Для связи в whatsapp +905441085890

Современная психология и её место в системе наук — Психология как наука

Психология (психика — душа, а логотип — наука) — одна из важнейших гуманитарных наук. Он возник в Древней Греции на рубеже VI-VII веков до н.э.. Век до н.э., когда люди впервые начали задавать вопросы о смысле души, о различиях в душах животных и человека, о функциях и возможностях души.

Почему мы изучаем психологию? Мы все живем среди людей и должны понимать и учитывать психологию людей, наши индивидуальные особенности психики и личности. Мы все в какой-то степени психологи. Но наша повседневная психология обогащается, когда мы дополняем ее научными психологическими знаниями.

Психология прошла долгий путь своего развития, произошли изменения в понимании объекта, субъекта и целей психологии.

Психология определяется как научное исследование поведения и внутренних психических процессов и практическое применение полученных результатов.

Современная психология и её место в системе наук - Психология как наука

Психология как наука

Психология как наука обладает особыми характеристиками, отличающими ее от других дисциплин. Как система гарантированных знаний, мало кто знает психологию, обычно только те, кто специально занимается ею и решает научные и практические задачи. В то же время психология как система жизненных явлений знакома каждому человеку. Он предстает перед ним в виде собственных ощущений, образов, идей, явлений памяти, мышления, речи, воли, воображения, интересов, мотивов, потребностей, эмоций, чувств и многого другого. Основные психические явления, которые мы можем непосредственно обнаружить в себе и косвенно наблюдать в других людях.

В научном употреблении термин «психология» впервые появился в XVI веке и изначально относился к конкретной науке, занимающейся изучением так называемых психических или психических феноменов, то есть тех, которые любой человек может легко обнаружить в собственном сознании посредством самонаблюдения. В XIX веке область исследований психологов значительно расширилась, включив в себя бессознательные ментальные процессы (бессознательное) и человеческую деятельность.

В ХХ веке психологические исследования выходили за рамки явлений, на которых они были сосредоточены на протяжении веков. В этом отношении название «психология» частично утратило свой первоначальный, достаточно узкий смысл, когда речь шла только о субъективных явлениях сознания, непосредственно воспринимаемых и переживаемых человеком. Но и по сей день, в соответствии с многовековой традицией, эта наука сохраняет свое древнее название.

С XIX века психология становится самостоятельной и экспериментальной областью научного знания.

Что такое предмет изучения психологии? Прежде всего, это человеческая и животная психика, которая включает в себя множество субъективных явлений. С помощью некоторых, таких как ощущения и восприятие, внимание и память, воображение, мышление и язык, люди узнают о мире. Поэтому их часто называют когнитивными процессами. Другие явления регулируют его общение с людьми, непосредственно контролируют действия и поступки. Они называются психическими характеристиками и состояниями личности и включают в себя потребности, мотивы, цели, интересы, волю, чувства и эмоции, наклонности и способности, знания и сознание. Кроме того, психология изучает коммуникацию и поведение человека, его зависимость от психических явлений и, в свою очередь, зависимость от них возникновения и развития психических явлений.

Человек не просто проникает в мир своими познавательными процессами. Он живет и действует в этом мире, создает его для удовлетворения своих материальных, умственных и других потребностей, совершает определенные действия. Чтобы понять и объяснить действия человека, мы обращаемся к такому понятию, как личность.

В свою очередь, психические процессы, состояния и характеристики человека, особенно в их высших выражениях, вряд ли могут быть до конца поняты, если они не учитываются в связи с условиями жизни человека, формированием его взаимодействия с природой и обществом (деятельностью и общением). Поэтому общение и деятельность также являются предметом современных психологических исследований.

Ментальные процессы, особенности и состояния человека, его общение и деятельность изучаются отдельно и по отдельности, хотя в действительности они тесно взаимосвязаны и образуют единое целое, которое называется жизнедеятельностью человека.

При изучении психологии и поведения человека ученые ищут объяснение, с одной стороны, человеческой биологии, с другой — индивидуальному человеческому опыту, и, с другой стороны, законам, лежащим в основе социальной структуры и функции. Последнее исследует зависимость психики и поведения человека от места, которое он занимает в обществе, от существующей социальной системы, порядка, методов воспитания и образования, конкретных отношений, которые этот человек формирует с окружающими его людьми, социальной роли, которую он играет в обществе, видов деятельности, в которых он принимает непосредственное участие.

