Для связи в whatsapp +905441085890

Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Мифология и философия. Специфика философского знания
  2. Особенности античной философии. Учение о микро- и макрокосмосе
  3. Объективный идеализм Платона. Теория идей
  4. Античная атомистическая философия
  5. Философское учение Аристотеля
  6. Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума
  7. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения
  8. Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона
  9. Рационализм Р.Декарта. Рассуждение о методе
  10. Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и естественных правах человека

Введение

После падения Западной Римской империи начинается распад древнего рабовладельческого общества, и Европа идет по пути феодального развития, образования крупных унитарных государств, в которых власть была сосредоточена в руках определенных центральных органов. Для сохранения «единства» государства, состоящего из мозаики различных и враждебных этнических групп, правителя иногда изображали богоподобным, чтобы укрепить власть центра. Исчезновение относительно политически независимых малых обществ и тенденция к концентрации власти привели к растущему политическому бесправию народа. В таких государствах, помимо свободных мужчин и женщин, лишенных всякой власти, существовали совершенно бесправные рабы, находившиеся на грани физического выживания. В Средние века философия была полностью поставлена на службу религии и развивалась в основном как часть христианской теологии.

Люди обратились к поиску сверхъестественного в своем внутреннем мире. Они искали решения проблем исключительно тяжелой жизни в религиозной сфере. Христианство привлекало всех. Он провозгласил надежду для всех. Несмотря на политическое бесправие, материальные лишения и физические страдания, несмотря на злобу и ослабление силы характера, для всех есть надежда. Земная жизнь, провозглашало христианство, является частью драматического исторического процесса, в конце которого каждого ожидает справедливое воздаяние за страдания и несправедливость этой жизни. Над всем этим обитает Бог Отец, Творец мира, всечистый, всеправедный и всесправедливый Дух.

Христианство сыграло огромную роль в развитии философской мысли. Она ввела следующие новые идеи: 1) идея «человека как центра всего сущего»; 2) идея линейности истории; и 3) идея Бога как личности и творца.

Под теологией понимается систематическое объяснение и защита на основе четкого и философского понятийного аппарата учения о Боге, его атрибутах, качествах, делах, а также свода правил и норм жизни верующих и духовенства, установленных той или иной религией (в данном случае христианством). Хотя богословие не может обойтись без философского понятийного аппарата, оно по сути отличается от философии. В пределах теологии как таковой философская мысль выполняет в основном «обслуживающую функцию», поскольку она лишь принимает, разъясняет и интерпретирует «Слово Божье». Все это, конечно, очень далеко от философии как свободного мышления о мире и человеке. Доминирующей идеей христианского мировоззрения является идея Бога.

Основными принципами средневековой философии являются: Теоцентризм — центром мира является Бог; монотеизм — единобожие; теодицея — оправдание Бога-Творца перед лицом зла на земле; супранатурализм — все в мире имеет сверхъестественную природу; сотериология — направленность всей жизнедеятельности человека на спасение души; доктрина откровения — принцип божественности; креационизм — сотворение мира Богом из ничего; Антропоцентризм — человек является центром вселенной, венцом творения Бога; Провиденциализм — божественный план определяет человеческую историю как план спасения; Эсхатология — учение о конце света; Символизм — поиск скрытых символов в вещах для обретения утраченного единства; Экзегеза — толкование религиозных текстов; Герменевтика — толкование любых текстов.

Средневековая философия имеет следующие течения. Патристика — это период христианских Отцов Церкви, которые заложили основы христианской философии и, следовательно, средневековой философии. В отличие от Отцов Церкви, которые полагались на собственный разум и интуицию, схоласты использовали рациональные способы познания Бога. В схоластике существовали три основные школы мысли: Реализм, номинализм и концептуализм. Реализм относится к доктрине, согласно которой истинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные объекты. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют до вещей и представляют собой мысли, идеи в божественном разуме, в то время как согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.

Общая характеристика Средних веков

Под Средними веками обычно понимают период общественного развития, охватывающий несколько столетий от древности до современности. Для Западной Европы его начало приходится на V век нашей эры и связано с распадом Римской империи. Его завершение относится к XIV веку, к периоду зарождающегося Ренессанса. В социально-экономическом плане Средневековье соответствовало эпохе феодализма, который распространил и укрепил социальную систему, более совершенную, чем рабовладельческая организация общества. Средневековье характеризовалось феодальной социально-политической системой. Его основными классами были крестьяне, ремесленники, купцы и феодалы. Духовенство играло важную роль в феодальном обществе. Монастыри были крепостями, сельскохозяйственными центрами, центрами просвещения и культуры.

