Для связи в whatsapp +905441085890

Внимание, образ и реальность — Основные понятия

Человек невольно обращает внимание на существенные различия: по форме, размеру, цвету, продолжительности действия и т. д.

Мелкие предметы легче выделяются на фоне больших. Длинный тон — между резкими, короткими тонами; Цветной кружок находится среди белых.

Номер виден под буквами; Иностранное слово — в русском тексте; Треугольник находится рядом с квадратами. Настоятельно указываются резкие или повторяющиеся изменения раздражителей: значительные изменения внешнего вида знакомых людей, вещей, периодическое усиление или ослабление звука, света и т. д.

Движение предметов воспринимается аналогичным образом. Важный источник непроизвольного внимания — новизна предметов и явлений. Стереотип, стереотип, повторяемость не привлекают внимания. Однако новое легко становится объектом внимания — насколько его можно понять. Для этого новичку необходимо найти опору в прошлом.

Непроизвольное внимание, вызванное внешними раздражителями, в основном определяется состоянием самого человека. Одни и те же объекты или явления могут или не могут стать объектом внимания, в зависимости от того, в каком состоянии человек находится в данный момент. Важную роль играют потребности и интересы людей, их отношение к тому, что их волнует.

Объектом непроизвольного внимания легко становится все, что связано с удовлетворением или неудовлетворением потребностей человека (как органических, материальных, так и духовных, культурных), все, что соответствует его интересам, к чему у него есть определенная, ясно выраженная и особенно эмоционально настроен.

Каждый, кто интересуется спортом, обратит внимание на плакат, информирующий о спортивном соревновании, внимание музыканта привлечет анонс концерта и т. д. Немаловажную роль играет настроение и эмоциональное состояние человека, которые во многом определяют выбор объекта внимания.

Физическое состояние человека очень важно. В состоянии крайней усталости часто не замечаешь того, что легко заметить в активном состоянии.

Проблема внимания доставляет исследователям значительные трудности в интерпретации стоящих за ней явлений.
Эта ситуация связана с двумя чрезвычайно важными фактами.

• Во-первых, многие авторы подчеркивают «несамостоятельность» внимания как умственного процесса. И для самого субъекта, и для внешнего наблюдателя это раскрывается как направление, настроение и концентрация любой умственной деятельности, следовательно, только один аспект или свойство этой деятельности.

• Во-вторых, у внимания нет своего конкретного продукта. Результатом является улучшение каждого вида деятельности, в которой он участвует. Между тем именно наличие характерного продукта служит тем же доказательством соответствующей функции. В связи с этим в некоторых теоретических подходах отрицается специфика внимания и индивидуальная сущность его проявлений — внимание рассматривается как побочный продукт и характеристика других процессов.

Человек не обрабатывает всю информацию, поступающую извне и не реагирует на все воздействия … Из различных стимулов он выбирает только те, которые связаны с его потребностями и интересами, ожиданиями и отношениями, целями и спецификациями — Например, громкие звуки и яркие вспышки молний привлекают внимание не из-за своей повышенной интенсивности, а потому, что такая реакция отвечает за потребности безопасности живого существа.

В связи с тем, что внимание сосредоточено только на определенных объектах и ​​только на выполнении определенных задач, место внимания в том или ином психологическом понятии зависит от важности, придаваемой деятельности субъекта психической деятельности.
В психологии принято соблюдать следующие критерии:

Внешние реакции — моторные и вегетативные реакции, обеспечивающие условия для лучшего восприятия сигнала. К ним относятся поворот головы, фиксация взгляда, мимика и поза концентрации, задержка дыхания, вегетативные компоненты;

Концентрация на выполнении определенной деятельности — состояние поглощенности субъекта субъектом деятельности, отвлечение от второстепенных условий и объектов, не связанных с ним;

Повышение продуктивности познавательной и исполнительной деятельности;

Избирательность (избирательность) информации. Этот критерий выражается в умении активно воспринимать только часть поступающей информации, запоминать и анализировать ее, а также в реакции на ограниченный круг внешних раздражителей;

Ясность и отчетливость содержания сознания в зоне внимания.

Внимание, образ и реальность - Основные понятия

Основные понятия

Внимание — осуществление отбора необходимой информации, предоставление программ избирательных действий и поддержание постоянного контроля за их ходом. Представители нейрофизиологического направления исследований традиционно сочетают внимание с понятиями доминирующей, активирующей и ориентирующей реакции.