Помимо индивидуальной психологии поведения, спектр изучаемых психологией явлений включает также отношения между людьми в различных человеческих ассоциациях, больших и малых группах и коллективах.

Объект психологии

Субъектом психологии являются факты психической жизни, механизмы и закономерности психики человека, формирование психологических особенностей его личности как сознательного субъекта действия и активного субъекта социально-исторического развития общества.

История человечества состоит из периодов, характеризующихся качественными изменениями условий жизни, существования, сменой событий. В то же время это процесс последовательных качественных изменений состояния сознания, включенного в социальную жизнь людей и представленного религией и богословием, преобладающим мировоззрением и философией, открытиями и наукой. Психология появилась как самостоятельная отрасль науки сравнительно недавно.

Этому способствовало огромное расхождение между знаниями о себе и об окружающем мире, необходимость понимания механизма отражения внешнего во внутреннее, установления закономерностей взаимосвязи между идеальным и реальным, отношения субъективного и объективного, гармонии души, ума и тела.

Значительный импульс разделению психологии как самостоятельной научной дисциплины придало также развитое понимание физического здоровья человека и накопленные наблюдения о влиянии состояния души на состояние тела.

Изучение состояний, изменений, проявлений сознания в действиях, поведении, деятельности, их объяснение и прогнозирование остается актуальным и сегодня и определяет поиск системных подходов, системно-строительных методов структурирования накопленного знания. В течение многих лет философские дискуссии о первобытной вторичной природе бытия-сознания велись с разной степенью остроты. Философия материализма возлагала на сознание функцию отражения бытия и утверждала приоритет материала, который обусловливал и определял процессы в сознании. Философия идеализма утверждала противоположную решимость — кондиционирование событий сознанием. Эти философские концепции выражали противоположные позиции, которые доходили до крайностей и порождали множество психологических теорий, которые невозможно было примирить. В начале 20-го века философские сражения подошли к концу. Принцип комплементарности, открытый Н. Бором (1927), вновь перешел «главный вопрос» философии.

Сформулированное Бором универсальное правило «противоположности — не противоречия, а дополнения» послужило новой методологией не только для естественных, но и для гуманитарных наук. Она сформировала новую методологию разработки психологических теорий, новую логику взгляда на структуру систем, новый способ мышления, новую технологию коммуникации и поведения. Принцип дополнительности служит методологической основой теории самоорганизующихся систем (синергетики), наиболее сложной из которых является человек со своим сознанием, динамика которого может быть описана по шкале: «хаос — порядок». Самоорганизация, вместо борьбы противоположностей, которая неизбежно ведет к разрушению, предполагает переход к их взаимному дополнению, созданию, сотрудничеству, совместному творчеству. Новая философия предполагает независимость, самоопределение — свободу выбирать решения, правила, способы поведения и действия, понимать, дополнять и проникать во все внутреннее (себя) и внешнее (определенные ситуации). Все это процессы самоорганизации сознания.

Новая психологическая парадигма, основанная на синергетических подходах, требует прежде всего системного подхода к пониманию природы сознания, которое не может рассматриваться независимо от окружающего мира, его структуры и содержания.

1. каждый из нас является частью природы, ее видов, и отдельным человеком, так называемой личностью. Сознание человека обусловлено природой, рождением, родством, то есть имеет характеристики, которые передаются по наследству. Женское и мужское сознание специфично (не зря мы говорим «женская логика», «мужское действие»), возраст привносит в сознание отличительные черты (вспомните поговорку «Если бы только молодость знала, если бы только возраст мог»), темперамент и индивидуальные черты проявляются в виде наследственных признаков. Доказано, что взаимодействие с природой определяет состояние здоровья, психическое (душа) и физическое (тело), а также доказаны их взаимоотношения и взаимовлияние.

Все это определяет индивидуальность каждого из нас, как во внешнем облике, так и во внутреннем образе, которые дополняют друг друга, взаимосвязаны, взаимозависимы, условны.

Невдохновленное лицо не может быть красивым, а когда такую красоту узнают, ее называют холодной.

