Для связи в whatsapp +905441085890

Принципы этнопедагогики — Предмет и задачи этнопедагогики

История мировой педагогики сложна, она состоит из опыта отдельных народов, каждый из которых имеет свои особенности. Смысл образования раскрывается через общую историю педагогики всего человечества. Практически все страны сегодня сталкиваются с необходимостью решения одних и тех же проблем в области образования, связанных с обучением и воспитанием подрастающего поколения в межкультурном обществе. Этнопедагогика становится все более востребованной для поиска путей этносоциализации молодого поколения в новых условиях межкультурного взаимодействия мирового сообщества.

Культурное развитие человека, богатство человеческой индивидуальности во многом определяются и обеспечиваются социокультурными условиями его существования. Культурное пространство — это среда повседневной жизни человека. Она многомерна и динамична, включает в себя сложившиеся формы общения, этнические и духовные ценности, искусство, значимые события, символы. Содержание и качество культурного пространства неизбежно сливаются с другим измерением — культурно-образовательным. Культурно-образовательная стратегия образования совпадает с целями культурно-образовательного развития.

«Культурологический подход к педагогике — это рассмотрение образования через призму культуры, то есть его понимание как культурного процесса, происходящего в культурно адекватной образовательной среде, компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно выражающему свою индивидуальность и способному к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.»

Культурологический подход позволяет рассматривать этнопедагогические явления как совокупность культурных компонентов на широком социокультурном фоне и с учетом местной культурной ситуации, а изучаемые объекты — как этнокультурные явления. Культурологический подход сосредоточен на понимании:

  • Культура как освоенный и воплощенный опыт человеческой деятельности;
  • Основная цель проекта — развитие человека как культурного субъекта, способного к самореализации и культурному творчеству.
  • Основные позиции изучения этнопедагогических явлений в соответствии с культурологическим подходом следующие:
  • Отношение к человеку как к субъекту социализации, способному к культурному самопреобразованию;
  • Отношение к факторам социализации как к посредникам между ребенком и культурой, способным ввести ребенка в мир культуры и обеспечить поддержку развивающейся личности;
  • Отношение к процессу этносоциализации как к процессу инкультурации, движущими силами которого являются личностные смыслы и диалог.

Основные принципы этнопедагогики включают:

  • Принцип культуросообразности, согласно которому образование соотносится с многомерностью различных культур, ориентация образовательных процессов на отражение и воспроизводство глобальных общечеловеческих и этнических (национальных) культурных ценностей в их взаимосвязи;
  • принцип интегративности, требующий построения этнопедагогики как развивающейся системы научно-педагогических, культурологических знаний, имеющих многообразные связи с основными предметами педагогики и практической педагогической деятельности;
  • принцип практической направленности, который предполагает отбор содержания, направленного на решение практических педагогических задач с помощью этнопедагогики; учет реальных образовательных потребностей занимающихся в процессе освоения содержания курса, формирование практических навыков целесообразного применения этнопедагогических методов;
  • Принцип субъектности, согласно которому содержание курса способствует развитию субъектной позиции студентов, что предполагает готовность брать на себя ответственность за собственные решения, самостоятельность, творчество и инициативу в решении образовательных и педагогических задач в условиях полиэтнического состава студентов.

Таким образом, идеи и принципы культурологического подхода позволяют реализовать функции этнопедагогики как культурно обусловленной деятельности и представляют собой определенную ценность. Ценность выступает своеобразным связующим звеном между теорией и практикой, между когнитивным и практически реализуемым подходами, в данном случае между культурологическим подходом к изучению этнопедагогических явлений и реализацией этнопедагогики как практической деятельности. Отсюда вытекает аксиологический аспект изучения этнопедагогических явлений. Суть этого аспекта заключается в признании равенства культур в рамках единой гуманистической системы ценностей при сохранении разнообразия ценностей этнокультур и этнических особенностей людей. Первоначально педагогика народов была эмпирической, то есть касалась практической деятельности и передачи социального опыта от старших поколений к младшим, позже она стала теоретической и прикладной педагогикой, наукой об образовании, обучении и воспитании человека. Педагогика — сложная, многогранная наука, и по мере накопления знаний ее развитие приводит к возникновению системы педагогических наук, включающей отдельные отрасли и конкретные научные дисциплины. Традиционно выделяют пять основных отраслей:

  • Общая педагогика;
  • Возрастная педагогика (педагогика детского сада, или дошкольная педагогика, педагогика начальной школы, педагогика средней школы, педагогика высшей школы, андрагогика, или педагогика для взрослых);
  • История образования (в новом стандарте — философия и история образования);
  • Лечебная (специальная) педагогика, или педагогика людей с нарушениями развития, задержками развития (медико-биологическими, психологическими, социальными);
  • прикладные отрасли (военная, спортивная, семейная, профессиональная, специализированные методики).

