Для связи в whatsapp +905441085890

Подходы к изучению восприятия. Теории восприятия — Теории восприятия

Восприятие — это 1) психический процесс целостного отражения предметов и явлений окружающего мира, действующий в данный момент на органы чувств; 2) субъективный образ предмета, явления или процесса, действующий непосредственно на анализатор или систему анализаторов (перцептивный образ); 3) процесс формирования этого образа или система действий, направленных на ознакомление с объектом и действующих на органы чувств.

В процессе приема и обработки человеком разнообразной информации, поступающей в мозг через органы чувств, сенсорные впечатления сливаются или синтезируются в единый перцептивный образ. При этом перцептивный образ создается на основе анализа и синтеза индивидуальных характеристик и качеств, подчеркивая существенные признаки и отвлекаясь от несущественных.

Помимо сенсорных впечатлений, в процессе восприятия участвуют прошлый опыт, процессы понимания того, что воспринимается, и психические процессы более высокого уровня (память, мышление). Процесс восприятия включает в себя моторные компоненты: Пальпация предметов и движения глаз; пение звуков или произнесение речевых форм; нюхание и т.д. Восприятие зависит от мотивации и имеет определенную аффективно-эмоциональную окраску.

Перцептивная система — набор анализаторов, обеспечивающих данный перцептивный акт.

Перцептивные действия — это основные, структурные единицы перцептивного процесса, включающие узнавание объекта восприятия и соотнесение его с образами памяти.

Вначале выделяется лишь общее и рассеянное восприятие объекта, которое затем сменяется более определенным и детальным восприятием. Распознавание объектов обычно основано на идентификации обобщенных, иногда социально фиксированных, систем признаков и поэтому происходит за более короткое время (порядка долей секунды), чем процессы первоначального перцептивного обучения, которые занимают месяцы или годы (например, развитие способности к чтению).

Восприятие выполняет отражательную и регулятивную функции. Перцептивные образы, будучи обобщенными, обеспечивают ориентацию и регуляцию поведения в соответствии с объективными условиями среды и субъективными потребностями воспринимающего субъекта деятельности и поведения.

Восприятие — это результат деятельности системы анализаторов. Первичный анализ, происходящий в рецепторах, дополняется сложной аналитико-синтетической деятельностью мозговых отделов анализаторов. Физиологической основой восприятия является условно-рефлекторная деятельность внутрианалитического и межаналитического комплекса нервных связей, определяющих целостность и объективность отражаемых явлений. Каждое восприятие определяется деятельностью перцептивной системы, т.е. не одного, а нескольких анализаторов. Их значимость может быть неравнозначной: одни из них являются ведущими, другие дополняют восприятие объекта. Исследования P.K. Анохин, Н.А. Бернштейн показали, что сформированные перцептивные образы, которые становятся акцепторами действия, определяют афферентацию и регулируют ход исполнительной деятельности.

Акцептор действия — это нейродинамическая модель результата предстоящего действия, представленная в центральной нервной системе. Он содержит основные признаки действия и участвует в его регуляции. Этот термин был введен П.К. Анохин представил.

Афферентация — это передача нервного возбуждения от периферических нервных терминалей к центральным нейронам коры головного мозга.

Подходы к изучению восприятия. Теории восприятия - Теории восприятия

Теории восприятия

Современная психология восприятия представляет собой довольно красочную картину различных подходов, методов и специальных концепций, направленных на рационализацию постоянно растущего потока эмпирических данных. Тем не менее, проблема восприятия является одной из классических. Наибольшее влияние на него оказали эмпирическая психология и холистическая психология. С точки зрения эмпирической психологии, механизм восприятия выглядит следующим образом: Стимуляция органов чувств воспринимаемым объектом вызывает в сознании индивида соответствующую мозаику ощущений, которая затем ассоциируется с кинестетическими ощущениями и прошлым опытом (В. Вундт).

Берлинская школа холизма (гештальтпсихология) предложила считать первоосновой психических образований структуру (гештальт), а не ощущения.

Основное внимание в своих исследованиях они уделяли организации элементов зрительного поля (Коффка, Келер).

Проблема восприятия всегда занимала центральное место в жилой психологии. Здесь восприятие рассматривается как субъективное отражение объективной реальности, процесс формирования образа этой реальности, который возникает и развивается в ходе взаимодействия субъекта с окружающим миром (Сеченов, Запорожец, Венгер, Зинченко, Ломов).