2. Вступая во взаимодействие, люди обретают некое значение для своего рода; они обретают социальное лицо. Общение, взаимодействие с другими людьми наполняет сознание определенным содержанием и формирует его социальную сущность. В обществе каждый предстает как человек, который приносит определенную пользу другим, уровень которой определяется самим человеком и сопровождается соответствующим уважением (обратите внимание на близость к понятию значимости). Некоторые уделяют больше внимания уважению, некоторые меньше. Некоторые стремятся к этому осознанно различными способами, в то время как другие получают его добровольно, но пропорционально своим собственным заслугам перед обществом (индивидуум — семья — группа — община — общество — мировое сообщество). Особенности индивидуального выбора «социальной униформы» имеют большое значение в процессе становления и приобретения личности, так как они не могут быть ни слишком большими, ни слишком маленькими. Личность проявляется в различных социальных ролях (пассажир, покупатель, ученик, учитель и т.д.), которые являются краткосрочными или долгосрочными и требуют от человека способности приобретать, учиться, выполнять эту роль. Плохая успеваемость воспринимается другими как плохое поведение. Именно социальную составляющую нашей жизни характеризует мудрая поговорка У. Шекспира: «Вся жизнь — это театр, все женщины и мужчины в нем — актеры». Бремя выполнения социальных ролей оказывает стрессовое воздействие на наше психическое и, как следствие, физическое здоровье. Важно понимать и отслеживать соответствие между социальными стрессами и собственными способностями, адаптировать их, уравновешивать.

3. Особая природа индивида заключается в том, что он рождается с предрасположенностью мыслить, производить свои собственные мысли, быть творческим, быть разумным, быть духовным, что составляет человеческую, духовную сущность в сознании, что придает индивиду особый статус «homo sapiens» — человеческая разумность. Это еще одно определение сознания — принадлежность к духовному царству. Подобно тому, как природа и общество изучаются многими различными науками, духовность является объектом изучения философии и религии, психологии и образования, гуманитарных и культурных наук и других наук, каждая из которых пытается объяснить свой специфический аспект, соответствующий ее предмету. В нашей дисциплине мы ограничимся рассмотрением понятий в соответствии с областью психологии, которая изучает ум, душу, сознание, его статику и динамику, процессы и явления, правила и закономерности. Рассмотрим место, роль и влияние ума во всем пространстве сознания внутри и снаружи, его проявление в действиях, поведении, деятельности. Проявление духовной составляющей в позиции, целях, содержании, методах, результате сознания различает деятельность друг друга, характеризует степень гуманизации социальных процессов, демократизации общественных отношений. А состояние души конкретного человека определяет степень его уверенности, гуманности и другие проявления состояния сознания. Некоторые люди отождествляют «дух» с трансцендентным, трансцендентальным, божественным, и поэтому не одобряют его упоминания напрасно. Наверное, они правы, как и те, кто не может представить нашу повседневную жизнь без духовности, понимают ее повседневное влияние на конкретные события и выступают за ее возвращение в нашу жизнь, за ее распространение и активизацию. Наверное, у каждого есть своё субъективное восприятие духа в нашем сознании и бытии, и это хорошо, потому что это указывает на некоторый интерес к этому вопросу и, соответственно, к тому, что другие думают по этому поводу. Например, Л.Н. Толстой определил ум как ядро сознания. Довольно приемлемый образ, потому что когда нам не хватает веры и силы, мы говорим «упал с духа», «не хватало духа», и наоборот, слова «сильный духом», «выздоровевший дух» говорят о приобретении твердости, уверенности, способности действовать. Вера, надежда и любовь существуют в Духе. Большое количество размышлений в культурах Востока и Запада, а также в объединяющей их русской культуре посвящено вопросу о духе и духовности. Таким образом, все согласны с тем, что Дух возвышается над повседневным, над бытием, над событиями; именно Дух отличает человека от природы, заставляет его «не становиться жестким».

Всё пространство сознания условно можно представить в виде трёх составляющих: пространство бессознательного (подсознание, душа), собственно сознание, в котором происходят процессы сознания, и сверхсознательное — пространство, в котором «душа одухотворена» (Ф.М. Достоевский). Психологию также можно разделить на психологию бессознательного, психологию сознания и психологию разума.

В своих отношениях с окружающим миром человек действует как субъект собственных действий и взаимодействий. Его субъективность в осознании своих взаимодействий с миром может быть описана цепочкой:

  • Осознание собственного состояния сознания (внутреннего);
  • Осознание окружающего мира (внешнего);
  • Осознание контакта с окружающим миром (внутреннее и внешнее взаимодействие);
  • Осознание влияния взаимодействия на состояние своего сознания (внутреннего).