Для философии это был период, когда изменились цель и характер философствования. Средние века характеризуются тем, что к этому времени завершился переход от политеизма к монотеистической религии. Такая религия требовала слепого принятия набора новых «истин». В странах Западной Европы, возникших в результате распада Римской империи, такой религией стало христианство. Она возникла за несколько веков до нашей эры как еретическое движение внутри иудаизма, затем отошла от него и стала играть все большую роль в духовной жизни многих стран, а во время правления императора Константина Великого (324 г. н.э.) была признана официальной государственной религией. Создание союза светской власти с христианством укрепило церковную организацию этой религии политически, экономически, а также идеологически.

Ведущие представители христианской религии, с одной стороны, испытывали потребность в философском обосновании своих исходных позиций (доктрина монотеизма); с другой стороны, философы все больше ориентировались на те или иные установки христианства, которые иногда совпадали и дополняли их умозрительные положения (особенно в морально-этической сфере); космологические представления философов иногда имели тенденцию трансформироваться в идеи мирового духа, «конечной причины», «формы форм» и т.д. появляются, и доктрина христианской религии о нематериальном Абсолюте, или Боге, может стать отправной точкой для новых философских размышлений. Понятийный аппарат религии стал интенсивно проникать в философию, и возник термин «философия религии». Даже в средние века философия не переставала развиваться и способствовала изменениям в культуре, в религии. Но по сравнению с античной философией, здесь был иной темп в разработке ее проблем и их ограничение внешними факторами, что стало наиболее очевидным в более поздние времена, когда церковь прибегла к инквизиции. Итак, важнейшей особенностью средневековой философии, отличающей ее от античной философии и от философии нового времени, была ее тесная связь с монотеистической религией. «Средневековая философия», — подчеркивает известный специалист по истории философии В.В. Соколов. Соколов, — исторически очень своеобразный способ теоретизирования, решающая особенность которого заключалась в его переплетении с религиозно-монотеистическим мировоззрением.

Основные философские течения (патристика и схоластика, реализм и номинализм)

Истоки средневековой философии усматриваются в раннехристианском периоде. Средневековую философию можно условно разделить на следующие периоды:

1) Введение в нее, представленное патристикой;

2) Анализ возможностей Слова, важнейшая проблема, связанная с христианской концепцией сотворения мира Словом и его воплощения в мире;

3) Схоластика.

Патристика (от лат. pater — отец) — это совокупность богословских и философских учений христианских мыслителей II-VIII веков, почитаемых как «отцы церкви». Это был один из двух важнейших этапов средневековой философии, когда рассматривались вопросы природы Бога, связи с античной философией, цели человеческой истории (Божий замок), человеческой души и зла в земной жизни. Среди наиболее важных мыслителей этого периода были апологеты Тертуллиан и Ориген, автор книги «О граде Божьем» Августин Блаженный, Григорий Нисский, Иоанн Дамасский и Боэций. Согласно Августину, мир — это лестница существ, восходящих к Творцу. Человек, обладающий бессмертной душой, занимает особое место. Человек действует субъективно свободно, но в действительности Бог действует через него. Патристика делится на раннюю, до-никоновскую, пост-никоновскую, греко-византийскую и латинскую патристику.

Схоластика (от лат. scholasticus — схоластик, ученый) — это вид философствования, когда разум с помощью аргументации пытается обосновать идеи и определения, принятые на веру. Философии было поручено рационалистическое (логическое) обоснование положений Писания, которые безоговорочно принимались за истину. Философия была поставлена в положение «слуги теологии». Период схоластики в одиннадцатом-пятнадцатом веках. — Это было время, когда были основаны первые европейские университеты. Самой важной проблемой схоластики была проблема взаимоотношений между разумом и верой. В то время считалось, что истина уже дана в священных текстах и нужно лишь правильно их истолковать; в этом случае вера ставилась выше разума. Чрезмерная спекуляция, стремление к форме часто в ущерб сути, копание в мелочах и тому подобное сделали схоластику синонимом долгих и пустых споров. Метод мышления, преобладающий в средневековой философии, является метафизическим (в смысле антидиалектическим). Догматизм как форма жесткого мышления, неспособного увидеть изменчивость бытия и связать знание с жизнью, является характерной чертой философии этого периода. Догма — это положение, которое не может быть пересмотрено и принимается на веру. Церковь построила свою систему религиозной доктрины на догматах, которые были утверждены экуменическими соборами и которые составляют вероучение.

Средневековая концепция реализма не имеет ничего общего с современным значением этого слова. Под реализмом понималось учение о том, что истинной реальностью обладают только общие понятия или универсалии, а не единичные объекты. Согласно средневековым реалистам, универсалии существуют раньше вещей и представляют собой мысли, идеи в божественном разуме. И только поэтому человеческий разум способен познать сущность вещей, ибо эта сущность есть не что иное, как универсальное понятие. Реалисты, разделявшие идеи Платона, считали, что общие понятия являются формой сущностного бытия.

Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen» — «имя». Согласно номиналистам, общие понятия — это только имена, они не обладают самостоятельным существованием и формируются нашим разумом путем абстрагирования некоторых характеристик, общих для ряда вещей. Например, «человек» формируется путем исключения всех признаков, присущих каждому отдельному человеку, и сосредоточения на том, что является общим для всех: человек — это живое существо, наделенное большим интеллектом, чем любое другое животное. В принципе, это определение можно сделать более точным: У человека есть голова, две руки, две ноги и т.д., но это излишне хотя бы потому, что первое определение уже четко определяет природу человека. Таким образом, согласно учению номиналистов, универсалии существуют не до вещей, а после вещей.

Концептуалисты занимали промежуточную позицию между реалистами и номиналистами, считая, что бытие есть независимые вещи внутри своего бытия. Суть этого взгляда заключается в том, что универсалии находятся не в вещах, а в разуме. Это не вещи и не имена, а понятия, воспринимаемые как определенные ментальные состояния. Это было выражением психологического взгляда: Он приписывал универсалиям не физическое или идеальное, а ментальное бытие.

Особенности средневековой философии. «Бог и человек» — центральная проблема

В отличие от античности, где истину нужно было приобретать, средневековая мысль упорствовала в уверенности в открытости истины, в откровении, содержащемся в священных писаниях. Идея откровения была развита Отцами Церкви и закреплена в догматах. Понятая истина сама стремилась овладеть человеком. Считалось, что человек рожден в соответствии с истиной, что он должен постичь ее не ради нее самой, а ради нее самой, ибо она — Бог. Считалось, что мир был создан Богом не ради человека, а ради Слова, второй божественной ипостаси, воплощением которой на земле стал Христос в единстве божественной и человеческой природы. Общительный разум — это определение средневекового разума. Функция философии — открывать правильные пути к общению: именно этот смысл заключен в выражении «философия — слуга теологии». Разум был ориентирован на мистику.

Средневековая философия была теоцентризмом, провиденциализмом, креационизмом и традиционализмом. Обращение к авторитетам, без которых немыслима апелляция к традиции, объясняет идеологическую нетерпимость к ересям, возникавшим внутри ортодоксального богословия.

Средневековое слово претерпело двойное преображение: воплощение и развоплощение, и стало высшей реальностью. Считалось, что мир существует, потому что о нем говорили, что он существует. Повествование ведет к существованию, и любое сотворенное существо, оставаясь в общении с Творцом, не может быть пассивным: вещь начинает повествовать сама о себе; Средневековье не знало ничего другого. Вследствие акта творения Богом каждая вещь была субъективной и, соответственно, личной.

Идеи субъективности и личности тесно связаны со значением воплощенного слова, которое не имело аналога ни в одной из ранних религий или философских спекуляций. Воплощение (инкарнация) — это не вселение Бога в тело. Появление богов в человеческом облике, о котором знали греки, не означало их очеловечивания. Боги полностью сохраняли свою сверхчеловеческую сущность, когда вселялись в тело.

Принцип креационизма, лежавший в основе христианского отношения к миру, предполагал, что универсальное знание принадлежит только Богу; следовательно, логика, возникшая в античности для определения истинных и ложных суждений, перестала быть равной логике диспута.

Средневековый христианский взгляд на человека

В Средние века человек рассматривается прежде всего как часть мирового порядка, созданного Богом. А самопонимание, выраженное в христианстве, сводится к тому, что человек есть «образ и подобие Божие». Но согласно этому взгляду, человек в действительности внутренне разделен в результате своего грехопадения, поэтому он рассматривается как единство божественной и человеческой природы, которое находит свое выражение в личности Христа. Поскольку каждый человек изначально обладает божественной природой, у него есть возможность внутреннего общения с божественной «благодатью» и, таким образом, возможность стать «сверхчеловеком». В этом смысле концепция сверхчеловека также часто развивается в русской религиозной философии.

В социальном плане человек в Средние века объявляется пассивным участником божественного порядка, он — существо из существ и ничтожен по отношению к Богу. В отличие от античных богов, которые как бы родственны человеку, христианский Бог выше природы, а человек является ее трансцендентным творцом и творческим началом. Главная задача человека — соединиться с Богом и найти искупление в день страшного суда. Поэтому вся драма человеческой истории выражена в парадигме: Падение — Искупление. И каждый человек призван реализовать его, сообразуясь с Богом. В христианстве каждый человек отвечает за себя перед Богом.

