной культуре происходит не только через социализацию, но и через аккультурацию, ассимиляцию.

Присвоение национальных культурно-исторических ценностей включает в себя осознание межкультурной гармонии, то есть требует раскрытия и освоения культурных достижений других народов.

Это предполагает формирование культуры межнационального общения и является показателем отношения и цивилизованности общества в целом и международного образования в частности.

Основной причиной конфликтов и столкновений в различных регионах является низкий уровень культуры межнационального общения, которая должна стать частью общей культуры.

Культура интеллектуального общения возникает как синтез взаимодействия двух ролевых функций в обществе: как средство гармонизации национальных отношений и как способ связи с мировой цивилизацией.

Ни один вариант культуры не может существовать самостоятельно. Все культуры развиваются в общем диалоговом пространстве, которое предлагает взаимопроникновение, одновременность, разнообразие различных культур.

Мигрантская культура развивается только на границах культур, в диалоге с другими культурами, когда одна актуализируется в ответ на другую и существует только в ее взаимном вопрошании. Культура всегда является проекцией собеседника в другую культурную среду.

Проблема поликультурного образования является предпосылкой для использования этнопедагогики и этнопсихологии. Согласно исследованиям теории миграционной педагогики в научной школе Е.В. Бондаревской, «мигрантская педагогика» понимается как интегрированное направление современной педагогики, изучающее процесс адаптации детей-мигрантов и их семей в иноязычном культурном пространстве (И.В. Бабенко, О.В. Гукаленко, Л.М. Сухорукова).

Одним из главных оснований развития мигрантской (или миграционной) педагогики, которая в процессе работы с детьми-мигрантами позволяет разрабатывать содержание учебных курсов с учетом специфики этнической культуры (традиций и обычаев народов России, США, Германии и др.), является этнологическое. Для таких курсов характерна реализация основных идей этнопедагогики в сочетании с мультикультурализмом: Признание этнокультурных особенностей и ценностей студента-мигранта и его семьи; идея социальной направленности образования для всех членов общества; соотнесение национальных образовательных и континентальных научно-образовательных систем с идеями толерантности, непрерывного образования, доступности образования и социально-педагогической помощи, поддержки мигрантов, беженцев.

Важнейшей проблемой адаптационного образования является сохранение своей этнокультуры через систему образования, поскольку образование является одним из наиболее очевидных показателей культурного уровня человека и, конечно, оно не только расширяет диапазон культурных представлений и помогает преодолеть предрассудки. Адаптация к иной этнокультурной среде является сложным процессом и объясняется тем, что этническая культура — это опыт выживания этнической группы, который закреплен в памяти через традиции. Эти и другие проблемы актуальны для многих регионов и представляют собой новую область образовательных исследований.

Образовательное пространство в поликультурной среде - История миграционного образования в России

История миграционного образования в России

Концепция «мигрантской (миграционной) педагогики» в ее развитии в педагогической науке и практике в России (а также в США) базируется на основных идеях гуманистической психологии, педагогики, процессов демократизации, толерантности, мультикультурализма. Выбор этих идей как доминирующих и подходящих для педагогической поддержки детей, переведенных в социально-педагогическую среду других культур, обусловлен тем, что эти теории создают условия для усвоения детьми-мигрантами и беженцами смысла творческой жизнедеятельности, приобретения и сохранения ценности жизни, потребности и способности жить в поликультурном пространстве в диалоге с различными национальными культурами (L.С. Выготский, Ш.А. Амонашвили, О.С. Газман, Н.Б. Крылова и другие).

По мнению исследователей, педагогика диалога является основным средством адаптации и педагогической поддержки детей-мигрантов в инокультурной социально-образовательной среде (Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко, И.В. Бабенко, Л.М. Сухорукова).

История развития диалоговой педагогики как педагогической традиции позволяет нам определить основные направления развития миграционной педагогики:

  • Интеграция идей гуманизма в воспитание и образование (философско-педагогическое направление, реализация идей Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, Н.О. Лосский, С. Л. Франк и другие);
  • Личностно-ориентированный подход к развитию, воспитанию и обучению детей-мигрантов (Е. В. Бондаревская);
  • Педагогика свободы как теоретико-методологическая основа развития детей-мигрантов в поликультурном пространстве (О. С. Газман, О. В. Гукаленко).