В этих отношениях существуют сложные связи между субъективным и объективным, идеальным и реальным, внутренним и внешним, ментальным и материальным, сознанием и существом.

Психология изучает сознание как причину и следствие взаимодействия субъекта с окружающим миром, внутренние и внешние воздействия на состояние сознания. Его живое состояние включает в себя постоянные изменения и, следовательно, процессы роста, в которых рождается и трансформируется некоторая информация; ассимилируясь, он становится внутренним знанием, содержанием.

В процессе обработки информации об окружающем мире и о себе рождается новый продукт, новые знания, новое содержание. Удовлетворение от рождения, радость и гордость от того, что ты смотришь на себя (прозрение), вера в истину рождает состояние Творца, Божественное и укрепляет разум. Это творческое состояние связи чувств и мышления. Эти процессы чаще всего носят непроизвольный характер.

Происходят не только естественные, но и искусственные, волевые процессы. Воля как ментальный механизм управляет процессами в нашем сознании, которые называются волевым: волевым вниманием, т.е. «быть внимательным», волевым восприятием — «воспринимать», волевой памятью — «помнить». Эти умственные процессы контролируются, управляются, а их результаты отслеживаются. Этот тип процесса характеризуется вовлечением в деятельность. Менталитет деятельности характеризуется не только состоянием, но и процессами, к которым в первую очередь относится осознание, в том числе осознание мотивов («почему?»), содержания («что?»), методов деятельности («как?»). Этот процесс может быть импульсивным, дезорганизованным, когда тот или иной из вышеперечисленных вопросов возникает в процессе деятельности, в разное время, в разном порядке. Или же она может быть четко организована через цикл осознания действий «до» и «после» их выполнения, через последовательные ответы на вопросы: «Почему?», «Что?», «Как?».

Человечество, вступив в новое тысячелетие, накопило огромное количество информации. Его систематизация отражена в отраслях научного знания об окружающем мире. И что человек знает о себе? Эти знания сосредоточены в системе психологической науки, которая в XX веке приобрела статус самостоятельной отрасли научного знания, встала на путь систематизации существующих знаний о человеческой душе, сознании, об отношениях человека с окружающим миром. Объект психологии, т.е. область исследований психологии, стремительно расширяется.

  • Семантика слова «психология» определяет его объект как изучение души («психо» — душа, «логотипы» — учение).
  • Затем психология расширила свой объект для изучения сознания, семантическим смыслом которого является конъюнктивный непрерывный переход информации в знание (сознание).
  • На следующем этапе психология вновь расширила свою предметную область, и с открытием круга сознания поставила вопрос о психических процессах и явлениях, которые обусловлены взаимодействием внутреннего и внешнего.
  • Еще одно расширение предмета произошло в ходе рассмотрения психологии коллективного субъекта (семьи, группы, коллектива, общества) и деятельности.

Расширение предмета психологии за счет изучения понятия «деятельность» стало новым этапом, на котором большие заслуги принадлежат советской психологии. Сегодня можно сказать, что психология изучает не только замкнутую систему сознания, его структуру и функции, но и взаимоотношения с внешним, объективным миром. Методы изучения внешнего мира, с целью изучения внутреннего мира, стали методами психологических исследований. Накопление знаний о душе, происходившее в процессе самопознания человека, послужило первым этапом становления психологической науки как части философских знаний. Признав априорный характер категории «душа», наука создала категорию «сознание», которая в силу своей сложности имеет несколько интерпретаций: в смысловом смысле — это накопление знаний (сознание): Знания + Знания +… В философском смысле, согласно теории рефлексии, «сознание — высшая человеческая форма обобщенного отражения объективных устойчивых свойств и законов окружающего мира»; в технологическом смысле сознание — это формирование субъективной модели объективного мира; в гносеологическом смысле — сознание определяет отношение к миру и включает в себя следующие составляющие: естественную — генетическую информацию; социальную — информацию, полученную в результате социального взаимодействия; психическую — информацию, порожденную собственной личностью человека.

