Для связи в whatsapp +905441085890

Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека — Происхождение сознания

За несколько миллиардов лет эволюция довела до совершенства живые существа Земли. От простейших одноклеточных организмов, где взаимоотношения основывались на хищничестве и симбиозе, до высокоорганизованных многоклеточных организмов, природа создавала все более совершенные живые организмы. Короной ее творения был человек. Его отличительной чертой была общественно-трудовая деятельность, язык и сознание — как производные первых двух. Но это ни в коей мере не умаляет значения биологического в человеке, и из этого следует социобиологический дуализм человеческой природы. Поэтому проблема сознания и бессознательного решается многими науками о природных и гуманитарных циклах. И в этом контексте современные концепции этих терминов чрезвычайно сложны, тем более что в некоторых науках существует несколько взглядов на эту проблему. Однако существует лишь несколько фундаментальных наук, а именно: философия, психология и биология, — которых можно придерживаться для создания наиболее общего и относительно полного понимания предмета. В связи с этим аргументом уместно упомянуть слова Эриха Фромма из его книги «Кредо»: «Человек — продукт естественной эволюции; он является частью природы, но, наделенный разумом и самосознанием, он превосходит ее».

Одна из величайших тайн, с которой ученые всего мира веками боролись, — это тайна человеческого разума. Именно этим удивительным даром обладает человек, благодаря которому он может летать в мир мечты и воображения, в прошлое и будущее, благодаря которому он достиг такого высокого уровня развития и может воплощать в жизнь свои самые смелые видения.

Но что такое наша психика, загадка которой возбуждала умы людей с древних времен?

В древние времена психику называли «душа». Гераклит считал душу «искрой вечного огня». Платон интерпретировал душу как «наблюдатель за идеями». Аристотель считал душу «формой, способом организации живого тела».

В XVII веке Рене Декарт ввел понятие сознания. Он интерпретировал это как созерцание субъекта на содержание его собственного внутреннего мира. В философии понятие бессознательного как совокупности психических процессов, операций и состояний, не представленных в сознании субъекта, было впервые сформулировано в XVIII веке Готфридом Вильгельмом Лейбницом (1646-1716). Он сказал, что в душе есть постоянная незаметная активность «маленьких представлений» о бессознательных восприятиях. Так произошло первое структурирование человеческой психики. Поэтому целью моей работы является анализ сознательных и бессознательных составляющих человеческой психики, их происхождения, проявления и смысла.

Соотношение сознательного и неосознаваемого в психике человека - Происхождение сознания

Происхождение сознания

Сознание современного человека является результатом многовекового развития практической и познавательной деятельности бесчисленных поколений людей. Биологической предпосылкой формирования сознания человека была эволюция психики животного, без которой формирование человеческой психики было бы невозможным.

Сознание могло появиться только как функция высокоразвитого мозга, сформировавшегося под влиянием работы и языка. Мозг как орган сознания развивался параллельно с развитием руки как органа труда. Активная рука научила голову думать, прежде чем она сама стала инструментом для осуществления воли головы, которая планировала практические действия. Тактильные ощущения совершенствовались и обогащались по мере развития деятельности. Логика практических действий закрепилась в голове и стала логикой мысли: человек научился думать. И теперь, еще до того, как дело дошло до «нитти-гритти», он уже мог мысленно представлять себе и свой ход действий, и результат.

Ключ к решению вопроса о происхождении человека и его сознания лежит в одном слове: работа. Как говорится, пока человек забивал лезвие своего каменного топора, он одновременно затачивал лезвие своих умственных способностей.

С появлением работы сформировалось человеческое общество. Коллективный труд предполагает сотрудничество людей и, следовательно, хотя бы элементарное разделение труда между его участниками. Но только тогда, когда участники работы понимали связь своих действий с действиями других членов коллектива, а значит, и с достижением конечной цели, было возможно разделение труда. Сознание человека формировалось вместе с возникновением социальных отношений, которые требовали подчинения жизни человека социально устоявшейся системе потребностей, обязанностей, исторически сложившихся нравов и нравов.

