Для связи в whatsapp +905441085890

«Венский кружок»: история становления и основные принципы

Предмет: Философия

Тип работы: Реферат

У вас нет времени или вам не удаётся понять эту тему? Напишите мне в whatsapp, согласуем сроки и я вам помогу!

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Дополнительные готовые рефераты на темы:

  1. Неклассическая наука. Неклассическая рациональность
  2. История науки как смена типов рациональности
  3. История науки как смена научных картин мира
  4. Прогностическая роль научного знания в развитии науки
  5. Философия позитивизма О. Конта
  6. От принципа верификации Р. Карнапа к принципу фальсификации К. Поппера
  7. Философские предпосылки, значение и смысл фаллибилизма К. Поппера и его трактовки понятия «истины» в науке
  8. «Научная революция» и «нормальная наука» по Т. Куну (По кн. Т. Куна «Структура Научной революции»)
  9. Понятия «положительная эвристика» и «отрицательная эвристика» (по кн. И. Лакатоса «Фальсификация и методология научно-исследовательских программ»)
  10. Методологический смысл «иронии» и «анархизма в науке» П. Фейерабенда (по ст. П. Фейерабенда «Как защитить общество от науки»)

Введение

Потребность в гуманитарном знании, то есть знании о человеческих и социальных отношениях, которое дает социология, возникает тогда, когда люди начинают понимать, что большинство социальных проблем: справедливость и несправедливость, равенство и неравенство, дружба и вражда, мир и война — коренятся в природе человеческих отношений, в способности и возможности людей жить в сообществе, разделять некоторые общие принципы и нормы и руководствоваться ими в своей повседневной жизни.

В истории общественного развития каждый мыслящий человек интересовался своим местом в этом мире. С древних времен людей интересовали социальные проблемы, так называемые вопросы совместной жизни и работы.

Чтобы жить, человек должен добывать пищу, иметь жилье, изготавливать и использовать орудия труда, защищаться от врагов и так далее. Все это невозможно сделать в одиночку. Но самое существенное отличие человеческого общества от стада животных заключается в следующем: в человеческом обществе исторически сложилось социальное разделение ролей, при котором каждый человек не только похож на другого, но и отличается от него тем, что он также является фермером, ремесленником, учителем или воином. А основой взаимодействия и одновременно разделения ролей субъектов является необходимость удовлетворения материальных и духовных интересов и потребностей.

Изучение социальной жизни — это, по сути, изучение мира, в котором мы живем, а значит, и самих себя. Отсюда огромная роль человека в построении мира, в котором он хочет жить и который стремится завещать потомкам. Чтобы сохранить этот мир для потомков, мы должны постоянно исследовать его и со временем удалять все, что мешает его процветанию. Во многих отношениях социология также должна играть эту благородную роль.

Эволюция подходов к анализу науки. Венский кружок и его программа

Эволюция подходов к анализу науки включает в себя переход от логико-эпистемологического к социологическому и культурному подходам к изучению развития науки. Логико-эпистемологический подход к изучению науки характерен для позитивистской традиции в философии науки. Давайте рассмотрим методологию позитивистской традиции на примере логического позитивизма.

Венский кружок и его программа. В 1922 году на основе семинара, организованного Морисом Шликом в Институте философии индуктивных наук Венского университета, был образован Венский кружок. Кружок объединял молодых ученых, представителей точных наук, которые интересовались философией науки. Предложенная ими программа развития «научной философии» оформилась в направлении «логического позитивизма». В Венский кружок входили Р. Карнап, Г. Фейгль, О. Нейрат, Ф. Кауфман и К. Гёдель. С Венским кружком сотрудничали Ф. Франк (Чехословакия), Э. Найджел (США), А. Айер (Великобритания). Признанными лидерами Венского кружка были его основатели, Мориц Шлик (1882-1936) и Рудольф Карнап (1891-1970).

Идейными источниками третьего этапа развития позитивизма — неопозитивизма — являются позитивизм Эрнста Маха, прагматизм Чарльза Пирса, Уильяма Джеймса и операционализм Перси Бриджмена. Их идеи были объединены с мощной логической техникой Фреге и Рассела.

Члены Венского кружка представляли собой две серьезные проблемы:

Вопрос о структуре научного знания, структуре науки, отношениях

между научными утверждениями на эмпирическом и теоретическом уровне;

специфика науки, то есть научных утверждений, и критерии…

Вопрос о специфике науки, т.е. научных высказываний, и критериях их научной обоснованности. Проблема была решена: Как определить, какие концепции и утверждения являются действительно научными, а какие только кажутся таковыми.