Вторым этапом в становлении психологической науки было накопление информации о человеческом сознании. Многочисленные усилия, направленные на то, чтобы сделать сознание прозрачным и понятным, оказались недостаточными. Поле сознания оставалось загадочным, «вещью в себе», и порождало психологический ток — бихевиоризм, который в безнадежной попытке проникнуть в суть сознания, провести эксперименты и измерения, то есть организовать научные исследования известными методами, определил поведение как внешнее проявление сознания, как совокупность действий, быть его объектом. Такой подход позволил провести эксперименты и наблюдения, то есть на основе фактов о проявлениях сознания. Изучение поведения преодолело узость субъекта психологии, расширило его границы и позволило связать внутреннее и внешнее, изучить отношения между субъективным и объективным. Однако, как только эта мера была нарушена, достоинство стало невыгодным. Чрезмерная материализация объяснения ментальных процессов привела к несогласованности, проблеме, конфликту. Поведение критиковали за преувеличенные механизмы объяснения поведения, и вновь поднимали вопрос об объекте психологии. Здесь вновь была призвана философская парадигма взаимоотношений бытия и сознания. Единство бытия и явления, выраженное в отношениях идеала и реальности, нашло свое отражение в понимании действенного сознания.

  • Функция сознания цели проявляется в реальной деятельности как самоопределение, основанное на соответствии внутренних и внешних потребностей и условий. Эти процессы назывались мотивацией (активация внутренних потребностей), адаптацией (адаптация к внешним условиям).
  • Функция сознания критериев деятельности, их выбор в собственном внутреннем содержании и соотношение с внешними нормами, правилами деятельности — также предполагает философское осмысление отношений сознания и бытия как отношений теории и практики в их современном состоянии.
  • Функция сознания способа деятельности проявляется в сознании метода, соотносится с сознанием собственных способностей.

Таким образом, соотношение внутри и снаружи состоит из «прямого» и «обратного» осознания. Первичное осознание — проекция действия, вторичное осознание — рефлексия, осознание после выполнения действия. Проникновение этих процессов предполагает осознание собственного сознания, которое философия называет самосознанием. Что касается современного состояния субъекта психологии, то он, скорее всего, будет находиться в состоянии самосознания. Самосознание предполагает сознание естественной составляющей («остаться собой»), сознание себя как личности («иметь свое лицо»), сознание своего ума (уметь сохранить «ядро сознания — ум», силу ума).

Место психологии в системе наук

Человеческая психика и человеческое поведение не могут быть поняты без значения их природной и социальной природы. Поэтому изучение психологии предполагает знакомство с биологией человека, знание структуры и функции его центральной нервной системы. В частности, связь между психическими явлениями и активностью ЦНС рассматривается через физиологию высшей нервной деятельности. Психология тесно связана с историей общества и его культуры, поскольку основные исторические достижения цивилизации — орудия и знаковые системы — сыграли решающую роль в формировании высших психических функций человека. Человек является бисоциальным существом, только живя в обществе, формируется человеческая психика, поэтому особенности конкретного общества, в котором живет человек, взаимно определяют особенности его психики, поведения, мировоззрения, социальных взаимодействий с другими людьми. В этом контексте, на наш взгляд, глубокому пониманию человеческой психики способствует знание основ социологии. Об этом красноречиво свидетельствует стремительное развитие социальной психологии, которая помогает понять, как человек приобретает ментальные характеристики социально-ориентированного поведения.

Сознание, мышление и многие другие психические явления не даются человеку от рождения, а формируются в процессе онтогенеза, в процессе его воспитания и образования. Поэтому связь психологии человека с педагогикой понятна. Ведь психология тесно связана с философией, возникшей как особая научная дисциплина в ее утробе. В любом случае, было бы трудно выработать и изучить психологическое «измерение» личности, не руководствуясь философским учением о человеке, об особенностях его бытия (индивидуальном и социальном), о природе человеческого сознания и деятельности.

Если следовать строгой логике, то связь психологии с другими науками должна рассматриваться по разным причинам. Физиология, социология и философия составляют основу психологии. Интеграция природных, социальных и духовных компонентов сознания формирует его целостность. Тем не менее, их следует отличать.

Физиология, изучающая механизмы функционирования организма, позволяет психологам понять сложные формы психической деятельности, установить взаимосвязь между физическим и психическим здоровьем. Основная психологическая категория, саморегуляция, разрабатывается на основе физиологии высшей нервной деятельности, которая обеспечивает «противовес» организму и его понимание в окружающей среде.

Многие явления психологической деятельности не могут быть полностью поняты и объяснены физиологическим подходом. Необходимо понять влияние общества на личность: Психология межличностных отношений, психология группы, семьи, коллектива, психология общества подчеркивают важность влияния общества на сознание, которое является связующим звеном между психологией и социологией.

