Для связи в whatsapp +905441085890

Психология масс — Толпа и ее характеристики

Уже в древние времена философы пытались объяснить особенность поведения людей, которые собираются вместе или хотя бы чувствуют свою общность. Интерес к этой теме был связан, во-первых, с тем, что развитие человеческой истории так или иначе происходило при непосредственном и главном участии человеческих масс. Во-вторых, всех, кто не был в массе, кто стоял, так сказать, в стороне и наблюдал, всегда поражали разительные перемены, происходившие в людях, которые позволяли себе делать то, на что они не осмелились бы в своей обычной жизни как граждане-индивидуумы. Самым поразительным фактом в одухотворенной толпе является следующее: Какими бы ни были люди, составляющие ее, каким бы ни был их образ жизни, род занятий, характер или ум, их превращения в толпу достаточно для формирования своего рода коллективной души, которая заставляет их чувствовать, думать и действовать совершенно иначе, чем каждый из них думал, действовал и чувствовал бы по отдельности. Существуют такие идеи и чувства, которые возникают только у отдельных людей и превращаются в действия, составляющие толпу.

Психология масс - Толпа и ее характеристики

Толпа и ее характеристики

«Призрачная толпа — это преходящий организм, образованный из разнородных элементов, соединившихся на мгновение, подобно тому, как клетки, составляющие живое тело, соединяются вместе и этим соединением образуют новое существо со свойствами, отличными от тех, которыми обладает каждая клетка в отдельности». — пишет Гюстав Лебон в своей книге «Психология народов и масс».

Вот пример из книги М. Первушина «Размышления о фашизме»:

«В горном городке Сарзано лидеры социалистических организаций устроили разгром домов и избиение местных националистов. Грузовики с моряками, отправленными для восстановления порядка, застряли на узкой улице, перекрытой баррикадами. Сидевшие в засаде «дружинники» открыли огонь по морякам из укрытия и забросали их камнями. Моряки были вынуждены сдаться. Разъяренная толпа набросилась на сдавшихся и обезоруженных людей, убив почти всех. Резня была неописуемой жестокости. Социалистические женщины, в частности, пришли в ярость. Они не только убивали моряков, но и самым циничным образом издевались над умирающими. Детали таковы, что их невозможно выразить в печати». Женщины считаются существами нежными и мягкими, с врожденным материнским инстинктом, не способными на агрессивные действия насильственного характера, особенно на описанные выше зверства в отношении пленных и безоружных соотечественников.

Из этого мы делаем вывод, что «толпа всегда интеллектуально уступает изолированному индивидууму, но в отношении чувств и действий, порождаемых этими чувствами, он может быть лучше или хуже толпы, в зависимости от обстоятельств». Все зависит от того, какой индоктринации подчиняется толпа. Именно этот факт был полностью упущен из виду всеми писателями, которые изучали толпу только с точки зрения ее преступности. Толпа часто бывает преступной, это правда, но она также часто бывает героической. Толпа пойдет на смерть ради торжества какой-то веры или идеи; толпу можно воодушевить и заставить идти без хлеба и оружия ради славы и почестей». Поэтому толпа способна не только на звериную жестокость, но и на отчаянные акты благородства и великодушия, охотно и беспрекословно жертвуя жизнью своих членов, о чем неоднократно свидетельствует история. Сразу вспоминается фанатичный героизм жителей первых русских городов во время татаро-монгольского нашествия, когда мирные жители предпочли неминуемую смерть для себя и всех своих близких плену и господству «басурман». Я помню искренний патриотизм крепостных крестьян во время похода Наполеона на Россию, когда они сожгли все свое имущество и бежали в леса, оставив французам лишь горы пепла и версты выжженной земли, хотя порядок, в который привел их Наполеон, был несравненно лучше для крестьян, чем существовавшее рабство у помещиков.

Образование масс

Нетрудно заметить, насколько сильно изолированный индивид отличается от индивида в толпе, но гораздо сложнее определить причины этого отличия. Чтобы хоть немного прояснить эти причины, мы должны вспомнить одно из положений современной психологии, а именно, что явления бессознательного играют важную роль не только в органической жизни, но и в деятельности разума. «Сознательная жизнь разума — это лишь очень малая часть по сравнению с его бессознательной жизнью. Самый тонкий аналитик, самый проницательный наблюдатель способен различить лишь очень небольшое количество бессознательных побуждений, которым он подчиняется. Наши сознательные действия возникают из субстрата бессознательного, который возникает, прежде всего, под влиянием наследственности. В этом субстрате лежат бесчисленные наследственные остатки, составляющие саму душу расы. Помимо открыто признаваемых нами причин, определяющих наши поступки, существуют тайные причины, которые мы не признаем, но за этими тайными причинами стоят еще более тайные, потому что они неизвестны нам самим. Большинство наших повседневных действий обусловлены скрытыми побуждениями, которые ускользают от нашего внимания.

