Для связи в whatsapp +905441085890

Современные образовательные технологии ДОУ — Характеристика культурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

В условиях духовного возрождения общества, роста его национального самосознания возникает естественный интерес к развитию культурного пространства как корневой системы, питающей современное общество и способствующей духовному оздоровлению всей нации. Не случайно так остро встал вопрос о необходимости гуманизации образовательного процесса, его открытости культуре, привития правильных духовных и ценностных ориентаций, способствующих максимальному развитию творческого потенциала человека.

Дошкольные учреждения с учетом реализации собственной образовательной программы обеспечивают приобщение к общекультурным и национально значимым условиям, формирование общей базовой культуры. В связи с этим возникает необходимость учета личностных особенностей, интересов и талантов дошкольников и педагогов ДОУ, что позволяет индивидуализировать образовательный процесс в дошкольном образовании в данном направлении.

Культура как основа образовательной стратегии предлагает множество подходов. Круг проблем, которые можно обсуждать в этом контексте, достаточно широк; одна из наиболее значимых среди них — региональная культура (В.Л. Козлова, С.П. Литенкова, А.А. Сергунин); ее можно рассматривать как модель жизни, объект культурного пространства, в которое человек, живущий на определенной территории, включен с рождения (А.Н. Быстрова, В.Л. Каганский, И.Я. Мурзина).

Народные традиции, как значимые элементы региональной культуры, представляют собой способ освоения культурного пространства региона; они не только позволяют познакомиться с образом жизни разных народов, населяющих регион, но и раскрывают живую идентичность соседних культур, их внутреннее сходство.

Вопрос о «втягивании» ребенка в культуру уже в дошкольном возрасте представляется наиболее актуальным, поскольку освоение форм и содержания соседних культур помогает дошкольникам познать себя, гордиться своей страной, осознать ценность и, главное, необходимость своей жизни не только для себя, но и для общества в целом.

В настоящее время наблюдается кризис образования не только в России, но и во всем мире. Ведущие философы, педагоги, психологи и социологи ищут выход из этого кризиса. Мнения ученых М.М. Бахтина, И.Е. Берлянда, В.С. Библера, С.Ю. Кузнецова, В.А. Кузнецова, В.А. Кузнецова, В.А. Кузнецова, В.А. Кузнецова, В.А. Кузнецова, В.А. Кузнецова и др. Курганов, В.А. Сластенин и многие другие сводятся к идее изменения смысла и цели образования с «человека образованного» на «человека культурного», о тесной взаимосвязи образования и культуры, где элементы культуры составляют ядро обновленного содержания образования и должны развивать у детей культуру деятельности, культуру мышления, культуру общения, эстетическую и художественную культуру, психологическую культуру и другие культуры.

Отечественные авторы отмечают, что сегодня у наших детей чувство национальной принадлежности формируется задолго до того, как они переступают порог школы. «Дети становятся чувствительными к национальному фактору» — этим положением известного исследователя интернационального (поликультурного) воспитания детей Е.К. Сусловой обосновывается актуальность формирования этики межнационального общения уже у детей дошкольного возраста.

Мы считаем, что развитие личности ребенка в полной мере возможно через его приобщение к культуре своего народа. И это не только знание культуры, но и проживание в культуре, проживание в традиции, через вхождение в годовой цикл праздников.

Современная дошкольная педагогика и психология связывает основные достижения детей старшего возраста с развитием игровой деятельности, появлением ролевых и реальных взаимодействий, развитием изобразительной деятельности, конструированием по замыслу и так далее.

В старшем дошкольном возрасте происходит не только общее и характерное для этого периода накопление информации нравственно-ценностного содержания, но и ее дифференциация. Понятия «добро» и «зло» у 5-7-летних детей абстрактны, и их конкретизация необходима для того, чтобы ориентироваться на них в повседневной жизни.

Расширяются представления детей о Родине, о народных и национальных праздниках (8 Марта, День защитника Отечества, День Победы, Новый год), воспитывается любовь к Родине, уважение к ее жителям.

Для ознакомления с явлениями общественной жизни учитель уделяет особое внимание таким темам, как «семья». Здесь взрослый интересуется своим семейным древом, детям предлагается нарисовать всех членов семьи и рассказать о них. Эффективными формами взаимодействия воспитателя с детьми являются беседы («Что такое родословная», «Моя мама, мой папа», «Семейные праздники», «Мои бабушка и дедушка, какие они»); встречи с близкими взрослыми, например. к детям приходит бабушка, дети рассказывают ей о жизни в детском саду, она — о себе, своих увлечениях, показывает картинки); игры («Найди сходство», «Найди отличие», «Чей я ребенок, угадай», «Найди пару»), помогающие ребенку найти внешнее сходство с родителями и другими родственниками; рассматривание семейных альбомов, создание альбомов «Наши сестры и братья», «Наши бабушки и дедушки», «О разных и очень важных мамах» и т.д., создание групповой газеты «Как я провел лето».

