Для связи в whatsapp +905441085890

Особенности восприятия детьми дошкольного возраста художественной литературы (сказок, детских произведений и т.д.)

Предмет: Психология

Тип работы: Курсовая работа

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Дополнительные готовые курсовые на темы:

  1. Особенности коррекции нарушений игровой деятельности в старшем дошкольном возрасте
  2. Сюжетно-ролевая игра как фактор развития произвольной памяти у дошкольников
  3. Гендерные особенности общения со сверстниками в дошкольном возрасте
  4. Влияние уровня тревожности на социометрический статус младших школьников
  5. Влияние возрастного фактора на мотивацию рождения ребенка
  6. Индивидуальные особенности познавательных процессов младших школьников. Роль социальной среды как фактора психического развития в различных научных школах
  7. Влияние средств массовой информации на становление самооценки детей младшего школьного возраста
  8. Формирование учебно-познавательной мотивации в младшем школьном возрасте
  9. Психологические последствия неадекватного выбора профессии в период ранней взрослости
  10. Влияние эмоций на проявления самооценки в юношеском возрасте

Введение

В последние годы происходит активное реформирование системы дошкольного образования, растет сеть альтернативных дошкольных учреждений, появляются новые программы дошкольного образования, разрабатываются оригинальные методические материалы.

На фоне этих прогрессивных изменений не всегда уделялось достаточное внимание развитию эмоциональной сферы ребенка, в отличие от его интеллектуального развития. Однако, как справедливо отмечал А.В. Запорожец, только согласованное функционирование этих двух систем в их единстве может обеспечить успешное выполнение любых форм деятельности

Замкнувшись в телевизоре и компьютере, дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а общение значительно обогащает чувственную сферу. Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам других людей. Поэтому работа, направленная на развитие эмоциональной сферы, очень актуальна и важна.

Сегодня проблемы эмоционального развития детей дошкольного возраста находятся в центре всеобщего внимания. Но вопрос эмоционального развития поднимался в методике дошкольного воспитания и раньше. Раньше педагоги использовали на занятиях произведения художественной литературы. Однако художественная литература, похоже, утратила свой потенциал, перестала быть эффективным средством в воспитании личности.

Причины такой ситуации кроются во многих проблемах эмоционального развития дошкольников. Это и недостатки существующих программ подготовки художественно-гуманитарного цикла, и недостаточная разработанность методик, и низкий уровень подготовки педагогов, и слабое оснащение подготовительного процесса.

В свете этих сохраняющихся проблем встает проблема эмоционального развития дошкольников в процессе ознакомления их с произведениями художественной литературы.

Какие задачи ставит перед собой проблема эмоционального развития ребенка?

Глобальная задача — это формирование творческого отношения к действительности, так как сама суть эмоционального — в творчестве и сотрудничестве при восприятии произведений искусства.

Среди более конкретных задач одной из важнейших является формирование эмоциональной потребности, которую можно определить как потребность в красоте и деятельности по законам красоты. Необходимо обратить внимание на два важных компонента: широту эмоциональной потребности, то есть способность личности эмоционально относиться к максимально широкому кругу явлений действительности и качества эмоциональной потребности, которые раскрываются на уровне художественного вкуса и идеала.

Перечисленные признаки можно рассматривать как критерии эмоциональной воспитанности личности.

Значение эмоционального развития в формировании личности огромно.

Эмоциональное развитие через художественную литературу — это лишь подсистема реализации принципов целостной системы.

Необходимо использовать богатый потенциал, который дан каждому из нас. Ребенок, наряду с духовной сущностью литературы, постигает ее художественную сущность, что неоценимо для эмоционального развития.

Таким образом, проблема эмоционального развития детей через произведения художественной литературы является очень актуальной. Теоретически эта проблема разрабатывалась многими исследователями, но с практической точки зрения эмоциональному развитию в детских учреждениях уделяется мало внимания, нет специальных программ.

Цель данной работы — выявить наиболее эффективные условия, методы и приемы, способствующие эмоциональному развитию детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с произведениями художественной литературы и разработать комплекс мероприятий, направленных на повышение эмоционального развития дошкольников, апробировать его и оценить эффективность предложенной работы.