В настоящее время можно выделить три ведущих направления исследований в психологии восприятия: когнитивное, экологическое и личностное.

Появление когнитивного (информационного) подхода началось с резкого скачка в развитии электронно-вычислительной техники. Согласно компьютерной метафоре, когнитивная сфера человека напоминает современный компьютер, то есть он получает, хранит и использует информацию, поступающую извне. Процесс осуществляется поэтапно (П. Линдсей, Д. Норман). Проблемы распознавания образов, формирования различных когнитивных структур, маскировки и избирательности восприятия сегодня оказались в центре внимания исследовательской структуры.

Экологический подход представляет собой несколько концепций, объединенных общим фокусом на выявлении стимульной структуры окружающей человека среды (Гибсон и др.). В его основе лежат два фундаментальных принципа: принцип единства организма и среды и постулат прямого восприятия стимульной информации. Согласно первому принципу, объектом восприятия являются не отдельные предметы и их свойства как таковые, а целостные динамические события.

Постулат непосредственного восприятия гласит: главное не то, как происходит процесс восприятия, каковы его средства и механизмы, а то, что отражается в этом процессе, каков его актуальный стимул.

Согласно личностному подходу, вместо изучения ощущений и восприятия как неких естественных свойств организма, ставится задача реконструкции человеком образа окружающей действительности (Келли, Насер, Петренко, Шмелев и др.). Чтобы разобраться в потоке впечатлений и адекватно вести себя в своем окружении, человек должен извлечь суть из всей этой информации, объяснить происходящие события, предсказать результаты своего поведения (подобно ученому). Для этого человек вырабатывает систему, своеобразную сеть оценочных координат, через которую он начинает воспринимать события. Каждый человек имеет свой собственный набор конструктов. В зависимости от количества конструктов, с помощью которых субъект создает картину окружающей действительности, выделяют два крайних типа — когнитивно простой и когнитивно сложный (см. Когнитивные стили).

Гештальтпсихология — одна из школ современной психологии других, возникшая в Германии в первой четверти 20-го века и представляющая в качестве важнейшего объяснительного принципа психологии целостную, не сводимую к сумме ее компонентов, связь элементов жизни души — гештальт (нем. Gestalt — образ, форма, структура). Представители: M. Wertheimer, K. Kaffka, W. Köhler, K. Levin, et al.

Подчеркивая целостный характер восприятия, гештальт-психологи ввели ряд новых терминов (фигура, фон и т.д.) и законов. Они открыли более 100 законов гештальта.

Классификации типов восприятия

Визуальное восприятие — это восприятие, которое происходит в основном в системе зрительного анализа. Человек воспринимает целостный образ предмета непосредственно через зрение. Зрительная система способна воспринимать сложные формы объекта одновременно (синхронно). Зрительная система человека и животных позволяет им воспринимать не только отдельные черты объектов, но и целые геометрические формы или структуры. Движения глаз необходимы для обеспечения длительности удержания изображения (А.Л. Яр-бус). Неподвижный глаз слеп. Зрительное восприятие участвует в восприятии пространства и движения.

Слуховое восприятие — это восприятие в системе слухового анализа. В ходе социальной истории человечества сформировались две системы слухового восприятия: система ритмико-мелодического (или музыкального) кода и система фонематического кода (или система звукового кода речи). Обе системы организуют звуки, воспринимаемые человеком, в сложные системы слухового восприятия. Слуховое восприятие — это активный процесс, в котором задействованы моторные компоненты. При слуховом восприятии моторные компоненты отделены от слуховой системы и выделяются в особую систему пения в голосе для восприятия музыки и произношения для восприятия речи. Слуховое восприятие участвует в восприятии времени.

Тактильное восприятие — это восприятие, основанное на кожных и двигательных ощущениях. В процессе тактильного восприятия объекта информация от отдельных признаков объекта постепенно (последовательно) преобразуется в целостный (одновременный) образ объекта. Для того чтобы перейти от оценки отдельных признаков к тактильному восприятию всего объекта, рука должна быть в движении, т.е. пассивное тактильное восприятие заменяется активным ощупыванием объекта.

Обонятельное восприятие — это восприятие, основанное на обонятельной чувствительности.