Революцией, породившей человеческое сознание, стало появление языка.

У животных нет ни сознания, ни языка. Те немногие вещи, которые животные могут общаться между собой (предупреждение об опасности, призыв к коллективным действиям или выражение собственного состояния, например, голода или жажды), могут быть переданы без помощи языка. Язык животных никогда не достигает в своей функции акта принятия абстрактного значения в качестве объекта коммуникации. Содержанием коммуникации с животными всегда является конкретная ситуация на данный момент.

Развитие работы способствовало тесному сплочению членов общества. У людей возникла необходимость что-то сказать друг другу. Звуки, произнесенные в определенной ситуации, стали ассоциироваться с определенным изображением, появившимся в мозгу. Таким образом, человеческий язык приобрел свою важнейшую особенность — абстрактность.

Сущность языка проявляется в его двойной функции — как средства коммуникации и как инструмента мысли. Сознание и язык образуют единство, они предполагают существование друг друга, так же, как внутреннее, идеально сформированное содержание предполагает внешнюю, материальную форму. Язык — это непосредственная реальность сознания, мысли. Он участвует в процессе мыслительной деятельности как ее чувственная основа или инструмент. Сознание не только раскрывается, но и формируется с помощью языка. Сознание нельзя отделить от языка, не уничтожив его.

С помощью языка происходит процесс работы с концепциями и переход от представлений и концепций к концепциям. Человек фиксирует свои мысли и чувства языком и, таким образом, имеет возможность анализировать их как внешний идеальный объект. Человек осознает свои мысли и чувства более ясно, выражая их языком. Он понимает себя, только проверяя разборчивость своих слов на других.

Язык и сознание образуют противоречивое единство. Язык влияет на сознание: Его исторически сложившиеся нормы, характерные для каждой нации, оттеняют различные свойства одного и того же объекта. Однако зависимость мысли от языка нельзя назвать абсолютной. Мысль в основном определяется ее связью с реальностью, в то время как язык может лишь частично изменять стиль и форму мышления.

Характер сознания

Сознание — высшая форма отражения реального мира; оно свойственно только человеку и является языковой функцией мозга, заключающейся в обобщенном и целенаправленном отражении действительности, в предварительном психическом конструировании действий и предвосхищении их результатов, в рациональной регуляции и самоконтроле поведения человека.

Ядро сознания, его основа, способ существования — знание. Сознание принадлежит субъективно; оно принадлежит не окружающему миру, а человеку. Но содержание сознания, содержание мыслей человека — это этот мир, его определенные аспекты, его отношения, его законы. Поэтому сознание можно назвать субъективным образом объективного мира.

Сознание — это, прежде всего, сознание непосредственной чувственно воспринимаемой среды и сознание ограниченной связи с другими людьми и вещами, которые находятся вне человека, который начинает осознавать себя. В то же время, это осознание природы.

Человеческое сознание имеет следующие аспекты: Самосознание, самоанализ, самоконтроль. Они формируются только тогда, когда человек начинает отличаться от окружающего его мира. Самосознание — важнейшее отличие человеческой психики от психики наиболее развитых представителей животного мира.

Сознание — высшая интегрирующая форма психики, результат социально-исторических условий формирования человека в трудовой деятельности, при постоянном общении (с помощью языка) с другими людьми. В этом смысле сознание — это «социальный продукт», ничто иное, как сознательное существо.

Какова же структура сознания и его основные психологические свойства?

Первое свойство уже дано на его имя: Сознание — это совокупность знаний об окружающем нас мире. Таким образом, структура сознания включает в себя основные познавательные процессы, с помощью которых человек постоянно обогащает свои знания. Нарушение, нарушение, не говоря уже о полном разрушении любого из когнитивных психических процессов неизбежно превращается в нарушение сознания.