Самые непохожие люди могут обладать одними и теми же страстями, инстинктами и чувствами; и во всех вопросах чувств, религии, политики, морали, привязанностей, антипатий и т.д. самые выдающиеся люди очень редко поднимаются выше уровня самых обычных людей. Между великим математиком и его сапожником может быть довольно большая пропасть в плане интеллектуальной жизни, но в плане характера между ними часто нет или почти нет разницы.

Эти общие черты характера, контролируемые бессознательным и присутствующие почти в равной степени у большинства нормальных представителей расы, собираются вместе в толпе. В коллективной душе интеллектуальные способности индивидов исчезают, а вместе с ними и их индивидуальность; разнородное теряется в однородном, а бессознательные качества берут верх».

Именно это сочетание посредственных качеств в толпе объясняет нам, почему толпа никогда не может совершать действия, требующие возвышенного разума. Решения, затрагивающие общие интересы, принимаемые собранием даже известных людей разных специальностей, тем не менее, мало чем отличаются от решений, принимаемых собранием дураков, потому что в обоих случаях не сочетаются никакие выдающиеся качества, а только посредственные, присущие каждому. Только глупости, а не уму, позволено накапливаться в толпе.

Если бы индивиды в наборе объединяли только посредственные качества, которые каждый из них имеет сам по себе, мы бы имели среднее значение, но не формировали бы новых качеств. Как возникают эти новые свойства? Именно этот вопрос мы сейчас и рассмотрим.

«Появление этих новых особых характеристик, которые свойственны толпе и в то же время не встречаются у входящих в нее одиночек, вызвано различными причинами. Первый заключается в том, что в толпе человек обретает сознание неодолимой силы только благодаря численности, и это сознание позволяет ему поддаваться таким инстинктам, которым он никогда не поддается в одиночестве. В толпе он менее склонен сдерживать эти инстинкты, потому что толпа анонимна и не несет никакой ответственности. Чувство ответственности, которое всегда сдерживает одиночек, полностью исчезает в толпе.

Вторая причина — контагиозность или заразительность; она также способствует формированию определенных характеристик в толпе и определяет их направление. Заражение — это такое явление, на которое можно легко указать, но не объяснить; оно должно быть включено в число гипнотических явлений, к которым мы сейчас обратимся. В толпе каждое чувство, каждое действие заразительно, причем настолько, что человек очень легко жертвует своими личными интересами ради интересов коллектива. Такое поведение, однако, противоречит человеческой природе, и поэтому человек способен на него только тогда, когда он является частью толпы.

Механизмы формирования массы

Психоанализ Фрейда доказал, что в человеческой психике существует несколько инстанций, на которые люди ссылаются при определении своего поведения. Эти инстанции, в терминологии Фрейда: эго, самость и сверхсамость (идеальное Я). При рождении человек обладает только одним экземпляром — это он сам. Она управляет всеми инстинктивными формами поведения человека, начиная от пищевого инстинкта и заканчивая инстинктом сексуального интереса. Проще говоря, она закладывает в нас необузданные и эгоистичные желания, которые мы должны подавлять воспитанием. Воспитание, в свою очередь, формирует в нашей психике вторую инстанцию — самость, которая определяет установки в поведении человека, соответствующие требованиям существующей общественной морали и культурных норм. «Наша психика с детства подвергается влиянию общества, главная цель которого — сделать человека членом общества, отвечающим его требованиям, а не диким животным, способным нанести обществу непоправимый вред. Таким образом, человеческая психика вынуждена меняться под влиянием воспитания, так что животные инстинкты контролируются приобретенной психической надстройкой, что происходит через трансформацию и сублимацию. Ярким примером этого является сублимация сексуального влечения к родителю у младенца, который чувствует определенную сексуальную склонность к родителю противоположного пола и воспринимает родителя того же пола как конкурента. Но невозможность приблизиться к одному из родителей и устранить другого (конкурента) заставляет детскую психологию подавлять первичные сексуальные влечения из сферы семейных отношений и заменять их нежными чувствами. Хотя большая предрасположенность мальчика к матери, а девочки к отцу остается, она сублимируется в той степени, в какой это позволяет общественная мораль».

Следующей и последней инстанцией в человеческой психике является Сверх-Я. Его также называют идеальным «я», потому что это инстанция, которая идеализирует качества выбранного объекта. Фрейд нашел для него другое общее название — совесть. Если самость определяет поведение человека в обычных ситуациях и, как правило, напрямую связана с принципами, заложенными воспитанием, то сверхсамость требует от человеческой психики выбора идеала, то есть того объекта или его характеристик (что в целом равнозначно), которому следует подражать, следовательно, стремиться к нему и, более того, уважать. Мы уже выяснили, что ребенок естественным образом тянется к родителю противоположного пола, в то время как родитель одного пола стоит на его пути. С сублимацией сексуальной энергии все понятно, но как насчет изменения отношения ребенка к родителю того же пола? Здесь психика ребенка выбирает личность отца, если он мальчик, или личность матери, если он девочка, потому что психологически и даже инстинктивно ребенок начинает понимать, что для него гораздо безопаснее соответствовать существующему порядку вещей, чем не соответствовать вообще. Другими словами, происходит сублимация (трансформация) первоначальной агрессии, имеющей сексуальный подтекст, в идеализацию личности одного из родителей. «Поэтому также естественно, что мальчик во многих местах копирует линию поведения своего отца, а девочка — линию поведения своей матери. Отец в жизни мальчика и мать в жизни девочки становятся первыми объектами, проецируемыми на идеальное «я», и моделями для подражания и обожания.

