Для связи в whatsapp +905441085890

Объективный идеализм Г.Гегеля

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Материализм и эмпиризм Ф.Бэкона
  2. Рационализм Р.Декарта. Рассуждение о методе
  3. Т. Гоббс и Дж. Локк о государстве и естественных правах человека
  4. Основные идеи философии Просвещения ХVIII века
  5. Этическое учение Э.Канта
  6. Антропологический материализм Л.Фейербаха
  7. Научное и гуманистическое измерение философии К.Маркса
  8. Значение немецкой классической философии для развития европейской мысли
  9. Россия в диалоге культур. Славянофильство и западничество в русской философии
  10. Практически-нравственная ориентация русской философии

Введение

Георг Вильгельм Фридрих Гегель родился в Штудгарте 27 августа 1770 года, сын высокопоставленного чиновника. Получив начальное образование в местной гимназии, в 1788 году он поступил студентом в Теологический институт в Тюбингене. После окончания университета он работал частным учителем с 1797 года, затем директором гимназии в Нюрнберге. С 1801 года он преподавал в Ненском университете. С 1816 г. Гегель был профессором Гейдельбергского университета, а с 1818 г. — С 1816 г. Гегель был профессором Гейдельбергского университета, а с 1818 г. — Берлинского университета, где он некоторое время был ректором.
Работы Гегеля считаются кульминацией немецкой классической философии. Гегель пошел гораздо дальше своих великих предшественников. Он был первым, кто представил весь природный, исторический и духовный мир в непрерывном развитии.
Уже в студенческие годы Гегель занимался творческим освоением и реконструкцией достижений предшествующей политической и правовой философии. Его кульминацией стала «Философия права», одно из самых известных произведений во всей истории правовой и политической мысли. Она представляет собой синтез философских и политико-правовых исследований Гегеля за несколько лет.
Конечно, нелегко охватить столь обширный труд в одном эссе. В данном эссе сделана попытка лишь кратко изложить основные положения гегелевского учения о праве и государстве.

Цель работы — рассмотреть особенности философии Гегеля.
Цель работы — охарактеризовать гегелевскую философию разума; обозначить основные черты гегелевской философии культуры; представить тему смерти в философии Гегеля; рассмотреть гегелевскую философию права.

Сущность концепция объективного идеализма

«Исходным пунктом философии Гегеля является тождество бытия и мышления. Дело в следующем: ни материя, ни человеческое сознание не могут рассматриваться как первооснова мира. Человеческое сознание не может быть производным от материи, потому что невозможно объяснить, как неодушевленная материя может породить человеческий разум. Это суждение направлено против материализма. Материя не может быть выведена из человеческого сознания, потому что необходимо объяснить, как появилось человеческое сознание. Это суждение направлено против субъективного идеализма Дж. Беркли.

Если обе философские позиции ложны, то необходимо найти такую первооснову, из которой можно вывести и материю, и человеческое сознание. Такой основой, по Гегелю, является Абсолютная Идея или Мировой Дух, который представляет собой нечеловеческое (вне субъекта) сознание.

Начало (Абсолютная идея) — это тождество бытия и мышления. Согласно Гегелю, принцип тождества бытия и мышления заключается в том, что в начале все — природа, человек и общество — потенциально присутствует в Абсолютной идее. Тогда сама Абсолютная Идея становится природой, человеком, обществом, моралью, искусством и т.д.»[1].

«Гегель представляет себе реальность (или бытие в целом) как абсолютную идеальную сущность — мир-дух, логос, разум, сознание, субъект, — которую он называет Абсолютом. Важнейшей характеристикой Абсолюта является творческая активность, развитие и разворачивание. В своем развитии он проходит через различные стадии, проявляясь или раскрываясь в различных формах существования, стремясь к своей высшей цели — самопознанию»[2].