Современные образовательные технологии ДОУ - Характеристика культурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Характеристика культурного воспитания детей старшего дошкольного возраста в ДОУ

Помимо раскрытия темы «семья», продолжается работа над темой «детский сад». Необходимо поговорить с детьми о том, почему детский сад так называется (здесь детей лелеют и ухаживают за ними, как за растениями в саду); показать социальную значимость: Родители работают, а когда они уходят на работу, им не нужно беспокоиться, потому что в их отсутствие о детях заботится персонал детского сада.

Детям постарше постепенно раскрываются понятия «дружба», «взаимопомощь». С этой целью можно использовать чтение таких произведений, как В. Осеева «Три товарища», Л. Кузьмина «Дом с колокольчиком», М. Фомина «Подружки» и т.д., рассуждая об их содержании, а также на темы: «Сострадание и доброжелательность», «О дружбе и друзьях», «Почему мы не любим людей, которые лгут» и др.

Постепенно расширяются представления детей о Родине, государственных и национальных праздниках, растет интерес к своей «малой родине», достопримечательностям родного города, его культуре и традициям. Во время прогулок дети рассматривают общественные здания и обращают внимание на особенности архитектуры; учителя проводят серию уроков на тему «Мой город» и вместе с детьми создают альбом с видами города или макет «улицы, по которой мы гуляем».

Дошкольники в этом возрасте уже могут познакомиться с флагом, гербом и мелодией гимна России. Дети воспроизводят полученные идеи в рисунках. Для конкретизации представлений о России дети читают художественную литературу, самостоятельно выбирают книги и альбомы для рассматривания иллюстраций.

Воспитатель поддерживает интерес к событиям, происходящим не только в стране, но и в мире, формирует чувство гордости за Россию. Для обобщения знаний о России создаются учебные ситуации, включающие игры, беседы. В этом возрасте можно ближе знакомить детей с национальными традициями, костюмами и обычаями.

С 6-7 лет детей знакомят с явлениями общественной жизни, где впервые появляется тема «Наша планета» и понятие «Земля — наш общий дом». Учитель рассказывает о том, что на Земле много стран, и побуждает детей сделать вывод в специальных учебных ситуациях: глобус — это маленькая модель Земли, каждый цвет на нем имеет свое назначение; нужно уметь пользоваться глобусом и картой, указывая на ней отдельные континенты и страны. Учитель обращает внимание детей на то, что на земле живет много людей разных рас и национальностей, которые одновременно похожи и отличаются друг от друга.

В результате систематической педагогической работы у детей дошкольного возраста постепенно формируются такие личностные качества, как чувство ответственности, справедливость, скромность; развиваются волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути к достижению цели, подчиняться требованиям взрослых и следовать установленным нормам поведения, подавать положительный пример в своих поступках.

Многие исследователи, такие как В.С. Мухина, Р.С. Немов, А.В. Петровский, Е.И. Рогов, М.Г. Ярошевский и другие, занимаясь проблемами возрастной психологии, подчеркивали мысль о том, что дошкольный возраст является важнейшим этапом в развитии механизмов поведения и деятельности, в формировании личности ребенка-дошкольника в целом. Они отметили, что активное психическое развитие ребенка старшего дошкольного возраста способствует формированию более высокого уровня осознанности поведения по сравнению со средним дошкольным возрастом.

Таким образом, теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в возрасте 6-7 лет дети начинают понимать смысл моральных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Их поведение становится более целенаправленным и осознанным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля и порядка.

С.А. Козлова и Т.А. Куликова в своем учебнике рассматривают механизм нравственного воспитания. Они сформулировали схему нравственного воспитания: (знания и идеи) + (мотивы) + чувства и установки) + (навыки и привычки) + (поступки и поведение = нравственное качество. Эта схема станет основой для организации процесса патриотического воспитания как части нравственного воспитания.

Специфика акклиматизации к родной культуре детей старшего дошкольного возраста проявляется в подходах к организации образовательного процесса.

Культура

Культура как основа образовательной стратегии предлагает множество подходов, один из них — культурологический, обусловленный необходимостью для образования обрести свое «лицо», ведь любая конкретная цивилизация, сообщество веками создает свою культуру, которая сопровождает человека на протяжении всей его жизни и передается из поколения в поколение.

