Для связи в whatsapp +905441085890

Проблемы современного детства и воспитания — Особенности развития детей

Этот вопрос до сих пор остается спорным: Что такое детство? По мнению Толстого, это скорее состояние души, качество души. Мне, например, эта точка зрения кажется более законной. Да и как может быть иначе, когда одни из нас, вслед за Горьким, повторяют: «В моем детстве не было детства», а другие, вслед за Сент-Экзюпери: «Я родом из детства, как из деревни».

Это удивительное состояние, которое может длиться годами и потрясти душу один раз, но остаться в памяти навсегда. В первой повести Толстого в заглавной главе «Детство» это чувство передано так точно, почти до физического осязания, что у читателя не может не возникнуть острого воспоминания о беспричинной радости, душевной ясности и мире, пережитых когда-то.

Современный глубокий и тонкий писатель Виктор Астафьев в своем автобиографическом романе «Последний поклон» также рассказывает о своем детстве, почти сиротском, голодном, босоногом, которое, конечно, отличается от того, что прожил и пережил Лев Толстой и его герой. У одного суп тонкий, у другого жемчуг мелкий, но страсти, похоже, одинаковые. Та же сытость, ощущение слияния со всем миром, неуемная жажда впечатлений, поглощение терпких ароматов деревенской жизни. Обилие событий, происходящих каждый день на деревенской дороге, заставило бы позеленеть от зависти любого сытого, но теснящегося в четырех стенах мальчика. Но они завидуют: разве мы все не замечали, как привлекает слишком «домашних» детей воля, которой пользуются «бездомные» дети. Поэтому еще одной характеристикой детства можно назвать потребность в силе воли, в пространстве для всех видов движения: физического, умственного, эмоционального.

Взрослые часто бывают удивлены, сбиты с толку резкими переходами в поведении детей, перепадами их настроения. Это потому, что мы приняли решение: Это имеет первостепенное значение, это имеет второстепенное значение, а это можно полностью игнорировать. Ребенок не знаком с этим жестким делением. Он может горько плакать из-за того, что солнечный зайчик исчез, и радостно смеяться, когда видит, как красиво выглядит нарядно подстриженная лиса его матери. А в другой раз реакция может быть противоположной, потому что в это время у него будут другие желания и интересы, и солнечный луч в темной комнате может показаться «совершенно неуместным, когда идет игра в «тайну», в «страшную опасность». Итак, еще одна особенность детства: отсутствие «нормативного» отношения к миру. И еще одна неспособность отличить реальный мир от воображаемого.

Наверное, каждый из нас замечал, как увлекательно заниматься с детьми. Они смотрят друг на друга открыто или спрятавшись за спиной взрослого, а потом вдруг доверчиво протягивают руку и говорят: «Давай поиграем», если только они не отвергают навязанное знакомство решительно и бесповоротно. Мы не знаем, что они понимают в этот краткий миг взаимного познания, по какому критерию судят о незнакомце. Когда мы вырастаем, мы забываем многое из того, что умели и знали в детстве. Мы забываем многое из того, что знали в детстве, включая способность беспрекословно выбирать себе пару. Природная интуиция подсказывает им это, направляет их в их взрослых отношениях: они доверчиво бросаются на кого-то, отдаются ему; они отвергают кого-то, несмотря на соблазны. Когда их интуиция предает их — тогда «гироскопический компас» уже испорчен, разрушен указаниями взрослых: определять «качество» людей не по тому, в сердце они или нет, а по тому, соответствуют ли они нормам «приличия».

«Ребенок не различает рангов людей, но всей душой чувствует, что в каждом человеке живет то, что одинаково в нем и во всех людях» («Путь жизни»).

Особенности развития детей

При выявлении возрастных особенностей детей и определении конкретного периода детства учитываются анатомические показатели, особенности физиологических процессов, качественные изменения в росте, психическом развитии эмоционально-волевой и деятельностно-практической сфер, степень умственной и нравственной зрелости. В современной периодизации детства отмечаются явления ускоренного физического развития детей (акселерация), их способность выдерживать значительные физические, эмоционально-психологические и интеллектуальные нагрузки, психическая готовность к участию в разнообразных социальных отношениях.

