Для связи в whatsapp +905441085890

Предпосылки развития творческой личности — Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческого мышления

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что проблемы творческого мышления изучаются лишь относительно недавно, в конце XIX — начале XX века. В настоящее время существует несколько десятков научных зарубежных и отечественных концепций творческого мышления, возникших в ходе различных теоретических и экспериментальных направлений.

Мышление как репродуктивный процесс изучалось асоциалами и бихевиористами (Бен, А. Вайс, И. Хербарт, Д. Гартли, Дж. Лоеб, Т. Рибо, Б. Скиннер, Э. Торндайк), которые предполагали, что новое является результатом усложнения или рекомбинации на основе сходства имеющихся элементов прошлого опыта. Само решение задачи основано на механических пробах и ошибках или обновлении определенной системы ранее сформированных операций.

Подход к мышлению как к чисто продуктивному процессу представлен в гештальтпсихологии (М. Вертгеймер, В. Келер, К. Коффка), представители которой считали, что новое характеризуется тем, что оригинальность в проблемной ситуации возникает при преодолении барьера прошлого опыта, который препятствует поиску нового. Преобразование исходных проблем приводит к решению ситуации, но само решение возникает внезапно, в порядке познания, в зависимости от объективных условий задачи, а не от активности самого субъекта, его опыта.

Позже психология выбрала путь самостоятельного изучения мышления — Гилфорд и Торренс выделяли дивергентное и конвергентное мышление, де Боно различал вертикальное и латеральное мышление, а Пономарев, Калмыкова и Матюшкин рассматривали проблему мышления как продуктивного или репродуктивного.

Дж. Гилфорд, Э. Торренс считали, что творческое мышление является результатом взаимодействия интеллекта и креативности как независимых факторов. Основными чертами творческого мышления являются семантическая гибкость (способность представить объект в новом ракурсе, расширить его функциональное применение на практике); образная адаптивная гибкость (способность увидеть скрытые от наблюдения аспекты объекта); оригинальность (стремление к интеллектуальной новизне, способность находить отдаленные ассоциации); семантическая спонтанная гибкость (способность продуцировать идеи в необычных ситуациях). J. Gilford и E. Торранс пришел к выводу, что высокий уровень интеллекта влияет на высокий уровень креативности, хотя многие люди с высоким IQ имеют низкий уровень дивергентного мышления.

Центральным пунктом теории мышления де Боно является разделение мыслительных процессов на латеральные и вертикальные, которые дополняют друг друга и определяют способ использования мыслительного аппарата. Э. де Боно определил вертикальное мышление как определенный метод обработки информации, который приводит к формированию стереотипов. Латеральное мышление — это творческий дар, направленный на изменение уже существующих шаблонов. Цель латерального мышления — описать процесс решения проблем, генерирования идей. В то же время, латеральное мышление тесно связано с интуицией (воспроизведение моделей) и креативностью (создание условий для новых моделей). Основные функции латерального мышления — пересмотр старых моделей на основе разрушения для новой группировки информационных элементов; разрушение стереотипов, создание новых моделей. Пропуск идей, немотивированная перестановка элементов, расширение информационного поля, включение «боковой» информации — вот основные способы изменения и развития информации. По мнению Э. де Боно, латеральное мышление имеет много общего с творческим мышлением, но последнее ассоциируется с вдохновением, талантом, артистизмом. Результат творчества можно рассматривать как описание конкретного результата, в то время как латеральное описание описывает процесс.

Предпосылки развития творческой личности - Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческого мышления

Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме творческого мышления

Я. А. Пономарев считал, что мышление отличается степенью новизны полученного в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к знаниям об объекте, и поэтому процесс мышления можно разделить на продуктивный и репродуктивный. К процессным характеристикам творчества он относит: самостоятельный перенос знаний и навыков в новую ситуацию, распознавание новых проблем в знакомых ситуациях, распознавание новой функции знакомого объекта, понимание структуры изучаемого объекта, способность видеть альтернативное решение, способность комбинировать уже известные способы решения проблемы по-новому и способность создать оригинальный способ решения проблемы, когда другие известны. Я. А. Пономарев разработал абстрактно-аналитический подход к определению природы творчества. Одним из важных выводов, сделанных психологом, стала идея о «биполярности» творческого процесса. Психологический механизм творчества состоит из противоположных элементов: «непроизвольный + добровольный», «импульсивный + волевой», «бессознательный + сознательный», «стимуляция + мотивация».

3. И. Калмыкова и А.М. Матюшкин также убеждены, что необходимо различать продуктивное и репродуктивное мышление. Творческое мышление — это тип продуктивного мышления, «крайняя точка», высшая степень его выраженности и характеризуется объективной новизной и оригинальностью своего продукта. «Низшая точка» присуща репродуктивному мышлению, когда степень новизны продуктивности очень низка, а мыслительный процесс почти теряет конкретность.

