Для связи в whatsapp +905441085890

Рационализм Р.Декарта. Рассуждение о методе

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Философское учение Аристотеля
  2. Проблема мира и человека в средневековой культуре и философии
  3. Ф. Аквинский и его учение о гармонии веры и разума
  4. Гуманизм и пантеизм в философии эпохи Возрождения
  5. Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона
  6. Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и естественных правах человека
  7. Основные идеи философии Просвещения ХVIII века
  8. Этическое учение Э.Канта
  9. Объективный идеализм Г.Гегеля
  10. Антропологический материализм Л.Фейербаха

Введение

Ф. Бэкон знаменует начало формирования философской мысли нового времени, Рене Декарт (1596-1650) уже представляет мыслителя этого периода.

Во Франции, в то время как формировалась философская мысль Декарта, происходило укрепление центральной власти. Кардиналу Ришелье удалось постепенно уничтожить все сопротивление гугенотов и создать сильное централизованное государство с сильной абсолютной властью. Французская буржуазия в это время только зарождалась. С одной стороны, абсолютизм создавал благоприятные условия для развития внутреннего рынка, с другой стороны, он явно усиливал классовые разделения и привилегии. В то же время в культурной и интеллектуальной жизни Франции укреплялись позиции католицизма, под влиянием которого находились все образовательные центры страны. Но она не могла ни во Франции, ни в других странах Европы подавить прогресс естественных знаний, стимулируемый развитием производительных сил. Именно прогресс в развитии естественных наук оказал большое влияние на формирование взглядов Декарта.

Философский рационализм Декарта

Научная революция XVI-XVII веков привела к систематическому применению математических методов в науке. И особенности рационализма XVII века как раз связаны с ориентацией на математику как идеал научного знания. Рационалисты считали, что подобно тому, как математическое знание выводится и обосновывается рационально-дедуктивным путем, философское знание также должно выводиться и обосновываться разумом, поскольку чувственный опыт ненадежен, нестабилен, изменчив.

Основателем рационализма нового времени был Рене Декарт (1596-1650). Он был французским философом, математиком и естествоиспытателем, наиболее ответственным за идеи и методы, которые отделили современную эпоху от Средневековья.

Целью Декарта было описание природы с помощью математических законов. Основные идеи философа изложены в его первом опубликованном труде «Рассуждение о методе» — о правильном направлении ума и поиске истины в науках, с применением метода в трактатах «Диоптрика», «Метеоры» и «Геометрия». В них Декарт предложил метод, который, по его мнению, позволит решить любую проблему, которую можно решить с помощью человеческого разума и имеющихся фактов.

В самом «Рассуждении» центральная проблема метафизики — соотношение сознания и материи — была доведена до решения, которое, истинное или ложное, остается самой влиятельной доктриной Нового времени. В книге «Диоптрика» он формулирует закон преломления, объясняет, как работает нормальный и дефектный глаз, как работают линзы, телескопы (подзорные трубы и микроскопы), развивает теорию оптических поверхностей. Декарт формулирует идеи «волновой» теории света и пытается провести «векторный» анализ движения (свет, по Декарту, — это «тенденция к движению»). Он развивает теорию сферической аберрации — искажения изображения, вызванного сферической формой объектива, — и показывает, как ее исправить; объясняет, как регулировать силу света телескопа; раскрывает принципы работы того, что позже стало известно как ирисовая диафрагма, а также искателя телескопа — гиперболической поверхности с определенными параметрами для увеличения яркости изображения (позже названной «зеркалом Либеркюна»), конденсора (плосковыпуклой линзы) и конструкций, позволяющих осуществлять тонкие движения микроскопа.

В следующем приложении, «Метеоры», Декарт отвергает представление о тепле как о жидкости (так называемой «калорической» жидкости) и формулирует по сути кинетическую теорию тепла; он также вводит идею удельного тепла, согласно которой каждое вещество имеет свою меру выделения и сохранения тепла, и предлагает формулировку закона отношения объема к температуре газов (позже названного законом Шарля). Декарт создает первую современную теорию ветров, облаков и осадков; дает правильное и подробное описание и объяснение феномена радуги.