Ценным для российской миграционной педагогики является ряд идей мультикультурализма из России, Европейского Союза, США и Канады:

  • Признание общечеловеческих ценностей;
  • Развитие национальной и культурной идентичности;
  • Обеспечить культурную и языковую подготовку в поликультурной социально-образовательной среде в процессе обучения и социальной адаптации;
  • Поддержка личности детей-мигрантов в ненасильственной, гуманистической развивающей среде.

Новым направлением в развитии миграционной педагогики в 90-е годы — начале 21 века является студентоцентрированный подход, разработанный в российской и молдавской педагогической науке, объединенной научной школой Е. Бондаревская (Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко, Л.М. Сухорукова И.В. Бабенко, О.В. Сиротинец, М.А. Болдырева, И.В. Колосова, И.Б. Левицкая, А.В. Мельничук, Л.Г. Ткач и др.) Например, Е.В. Бондаревская разрабатывает личностно-ориентированный подход к образованию и воспитанию детей-мигрантов и на этой концептуальной основе разрабатывает социально-педагогические технологии помощи и поддержки детей, имеющих проблемы в образовании и жизни, связанные с перемещением (миграцией, репатриацией и т.д.). Основные направления исследований Школы Е.В. Бондаревской базируются на концепции миграционной педагогики, основной идеей которой являются процессы педагогической поддержки детей-мигрантов в различных социально-образовательных средах и ситуациях. Перспективными направлениями развития миграционной педагогики в России в научной школе Е.В. Бондаревской являются: Обоснование концепций регионального образовательного пространства Северного Кавказа как среды социально-педагогической защиты и реабилитации кризисного детства; Выявление контингента детей-мигрантов и социально-педагогических проблем их адаптации на основе педагогического и этнологического наблюдения; Определение методологических и культурных основ развития миграционной педагогики; Подготовка учителей образовательных учреждений и преподавателей вузов к работе с мигрантами и беженцами (E. В. Бондаревская, О. В. Гукаленко, Л. М. Сухорукова, И. В. Бабенко).

Новым направлением в развитии теории миграционной педагогики являются сравнительные и историко-педагогические исследования (Л.М. Сухорукова, И.В. Бабенко, М.Л. Геворкян и др.). Цель сравнительного исследования — выявить общие педагогические цели и инновационные практики педагогической работы с мигрантами и беженцами. В исследовании И. В. Бабенко рассматривались возможности Германии и немецкоязычной образовательной среды для адаптации мигрантов и беженцев и их культурно-этнических особенностей к немецкому обществу. С этой целью я. В. Бабенко разработал страновые учебные программы для подготовки немецких учителей к работе с этой категорией детей.

Научная ориентация

Развитие научно-педагогического направления позволяет выделить научно-педагогические сообщества, школы, систематизировать концепции, идеи, гипотезы о разработке проблем миграционной педагогики как глобально-локальной проблемы (Л.М. Сухорукова). В частности, разработанный научно-педагогический ресурс, включающий глобальные и региональные базы научного знания, позволяет изучить специфику развития миграционной педагогики как глобальной научно-практической проблемы (деятельность ООН, Международной организации по миграции, ЮНИСЕФ, ЮНЕСКО, МОСТ-проекты и др.; деятельность региональных организаций и исследовательских центров (Европейский совет по делам беженцев и изгнанников — ECRE, Канадский совет по делам беженцев, Комитет по делам беженцев США, Исследовательский центр истории иммиграции Миннесоты (США), Центр исследований иммиграционной политики RAND Corporation (США), Испанский совет по делам беженцев, Азиатский исследовательский центр по миграции).

Общей идеей в развитии миграционной педагогики в России и США является проблема педагогической подготовки учителей: внедрение федеральных и региональных учебных планов, технологий подготовки учителей к сопровождению образовательного процесса на языке страны. Для реализации федеральных программ «Дети-мигранты» (Россия) и «Америка-2000» (США) общими являются: разработка и управление образовательными стратегиями работы с мигрантами и беженцами; разработка научных рекомендаций (направлений) по подготовке интеграционных программ, включающих этническое и национальное содержание образования; выбор основных дисциплин («ядра») школьного образования; научно-практическая разработка идеи и концепции мультикультурного (поликультурного) подхода к образованию. Для развития российской миграционной педагогики возможности трансформационного подхода миграционной педагогики США, при котором содержательная информация об этнических и культурных группах переносится в учебную программу для мигрантов и билингвов, представляются труднореализуемыми. Результатом такого подхода является реализация права данной категории студентов на свой образ жизни, который включает в себя целый ряд культурных форм и смыслов жизнедеятельности.

