Для связи в whatsapp +905441085890

Особенности науки нового времени — Философское осмысление научной революции

Эпоха Просвещения — это европейское идеологическое течение, основанное на убеждении, что разум и наука играют решающую роль в познании мира и человека (охватывает 18 — середину 19 века, их происхождение имеет английские корни — J. Locke, J. A. Collins, J. Toland, A. E. Shaftesbury). Во Франции одними из главных представителей Просвещения (период наибольшего распространения в этой стране охватывает 1715-1789 годы, так называемый «Эпоха Французского Просвещения») были Ф. Вольтер, Ш. Монтескье, Ж.Ж. Руссо, Д. Дидро, К.А. Гельветий; в Германии — Е.П. Лессинг, Ж.Г. Гердер, Ж.В. Гёте. В целом, период современности, эпоха Просвещения, характеризовался бурным развитием естественных наук: Математика, физика, химия, механика, астрономия, биология, медицина, физиология, которая была определена потребностями нового буржуазного общества, пришедшего на смену феодализму. Можно говорить о начале научной революции в этот исторический период, чему способствовали открытия Н. Коперника, И. Кеплера, Тихо де Браге, С. Галилея, а конец выпал на долю Дж. Ньютона. Именно применение механического метода в науке вызвало уникальный процесс познания физической картины мира, а с точки зрения Ньютона механическая причинность также получила глубокое математическое обоснование. Тем не менее, механика не знает развития. Поэтому образ мышления философов этого времени был преимущественно метафизическим.

Кроме того, есть пантеизм (греческий — все и теос — Бог), возникший в древности и навязанный в средние века, отождествление мира и Бога: все есть Бог, единосущный, нет ничего вне Бога, но нет Бога вне мира. Это также придает определенный эпистемологический колорит идее об универсальной картине мира и методах его познания.

Основные проблемы философии в то время сводились главным образом к доктринам бытия и знания:

  • Вещество (первичная основа) вселенной и его свойства;
  • Соотношение материальных (атомов) и психических (монадов) единиц бытия;
  • Методы познания, уровни познания;
  • Причины заблуждений.

Фрэнсис Бэкон — один из выдающихся мыслителей Нового времени. Вещество, т.е. основной принцип мира, было задумано Ф. Бэконом как вещество с различными свойствами: Движение, Пространство, Время. Он был сторонником новой науки, которая отличалась от схоластики. Методы науки должны соответствовать ее истинным целям: благосостоянию и достоинству человека. Он выступает за поиск истины через знание. «Знание — это сила» — это общая нить в разъяснении целей самой философии. Ф. Бэкон является основоположником индуктивного метода в знании, то есть логики движения от конкретного к общему, в отличие от дедукции Средневековья.

Особенности науки нового времени

Философское осмысление научной революции

Новая эра — это период становления и развития техногенной цивилизации. Специфика этой исторической эпохи определялась индустриальными и научными революциями. Большое влияние на формирование философского мировоззрения оказали открытия, сформировавшие содержание научной революции XVI-XVII веков, которая привела к появлению научной естественной науки.

Революции в физике предшествовала революция в астрономии, начало которой связано с развитием гелиоцентрического взгляда на мир известным польским каноном эпохи Возрождения, астрономом Николаем Коперником (1473-1543), который сравнил свою картину солнечной системы с геоцентрической картиной Клавдия Птолемея (II в.).

Систематический аргумент в пользу гелиоцентрической системы мира был приведен Галилео Галилеем (1564-1642 гг.) в его фундаментальных работах «Диалоги о двух основных системах мира — системе Птолемея и системе Коперника» и «Трактаты и математические демонстрации о двух новых науках». Галилео был основателем естественных наук, который обеспечил основу для новых методов научного исследования. Важность его работы заключается в изучении универсального механического движения, которое можно описать математически. Галилео утверждал, что великая книга природы написана на «языке математики». Математика выражает естественный порядок во Вселенной, который является однородным по своей материальной сущности и следует законам равномерного механического движения. Только то, что может быть выражено математически, является абсолютным. Там, где заканчивается возможность математического количественного объяснения, заканчивается наука.

Достижимые научные результаты познания были достигнуты в трудах великого английского ученого Исаака Ньютона (1642-1727 гг.). Знаменитые Математические Начала Естественной Философии были опубликованы в 1687 году, 144 года спустя после того, как Коперник опубликовал свою мировую систему. Эта система была динамически основана и стала научной теорией. В то же время Галилео завершил работы по созданию новой механики. Сформулированные Ньютоном законы механики завершили работу Галилея, Декарта, Гюйгенса и многих других ученых по созданию классической механики и в то же время заложили прочную основу для ее плодотворного дальнейшего развития. Впоследствии доминирующим мировоззрением стал взгляд на механику, астрономию и математику.

