Для связи в whatsapp +905441085890

Связь физической культуры с эстетическим воспитанием — Виды адаптивной физической культуры

Продвижение чувства добра (этика) и чувства красоты (эстетика) неразделимы. Таким образом, общение с объектами природы развивает чувство прекрасного и человеческую нравственность. Нравственные идеалы определяются гуманным отношением человека к человеку. Природоцентричное взаимодействие с природой развивает чувство сострадания, заботу о ней и желание помочь ей. Проявление заботы о живых существах соответствует сердечному отношению к человеку. Но забота о природе подчинена высоким целям заботы о человеке. Жестокость, беспричинное уничтожение животных и растений, нанесение неоправданного ущерба природе — это античеловечно.

Нравственная сторона воспитания в процессе изучения биологии основывается на суждениях о ценности природы, ее практичности,

познавательное и эстетическое значение в жизни человека. Школьный курс биологии помогает показать учащимся высокое гуманистическое значение науки о живой природе, место человека в природе и его неразрывную связь с ней.

Этические соображения привели к пересмотру методов преподавания биологии; были исключены острые эксперименты на животных, препарирование, демонстрации, восприятие которых учащимися может вызвать чувства жестокости и негуманного отношения к животным.

Первичность факта жизни, ее уникальность в каждом проявлении — вот что, по мнению Швейцера, следует учитывать при разработке норм моральных отношений. Он противопоставляет формуле Декарта «Я мыслю, следовательно, я существую» свою собственную: «Я — жизнь, которая хочет жить, среди жизни, которая тоже хочет жить». Эта формула утверждает взаимосвязь формы жизни или живого существа с другими. Согласно Швейцеру, нравственность — это не только закон жизни, но и основное условие ее существования и развития.

Изучение живой природы позволяет эстетически воспитывать учащихся, что считается неотъемлемой частью всей педагогической системы. В методике преподавания биологии одним из первых показал пути углубления воздействия школьной науки на пробуждение чувства прекрасного А. Я. Гальперин. Его мысли развивали Д.Г. Кайгородов, Б.Е. Райков, К.П. Ягодовский, Н.М. Верзилин, В.М. Корсунская, Д.И. Трейтак.

Проблемой эстетического воспитания в методике биологии занималась А. Косорукова; она выделила методические условия эстетического воспитания, развития у школьников способности видеть и понимать, ценить и создавать прекрасное:

  • Прямое общение с природой;
  • Изучение живой природы не только для ее познания, но и для формирования эстетических чувств;
  • Использование литературы и других произведений искусства;
  • Организация изобразительной деятельности учащихся не только для понимания научной сущности природы, но и для их эстетического восприятия;
  • тесная связь биологии с темами гуманитарного и эстетического цикла.

На первое место в эстетическом воспитании учащихся в процессе преподавания биологии должно быть поставлено общение с природой.

Цели эстетического воспитания заключаются в том, чтобы учащиеся могли:

  • Видеть и распознавать прекрасное;
  • Создавать и защищать прекрасное в природе, на работе и в окружающей среде;
  • действовать красиво.

Использование произведений искусства на уроках биологии способствует эстетическому воспитанию учащихся.

В методике преподавания биологии природа рассматривается как источник художественного творчества. Формирование у учащихся эстетического восприятия художественных произведений, изображающих природу, является задачей не только учителей биологии, но и учителей гуманитарных наук. Учитель биологии часто использует репродукции, художественные открытки, марки с изображениями растений, животных, природных ландшафтов и подчеркивает достоинства этих произведений искусства, развивает у учащихся чувство прекрасного.

Связь физической культуры с эстетическим воспитанием

Виды адаптивной физической культуры

Исходя из потребностей людей с ограниченными возможностями и ограничениями здоровья, можно выделить следующие виды адаптивной физической культуры.

Адаптивная физическая культура — это вид адаптивного физического воспитания, удовлетворяющий потребности людей с ограниченными возможностями здоровья в подготовке к жизни, бытовой и трудовой деятельности; в формировании положительного отношения к адаптивной физической культуре.

В процессе адаптивного физического воспитания у людей с ограниченными возможностями формируется комплекс специальных знаний, двигательных умений и навыков, происходит развитие физических и психических качеств, повышение функциональных возможностей организма, развитие остальных телесно-двигательных качеств.

