Для связи в whatsapp +905441085890

Танцевальная психотерапия — История происхождения

Танцевальная терапия — это психотерапевтическое использование танца и движения как процесса, способствующего интеграции эмоционального и физического состояния человека.

Танцевальная терапия используется в работе с людьми, имеющими эмоциональные расстройства, расстройства общения и межличностного взаимодействия.

Целью танцевальной терапии является осознание собственного тела, создание позитивного образа тела, развитие коммуникативных навыков, изучение чувств и групповой опыт.

Танцевальная терапия помогает обрести свободу и выразительность движений, развить гибкость.

Психокоррекционное воздействие танцевальной терапии основано на важной роли человеческого тела в жизни человека, которое является основным средством познания и выражает нашу сущность. Это способ бытия в мире. То, что чувствует человек, можно прочитать из положения тела. Эмоция — это физическое выражение, движение или жест внутри тела, обобщенным результатом которого является внешнее действие. Мы можем выражать наши чувства и состояние легче через тело, чем через ум или слова. Изменяя положение тела, мы можем изменить наше душевное состояние.

Тело позволяет человеку совершать движения, наполняющие нашу жизнь, потому что все в мире движется и изменяется. В танцевальной терапии мы должны уделять большое внимание тому, как мы двигаемся и как мы себя чувствуем в этот момент. Каждое движение стимулирует высвобождение чувств. Движения отражают черты личности. Всякий раз, когда происходят эмоциональные изменения, меняются как ментальные, так и физические чувства, и соответственно меняются наши модели движения.

Движения, сопровождаемые музыкой, называются танцами. Танец — самый древний вид искусства, потому что в первобытном обществе мы использовали танец, чтобы выразить свое отношение к миру и попытаться понять его и повлиять на него. Танец был первым религиозным обрядом.

Появление и развитие танца на протяжении тысячелетий связано с его многогранностью, с тем, что он отвечает целому спектру человеческих и социальных потребностей.

Танцевальная психотерапия - История происхождения

История происхождения

Танцевальная терапия возникла на основе традиций, новых психотерапевтических школ и направлений. Танцевальные терапевты, в зависимости от их склонности и общей психотерапевтической подготовки и опыта, могли использовать универсальный язык движений, чтобы соотнести свою практику с любыми психологическими концепциями. Танцевальная терапия позволила объединить знания, опыт и концепции различных психотерапевтических направлений. В то же время танцевальная терапия развивала свою теорию, основанную на концепции психосоматического единства.

Одним из самых важных танцевальных новаторов была Айседора Дункан. Она была неподражаема как исполнительница и выражала те самые идеи, которые были знаменем модернистского искусства. Немецкая танцовщица и хореограф Мэри Вигман была основателем танцевального экспрессионизма. Её больше всего интересовало человеческое воздействие. Эмоциональный опыт породил физическую форму и определил качество движения. В балете, с другой стороны, ряд специфических форм служит для выражения различного содержания. Мэри Вигман также привнесла импровизацию в танцевальное образование и хореографию.

Танцевальная импровизация — это когда человек движется спонтанно, он выражает себя очень точно и искренне — бессознательные стороны личности могут материализоваться в спонтанном движении. Это возможность для самопознания и большей личной целостности, что является главной целью психотерапевтического процесса. Другими словами, сама импровизация столкнула танцоров и учителей с исцеляющей силой танца.

Знания о первоначальном назначении танца и о древних лечебных практиках, в которых танец был неотъемлемой частью, были почти полностью утрачены. Среди первобытных людей движение и жест были средствами общения еще до того, как появился язык. В ранних человеческих сообществах танец был неотъемлемой частью жизни общины как средство индивидуального выражения (страха, печали, радости и т.д.), так и как средство передачи культурного наследия. Танцы сопровождают все ритуалы: рождение, брак, смерть, праздники и торжества, события повседневной жизни (охота, рыбалка, военные походы). Это был танец, который передал отношение человека к неизвестному и неведомому, к природе, и выразил свою связь со Вселенной, с богами и духами. Танец служил средством духовной и исцеляющей практики.

Танцевальная терапия, после многих веков отношения к танцу как к элитарной форме искусства, возвращает танцу его первоначальный смысл: не важно, как человек двигается, важно то, что он чувствует, чувствует, думает и выражает своим танцем.

Переход танца в терапевтическую модальность чаще всего ассоциируется с именем Марион Чейз, которая изначально была простым учителем танца и танцовщицей. Первоначально Марион Чейз работала с детьми и молодежью в специальных школах и клиниках, а также в собственной студии. Ее работа в качестве танцовщицы произвела впечатление на психологов, психиатров и других специалистов в области здравоохранения, и они были направлены, чтобы помочь ей.

В 1946 году Марион была приглашена для тестирования своих методов с госпитализированными психиатрическими пациентами. Этот год считается днем рождения танцевальной и двигательной терапии. Спустя годы успешная работа Чейза с регрессивными, не говорящими и психически больными пациентами получила национальное признание. Пациенты, которые считались безнадежными, имели возможность участвовать в групповом общении и выражать свои чувства на сеансах танцевально-двигательной терапии.

Эволюция танцевально-двигательной терапии перешла от практики к теории, от профессионального танца к терапии. Постепенно интуитивные способы проведения психотерапии через танец «переросли» в теоретические конструкции. Каждый танцевальный терапевт разработал и теоретически обосновал свою собственную танцевальную терапию.

