Для связи в whatsapp +905441085890

Становление советской философии — Философская жизнь страны

История развития философии в России является неотъемлемой частью мирового историко-философского процесса. Философская мысль советского периода прошла тернистый путь. Она отражала культурное и историческое развитие России. Отечественная философская мысль возникла позже, чем в соседних странах, и испытала сильное влияние сначала византийской и античной мысли, а затем западноевропейской философии. С приходом к власти большевиков русская философия развивалась в основном как марксистская, а десталинизация и «хрущевская оттепель» создали новую атмосферу, отмеченную возрождением творческого мышления в философии.

Тема «Основные тенденции в развитии отечественной философии после 1917 года» актуальна тем, что мы можем проследить, как философская мысль выживала в условиях «упаковки» в ленинско-марксистскую оболочку партии и как она проявилась после освобождения от нее.

В развитии русской постреволюционной философии можно выделить ряд периодов, соответствующих определенным этапам в развитии общества: возникновение большевистской власти, жесткая диктатура Сталина, десталинизация и «оттепель», постсоветский период. Наиболее значительные изменения произошли после осуждения культа Сталина. В результате ослабления идеологического контроля, успехов науки и техники, в философских исследованиях появились новые направления, которые часто противоречили официальной доктрине. Были сформированы новые направления и дисциплины.

Философы постепенно отходили от марксистского канона, сформировались школы в истории философии, гносеологии, логике, философии науки и философской антропологии. Унифицированная версия марксистской философии уступила место нетрадиционным, более гибким подходам.

После распада СССР произошла переоценка ценностей и отказ от «советского марксизма». В то же время позитивные достижения творчески мыслящих философов советского периода помогли создать идеологические условия для последующего периода русской философской мысли. Потенциал этих достижений связан с новым пониманием истории русской и зарубежной философии, особенно идей, соответствующих современным потребностям в разработке обновленной системы ценностей.

С приходом к власти большевиков поле философской деятельности значительно сузилось. В первые послеоктябрьские годы марксистские философские исследования в стране, как правило, назывались «историческим материализмом». Началось идеологическое наступление на немарксистские философские течения и борьба за монополию марксизма. Некоторые старые философские общества и журналы были распущены. Руководство большевистской партии пыталось пропитать общество духом марксизма. Идеологически неугодные философы того времени, особенно представители старой школы, были изгнаны из страны. Н.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, И.И. Лапшин, С.Л. Франк, Л.П. Карсавин и Н.О. Лосского постигла эта участь. Многие философы умерли в тюрьмах и в изгнании. Сторонники марксистского мировоззрения начали лобовую атаку на различные идеалистические школы и подвергли их критике. Впервые в своей истории марксистское мировоззрение было поддержано государством. Она была объявлена теоретической основой развития общественного бытия и сознания, внутренней и внешней политики государства.

Становление советской философии - Философская жизнь страны

Философская жизнь страны

До конца 1920-х годов идеологическая и философская жизнь оставалась плюралистической. Помимо научных учреждений, в которых работали кафедры, занимающиеся марксистской философией, были еще учреждения, в которых работали в основном философы старой формации. Все еще существовали издания, которые были весьма далеки от марксизма. Неогегельянец Ильин, ницшеанец Шестов, идеалист Челпанов и другие по-прежнему публиковались в некоторых журналах. Частные издательства публиковали книги и памфлеты философских реакционеров. Пресса, высшие учебные заведения были вовлечены в ожесточенную идеологическую борьбу. За правящей официальной философией прорвались тенденции, обусловленные противоречивостью социокультурной среды и интенсивным развитием естественных наук и психологии. В 20-е и 30-е годы появились новые идеи в разработке проблем культурологии, тектологии, герменевтики, ноосферы и других, которые были разработаны позже — после 60-х годов.

В 20-е годы развернулась дискуссия по вопросам связи философского мировоззрения и естествознания, а также универсального философского метода и конкретных методов познания. Лидерами противоборствующих сторон были И.И. Степанов (Скворцов) и А.М. Деборин. Сторонников первой называли «механистами», сторонников второй — «диалектиками». Хотя в ходе дискуссии происходило постепенное сближение дискутирующих сторон, «диалектики» взяли верх. Одной из причин этого было то, что «диалектики» фактически ориентировали философию на «управление» и «доминирование» над науками. Эта ориентация следовала за возникшим во второй половине 1920-х годов пониманием особой роли философии, которая стала возлагать на философию задачу теоретического обоснования практико-политической линии партии и руководства всеми областями науки и культуры. Однако со временем стало очевидно, что даже деборинцы уже не могут удовлетворить политическое руководство Сталина. В 1930-х годах на противоборствующие партии стали навешивать политические ярлыки: «механисты» — «правое политическое отклонение», «диалектики» — «меньшевистские идеалисты».

После установления режима личной власти Сталина философская жизнь страны подверглась жесткому и жестокому политическому и идеологическому контролю, сопровождавшемуся репрессиями против философов. Учебники, опубликованные в начале 1930-х годов, сформировали специфический образ марксистской философии. Они отстаивали принцип партийности и подчеркивали роль классовой борьбы в истории общества.