Основной целью адаптивного физического воспитания является формирование у студентов сознательного отношения и уверенности в своих силах, желания заниматься физической культурой и потребности в систематических занятиях физическими упражнениями.

В адаптивном физическом воспитании, которое должно начинаться с момента рождения или выявления патологии, основное внимание уделяется задачам коррекции основного дефекта, сопутствующих заболеваний и вторичных отклонений, развитию компенсаторных механизмов жизнедеятельности и профилактической работе. Междисциплинарные связи здесь приобретают большое значение, когда речь идет о развитии двигательных действий и представлений, а также о духовно-нравственном, эстетическом и трудовом воспитании. Этот компонент адаптивного физического воспитания также важен в случаях приобретенной патологии или инвалидности, когда человеку необходимо заново освоить важные навыки (например, ходьба с протезами конечностей, ориентация в пространстве при потере зрения и т.д.).

Адаптивный спорт — это вид адаптивной физической культуры, удовлетворяющий потребности человека в самореализации, познании и сравнении своих способностей с возможностями других, потребности в коммуникативной деятельности и социализации.

Для многих больных адаптивный спорт является единственным способом удовлетворения одной из основных человеческих потребностей — самореализации, поскольку профессиональные, социальные, политические и другие виды деятельности недоступны. Поэтому целью адаптивного спорта является формирование спортивной культуры инвалидов, приобщение их к социально-историческому опыту этой сферы, освоение мобилизационных, технологических и интеллектуальных ценностей физической культуры.

Основой адаптивного спорта является соревновательная деятельность и целенаправленная подготовка к ней, достижение максимальных возможностей, совершенствование индивидуальной спортивной техники на основе полученных функций.

Содержание адаптивного спорта (как базового, так и спорта высших достижений) направлено на формирование у инвалидов (особенно талантливой молодежи) высокого спортивного мастерства и достижение ими наивысших результатов в соревнованиях с людьми, имеющими аналогичные проблемы со здоровьем.

Адаптивный спорт как социальное явление можно сравнить с лакмусовой бумажкой, позволяющей оценить реализуемую в обществе концепцию отношения к инвалидам: действительно ли мы воспринимаем их как равных себе, имеющих право на самостоятельный выбор пути развития самореализации, или просто декларируем это?

Адаптивный спорт развивается в рамках основных международных движений — Паралимпийских игр, Специальных Олимпийских игр и Сурдлимпийских игр.

Адаптивная двигательная рекреация — это вид адаптивной физической культуры, способствующий удовлетворению потребностей людей с ограниченными возможностями здоровья (в том числе инвалидов) в отдыхе, развлечении, интересном досуге, смене деятельности.

Содержание адаптивной двигательной рекреации направлено на сохранение и восстановление физических сил, которые инвалид затрачивает в деятельности (работа, учеба, спорт), профилактику утомления, развлечение, интересный досуг и улучшение здоровья с удовольствием. Наибольшего эффекта от адаптивного двигательного восстановления можно ожидать, если оно дополнено оздоровительными технологиями превентивной медицины.

Физическая культура личности и здоровый образ жизни

С младенчества, помещенный в надлежащую гигиеническую среду и постепенно привыкающий к условиям природы, молодой человек укрепляется и закаляется как физически, так и умственно для борьбы с жизнью. Именно к этому, по сути, и должна стремиться разумная педагогика.

Ценной особенностью хорошего физического воспитания является то, что совершенствование тела всегда сопровождается развитием психических качеств, которые формируют жизнеспособный характер человека и гражданина, а именно: жизнелюбие, бодрое настроение, смелость, бесстрашие, решительность, энергия, активная воля, разборчивое внимание, находчивость, преданность делу, умение помочь себе и другим, и внутренняя дисциплина даже в игре….

Система физического воспитания в школе состоит из уроков физической культуры и ОБЖ, факультативов, внеклассных занятий популярными видами спорта: кружки, секции, спортивные праздники и соревнования; физкультурно-оздоровительных мероприятий в режиме учебного дня: гимнастика перед уроками, двигательные паузы в классе, игры и физкультурные упражнения на переменах и в продленном дне, лечебно-оздоровительные мероприятия. Дети и подростки могут улучшить свою физическую подготовку и здоровье в системе дополнительного образования и в специальных оздоровительных центрах.