Связь между психологией и философией, как упоминалось выше, является наиболее прямой. Со времен Платона рассматривалась связь между душой (иррациональной) и разумом (рациональной). Ограничение объекта современной психологии исследованием души не оправдано, и его расширение включает в себя понятие разума как силы самоопределения, как активной целеустремленности, реализующей рациональные потребности. В отношениях с человеком дух проявляется как духовность, как чувство долга, совести, желание творить добро; в отношениях с природой, как стремление творить красоту, творить, не допускать разрушения в духовном и материальном, стремиться к гармонии.

Категория сознания — междисциплинарная концепция. Многие академические дисциплины и отрасли науки считают его своим объектом изучения. Философия и религия, наука и искусство, нравственность и право на протяжении веков пытались понять и объяснить природу и внешний вид явления человека, называемого сознанием. Не только природа сознания, но и возможность его познания разделила самые мудрые умы человеческой истории на идеалистов и материалистов, агностиков и релятивистов. За многовековую историю познания человеком окружающего мира и себя самого в нем накопилось немало взглядов на природу сознания. Богословы считают сознание искрой божественного разума. Идеалисты спорят о примате над материей. Материалисты определяют его как уникальную для человека форму отражения объективной реальности. Новый взгляд на категорию сознания возникает благодаря всеобъемлющему принципу дополнительности по отношению к отношениям между духовным и материальным, внутренним и внешним.

Сознание как совокупность знаний об окружающем мире и о себе самом в нем формируется в постоянном взаимопроникновении внутреннего и внешнего, идеального и реального, духовного и материального. Именно это определение позволяет представить, что оно состоит из взаимопроникающих компонентов био- — социо- — духа: входящего компонента, производного от рода; социального компонента, производного от всех элементов общества; духовного компонента, приобретенного в своих открытиях, творчестве, прозрении, совокупность которых создает «субъективный образ объективного мира».

Сущность сознания заключается в двух доминантах: рефлексивных (цель — в субъективном, реальная — в идеальном) и творческих (проецирование реального в идеал), которые при взаимопроникновении образуют единство и целостность. Эволюция человеческого организма в процессе его адаптации к окружающей среде создала механизм биологической адаптации — ощущений, которые происходят при контакте с окружающей средой. Восприятие, осознание, опыт, память, внимание и мысль составляют основу нашего сознания и поэтому являются субъективными. Объекты, которые существуют в объективном мире, существуют в сознании как образы внешнего мира, которые не всегда соответствуют оригиналу. Идентификация образа и объекта снижает значение субъективности, а ее преувеличение приводит к противопоставлению идеала и реальности. Субъективный образ — это идеальное состояние материального объекта. Идея — это образ реальности, который может быть реализован. Он материализуется в проекте как сознание действия и реализуется через конкретные действия по изменению реальности.

Влияние мира вокруг нас, его трансформация, возникает в уме, как попытка улучшить мир, чтобы устранить то, что неудовлетворительно, то, что не устраивает нас. Сознание присуще деятельности, творческому переосмыслению действительности. В этом контексте сформировалось понятие общественного сознания, которое также включает в себя уровень потребностей конкретного общества, уровень развития навыков и культуры применительно к элементам общества, субкультуры. Общественное сознание, как его понимали, — это сознание общества, в атмосферу которого погружены его элементы: Семья, группа, коллектив и сообщество. Он активно формирует идеи, понятия и определения для систем нижнего порядка, подвергая деформации свои субъективные состояния мирового сознания.