Вкусовое восприятие — это восприятие, основанное на вкусовой чувствительности.

Непроизвольное (непреднамеренное) восприятие — это восприятие без намерения, без цели. Он действует как компонент другой деятельности.

Восприятие является волевым (намеренным) — оно связано с постановкой конкретной задачи, цели. Она характеризуется целенаправленностью, планированием и последовательностью. В этом случае восприятие — это когнитивная перцептивная деятельность (наблюдение). Добровольное восприятие в большинстве случаев более эффективно, чем недобровольное. Непроизвольное восприятие — это высшая психическая функция, которая является врожденной только у человека.

Одновременное восприятие — пространственно расширенное, одномоментное, обобщенное, целостное. Например, целостное восприятие всей аудитории лектором, когда он читает лекцию.

Последовательное восприятие — отсроченное во времени, пошаговое наблюдение. Например, поиск ошибок в контрольном диктанте.

Пространственное восприятие — это отражение пространственных форм вещей, их размера, формы, положения по отношению друг к другу и направления. В пространственном восприятии участвуют все органы чувств человека. Основная роль принадлежит совместной деятельности зрительного, двигательного, кожного и вестибулярного анализаторов. Основным механизмом зрительного пространственного восприятия является механизм слияния, который лежит в основе бинокулярного зрения (зрения двумя глазами).

Восприятие размеров объектов определяется размером их изображения на сетчатке и расстоянием до глаза наблюдателя.

Существует два механизма, с помощью которых глаз адаптируется к тому, чтобы видеть в фокусе объекты на разных расстояниях: Аккомодация и конвергенция. При восприятии близких предметов происходит сокращение мышц, что уменьшает степень натяжения хрусталика, и его форма становится более выпуклой (аккомодация). Определенное состояние аккомодации вызывает определенную степень схождения зрительных осей (конвергенцию), и наоборот, определенная степень аккомодации соответствует той или иной конвергенции зрительных осей. Взаимодействие между размером изображения объекта на сетчатке и напряжением глазных мышц в результате аккомодации и конвергенции является условно-рефлекторным сигналом размера воспринимаемого объекта. Однако полностью объяснить восприятие расстояния до объекта с помощью этих процессов не представляется возможным.

Бинокулярное зрение (зрительное восприятие двумя глазами) играет главную роль в восприятии глубины и объема.

Восприятие формы предметов обычно осуществляется с помощью зрительного, тактильного и кинестетического анализатора. Механизмы включают врожденную способность нейронов в коре головного мозга избирательно реагировать на элементы изображения, имеющие определенную насыщенность, ориентацию, конфигурацию и длину. Восприятие формы требует выделения объекта из фона, а это, в свою очередь, часто требует выделения контура, то есть ограничивающих, пространственных элементов фигуры, отличающихся по яркости, цвету, текстуре. Одним из факторов, влияющих на восприятие формы предметов, является жизненный опыт человека, полученный в результате движений рук по контуру и поверхности предметов, перемещения человека и частей его тела в пространстве.

Типы восприятия

Аккомодация (от лат. accomodatio — приспособление) — это изменение кривизны хрусталика глаза в зависимости от расстояния объекта от сетчатки. Увеличение кривизны хрусталика соответствует аккомодации в ближнем диапазоне, а уменьшение — в дальнем. Изменения кривизны хрусталика осуществляются специальной цилиарной мышцей.

Конвергенция — это встреча зрительных осей глаз на объекте или в точке зрительного пространства. Как правило, между зрительными осями образуется определенный угол. Этот угол несет информацию о расстоянии до объекта.

Глубинное восприятие — это визуальное восприятие мира в трех измерениях. Это восприятие расстояния объектов от наблюдателя и восприятие трехмерности самих объектов.

Восприятие времени является отражением длительности, скорости и последовательности явлений реальности. Восприятие времени основано на ритмическом чередовании возбуждения и торможения в основных полушариях головного мозга.

В восприятии времени участвуют различные анализаторы, наиболее важными из которых являются слуховой и кинестетический. Восприятие длительности событий во многом определяется характером переживания и эмоциональным состоянием субъекта.

Восприятие времени также зависит от вида деятельности, которую человек выполняет в данный момент, мотивации, отношения и ожидания приятных или неприятных событий. Механизм восприятия человеком времени часто связывают с биологическими часами — определенной последовательностью и ритмом биологических метаболических процессов, происходящих в его организме. Ритм сердечной деятельности и метаболизма (обменных процессов) организма называют биологическими часами.

