Для связи в whatsapp +905441085890

Программа «школа 2100» — Этапы развития образования как социального института и общественно-государственной системы

Современное состояние образования в России, ставшее результатом экономических и социальных потрясений, вызванных перестройкой и распадом СССР, и нескольких лет кризисного спада во всех сферах жизни, вызывает тревогу. Это так, даже если оставить пока в стороне катастрофическое материально-финансовое положение школ и учителей, проблемы детской безнадзорности, наркомании, здоровья детей — в общем, проблемы, требующие серьезных финансовых вливаний со стороны государства в систему образования и существенных структурных корректировок финансово-экономической модели российской школы. Вот некоторые из наиболее тревожных проблем:

  • Во-первых, вышеперечисленные причины привели к тому, что школа и система образования в целом потеряли ту стабильность, без которой образование в целом не может существовать и развиваться. Система образования всегда находится в лихорадке. Министры постоянно меняются, и с каждым новым министром политика Министерства образования корректируется.
  • Во-вторых, образование стало ареной для политических и коммерческих «разборок», и этого нельзя допускать ни при каких обстоятельствах. Нет и не может быть никакой политической или коммерческой выгоды, которая могла бы оправдать игру с судьбами детей.
  • В-третьих, в России утрачены даже те немногие формы организации и консолидации педагогического сообщества, которые существовали раньше. Образовательные темы практически исчезли из телевизионных программ. Кроме учительской газеты, газеты «Первое сентября» и некоторых профессиональных ассоциаций, не имеющих реального влияния, упоминать нечего. Что касается родительских ассоциаций, которые во многих европейских странах играют очень важную роль в развитии образования, то в нашей стране их нет.
  • В-четвертых, несмотря на то, что образование уже объявлено приоритетной ценностью для России в известном Указе Президента РФ № 21 (и эта формулировка также вошла в Закон РФ «Об образовании»), в реальности государство, исполнительная и законодательная власть всерьез не озабочены ни судьбой образования, ни детской и молодежной политикой. Постоянно государство говорит о дальнейшей судьбе страны и общества, забывая о том, что будущее страны — это ее дети. Если мы сейчас не позаботимся об их здоровье, образовании, культуре, о воспитании их в духе активности, гуманности, приобщении к национальным и мировым ценностям, то через 15-20 лет мы столкнемся с упадком сельского хозяйства, науки, культуры и самого образования.

Образование как социальный институт имеет невероятное значение для судьбы общества. В процессе образования передается весь культурный и исторический опыт, накопленный за многие годы человеческой истории, в процессе образования развивается личность, устанавливается ее позиция по отношению к миру, формируются ее идеалы, образ мышления и собственная система ценностей. Каждый из нас проходит через процесс образования; от него во многом зависит наше мировоззрение.

Структура образования определяет, насколько молодое поколение сможет осознать свою роль в обществе, насколько хорошо оно сможет выразить себя, улучшить мир вокруг себя и общество в целом. Образование определяет, будет ли человечество прогрессировать, стоять на месте или двигаться в противоположном направлении развития. В процессе воспитания создаются и впоследствии развиваются либо великие личности, либо деградирующие виды. Образование определяет ход развития страны, мира и каждого человека. Было бы большой ошибкой недооценивать силу этого образовательного процесса.

Образование имеет содержание, единое с содержанием образования: научные знания, умения и навыки, установки и опыт творческой деятельности, мастерства, которые обеспечивают разностороннее развитие умственных и физических способностей учащихся, формирование их мировоззрения, нравственности, поведения, подготовку к общественной жизни и труду. Содержание образования и воспитания представляет собой сложную и многогранную систему, источником которой является все многообразие культуры.

Образование имеет различные формы реализации, которые называются образовательными моделями. Образовательная модель — это система образования, включающая общие цели и содержание образования, учебный план и разработку программы, частные цели для руководства деятельностью учащихся, модели распределения учащихся по группам, методы контроля и отчетности, способы оценки процесса обучения.