В. Н. Дружинин обратился к изучению творческой активности, проявляющейся в особых ситуациях жизнедеятельности, определяемых творческой мотивацией. «Верхним» ограничителем уровня проявления творческой активности является уровень общего интеллекта, а «нижним» — минимальный уровень интеллекта, до достижения которого творчество не проявляется. В соответствии с этой позицией В. Н. Дружин пришел к выводу, что интеллект личности является «верхним ограничителем» потенциальных творческих способностей, но проблема использования выделенных природой возможностей зависит от внешних условий, мотивации, компетентности в той области творчества, которую выбрал человек.

Исследование творческого мышления с помощью проблемно-ситуационного метода проводили А.В. Брушлинский, А.Н. Леонтьев, И.Л. Лернер, М.И. Махмутов. В исследованиях, проведенных под руководством С. Л. Рубинштейна, была разработана диалектика творческого познания действительности, которая заключалась в «анализе через синтез». Искомое свойство выявляется на основе такого анализа путем включения объекта в систему связей и отношений, с помощью которых обнаруживается новое свойство.

Д. Б. Богоявленская предложила новый подход к лечению и изучению творчества. Она рассматривает интеллектуальную деятельность как единицу исследования креативности. Это неотъемлемое свойство определенной гипотетической системы, основными компонентами которой являются интеллектуальные и неинтеллектуальные факторы психической деятельности. Мерой интеллектуальной активности может быть интеллектуальная инициатива, которая понимается как продолжение мыслительной деятельности за пределами ситуативной задачи. Д.Б. Богоявленская рассматривает умственные способности как основу интеллектуальной деятельности, которые определяют широту и глубину познавательного процесса и проявляются в преломлении мотивационной структуры личности.

Стоит отметить, что в русской литературе часто встречаются утверждения о неразделимости мысли на творческую и нетворческую. Это положение лежит в основе концепции мышления А.В. Брушлинского, который считал, что всякое мышление является творческим. Психолог подчеркивал, что главной особенностью мышления является открытие новых свойств объекта через включение его в новые связи и отношения, где те же самые объекты предстают в новом качестве, а новые качества позволяют включать эти объекты во все новые связи и отношения.

Такое разнообразие определений творческого мышления (продуктивное, эвристическое, независимое, дивергентное, креативное) отражает сложность природы этого психологического процесса, и поэтому невозможно разработать единые стандарты и стратегии развития для всех его проявлений. Таким образом, можно с уверенностью сказать, что поднятый нами вопрос является дискуссионным и, соответственно, актуальным для современной науки.

Выяснилось, что стиль мышления во многом зависит от системы образования в целом. В настоящее время в учебном процессе в начальной школе преобладает объяснительно-иллюстративный метод. Суть его в том, что учитель преподает готовую «систему знаний», предоставляемую программой, а ученик должен воспринять рассказ, выучить соответствующий материал из учебника и пересказать его. Таким образом, получается, что учащиеся начальной школы не вовлечены в процесс активного поиска, «открытия» новых явлений и фактов, то есть традиционное образование не направлено на развитие творческого мышления учащихся начальной школы.

Но в то же время следует отметить, что младший школьный возраст является наиболее чувствительным периодом для развития творческого мышления. Большинство ученых (Дж. Гилфорд, Б. Олмо, 3. И. Калмыкова, А. 3. Рахимов) утверждают, что творческое мышление у человека необходимо развивать уже со школьной скамьи с помощью методов, стимулирующих учащихся к активному творческому мышлению, гибкости суждений, быстроте и оригинальности ответов. Творческое мышление развивается только тогда, когда учащиеся сталкиваются с учебными проблемами, для которых нет готовых моделей. Продуктивность мышления зависит от создания оптимальной рабочей атмосферы, творческого климата.

Особенности творческого мышления у младших школьников

Характерной особенностью творческой деятельности детей является субъективная новизна продукта деятельности. По своей объективной ценности «открытие» ребенка может быть новым, необычным, но в то же время оно осуществляется от имени учителя, по его замыслу, с его помощью, а значит, это не творчество. И в то же время ребенок может предложить такое решение, которое уже известно, используется на практике, но он достиг его самостоятельно, а не скопировал известное.

В этом случае мы имеем дело с творческим процессом, основанным на догадке, интуиции, самостоятельном мышлении студента. Здесь важен психологический механизм деятельности, в котором формируется способность решать нешаблонные, нестандартные математические задачи.

Успешное формирование творческого мышления у младших школьников возможно только на основе учета учителем основных особенностей детского творчества и решения ключевых задач в развитии творческого мышления.