«Дух в самопорождении создает и превосходит свою собственную определенность и становится бесконечным. Дух как процесс всегда создает нечто детерминированное и, следовательно, негативное («Omnis determinatio est negatio» — «Всякое определение есть отрицание»). Бесконечное — это позитивность, реализуемая через отрицание отрицания, присущего всем конечным вещам. Конечное как таковое имеет чисто идеальную или абстрактную природу, поскольку оно не существует в чистом виде, в отличие от бесконечного (вне его). Это, по мнению Гегеля, является основной предпосылкой всей философии. Бесконечный дух Гегеля кругообразен, начало и конец совпадают в динамизме: частное всегда растворяется во всеобщем, сущее в должном, реальное в рациональном.

Движение как свойство духа, настаивает Гегель, есть движение самопознания. В круговом движении духовного начала философ выделяет три момента: 1) бытие-в-себе; 2) бытие-для-себя; 3) повторяющееся бытие-в-себе-и-для-себя. Гегель иллюстрирует эту схему на примере эмбриона-человека. Последний момент, в котором личность дана не только в себе, но и для себя, наступает вместе с моментом созревания духа, который является ее истинной реальностью.

Те же процессы можно наблюдать и на других уровнях реальности. Поэтому гегелевский Абсолют предстает как своего рода круг кругов. Абсолют проходит три стадии: Идея, Природа, Дух. Идея (логос, чистая рациональность, субъективность) содержит в себе принцип саморазвития, благодаря которому она сначала объективируется в самоотрицании в природе, а затем возвращается к себе в духе через отрицание отрицания»[3].

«У Гегеля нет объяснения того, как природа рождается из абсолютной Идеи или как дух рождается из природы; он просто констатирует факт такого порождения. Так, например, в «Феноменологии духа» он говорит, что абсолютная Идея, познав свое собственное содержание, «свободно отделяет себя от себя, чтобы отпустить себя как природу». Точно так же, когда он говорит о порождении Духа, он утверждает лишь то, что при этом Абсолютная Идея покидает природу, преодолевает свою инаковость и возвращается к себе как Абсолютный Дух.

Феноменология духа

«Феноменология духа» Гегеля построена по следующей модели. Путь [сознания как самопознания духа] драматичен. Она разворачивается на двух уровнях. С одной стороны, он обозначает переход индивидуального сознания от простейшей формы чувственного опыта (gefühlte Gewissheit, чувственный Gewi β heit) к философскому познанию (абсолютный Erkenntnis). С другой стороны, перед нами — становление человеческой истории, от времен Древней Греции до времен Наполеона. Феноменологию разума можно описать как повествование о философском путешествии [Odyssey of Mind]. Она дает нам описание блужданий сознания по истории в направлении самопознания. Гегель рассматривает различные этапы этого исторического опыта как этапы развития духа. Современному читателю это кажется несколько странным, но если «дух» понимать как «дух времени» в повседневном смысле, то это недоумение можно преодолеть. Человек участвует в духе времени и одновременно преобразует его.

В «Феноменологии духа» Гегель начинает с разъяснения неадекватности традиционных эпистемологических концепций. Согласно Гегелю, эпистемология содержит в себе дилемму. Она предполагает, что прежде чем человек приобретет подлинное знание, необходимо определить, что считать знанием, а что нет. Гегель предполагает, что это условие нереализуемо. Любая эпистемологическая позиция, требующая проверки предполагаемого знания, сама претендует на знание. Но, согласно Гегелю, искать знания до того, как начался процесс познания, так же абсурдно, как пытаться научиться плавать, не войдя в воду»[6].

«В момент философствования человек поднимается над уровнем обыденного сознания, точнее, на высоту чистого разума в абсолютной перспективе (т.е. обретает точку зрения Абсолюта). Гегель говорит об этом с большой ясностью: «Разум становится философской спекуляцией, когда он поднимается над собой к Абсолюту». Чтобы «постулировать Абсолют в сознании», необходимо устранить и преодолеть конечность сознания, а значит, возвысить эмпирическое «я» до трансцендентного «я», до степени разума и духа.

«Феноменология духа» была задумана и написана Гегелем с целью очищения эмпирического сознания и «косвенного» возвышения его до абсолютного знания и духа. По этой причине о «Феноменологии» говорили именно как о своего рода «введении в философию».