Образование имеет свою историю, которая служит фактором его развития, ведь изменение основных представлений о мире, о людях, новые знания, открывающиеся в историческом процессе, неизбежно приводили к изменениям в способах их донесения до учащихся. Изучение истории русской культуры является чрезвычайно важным компонентом современного гуманитарного образования. История культуры приобрела статус самостоятельной академической дисциплины, ее содержание воспринимается не как некое «дополнение» или «приукрашивание» социально-экономической истории, а как самостоятельная область гуманитарного знания. Естественно, что одним из важных вопросов в изучении истории русской культуры, является тема истории русского образования.

Программа «школа 2100» - Этапы развития образования как социального института и общественно-государственной системы

Этапы развития образования как социального института и общественно-государственной системы

Обращение к основным этапам развития образования в России позволит нам понять, какие условия существовали для создания моделей обогащения содержания образования в прошлом нашей страны и на основе какого исторического опыта эти модели создавались.

Начало образования в России.

В России учебные заведения назывались «коллегиями»: слово «школа» вошло в обиход с XIV века. Уже в первой половине XI века мы знаем о дворцовой школе князя Владимира в Киеве и школе, основанной Ярославом Мудрым в Новгороде в 1030 году. Содержание образования включало, как и в аналогичных учебных заведениях на Западе, так называемые семь гуманитарных искусств, восходящих к античности: грамматику, риторику, диалектику (так называемый тривиум), арифметику, геометрию, музыку и астрономию (так называемый квадривиум). Преподавательский состав состоял сначала из византийских, а затем из отечественных ученых. Существовали специальные школы для обучения грамоте и иностранным языкам; в 1086 году в Киеве была открыта первая школа для женщин. Школы были не только учебными заведениями, но и культурными центрами, здесь делались переводы античных и византийских авторов, переписывались рукописи.

Помимо внутренних школ для общего и профессионального образования духовенства, многие монастыри имели и внешние, светские школы.

Некоторые историки российского образования, в том числе такой компетентный историк, как П.Н. Милюков, высказывают мнение (основанное на фактах, относящихся к XV-XVI векам), что в Древней Руси большинство населения было не только малообразованным, но и вообще неграмотным. Однако существует множество доказательств обратного. Например, так называемые граффити (надписи на стенах соборов и церквей; особенно известны граффити Новгородского и Киевского Софийских соборов), оставленные, казалось бы, случайными прихожанами. Не только в Великом Новгороде, но и в других городах Древней Руси найдены многочисленные берестяные грамоты XI-XIII веков, из содержания которых видно, что письма писали люди разного социального положения, в том числе купцы, ремесленники и даже крестьяне; также встречаются письма, написанные женщинами. Сохранилась даже рукопись, служившая ребенку школьной тетрадью. Существуют и другие прямые и косвенные свидетельства широкого распространения грамотности в Древней Руси.

Упадок культурной жизни в Древней Руси в результате татаро-монгольского нашествия (как известно, большинство древнерусских рукописей в это время было утрачено) отразился и на образовании. Из преимущественно светской она стала почти исключительно духовной (монашеской). Православные монастыри в этот период (XIII-XV века) играли роль хранителей и распространителей русского образования.

Образование в Московском государстве в допетровскую эпоху.

Укрепление Московского государства принесло с собой определенный подъем образования. С одной стороны, были основаны многочисленные приходские и частные школы, где грамоте обучались не только дети духовенства, но и ремесленников и купцов; с другой стороны, была создана система православного образования, закрепленная постановлениями Стоглавого собора (1551). Она состояла из трех этапов: первый этап включал овладение чтением и письмом, чтение Псалтыри и Часослова; второй этап — чтение Апостола и большинства богослужений; третий, самый высокий этап — чтение Библии и богословия. Необходимым условием для приобретения высшей учености было знание древних языков.