Особенности психического развития детей старшего дошкольного возраста

Речь во всем ее видовом разнообразии является орудием развития высших отделов психики. Дальнейшее развитие речи, как показал Л.С. Выготский, идет по линии связи речи с мышлением, формируется интеллектуальная функция речи

Проблема взаимодействия речи и мышления всегда была в центре внимания психологических исследований. И здесь центральным моментом, по мнению Л.С. Выготского, является отношение мысли к слову, поскольку с древнейших времен исследователи либо отождествляли их, либо полностью разъединяли. Выготский в своих исследованиях показал, что на основе эгоцентрической речи возникает внутренняя речь ребенка, которая является основой его мышления.

В возрасте около 5 лет происходит большой скачок в развитии ребенка.

Вклад в общее умственное развитие вносит активизация воображения. В этом возрасте воображение является основой для решения простейших арифметических задач, а также устного счета в пределах первого десятка.

Воображение — важнейшая высшая психическая функция, лежащая в основе успешности всех видов творческой деятельности человека, в том числе и взрослого. Наиболее чувствительным периодом для развития воображения — является дошкольный возраст.

В дошкольном возрасте, как и в раннем, преобладает воссоздающее воображение, которое заключается в воссоздании образов, описанных в сказках, рассказах, историях.

описанных в сказках, рассказах взрослого. Например, ребенок может свободно фантазировать, придумывая сказки по услышанным образцам. Образцы воображения зависят от опыта и знаний ребенка.

Фундаментальным новообразованием дошкольного детства является

  • творческое (продуктивное) воображение. Оно развивается вместе с
  • теоретическим мышлением и выполняет единую функцию в
  • познавательном процессе. Если мышление познает мир вещей и явлений в
  • то важную роль в развитии памяти ребенка играет память.

В развитии памяти у ребенка 5-7 лет большую роль играют слуховые и зрительные впечатления. Но следует учитывать, что двигательные впечатления продолжают оказывать существенное влияние на формирование таких навыков, как бег, прыжки. Ребенок учится умываться, застегивать пуговицы, зашнуровывать ботинки. Позже работа двигательной памяти становится более сложной.

Чем младше ребенок, тем непосредственнее его чувства, особенно удовольствие и неудовольствие от того, что он увидел, сделал, получил. Именно на этих чувствах строится вся система педагогического воздействия. По мере развития ребенка память на чувства становится несколько иной, как и сами чувства и их причины.

Память ребенка дошкольного возраста особенно богата образами отдельных конкретных предметов. В этих образах сливаются воедино существенные, общие признаки, присущие целой группе предметов (животные, птицы, дома, деревья, цветы и т.д.), а также несущественные признаки, частные детали, которые ребенок заметил у отдельного дома, у отдельного животного, у одного дерева и т.д. Иногда какая-то несущественная особенность, присущая разнородным явлениям, кажется ему общей. В этом случае сами явления рассматриваются ребенком как равноценные, равнозначные. Отсюда характеристика для этого возраста

«детская ложь». «Рассказы о детях» Вересаева содержат много таких примеров.

Детская память характеризуется и совершенно противоположным свойством — она чрезвычайно фотографична. Дети легко запоминают стихотворение или сказку. Если взрослый, пересказывая сказку, отклоняется от первоначального текста, ребенок тут же поправит его, вспомнит недостающую деталь.

Другие особенности памяти начинают формироваться в дошкольном возрасте. Воспоминания в этом возрасте в основном непроизвольные, (дошкольник не заботится о том, что он воспринимает, легко и точно вспоминает потом). Но уже в возрасте 5-6 лет начинает формироваться волевая память.

Особенности развития речи детей старшего дошкольного возраста

Умение детей пользоваться правильной речью в общении с окружающими, ясно и выразительно говорить на родном языке является одним из необходимых условий полноценного развития личности. Связные содержательные развернутые высказывания обеспечивают разностороннее общение и взаимопонимание между людьми.

Расширение общения со взрослыми, сверстниками, усложнение познавательной деятельности ребенка требует развернутой речи. Содержание контекстной речи раскрывается в контексте высказывания, поэтому оно становится понятным слушателю из сочетания слов, предложений, т.е. из самой структуры звуковой речи.