Процесс идеализации родителей ребенка похож на процесс идолизации некоторых предметов или явлений: человек идеализирует (боготворит) и сублимирует то, чего он никогда не сможет достичь, боится, хочет обладать. И Бог, похоже, обладает соответствующими качествами. Таким образом, психика человека адаптируется к изменяющимся условиям существования, которые обычно формируются общественной моралью. Например, почти во всех без исключения религиях ведущее место отводится определению о загробном мире — жизни после смерти, что объясняется тем, что с появлением социальных институтов (барьеров, препятствий и направлений всех животных в человеке) естественный страх смерти сменяется идеализацией той неведомой и пугающей силы, которую никто из живущих не может познать.»

Лидер и масса

Основная суть существования лидера для возникновения единой массы заключается в том, что все члены массы имеют единое идеальное Я, на которое проецируется образ лидера-личности или лидера-идеи, который в итоге должен трансформироваться в образ отдельной личности. «Естественно, что люди, имеющие общие психологические особенности, имеют все основания считать друг друга похожими. Именно поклонение общему лидеру или идее превращает группу индивидуумов в реальную массу с присущими ей аффектами и возможностями. Это сублимация первоначальных сексуальных и агрессивных чувств к объекту (лидеру или идее) в чувства уважения, признательности и даже любви, поскольку, как мы выяснили ранее, человеческая психика компенсирует чувства потери и угнетения. Сублимированную любовь иначе можно назвать платонической, поскольку у человека, отказывающегося от инстинктивного удовлетворения своих потребностей, остается только психологическое обожание выбранного объекта — объект проецируется в идеальное Я». Фрейд приводит пример того, как поклонницы какого-нибудь тенора неизменно платонически влюблены в своего кумира, хотя и признают невозможность реализации своих сексуальных желаний. Вы когда-нибудь наблюдали истерику фанатов при виде своего кумира — замена индивидуальной саморегулирующейся психологии массовой психологией очевидна. В этом случае чувства сублимированной любви объединяют членов массы и приводят к позитивной идентификации индивидов. В этом процессе члены массы ожидают ответной любящей реакции от своего лидера. Солдаты Наполеона ласково называли своего императора «наш маленький капрал», хотя в частном порядке он часто говорил о них как о «пушечном мясе». Говоря еще несколько слов о Наполеоне, безусловно, стоит отметить, что французский император часто говорил, что полководец должен разумно рисковать своей жизнью на поле боя: Действия командира, безусловно, должны служить примером для его подчиненных, но они не должны привести к его гибели, потому что тогда солдаты сразу же потеряют сплоченность и битва будет проиграна. Наполеон знал, что говорил, и был, безусловно, прав. Ведь именно вокруг своего лидера, из почтения к нему, страха перед ним и платонической любви к нему, люди массово формируют чувства, связи и обязательства друг перед другом. Поэтому те религиозные доктрины, которые фокусируются на образе Бога как объекте поклонения, обладают особой жизненной силой. Неважно, что это за образ — животное, животное-человек, человек-человек, человек-Бог — главное, чтобы было кому поклоняться и кого обожать, то есть проецировать свой образ на идеальное Я. Но те, кто считает этого Бога не более чем выдумкой и нелепой фантазией, в лучшем случае обречены на одиночество и покинутость теми, кто верит в этого Бога, поскольку последние чувствуют себя в большей безопасности среди себе подобных. «Но вне этих уз, даже во время царствования Христа, находятся те люди, которые не любят Христа и которых Он не любит; поэтому религия, хотя она и может называться религией любви, должна быть жестокой и немилосердной к тем, кто к ней не принадлежит.»

«Несомненно, когда люди не чувствуют себя в безопасности, они склонны смотреть на действия других, чтобы решить, как им самим следует себя вести. Более того, фактор сходства чрезвычайно важен. Принцип социального доказательства работает наиболее мощно, когда мы наблюдаем за действиями людей, похожих на нас. Именно поведение людей, имеющих с нами много общего, дает нам лучшее понимание того, какое поведение подходит нам. Поэтому мы с большей вероятностью последуем примеру человека, похожего на нас, чем непохожего».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Влияние большинства в группе проблемы конформизма и независимости
  2. Симптомы и последствия послеродовой депрессии
  3. Экспериментально-психологическое исследование наркологических больных
  4. Виды памяти. Виды нарушений памяти — Общее представление о памяти
  5. Уровни психологических проблем
  6. История развития психологического знания и основные направления в психологии
  7. Виды нейропсихологии
  8. Саморегуляция эмоциональных состояний
  9. Взаимосвязь креативности и стрессоустойчивости личности в профессиональной деятельности
  10. Взаимосвязь психологии и биологии