В «Геометрии» он развивает новую область математики — аналитическую геометрию, которая объединяет ранее отдельные дисциплины алгебры и геометрии и решает задачи обеих. Его идеи впоследствии привели к самому важному достижению современной математики — дифференциальному и интегральному исчислению, изобретенному Готфридом Лейбницем и Исааком Ньютоном, которое составляет математическую основу классической физики.

Методы познания

Методология Декарта заключается в том, что науки и философия должны быть объединены в единую систему. Мыслитель сравнивает их единство с могучим деревом, корни которого — метафизика, ствол — физика, а ветви — механика, медицина, этика. Метафизика (или первая философия) — это фундамент систематического знания; этика венчает его. Таков общий архитектурный проект здания науки и философии, предложенный Декартом.

Истоки и задачи методологического сомнения, основанного Декартом, таковы: всякое знание, даже то, относительно истинности которого существует давнее и твердое согласие (что особенно верно для математических истин), подвергается проверке сомнением. И теологические суждения о Боге и религии не являются исключением. Согласно Декарту, необходимо отложить, хотя бы на время, суждения о тех предметах и агрегатах, в существовании которых может усомниться хотя бы один человек на земле, и прибегнуть к тем или иным рациональным доводам и рассуждениям. Смысл методологического сомнения Декарта: сомнение не должно быть самовнушаемым и безграничным. Его результатом должна быть ясная и очевидная первая истина, конкретное утверждение: он должен иметь дело с чем-то, в существовании чего больше нельзя сомневаться. Сомнение, заявляет Декарт, должно быть определенным, последовательным и всеобщим. Его цель — отнюдь не частное знание, подчиненное по значению. Следствием сомнения и, как это ни парадоксально, несмотря на сомнение, должно быть построение в строго аргументированной последовательности неоспоримых, универсально значимых принципов знания о природе и человеке.

Согласно Декарту, философское знание должно основываться на положении, истинность которого не подлежит сомнению. Чтобы найти такую позицию, он принимает позицию радикального скептицизма, отвергая все, в чем можно хоть как-то усомниться. Провозгласив сомнение отправной точкой всех исследований, Декарт хочет помочь человечеству освободиться от всех предрассудков. Он сказал, что знания должны основываться на том, что ясно и определенно.

Для него сомнительным является существование Бога, внешнего мира и собственного тела. Только утверждение «Я мыслю, следовательно, я существую» является определенным. Начиная с акта мышления, Декарт пытается доказать необходимость правильного познания бытия.

Только с помощью истинного метода можно, говорит Декарт, «достичь знания обо всем». В «Трактате о методе» Декарт выделяет четыре основных правила метода.

Первое правило требует принимать за истину все, что воспринимается совершенно ясно и не дает повода для сомнений, то есть является вполне самоочевидным.

Второе правило предлагает разбить любую сложную вещь на более простые компоненты. При делении желательно дойти до самых простых, понятных и самоочевидных вещей.

Согласно третьему правилу, необходимо придерживаться определенного порядка мышления, начиная с простых элементов и постепенно переходя к более сложным.

Четвертое правило ориентировано на достижение полноты знаний и требует, чтобы списки всегда были настолько полными, а обзоры настолько общими, чтобы в них не было пропусков.

Интуиция и дедукция

Согласно Декарту, два основных пути, ведущих к познанию мира, — это интуиция и дедукция.

Под интуицией он подразумевает концепцию ясного и внимательного ума, которая настолько проста и очевидна, что не оставляет сомнений в том, что мы думаем. Прототипом такой интуиции являются аксиомы геометрии. Начиная с интуитивно-очевидных оснований, следует двигаться по ступеням дедукции, то есть от общих утверждений к конкретным.

