Для связи в whatsapp +905441085890

Психология творчества — Воображение Творчество Мозговой штурм

Леонардо да Винчи, А. Суворов, А. Эйнштейн, Л. Толстой, Г. Гейне, С. Прокофьев, П. Ричард, Б. Гейтс, М. Тайсон, А. Свиридова, неизвестный пекарь из соседней булочной и многие другие известные и неизвестные имена, представители различных профессий могут продолжить этот список — список людей, проявивших творческий подход в любой деятельности и реализовавших свои способности в любой области.

Как правило, родственники и близкие люди склоняются над колыбелью малыша, чтобы наблюдать за его первыми движениями и реакциями на окружающий мир, предрекая новорожденному большое будущее. В этой области фантазия родителей не имеет границ. Здесь выдвигаются гипотезы о том, кто перед ними. Скорее всего, это будущий великий: ученый, полководец, композитор, артист, спортсмен, модель, предприниматель, религиозный деятель и т. д. Но эти предположения остаются лишь предположениями, не более того, ибо область реализации личности безгранична и содержит две крайности достигнутого человеком уровня самореализации — это гений и посредственность, посредственность и прямолинейная личность.

Вопрос о человеческом воображении, творчестве и потребности в самореализации был актуальным с древних времен до наших дней. Способность к творчеству — это факт или результат огромных усилий человека на пути развития и самосовершенствования? Однозначного ответа на этот вопрос не существует, и вряд ли кто-то когда-нибудь сможет ответить на него исчерпывающе.

Как объекты исследования, воображение и творчество представляют интерес для таких наук, как — философия, психология, социология и др.

В данной статье рассматриваются принципы воображения и интерпретации творчества — философские, психологические, социологические, культурные аспекты анализа рамок творчества.

Воображение и творчество являются производными от реализации уникальных способностей человека в той или иной области. Мы также обращаем внимание на такое явление, как самореализация личности. Здесь реализация способностей в самоактуализации человека рассматривается как потребность в самоактуализации, которую человек никогда не может полностью удовлетворить.

Большой интерес представляют также взгляды и индивидуальные точки зрения на творческий процесс известных личностей, отраженные в этой работе. Знакомство с ними полезно и обязательно, поскольку в соответствии с темой данной работы мы не можем игнорировать мнения великих мастеров искусства и деятелей культуры, представителей золотого творческого фонда нашего общества, по этому вопросу.

Естественное желание и потребность вносить свой вклад в жизнь общества, а также потребность в самореализации дают человеку возможность жить красивой и гармоничной жизнью, возможность, которая живет в веках в его творениях и в его наследии потомкам.

Психология творчества - Определение воображения

Воображение Творчество Мозговой штурм

Воображение — это форма психического отражения, которая заключается в создании образов на основе ранее сформированных представлений. Проводится различие между непроизвольным и добровольным, репродуктивным и творческим воображением.

Чтобы изучить познавательную роль воображения, необходимо выяснить его специфику. Сложность выявления специфики воображения обусловлена тем, что оно тесно переплетается со всеми видами познания. Этот факт является причиной тенденции отрицать существование воображения как особой формы отражения. Чтобы решить эту проблему, необходимо раскрыть истинную природу воображения.

Давайте обратимся к определениям, имеющимся в литературе. Л.С. Выгодский отмечает, что «воображение не повторяет в тех же сочетаниях и в тех же формах отдельные впечатления, накопленные ранее, а образует из ранее накопленных впечатлений какой-то новый ряд». Другими словами, вводить новые вещи в ход наших впечатлений и изменять эти впечатления таким образом, что в результате этой деятельности формируется новый, ранее не существовавший образ, как известно, лежащий в основе той деятельности, которую мы называем воображением.»

«Воображение, — пишет С. Л. Рубинштейн, — связано с нашей способностью и необходимостью создавать новое. «Воображение — это отход от прошлого опыта, его преобразование. Воображение — это преобразование данного, осуществляемое в образной форме».

«Главная особенность процесса воображения, — пишет Е.И. Игнатьев, «в той или иной конкретной практической деятельности заключается в преобразовании и обработке перцептивных данных и другого материала прошлого опыта, в результате чего получается новое представление».

Нечто подобное можно прочитать в Философской энциклопедии, где воображение определяется как психическая деятельность, состоящая в создании представлений и мысленных ситуаций, которые человек никогда непосредственно не воспринимает в реальности.

Как видим, существенным признаком воображения считается способность субъекта создавать новые образы. Но этого недостаточно, поскольку тогда невозможно провести различие между воображением и мышлением. Логическую деятельность, мышление человека — специфическую форму создания познавательных образов посредством логической дедукции, обобщения, абстрагирования, анализа, синтеза нельзя просто отождествлять с воображением. Создание новых знаний и концепций в области логического мышления может осуществляться без участия воображения.

Многие исследователи отмечают, что воображение — это процесс создания новых образов, который происходит на визуальном уровне. Эта тенденция классифицирует воображение как форму сенсорного отражения. Согласно другой тенденции, воображение создает не только новые сенсорные образы, но и новые мысли.