Функции танцевальной терапии

Танцы выполняют следующие функции:

  • психофизиологические, психологические и психотерапевтические функции. Танцевальные релизы удерживали, подавляли чувства и эмоции, в том числе и нежелательные для общества. Танец способствует двигательной и ритмической экспрессии, разрядке и перераспределению избыточной энергии, активизации организма, снижению тревоги, напряжения и агрессии. Кроме того, танец оказывает оздоровительный эффект и способствует саморегуляции организма.
  • функция связи. С помощью танца люди узнают друг друга и общаются друг с другом. Кроме того, танец способствует формированию и развитию отношений между людьми.
  • социальная и психологическая функция. С помощью танца создается образ партнера и группы, инициируются процессы интерпретации и диагностики отношений.
  • социокультурная функция. Через танец выражаются социальные ценности, общественные установки и социальные мотивы.

Основы танцевальной терапии

Тело и психика неразделимы и влияют друг на друга. Главный принцип танцевальной терапии заключается в том, что тело является зеркалом души, а движение — выражением человеческого «Я». Сделав тело более гибким, мы делаем душу более гибкой, и наоборот.

Танец — это общение на трех уровнях: с самим собой, с другими людьми и с миром.

Холистический, т.е. целостный принцип, в котором триада «мысли — чувства — поведение» рассматривается как единое целое, а изменения в одном аспекте вызывают изменения в двух других аспектах.

Тело рассматривается как процесс, а не как объект, предмет или вещь. Словесный процесс подчеркивает, что мы имеем дело не с заданным, статическим состоянием, а с чем-то, что постоянно меняется. Мы научились контролировать тело, придавать ему определенные формы, укрощать его, и мы думаем, что оно остается невосприимчивым, не дает никакой обратной связи. В результате появляются симптомы, которые не всегда можно объяснить, боль, постоянно ощущается напряжение в организме, скованность, диапазон движений становится все более и более ограниченным.

Обращение к творческим ресурсам человека как к неисчерпаемому источнику жизненной силы и творческой энергии.

3.2 Основные задачи танцевальной терапии

  • Углубление информированности членов группы о своих собственных органах и возможностях их использования. Она не только улучшает физическое и эмоциональное состояние участников, но и служит развлечением для многих из них. В начале первого сеанса психолог наблюдает за участниками, оценивает сильные и слабые стороны каждого «моторного репертуара», а затем определяет, какие движения наиболее подходят каждому клиенту.
  • повышение самооценки членов группы путем формирования более позитивного образа тела. Танцы помогают сделать образ тела более привлекательным, что напрямую связано с более позитивным самовосприятием.
  • создание условий для творческого взаимодействия, позволяет преодолевать барьеры, возникающие в речевом общении.
  • Помощь членам группы в контакте с их собственными чувствами, связывая чувства с движениями. Танцевальные движения не только выразительны, но и обладают способностью снимать физическое напряжение, особенно в сочетании с качанием и растяжением.
  • создание «волшебного кольца». В групповой работе участники сотрудничают, играют в игры, экспериментируют с жестами, позициями, движениями и другими невербальными формами коммуникации. Все это, в совокупности, способствует приобретению участниками группового опыта, компоненты которого на бессознательном уровне образуют замкнутый, сплошной комплекс — «волшебное кольцо».

В дополнение к вышесказанному, также решаются следующие проблемы:

  • Повышение двигательной активности;
  • коммуникативное обучение и организация;
  • социально-терапевтическая коммуникация;
  • получение диагностического материала для анализа поведенческих стереотипов клиента и его самопознания;
  • Освобождение клиента.

Этапы танцевальной терапии

Первый этап длится несколько минут. Обычно проводится разминочная сессия, чтобы помочь каждому участнику подготовить свое тело к работе. Разминочные упражнения включают в себя три аспекта: физический («разминка»), умственный (отождествление с чувствами) и социальный (установление контакта).

На втором этапе разрабатывается общегрупповая тема. Например, разработана тема «Встреча и расставание». На уровне движений могут быть «встречи» и «расставания» отдельных частей тела. Взаимодействие между членами группы может поощряться встречей ладоней одного человека с локтями другого и т.д.

В заключительной фазе занятия тема разрабатывается с использованием всего имеющегося у группы пространства, изменяя скорость движений и их последовательность. Лидер либо диктует характер движений участников, либо повторяет их сам. Он создает атмосферу спокойствия и доверия, которая позволяет участникам не только исследовать себя и других, но и размышлять и развивать спонтанные движения участников. Обычная продолжительность сеанса 40-50 минут. Сеансы могут проводиться ежедневно, еженедельно (в течение нескольких месяцев или лет). В профилактических целях можно проводить разовые танцевальные марафоны. Оптимальное количество членов группы — 5-12 человек.

Вопрос о характере музыкального сопровождения к урокам спорный. Некоторые лидеры предпочитают стандартную фольклорную и/или танцевальную музыку, записанную на магнитофон, в то время как другие предпочитают свой собственный импровизированный музыкальный аккомпанемент (или импровизированный музыкальный аккомпанемент их помощников).

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Различные подходы к исследованию мышления
  2. Проблема периодизации психического развития в зарубежных и отечественных концепциях
  3. Социальная реабилитация детей, которые пострадали от насилия в семье
  4. Особенности развития эмоционально-волевой сферы подростка
  5. Типы семейного воспитания и их влияние на психологическое развитие ребенка: кратко
  6. Самооценка ребенка дошкольного возраста из полной и не полной семьи
  7. Использование психодиагностических методик в психологическом консультировании
  8. Детская практическая психология
  9. Сравнительный анализ исследований различных психических процессов с позиции когнитивного подхода
  10. Эмоциональное опосредствование стратегий совладания в конфликтной ситуации