Ярким представителем средневековой христианской философии является Августин Блаженный. Не только его онтология и учение о Боге как абсолютном существе, но и его учение о человеке во многом заимствовано у Платона. Человек — это противоположность души и тела, которые являются независимыми. Однако именно душа делает человека человеком. Это его собственная имманентная субстанция. Что Августин привносит в эту тему по-новому, так это развитие человеческой личности, которое он исследует в «Исповеди». Она представляет собой автобиографическое исследование, описывающее внутреннее становление автора как личности. Здесь мы находим психологический самоанализ, показывающий противоречивый характер развития личности, а также раскрывающий темные глубины души. Учение Августина повлияло на позднее возникновение экзистенциализма, который считает его своим предшественником.

В отличие от Августина, Фома Аквинский использует философию Аристотеля для создания христианского учения о человеке. Человек — это промежуточное существо между животными и ангелами. Он представляет собой единство души и тела, но именно душа «управляет» телом и определяет природу человека. В отличие от Августина, для которого душа независима от тела и тождественна человеку, для Фомы Аквинского человек — это личностное единство обоих. Душа — это нематериальная субстанция, но она получает свою конечную реализацию только через тело.

Положение человека в средневековой философии можно охарактеризовать следующими критериями:

v Человек является частью мирового порядка, созданного Богом.

v Изначально противоречивое существо (душа и тело)

v Любовь к Богу является главной характеристикой человека

v Идея о том, что человек грешен

v Достаточно высокий уровень оценки своего бытия, своей жизнедеятельности, своего предназначения в мире

v Идея духовности и осмысленности человеческой жизни, ее возвышение над эмпирической повседневностью.

Заключение

В средние века теоцентризм становится основной формой философии. Утверждается идея о том, что природа и человек являются творением Бога. Основные проблемы философии: «Бог — человек — природа», «вера и знание», «назначение человека», «надежда и упование». В средние века знания, система мышления, логика развивались как схоластика (от лат. shola — школа). Схоластика — официальная школьная философия, главной особенностью которой была оторванная от реальной жизни игра слов и понятий, а главной задачей — доказательство существования Бога и обоснование догм Священного Писания. Среди схоластов (начиная с XI века) возник спор между реалистами-номиналистами о природе общих понятий. Суть спора заключалась в том, как происходит познание: от вещей к понятиям или, наоборот, от понятий к вещам. Наиболее значимые мыслители этого периода: Августин Блаженный, Авиценна, П. Абеляр, Ф. Аквинский, Д. Скотус, У. Оккам и другие.

Знакомство с философией средневековья показывает культурную преемственность периодов (с античностью), и их различие, качественно новое состояние средневекового философствования. Английский историк философии Ф.К. Коплстон, который проанализировал работы большого количества философов Средневековья, не может недооценивать философскую мысль этого периода и пишет следующее: «Несмотря на то, что некоторые люди сочли бы неудачными метафизическими экскурсами, средневековые философы в некоторых отношениях были, несомненно, трезвыми мыслителями, склонными к логическим рассуждениям и уверенными в том, что мы способны познать реальный мир и что мы не ограничены кругом наших собственных идей. Однако некоторые ученые видят в средневековой философии отсутствие жгучего интереса к вопросам о смысле жизни и человеческой судьбе. Все это кажется очень сухим и академичным. Однако следует помнить, что люди в Средние века не искали ответов на такие вопросы в философии….. Когда философия встала на ноги, по крайней мере, некоторые философы, естественно, должны были обратиться к вопросам, ответы на которые ранее находились в рамках теологии. Напрасно было бы ожидать, что христианские теологи — такие как Аквинский, Скотус и Оккам — обратятся к философии в поисках ответов на вопросы, на которые, как они были уверены, можно ответить только в сфере откровения и теологии. Мы должны рассматривать средневековую философию в ее историческом контексте, не ожидая от нее того, чего она не обещала». Таким образом, философия Средневековья была обусловлена историческими событиями, а ее различные течения стали ответами на вопросы, поставленные временем. Основной проблемой философии Средневековья был вопрос «Бог и человек», именно этим отношениям и их характеристикам были посвящены труды средневековых философов.

Список ссылок

  1. П. В. Алексеев история философии, издательство Проспект, 2005.
  2. философия: учебник / под ред. В.Д. Губина, Т.Ю. Губиной. Сидорина, В.П.
  3. филатов. — М.: Русское слово, 1998 г. — 432 с.
  4. 4. Философия. Цикл лекций / под редакцией В.В.Егорова, Н.М.Лазаревой. Егоров, Н.М.Лазарева. Екатеринбург: издательство Уральского государственного экономического университета, 2008.
  5. 5. Майоров Г.Г. Становление средневековой философии. М., 1979.
  6. Соколов В.В. Философия средних веков. М., 1979.
  7. Штекль А. История философии средних веков. М., 1996.
  8. антология мировой философии: в 4 томах. М., 1969. Т.1, Ч.2.