Восприятие движения — это отражение изменений положения объекта в пространстве и времени (отражение направления и скорости). Восприятие движения происходит через соответствующие движения глаз, выделение объекта (фигуры) из фона и взаимодействие нескольких анализаторов (часто зрительного и кинестетического). Наличие или отсутствие движения в зрительном поле определяется детекторами движения или новизны (нейронами), которые являются частью нейрофизиологического аппарата ориентационной реакции (рефлекса).

О направлении движения можно судить по направлению движения отраженного объекта на поверхности сетчатки, а также определить по последовательности сокращения — расслабления определенной группы мышц глаза, головы, туловища при выполнении следящих движений за объектом. Связь между восприятием движения и его направления и движением изображения на сетчатке доказывается существованием иллюзии движения и автокинетического эффекта.

Сублиминальное (бессознательное) восприятие — это явление, когда информация пересекает физиологический порог, но не достигает порога сознательного восприятия. Информация по-прежнему воздействует на организм и может вызвать реакцию.

Человеческое восприятие — это процесс психологического узнавания другого в условиях непосредственного общения. Особенностью по сравнению с восприятием неодушевленных предметов является большая пристрастность, которая проявляется в слиянии когнитивного и эмоционального компонентов, в более ярко выраженной оценочно-ценностной окраске, в более прямой зависимости восприятия другого человека от мотивационно-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта. При восприятии нового человека субъект уделяет наибольшее внимание внешним проявлениям: физическому облику, внешности, мимике и выразительным движениям тела, голосу, интонации, а также действиям и поступкам.

Разработаны следующие механизмы восприятия другого человека (А.А. Бодалев): 1) идентификация — понимание и интерпретация другого человека путем отождествления с ним; 2) социальная рефлексия — понимание другого человека путем аргументации за него; 3) эмпатия — понимание другого человека через эмоциональное сопереживание его переживаниям; 4) стереотипизация — восприятие и оценка другого человека на основе существующих социальных стереотипов.

Свойства и модели

Законы гештальта — Гештальт-психологи обнаружили факторы (законы гештальта), влияющие на перцептивную организацию зрительного поля, законы, согласно которым отдельные элементы объединяются в единое целое (фигуру) и фигура выделяется на фоне. Было открыто более 100 законов такого рода. Приведем несколько примеров таких законов.

На основе законов гештальта были разработаны свойства восприятия.

Предметное восприятие — это способность воспроизводить предметы и явления реального мира не в виде набора не связанных между собой сенсорных впечатлений, а в виде отдельных объектов. Все, что воспринимает человек, воспринимается как фигура (объект) на заднем плане. Так же обстоит дело и с животными. Исследования американских психологов Лэшли и Клювера показали, что если животное (крысу) научить реагировать на изображение черного треугольника на белом фоне, то оно способно сразу же реагировать на белый треугольник на черном фоне, на треугольник, очерченный черточками или точками. Субъективность не является врожденным свойством восприятия, а возникает и совершенствуется в процессе онтогенеза на основе движений, обеспечивающих контакт ребенка с объектом (И.М. Сеченов). Субъективность проявляется в отделении воспринимаемого объекта от фона.

Целостность восприятия — это свойство восприятия, которое заключается в отражении объектов во всей совокупности их свойств. Это целое, в котором каждая часть зависит от окружающей среды. Например, нос воспринимается длинным или коротким только как часть лица. В процессе восприятия образ воспринимаемого объекта не дается полностью в готовом виде (например, спинка вещи), а как бы мысленно выстраивается в целостную форму. Целостность восприятия также проявляется в зрительных иллюзиях (иллюзия стрелы и т.д.). Перцептивный образ имеет высокую степень избыточности — некоторые компоненты изображения содержат информацию не только о себе, но и о других компонентах и об изображении в целом. Таким образом, качество восприятия зависит от предвосхищения тех частей объекта, которые на самом деле не воспринимаются.

Отечественная психология рассматривает перцептивную целостность как отражение целостности, объективно присущей воспринимаемому объекту, а не как изначальное свойство восприятия в гештальтпсихологии. Целостность не является изначально данным свойством, она формируется в предметной деятельности человека.