Таким образом, этнопедагогика входит в систему педагогических наук, имеет свой предмет и формирует знания о методах познания этнопедагогических явлений и способах педагогической деятельности. В то же время этнопедагогика — это предмет образования и вид деятельности по обучению взрослых (народная педагогика).

Принципы этнопедагогики - Предмет и задачи этнопедагогики

Предмет и задачи этнопедагогики

В курсе накапливаются знания в виде понятий и терминов, трактуемых в категориях педагогики, что позволяет выявить общие закономерности, методы, механизмы этносоциализации человека среди множества педагогических явлений в педагогических традициях разных народов.

В этнопедагогике как виде деятельности духовная культура и традиции, язык, религия, быт, семейно-родственные и другие отношения выступают в качестве основного средства воспитания и формирования человека определенной этнической группы.

Этнопедагогика как самостоятельное научное направление в науке о социализации и образовании возникла во второй половине XX века. Начальный этап формирования науки объясняет вариативность понятийного аппарата, поэтому существуют различные подходы к определению термина «этнопедагогика». В самом общем виде этнопедагогика понимается как теоретическое осмысление и систематизация опыта народной педагогики, как совокупность педагогической информации и педагогического опыта, объективированных в традициях, обычаях, обрядах, детских играх, игрушках, произведениях народного творчества.

Г.Н. Волков (70-е годы 20 века) одним из первых разработал проблемы этнопедагогики. Он определил этнопедагогику как науку, изучающую особенности национального характера, возникшие под влиянием исторических условий, полученные национальной системой образования и развивающиеся вместе с условиями жизни и развитием педагогической культуры народа. «Этнопедагогика изучает процесс социального взаимодействия и общественно-популярного влияния, в ходе которого человек воспитывается, развивается, усваивает социальные нормы, ценности, опыт, собирает и систематизирует народные знания о воспитании и обучении детей, народную мудрость, отраженную в религиозных учениях, К «народной мудрости» относится, в частности, народная мудрость, отраженная в религиозных учениях, сказках, легендах, притчах, песнях, загадках, пословицах, играх, игрушках и др. отраженные в образцах жизни семьи и общества, в быту, традициях, а также философско-этические, педагогические мысли и взгляды, то есть весь потенциал педагогической деятельности, совокупный опыт историко-культурного становления личности».

Существует два подхода к раскрытию сущности этнопедагогики: эмический (специфический) и этический (общий).

Эмик — это культурно-специфический подход к анализу педагогических явлений, при котором отдельно изучаются различия в педагогике этнических групп и народов. Термины «этнопедагогика» и «народная педагогика» определяются как опыт воспитания молодого поколения. Изучение педагогической культуры народа осуществляется в этнографических исследованиях, изнутри системы, поэтому оно носит сугубо специфический характер.

Этика — это универсальный подход, который объясняет педагогические явления в культурах различных этнических групп на основе сравнительных исследований и выявляет их наиболее яркие черты, сходства и различия. Анализируются этнопсихологические и культурологические данные, изучается общее и специфическое в различных педагогических явлениях в связи с этнопсихологическими и этнокультурными особенностями жизни этнических групп.

Термины «этнопедагогика» и «народная педагогика» имеют разное значение. Согласно В.С.Кукушину, этнопедагогика — это обобщенный термин, означающий сравнительный анализ воспитательных традиций разных народов, а народная педагогика — воспитательные традиции конкретной этнической группы.

Сущность этнопедагогики

По сути, этнопедагогика — это теоретическое осмысление и систематизация опыта народной педагогики, который представляет собой совокупность педагогической информации и педагогического опыта народа, выработанного и накопленного в процессе общественного развития.

Этнопедагогика — это особый подход к этнопедагогике с помощью этнического обучения. В ней анализируются социальные и образовательные процессы, связи и взаимодействия педагогики с культурными традициями народа, рассматриваются особенности и закономерности национального (этнического) образования.

Поэтому основным объектом изучения этнопедагогики является образовательный процесс. Проблемы образования становятся предметом активных дискуссий в кругах научного сообщества.

Этнопедагогика отражает феноменологическое существование образования в реальной действительности и исследует образовательный процесс как:

  • форма (или способ) человеческих, межличностных отношений (воспитывающие отношения, воспитывающее общение) в этнокультурной среде;
  • Этнонормативно-поведенческие механизмы передачи культуры этнической группы молодому поколению (интернализация культурного опыта);
  • Специальный вид деятельности (педагогическая деятельность);
  • функция взаимодействия людей (воспитательная функция) в различных условиях социализации: в образовании, художественном творчестве, работе и т.д.;
  • этнокультурное развитие человека, его становление как представителя определенной этнической группы;
  • этносоциальное учреждение (система образования в культуре определенной этнической группы).