Первый вопрос не нов, он обсуждается с самого начала появления

современной науки. Первоначально этот вопрос принял форму противостояния между эмпиризмом и рационализмом, которые отдавали предпочтение либо чувственному, либо рациональному знанию. Даже Бэкон говорил о необходимости их сочетания. Кант предпринял попытку синтеза эмпиризма и рационализма. Чтобы решить эту проблему, Кант ввел учение о непознаваемой «вещи в себе» и априорных формах чувственности и рассудка.

Развитие науки требовало логического анализа ее структуры. Велик соблазн выдать произвольные взгляды и утверждения за строго научные, не понимая, что это значит. Эта задача актуальна и сегодня.

Убедившись в несостоятельности метафизики логического атомизма (Б.Рассел), деятели Венского кружка устремились к любой метафизике. Они руководствовались идеей устранить все следы традиционной философии и не признавать никакой метафизики. Они видели метафизику повсюду. Они не были против философии до тех пор, пока она не была метафизикой. Метафизика была философией, когда она пыталась сказать что-то об объективности мира. Философия не может сказать о мире ничего, кроме частных наук. Она не смогла сформулировать ни одного закона, ни одного утверждения, имеющего научный характер.

Экономические, социально-политические и научные предпосылки формирования социологии

Термин «социология» буквально означает «наука об обществе» или «изучение общества». Впервые его использовал Огюст Комте (1798-1857). В своих главных работах «Курс позитивной философии» (1830-1842) и «Система позитивной политики» (1851-1854) он выразил рациональную идею о необходимости всестороннего анализа общественных явлений. Тот факт, что О. Конт уделял большое внимание познанию явлений, а не сущностей, стал основой для возникновения позитивистских взглядов и концепций и получил дальнейшее развитие в трудах его преемников.

Конечно, совокупность вопросов, связанных с социологией, занимала ученых с древнейших времен. Проблемы общественной жизни всегда вызывали живой интерес историков, философов, юристов. Но когда четко обозначилась тенденция к дифференциации наук, в том числе и социальных, объективная необходимость определить роль и место человека в жизни общества, его социальную позицию, взаимодействие с другими людьми в рамках различных сообществ, социальных групп и социальных организаций в условиях функционирующего гражданского общества, нашла свое выражение в социологии [3, C. 87].

Особо следует отметить две «великие революции» XVIII-XIX веков в Европе — Промышленную революцию и Великую французскую революцию 1789-1794 годов, которые выступили своеобразными катализаторами появления новой науки — науки об обществе. Эти две революции были сутью и источником экономических и политических потрясений всей эпохи. Именно благодаря им формы социальной организации, распространенные в предыдущие тысячелетия, в значительной степени пришли в упадок. Эти революции ознаменовали начало эпохи становления капитализма в Западной Европе.

Промышленная революция стала важнейшим событием в экономической жизни капиталистических обществ того периода. Она основывалась на достижениях естественных наук и внедряла новые машины и технологии. Промышленная революция представляла собой значительный скачок в развитии производительных сил, суть которого заключалась в переходе от ремесел и мануфактур к машинному производству. Капитализм привел к замене ручного труда машинным. Иногда промышленную революцию представляют просто как серию технических достижений (новые машины, использование паровой энергии в промышленности и т.д.). Но технологические изобретения были лишь одной частью гораздо более широкого комплекса социально-технических изменений. С технологиями пришел новый социально-экономический порядок, характеризующийся фабричной системой бизнеса, индустриализацией и урбанизацией.

Развитие городов связано с урбанизацией. С 18 века ученые говорят о феномене урбанизации. Они описывают ряд характеристик урбанизации, таких как увеличение доли городского населения, плотность и равномерность расположения сети городов по всей стране, количество и распределение крупных городов, доступность крупных городов для всего населения и разнообразие экономических секторов.

Позитивистско-натуралистическая социология

На разных этапах развития социологической мысли на первый план выходило то или иное направление. Социологическая теория О.Конта состояла из «социальной статики» и «социальной динамики». Основной интерес французского мыслителя был связан с анализом социальной динамики, в качестве главного фактора которой он рассматривал духовно-психологическое развитие. Его замысел заключался в попытке сравнить науку об обществе с «социальной физикой», чтобы ее исследователь мог работать с конкретными данными, фактами, их связями так же, как и естествоиспытатель. Он сформулировал закон духовной эволюции человечества. Особый интерес представляет его размышление о социальной статике и социальной динамике как методе объяснения его позитивистского историзма. «Заслуги Августа Конта, — писал А.С. Трачевский в 1897 году, — как отца социологии, признаются всеми, не исключая и его ярых противников. Но, как выразился американский социолог Смолл, он был «вестником, а не оракулом» новой науки. Комте дал ей имя, намекнул на метод, обозначил в общих чертах ее объект, — словом, он представил миру нового ребенка; но он не смог поставить его на ноги, а тем более научить ходить» [11, с.69]. Таким образом, историческое развитие западной социологии начинается с О.Конта. Он заложил идеи будущего развития социологии и одного из ее основных направлений — позитивизма, и именно на позициях позитивизма социология добилась своего признания и институционализации. Тем не менее, следует еще раз подчеркнуть, что, несмотря на то, что, по мнению большинства социологов, О.Конт является «отцом-основателем» социологии, в социологической литературе существуют и другие точки зрения.