Представление о воображении как о процессе, противопоставленном мышлению, а о мышлении, протекающем по законам логики, как о нетворческом, неуместно. Одной из характерных особенностей воображения является то, что оно связано не только с мышлением, но и с чувственными данными. Без мышления нет воображения, но оно не сводимо к логике, потому что в нем (в воображении) всегда предполагается преобразование чувственного материала.

Примем во внимание тот факт, что воображение — это и создание новых образов, и преобразование прошлого опыта, и что это преобразование осуществляется при органическом единстве чувственного и рационального.

Природа и виды воображения

Воображение играет огромную роль в жизни человека. Благодаря воображению человек творит, разумно планирует свою деятельность и управляет ею. Почти вся материальная и духовная культура человечества является продуктом воображения и творчества людей. Воображение также играет решающую роль в развитии и совершенствовании человека как биологического вида. Она выводит человека за пределы его сиюминутного существования, напоминает ему о прошлом, открывает ему будущее.

Воображение — это способность представлять себе отсутствующий или несуществующий объект, удерживать его в своем сознании и мысленно манипулировать им. С богатым воображением человек может «жить» в разных временах, чего не может позволить себе ни одно живое существо в мире. Прошлое фиксируется в образах памяти, произвольно пробуждаемых усилием воли; будущее представлено в мечтах и фантазиях.

Воображение является основным компонентом наглядно-образного мышления, которое позволяет человеку ориентироваться в ситуации и решать проблемы без непосредственного вмешательства практических действий. Это в значительной степени помогает ему в тех случаях жизни, когда практические действия либо невозможны, либо затруднительны, либо просто непрактичны или нежелательны.

Воображение может функционировать на разных уровнях. Их различие определяется, прежде всего, активностью человека.

Непроизвольное воображение, также называемое пассивным или непроизвольным воображением, — это создание новых образов без внешних стимулов. Она заключается в создании и комбинировании представлений и их элементов в новые представления без специального намерения со стороны человека, с ослаблением сознательного контроля человека над ходом своих представлений. Это наиболее очевидно во сне или в полудреме, в дремотном состоянии, когда представления возникают спонтанно, изменяются, комбинируются и меняются по собственному желанию, иногда принимая самые фантастические формы.

Волевое воображение, или, как его еще называют, активное или сознательное воображение, — это создание новых образов с помощью волевого усилия. Она представляет собой сознательное конструирование образов в сочетании с сознательно поставленной задачей в определенной деятельности.

Сон или грезы — это построение образов, которые еще не реализованы, а иногда и не могут быть реализованы.

Образы, которые человек создает в своих снах, характеризуются следующими особенностями:

  • Яркий, живой, конкретный характер, с множеством деталей и подробностей;
  • Слабое выражение конкретных путей осуществления мечты, представление этих путей и средств в самых общих чертах в виде некоторой тенденции еще;
  • Эмоциональная насыщенность картины, ее привлекательность для сновидца;
  • Стремление соединить мечты с чувством уверенности в их осуществимости, со страстным желанием воплотить их в реальность.

Творческое воображение — это создание новых образов в процессе творческой деятельности человека (в искусстве, науке и т.д.). Писатели, художники, скульпторы, композиторы, желающие воспроизвести жизнь в образах, прибегают к творческому воображению. Они не просто фотографически копируют жизнь, а создают художественные образы, в которых эта жизнь правдиво представлена в своих самых ярких и обобщенных чертах. В то же время эти образы отражают личность писателя, художника, его мировоззрение, его понимание окружающей его жизни, особенности присущего ему художественного стиля.

Воссоздающее воображение или репродуктивное воображение — это воображение, основанное на прочитанном или услышанном. Это происходит, когда человек должен представить себе объект, которого он никогда не видел, на основе единственного описания. Например, он никогда не видел моря, но, прочитав книгу о нем, может представить его себе более или менее ярко и полно.

Воображение и личность

Воображение является типологически и индивидуально дифференцирующим проявлением личности.

Прежде всего, степень легкости или трудности, с которой дается трансформация данного, обычно очень показательна для характеристики личности и ее отношения к миру. Некоторые настолько скованы ситуацией, настолько подчинены данности, что любая ментальная трансформация представляет для них значительные трудности. Им трудно, даже мысленно, сдвинуть что-либо со своего места, представить что-то, что было не так, как обычно. У них преобладает инерция. Их отношения с окружающей средой носят отпечаток шаблона и рутины. Для других любая ситуация — это не столько неизменная данность, которую нужно сохранить, сколько отправная точка и материал для преобразующей деятельности индивида, что в свою очередь глубоко раскрывает его особенности и отношение к миру.

Вслед за вопросом о том, насколько данный субъект склонен и способен преобразовывать данное в воображении, существенное значение приобретает вопрос о характере того преобразования действительности, которое свойственно его воображению.