Дети 5-6 лет способны четко произносить сложные звуки: шипящие, свистящие, сонорные. Дифференцируя их в речи, они закрепляют их в произношении.

Четкая речь становится нормой для 5-летнего дошкольника в повседневной жизни, а не только во время специальных занятий с ним.

У детей совершенствуется слуховое восприятие, развивается фонематический слух. Дети способны различать определенные группы звуков и выделять слова, фразы, в которых есть заданные звуки. Этому способствует такой материал, как стихи, детские стишки, считалки.

Дети свободно используют в своей речи средства интонационной выразительности: могут читать стихи грустно, весело, торжественно.

Речь детей этого возраста насыщена словами всех частей речи. В этом возрасте они активно занимаются словотворчеством, словоизменением и словообразованием, создавая множество неологизмов.

Пятилетние дети начинают овладевать синтаксической стороной речи. Однако она дается с трудом, и поэтому взрослый как бы ведет ребенка, помогая ему устанавливать причинно-следственные и временные связи при рассматривании объектов. Умению анализировать, систематизировать и обобщать способствуют так называемые поисковые вопросы: почему? зачем? для чего?

Совершенствование связной речи невозможно без овладения грамматически правильной речью. На шестом году жизни ребенок овладевает грамматической структурой и пользуется ею достаточно свободно.

Структурно речь значительно усложняется, причем не только за счет простых развернутых предложений, но и сложных, сложносочиненных. Предложения связываются с помощью слов, поэтому широко используется синонимическая замена, лексический повтор, прямая речь.

Ребенок допускает ошибки в согласовании слов, в падежных окончаниях существительных и прилагательных, часто правильно употребляет родительный падеж существительных во множественном числе. Легко образует, существительные и другие части речи с помощью суффиксов, прилагательные от существительных (сок из яблок — яблочный).

Однако в речи детей все еще встречаются грамматические ошибки:

неправильное образование формы родительного падежа множественного числа некоторых существительных («груши» — вместо груш), изменение по падежам несклоняемых существительных, неправильное согласование существительных с прилагательными в косвенных падежах.

На шестом году обучения усвоение языковой системы в основном завершено, многие традиционные формы единственного числа еще не освоены. Процесс словотворчества по-прежнему активен, количество интонаций даже увеличивается — появляются грамматические переборы, «нащупывание» форм: бровь, брови, многочисленные случаи неправильного ударения: на санках, смял. Арушанова А.Г. пишет, что инновации свидетельствуют о том, что ребенок не воспроизводит готовую форму, а активно и самостоятельно ее формирует. Инновации охватывают основные части (ласт, шкварчит), прилагательные (обедает, сердится и т.д.).

Эмоциональная культура дошкольников как элемент культуры личности

Культура личности включает в себя исторически сложившиеся в данном обществе нормы поведения, выраженные в формах и видах организации жизни и деятельности людей. Одним из важных ее компонентов является эмоциональная культура людей, которая выражается в способности понимать чувства и настроения других людей.

Психологи отмечают, что «культура чувств включает в себя богатство и разнообразие переживаний, умение управлять своими чувствами, быть их хозяином, а не игрушкой слепых страстей; культура чувств предполагает умение понимать и уважать чувства других людей, то есть предполагает так называемый резонанс…».

В большой энциклопедии Кирилла и Мефодия, в «Толковом словаре иностранных слов» под редакцией Л.П. Крысиной есть определение этой способности человеческой личности.

Толерантный (фр. toletant, лат. tolerans (tolerantis) терпеливо сносящий).

Человек терпимо, снисходительно относится к кому-либо или чему-либо. Например, Он терпим к недостаткам других.

Терпимость — это свойство толерантного человека.

Еще один критерий — умение управлять своими чувствами. Жизнь учит человека тому, что нужно уметь сдерживать свои чувства, управлять собой. Воспитание эмоциональной культуры — очень тонкий процесс. Главная задача — не подавлять и искоренять эмоции, а правильно направлять их. Подлинные чувства, переживания — это продукт жизни. Они не поддаются произвольному формированию, а возникают, живут и умирают в зависимости от меняющейся в процессе деятельности человека, его отношения к окружающим. Нельзя произвольно, по своему желанию вызвать то или иное чувство: чувства не подвластны воле, они — своевольные дети природы. Но чувства можно косвенно направлять и регулировать через деятельность, в которой они проявляются и формируются.