Однако сложность решения проблемы заключается в том, что культурологический подход в педагогике и психологии в настоящее время находится лишь на стадии зарождения, хотя есть попытки решить проблемы анализа связей культуры и образования и их применения в образовательной практике (А.И. Арнольдов, Е.И. Берлянд, Б.С. Библер, Н.Б. Крылова, В.Т. Кудрявцев).

Методы и приемы образовательных технологий во многом определяются методологическими подходами гуманистически ориентированной модели образования.

Таким образом, антропологический подход реализуется через систему специальных положений и принципов:

  • принцип естественной адекватности (педагогический процесс организован как процесс, поддерживающий и укрепляющий здоровье учащихся, способствующий формированию здорового образа жизни; строится с учетом возрастных и индивидуальных особенностей учащихся; опирается на зону ближайшего развития); обеспечивает внутренние условия (установки, потребности, навыки) для развития «Я», для саморазвития (через механизмы самопознания, рефлексии, физической и психологической защиты);
  • принцип доступности и возрастающей трудности (педагогический процесс предусматривает систематическое осуществление формирования функциональных, операциональных и мотивационных структур личности; переход от близкого к далекому; от легкого к более трудному; от известного к неизвестному; учитывает уровень актуального развития каждого ученика и индивидуальную скорость продвижения в приобретении новых знаний или требований);
  • принцип наглядности (педагогический процесс предполагает непосредственное изучение действительности на основе наблюдения, измерения и различных видов деятельности; направление познавательной деятельности учащихся через использование наглядных пособий; рациональное сочетание слов и наглядных пособий; использование различных иллюстраций, демонстраций, наглядных пособий, ТСО (технических средств обучения); использование наглядных пособий не только для иллюстрации, но и как самостоятельного источника знаний; метод создания проблемной ситуации; тема
  • принцип формирования основы направленности деятельности (педагогический процесс предполагает создание условий для действия как средства их преобразования, что предполагает раскрытие связи различных действий с объектом и соответствующими свойствами его структуры);
  • принцип ориентации на зону ближайшего развития ребенка, который обеспечивает как классификацию учебных задач в соответствии с индивидуальным темпом и способностями ребенка, так и обеспечивает величину доступных ребенку «уровней» (степеней сложности освоения материала), а также вместе с каждым ребенком выстраивает индивидуальную зону личностного развития, обеспечивая максимальную эффективность процесса саморазвития;
  • принцип субъектности, который предполагает, во-первых, акцент на внутренней, а не внешней (отметка, поощрение, уход от наказания) мотивации к обучению, во-вторых, свободу выбора детьми сфер приложения сил в процессе организации своей жизнедеятельности в образовательном учреждении.

Культурологический подход основан на:

  • Принцип культурной адекватности (означает понимание педагогического процесса как неотъемлемой части культуры общества и семьи, как культурно-исторической ценности, включающей прошлый опыт воспитания, образования и обучения и определяющей его будущее; максимальное использование семейной, региональной, конфессиональной, народной материальной и духовной культуры; Обеспечение единства принципов национального, международного и международного права в воспитании и обучении; формирование творческих навыков и отношения учащихся к потреблению, Цель — обеспечить каждому учащемуся, а также детям и педагогическому коллективу, всестороннюю жизнедеятельность и обеспечить продуктивную социализацию, способствующую реализации демократических норм в социальной деятельности детей;
  • принцип научности (включает отбор содержания образования в соответствии с современным уровнем развития науки и техники; применение методов изучения учебного материала, соответствующих соответствующим наукам; вооружение учащихся умениями и опытом научного поиска, способами научной организации познавательной деятельности; формирование умений наблюдать, анализировать, синтезировать, обобщать, использовать индукцию и дедукцию);
  • Личностно-ориентированный принцип предполагает: полное признание прав ученика и уважение к нему в связи с соответствующим отношением правомочности; опору на положительные качества ученика; создание ситуации успеха; защиту и эмоциональный комфорт ученика в учебном взаимодействии; индивидуально ориентированный характер учебного процесса; организацию учебного процесса с учетом национальных особенностей учащихся; создание открытости для общественного контроля и влияния на учебный процесс; взаимоуважение, такт и терпение (толерантность) во взаимодействии учителей и учеников; развитие в каждом ученике способности осознавать и принимать свое «Я» по отношению к людям и миру; обучение учеников оценивать свои действия и предвидеть их последствия; формирование умения отстаивать свою нравственную и гражданскую позицию; обучение противодействию негативным внешним влияниям; создание условий для развития личностной индивидуальности и раскрытия духовного потенциала.