П.Б. Блонский метко подметил основные отличительные черты детского творчества: детская литература скучна и ребенок некритичен к ней; ребенок — раб своего бедного воображения. Основным фактором, определяющим творческое мышление ребенка, является его опыт: творческая активность воображения напрямую зависит от богатства и разнообразия предыдущего опыта человека. Отсюда вытекает первая важнейшая задача в формировании творческого мышления младших школьников. Для того чтобы сформировать у учащихся способности к творческому решению математических задач, необходимо, прежде всего, позаботиться о развитии их математического воображения, чтобы создать реальную сенсорную основу для воображения.

Особенностью творческого мышления школьников является то, что ребенок некритично относится к своему творческому продукту. Детское воображение не руководствуется никакими идеями, критериями, требованиями, а потому субъективно.

Развитие творческого мышления неразрывно связано с формированием репрезентативных навыков. Чем разностороннее и совершеннее навыки учеников, чем богаче их воображение, чем реалистичнее их идеи, тем более сложные математические задачи решают дети.

Психологи установили, что развитие мышления человека неразрывно связано с развитием его языка. Поэтому важнейшей задачей в развитии творческого мышления учащихся является обучение их умению словесно описывать способы решения проблем, рассказывать о методах работы, называть основные элементы проблемы, представлять и читать ее графические изображения. Приобретение студентами необходимой лексики очень важно для формирования и развития их внутреннего плана действий. В любом творческом процессе задача сначала решается в уме, а затем переносится на внешний план.

А. Савенков, занимающийся изучением специального, целенаправленного развития креативности, выделяет следующие условия формирования творческого мышления учащихся:

  • Паритет задач дивергентного и конвергентного типа, т.е. задачи дивергентного типа должны не только присутствовать на равных, но и доминировать в некоторых видах деятельности специалиста;
  • Преобладание развивающих возможностей учебного материала над его информационной насыщенностью;
  • Сочетание условия развития продуктивного мышления с навыками его практического применения;
  • Доминирование своей исследовательской практики над репродуктивным присвоением знаний;
  • Ориентация на интеллектуальную инициативу, термин «интеллектуальная инициатива» подразумевает проявление самостоятельности ребенка в решении разнообразных учебных и исследовательских задач, стремление найти оригинальный, возможно, альтернативный способ решения проблемы на более глубоком уровне или под другим углом зрения;
  • Отвращение к конформизму, необходимо исключить все моменты, требующие конформистских решений;
  • Развитие критических и лояльных навыков в оценке идей;
  • Желание изучить проблему как можно тщательнее;
  • высокая самостоятельность учебной деятельности, самостоятельный поиск знаний, исследование проблем;
  • Индивидуализация — создание условий для полного проявления и развития специфических личностных функций субъектов образовательного процесса;
  • Проблематизация — Ориентация на создание проблемных ситуаций для детей.

Таким образом, соблюдение этих условий позволит сформировать творческое мышление школьников.

Для дальнейшей процедуры мы выделяем три основных условия формирования творческого мышления, три стратегии:

  1. Индивидуализация образования;
  2. Обучение на основе расследования;
  3. Проблематизация.

Содержание обучения в преподавании экологии для развития творческого мышления

Базой нашего исследования стала средняя школа № 8 города Коломны. Коломна, 1 «Б» класс.

Эффективность развития творческих способностей во многом зависит от материала, на основе которого ставится задача. На основе анализа психолого-педагогической и научно-методической литературы (Г.С.Альтшуллер, В.А.Бухвалов, А.А.Гин, М.А.Данилов, А.М.Матюшкин и др.) педагоги гимназии №8 разработали следующие требования к творческим заданиям:

  • Соответствие условий для выбранных методов творчества;
  • возможность различных решений;
  • Учет текущего уровня решения;
  • Учет возрастных интересов учащихся.

Учитывая эти требования, мы построили систему творческих заданий, т.е. упорядоченный набор взаимосвязанных заданий, направленных на восприятие, создание, преобразование объектов, ситуаций, явлений в новом качестве и направленных на развитие творческих способностей младших школьников в процессе обучения.

Система творческих заданий включает в себя компоненты цели, содержания, деятельности и результата.

Традиционные задания по написанию сочинений на уроках русского языка мы заменили совместной работой над рукописным классным журналом «Светлячок». Для того чтобы их творческая работа попала на страницы журнала, учащиеся должны не только орфографически правильно, но и творчески написать свою работу. Все это способствует тому, что младшие школьники хотят писать стихи и сказки самостоятельно, без давления взрослых.

Преподавание естественной истории и экологической культуры предоставляет не меньше возможностей для развития творческих способностей учащихся. Одной из важнейших задач является воспитание гуманной, творческой личности, формирование разумного подхода к богатству природы и общества. Мы старались рассмотреть имеющийся познавательный материал в неразрывном, органическом единстве с развитием творческих способностей ребенка, сформировать целостное представление о мире и месте человека в нем.