В XVI-XVII веках центрами просвещения в восточнославянских странах были Украина и Беларусь. В борьбе против политического и идеологического (в основном религиозного) наступления Польши украинские и белорусские просветители основали так называемые «Братские школы», которые были тесно связаны с национально-освободительным движением. Их учили такие известные педагоги и писатели, как братья Зизания, Мелетий Смотрицкий, автор знаменитого учебника грамматики Симеон Полоцкий и многие другие.

В середине XVII века в Москве были открыты школы по образцу европейских гимназий, которые давали как светское, так и богословское образование. В это время произошли важные изменения в методологии начального образования. Алфавитный метод обучения грамоте был заменен звуковым методом. Вместо буквенного обозначения чисел (буквами кириллического алфавита) использовались арабские цифры. Алфавитные книги включали сопутствующие тексты для чтения, например, псалмы. Появились «Азбуковники», т.е. толковые словари для школьников.

Демократический характер

Необходимо подчеркнуть демократический (неколониальный) характер образования даже в допетровские времена. Например, когда была основана Славяно-греко-латинская академия, в ней было 76 студентов (не считая подготовительного класса и «школы словенского книгописания»), включая священников, дьяконов, монахов, князей, стольников и «всякого чина москвичей» вплоть до слуг и сына конюха.

Чему учили русских в допетровские времена? Математика преподавалась самым слабым образом. Только в XVII веке стали появляться учебники с арабскими цифрами. Из четырех правил арифметики на практике использовались только сложение и вычитание, операции с дробями почти никогда не применялись. Геометрия, или, скорее, практическая арифметика, была более или менее развита. Астрономия была и чисто прикладной областью (составление календарей и т.д.), в XVII веке распространилась астрология. Знания по естественной истории были случайными, бессистемными. Развивалась практическая медицина (заимствованная в основном с Востока) и особенно фармация. Интерес к истории был очень велик.

В России было издано множество букварей (первый московский букварь В. Бурцева, скопированный с виленского издания, появился в 1634 году). Ежегодно издавалось до 2,5 тысяч экземпляров букварей, а также три тысячи книг часов и пятнадцать сотен псалтырей. Конечно, для 16 миллионов человек в России это число невелико, но очевидно, что грамотность уже была массовым явлением. Грамматика Мелетия Смотрицкого появилась в 1648 г. (Важно подчеркнуть, что и буквари, и грамматики описывали не живой разговорный русский язык, а литературный старославянский (церковнославянский). В XVII веке появились первые учебники риторики и логики.

Образовательная реформа Петра Великого и первые послепетровские десятилетия. Благодаря Петру I в России возникла система профессионального образования. В 1701 году шкиперская, пушечная, госпитальная, приказная и другие школы были учреждены под юрисдикцией соответствующих государственных органов. Кроме того, к 1722 году в разных городах России было открыто 42 так называемые «цифирные школы», дающие базовое математическое образование. Преподавателей для них готовили в навигационной школе, которая в 1715 году получила название «Морская академия». Гуманитарное образование обеспечивали церковные школы, учителей для которых готовила Славяно-греко-латинская академия. Всего к 1725 году в России насчитывалось около 50 епархиальных училищ. Однако число учеников в зифильских школах резко сократилось, поскольку были открыты епархиальные школы, в которые перешли почти все дети священников и дьяконов, а также потому, что «сельское население» (купцы и ремесленники) не желало отдавать своих детей в зифильские школы (они предпочитали получать ремесленное образование). Поэтому основным контингентом школьников стали дети солдат и чиновников, а некоторые школы пришлось закрыть. Уже после смерти Петра в 1732 году возникли гарнизонные школы, в которых давали не только начальное военное образование, но и начальное математическое и инженерное. Некоторые духовные («архиепархиальные») школы расширили свои предложения за счет «средних» и «высших» классов и стали называться «семинариями». Помимо грамотности, они изучали грамматику, риторику, философию и теологию.