Эмоции усложняют и разнообразят поведение. Эмоционально одаренный, тонкий и образованный человек превосходит в этом отношении необразованного.

Рубинштейн придавал большое значение воспитанию в ребенке чувства юмора. Юмор подразумевает, что за смешным, за вызывающими смех недостатками есть что-то положительное, привлекательное. С юмором нужно относиться к смешным маленьким слабостям или не очень значительным, во всяком случае, безобидным недостаткам, когда чувствуется, что есть реальные достоинства. Чистый юмор означает реалистическое принятие мира со всеми его слабостями и несовершенствами, которым в реальной действительности обычно чуждо даже не самое лучшее, но и со всем тем ценным, значительным и прекрасным, что скрывается за этими слабостями и несовершенствами.

Насущной педагогической задачей в овладении эмоциями, по мнению Л.С. Выготского, является «включение их в такую сеть поведения, чтобы они были тесно связаны со всеми другими реакциями и не врывались бы в их течение тревожным и огорчительным образом.

Способность психологически владеть своими чувствами означает не что иное, как способность владеть их внешним выражением. Поэтому чувство выражается через овладение его двигательным выражением, и тот, кто научится не кривиться и не морщиться при отвратительном вкусе, победит и само отвращение. Отсюда та необычайная власть над культивированием чувств, которая принадлежит развитию сознательных движений и их контролю.

Это овладение эмоциями, составляющее задачу всего воспитания, на первый взгляд может показаться подавлением чувств. На самом деле оно означает лишь подчинение чувства, связывание его с остальным поведением, его целенаправленную направленность.

Эмоции и чувства. Классификация эмоций и их функции

Тезис о том, что эмоции являются одной из форм отражения, познания и оценки объективной действительности, признается представителями различных наук, прежде всего психологами и философами. Все исследователи имеют общую исходную позицию: эмоции — это особая, своеобразная форма познания и отражения действительности, поскольку в них человек является одновременно объектом и субъектом познания, т.е. эмоции связаны с потребностями человека, лежащими в основе мотивов его деятельности.

Психологическая наука направлена прежде всего на исследование функций эмоций в деятельности человека. Несмотря на четкость научных позиций, состояние изучения психологии эмоций, по мнению самих психологов, остается крайне неудовлетворительным.

Одна из первых трудностей в описании эмоций заключается в том, что эмоции проявляются одновременно и во внутренних переживаниях, и в поведении, причем и то, и другое связано с физиологической активацией.

Внутренние переживания являются субъективными, и единственный способ познакомиться с ними — это спросить субъекта, что он испытывает. Однако мы прекрасно знаем, как трудно выразить словами то, что человек на самом деле чувствует.

Поведение на первый взгляд может быть воспринято как объективный факт. Но даже этот показатель не особенно надежен. Когда у человека на глазах появляются слезы, нам бывает трудно понять, если мы не знаем их причину — от радости, печали или возмущения.

Кроме того, выражение этой эмоции часто связано с культурой, к которой принадлежит человек: например, нахмуренные брови или улыбка не всегда воспринимаются однозначно.

Что касается физиологической активации, то только благодаря ей и резким изменениям, которые она вызывает в нервных процессах и во всем организме, человек способен испытывать эмоцию.

Каждый по опыту знает, что сильные эмоции связаны с рядом физиологических изменений — меняется ритм дыхания, деятельность сердечно-сосудистой системы, слюнные (пересыхание во рту), слезные и потовые железы. Физиологически это означает, что процесс возбуждения в коре головного мозга (при восприятии какого-либо объекта) при определенных условиях распространяется на подкорку, где находятся центры, управляющие деятельностью внутренних органов, что вызывает соответствующие изменения в организме.

Вовлечение подкорковых и ретикулярных образований в эмоциональный процесс может создать большой запас нервной энергии, который человек использует в своих действиях и поведении. Положительное эмоциональное состояние увеличивает работоспособность, снижает утомляемость, даже уставший человек во время сильных положительных эмоциональных переживаний приобретает способность достаточно энергично и продуктивно действовать. Положительные эмоциональные переживания всегда связаны со значительным повышением жизненной активности организма в целом. Отрицательные эмоциональные переживания связаны с такими изменениями в организме, которые снижают психическую активность человека, приводят к значительному ухудшению его деятельности, к снижению трудоспособности.