Важнейшим свойством сознания как системы является его целостность, которая обеспечивается внутренними и внешними информационными потоками. Будучи непрерывными и переменными по интенсивности, они определяют состояние сознания. Пробелы в потоке информации, нарушение сопряжения, плавный переход от одной дозы информации к другой, воспринимаются как нарушение целостности, как отклонение от стабильного состояния, что вызывает внутренние беспорядки. Возникает необходимость закрыть брешь, выполнить действия, направленные на получение необходимой информации: увидеть что-то, услышать что-то, понять что-то, почувствовать что-то. Действия многочисленны: открытие глаз, открытие окна, открытие книги, напряжение внимания, восприятия, памяти, организация мышления, захват мысли (поиск связей), разработка диссертации и т.д. Таким образом, разрыв в сознании может быть преодолен в процессе производства собственных мыслей, в процессе потребления внешней информации. Эти два процесса производства и потребления имеют одинаковое значение и обеспечивают внутреннюю гармонию. Их равное значение в сознании соизмеримо с их равным значением в бытии. Таким образом формируется рыночное мышление (продукт — формализовать — обмен) и предотвращается широко распространенное потребительское отношение («возьми что-нибудь готовое», «дай мне что-нибудь»). Нарушение сознания аналогично разрыву на коже (рана) или перелому кости (перелом, травма) и требует длительного процесса заживления, иногда с использованием дополнительных медикаментов. Что касается нашего тела, то из-за очевидности происходящего нам легче понять. Что касается нашего сознания, то его сложнее понять. Но разве это первично? Многие вещи сначала рождаются в сознании, а затем воплощаются в жизнь, когда речь заходит о «Homo sapiens». Возврат к идеализму, который мы уже осудили, не является панацеей. Найден ответ на вопрос о приоритете в конкретных актах бытия или сознания; они дополняют друг друга, находятся в состоянии взаимопроникновения и континуума.

Структура современной психологии

В настоящее время психология — это очень разветвленная система наук. Выделяются многие отрасли, которые относительно самостоятельно развивают направления научных исследований. Их, в свою очередь, можно разделить на основные и прикладные, общие и специальные. Назовем лишь несколько отраслей психологии: общая, социальная, образовательная, медицинская, возрастная, юридическая, генетическая, военная, инженерная, дифференциальная, психофизиологическая, психодиагностическая, патопсихологическая, психотерапевтическая, психология управления, промышленная психология и др.

Таким образом, современная психология — это широкая область знаний, включающая в себя ряд отдельных дисциплин и отраслей науки. Давайте посмотрим на ветви психологии немного подробнее.

Психология и естественные науки

Рассмотрим сначала те отрасли психологии, которые смежны с естественными науками. Две основные отрасли психологии — патопсихология и нейропсихология — тесно связаны с некоторыми из них, особенно с медицинскими науками.

Патопсихология занимается изучением, диагностикой, коррекцией и профилактикой различных психических расстройств, главным образом при психических (или реже при соматических) заболеваниях взрослых и детей. Давайте объясним, как это работает на некоторых примерах. Существуют патопсихологические приёмы, которые могут быть использованы для выявления аномалий определённых психических процессов. Например, используя методику классификации, можно исследовать особенности процессов обобщения у различных категорий психически больных людей, которые отличаются от способов обобщения у людей, считающихся практически здоровыми. Пациенту вручают несколько десятков открыток, на которых нарисованы различные предметы быта, растения, животные и т.д., и просят сложить (сгруппировать) их по принципу «что с чем».

В нейропсихологии изучаются специфические «отложения», которые та или иная структура мозга (подкорковые образования, зоны коры головного мозга и т.д.) совершает в процессе умственной деятельности (что имеет самую непосредственную связь с решением основной проблемы «менталитета и мозга»), а также занимается диагностикой и коррекцией соответствующих поражений на самых разнообразных локальных поражениях мозга. Таким образом, нейропсихология (как и патопсихология) решает как базовые, так и прикладные задачи.

Зоопсихология, изучающая особенности поведения и ментального отражения мира животными на разных стадиях эволюции, тесно связана с биологическими науками.

В психофизиологии изучаются нейрофизиологические механизмы психических процессов.

Психология и социальные науки

В последние годы связи между психологией и социальными науками стали особенно тесными. Например, социальная психология в тесном союзе с социологией изучает особенности психологии людей на основе их принадлежности к различным социальным группам (большим и малым), а также психологические характеристики самих этих групп. Хотя в социальной психологии большое внимание уделяется изучению психологии больших социальных групп (классов, наций и т.д.), предпочтительным объектом изучения является, прежде всего, малая группа. По определению известного российского психолога Г.М. Андреевой, малая группа — это группа, в которой общественные отношения действуют в форме прямых личных контактов.

Изучение межличностных отношений в малой группе проводится с помощью различных методов, одним из которых является социометрический метод. Она была разработана американским психологом Дж. Морено и кажется очень простой в использовании (на самом деле, социометрия в группе — это особое искусство, для которого будущие профессиональные психологи проходят специальную подготовку).