Развивая рационализм, Декарт считал, что человеческий разум не нуждается в чувственных вещах в процессе познания, поскольку истина познания находится в самом разуме, в восприятиях и понятиях, которые постигает разум. Чтобы обосновать доктрину разума как первичного и единственного источника знания, Декарт должен был признать, что нематериальная, или психическая, субстанция по своей природе обладает врожденными идеями. Она включает в себя идею Бога, идею психической субстанции, идею материальной субстанции, идею чисел и цифр, идею различных геометрических фигур и т.д. Правда, врожденные идеи — это еще не готовые истины, а предположения разума. Следовательно, главная роль в познании принадлежит разуму, а не чувствам. Разум, с другой стороны, может прийти к истинному знанию, опираясь на надежный дедуктивный метод. Однако Декарт считал, что с помощью дедуктивного метода можно логически вывести все знания о мире.

Декарт не признавал качественного различия между неорганическими и органическими явлениями. Животные были для него своего рода машинами. Декарт видел разницу между человеком и животными в существовании двух субстанций — физической и психической, а также в том, что у человека есть идеи, которые рождаются в нем самом.

Декарт был сыном своего времени, и его философская система, как и система Бэкона, не была свободна от внутренних противоречий. Выдвинув на первый план проблемы познания, Бэкон и Декарт заложили основу для построения философских систем современности. В то время как в
Средневековая философия заняла центральное место
Но со времен Бэкона и Декарта учение о знании — гносеология — занимает ведущее место в философских системах.

Бэкон и Декарт положили начало разделению всей реальности на субъект и объект. Субъект — это средство познавательного действия, а объект — то, на что направлено действие. Субъектом в системе Декарта является мыслящая субстанция — мыслящее «Я». Однако Декарт осознавал, что «я» как особая мыслящая субстанция должно найти выход в объективный мир. Другими словами, эпистемология должна была основываться на учении о бытии — онтологии.

Вещества и их свойства

Центральным понятием рационалистической метафизики является понятие субстанции, уходящее корнями в античную онтологию.

Декарт определяет субстанцию как вещь (в это время под «вещью» понимался не эмпирически данный объект, не физическая вещь, а любое существо вообще), которая для своего существования не нуждается ни в чем, кроме самой себя. Если исходить строго из этого определения, то, согласно Декарту, субстанцией является только Бог, а к тварному миру это понятие можно применять лишь условно, чтобы отличить среди сотворенных вещей те, которые требуют для своего существования «только обычной помощи от Бога», от тех, которые требуют для этой цели помощи от других творений и поэтому называются свойствами и атрибутами, но не субстанциями.

Декарт делит сотворенный мир на два вида субстанций — духовную и материальную. Самым важным определением психической субстанции является ее неделимость; самым важным атрибутом материальной субстанции является ее делимость на бесконечность. Здесь, как нетрудно заметить, Декарт воспроизводит античное понимание духовного и материального начал, понимание, которое в значительной степени было воспринято и в Средние века. Таким образом, фундаментальными атрибутами субстанций являются мышление и протяженность; другие их атрибуты являются производными от этих первых: Воображение, чувство, желание — это способы мышления; форма, положение, движение — это способы протяжения.

Нематериальная субстанция имеет в себе, по мнению Декарта, идеи, присущие ей изначально, а не приобретенные в опыте, и поэтому в XVII веке их называли врожденными. В учении о врожденных идеях платоновское положение об истинном знании как воспоминании о том, что запечатлелось в душе, когда она находилась в мире идей, получило новое развитие. Декарт включил в него идею Бога как всемогущего существа, затем идеи чисел и фигур, а также некоторые общие понятия, такие как знаменитая аксиома: «Если к равным величинам прибавить равные величины, то получившиеся суммы равны друг другу», или положение «Из ничего ничего не происходит». Эти идеи и истины Декарт считает воплощением естественного света разума.

С семнадцатого века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе существования, природе и источниках врожденных идей. Врожденные идеи рассматривались рационалистами как условие возможности всеобщего и необходимого знания, то есть науки и научной философии.