Вторая характеристика сознания — это его четкое разграничение между субъектом и объектом, то есть между тем, что принадлежит человеческому «я» и тем, что принадлежит «не я». Человек — единственное живое существо, способное к самопознанию, то есть к направлению умственной деятельности на изучение самого себя. Человек делает сознательную самооценку своей тотальности и своих поступков. Разделение «я» и «не-я» — это процесс, через который каждый человек проходит в детстве. Это разделение происходит в процессе формирования сознания.

Третьей особенностью сознания является обеспечение целенаправленной деятельности. Когда человек занимается какой-либо деятельностью, он устанавливает цели, которые он хочет достичь в ходе этой деятельности. В процессе он рассчитывает и взвешивает свои мотивы, принимает решения по воле, рассматривает ход действий и т.д. Нарушением сознания считается невозможность осуществления целенаправленной деятельности, ее координации и направления в результате болезни или по любой другой причине.

Наконец, четвертой характеристикой сознания является наличие эмоциональных оценок в межличностных отношениях.

Что касается философских характеристик сознания, то современная интерпретация определяет его как способность фокусировать внимание на объектах внешнего мира, одновременно сосредотачиваясь на состояниях внутреннего духовного опыта, сопровождающих это внимание; особое состояние человека, в котором и мир, и он одновременно доступны ему.

Сознание предполагает, что акты «я думаю», «я переживаю», «я вижу» и т.д., порождаемые взаимодействием человеческого «я» с внешним миром, одновременно производят сопутствующие акты: «я думаю, что я думаю», «я переживаю, что я переживаю», «я вижу, что я вижу» и т.д. и т.п. Эти сопровождающие акты формируют содержание рефлексии и самосознания. В сознании человек не просто переживает, а дает себе отчет об этом и придает смысл этому переживанию.

Другой пример: ментальный процесс «я думаю» не тождественен сознанию. Для того, чтобы она возникла, человек должен поставить свое мышление о чем-то под контроль самой мысли, т.е. он должен включиться в процесс понимания того, почему он думает об этом, как он думает, определить цель своего внимания к данному предмету и т.д. Ориентация на внешние объекты также присуща психике животных, но без актов рефлексии и самосознания, подразумевающих формирование «я» как условия отделения человека от природы, от сообщества других людей. Без «Я» нет сознания; поэтому оно характерно только для человека.

Человек отражает внешний мир не в пассивном созерцании, а в процессе практической, преобразующей деятельности. Сознание характеризуется не только как отражение мира, но и как умственная деятельность, направленная на активное, творческое преобразование действительности.

Содержание сознания обязательно, так или иначе, реализуется на практике. Но для этого она должна приобрести характер идеи.

Идея заключается не только в знании того, что есть, но и в планировании того, что должно быть. Идея — это концепция, направленная на практическую реализацию.

Под влиянием внешнего мира у человека есть различные потребности, которые он удовлетворяет в процессе практической деятельности. Отраженные в сознании человека потребности приобретают природу цели — это идеализированная и найденная объектная потребность человека, такой субъективный образ объекта деятельности, в идеальной форме которого и предвосхищается результат этой деятельности. Цели формируются на основе всего совокупного опыта человечества и возводятся в высшие формы его проявления в виде социальных, этических и эстетических идеалов.

Концепция бессознательного

Человек не совершает сознательных, преднамеренных поступков, но иногда делает что-то, о причине чего может только смутно догадываться. Человек совершает такие действия под влиянием бессознательного.

Бессознательное формирует самый низкий уровень ментальности и представляет собой совокупность психических процессов, действий и состояний, которые обусловлены воздействиями, о которых человек не знает. Бессознательность — это такая форма отражения действительности, при которой теряется полнота ориентации во времени и месте действия, нарушается языковая регуляция поведения. В бессознательном состоянии, в отличие от сознания, отсутствует целенаправленный контроль над выполненными действиями, оценка их результатов также невозможна.

К бессознательному царству относятся следующие психические явления: реакции, вызванные бессознательным, но фактически воздействующие на раздражители («субсенсорные» или «бессознательные» реакции); движения, которые в прошлом были сознательными, но из-за повторения стали автоматизированными и, следовательно, бессознательными; некоторые призывы к деятельности, которая не имеет сознательного намерения, мечты, резервации, бредовые идеи, галлюцинации.

