Для связи в whatsapp +905441085890

Психодрама и социодрама — Методы и средства психотерапии в педагогическом взаимодействии

Социодрама — это форма психодраматического воздействия с целью прояснения групповых норм.

Социодрама — это глубоко активный метод работы с групповыми отношениями и коллективными идеологиями.

Группа фокусируется не на индивидуальных проблемах своих членов, а на вариациях выполнения их социальных ролей. Согласно теории ролей, самость человека возникает из ролей, которые он играет. Морено обнаружил следующую закономерность: когда человек начинает меньше ценить свою социальную роль, он также начинает меньше ценить себя. Если у человека нет другой роли, которая могла бы заменить первую роль, это может привести к эмоциональным проблемам и даже психосоматическим заболеваниям.

В социодраматической ролевой игре участники берут на себя роли абстрактных персонажей. По сравнению с психодрамой, социодрама является менее глубоким и мощным методом.

Ведущий психодрамы и социодрамы должен обладать рядом душевных качеств и технических навыков: способностью к сопереживанию, терпением, тактом, интересом к людям, доброжелательностью. Но есть и особые требования к работе режиссера психодрамы:

Не надо бояться быть волшебником, создавать ситуации, в которых возможно все.

Создать атмосферу, в которой неизвестное, невысказанное, нерожденное, то, что еще не произошло, так же важно, как и то, что происходит на самом деле. Отличительной особенностью психодрамы и социодрамы является то, что они дают людям возможность пережить то, что они не получили от жизни в реальности.

Иметь настоящее чувство игры, веселья, новизны, сочетать юмор и пафос.

Оставив предвзятые представления и ожидания того, что произойдет в следующий момент.

Проявляют открытость к нуждам других, подавляют свою потребность что-то доказывать другим.

Создайте ощущение театральности, поддерживая атмосферу творчества, чувство действия, предвкушение неожиданного и непредсказуемого.

Стать действующим лицом другого режиссера, вновь и вновь испытать на себе силу психодраматического метода.

Морено надеялся, что вся макроструктура общества может быть эволюционно изменена в соответствии с микроструктурой групп. Все, что необходимо, — это демократическая социометрическая процедура в каждой группе.

Психологи, основавшие когнитивное направление в социальной психологии в конце 1950-х годов, поставили перед собой задачу объяснить социальное поведение человека с помощью описания преимущественно когнитивных процессов. Они сосредоточили свое внимание на структурных компонентах психики, главным образом на процессе познания. Когнитивные процессы регулируют социальное поведение посредством различных идей, убеждений, ожиданий и установок, которые возникают на основе впечатлений от окружающего мира и организуются психикой во взаимосвязанные структурированные системы. Прежде чем принять решение о надлежащем поведении, человек должен отнести воспринимаемый объект к какому-либо классу явлений, то есть отнести его к определенной категории. Процесс категоризации подразумевает избирательное отношение к объекту, что требует определения значения этого объекта для индивида. Соответственно, при изучении когнитивных процессов психики на первый план выходят проблемы социальной перцепции, атрибуции и установок.

Источниками когнитивного направления в социальной психологии стали гештальтпсихология и теория поля К. Левина. Когнитивное направление объединяет множество концепций, основанных на общих теоретических источниках и имеющих общий понятийный аппарат. Когнитивное направление состоит в основном из двух теорий: теории когнитивного диссонанса и теории атрибуции.

Методы и средства психотерапии в педагогическом взаимодействии

В настоящее время методы и средства психотерапии начинают включаться в арсенал воспитательных методов воздействия и общения. Психотерапия — это психологическое воздействие (словом, делом, окружением) на человека с целью его лечения, изменения его отношений с социальной средой и собственной личностью, коррекции и воспитания,

Арт-терапия. Арт-терапия как метод основана на том, что внутренние переживания, трудности, конфликты человека представлены на образном, символическом уровне и могут быть выражены в изобразительном искусстве: Рисунки, лепка, коллаж на свободную тему; задания на любую тему с самостоятельным выбором материала; анализ и интерпретация произведений искусства; репродукции произведений искусства; совместное творчество учителя и ребенка. Служит для избавления от конфликтов и сильных чувств, развития внимания к чувствам, укрепления чувства собственной значимости и повышения художественной компетентности.

Библиотерапия — это метод воздействия на чувства ребенка через чтение книг. Вместе с героями литературных произведений дети переживают определенные эмоциональные состояния, видят выходы из сложных ситуаций, что повышает их социальную компетентность и позволяет лучше усвоить нормы и правила жизни в обществе.