Что касается материальной субстанции, основным атрибутом которой является протяженность, то Декарт отождествляет ее с природой и поэтому справедливо утверждает, что все в природе подчиняется чисто механическим законам, которые можно открыть с помощью математической науки — механики. Из природы Декарт, как и Галилей, вытесняет понятие цели, на котором основывалась аристотелевская физика, а также космологию, а вместе с ней и понятия души и жизни, центральные для натурфилософии эпохи Возрождения. Именно в восемнадцатом веке сформировалось механистическое мировоззрение, которое составляло основу естествознания и философии до начала девятнадцатого века.

Дуализм субстанций позволил Декарту создать материалистическую физику как учение о протяженной субстанции и идеалистическую психологию как учение о мыслящей субстанции. Для Декарта Бог был связующим звеном между ними; именно он привнес движение в природу и обеспечил постоянство всех ее законов.

Декарт был одним из создателей классической механики. Отождествив природу с протяженностью, он создал теоретическую основу для идеализаций Галилея, который еще не смог объяснить, на каком основании мы можем применять математику к изучению природных явлений. До Декарта никто не осмеливался отождествлять природу с протяженностью, то есть с чистым количеством. Не случайно Декарт создал в чистом виде идею природы как гигантской механической системы, приведенной в движение божественным «импульсом». Таким образом, метод Декарта был органически связан с его метафизикой.

Заключение

Философия Нового времени обязана своими достижениями, с одной стороны, углубленному изучению природы, а с другой — все более тесной связи между математикой и естественными науками. В ответ на потребности научного познания эта философия поставила в центр понимания проблему познавательного метода, исходя из того, что существует бесконечное количество знаний, а метод их достижения должен быть единым, применимым к любой науке, в том числе и к философии. Идея такого универсального метода разделила философов Нового времени в разные стороны.

В философии этого периода выделяются три теоретически обоснованные концепции познания и проникновения в тайны природы и человека. Разработанная концепция, в прямой полемике с картезианством, получила название эмпирического, сенсуалистического, метафизического материализма. Другая концепция — философия Р. Декарта, картезианский рационализм, оказавший влияние на последующую европейскую мысль и ставший теоретической основой эстетики и искусства классицизма.

Декарт пошел по иному пути, чем Бэкон, в разработке проблем методологии научного исследования. Однако, поскольку Бэкон и Декарт принадлежали к одной эпохе, их философская система имела много общего.

Главное, что сближало Бэкона и Декарта, — это разработка проблем методологии научного поиска. Как и у Бэкона, методология Декарта была антисхоластической. Эта ориентация проявлялась, прежде всего, в стремлении получить знания, которые могли бы усилить власть человека над природой, а не быть самоцелью или средством доказательства религиозных истин. Другой важной особенностью картезианской методологии, которая также сближает ее с методологией Бэкона, является критика схоластического силлогизма. Схоластика,
считал силлогизм, как мы знаем, главным инструментом человеческих познавательных усилий.

И Бэкон, и Декарт пытались доказать несостоятельность такого подхода. Они оба отвергали использование силлогизма в качестве
как средство аргументации, средство передачи уже открытых истин. По их мнению, силлогизм не может дать нового знания.

Поэтому они стремились разработать метод, с помощью которого можно было бы эффективно передавать новые знания.
Метод, который был бы эффективен в поиске новых знаний.

Однако путь Декарта значительно отличался от пути
Совершенно иное, чем то, которое установил Бэкон.

Список использованной литературы

  1. Философия. Под редакцией проф. В.Н. Лавриненко, В.П. Ратникова. П. Ратников — М.: 2007.
  2. Введение в философию. Под ред. И.Т. Фролова. — Москва: Республика, 2003.
  3. философия: учебник для технических вузов. А.Г.Спиркин — М.: Гардарики, 2000.
  4. Философия. Курс лекций. А.А.Радугин — М.: Центр, 2004.