Приоритета

Исходя из всего этого, мы определили следующие приоритеты в работе со старшими дошкольниками:

  1. формирование чувства причастности к истории родного края через знакомство с народными праздниками и традициями, на основе тонких наблюдений за характерными особенностями времен года, изменениями погоды, поведением птиц, насекомых, растений, накопленных веками. И эти наблюдения напрямую связаны с работой и различными аспектами общественной жизни во всей ее целостности и многообразии.
  2. накопление перцептивного опыта работы с произведениями малых фольклорных жанров. Устное народное творчество, как нигде, сохранило особые черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, мужестве, трудолюбии, верности. Благодаря этому фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей.
  3. развивать художественный вкус через восприятие красоты изделий традиционных народных промыслов. Формировать эмоциональную восприимчивость и интерес к образцам русского народного искусства и ремесел и воспитывать желание заниматься такой деятельностью.
  4. показать глубокое нравственное значение сказок, их поэтичность, отражение в них национального характера, мировоззрения. Познакомить через них со средствами выразительности родного языка (яркость, образность, точность).
  5. развивать двигательную активность детей, их умение сотрудничать друг с другом, через знакомство со старинными народными играми.
  6. использовать устный фольклор для развития у детей правильного произношения и связной речи. При разучивании детских стишков ребенок слушает язык, улавливает его ритм, отдельные сочетания звуков и постепенно вникает в их смысл, развивая фонематический слух малыша. Согласно многочисленным наблюдениям, дети, которых качали под колыбельные, развлекали колыбельными и сказками, играли с ними и читали детские стишки, были самыми творческими личностями. Пословицы, поговорки, загадки развивают логическое мышление, приучают к образной точности. А сказки оказывают огромное моральное воздействие, формируют творческие силы, самостоятельное мышление.

В нашем исследовании мы придерживаемся позиции концепции дошкольного воспитания, в которой основной путь воспитания представлен как приближение ребенка к общечеловеческим гуманистическим ценностям, раскрывающимся через приобщение ребенка к своей национальной культуре. Психологические исследования (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн и др.) показывают, что акклиматизация личности к культуре происходит уже в дошкольном возрасте через приобретение общественно-исторического опыта, воплощенного в материальных и духовных ценностях, и осваивается в активной творческой деятельности. В этом отношении дошкольный возраст справедливо рассматривается как период формирования личности, «период ее социализации» и привыкания индивида к культуре.

Таким образом, анализ особенностей воспитания детей старшего дошкольного возраста в связи с приобщением к родной культуре позволяет сделать следующие выводы.

Специфика обучения детей старшего дошкольного возраста определяется основными приобретениями ребенка и дидактической направленностью процесса взаимодействия со взрослым.

Основной процесс «вращивания» ребенка в культуру в дошкольном возрасте определяет изучение форм и содержания родной культуры, помогает дошкольникам познать себя, гордиться своей страной, осознать ценность и, главное, необходимость своей жизни не только для себя, но и для общества в целом.

Народные традиции, как значимые элементы региональной культуры, дают возможность исследовать культурное пространство страны и региона; они не только позволяют познакомиться с образом жизни разных народов, но и раскрывают сильную самобытность соседствующих культур, их внутреннее сходство.

Следовательно, личность ребенка может полностью развиться только через интеграцию в культуру своего народа.

Теоретический анализ психолого-педагогической литературы показывает, что в возрасте 6-7 лет дети начинают понимать смысл моральных требований и правил, у них развивается способность предвидеть последствия своих поступков. Их поведение становится более целенаправленным и обдуманным. Создаются возможности для формирования у детей ответственности за свое поведение, элементов самоконтроля, аккуратности по схеме нравственного воспитания: (знания и идеи) + (мотивы) + чувства и установки) + (навыки и привычки) + (действия и поведение = моральные качества.

Национальные традиции и культура как педагогическое поле деятельности в дошкольных учреждениях

В современных условиях осознания духовных основ развития общества актуальной является проблема глубокого и научно обоснованного учета особенностей региональной культуры в работе с детьми. Необходимость введения регионального компонента устанавливается законодательством Российской Федерации.

Содержание некоторых разделов дошкольного образования (ознакомление с окружающим миром, формирование представлений о природе, праздники и развлечения и другие) предусматривает включение местной культуры и национальных традиций.