Философия принимала активное участие в развитии новой науки. Труды Ф. Бекона, Р. Декарта, Х. В. Лейбница и других философов XVII века внесли свой вклад в развитие естественных наук. И естествоиспытатели, и философы работали рука об руку, чтобы заложить основу новой науки и нового мировоззрения. Такие мыслители, как Р. Декарт и Х. У. Лейбниц, были не только философами, но и величайшими учеными своего времени. Прогрессивная философская мысль всегда прокладывала путь науке и, опираясь на достижения науки, сама развивалась и обогащалась.

Развитие науки и философия религии раннего Нового времени

Термин «Новый век» появился в Италии в XV веке — гуманисты Ренессанса признали себя «новыми людьми» и противопоставили свою эпоху «пробуждения духа» средневековью. Принципы нового мышления и классическая новая европейская научная парадигма, новая модель мироздания сформировались на фоне экономических, политических, социальных и культурных изменений конца XVI-XVII вв.

Благодаря великим географическим открытиям и научным достижениям последующих веков в астрономии и физике, начавшимся в конце XV века, европейское мировоззрение не только изменилось, но и коренным образом изменилось. Однако, пожалуй, величайшим достижением Нового времени было появление нового философского самосознания, понимание самого человека как активного, действующего субъекта всемирной истории. В отличие от христианского взгляда на конец времени и неизбежность Страшного суда, в Новую эру возникла идея научного и социального прогресса — прогрессивной эволюции человечества к лучшему, более справедливому будущему.

Философия религии Новой Эры — это критическое отношение к религии с точки зрения «чистого разума». Философия признает себя как область знаний, полностью автономную от богословия, даже если философское богословие возникает в рамках той или иной философской системы.

Условия для философии религии Нового времени были созданы задолго до ее появления.

Во-первых, наследие гуманизма в его критике схоластической метафизики стало отправной точкой для его последующего отделения от богословия. Ранние новоевропейские философы критиковали теологию за ее «бесплодность» с точки зрения конкретного, научно аргументированного знания и за то, что она является умозрительной и спекулятивной.

Во-вторых, критика авторитета католической церкви и ее оплота, института папства, привела к решающим социально-политическим потрясениям в эпоху Реформации. Религиозные войны и революции XVII века в Нидерландах (1566-1609 гг.) и Англии (1640-1688 гг.) способствовали обострению религиозных и политических проблем. Философы стали рассматривать церковь как социальный институт, а религию как идеологию, которая определенным образом влияет на развитие общества.

В-третьих, началом Новой эры было рождение Новой европейской науки. Научная революция, начатая Коперником и Галилеем, была отмечена отказом Церкви от гелиоцентризма, а героическая смерть Джордано Бруно на костре инквизиции стала своего рода отправной точкой для начала новой эры. Появление работы Коперника «О вращении небесных сфер» (1543 г.) стало поворотным моментом в европейской мысли. Она ознаменовала научную революцию, выразившуюся в притязании науки на статус автономной от теологии области знаний. В 1633 году католическая церковь даже запретила коперниковскую доктрину «в виде гипотезы» как «вредную» для христианского мировоззрения.

Метафизика и проблема метода научного познания

Учитывая взгляды Ф. Бэкона на науку и технологию, мы приблизились к эпохе философского развития, обычно называемой Новым веком. Новый век — это период западноевропейской истории, который охватывает XVII-XVIII века. Это период становления и принятия буржуазных общественных отношений, появления нового — капиталистического — способа производства. Этот период также характеризуется быстрым развитием науки, появлением новых форм научных знаний. Наука, особенно естественные науки, начинает играть все более важную социальную роль и оказывать значительное влияние на все аспекты жизни общества. Развитие науки создает условия для резкого ускорения научно-технического прогресса. Появление нового способа производства и научно-технический прогресс являются основными факторами, определяющими особенности всей культуры и философии этого периода.

Среди наиболее выдающихся представителей философии Нового времени — Ф. Бэкон (1561-1626), Р. Декарт (1596-1650), Т. Гоббс (1588-1679), Б. Спиноза (1632-1677), Д. Локк (1632-1704), Х. Лейбниц (1646-1716), Д. Хьюм (1711-1776).

Философы Новой эры занимаются вопросами знания, гносеологии и научного метода. Первостепенное значение гносеологии напрямую определялось влиянием науки. Однако решение гносеологических вопросов требует глубокого философского обоснования. Это оправдание не может быть достигнуто иначе, как путем построения некой универсальной картины мира. Поэтому среди философов современности мы находим самые разнообразные онтологические понятия — представления об общих принципах устройства Вселенной. Общие принципы мироустройства выведены и обоснованы ими чисто логическим, умозрительным образом. Поэтому их онтологию по праву можно назвать метафизической онтологией, метафизикой.