Согласно Гегелю, философия — это познание Абсолюта в двух аспектах: а) Абсолюта как объекта и б) Абсолюта как субъекта. Ведь философия — это Абсолют, познающий себя (самопознание через философию). Абсолют — это не только цель, к которой стремится феноменология, но и, по мнению многих ученых, сила, возвышающая сознание.

Феноменология духа содержит два взаимозависимых и пересекающихся плана: 1) план движения духа к самопознанию через все исторические события мира, который, согласно Гегелю, является путем самореализации и самопознания духа; 2) план, относящийся к единичному эмпирическому индивиду, который должен пройти и освоить тот же путь. Таким образом, история сознания индивида есть не что иное, как повторение истории духа. Феноменологическое введение в философию — это освоение этого пути»[7].

«Гегель дает описание познания как феномена, то есть познания как его возникновения. Это то, что Гегель подразумевает под «феноменологией», т.е.

Описание познания, как оно есть на самом деле. Это не описание познания в соответствии с каким-либо конкретным идеалом или моделью»[8].

Сознание и самосознани

Первый этап представляет собой «сознание» в эпистемологическом смысле (в узком смысле), которое характеризуется рассмотрением и признанием мира как Другого по отношению к себе и независимо от себя. Этот этап разворачивается в трех последовательных моментах: а) сенсорная достоверность, б) восприятие, в) рассуждение.

А) На стадии ощущения единичное кажется истинным, но очень скоро в нем появляются внутренние противоречия, так что для того, чтобы понять единичное, нужно перейти к общему. Б) На стадии восприятия объект может казаться истинным, но он тоже противоречив, представая как один и в то же время как многие. В) На стадии разума объект предстает как явление, которое является продуктом деятельности сил и законов: здесь чувственное разрешается в силу и закон — производные разума. Таким образом, сознание приходит к пониманию того, что объект зависит от чего-то другого, а именно от интеллекта, а значит, в определенном смысле от самого себя (объект растворяется в субъекте). Таким образом, сознание становится самосознанием (знанием себя).

Второй этап на феноменологическом пути состоит в самосознании, которое учится знать, о чем оно, через ряд моментов. Самосознание сначала абстрактно исключает из себя все чуждое и оценивает «другое» как нематериальное и негативное. Но вскоре он вынужден отказаться от этой позиции. «Индивид, не подвергающий опасности свою жизнь, — пишет Гегель, — вполне может быть признан личностью (в абстракции); но он не достигает истины этого признания как независимого самосознания. Согласно Гегелю, каждое самосознание структурно нуждается в другом самосознании, и их борьба должна привести не к смерти одного, а к подчинению одного другому»[9].

«(А) Когда два человека стоят друг перед другом, между ними возникает напряжение, потому что каждый из них хочет, чтобы другой признал его хозяином ситуации, то есть тем, кто определяет себя и другого. Исходя из этой модели, Гегель объясняет исторический процесс следующим образом. В этой борьбе за признание один подчиняется другому. В результате возникает ситуация, в которой есть ведущий, «хозяин», и подчиненный, «ведомый». Хозяин заставляет раба работать на него. В результате происходит взаимное развитие, в котором человек (раб) возделывает природу, а возделанная природа, в свою очередь, изменяет человека. В процессе, когда раб обрабатывает поле, создается материальный излишек, который служит основой для появления более эффективной техники труда, лучших орудий труда и т.д.

Отношения «ведущий — ведомый» в то же время являются диалектическими отношениями в том смысле, что между двумя сущностями существует внутреннее динамическое взаимодействие. Господин является господином только потому, что раб (и сам господин) признает его господином. Соответственно, раб является рабом потому, что хозяин (и сам раб) признает его рабом»[10].

«Самосознание достигает полного знания себя только через следующие стадии: б) стоицизм, в) скептицизм, г) несчастливое сознание».

Б) Стоицизм представляет свободу сознания, осознающего себя в форме мысли, которая выше власти и подчинения. Стоики считают последних совершенно «безразличными» (с моральной точки зрения одинаково быть хозяином или слугой).

B) Стоицизм диалектически переходит в скептицизм, который трансформирует отрешенность от мира в отношение отрицания мира. Отрицая все то, что сознание принимало как определенное, скептицизм в некотором смысле опустошает самосознание и вводит его в противоречие и разлад с самим собой.