Позитивизм (Позитивизм) — 1. сформулированное Контом учение, согласно которому только истинное знание является научным, то есть способным описать и объяснить сосуществование и согласованность наблюдаемых явлений: как физических, так и социальных. Позитивизм Конта имел два измерения: методологическое (как уже говорилось выше) и социально-политическое, поскольку позитивное знание о социальных явлениях позволяет по-новому научно обосновать вмешательство в политику и серию случаев, изменяющих социальную жизнь. 2. логический позитивизм — это точка зрения группы философов 1920-х и 1930-х годов, известных как Венский кружок, чьи идеи частично основывались на теории Конта, но уменьшили его позитивизм за счет более прочной логической основы. Основная доктрина Венского кружка, принцип верификации, гласила, что единственным достоверным знанием является знание, подтвержденное чувственным опытом; то есть ожидалось, что научное знание в конечном итоге будет сформулировано в логически последовательных общих суждениях, основанных на утверждениях «основных фактов», изложенных на строго сформулированном языке «чувственных данных». Некоторые, но не все, члены Венского кружка также воспользовались проектом Комта по применению методов технической науки к социальной. 3. социологический подход, который исходит из общего предположения, что можно привнести методы технических наук (например, измерение, выявление общих законов и т.д.) в социальные. 4. (В уничижительном смысле) социологический подход, который ошибочно пытается имитировать методологию технических наук.

Направления и школы субъективистско-психологического характера

Спенсеровская концепция «однолинейной» эволюции и социал-дарвинистская установка были подвергнуты критике, прежде всего, психологической школой, представленной в истории социологии Л. Гумпловичем (1838-1909), Г. Тардом (1843-1904), Г. Лебоном (1841-1931) и особенно Ф. Теннисом (1855-1936), а также в некоторой степени и Дж. С. Миллем (1806-1873) [11, C. 55].

Отвергая биологизацию общества, эти ученые пытались преодолеть ограничения эволюционизма, что в итоге привело к появлению социально-психологической концепции социологии, анализу социально-психологических явлений и попыткам объяснить роль субъективного фактора в историческом процессе.

Гумплович Людвиг (GUMPLOW1CZ) (1838-1909) — польско-австрийский социолог и правовед. Он родился в Кракове. С 1882 г. — профессор государственного административного права в университете Граца, Австрия. Он был автором теоретических и исторических работ по социологии, юриспруденции, австрийскому праву, истории образования в имперской и королевской монархии. Он был представителем монизма в социологии. Разделяет позицию социал-дарвинизма, рассматривает социальные законы как проявления природных законов.

Основные положения социологии Гумпловича: объект социологии — социальные группы и их отношения; основные социологические понятия «раса» и «этноцентризм»; отправная точка социологии — полигенная теория (множественность происхождения человеческой расы); универсальный фактор общественного развития — постоянная борьба между группами. В результате борьбы между первобытными ордами, по мнению Гумпловича, возникло государство, и с этого момента борьба принимает две формы: межгосударственную и внутригосударственную (то есть между группами, классами, сословиями, политическими партиями). Государство — это организация власти большинства над меньшинством. Семья, собственность, право — это продукты государства. Любой закон — это порядок неравенства.

В понимании исторического процесса первостепенная роль отводится политическому фактору; он считает, что в своем развитии общество проходит стадии становления, расцвета и краха.

Мнение Гумпловича об альтернативе человечества: организация правления на основе неравенства (в лице государства) или анархия, которая нетерпима для культурного человечества. Умер в Граце.

Наиболее важными работами Гумпловича являются Race and. Staat» (1875); «Das Recht des Nationalitat i. Sprachen in Osterreich-Ungarn» (1879); «Rechtsstaat u. Sozialismus» (1881); «Der Rasenkampf» (1883) (русский перевод: «Борьба Раса». 1883); «Griindniss der Sozilogie» (1885) (русский перевод: «Основания социологии». 1899); «Die soziologische Staatsidee (1892)» [12, с. 57].