Представление феноменологической сущности образования как сложного социального явления в реальной социально-педагогической действительности направлено на ясное понимание содержания образования.

В концентрированном виде содержание воспитания (этносоциализации) выражается в виде системы целей. Цель — это образ желаемого, концепция идеального результата. Цель воспитания — воспитанный человек, носитель определенной системы нравственных этнических ценностей.

В структуре образовательного процесса цели выступают как закон, а этносоциализация — как явление действительности. Цель этносоциализации:

  • конкретизируется содержанием педагогической деятельности (представляется ученикам как образец для подражания);
  • конкретизируется организацией образовательной деятельности (определяет выбор образовательных средств и методов);
  • рефлексировать эффективность образовательной деятельности (определяет эффективность образования).

Результаты учебной деятельности сравниваются с частичными и промежуточными целями, а также с конечной целью, образом идеала. Несоответствие между целями и результатами образования становится движущей силой образовательного процесса. Воспитание понимается как способ выбора особых форм и методов общения, взаимодействия и ситуаций межличностных отношений, который ведет к реализации прогностической функции, достижению желаемого образа и формированию особого набора ценностей. Этнопедагогическое образование соотносится с образом жизни и мировоззрением, оно культурно адекватно по своей сути и духовно по своей направленности. Поэтому этнопедагогика становится все более востребованной как перспективное научное направление. Этнопедагогика в первую очередь занимается сущностными аспектами педагогической деятельности.

Проблема самосохранения этноса в этнопедагогике

Любая наука, которая стремится изучать человека, обязательно опирается на определенную философскую основу, определенное понимание человека. Поэтому философская антропология служит основой педагогики, особенно этнопедагогики. Антропологический принцип педагогики ориентирует на повышение роли человеческого фактора, ведет к росту социальных ожиданий «индивидуального человека», способствует учету его особенностей, интересов, предпочтений, потребностей и способностей в формировании личности. (Термин «педагогическая антропология» был введен К.Д. Ушинским). Педагогическая антропология основывалась на идее саморазвития на основе природы как важной потребности в «самореализации» и «самовоспитании». Аристотель утверждал, что саморазвитие — это реализация основной тенденции человеческой природы, тенденции, которая проявляется в самых элементарных действиях и реакциях человека.

У Дьюи мы находим идею о том, что педагогика должна различать линию образования и линию саморазвития. Он утверждал, что цели воспитания человека не может ставить никто, кроме самого человека: хорошая цель — это та, которая исходит от воспитуемых, от их естественного саморазвития. Саморазвитие — это нравственная цель и ценность, механизм реализации сущностных сил человека и, при определенных условиях, устойчивое качество личности, проявляющееся в стремлении к самоутверждению, самопознанию, самосохранению.

Самосохранение — это общий термин, который относится к любому поведению, направленному на повышение шансов организма на выживание.

Например, человеческий инстинкт самосохранения со склонностью к борьбе и самозащите как проявление элементарных умственных способностей. Некоторые способности из списка, составленного основателем науки о знаках Дж. Некоторые способности из списка, составленного основателем науки о знаках Дж. Галлом в XIX веке, были подтверждены не только теоретически, но и эмпирически в работах великих психологов XX века.

В проблеме самосохранения вопросы духовной культуры человека, его предназначения, его места в обществе, его судьбы объединены в единый комплекс.

В первобытном обществе люди принадлежали к своему роду; преобладало социальное (стадное) чувство, которое позволяло им выживать. Среди очень многих человекоподобных видов выжил тот, в котором было сильно развито чувство взаимной поддержки, тот, в котором чувство социального самосохранения преобладало над чувством личного сохранения, которое могло иногда принести вред роду или племени (П.А.Кропоткин). Из социального инстинкта развились первые ценностные ориентации и нравственные чувства, которые были ориентированы исключительно на общественные интересы.

У первобытных народов действия считались хорошими или плохими в зависимости от того, насколько непосредственно полезными они могли быть для племени, а не для вида или отдельного члена племени (Ч. Дарвин). Человек существовал только как единица клана, принадлежал клану, и клановые идеи определяли его индивидуальные интересы. Таким образом, самосохранение клана — это подчинение личного социальному. Это сознание факта сосуществования человечества и долга человека перед собственным существованием.

У человека всегда есть потребность чувствовать себя частью «мы», осознавать свою принадлежность к тому, в чем он ищет опору в жизни. Расширяя индивидуальные границы в новой личности, человек ищет комфорта и стабильности. И когда общество в целом оказывается бессильным удовлетворить эту потребность, этническая группа дает людям безопасность. В мультикультурном обществе, в период кризиса его развития, этничность (этническая общность) становится основным инструментом, с помощью которого группа может обозначить наиболее заметные и надежные границы самосохранения.