Г) Признаки разлада, скрытые в противоречивости скептицизма, проявляются в «несчастливом» или «раздвоенном» сознании, которое «еще больше запутывается в противоречиях». Это раздвоение имеет два аспекта: постоянный и изменчивый. Первый относится к трансцендентному Богу, второй — к человеку. По мнению Гегеля, несчастное (двумирное) сознание характерно прежде всего для средневекового христианства.

Учение о сущности и бытии

«Бытие есть понятие только в себе; определения этого понятия есть определения бытия; в своем различии они являются другими по отношению друг к другу, а их дальнейшее определение (форма диалектики) есть переход к другому. Это дальнейшее определение является одновременно внешним обнаружением и, таким образом, разворачиванием понятия бытия в себе и в то же время погружением бытия в себя (вхождение в себя), его углублением в себя. Раскрытие понятия в сфере бытия есть нечто двоякое: оно становится настолько же тотальностью бытия, насколько приостанавливает непосредственность бытия или форму бытия как такового»[16].

«Логика бытия делится на логику (1) качества, (2) количества и (3) меры.

1) Качество — это концептуальное определение, которое непосредственно соответствует вещи.

2) Концепция количества игнорирует качество и считается безразличной.

3) Измерение — синтез, снимая две предыдущие точки и удерживая их,

единство качественного и количественного, т.е. это «качественное количество», или, другими словами, «правило» каждой операции измерения (действительно, измерение — это качественно-количественный синтез)»[17].

«Учение о бытии начинается с рассмотрения содержания чистого бытия, понятий небытия и становления. Затем анализируется основная триада бытия: качество — количество — мера. Качество и количество — это свойства чего-либо. Когда качество меняется, что-то перестает существовать. Количество в определенном качестве может изменяться в определенных пределах, в то время как старое качество, а значит и само нечто, остается. Единство качества и количества образует меру. Переход от одной меры к другой, новой мере, — это скачок»[18].

«Сущность есть понятие как заданное понятие; в сфере сущности понятия только относительны, но еще не отражены в себе; следовательно, понятие здесь еще не есть для себя». Бытие как бытие. Опосредуя себя через собственную негативность, он дает отношение к себе, которое является только отношением к Другому; он — другой. Однако не как непосредственно присутствующее, а как предполагаемое и опосредованное. Бытие не исчезло в сущности, но, с одной стороны, сущность как простое отношение к себе есть бытие, а с другой стороны, бытие в своей односторонней определенности есть непосредственное, сведенное лишь к негативному, к видимости (к подобию). Тем самым бытие выступает как видимость (как кажущееся) в себе.

Уведомление. Абсолют — это сущность. Это определение идентично определению, что Абсолют есть Бытие. Ибо бытие есть в то же время простое отношение к самому себе; но это определение в то же время выше, потому что бытие погружено в себя, то есть простое отношение бытия к самому себе есть это отношение, положенное как отрицание отрицательного, как опосредование себя в себе самим собой. Но когда Абсолют определяется как сущность, негативность часто понимается только в терминах абстрагирования от всех детерминированных предикатов. Таким образом, это негативное действие, абстракция, оказывается вне сущности, а сама сущность, следовательно, есть лишь определенный результат без своей предпосылки, caput mortuum абстракции. Но поскольку эта негативность не внешняя по отношению к бытию, а его собственная диалектика, его истина, сущность, будет бытием, ушедшим в себя, или бытием в себе; различие между сущностью и непосредственным бытием есть отражение, его видимость в себе, и это отражение есть отличительное определение самой сущности»[19].

«В учении о сущности Гегель подчеркивает в небытии то, что является решающим, существенным: это сущность и сущностно-детерминирующее возникновение. Сущность отталкивается от себя в силу своего внутреннего противоречия и переходит в явление, в бытие. Таким образом, источником движения является противоречивость сущности, наличие в ней противоположностей»[20].