Общей концепцией миграционной педагогики в России и за рубежом являются педагогические технологии работы учителя с детьми-мигрантами: выделение данной категории учащихся; обращение к гуманистической педагогике в работе с детьми-мигрантами; необходимость межкультурной адаптации; проявления кризиса социальной идентичности; формирование ролевых установок и поведенческих характеристик детей-мигрантов и беженцев. Педагогическая деятельность в отношении детей-мигрантов включает: единство этнических и общечеловеческих ценностей; развитие планетарно-региональной перспективы на основе междисциплинарной интеграции; реализацию принципов индивидуального и дифференцированного подхода; внедрение глобальной теории поликультурного образования в региональные учебные планы, что предполагает углубленное изучение многомерной теории образования.

Собственно понятийно-категориальный аппарат миграционной педагогики начал разрабатываться с конца 1990-х годов педагогической наукой Юга России (Е.В. Бондаревская, О.В. Гукаленко, И.В. Бабенко, Л.М. Сухорукова). Актуальность исследования в области миграционной педагогики определялась спецификой социально-педагогической ситуации, сложившейся в настоящее время на Северном Кавказе и на Юге России в целом.

Межэтнические конфликты и локальные войны, продолжающиеся в регионе на протяжении десятилетия, привели к разрушению традиционной инфраструктуры детства, вовлечению большого количества людей, в том числе детей, в военные и межэтнические конфликты, миграции населения из мест действия, появлению большого количества беженцев, изменению состава учащихся практически во всех школах региона, увеличению разнообразия населения по этнической, культурной и религиозной принадлежности, уровню образования и воспитания.

В этом смысле организация исследования в школе Э. В этой связи важно отметить, что исследование образовательной системы Российской Федерации проводилось в рамках. Например, в исследованиях И.В. Бабенко на высоком теоретическом уровне обосновывается и реализуется социально-педагогическая технология поддержки детей с проблемами развития и адаптации вследствие вынужденной миграции, основанная на сравнительном анализе особенностей обучения миграционной педагогике в России и других странах (США, Германия) и создании адаптивных личностно-ориентированных образовательных систем.

Исследовательская работа по проблеме мигрантов в Е. В. Бондаревской (О.В. Гукаленко, М.А. Болдырева, Л.М. Сухорукова) осуществляется в сотрудничестве с органами и учреждениями образования и имеет следующие аспекты:

  1. обоснование концепции единого образовательного пространства Северного Кавказа как среды социально-педагогической защиты и реабилитации трудных детей.
  2. выявление контингента детей-мигрантов и проблем, затрудняющих их адаптацию к культурной и образовательной среде вне территории проживания этнической группы.
  3. изучить феномен социального сиротства детей мигрантов, беженцев и вынужденных переселенцев.
  4. разработка содержания и методов реализации принципа культуросообразности в личностно-ориентированных системах с неоднородным этническим составом учащихся, определение требований к подготовке учителей для работы в таких системах.
  5. выявление методологических и культурологических основ развития русской школы в контексте этнической гетерогенности общества Юга и других регионов.

Не следует забывать, что все большую роль в гармоничном развитии отношений приспособления играет освоение национально-культурных ценностей нового места жительства, осознание гармонии общечеловеческого, национального, интернационального, усвоение культурных достижений других народов (В. А. Соловьев, Н. А. Бердяев).

Миграционное образование

Сравнительно-сопоставительный анализ немецкой теории и практики миграционной педагогики, проведенный в рамках личностно-ориентированной педагогики Е.В. Бондаревской, поднял не только проблемы расширения межкультурных связей национальных образовательных и воспитательных систем, углубления возможных традиционных гуманитарных предметов в поликультурном образовании и воспитании студентов. Исследователь также проанализировал проблемы миграционной педагогики (межкультурного образования) в высокоразвитых странах, методы обучения мигрантов культуре и языку как средству межкультурной коммуникации, критерии отбора культурологических знаний; методы и технологии страноведческого и культурологического образования детей-мигрантов, дидактические требования к разработке адаптационной подготовки студентов-мигрантов, обеспечение межкультурной компетентности мигранта.