В своем становлении ребенок проходит две стадии: биологическую, во время девятимесячного развития в утробе матери, и социальную, в течение примерно 17 — 18 лет в различных формах социального воспитания. Периодизация социальной стадии выглядит следующим образом.

  • От рождения до одного года — раннее младенчество. Это период первой адаптации и готовности сил природы.
  • С 1-го по 3-й год жизни, собственно младенчество. Один из самых плодотворных и насыщенных периодов накопления социального опыта ребенка, формирования физических функций, психических свойств и процессов.
  • 3-6 лет — это раннее детство, период перехода от младенчества к детству. Это период интенсивного накопления социально значимого опыта и ориентации в социальном пространстве, формирования основных черт характера и отношения к окружающему миру. Все три периода — от рождения до 6 лет — также называются дошкольным периодом и периодом дошкольного детства. Для многих детей систематическое обучение в детском саду и школе начинается в возрасте 6 лет. При этом учитывается, что полная психофизиологическая, моральная и волевая готовность детей к систематической учебной работе, интеллектуальной, физической, эмоциональной нагрузке достигается в возрасте 7 лет.
  • От 6 до 8 лет — собственно детство. В этот период происходит завершение начального созревания физиологических и психологических структур мозга и дальнейшее накопление физических, нейрофизиологических и интеллектуальных сил, обеспечивающих готовность к полноценной систематической учебной работе.
  • с 8 до 11 лет — пред пубертатный период — время зрелого детства, накопления физических и психических сил для перехода к подростковому возрасту. Наряду с детством подростковый возраст также называют юностью.
  • с 11 до 14 лет — подростковый возраст, юность — новый качественный этап в развитии человека. Его наиболее характерными чертами являются физиологическое созревание, психологическое — личностное самосознание, сознательное проявление индивидуальности. Подростковый возраст также называют средним школьным возрастом.
  • от 14 до 18 лет, подростковый возраст — это период окончательного физического и психологического созревания и социальной готовности к общественно полезному производительному труду и гражданской ответственности. Девушки и юноши — учащиеся старших классов — получают определенную подготовку по психологии и этике семейной жизни.

В любой период становления важно, чтобы ребенок достиг уровня развития, необходимого для данного периода, уровня психофизиологической и интеллектуальной зрелости, который не всегда совпадает с возрастными рамками и требованиями школы. Например, шестилетние дети не готовы к систематическому поступлению в школу в конце периода. А старшеклассникам необходимо более решительное и интенсивное участие в общественной жизни и производительном труде для обеспечения эффективного морального, физического и гражданского созревания. Все попытки формировать развитие детей за счет чрезмерных нагрузок в раннем возрасте неизбежно приводят к переутомлению и перегрузкам, физическому и психическому расстройству. Избегание работы и гражданской ответственности в подростковом возрасте приводит к социальному инфантилизму и нарушению умственного и нравственного формирования.

Философски — педагогические воззрения

Подлинное знание законов формирования личности дает нам ее историко-структурный анализ: «Мы можем полностью понять отдельного человека только тогда, когда узнаем, каким он сам стал. Это знание о развитии может идти только в обратном направлении: от приобретенного контекста психической жизни к условиям и факторам ее развития.

Дильтей подчеркивал решающую роль образования в формировании специфики личности. Таким образом, различия между людьми получают социально-педагогическое объяснение.

Согласным с Дильтеем в этом вопросе (в трактовке природы человека, его личностного развития и причин индивидуальных различий) был Ален (Эмиль Шартье), который уделял большое внимание духовно-генетическому обоснованию образования. Бесполезно «призывать ребенка стать человеком». В первую очередь необходимо изучить процесс его взросления, роста, формирования его страстей, чтобы направлять его развитие.

Ален признавал важность физиологической природы ребенка, но подчеркивал, что ведущими факторами развития являются труд, окружающая среда и культурное содержание среды. Биологическая природа ребенка преодолевается его социально-духовной природой во взаимодействии этих двух начал.

Аффективная жизнь детей, характеризующаяся повышенной активностью, требует особого внимания к интеллектуальному воспитанию. Воспитание эмоций, формирование характера и воли должно предшествовать упражнению умственных сил и развитию высших интеллектуальных способностей.