Петр мечтал о создании единой неколониальной системы образования. На самом деле, созданная им система не была ни единой (ПТУ — богословская школа), ни из ряда вон выходящей. Задача общего образования не была поставлена, она была поставлена случайно, как часть и условие профессионального образования. Но она, эта система, сыграла огромную роль в развитии российского образования, «вписав» его в европейскую систему образования. Кроме того, при Петре в 1714 году обучение детей всех сословий (кроме крестьян) было объявлено обязательным.

Кстати, мы должны поблагодарить Петра за введение гражданского алфавита, который мы используем до сих пор. Любимым изобретением Петра была Академия наук. Он основал первый университет России в Санкт-Петербурге, при университете была гимназия. Вся эта система, созданная Петром, начала работать уже после его смерти — в 1726 году. Вначале в университете было очень мало студентов. Большинство из них были детьми дворян или иностранцев, живших в России; но вскоре были введены стипендии и специальные места для «казенных студентов» (которые учились за счет государства). Среди государственных студентов были расово мыслящие люди и даже крестьяне (например, М.В. Ломоносов).

В 1755 году в Москве был открыт аналогичный университет с двумя гимназиями при нем (для дворян и для разночинцев). Курс дворянской гимназии включал русский язык, латынь, арифметику, геометрию, географию, краткую философию и иностранные языки; в гимназии для разночинцев основными предметами преподавания были искусство, музыка, пение, живопись и технические знания. Один из основателей Московского университета, И. И. Шувалов, в 1760 году разработал целую систему общего образования для России, но реализовать удалось лишь малую ее часть. Эта система предполагала создание в небольших городах начальных школ, из которых ученики отправлялись в гимназии, открытые в крупных провинциальных городах, а затем в столичные университеты.

Российское образование при Екатерине II

Екатерина тщательно изучала опыт организации образования в ведущих странах Западной Европы и основные педагогические идеи своего времени. Например, работы Яна Амоса Коменского, Фенелона, «Мысли о воспитании» Локка были хорошо известны в России XVIII века.

Гуманитарный идеал, зародившийся в эпоху Возрождения, был основан на «уважении прав и свободы личности» и устранении «всего насильственного и принудительного в педагогике».

С другой стороны, концепция воспитания Екатерины призывала максимально изолировать детей от семьи и отдать их в руки учителей. Но уже в 1980-х годах акцент вновь был смещен с воспитания на образование.

Перестройка российской системы образования была осуществлена Екатериной с помощью группы выдающихся педагогов, среди которых были Ф.И. Янкович де Мириево и И. И. Бецкого, был осуществлен. За основу были взяты прусская и австрийская системы образования. В 1786 году был утвержден «Устав государственных школ». Предполагалось создать три типа государственных школ — малые, средние и средние. Они преподавали общеобразовательные предметы: чтение, письмо, счет, катехизис, священную историю, зачатки русской грамматики (малая школа). В средней школе были добавлены объяснение Евангелия, русская грамматика и орфографические упражнения, всеобщая и русская история и краткая география России, а в средней школе — подробный курс географии и истории, математическая география, грамматика с упражнениями делового письма, основы геометрии, механики, физики, естественной истории и гражданской архитектуры.

Была введена система преподавания Коменского, предпринимались попытки использовать визуализацию, а в старших классах даже рекомендовалось поощрять учеников к самостоятельному мышлению. Но дидактика, по сути, сводилась к заучиванию текстов из учебника. Отношения учителя с учениками формировались в соответствии с идеями Екатерины: Например, все виды наказаний были строго запрещены.

Реформа Екатерины не была завершена, однако она сыграла значительную роль в развитии российского образования. В 1782-1800 годах около 180 тысяч детей, в том числе 7% девочек, окончили различные типы школ. В начале 19 века в России насчитывалось около 300 школ и интернатов с 20 тысячами учеников и 720 учителями. Но среди них почти не было сельских школ, то есть крестьянство практически не имело доступа к образованию.