Групповая психотерапия — использование моделей межличностного взаимодействия в группе для лечения и достижения физического и психического благополучия человека. По характеру объекта психотерапевтического воздействия различают семейную психотерапию, включающую одновременную работу с родителями, детьми и родственниками в условиях совместной деятельности и в различных типах психогигиенических клубов, и игровую психотерапию.

Имаготеропия — использование различных видов игр для коррекции личности ребенка и в реабилитационной работе с ним. Игры могут быть свободными и директивными (контролируемыми). Свободные игры делятся на регрессивные (ребенок возвращается к менее зрелым формам поведения, превращается в маленького ребенка, просится на руки, ползает и т.д.), реалистические (ребенок играет в то, что определяется объективной ситуацией, а не его потребностями и желаниями), агрессивные (война, наводнение, убийство, насилие). Неструктурированный материал (вода, песок, глина, пластилин), используемый в директивных играх, позволяет ребенку косвенно выражать свои желания, способствует развитию сублимации.

Катарсис — метод, основанный на феномене освобождения личности от травмирующих эмоций посредством повествования, воспоминаний, сильной эмоциональной разрядки и освобождения.

Логотерапия (лечение смыслом) — направление в психологии и медицине, разработанное австрийским ученым В. Франклом. Логотерапия основана на том, что главной движущей силой в поведении и развитии человека является его стремление найти и реализовать смысл своей жизни. Его цель — расширить способность человека видеть спектр жизненных смыслов, которые может содержать любая ситуация. Возникновение проблем, вызванных неспособностью человека понять и определить смысл своей жизни, необходимо предотвращать в детстве через формирование системы жизненных ценностей, потребности в самореализации, социальной и профессиональной ориентации ребенка.

Моритотерапия — это метод, при котором детей ставят в ситуацию, заставляющую их производить хорошее впечатление на окружающих, что способствует воспитанию правил хорошего поведения. Психодрама (социодрама) — форма групповой психотерапии. Попеременно действуя и наблюдая, участники моделируют жизненные ситуации, которые помогают им устранить неадекватные эмоциональные реакции, лучше понять себя и наладить отношения со сверстниками.

Танцевальная психотерапия — использование танца и танцевальных движений для снятия напряжения, эмоциональной разрядки, выражения своего душевного состояния, восприятия мира и внутренних проблем, которые больше не тяготят личность, посредством телесной скульптуры.

Понятие об учебных деловых играх

Педагогическая симуляция — это форма воспроизведения профессионального и социального содержания будущей профессиональной деятельности специалиста через моделирование тех систем отношений, которые характерны для этой деятельности в целом. В нем в наглядной форме представлены наиболее типичные профессиональные ситуации. В условиях СНО студент приобретает не только профессиональную, но и социальную компетентность. В некотором смысле, это образец производственной или социальной деятельности.

Изменения в ODI.

  1. имитационные игры — имитируется деятельность организации или отдела в классе (деятельность педагогического коллектива школы, работа отдела и т.д.), события (деловая встреча, обсуждение плана, родительское собрание, педагогический совет), среда, условия (кабинет руководителя, зал заседаний, защита диплома, экзамен).
  2. операционные игры предполагают отработку определенных конкретных действий (например, техника разговора учителя с родителем, методика преподавания, технологический процесс производства продукта и т.д.), т.е. здесь моделируется соответствующий производственный (или социальный) процесс.
    Ролевые игры: Отработка тактик поведения и действий, выполнение функций и т.д. Модель представляет собой разыгрывание ситуации; роли распределяются между участниками с «обязательным содержанием».
  3. постановка «бизнес-театра»: разыгрывается ситуация, поведение человека в этой ситуации. Задачи участников: мобилизовать свой опыт, знания, навыки, поставить себя на место конкретного человека, понять его работу, оценить ситуацию, найти правильную линию поведения.
  4. психодрама и социодрама являются разновидностью шагов 3 и 4. это тоже «театр», но социальный и психологический, в котором развивается умение чувствовать ситуацию в группе, оценивать и изменять состояние другого человека, умение входить с ним в психологический контакт.
    Основная цель ODI — научить участников справляться с различными ситуациями, учитывать способности и чувствительность других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы и т.д.

Здесь необходимо подготовить сценарий, описывающий роли и обязанности действующих лиц и их задачи.

Методология UDI.