М.Б. Митин, П.Ф. Юдин, Г.Ф. Александров, Е.П. Ситковский и М.М. Розенталь, возглавлявшие Отделение философских наук, под видом укрепления линии партии прославляли Сталина как философа. Философия стала практиковаться как форма политики.

Советская философия в эпоху сталинизма

Прославление особенно усилилось после того, как Сталин написал главу «О диалектическом и историческом материализме» в «Кратком курсе истории ВКП(б)» в 1938 году. Эта работа была названа «кульминацией» марксистской философии. На самом деле для него характерны схематизм и чрезмерное упрощение. Диалектический метод и материалистическая теория — это, по мнению Сталина, учение об одном и том же: о бытии, о мире, о законах («свойствах») объективной реальности. Он определял метод познания только как законы развития объективного мира. Закон единства и борьбы противоположностей был сведен к закону их борьбы. Закон отрицания отрицания был устранен (как «пережиток» гегельянства). Конкретные политические рекомендации были выведены «напрямую» из абстрактных философских предположений.

Большое влияние на идейно-философский климат оказало обсуждение в 1946 году книги Г.Ф. Александрова «История западноевропейской философии». А.А. Жданов называл всю «домарксистскую» историю «ненаучной» и противопоставлял ее «научной» марксистской философии. Жданов сделал ряд заявлений о предмете и задачах марксистской философии, которые расходились с господствующими взглядами. По его мнению, диалектический материализм был не наукой наук, а инструментом познания, и марксистская философия не должна стоять выше других наук.

В результате уже значительно возрос удельный вес исследований по проблемам эпистемологии и диалектической логики, велись дискуссии о соотношении диалектической и формальной логики. Усилился процесс дифференциации философского знания и автономизации его отдельных отраслей. Советская философия превратилась в систему философских дисциплин.

Осуждение культа личности Сталина в 1956 году создало возможность для развития философской мысли в стране, ослабив жесткий идеологический контроль над общественными науками. Появилось новое поколение философов и культурных мыслителей, которые хотели преодолеть догматизм и стереотипы. На рубеже 50-60-х годов психология возникла как самостоятельная дисциплина, этика, эстетика стали более автономными, сформировались аксиология, социология и другие науки.

На рубеже 50-60-х годов в центре философских исследований оказались проблемы гносеологии, теории и логики познания. Е.В. Важную роль в этом сыграли Ильвенков, Б.М. Кедров, П.В. Копнин и их сторонники. Ильвенков внес важный вклад в развитие теории материалистической диалектики как логики, а также в создание системы логико-диалектических категорий. Он считал восхождение от абстрактного к конкретному «универсальным методом мышления в науке в целом». М.М. Розенталь, Л.А. Маньковский и другие философы старшего поколения начинают заниматься той же проблемой. Идеи Э.В. Ильенкова в области эпистемологии оказали влияние на Г.С. Батыева, который обратился к анализу проблем философской антропологии и создал собственную школу анализа глубинной коммуникации. Также В.А. Лекторский, Л.К. Науменко, Д.М. Абдильдин, А. Касымжанов и другие разработали собственные теоретико-познавательные и методологические концепции.

Формирование школ и направлений

А.А. Зиновьев в своих работах, посвященных логике «Капитала», делал акцент на анализе различных логических приемов. Из школы А.А. Зиновьева вышли исследования Б.А. Грушина о методах исторического анализа и первые работы М.К. Мамардашвили, посвященные процессам анализа и синтеза и соотношению формы и содержания в теоретической мысли. Это была также школа Г.П. Щедровицкого, который вышел из нее и впоследствии основал свою собственную школу.

Его работы занимают особое место. От изучения проблем логики, методологии и эпистемологии М.К. Мамардашвили переходит к исследованию проблем сознания, создавая оригинальную философско-антропологическую концепцию, используя не только идеи Маркса, но и идеи феноменологии и экзистенциализма.

В 70-80-е годы интенсивная работа велась в школе В.С. Библера. Он разрабатывает оригинальную концепцию мышления как диалога различных логик и переходит к изучению проблем познания в рамках философской теории культуры.

В 1960-е годы в Киеве сформировалась школа логики и методологии науки, главой которой был П.В. Копнин, разработавший принципы связи содержательного и формально-логического анализа научного знания. В рамках Киевской школы ряд исследований провели М.В. Попович, С.Б. Крымский, П.С. Дышлев.

В Минске возникла школа научной методологии, основанная на идеях В.С. Степина. В центре его внимания были проблемы генезиса теоретического знания в рамках взаимодействия научного взгляда на мир, теоретических схем, формального аппарата, практических и идеологических операций.

В Новосибирске плодотворно работала школа научной методологии, основанная на идеях М.А. Розова о социальной памяти и «социальных реле».

В целом, исследования по проблемам эпистемологии и методологии науки находились на подъеме в 60-80-е годы. В то время изучались такие проблемы, как теория и эмпиризм, идеализация и формализация, объяснение и описание, проблемы моделирования, гипотетико-дедуктивная модель развития науки, роль конструктов и идеальных объектов в формировании теории, аксиоматический способ формирования теории, знание как исторический процесс, соизмеримость теорий.