Бессознательные побуждения изучались в ситуациях, связанных с постгипнотическими состояниями. Гипнотизированный испытуемый был экспериментально вынужден совершить действие после выхода из гипноза, например, подойти к сослуживцу и ослабить галстук. Объект был явно неудобен и выполнял инструкцию, хотя и не мог объяснить причину этого странного действия. Попытки оправдать свои действия тем, что его галстук был плохо привязан, казались неубедительными не только для посторонних, но и для него самого. Однако, поскольку все, что случилось с ним во время гипнотического сеанса, выпало из его памяти, порыв оперировал на бессознательном уровне, и он был уверен в том, что действовал целенаправленно и правильно.

Бессознательное по словам Фрейда

Австрийский ученый Зигмунд Фрейд создал модель личности, которая состоит из комбинации трех элементов:

«Я» (Id) — глубокий пласт бессознательных движений, психическое «Я», основа активной личности, которая руководствуется только «принципом удовольствия», безотносительно к социальной реальности, а порой и вопреки ей;

«Эго» — сфера сознания, посредник между «я» и внешним миром, в том числе природными и социальными институтами, которые гармонизируют деятельность «я» с «принципом реальности», целесообразностью и навязанной извне необходимостью;

«Суперэго» — это внутриличностное сознание, своего рода цензура, критическое ведомство, возникающее как посредник между «id» и «эго» из-за неразрешимости конфликта между ними, неспособности «эго» сдерживать бессознательные импульсы и подчинять их требованиям «принципа реальности».

Фрейд установил прямую связь между невротическими симптомами и воспоминаниями травматического характера, которые не осознаются из-за особого защитного механизма — репрессий. Он представил бессознательное как мощную силу, чья деятельность была антагонистичной по отношению к деятельности сознания. За сознанием Фрейд открыл царство человеческой психики, которое долгое время оставалось скрытым от психологии, мир подавленных или просто забытых переживаний, мир бессознательного. Это было что-то, что не вписывалось в «сознание», поведенческие черты, которые не вписывались в царство сознательного и рационального в человеке.

В целом, Фрейд рассматривал психику как некую систему, состоящую из нескольких компонентов, таких как сознание, бессознательное и предсознательное. Но Фрейд не считал эти компоненты равными. Он считал бессознательное центральной психической сферой. Именно последний определил мотивы человеческой деятельности. Сознание рассматривалось как высшая сущность по сравнению с бессознательным. Сознательный разум обязан своим происхождением бессознательному и «кристаллизуется» от него в процессе психического развития. Следовательно, по мнению Фрейда, сознание — это не сущность психики, а только ее качество, которое «может быть связано или не связано с другими ее качествами».

Фрейд интерпретировал бессознательное как «подстилающий слой бессознательных побуждений, психическое «я», основу активного индивидуума, который руководствуется только «принципом удовольствия», безотносительно к социальной реальности, а иногда и вопреки ей».

Фрейд считал, что глубокий, естественный слой психики («Я») функционирует в соответствии с произвольно выбранной программой для наибольшего удовольствия. Однако по мере того, как человек сталкивается с внешней реальностью, которая противостоит «я» в удовлетворении его страстей, «я» возникает внутри и пытается сдержать бессознательные побуждения и направить их в социально одобряемое поведение. «Ид» тонко, но мощно диктует свои условия «эго».