Поэтому приобщение ребенка к общечеловеческим, цивилизационным ценностям начинается с познания культуры, особенно культуры своей малой родины. Вопросы познания и присвоения культуры обсуждали Е.А. Баллер, Е.В. Ильенков, А.В. Каменец, Ю.А. Лукин, Е.Ю. Соловьев и другие.

В последние годы возрос интерес к дидактическому аспекту приобщения детей к родной культуре и национальным традициям. В работе А.Б. Измайлова представлены «сказочные материалы» в русской народной педагогике для воспитания дошкольников, в исследовании М.Б. Кожановой показан педагогический процесс в дошкольном образовательном учреждении в контексте региональной и этнической направленности образования. Такой процесс рассматривается как специально организованное взаимодействие (в форме сотворчества) педагогов и учащихся по реализации содержания образования с использованием идей народной педагогики, а также особенностей, факторов, средств, методов воспитания для решения образовательных и воспитательных задач по удовлетворению потребностей общества во всесторонне развитой личности и своего ребенка, его интересов и потребностей, способствующих его развитию и социализации как субъекта этноса и как гражданина.

Внимание исследователей также уделялось подготовке будущих воспитателей к фольклорной работе в ДОУ, работе по усвоению фольклорной лексики детьми старшего дошкольного возраста (Н.Л. Емельянова, Е.Н. Косенко, Л.С. Плетенецкая) и отдельные их аспекты, направленные: формирование этнокультурной компетентности студентов педвуза в полиэтнической среде (О.И. Гуренко, 2005) и этнопедагогическая подготовка (О.И. Давыдова, 2007).

В педагогической науке и дошкольной педагогике растет интерес к национальной идентичности, уделяется внимание возрождению народных традиций, развитию и пониманию роли собственной нации, этноса в мировом историческом процессе. В задачу учителя в связи с этой проблемой входит умение предвидеть и распознать потенциал национальных традиций, обычаев; помочь пробудить интерес к родной культуре и научить осознавать себя носителем этой культуры.

Механизмом интеграции народной педагогики в современный образовательный процесс в дошкольных учреждениях является народная традиция, поскольку традиция выражает сущность народной культуры и ее связь с социальными условиями; она несет те же воспитательные и развивающие функции в настоящем.

Этнопедагогика выясняет педагогические возможности древних обычаев в современных условиях и определяет целесообразность новых традиций и обычаев, способствующих воспитанию и развитию личности.

Воспитание на народных традициях способствует формированию религиозной терпимости и межэтнической толерантности.

Новый взгляд на культуру как единство национального, этнического и регионального, разработанный в современной философии, представляется нам чрезвычайно важным. Это, видимо, объясняется тем, что культура не только фиксирует общечеловеческую жизнедеятельность, но и отражает качественные особенности исторически выросших конкретных территорий.

Русская культура развивалась в условиях этой многонациональности. Региональная культура развивается из двух источников: внутреннего саморазвития национальных культур и взаимовлияния, взаимодействия, взаимопроникновения, но не слияния различных культур, а их творческого взаимозаимствования.

Мы считаем, что главная задача детского сада русской культурной традиции — заложить основы духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и с творческим потенциалом, способной к самосовершенствованию, к гармоничному взаимодействию с другими людьми.

Традиции организуют связь между поколениями, они поддерживают духовную и нравственную жизнь народов. Преемственность старших и младших основана на традициях. Чем разнообразнее традиции, тем богаче нация духовно. Ничто так не объединяет нацию, как традиции. Традиция помогает восстановить утраченное наследие, и это восстановление может стать спасением человечества. Поэтому так важно, чтобы современные учителя воспитывали уважение к традициям, позитивное отношение к ним, желание поддерживать и сохранять их. Сто процентов педагогов дошкольных образовательных учреждений положительно относятся к народным традициям и считают, что их нужно уважать. Однако 42,8 процента педагогов дошкольных учреждений действительно поддерживают народные традиции в детском саду. Остальные 26,2% респондентов относятся к этому вопросу безразлично, а 31,0% — отрицательно, не поддерживают народные традиции и не проявляют желания поддерживать их в будущем.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Организация диалогических умений у младших школьников на уроках английского языка
  2. Классно-урочная система обучения, её отличительные особенности
  3. Образовательные технологии в ВУЗе
  4. Критерии эффективности воспитательной работы
  5. Методические идеи в. Г. Маранцмана и их значение для современной школы
  6. Технология педагогической деятельности при работе с младшими школьниками
  7. Основные направления развития и признаки современной образовательной системы
  8. Особенности воспитания одаренных детей
  9. Методика профессионального образования
  10. Виды нарушений звукопроизношения