  • Этап подготовки аудитории, участников и экспертов. Определяется метод работы, формулируется основная цель урока, обосновывается проблема. Раздаются (или готовятся) пакеты с материалами.
  • Этап изучения ситуации, инструкций, установок и других материалов. Собирается дополнительная информация, проводятся консультации. Разрешены предварительные контакты между участниками игры.
  • Фаза удержания — ход игры. С самого начала игры никому не разрешается вмешиваться или изменять ход игры. Только ведущий (не обязательно преподаватель курса) может корректировать действия участников, если они отклоняются от основной цели игры.
  • Фаза анализа, обсуждения и оценки игры. Выступают эксперты, происходит обмен мнениями. Участники защищают свои решения и выводы.

Организационные принципы UDI:

  1. принцип имитационного моделирования конкретных условий и динамики производства, а также игрового моделирования содержания профессиональной деятельности специалиста.
  2. принцип проблемного содержания игры и процесса ее использования.
  3. принцип совместной деятельности участников на уровне взаимодействия всех друг с другом.
  4. принцип диалогического общения и взаимодействия партнеров в игре. «Подвергать сомнению» состояние участников игры.
  5. принцип бипланарности игровой деятельности. Серьезная деятельность реализуется в «несерьезной» форме игры, которая позволяет участникам интеллектуально и эмоционально расслабиться, снять «тормоза», проявить инициативу и творчество.

Событийный подход к организации взаимодействия субъектов воспитательного пространства

Л.И. Маленкова отмечает, что существенной особенностью образования как культурного процесса является формирование отношения к событиям окружающего мира. На этом основано развитие индивидуальности школьников. В образовательном процессе приобщения к культурным ценностям формируется его отношение к самому себе. Любая форма образовательной деятельности имеет одну цель — развитие отношения к чему-либо. Это отношение выражается в предметном результате для ребенка и в педагогическом результате для учителя. А.С. Макаренко подчеркивал, что педагогические методы организации и воздействия становятся своеобразным «инструментом прикосновения к личности», с помощью которого активизируются механизмы самореализации личности.

Современная культурология рассматривает вовлеченность человека в жизнедеятельность как двусторонний процесс: повседневный и событийный. В современном словаре культурологии повседневная жизнь характеризуется активной профессиональной и трудовой деятельностью, отношением человека к жизни, к другим людям, к обществу, к культурным стандартам, стремлением индивида к взаимодействию на различных уровнях бытия.

В ряде исследований разработчики событийного подхода к образованию противопоставляют его стереотипу событийного образования (Д. В. Григорьев, Л. И. Новикова). Событийный подход представлен как способ рассмотрения и работы с проблемами образования, основанный на гуманистической позиции педагога в формировании педагогического события, готовности к эмпатическому пониманию личности ребенка, конгруэнтном самовыражении самого педагога, уважении к самоопределению ребенка.

Н. Н.Б. Крылова определяет событийность как проживание жизни и при этом новое понимание со-присутствия, обретение нового видения знакомых явлений, осмысление событий вместе с другими людьми. Но и обыденное можно воспринимать как подготовку к событийному, и тогда каждая обычная ситуация, обычный разговор или даже традиционный подарок приносят немного радости, потому что это доказательство того, что вы придаете новый смысл ситуации, созданной вашими действиями.

Методологической основой событийно-ориентированного подхода к образованию являются размышления М.М. Бахтина о центральном механизме формирования социальной и личностной зрелости — культурном самоопределении как форме самоопределения в мире. Согласно М.М. Бахтину, в процессе восприятия мира индивид отвечает за формирование собственного концептуального единства и его реализацию. В конечном итоге становления человек обретает самоопределение. Человек становится самим собой, раскрывая себя только в общении с другим, для другого, с помощью другого. Общение как социальное событие через отношение и реляционную структуру формирует ответственность и мораль. Все, что приобрело значение для человека, становится событием.

По мнению Л.И. Новиковой, событийность — это способ осмысления и завершения бытия, подтверждения и выявления его ценности, значимости для личности. По мнению исследователей В.Л. Хайкина и Д.В. Григорьева, нынешнее состояние учителей («ответственность без свободы») и недостаточно ответственное состояние учащихся («свобода без ответственности») может быть преодолено только совместными, противодействующими усилиями взрослых и детей. Создание в школе сообщества детей и взрослых, в котором учителя взращивают ростки ответственности учеников, а ученики вдохновляют учителей на ответственное поведение и действия — это вклад образования в развитие ответственности в нашем обществе.