Средствами физического воспитания являются гимнастика, игры, туризм и спорт. Они также включают природные силы — солнце, воздух и воду, а также гигиенические факторы, такие как время работы и отдыха, питание, одежда и санитарные условия в здании.

Основными методами физического воспитания являются физические упражнения, тренировка, убеждение (объяснение), наставление, положительный пример, соревнования.

Безопасная жизнь и формирование здорового образа жизни — это прежде всего процесс формирования у детей осознания опасности отравления организма и психики наркотиками, ядами, алкоголем и никотином, развитие нравственного и эстетического отвращения и неприятия пьянства, курения и наркотиков. Этот процесс должен основываться на глубоком мировоззрении, культурных представлениях о смысле человеческой жизни, идеалах, морали и религии. Она должна строиться на утверждении идеала и норм здоровой, гармоничной и счастливой жизни для каждого человека, на понимании того, что здоровье является высшей личной и общественной ценностью.

На Западе существуют многочисленные программы антиалкогольного, антинаркотического, антинаркотического воспитания. В нашей школе эти задачи частично решаются с помощью курса «Основы безопасной жизнедеятельности». Работу по преодолению этих страшных явлений в жизни детей и подростков должны вести яркие и сильные примеры для подражания, чтобы оказать быструю и необходимую помощь детям, попавшим в беду, особенно в наркотическую или алкогольную зависимость. Однако, чтобы сохранить здоровье и жизнь детей, необходимо также научить их, как вести себя в экстремальных ситуациях дома (пожар, утечка газа, кража со взломом и т.д.), на природе (наводнения, землетрясения и т.д.), на воде, в воздухе, в поле, в лесу и т.д.

Полноценное физическое развитие и знание того, как избежать опасности или выйти из опасной ситуации, обеспечение хорошего здоровья и его поддержание, служат основой для продуктивной умственной деятельности человека, содержательного и увлекательного досуга и получения удовольствия от жизни.

Понятийное поле теории физического воспитания

Дихотомический подход к изучению человека, разделяющий его телесность и духовность, долгое время существовал в российском изучении человека, что привело к существованию в общественном сознании неуместного сопоставления «человека духовного» и «человека физического». Представители природно-детерминистской концепции связывали развитие человека прежде всего с его телесно-психическим началом. Дуалистическая концепция человека привела к пренебрежению телесностью, к отождествлению культуры личности исключительно с психическими качествами.

Две крайние тенденции подхода к целостности человека: во-первых, девальвация ценности и значимости человеческой телесности и, как печальное следствие, пренебрежение к телу и здоровью; во-вторых, чрезмерная «соматизация» человека, абсолютизация «мышц и мускулов» или «груди и ягодиц» (И. М. Быховская) долгое время препятствовали целостному формированию человеческой субъективности в контексте физической культуры.

В связи с вышеизложенным, физическая культура долгое время рассматривалась в теории домоводства как вид материальной культуры, в которой акцент делался на развитие тела, кондиций и двигательных навыков человека (Г. А. Дюперрон, 1929; А. Д. Новиков, 1949; В. М. Выдрин, 1974; Б. А. Ашмарин, 1990; Л. П. Матвеев, 1991 и др.)

Современный этап развития культуры характеризуется преодолением узкоспециального изучения культурных явлений и связан с признанием их полифонического (М. Бахтин, Д. Лихачев и др.), мозаичного (А. Моль, М. Маклюэн и др.) характера, их системного рассмотрения, обращения к человеку как к целостной, многомерной, интегративной системе (А. А. Богданов, В. А. Виноградов и др.).

Сегодня совершенно новый этап понимания сущности физической культуры обозначен ее влиянием на духовную (ценностно-мотивационную, интеллектуальную, этическую, эстетическую) сферы (В.И. Столяров, 1986; И.И. Сулейманов, 1991; Л.И. Лубышева, 1992, Ю.М. Николаев, 1997).

И. М. М. Быховская отмечает, что «физическая культура не является сферой непосредственной «работы с телом», хотя именно физико-двигательные качества личности представляют интерес в этой сфере. Как и любая другая сфера культуры, физическая культура — это прежде всего «работа с духом» человека, его внутренним, а не внешним миром…». (Быховцева И.). (Быховская И.М. Быть телом. Иметь тело. О создании тела //TiPFK. 1986. № 5. С. 66).