Тарде Габриэль (TARDE) (1843-1904) — французский социолог, представитель психологического течения в социологии, один из основателей социальной психологии, автор работ по философии права. Он родился в Сарли, получил образование юриста и работал в юридической службе в Сарли в 1869-1894 годах. С 1894 года он жил в Париже, где возглавлял отдел уголовной статистики в Министерстве юстиции и преподавал современную философию в учебных заведениях. В 1900 году он был избран членом Академии моральных и политических наук.

Его основными работами являются: Les lois de G imitation (1890, переведен на русский язык 1892), La logique sociale (1895, переведен на русский язык 1901), Essais el melangesi sociologiques (1895), L’opposition universelle (1897), Etudes de psichologie sociale (1898), Les lois sociales (1898, переведен на русский язык 1900). (1898, перевод 1900), Les transformations du pouvoir (1899), L’opinion et lafoule (1901, перевод 1902), Psychologic economique, 2 vols (1902), Fragment dhistoire future (1904), а также многочисленные статьи в различных журналах.

Отправной точкой социологической теории Тарда является рассмотрение социальности как имитации, которая является проявлением фундаментального закона всего сущего: всеобщего повторения. Общество в конечном итоге является подражанием. Тард связывает возможность социальной эволюции с отклонениями от строгого повторения, с инновациями, т.е. актами индивидуального творчества, изобретениями. Подражание подхватывает то, что изначально было лишь отклонением, и таким образом происходит эволюция общества. Позже Тарде разработал теорию социального конфликта индивидов с разными идеями и изобретениями.

Заключение

Две «великие» революции в Европе — Промышленная революция и Великая французская революция — стали предпосылками для возникновения науки об обществе (социологии). Они были важнейшими событиями в экономической жизни капиталистических обществ того времени и способствовали развитию городов. В обществе стали утверждаться новые формы сознания и действия, а также модели социального поведения людей.

Социально-политическими условиями возникновения социологии стали формирование рабочего класса и нарастающий кризис общественных отношений, который привел к появлению массовых организаций.

Социология как наука возникла благодаря теоретическим, социальным, экономическим, политическим и другим предпосылкам развития общества. В результате его появления возникли различные социологические концепции.

Таким образом, позитивистско-натуралистическая социология предполагает, что позитивное знание о социальных явлениях позволяет научно обосновать вмешательство в политику и ряд дел, которые перестраивают социальную жизнь. Эта доктрина была сформулирована О. Комтом.

H. Спенсер разработал биологическую концепцию и рассматривал общество по аналогии с биологическими организмами. В частности, он утверждал, что процесс развития общества всегда сопровождается дифференциацией его структур и функций.

Список литературы

  1. Арон Р. Этапы развития социологической мысли / под ред. П.С.Гуревича. — М., 1993. — 606с.
  2. Давидюк Г.П. Прикладная социология. — М., 1999. — 219с.
  3. Добреньков В., Кравченко А. Социология: в 3-х томах. — М., 2000. — Т1. — 456с.
  4. Ковалевский М.М. Социология: соч: В 2 т./ Под ред. А.О. Боронов. — С.С.: Издательство «Алетейя», 1997 г. — Т.2. — 356с.
  5. Козер Л.А. Социология Герберта Спенсера // История социологии в Западной Европе и США: учебник для средних школ / под ред. Г.В.Осипова (отв. ред.), Л.Г.Ионина. В.П. Култыгин; Институт социально-политических исследований. В: НОРОССИЙСКАЯ ИЗДАТЕЛЬСКАЯ ГРУППА (РЕД.). — Москва: издательская группа НОРМА-ИНФРА-М, 1999 г. — С.43-55.
  6. Кон, И.С. Идейно-теоретические предпосылки социологического знания // История буржуазной социологии XIX — начала XX в. — М.: Наука, 1979 г. — Главы. 1. — С.8-19.
  7. Комт, О. Курс позитивной философии : в 6 томах / под ред. С.Е. Савича, О.Д. Хвольсона, Д.И. Менделеева. — С.Е. Савич, О.Д. Хвольсон, Д.И. Менделеев. — Том 1 — Общие предварительные данные. — Философия математики, лекции 1-9. — 141 с.
  8. Култыгин В.П. История русской социологии: лекции по истории социологии. — 8 М.: МГТУ, 1994 г. — Т.6. — 103 с.
  9. Култыгин В.П. Французская классическая социология в XIX — начале XX века: лекции по истории социологии / Институт социальных и политических технологий «НТП»: Высшие курсы по социологии «Поиск». — Москва, 1991. 1.- 80 с.
  10. Радугин А., Радугин К. Социология. — М., 2003. — 331с.
  11. Социология / под редакцией Э.Тадевосяна. — М., 1999. — 257с.
  12. Тексты по истории социологии в XIX-XX веках Читатель / составители В.И. Добреньков, Л.П. Беленкова. Москва: Наука, 1994 — 383 с.