Решающим здесь является соотношение между ролью, которую играют эмоциональность или эмоциональность, с одной стороны, и критический контроль интеллекта, с другой, в воображении данного человека. В зависимости от преобладания того или другого выделяют различные типы воображения: с одной стороны, субъективное воображение, слабо подверженное критическому контролю мысли, которое имеет мало общего с реальностью и покрывает ее пленкой воображения; с другой стороны, критическое, реалистическое воображение, которое не бесконтрольно подвержено субъективности чувства и, преобразуя то, что дано, учитывает закономерности и тенденции объективной реальности.

Более того, воображение разных людей проявляется преимущественно в разных сферах — у одних в одной, у других в другой. Существенную роль в определении направления, в котором идет развитие воображения, играет направленность личности — интересы, которые создают связанные с ними особые очаги эмоциональной чувствительности. В связи с общим направлением деятельности человека и его воображение может быть наиболее активным — одно в области практической деятельности конструктивного, технического изобретения, другое — в области художественной, третье — в области научного творчества. У каждого человека есть «кусочек воображения», но у каждого свое воображение и фантазия.

Предрасположенность к творчеству

Творчество — это деятельность человека или группы людей по созданию новых, оригинальных, социально значимых ценностей.

Творческое воображение — это вид воображения, направленный на создание новых социально значимых образов, которые являются основой для творчества.

В каждом человеке есть творческая искра. У одних людей она развита лучше, у других — хуже. Творчество в целом и воображение в частности очень индивидуальны. Но у каждого художника есть несколько основных приемов, прежде чем он сможет выразить себя в своем творчестве. Аналогичные методы доступны для воображения.

Отдельно можно подчеркнуть — творчеству нельзя научиться, читая книги или статьи. Единственный способ научиться творчеству — это собственная практика и решение проблем.

Рассматривая процесс художественного творчества, нельзя игнорировать психологические аспекты.

Кант в свое время говорил о загадке творческого процесса: «…Ньютон мог бы совершенно наглядно представить все шаги, которые ему пришлось пройти от первых начал геометрии до своих великих и глубоких открытий, не только себе, но и всем остальным, и определить их последовательность; но ни Гомер, ни Виланд не могут показать, как в его уме возникают и соединяются идеи, богатые воображением и в то же время богатые мыслью, потому что он сам этого не знает и, следовательно, не может научить этому никого другого».

А. С. Пушкин писал: «Всякий талант необъясним. Как скульптор видит в куске каррарского мрамора скрытого Юпитера и выводит его на свет, отбивая молотком его оболочку? Почему мысль покидает голову поэта уже вооруженная четырьмя рифмами и стройными, монотонными шагами? — Таким образом, никто, кроме самого импровизатора, не может понять эту быстроту впечатлений, эту тесную связь между собственным вдохновением и чужой волей….».

Некоторые теоретики считают, что художественный гений — это форма психической патологии. Например, К.Ламброзо писал: «Какой бы жестокой и болезненной ни была теория, приравнивающая гениальность к неврозу, она не лишена серьезных оснований…». Эту же мысль высказывает А. Шопенгауэр: «Гениальность, как известно, редко возникает в связи с преобладающим рационализмом; напротив, гениальные личности часто подвержены сильным аффектам и неразумным страстям». Однако, по словам Николая Гоголя, «Искусство есть создание порядка в душе, а не смятения и беспорядка».

Существует иерархия уровней валентности, которая характеризует степень предрасположенности человека к художественному творчеству: Способность — одаренность — талант — гениальность.

По словам И.В. Гете, гений художника определяется силой восприятия мира и воздействием на человечество. Американский психолог Д. Гилфорд упоминает о проявлении шести способностей художника в процессе творчества: беглое мышление, аналогии и контрасты, выразительная сила, способность переходить от одного класса объектов к другому, адаптивная гибкость или оригинальность, а также способность придавать необходимые очертания художественной форме.

Художественный талант предполагает острое внимание к жизни, способность выбирать объекты внимания, фиксировать эти впечатления в памяти, вызывать их из памяти и включать в богатую систему ассоциаций и связей, диктуемых творческим воображением.

Заниматься тем или иным видом искусства в тот или иной период жизни удается многим с большим или меньшим успехом. Художественно одаренный человек создает произведения искусства, которые имеют непреходящее значение для данного общества, причем на протяжении значительного периода его развития. Талант создает художественные ценности, имеющие непреходящее национальное, а иногда и общечеловеческое значение. Гениальный мастер создает высшие универсальные ценности, которые имеют значение на все времена.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Характер. Акцентуация характера
  2. Ощущение как познавательный психический процесс
  3. Психология интуиции: как правильно оказаться «в нужное время в нужном месте»
  4. История развития организационной психологии
  5. Диагностика творческого мышления
  6. Эстетические потребности в психологии
  7. Самосознание и его функции
  8. Педагогические течения: авторитарное воспитание, гуманистическая педагогика
  9. Личностные особенности детей с нарушениями речи
  10. Сенситивные периоды развития