Парадигма личностно-ориентированного гуманистического образования, разработанная Е. В. Бондаревской, и анализ зарубежной (европейской) педагогической науки позволили И. В. Бабенко разработать направления совершенствования российской адаптационно-миграционной системы образования, в частности, основные направления лингвокультурологического образования и формирования нового поколения педагогов (E. В. Бондаревская, Е. Н. Орлов, Н. Г. Сикорская, В. А. Сластенин, Е. Н. Шиянов), способных работать в поликультурном образовательном пространстве (класс, школа, вуз, сфера социальной работы), что в свою очередь дополняет теорию педагогической культуры и профессионализма учителя, разработанную Е. В. Бондаревской, В. А. Сластениным, И. Ф. Исаевым и др.

Система профессиональной подготовки учителей к работе с детьми-мигрантами включает следующие компоненты: Овладение студентом профессиональной культурой; Подготовка учителя-исследователя; Формирование личности учителя; Фундаментализация образования; Обеспечение широкого общего гуманитарного образования; Технологизация гуманитарного образования; Обеспечение высокого уровня практического овладения профессиональными навыками; Интеграция курсов педагогики, психологии и методики иностранного языка; Возможность самореализации личности; дифференциация Разработка содержания и методов реализации принципа культуросообразности в личностно-ориентированных системах с неоднородным национальным составом учащихся привела к появлению ряда требований к подготовке учителей для работы в таких системах.

Развитие миграционной педагогики в Южно-Российском регионе выявило педагогические и научно-педагогические проблемы, решение которых будет способствовать более успешной адаптации детей-мигрантов в культурной среде:

  • Развитие через формирование коммуникации как нового уровня культуры в мультикультурном сообществе
  • Разработка программ адаптации и обучения;
  • Интеграция детей-мигрантов в общество через образование;
  • обеспечение связи между социальной, культурной и языковой адаптацией, необходимость обеспечения двуязычия и бикультурализма в образовании детей-мигрантов;
  • Создание условий для сохранения ими собственного языка, интеллектуального и эмоционального контакта с родной культурой; учет «порога ментальности», когда разные культуры вступают в контакт друг с другом;
  • Подготовка учителей к работе с детьми-мигрантами с точки зрения владения несколькими языками и культурами (обучение людей на перекрестке культур) и умения организовать диалог культур.

Исследования в области коммуникативного поведения имеют большое значение для миграционной педагогики. Так, И. А. Стернин при изучении национального коммуникативного поведения ставит следующие основные задачи, которые наиболее полно соответствуют задачам миграционной педагогики:

  • Сформировать научное представление о коммуникативном поведении как компоненте национального поведения лингвокультурного сообщества,
  • Разработать модель для описания коммуникативного поведения лингвокультурного сообщества,
  • Показать применимость разработанной модели для описания основных особенностей коммуникативного поведения конкретного лингвокультурного сообщества.

Сравнительный анализ научных идей, концепций, гипотез составляет основу деятельности ведущих отечественных научно-педагогических школ в России и за рубежом, развивает идеи адаптации, поддержки и защиты личности студента-мигранта в инокультурной образовательной среде.

Таким образом, миграционная педагогика — это уже вполне самостоятельная интегративная область современной педагогики, которая изучает процессы культурной идентификации детей-мигрантов, их воспитание на границе культур. Миграционная педагогика имеет свою теоретико-методологическую основу, фундаментом которой является системный подход, философские идеи поликультурного общества, поликультурного образования и гуманизма.

Миграционная педагогика развивается на основе интеграции и соединения общечеловеческих и национальных идей, способствующих педагогической поддержке и защите детей-мигрантов в рамках развивающих процессов межкультурного взаимодействия и преодоления социокультурного отчуждения.

Межкультурное образование в детстве — актуальная проблема нашего времени

Неравенство в развитии государств и обществ стало настолько очевидным, что миграцию уже невозможно остановить. В то же время демографические проблемы большинства развитых стран сегодня побуждают правительства этих государств не закрывать границы, а искать новые пути сосуществования различных этносов и культур, конфессиональных и социальных групп. Миграция не является исключительным злом: в ситуации, когда население большинства европейских стран быстро стареет, она дает возможность сохранить возрастной и, следовательно, экономический баланс в обществе. В последнее время это правило стало распространяться и на Россию.

Мигранты приносят с собой специфическую культуру, которая воспринимается большинством в обществе как чужая и связана в основном с языковыми и образовательными проблемами. Первые попытки решить образовательные и социальные проблемы семей мигрантов привели гражданское общество большинства европейских стран, а затем и государство к признанию феномена мультикультурализма существующего общества. В то время как правительства занимаются юридической стороной проблемы: Принимаются законы о государственном языке и языках народов, проживающих в стране, о гражданстве, программы формирования толерантного сознания, профилактики экстремизма и т.д., образовательное сообщество также пытается найти адекватный ответ на проблемы, вызванные миграцией.