Российское образование в Александровский период.

В начале царствования Александра I группа молодых реформаторов во главе с М.М. Сперанским вместе с другими реформаторами провела реформу системы образования. Впервые была создана школьная система, которая была распределена по так называемым академическим округам и присоединилась к университетам. Эта система находилась в ведении Министерства народного просвещения. Были введены три типа школ: Общинные школы, районные школы и гимназии (провинциальные школы). Школы первых двух типов были свободными и бесклассовыми. В отличие от системы школ Катарины, эти три типа школ соответствовали трем последовательным этапам государственного образования (учебный план каждого последующего типа школы не повторял, а продолжал предыдущий). Сельские церковно-приходские школы финансировались помещиками, районные школы и гимназии — из государственного бюджета. Также существовали религиозные училища и семинарии при Священном Синоде, училища при канцелярии императрицы Марии (благотворительные) и военное министерство. Особую категорию составили элитные учебные заведения — Царскосельские и другие лицеи, дворянские пансионы.

В церковно-приходских школах преподавали Закон Божий, чтение, письмо и начатки арифметики. В окружных школах продолжалось изучение Закона Божьего и арифметики с геометрией, также изучались грамматика, география, история, физика, естественная история и технология. В губернских школах изучали предмет, который сейчас называется граждановедение или обществоведение, а также логику, этику, эстетику, естественное и народное право, политическую экономию, физико-математические и естественно-научные предметы, торговлю и технику.

Устав Московского университета, принятый в 1804 году и ставший образцом для других университетских уставов, предусматривал внутреннюю автономию, выборность ректора, конкурсное избрание профессоров, особые права советов факультетов (факультетских собраний) в формировании учебных планов. В большинстве университетов были открыты педагогические институты, а в Дерпте — даже «профессорский институт», который готовил учителей для высшей школы.

Начиная с 1817 года, заметен откат этой системы в сторону консервативных позиций. Само министерство стало называться Министерством духовных дел и народного образования. Либеральные университеты потерпели поражение и были лишены многих академических свобод. В гимназиях вводилось изучение божественного права и русского языка, а также древних языков (греческого и латинского); было расширено преподавание географии и истории, но исключены философские и общественные науки, всеобщая грамматика и экономика. В это же время были открыты привилегированные учебные заведения (лицеи) — Ришельевский (в Одессе), Кременецкий, Нежинский.

Российское образование при Николае I

После смерти Александра I и восстания декабристов отступление российской системы образования в сторону реакции продолжилось и усилилось. Уже в мае 1826 года императорским рескриптом был создан специальный комитет по организации учебных заведений, которому было поручено немедленно привести образование к единообразию, «дабы всякое произвольное преподавание по произвольным книгам и тетрадям было запрещено».

Николай I осознавал, что борьба с революционными и либеральными идеями должна начаться в школах и университетах. Образование было возвращено в сословия.

Общая структура системы образования осталась прежней, но все школы были выведены из состава университетов и переданы в прямое подчинение районной администрации (т.е. Министерству народного образования).

Аристократические школы-интернаты и частные школы, которые не подходили для полного государственного контроля, были преобразованы или закрыты, а их учебные программы должны были быть приведены в соответствие с программами государственных школ.

Из уст министра народного просвещения С.С. Уварова (в его обращении к попечителям учебных округов 21 марта 1833 года) прозвучала печально известная формула: «Православие, самодержавие и народность».

В университетах и других высших учебных заведениях были отменены выборы ректоров, проректоров и профессоров — теперь они назначались непосредственно Министерством народного образования. Были резко ограничены поездки профессоров за границу, ограничен прием студентов, введена плата за обучение. Теология, церковная история и каноническое право стали обязательными для всех факультетов.

Философия, признанная ненужной, была исключена из учебных планов.