«Гегель называет учение о сущности как сфере «рефлексивных определений» самым трудным разделом логики. Она начинается с «видимости», т.е. «меры», отраженной как нематериальное или бессущностное бытие. Отражение бытия в самом себе дает «идентичность», в которой, однако, заложено начало «различия». Углубление различия порождает «противоречие», которое растворяется в «основании» и устанавливает «существование», которое разворачивается в «явление», а затем сливается с «сущностью» в тотальности «реальности»»[21].

Философия разума

«Третьей ступенью в развитии абсолютной идеи является дух, который также проходит три стадии в своем развитии: субъективный дух, объективный дух и абсолютный дух. Субъективный дух — это «душа» или «дух в себе», сознание или «дух для себя» и «дух как таковой». Объективный дух образует сферу права. Это свободная воля, а система права — сфера реализованной свободы. В конечном счете, объективный дух находит свое выражение в морали и воплощается в семье, гражданском обществе и государстве (Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990 с. 220-378.) Абсолютный дух — это вечно действующая истина. Он проходит три стадии развития: Искусство, религия и философия. Искусство, согласно Гегелю, является непосредственной формой познания абсолютной идеи. Религия — это источник откровения с Богом. Философия — это высшая ступень развития абсолютного духа, полное раскрытие истины, содержащейся в искусстве и религии. В философии Идея познает себя, она поднимается до своего «чистого принципа», соединяет конец абсолютной Идеи с ее началом. Если, согласно Гегелю, философия есть мир, постигаемый мыслью, а сам мир есть абсолютная Идея, то существует «желательная полнота» развития абсолютной Идеи (Гегель Г. В. Ф. Энциклопедия философских наук: В 3 томах. М., 1977. т. 3. с. 394.)»[28].

«Философия разума Гегеля состоит из трех частей: философии субъективного, объективного и абсолютного разума. Философия субъективного духа делится на антропологию, объектом анализа которой является человеческая душа в ее «естественном», еще не сформированном существовании; феноменологию, которая анализирует историю сознания в его развитии через самосознание к разуму (в широком смысле); и психологию, которая рассматривает иерархию способностей души от чувственности к практическому разуму. Философия объективного разума рассматривает формы общественного бытия человека. Исходным понятием этой части философии разума является свобода, которая тождественна практическому разуму, объективированному в собственности. Собственность предполагает наличие правового порядка. Гегель называет субъективное сознание права, рассматриваемое в противоположность ему, моралью. Мораль — это синтез нравственности и закона. Семья представляется элементарной ячейкой нравственности. Цель семейной жизни — рождение ребенка, который со временем создает свою собственную семью. Множественность семей формирует «гражданское общество» как сферу «частных интересов». Различные корпорации и полиция возникают, чтобы приказывать им»[29].

«Дух — это идея, вернувшаяся к себе из своего Другого. Именно в духе становится особенно очевидной диалектическая «кругообразность», на которую неоднократно ссылается Гегель. Как конечная стадия, результат диалектического процесса, дух является высшим проявлением Абсолюта. «Абсолют — это дух, высшее определение Абсолюта. Понять его содержание — значит понять абсолютную тенденцию каждой культуры и философии, это стремление каждой религии и каждой науки, этот импульс объясняет историю мира.

«Слово и представление (но не понятие) духа можно найти достаточно быстро. Цель христианской религии — познать Бога как дух. Но то, что дано в религии в форме представления, должно быть понято в своем собственном элементе, концептуально. Это задача философии».

Вернемся к триаде идея — природа — дух: Идея — это только познавательное понятие и, следовательно, логическая возможность Духа. А Дух — это актуализация и реализация этой возможности.

Дух — это живая реализация и самопознание идеи. Дух в действительности является не конечным, а первичным моментом. Логическая Идея и Природа предстают в этой перспективе как идеальные моменты Духа, нераздельные и неделимые. Они являются диалектическими полюсами духа как живого синтеза»[30].

Заключение

В данной работе рассмотрены основные направления философии Гегеля. Особое внимание уделено его главным работам «Наука логики» и «Феноменология духа». Гегель формирует совершенно оригинальный тип мышления со своей собственной структурой, присущей только ему.