Пол Натори, с другой стороны, отвергал чувственность как источник познания и развития разума.

Конкретность человека заключается в его деятельности, активности («работе»), а человеческая деятельность есть следствие и сущность деятельности мышления. Функции мышления созревают спонтанно и развиваются в своем познавательном и, более того, динамическом значении. Интуиция («опыт») противопоставляется мышлению; интуиция лишена когнитивных элементов. Интерес связан только с определенным состоянием воли.

Подробная и последовательная теория человеческой природы как основы образовательной деятельности была создана в те же годы Альфредом Портом Уайтхедом. Он разработал «циклическую теорию умственного развития» и «ритмы» умственного роста, которые, повторяясь, образуют «циклы», то есть возрастные стадии умственного развития.

Уайтхед выделяет «цикл» с 8 до 12/13 лет («самые золотые и великолепные годы в жизни ребенка») как наиболее важные периоды роста, основным содержанием которых является использование родного языка, развитие способностей к наблюдению и манипулированию предметами. Конечно, этот цикл начинается с периода романтики, и Уайтхед видит секрет успеха Монтессори в том, что она признала доминирование «воображения» в возрасте от 8 до 10/11 лет. После этого начинается фаза точности — особенно точного владения языком — и цикл завершается в возрасте 12/13 лет полным практическим владением языком.

Подростковый цикл снова начинается с романтической фазы (освоение наук), которая продолжается до 15 лет. Затем следует фаза точности (до 16½ лет) и, наконец, короткие, но очень важные шесть месяцев до 17 лет, предшествующие взрослости, которые приводят к обобщению полученных «плодов» развития.

Таким образом, Уайтхед представляет индивидуальное развитие как ритмический процесс, вовлеченный в переплетение возрастных циклов (периодов).

Русские идеалисты, ориентируя педагогику на ее сугубо философские основания, резко критиковали эмпиризм позитивистской методологии (особенно Р. Авенариус, Э. Мах, 3. Вундт)[9,104]. Общие философские основы педагогики C.II. Вентцель провозгласил этику. В его интерпретации развитие индивидуально-духовной жизни совместимо с развитием социальной жизни.

Педагогика как боговдохновенное искусство

Религиозно ориентированное педагогическое мышление разделилось на ортодоксально-конфессиональное, с одной стороны, и неортодоксально-мистическое, с другой. Церковь — любая церковь — требовала, чтобы педагогика строго придерживалась ее догм. С другой стороны, откровенно мистические школы мысли обычно выдвигали совершенно иные условия для личного спасения, для которого также требовались образовательные усилия.

В России это бюрократизм. «Государственная» педагогика ориентировалась на православие как основной идеологический источник догматико-схоластических построений. Например, Д.И. Введенский сформулировал основные предпосылки официального подхода к педагогическому знанию; не антропология, а теология была изначальным руководством педагогики; не светская этика, а протестантские заповеди в интерпретации господствующей церкви.

С точки зрения В. Зеньковского. По мнению Зеньковского, для истинного обоснования педагогики не подходят ни католические и протестантские догмы, ни идеи Л.Н. Толстого, ни концепции К.Н. Вентцеля. Ни эмпиризм, ни рационализм, ни идеализм, ни материализм не способны дать для этого принципы, а только «ортодоксальное знание». Педагогика исчерпала себя; попытки экспериментальной педагогики отделиться от теологии потерпели полное фиаско. Толстовство в педагогике — это возрождение утопизма семнадцатого и восемнадцатого веков с его мечтой о «новой расе людей».

Если по вопросу религиозного воспитания, продолжает Зеньковский, многие готовы признать ценность христианского вероучения, то учение о развитии и воспитании личности строится независимо от религиозных идей, стараясь опираться на науку и опыт руководства. Но секуляризация педагогики губительна для нэза. Обращение к идеям христианской антропологии необходимо не только для религиозного или даже нравственного воспитания, но и для педагогики в целом. Человек — целостное существо. Либо мы распространяем целостную концепцию человека на педагогику, либо отказываемся и от концепции человека, и от педагогики.

Мистический провиденциализм пронизывает творчество В.С. Соловьева и последовавших за ним русских религиозных философов. «Для нас было бы лучше заменить мрачное слово «судьба» на ясное и недвусмысленное выражение — провидение Бога». — Соловьев писал.