На уроках окружающего мира проводится большая работа по развитию творческого мышления и воображения детей младшего школьного возраста.

Анализ учебников начальной школы (комплект учебников «Школа России») показал, что творческие задания в них в основном «условно творческие», продуктом которых являются сочинения, эссе, рисунки, поделки и так далее. Некоторые задания направлены на развитие интуиции учащихся; поиск нескольких ответов; ни одна из программ, используемых в школах, не предлагает творческих заданий, требующих разрешения.

Предлагаемые задания предполагают использование в творческой деятельности младших школьников методов, основанных на интуитивных процедурах (например, метод выбора вариантов, морфологический анализ, аналогия и т.д.). Однако программы не предусматривают целенаправленного развития творческих способностей учащихся

Для эффективного развития творческих способностей школьников применение эвристических методов должно сочетаться с применением алгоритмических методов творчества.

Особое внимание уделяется творческой деятельности самого студента. Под содержанием творческой деятельности понимаются две ее формы — внешняя и внутренняя. Внешнее содержание образования характеризуется образовательной средой, а внутреннее содержание является достоянием личности и создается на основе личного опыта студента в результате его деятельности.

Когнитивные задачи, способствующие развитию творческого мышления при обучении экологии

Школьная реформа поставила перед школой задачу развития индивидуальных способностей учащихся, создания благоприятных условий для формирования творческой личности, умеющей правильно и быстро ориентироваться в различных жизненных ситуациях, применять общеучебные навыки на практике.

Я считаю, что познавательная и творческая деятельность развивает мышление, внимание, память, язык, воображение, поддерживает интерес к учебе, т.е. формирует общеучебные интеллектуальные навыки.

Осознав эти проблемы, учителя гимназии № 8 города Коломны. Коломна начала работать над методической темой: «Развитие творческого мышления и познавательных способностей в природоведческом образовании» и поставила следующую цель: развитие познавательных способностей учащихся, их интеллекта и творческого мышления через различные мыслительные операции, через развитие у детей природоведческого кругозора, через методы развивающего обучения (обучение учащихся самостоятельному приобретению знаний и применению их в разнообразной учебной деятельности).

Полезно подбирать и создавать различный методический и дидактический материал для работы, а также использовать различные приемы, направленные на формирование специальных и интеллектуальных умений.

Умение применять свои знания в нестандартных ситуациях, метод переноса знаний на другой предмет или задачу — это то, чему я учу с 1 класса.

В доказательных ответах учащиеся занимаются самостоятельным обобщением и уточнением понятий, анализом-синтезом, сравнением и систематизацией знаний.

Важную роль в формировании доказательных навыков играет решение учащимися познавательных задач, размышление над проблемными вопросами.

Под тренировочными заданиями понимаются задания, в которых учащиеся должны найти ответ на вопрос в условиях задачи. Решение анатомических и физиологических задач может быть не только словесным, но и состоять из практических действий, экспериментов, наблюдений. Например, решение задания, направленного на формирование понятия «работа слухового органа», предполагает проведение простого эксперимента с металлической ложкой и струной (задание 6 в разделе «Нервная система. Органы чувств»). «Проведите простой эксперимент. Вам понадобится металлическая ложка и толстая прочная нитка длиной 6 см. Прикрепите ложку к середине бечевки, привяжите концы бечевки к указательным пальцам (убедитесь, что оба конца одинаковой длины). Закройте уши пальцами. Наклонитесь вперед так, чтобы ложка свободно свисала и упиралась в край стола. Ваши уши затыкаются пальцами, но вы слышите звук, похожий на звон колокольчика. Почему?»

Решая эту задачу, студенты убеждаются, что частицы воздуха периодически давят на барабанную перепонку, заставляя ее вибрировать, и так далее.

Основными умственными приемами в таких заданиях являются установление причинно-следственных связей и установление определенных понятий. Например, в ходе решения приведенного выше задания студенты уточняют такие понятия, как «механизм слуха», «орган чувств, слуха — ухо», «строение уха (наружное ухо, среднее ухо, внутреннее ухо)».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Методы формирования благоприятного социально-психологического климата
  2. Педагогический анализ методов воспитания
  3. Исследования защитных механизмов Зигмундом Фрейдом
  4. Речь и мышление: сущность и особенности изучения
  5. Взаимосвязь конструктивности мотивации и интеллектуального развития подростков с тяжелыми нарушениями речи
  6. Основные виды памяти
  7. Общение и развитие человека как личности
  8. Психология общения на работе
  9. Дыхательные техники в психологии
  10. Эмоциональное развитие детей с ограниченными возможностями