Гегель считал свою систему философией, венчающей развитие всего человечества, потому что в ней была найдена абсолютная истина, и таким образом история достигла своего апогея и была объявлена как бы высшей точкой исторического движения человечества, то есть государства современной Германии, в котором жил Гегель.

Литература от учебников для средней школы до Энциклопедии философских наук и учебников по философии используется для того, чтобы сделать сложный на первый взгляд предмет более доступным для тех, кто не изучал философию.

Список литературы

[1] Альгин А.П. Философия: учебник. — СПб.:Издательство «СЗАГС», 2007 г. — С.72.

[2] Гриненко Г.В. История философии: учебник. — 2-е обновленное и дополненное издание — М.: Издательство «Юрайт-Издат», 2007 г. — С.395.

[3] Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. В: том 4. От романтизма до наших дней. — ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997 г. — С. 67.

[4] Гриненко Г.В. История философии: учебник. — В: М.: Издатель. 2-е изд. — С.396.

[5] Кабанов П.Г. — Философия. Учебник.

[6] Скирбекк Г. История философии : учебник для студентов вузов / перевод с английского В.И. Кузнецова ; под ред. С.Б. Крымского. — Под ред. С.Б. Крымкина. М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. С.500.

[7] Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997. С. 77.

[8] Скирбекк Г. История философии : учебник для студентов вузов / перевод с английского В.И. Кузнецова ; ред. С.Б. Крымский. — Под ред. С.Б. Крымкина. М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. С.500.

[9] Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997. С. 81.

[10] Скирбекк Г. История философии : учебник для студентов вузов / перевод с английского В.И. Кузнецова ; под ред. С.Б. Крымского. — М.:Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2008. С.508.

[11] Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997. С. 86.

[12] Альгин А.П. Философия: учебник. — СПб.: Издательство СЗАГС, 2007. с. 73.

[13] Философия: учебник / под ред. проф. В.Н.Лавриненко. — 2-е изд. переработанное и дополненное — М.: Юристъ. 2004.С.98

[14] Философия: учебник для вузов / под ред. В.В. Миронова. В. Миронов. — М.: Норма, 2005.с.130.

[15] X54 Хрестоматия по философии: учебник для вузов. Ростов-на-Дону: Феникс, 2002. С.

[16] Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. наука о логике. Москва, «Мысль», 1974. С.215.

[17] D. Reale, D. Anticeri. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От эпохи романтизма до наших дней. — ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997. С.88.

[18] Канке В.А. Философия. Историко-систематический курс: учебник для вузов. Изд. 4-е пересмотренное. — М.: издательство «Логос», 2002.

[19] Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. наука о логике. Москва, «Мысль», 1974. С.264.

[20] Канке В.А. Философия. Историко-систематический курс: учебник для вузов. Изд. 4-е пересмотренное. — М.: издательство и книжный магазин «Логос», 2002.

[21] Философия: учебник для вузов / под ред. В.В. Миронова. В. Миронов. — М.: Норма, 2005. С.134.

[22] Гегель. Энциклопедия философских наук. Т. 1. наука о логике. Москва, «Мысль», 1974. С.341.

[23] Канке В.А. Философия. Историко-систематический курс: учебник для вузов. Изд. 4-е пересмотренное. — М.: издательско-торговый дом «Логос», 2002.

[24] Философия: учебник для вузов / под ред. В.В. Миронова. В. Миронов. — М.: Норма, 2005.

[25] Философия: учебник / под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд. переработанное и дополненное — М.: Юристъ. 2004. С.101

[26] Альгин А.П. Философия: учебник. — Санкт-Петербург: издательство СЗАГС, 2007, с.73.

[27] Гриненко Г.В. История философии: учебник. — 2-е обновленное и дополненное издание — М.: Издательство «Еврайт-Издат», 2007.с.404.

28] Философия: учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. — 2-е изд. переработанное и дополненное — М.: Юристъ. 2004. С. 101.

[29] Философия: учебник для вузов / под ред. В.В. Миронова. В. Миронов. — М.: Норма, 2005. С.135.

[30] Д. Реале, Д. Антисери. Западная философия от истоков до наших дней. Том 4. От романтизма до наших дней. — ТОО ТК «Петрополис», Санкт-Петербург, 1997. С.99.