Сообщество ответственных людей формируется благодаря доверительной передаче ответственности. Таких переходов ответственности может быть много. Ответственность умножается на со-ответственность. То же самое верно и в педагогике. До тех пор, пока учитель просто передает ученику какую-то информацию, нет ни дара, ни передачи доверия. Только что-то очень личное может быть доверено и отдано.

Особенности организации учебных занятий с использованием различных форм и методов игрового обучения

Рассмотрим некоторые наиболее распространенные формы и методы игровых занятий, используемые в университетской педагогической практике. Среди них ведущее место занимают деловые игры.

Деловая игра — одна из наиболее сложных форм игровых занятий, в ходе которых моделируется коллективная профессиональная деятельность.

Для того чтобы представить широту и разнообразие методических возможностей использования деловых игр в учебном процессе, проведем их классификацию по двум наиболее характерным признакам.

По характеру моделируемых ситуаций.

  1. игра с соперником (борьба сторон). Моделирование регуляторных процессов в условиях взаимного влияния различных систем друг на друга.
    Игра с природой. Она моделирует процессы управления в условиях вероятностного поведения среды или управляемого объекта.
  2. обучающая игра. Моделирование процесса управления системой в динамике спонтанного развития ситуации. Отрабатываются навыки принятия решений, а также механизмы взаимодействия отдельных звеньев системы.

В соответствии с характером игрового процесса.

Отношения между играющими группами студентов носят характер противостояния. Действия одной группы прямо или косвенно влияют на действия другой группы. Таким образом, контакт между группами не является обязательным.

  1. осуществляется взаимодействие между группами. Контакт через различные виды (средства) коммуникации является обязательным элементом игры.
  2. конкуренция. Группы студентов не связаны друг с другом, играют независимо и, начиная с одной и той же исходной ситуации, достигают разных результатов.
  3. игры с использованием автоматизированных обучающих устройств и систем (заранее запрограммированные игры).

Персонажи классификации не ограничиваются перечисленными. Таким образом, важным атрибутом является степень формализации игр, а точнее, взаимосвязь между степенью формализации объекта управления и свободой выбора управляющих действий, что особенно важно для начинающих специалистов. Между тем, излишняя формализация делает игру жесткой, а управление — аморфным. Эта игра больше подходит для освоения инструкций и других норм профессиональной деятельности, но мало способствует развитию творческих навыков. Свобода действий участников делает игру играбельной, поощряет активное выражение собственной позиции.

Симуляционные игры имеют ряд особенностей, характерных для игр в целом: Они характеризуются динамичной средой, повторением шагов, сложной комбинацией возможных альтернативных действий, сжатием временной шкалы при принятии решений.

Имитационные игры отличаются от других форм игровых занятий следующими основными признаками, характеризующими их дидактические свойства.

  1. наличие важной социально-экономической или социально-психологической проблемы, для решения которой требуется моделирование профессиональной деятельности большой команды специалистов.
  2. наличие общей цели для всей игровой группы и, в то же время, возможность для каждого участника игры влиять своими действиями на достижение конечного результата, работая в определенный момент.
  3. наличие информационной неопределенности, различных видов сбоев, отклонений, осложнений, неисправностей в среде, как в реальной жизни. Решения обычно принимаются в условиях неполной информации и с некоторым риском. Поэтому неполнота информации должна иметь место и в решениях в игре.
  4. принятие и реализация в ходе игры определенной последовательности решений, каждое из которых зависит от решения, принятого данным участником на предыдущем этапе (шаге), и от действий других участников.
  5. наличие и необходимость развитой системы стимулирования, реализующей следующие основные функции:
    а) заставить каждого из участников игры действовать, как в жизни, на пределе своих интеллектуальных возможностей;
    б) при необходимости подчинить интересы того или иного участника игры общей цели коллектива;
    в) дать объективную оценку личного вклада каждого участника игры в достижение общей цели, общего результата деятельности игровой группы.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Самооценка личности в структуре самосознания
  2. Виды стресса в психологии
  3. Понятие, этиология и клинические проявления невротической депрессии
  4. Развитие личности в интеллектуальном и эмоциональном плане
  5. Логос – законы природы
  6. Афферентные и эфферентные нервные проводники и их роль в психологии — Структура нейрона
  7. Мозг и психика человека
  8. Зависть как фактор деструкции межличностных отношений в организации
  9. Феномен прокрастинации
  10. Психология лжи: мимические признаки обмана у взрослых и детей