Общей чертой всех метафизических понятий Нового времени можно считать доверие к рациональной структуре мироздания. Философ 20-го века. Сент-Тулмин характеризует отношение философии Нью-Эйджа к рациональности мироздания следующим образом: «Поскольку предполагается, что… разум человека и природа, постигаемая разумом, действуют на основе стабильных и неизменных принципов, то и отношения между ними также должны быть стабильными и неизменными. Задача философа состоит в том, чтобы проанализировать и объяснить непреложные и универсальные принципы человеческого разума….. Непреложный разум правит непреложной природой в соответствии с непреложными принципами. Единственный реальный вопрос был: «Что это за непреложные принципы?» (Toulmin St. Human Understanding. M., 1984. p. 36). Создавая свою метафизику, каждый из философов Нового времени по-своему ответил на этот вопрос.

В основе метафизики Рене Декарта (1596-1650) лежит учение о двух конечных веществах: мыслящей субстанции и расширенной субстанции. Все явления в мире в конечном счете сводятся к вышеупомянутым веществам, которые являются независимыми друг от друга. Но, будучи независимыми, оба в равной степени определяются бесконечной субстанцией — Богом. Все, что естественно, хотя и произведено Богом, в своем существовании связано только с расширенной субстанцией. Другими словами, присущей природным объектам характеристикой является наличие протяженности, т.е. размера, длины, объема и т.д. Мыслящая субстанция — это, прежде всего, разум, дарованный человеку Богом. Разум — это свойство, присущее субъекту, в то время как объект, т.е. природа, лишен субъективности, а значит, и разумности. Объект подчиняется законам механической причинности. Таким образом, человек по своей сути отличается от остальной природы: В своей познавательной и преобразующей деятельности он имеет мощную опору в самой личности Бога.

Научно-техническая революция XVI—XVII веков

Период с шестнадцатого по семнадцатый век является временем величайшего переворота в науке. Изменения, происходящие в науке и культуре, всегда обусловлены особенностями социального развития, экономики и идеологии. Рассмотрим, что характеризует XVI-XVII вв. в общем историческом плане — эпоху первой научно-технической революции (НТР).

В экономике постепенно преобладал капиталистический режим производства. Это было огромным преимуществом по сравнению с феодальной эпохой, так как это привело к резкому повышению производительности. Производство требует все больше и больше новых технологий, и только наука может их обеспечить. Впервые в истории наука стала принимать непосредственное участие в развитии производительных сил общества.

Рассмотрим, например, такую кажущуюся абстрактной проблему, как форма Земли. Какое, похоже, это имело отношение к социальному развитию общества в то время? Тем не менее, утверждение в сознании людей того, что Земля — это сфера, привело к эпохе великих географических открытий. Здесь только фанатики могли придерживаться мнения святого Августина о невозможности существования антиподов. Географические открытия не только обогатили Европу, но и значительно освободили умы ее жителей. Мир стремительно расширялся, и существовать в нем было невозможно без знания астрономии, которое позволяло ориентироваться в космосе. Успехи прикладных наук оказали огромное влияние на европейскую экономику. Возьмем, к примеру, насколько важным было изобретение ткацкого станка, которое определило экономическое развитие самых передовых европейских стран на целое столетие.

В XVI-XVII веках произошли большие политические перемены: вспыхнули голландская и английская буржуазные революции. Их нелегкие победы привели к политическому и правовому освобождению народов этих стран. Отныне Церковь и ее «меч наказания», инквизиция, не могли больше полагаться на гражданские власти для преследования еретиков, среди которых, по их мнению, часто были те, кто пытался выйти за пределы научных догм, освященных Церковью.

Знаменем гражданских революций в Голландии и Англии была свобода совести — возможность исповедовать любую религию, наиболее приемлемую для человека. Эта идея, существенно изменившая средневековую идеологию, возникла в связи с изменениями в христианской догме, вызванными Реформацией. Вновь образованные деноминации — англиканская, лютеранская и кальвинистическая — в гораздо большей степени соответствовали требованиям среднего класса, чем доминировавшая ранее католическая церковь. Это привело к значительному снижению социальной роли духовенства в области идеологии, что самым непосредственным образом отразилось на науке. Был снят ряд абсолютных запретов, наложенных католической церковью на научные исследования, а главное, мировоззрение уже не должно было полностью соответствовать библейской традиции.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Вклад М.В. Ломоносова в горное дело и металлургию
  2. Философия диалога М.М. Бахтина
  3. Владимир Ильич Ленин, российский революционер, марксист, идеолог
  4. Семья как историческая общность людей
  5. Материалистическая и идеалистическая трактовка бытия
  6. Основные элементы философии Гегеля и ее историческое значение. Совпадение логического и исторического
  7. Определение оснований бытия
  8. Происхождение религии: гипотезы, догадки, факты
  9. Идея богочеловечества как политическая утопия
  10. Личность в социальной философии