Образовательный опыт большинства стран, принимающих мигрантов, и изначально мультикультурных стран показывает важность принятия концепции межкультурного образования в качестве ведущей парадигмы образования и обучения. Прежде всего, это выгодно коренному населению страны (или национальному большинству), заинтересованному в сохранении социальной стабильности в обществе. Родители часто не осознают, как своим шовинистическим отношением они готовят почву для ксенофобии и межкультурных конфликтов. Не вмешиваться в формирование детской идентичности — значит позволить негативным национальным стереотипам «укорениться» в сознании детей, когда способность критически их воспринимать еще не сформирована.

Особая ценность реализации межкультурного образования в детском возрасте заключается в высокой восприимчивости детства к формированию позитивных установок в межкультурной коммуникации и развитию межкультурной компетентности. Дети повсюду «шагают» в мультикультурализм — это среда, в которой растут современные дети. Классы в современных европейских, американских, австралийских, российских школах далеко не однородны: дети различаются по языку (языки и диалекты), по религии и мировоззрению, по географическому происхождению и личной истории (сельские и городские дети все больше отличаются друг от друга, за одной школьной партой могут сидеть коренной житель и мигрант или беженец). Каждый ученик имеет свою уникальную структуру личности, которая несет на себе печать культуры, в которой он вырос.

В то же время мультикультурное общество не отражается в содержании детских книг и учебников, и дети больше знают об экзотических культурах других стран, чем о культурах своих соседей — этнических групп; часто история излагается с точки зрения культуры большинства (так называемая история «суперэтносов»). Это очень опасно для формирования личности ребенка. Для детей другой этнической культуры очень важно знать, что язык и культурные ценности их семьи уважаются и принимаются в обществе; это положительно влияет на социализацию ребенка в группе сверстников и даже на успехи в школе. Если детям навязывается государственная идеология или мировоззрение большинства, в классе может возникнуть атмосфера скрытой враждебности.

Межкультурное образование неоднократно критикуется за подчеркивание культурных различий, что бессознательно ведет к усилению дискриминации, за изучение культуры иммигрантов, которая в условиях миграции (ассимиляции большинством) утратила свое функциональное значение и превратилась в фольклор. Однако большинство исследователей подчеркивают именно оздоровительную функцию культуры для развития личности ребенка. Этноидентичность — один из важнейших адаптивных механизмов, присущих только человеку. С этой точки зрения, «самой здоровой» является интеграция ребенка в новую культуру (культуру большинства) при сохранении тесной связи с родной культурой. Это приводит к взаимному обогащению культур и формированию нового набора культурных ценностей, расширяет репертуар человеческого поведения и делает психику более устойчивой.

Дети, которые отличаются от большинства по внешнему виду, языку, религии, первыми испытывают враждебное отношение к чужакам. Отсутствие уверенности в себе, неумение отстаивать собственную точку зрения, незнание других культур, порождающее страх, дискомфорт — вот причины нетерпимого отношения детей к культурным различиям.

Межкультурное образование ориентировано на универсальные права человека: Она признает равную ценность всех людей и считает человеческое достоинство неприкосновенным. Однако ценности межкультурного образования разделяют не все. Признание плюрализма и демократических прав для всех граждан является вызовом для всех европейских обществ. Всегда есть тенденция судить о другой культуре с высоты своей собственной. Тогда межкультурное образование легко превращается в «педагогику сопереживания», «педагогику для иностранцев» или «народную педагогику».

Концепция межкультурного образования — это не просто еще один предмет с «региональным компонентом» в содержании образования, не дополнительный урок или праздник. Признанная необходимость воспитания у детей уважения к культурным различиям требует от общества и государства особых усилий по внедрению такой педагогики в жизнь каждой группы детского сада, каждого школьного класса и каждой семьи.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Воспитание культуры здоровья у дошкольников
  2. Особенности процесса обучения
  3. Методическая работа в дошкольной образовательной организации
  4. Коллективная творческая деятельность как средство формирования взаимодействия младших школьников
  5. Сущность социально-педагогической деятельности
  6. Особенности педагогического акта
  7. Организация самостоятельной работы в начальной школе
  8. Понятие, система трудового воспитания
  9. Виды деятельности в дополнительном образовании детей
  10. Взгляды и. Песталоцци на применение принципа природосообразности