Человек движется от «первого рождения», дающего ему только физическую жизнь, в которой главную роль играет «чувственно-нервная» система, к последующим рождениям. С прорезыванием постоянных зубов (примерно на шестом году жизни) эфирное тело спускается в человека, а в возрасте десяти лет второе рождение постепенно освобождает дух от физической, телесной зависимости. Тело еще только строится, но служит в основном лишь инструментом для умственной деятельности (в области искусства). С четырнадцати лет «астральное тело» отделяется от внешней оболочки, и рождается дух. На этом этапе появляется «чувство личности», уверенность в себе и стремление к независимости.

Содержание образовательного тренинга оказалось дисциплинирующим. Открыто провозглашалась необходимость авторитарности учителя (Д.И. Введенского).

Значение педагогики

Постоянный поиск путей совершенствования профессионально-педагогической подготовки будущих учителей характеризуется повышенным вниманием к развитию индивидуальности студентов, расширению сферы их профессионального мышления и творчества. В конечном счете, это невозможно без осознания ими глубинных связей педагогических идей, явлений и фактов в их целостности и взаимодействии как части общекультурного процесса по отношению к различным цивилизациям, в том числе и за пределами европейских границ.

На практике этой идее, имеющей фундаментальное значение для обсуждения современных проблем педагогического образования, часто уделяется мало внимания. В результате будущие учителя и другие специалисты в области образования недостаточно понимают важность изучения истории педагогики.

Педагогика и ее история как отрасли научного знания о человеке сформировались только в XIX веке в связи с развитием науки. С самого начала преобладало более широкое понимание предмета педагогики: не только рассмотрение взглядов на природу, задачи, содержание и методы образования («философия образования»), но и практика воспитания, образования и обучения. С ним тесно связаны различные интерпретации основных понятий педагогики, таких как «воспитание» и «образование». Это приводит к трудностям в разработке теоретических проблем педагогики и, соответственно, ее истории.

К сожалению, приходится констатировать, что правильная научная аргументация при обсуждении фундаментальных проблем педагогики часто уступает точке зрения авторитетных лиц. Отсутствие единого подхода к трактовке понятий «образование» и «воспитание», характерное для всех стран мира, вызывает множество недоразумений. Например, в англоязычном мире практически отсутствует понятие педагогики, которое отождествляется с понятиями воспитания и образования, а они, в свою очередь, не отличаются друг от друга.

Эта концептуальная путаница отражается в названиях работ по истории образования, опубликованных в разных странах: история образования, история воспитания, история образования.

Но как бы ни назывались труды и учебники по истории педагогики, тема остается неизменной: историческое развитие взглядов на образование, развитие педагогической практики в различных формах: Семейное воспитание, специально организованная педагогическая работа различных типов учреждений, деятельность различных общественных организаций, стремящихся содействовать духовному, нравственному, физическому и эстетическому развитию молодежи, воспитание как личности. Именно в период детства закладываются качества человека. Развитие ребенка зависит от качества его воспитания и образования.

В начале ХХ века как на Западе, так и в России историки педагогики, ранее ограничивавшиеся описанием прошлого, стали предпринимать попытки объяснить причины изменений в развитии взглядов на образование и его практику. Это было связано как с развитием самой педагогики, так и с обострением социальных конфликтов в обществе.

История педагогики, ее основные функции остаются неизменными: это понимание причин возникновения воспитания как общественного явления и закономерностей его развития, раскрытие различных взаимосвязей целей, конкретных задач организации и содержания воспитания и обучения с учетом особенностей каждого исторического периода.

История педагогики тесно связана с историей многих других наук о человеке, в частности, философии, психологии, физиологии.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Здоровый образ жизни школьника
  2. Система принципов обучения
  3. Субъективные факторы воспитания
  4. Общая и профессиональная педагогика
  5. Семья как источник образования
  6. Общая характеристика педагогической профессии
  7. Написание статьи как учебная дисциплина, ее использование на уроках русского языка и литературы
  8. Систематика нарушений в речевом развитии ребенка
  9. Художественно-эстетическое развитие старших дошкольников
  10. Методическое творчество