Когда Зигмунд Фрейд говорил о данных о бессознательном при работе с пациентами, он подчеркивал, что большинство из них имеют отрицательный характер и что бессознательное можно описать, только противопоставив его сознанию: «Мы приближаемся к пониманию ида со сравнениями и называем его хаосом, котлом кипящих волнений». Мы представляем себе, что он открыт на границе с соматикой и получает от нее инстинктивные потребности, которые находят в ней свое экстрасенсорное выражение, но мы не можем сказать, на каком субстрате он находится. Через инстинкты она наполняется энергией, но не имеет организации, не проявляет общей воли, а только желание удовлетворить инстинктивные потребности, сохраняя при этом принцип удовольствия». Он также говорил об отсутствии понятия времени для бессознательного: «Импульсивные желания, которые никогда не выходят за пределы id, а также впечатления, которые погрузились в id благодаря репрессиям, являются квази-исмертельными; десятилетия спустя они ведут себя так, как будто они возникли заново». Признать их прошлое, уметь обесценить их и лишить их энергетического заряда, возможно только в том случае, если они приходят в сознание через аналитическую работу, и это немаловажная часть терапевтического эффекта аналитического лечения.

«Она не знает ни оценки, ни добра и зла, ни морали. Экономический или, если хотите, количественный момент, тесно связанный с принципом удовольствия, управляет всеми процессами. Все эти инстинкты, которые призывают к выходу, на наш взгляд, можно найти в Оно. Даже кажется, что энергия этих инстинктивных импульсов находится в состоянии, отличном от состояния других психических областей; она более подвижна и более способна к разрядке, ибо иначе не могло бы быть тех смещений и конденсаций, которые характерны для самого себя и совершенно не зависят от качества занимаемого — в самом себе мы бы назвали это репрезентацией. Я — это то, что часть Оно, модифицированная близостью и влиянием внешнего мира, приспособленная для восприятия и защиты от раздражения, может быть сопоставлена со слоем коры, с которой окружен комок живого вещества». Фрейд знал о трудностях, связанных с овладением бессознательным. Он долго боролся с этой проблемой, постоянно меняя свое понимание природы бессознательного и так называемых «первичных приводов», составляющих его ядро. «Основные движущие силы» — это то, что Фрейд назвал основными движущими силами человеческой деятельности, вещи, которые заставляют людей действовать. В качестве основы «первичных побуждений», движущей силы бессознательного, Фрейд взял на себя сексуальные побуждения. Для подтверждения своей гипотезы он обратился к мифологическим действиям, художественным и литературным историческим памятникам. По мнению Фрейда, древнегреческий миф об Эдипе не только свидетельствует о том, что половые влечения являются основой человеческой деятельности, но и раскрывает сексуальные комплексы, присущие человеку с детства. Согласно «Эдиповому комплексу» Фрейда, мальчика постоянно привлекает мать, и он видит в отце настоящего соперника. В более поздних работах Фрейда термин «сексуальное влечение» заменен термином «либидо», который теперь охватывает все царство человеческой любви, включая родительскую любовь, дружбу, вселенскую любовь и так далее. В конце концов, он выдвигает гипотезу о том, что человеческая деятельность обусловлена существованием как биологических, так и социальных «драйвов», в которых доминируют так называемый «жизненный драйв» (эрос) и «смертельный драйв» (танатос).

Я считаю, что Фрейд преувеличил роль сексуальных влечений в человеческом поведении, сделав их роль абсолютной. Ибо, по мнению Фрейда, вся человеческая деятельность в конечном итоге сводится к выполнению действий, продиктованных бессознательным, начиная от желания удовлетворить самые низкие запросы. Фрейд оставил людям буквально ничего яркого и возвышенного в их стремлениях и желаниях, и потребовал, чтобы они практически инстинктивно направляли свою деятельность, чтобы потакать своему ненасытному ОДНОМ, кипящему котлу человеческих страстей, страхов и желаний.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Психокоррекция девиантного поведения подростков, оказавшихся в трудной жизненной ситуации
  2. Особенности развития личности в зрелом возрасте
  3. Изучение психологической защиты
  4. Как манипулировать людьми
  5. Детская психология
  6. Дистантное консультирование
  7. Становление отечественной психологии
  8. Методы диагностики и исследования личности
  9. Игры с правилами в дошкольном возрасте
  10. Особенности адаптации новых сотрудников в трудовом коллективе — Сущность и структура рабочей адаптации