В последнее время (особенно в нашей стране) тема межнационального общения стала очень актуальной. Интуитивно можно предположить, что многие межэтнические конфликты вызваны различиями в психологии вовлеченных людей. Изучение этих различий называется этнопсихологией, которая разрабатывает психологические методы изучения особенностей мировоззрения представителей разных этнических групп, специфики национального характера, этнических стереотипов и т.д. Этнические особенности мировоззрения проявляются, в частности, в художественной литературе, народной поэзии, сказках, обычаях и т.д., поэтому для перестройки мировоззрения разных народов, помимо психологического, необходимо использовать методы других гуманитарных дисциплин, занимающихся той же проблемой, например, этнографии и литературоведения.

Предметом исторической психологии являются конкретно-исторические особенности потребностей, мотивационных и познавательных процессов людей в различные исторические периоды. В тесном контакте с историей и другими дисциплинами историческая психология пытается реконструировать мир людей, чьи письмена, произведения искусства, оружие и предметы быта сохранились. Это очень трудная задача. И все же некоторые историки, для которых в истории человечества повседневная жизнь людей и их психология наиболее интересны, не раз пытались решить подобные проблемы в своих работах, которые в основном посвящены личности средневековой Европы.

Следует отметить, что историческая психология как психологическая дисциплина находится в самом начале своего становления, и одной из ее основных проблем является проблема методов изучения текстов для реконструкции психологии авторов и их современников.

Относительно новые психологические дисциплины, занимающиеся проблемами «психологического определения» деятельности человека в области политических отношений (политическая психология), в области права (юридическая психология), в экономике (экономическая психология) и т.д., также имеют определенную связь с конкретными общественными науками (экономика, право, политология и т.д.).

Психология и технические науки

Психология имеет определенную связь с техническими науками, которые занимаются производством и использованием различных устройств в промышленных и непромышленных целях (напомним, что древнегреческое слово «techne» означает «мастерство, искусство и ремесло»). Из всех прикладных отраслей промышленная психология и инженерная психология наиболее близки к техническим наукам. В первом изучаются психологические особенности трудовой деятельности человека в различных профессиях, во втором — соответствующие особенности деятельности человека-оператора (главным образом, процессы информационного взаимодействия в системе «человек-машина»).

Были случаи, когда при внесении изменений в производственный процесс не учитывалась психология вовлеченных в него людей, и поэтому эффект инноваций был минимальным или даже негативным.

Промышленная психология также занимается проблемой профессиональной пригодности людей. Есть профессии (их, кстати, не так уж и много), которые предъявляют особые требования к психофизиологическим характеристикам человека — а значит, требуют особого выбора профессии. Например, работа человека-оператора в условиях высоких нагрузок, требующих более быстрого и в то же время не алгоритмизированного поведения в экстренных ситуациях (такая работа авиадиспетчера крупного аэропорта). Далеко не все люди, по всем желаниям, могут выполнять эту работу на должном уровне. Другие профессии не предъявляют таких строгих требований к людям, которые могут их выполнять. Тем не менее, при разработке индивидуального стиля деятельности на их основе необходимо учитывать индивидуальные физиологические и индивидуальные психологические характеристики человека. Специалист в области профессиональной психологии также может помочь решить эту проблему.

Педагогическая психология — отрасль психологической науки, изучающая закономерности усвоения людьми социального опыта в образовательной деятельности, опосредованная также специальными учебными пособиями (методиками), может быть помещена (с определенной степенью условности) в группу отраслей психологии, связанных с техническими науками. Приведем пример одного из психолого-педагогических понятий, в котором такие инструменты играют экстремальную роль. Такова теория систематического пошагового формирования психических действий Петра Яковлевича Гальперина (1902-1988), которая в настоящее время более широко используется в практике преподавания различных академических предметов (в том числе и за рубежом).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Групповая арт-терапия
  2. Реадаптация личности при посттравматическом стрессе
  3. Особенности социальной адаптации умственно отсталых детей дошкольного возраста
  4. Астеническая неврастения — Основные формы и типы астенического синдрома и их характеристики
  5. Симптомы психических расстройств у детей
  6. Направленность и мотивы деятельности личности — Общая характеристика мотивационной сферы человека
  7. Межличностные отношения детей в разновозрастной группе детского сада
  8. Основные социально-психологические свойства личности — Общее понятие и структура личности
  9. Особенности образа мужчины у подростков из неполных семей
  10. Методика диагностики страхов детей