Сегодня общепризнано, что «физическая культура» — это вид (подсистема) общей культуры, качественная сторона (творческой) деятельности по освоению, совершенствованию, сохранению и восстановлению ценностей в сфере физического совершенствования человека по самореализации его физических и психических способностей (сил) и их социально значимых результатов, связанных с выполнением им своих обязанностей в обществе (Николаев Ю. М. О физической культуре, ее теории и системе физкультурной деятельности.

Именно единство ценностного, функционального и деятельностного аспектов содержания физической культуры способствует пониманию ее интегративной, человекотворческой, духовно-физической сущности.

Системообразующим компонентом физической культуры является специфическая двигательная активность, направленная на достижение физического совершенства как отдельного человека, так и общества в целом, а именно: «возделывание» тела и его двигательной активности через духовное руководство (одухотворение через одухотворение), а также духовное пробуждение, возвышение через «окультуренную» двигательную активность (одухотворение через одухотворенное возделывание тела).

Кроме того, спортивная деятельность — это целенаправленная социальная деятельность, разрешающая противоречие между актуальным и потенциальным уровнем совершенствования физической культуры через удовлетворение личностно и социально значимых потребностей человека в условиях различных форм общественных отношений. В сфере физической культуры характерной особенностью деятельности является то, что человек является одновременно субъектом и объектом (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев, В.И. Столяров и др.).

Совершенство физической подготовленности является идеальным системно-динамическим результатом процесса освоения ценностей физической культуры, который выражается в достижении гармонии психического и физического развития человека (В.К. Бальсевич, Л.И. Лубышева, Ю.М. Николаев, В.И. Столяров и др.).

Задачи воспитания

Цель образования как системы распадается на ее составляющие — общие и конкретные задачи. Глубокая перестройка общества и школы, которая привела к пересмотру и переориентации целей образования, породила множество противоречий в определении конкретных задач образования. Эти противоречия не только не устранены, но и усугублены. В этом контексте нам придется учитывать как традиционные задачи для достижения общей цели всестороннего и гармоничного развития, так и новые задачи, вызванные к жизни рыночными процессами, принятой концепцией и национальной (федеральной) программой развития образования в стране. Система образования неповоротлива и медленно избавляется от укоренившихся традиций, даже если целью является их радикальное изменение. Хочу напомнить, что в нашем случае мы не разрушаем систему до основания, а лишь модернизируем ее, чтобы привести в соответствие с новыми реалиями жизни.

Традиционными для национальной системы образования являются следующие компоненты: интеллектуальное (духовное), физическое, трудовое, политехническое, нравственное, эстетическое (эмоциональное) воспитание. Они уходят корнями в самые древние образовательные системы.

Интеллектуальное образование направлено на развитие интеллекта, познавательных способностей, склонностей и талантов личности. Его главная цель — вооружить студентов системой знаний об основах науки. Поддерживается идея продуктивного образования — вооружить учащихся знаниями, навыками и отношением, необходимыми для реализации их личных планов и намерений. С этим связана планируемая профилизация старших классов.

Большинство философов и педагогов по-прежнему отводят школе главную роль в формировании основ мировоззрения. Мировоззрение — система взглядов на природу, общество, человеческие ценности, работу, смысл жизни, знания. Она предполагает глубокое понимание явлений природы и общества, формирование способности объяснять и определять эти явления, свое отношение к ним: умение сознательно строить свою жизнь, работу, органично сочетать идеи с делами.

Сознательное усвоение системы знаний способствует развитию логического мышления, памяти, внимания, воображения, умственных способностей, развитию дарований и талантов.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Образовательные стандарты и образовательные программы
  2. Методика обучения учащихся 5–7 классов решению нестандартных сюжетных задач
  3. Активные методы обучения в начальной школе
  4. Воспитание в военной сфере
  5. Органы управления образованием в России
  6. Методика логопедической работы с дошкольниками, имеющими фонетико-фонематическое нарушение речи
  7. Специфика предмета педагогики
  8. Метод наказания
  9. Педагогика в Древней Греции
  10. Система воспитания в «Школе радости»