Важную роль в разработке проблем методологии науки сыграли системно-структурные исследования. В рамках этих исследований стало возможным изучение таких проблем, как системность, целостность, организация, структура, структурный подход к анализу изменений. В 60-е годы ряд философов с увлечением конструировали различные модели субординации и систематизации философских категорий, но позже это увлечение сошло на нет.

Проблемы современной формальной логики изучались с большим успехом. Большое влияние на переориентацию логических исследований оказал А.А. Зиновьев, который начал заниматься символической логикой. Эта переориентация формальных исследований на современные проблемы была поддержана П. В. Таванцем, а затем получила дальнейшее развитие у В. А. Смирнова, который основал и возглавил оригинальную школу логики. Начались исследования по истории логики. Логиков-философов активно поддерживали логики-математики. Работы российских логиков получили международное признание.

В эти годы интенсивно разрабатывались философские проблемы. Возникло большое направление с разнообразными и разветвленными темами: проблема причинности в современной науке, принцип соответствия, принцип дополнительности, принцип наблюдаемости, принцип редукции, проблема глобального эволюционизма и другие. Выдающиеся ученые различных направлений активно участвовали в разработке философских проблем естествознания.

Философия в постсоветский период

В 90-е годы и в начале 21 века философия стала развиваться в совершенно новой идеологической и культурной ситуации, в условиях исчезновения официальной идеологии и возможности развития других философских концепций. Ситуация в начале 90-х годов была настолько новой, что у некоторых философов возникло искушение начать работу в области культуры и философии (как ее части) как бы с нуля. И если нельзя начать с нуля — ведь никакое творчество невозможно без традиций, — то можно хотя бы «пропустить», просто проигнорировать все то, что происходило в нашей культуре в темные десятилетия идеологического диктата. Пытаться детально разобраться в том, что было сделано тогда, пытаться отличить плохое от хорошего — бесполезно, стали думать некоторые наши философы. Ведь даже то, что считалось хорошим и «прогрессивным» в то время (а возможно, так оно и было, учитывая сложные условия того времени), вряд ли может служить основой для философствования сегодня. Ведь сегодня мы ясно видим, что даже лучшие представители нашей философии того времени ощущали на себе омертвляющее влияние устаревших догм. Для тех, кто родился, вырос и жил в то время, иначе и быть не могло. Поэтому развитие современной русской философии должно опираться на другие традиции.

В связи с этим кто-то предложил продолжить то, что было сделано в русской философии религии, а именно: держаться за тот источник идей, который связан с православием и культурой Серебряного века. В этой связи особое значение придавалось философским идеям А.Ф. Лосева, который жил, работал и публиковался в СССР, но по существу развивал идеи русской философии религии начала века в новых условиях. Другие видели возможный источник нового философского творчества в усвоении идей современной западной философии, особенно феноменологии и постмодернизма.

Теперь для философии в нашей стране открываются новые возможности. Переиздаются труды классиков русской философии религии.

Тем не менее, представление о том, что философия в России может развиваться только из этих двух источников — ассимиляции наследия русской религиозной философии и современной западной философии — ошибочно. Дело в том, что при всей важности освоения наследия русской религиозной философии, это освоение не может заменить потребности в самостоятельном философском творчестве, в решении проблем, которые для этой философии не существовали. Мы не можем просто делать вид, что восстанавливаем линию развития русской философской мысли, прерванную революцией 1917 года, потому что наша страна уже совсем другая, и мир, в котором мы живем, тоже далеко ушел от того, который существовал в первые десятилетия нашего века. Что касается освоения западной философской классики 20 века и современной западной философской мысли, то это тоже необходимо и важно. Но дело в том, что человеческий смысл философии, ее социальная и культурная роль состоит в том, чтобы помочь нам понять, как универсальные и «вечные» проблемы связаны с конкретной, уникальной культурно-исторической ситуацией, характерной для данной культуры и данного времени. Наша российская культура в ее прошлом, настоящем и будущем нуждается в самосознании (такое самосознание вообще является необходимым условием развития любой культуры).

Русская философия призвана разобраться с этим. Современная западная мысль, а также наследие отечественной философии могут существенно помочь в этом, но не могут заменить самостоятельное мышление. Можно даже сказать, что если у русской культуры есть будущее, то оригинальное философское мышление не может отсутствовать в нашей стране. Кроме того, есть только один способ научиться философствовать: самостоятельно решать философские проблемы. Принятие наследия (своего и других) необходимо, но недостаточно, а подражание деятельности других не очень плодотворно.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Материализм и идеализм в философии Просвещения — Характерные черты философии Просвещения
  2. Направления в гносеологии
  3. Под углом зрения абсолюта: адвайта-веданта и другие
  4. Ансельм Кентерберийский и его доказательство бытия бога
  5. Соотношение методологии и теории познания
  6. Онтология
  7. Структура научного знания
  8. Субъект-субъектные связи в структуре общества
  9. Происхождение философии — Вопрос о происхождении мира и человека
  10. Гносеология религии