Структурность восприятия — это расчлененность и специфическая взаимосвязь частей воспринимаемого объекта (его структура). Человек воспринимает обобщенную структуру, которая абстрагируется от ощущений. Например, мелодия, сыгранная на разных инструментах, воспринимается как одна и та же. Структурированность восприятия проявляется в двойных образах. В них фигура и фон могут поменяться местами, происходит перестройка.

Осмысленность восприятия (категориальность) — осмыслить восприятие — значит распознать обозначаемый им объект, раскрыть предметный смысл его смысловых данных, В процессе осмысления восприятия смысловое содержание восприятия подвергается анализу и синтезу, сравнению, абстрагированию различных сторон, обобщению.

Понимание объекта завершается называнием его словом — концептом, то есть отнесением его к определенной группе, классу, категории объектов. Значимая информация распознается гораздо быстрее и точнее при визуальном представлении. Например, несколько бесформенных пятен можно сразу же распознать как одну фигуру, просто назвав их. Единство и взаимопроникновение чувственного и логического является неотъемлемой чертой человеческого восприятия.

Обобщенность восприятия рассматривается А.Р. Лурия как одно из важнейших свойств. Это выражается в том, что восприятие всегда является совместным отражением единичного и общего. Этому способствует название объекта, поскольку слово также обобщает.

Избирательность восприятия — из всего многообразия воздействий только некоторые воспринимаются более отчетливо и осознанно, чем все остальные. Эта особенность характеризует избирательность восприятия, которая, с одной стороны, зависит от интересов, в значительной степени от установок личности, потребностей, знаний, а с другой стороны, обусловлена свойствами самого объекта восприятия, его «броскостью», контрастностью и так далее. Исследования А.И. Богословского, проведенные во время Отечественной войны, показали, что восприятие форм значительно возрастало, когда рассматриваемая фигура получала значение «своего» или «вражеского» самолета.

Перцептивная константность (от лат. constants — постоянный) — это свойство восприятия делать объект относительно постоянным при изменении условий его восприятия (освещенность, расстояние, угол зрения, форма, размер и т.д.). Мы удаляемся от объектов или приближаемся к ним — в нашем восприятии они не меняют своих размеров. Постоянство восприятия в значительной степени является проявлением прошлого опыта. Человек, долго живший в лесу, воспринимал далеких людей в степи как карликов (исследование А.Р. Лурии).

Восприятие (от лат. ad — к и percipio — воспринимать) — зависимость восприятия от предшествующего опыта субъекта, от его общего содержания, от направленности личности, от стоящих перед ним задач, мотивов его деятельности, убеждений и интересов, эмоциональных состояний, то есть восприятие — не пассивный прием копий, впечатлений от действительности, а активный процесс построения мысленных моделей действительности, определяемый всеми сложившимися особенностями личности.

Это понятие было введено немецким философом Г. Лейбницем. Так, опытный психолог воспримет больше черт воспринимаемой личности, чем неопытный, в просмотренном фильме каждый человек в большей степени воспримет то, что ему интересно и т.д.

Историчность восприятия — это вовлеченность восприятия человека в процесс исторического развития его сознания. Восприятие реальности на данном этапе развития вырастает на основе ее опосредования через всю прошлую социальную практику, в ходе которой перестраивается и человеческая чувствительность. Так, человеческий слух сформировался во многом благодаря развитию языка и музыки, а зрение — благодаря развитию геометрии и изобразительного искусства. Любое восприятие — это фактически включение воспринимаемого объекта в определенную систему идей и понятий, запечатленных в языке, который является продуктом социально-исторического развития.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основы психологической коррекции — Основные этапы психотерапии и психокоррекции
  2. Как предотвратить депрессию
  3. Влияние развода родителей на эмоциональную сферу детей старшего дошкольного возраста — Роль семьи в воспитании ребенка дошкольного возраста
  4. Развитие творческого мышления студентов в процессе обучения
  5. Психологическое консультирование при реакциях страха и фобиях
  6. Особенности формирования межличностных взаимоотношений младших школьников с нарушением слуха — Психологические и образовательные особенности детей с нарушением слуха
  7. Психические процессы развития ребенка
  8. Закрытая кадровая политика
  9. Оценка своей значимости и эмоциональный комфорт в коллективе
  10. Педагогическое общение в доу