Обычно для определения понятия этнической общности (народа) выделяют такие признаки, как язык, территория, культура и т.д. Взаимодействие этих признаков и их совокупное влияние на поддержание этнической общности выражается в виде вторичного явления — этнического самосознания, которое является решающим в определении принадлежности отдельных людей или целых человеческих коллективов к той или иной этнической общности.

Самосознание

Этническое самосознание характеризуется как важный компонент и непременное условие функционирования любого этноса. При этом «нет оснований сводить этническое (национальное) самосознание только к сознанию этнической (национальной) принадлежности….. Этническое самосознание включает в себя суждения членов этноса о характере действий своей общности, ее особенностях и достижениях….. Эти суждения неразрывно связаны с восприятием других этнических групп…. Это несколько расширяет понятие этнического (национального) самосознания, хотя и не смешивает его с понятием «этническое (национальное) сознание», как это делают некоторые философы.

Этническая идентичность возникает и развивается вместе с самой этнической общностью, проходит различные исторические этапы и проявляется у разных групп людей в разной степени — от слабо выраженной принадлежности к своей нации, которая часто заслоняется принадлежностью к другим общностям (религиозным, соседско-территориальным и т.д.).), к сильному чувству национализма, которое заставляет членов нации связывать свою личную судьбу с судьбой нации, подчинять свои частные интересы общим национальным интересам и даже жертвовать своей жизнью ради национальных интересов.

Этническое самосознание отражает не только особенности материальной и духовной культуры этноса и специфику его социальной сущности. Важным компонентом этнического самосознания является осознание группой своего морально-психологического единства — не только знание особенностей своей этнической группы, но и сложные эмоциональные переживания, органично вписанные в ее структуру. Саморефлексия этнической группы, сопровождаемая переживанием отраженных этнодифференциальных характеристик, проявляется в целом ряде чувств, непосредственно связанных с принадлежностью к этнической группе.

Источником формирования психологической общности этноса, наряду с другими элементами духовной культуры, могут быть обычаи и ритуалы. К обычаям относятся исторически сложившиеся, стереотипные формы массового поведения, стандартные действия, которые воспроизводятся в неизменном виде на протяжении длительного исторического периода. Ритуал (обряд) служит формой проявления обычаев. Способ его исполнения лишен прямой целесообразности и служит лишь обозначением (символом) определенного общественного отношения (социального порядка, признания каких-то ценностей или авторитетов и т.д.). В обычае такие действия сочетаются с непосредственно целенаправленными действиями, направленными на преобразование и использование объекта действия. Ритуалы воплощают некоторые состояния социального знания и таким образом способствуют организации индивидуальных чувств. С помощью ритуалов общество не только направляет индивидуальный опыт в единое русло и приводит его в соответствие с конкретной ситуацией, но и обеспечивает специфический способ выражения индивидуальных чувств среди членов той или иной этнической группы.

Позитивные чувства по отношению к собственной этнической группе встречаются чаще и выражаются в основном в любви, восхищении, радости, ликовании и т.д. Однако положительные чувства к своей этнической группе не исключают критического отношения к устаревшим, отжившим, разрушающим прогресс явлениям и сторонам жизни, которые проявляются в элементах фольклора (пословицы, поговорки, шутки и т.д.).

Этнокультурное самосохранение группы предполагает предотвращение ассимиляции, понимаемой как полное исчезновение этнической группы. Его члены часто страдают от низкой морали и высокого уровня абсентеизма (неучастия), что способствует ассимиляции, которая особенно опасна в отношении групп малочисленных народов.

Реалистичной представляется модель ассимиляции, основанная на сочетании плюрализма и конкуренции, когда различные этнические группы конкурируют друг с другом в системе образования, на рынке труда и в борьбе за политическую власть. Конкуренция, основанная на плюрализме, будет долгим и бесперспективным процессом, который никогда не достигнет равновесия или стабильности. Существует ассимиляционная модель радикальных изменений, которая предполагает, что смешение различных этнических групп приведет к некоторой однородной амальгаме.

Ассимиляция может осуществляться мирно, изнутри этнической группы, постепенно, с усвоением чужой культуры путем отказа от собственного языка, культуры и самобытности.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Феномен прокрастинации
  2. Психология лжи: мимические признаки обмана у взрослых и детей
  3. Защитные механизмы психики
  4. Программа «кроха»
  5. Использование невербальной коммуникации в деловом общении
  6. Психология толпы
  7. Гендерные особенности межличностных отношений
  8. Психоанализ или фрейдизм
  9. Взаимоотношения ученика и учителя. Конфликты
  10. Торможение как физиологический процесс, его виды