Изменяя жизнедеятельность человека, эмоции выражаются в ряде внешних проявлений. Сильные чувства связаны с изменением кровообращения — в состоянии гнева или страха человек бледнеет, так как кровь оттекает от наружных покровов кожи. Стыд или смущение заставляют человека краснеть, кровь приливает к лицу. Страх усиливает потоотделение, сердце начинает биться быстрее или, наоборот, «замирает». При гневе и радости дыхание учащается.

Заключение

Данная работа направлена на решение проблемы развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста при ознакомлении с произведениями художественной литературы.

Мы изучили психолого-педагогическую литературу по данной проблеме, а также ознакомились с программами и методическими разработками. Изучили уровень эмоционального развития дошкольников, выявили проблемы каждого ребенка. Из всего этого можно сделать вывод, что приобщение ребенка к эмоциональной культуре имеет огромное значение. Это будет способствовать формированию эмоционально яркого, нравственно богатого и владеющего своими чувствами человека.

В процессе развития происходят изменения в эмоциональной сфере ребенка. Меняются его взгляды на мир и отношения с окружающими. Повышается способность ребенка распознавать и контролировать свои эмоции. Но эмоциональная сфера сама по себе качественно не развивается. Ее необходимо развивать. Детей следует обучать «языку эмоций». Но, к сожалению, развитию эмоциональной сферы детей уделяется недостаточно внимания, и мы видим это в литературе.

Для того чтобы определить эффективность развития эмоций на материале произведений художественной литературы, мы провели экспериментальную работу, состоящую из трех этапов. Целью которой была разработка комплекса мероприятий, способствующих развитию эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста.

Мы считаем, что цель была реализована, так как после проведения комплекса мероприятий уровень эмоционального развития заметно повысился, о чем свидетельствует анализ результатов констатирующего и контрольного этапов.

Действительно, развитие эмоций будет эффективным, если одновременно развивать интонационную выразительность, эмоциональный отклик на произведения искусства и героев, мимику, пантомимику, жесты и восприятие детьми эмоциональных состояний других людей.

Конечно, эффективность эмоционального развития зависит от педагогов и родителей. Вместе они должны осознать важность целенаправленной работы по развитию эмоциональной сферы не только на уроках, но и в других видах деятельности.

Список литературы

  1. Арнина Н.Л. Уроки красоты. М., 1998.
  2. Арушанова А.Г. Речь и речевое общение. М., 2002.
  3. Баркан А. Практическая психология для родителей. М., 2000.
  4. Белкин А. Технология развития общения у детей старшего дошкольного возраста. Екатеринбург, 1997.
  5. Белобрыкина О.А. Речь и общение. Ярославль: Академия развития, 1998.
  6. Бергсон А. Смех // Психология эмоций. Тесты. М., 1984.
  7. Берхин Н.Б. Обучение и развитие на уроках литературы. // Советская педагогика № 3, 1989.
  8. Бородин А.М. Методика развития речи. М., 1981.
  9. Бурменская В.Г. Одаренные дети. М., 1991.
  10. Бреслав М.Г. Эмоциональные особенности формирования личности в детском возрасте. М., 1990.
  11. Вилнас В. Психология эмоциональных явлений. М., 1976.
  12. Вилукаса В.К. Психология эмоций. Тесты. Московский университет, 1993.
  13. Венгер Л. Игры и упражнения для развития умственных способностей детей дошкольного возраста. М., 1989.
  14. Венгер Л.А., Мухина В.С. Психология. М. Просвещение, 1988.
  15. 15.Ветлугина Ю.А. Художественное творчество и ребенок. М., 1972
  16. Власова Т.М. Фонетическая ритмика в школе и в детском саду. М., 1997.
  17. Волкова Б.С., Волкова Н.В. Детская психология. М., 2002.
  18. Волков Г.А. Логопедическая ритмика. М., 1985.
  19. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. Психологический очерк. М., 1999.
  20. Гартман Н. Эстетика. М., 1958.
  21. Генов Г.В. Театр для малышей. М., 1968.