В то же время основы национального образования в России были заложены в николаевскую эпоху. В 1829 году был принят Указ о школах Закавказья, в соответствии с которым создавались специальные гимназии и уездные училища, где вместо древних языков преподавали грузинский, армянский или татарский (азербайджанский). Еврейские (1835) и мусульманские (1850) школы были включены в государственную систему образования.

Реформа образования Александра II.

Среди реформ, проведенных в либеральную Александровскую эпоху, значительное место занимает перестройка российского образования. В 1864 году был принят «Декрет о начальных школах», который подтвердил доступность и бесклассовый характер начального образования. Помимо государственных школ, поощрялось открытие земских и частных школ, деятельность которых координировали школьные советы. Основными предметами в начальных школах были Закон Божий, чтение (также на церковнославянском языке), письмо, основы арифметики, церковное пение.

Гимназии и прогимназии были введены в качестве начальных школ. Гимназии делились на классические и реальные (преобразованы в реальные училища в 1872 году). Формально гимназии были открыты для всех, кто прошел вступительные испытания. Прием в университеты был открыт только для выпускников классических гимназий или для тех, кто сдал экзамены за курс такой гимназии. Выпускники средних школ могут учиться в неуниверситетских колледжах.

Значительно возросла роль общественности в системе образования (попечительские и педагогические советы). Однако и в те годы все учебники утверждались централизованно — в ученом совете Министерства народного образования. С начала 1970-х годов централизация усилилась еще больше: это касалось учебных планов и программ (они были унифицированы), а также выбора учебников. Начальные школы были разделены на двухклассные (сельские) начальные школы и городские школы. Православным приходам было разрешено открывать церковно-приходские школы. В конце XIX века появился еще один тип школ: так называемые коммерческие школы, которые оплачивались бизнесменами. Уже в 60-х годах появились женские колледжи (до этого девушки учились только в частных школах-интернатах).

Российское образование в конце 19-го и начале 20-го веков.

С начала 1970-х годов, особенно при Александре III, реакция вновь заявила о себе. Школа снова стала ориентированной на класс. Новый министр И. Д. Делянов в 1887 году издал знаменитый циркуляр, в котором говорилось, что гимназии и прогимназии должны быть освобождены от приема «детей кучеров, лакеев, поваров, прачек, мелких торговцев и т. п., дети которых, за исключением исключительно одаренных, не должны быть исключаемы из среды, к которой они принадлежат».

К концу века ситуация кардинально изменилась в лучшую сторону. Учебные программы гимназий и средних школ были сближены, преподавание латинского и греческого языков в младших классах гимназий было отменено и заменено преподаванием русского языка, географии, русской истории. Количество учеников в гимназиях увеличилось. Доля детей аристократов и государственных служащих снизилась до 35%, а доля детей буржуа, рабочих и крестьян выросла до 45%. Число неграмотных в России уменьшилось, интерес всех сословий к образованию возрос. Университеты вновь обрели автономию (официально это произошло в 1905 году), на некоторые факультеты были приняты женщины, были открыты новые университеты и другие высшие учебные заведения. Частные высшие учебные заведения стали играть значительную роль в российской системе образования; среди них — Женские высшие курсы в Санкт-Петербурге и Москве и Народный университет имени А.Л. Шанявского в Москве.

Во многих регионах Российской империи в эти десятилетия были открыты школы с обучением на языках местных национальностей. В школах были созданы и использовались русскоязычные прописи, а из числа представителей каждой национальности были подготовлены учителя-алфавитчики.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Проблемы общения в психологии
  2. Развитие сознания в онтогенезе
  3. Симптомы психического расстройства у мужчин
  4. Эмоциональный интеллект
  5. Мышление и воображение
  6. Защитная организация личности в норме и патологии
  7. Иллюзии восприятия
  8. Психологическая характеристика личности
  9. Социально-психологические особенности профессионального выбора учащихся средней и старшей школы
  10. Ведущая деятельность в период раннего детства