Понятие «доминанта» — это фокус возбуждения, который не только доминирует, но и подавляет другие очаги нервного возбуждения. но усиливается даже под влиянием внешнего волнения. Именно это свойство доминанты позволило Ухтомскому рассматривать ее как физиологический механизм внимания.

Избирательный характер протекания психических процессов возможен только в состоянии бодрствования, что обеспечивается особой структурой мозга — ретикулярной формацией.

Понятие «ориентировочный рефлекс» было введено И. П. Павловым и связано с активной реакцией животного на любое изменение ситуации, которая проявляется через общую реанимацию и серию выборочных реакций. И. П.Павлов образно назвал эту реакцию рефлексом «Что это?»

Ориентационные реакции имеют четкое биологическое значение и выражаются в ряде различных электрофизиологических, сосудистых и моторных реакций, включая поворот глаз и головы к новому объекту, изменение гальванических кожных и сосудистых реакций, импликацию дыхания и появление явления десинхронизации в биоэлектрическая активность головного мозга. При повторении одного и того же раздражителя ориентационная реакция исчезает.

Организм привыкает к этому раздражителю. Такая зависимость является очень важным механизмом в развитии познавательной активности ребенка, и в этом случае достаточно лишь небольшого изменения стимула, чтобы вызвать ориентировочную реакцию.

В контексте когнитивной психологии развился другой взгляд на механизмы внимания. В 1958 году Д. Бродбент в своей книге «Восприятие и коммуникация» сравнил функционирование внимания с работой электромеханического фильтра, который отбирает информацию и защищает канал передачи информации от перегрузки. Этот термин пустил корни в когнитивной психологии и породил значительное количество моделей внимания. Все модели этого типа условно можно разделить на модели раннего и позднего отбора.

Модели раннего отбора (к ним, в частности, относится модель Д.Бродбент) предполагают, что информация отбирается на основе сенсорных характеристик с помощью фильтра «все или ничего». Модели позднего отбора (наиболее известная — модель Д. Навона) предполагают, что вся поступающая информация обрабатывается и распознается параллельно. После этого выбранная информация будет сохранена в памяти, а невыбранная информация будет очень быстро забыта.

Предлагались также различные компромиссные варианты.
С.Л. Рубинштейн, разработавший свою концепцию умственной деятельности, считал, что внимание не имеет собственного содержания. По мнению этого ученого, внимание раскрывает отношение человека к миру, субъекта к субъекту, сознания к объекту. Он писал, что «интересы и потребности, установки и ориентация личности всегда предшествуют вниманию».

Близкие к этому взгляды высказал Н. Ф. Добрынин. Он рассматривал внимание как форму проявления активности личности и считал, что в описывая внимание, следует говорить не о выравнивании сознания с объектом, а о выравнивании осознания с деятельностью с объектом.

В его концепции внимание определялось как направление и фокус умственной деятельности. Через руководство ученый понял выбор деятельности и то, как поддерживать этот выбор, а через концентрацию — погружение в эту деятельность и отстраненность, отвлечение от любой другой деятельности.

Образ в сознании

Действительно ли «сознание» является метапсихологическим эквивалентом базовой категории «образ»? В недавней литературе высказывались мнения, исключающие такую ​​версию. Утверждается, что сознание не похоже на А.Н. Леонтьева, «по своей непосредственности … открывающийся субъекту образ мира, в который входит он сам, его действия и состояния», есть не «отношение к действительности», а «отношение в действительности». сам по себе »,« ряд отношений в системе других отношений »,« не имеет индивидуального существования или индивидуального представления ».

Другими словами, осознание якобы не является изображением — акцент смещается на категорию «отношение». Такой взгляд возникает, как мы думаем, из ограниченного понимания категории «изображение». Не уделяется внимания связи между термином «образ» и термином «идея», имеющим многовековую традицию в истории философской и психологической мысли.

Идея — это образ (мысль) в действии, продуктивное представление, образующее ее объект. Идея преодолевает противопоставление субъективного и объективного (вполне резонно полагать, что «идеи создают мир»).

Раскрывая на снимке то, что характеризует его с точки зрения его эффективности (и, следовательно, «мотивы», «отношения», «переживания» субъекта), мы определяем его как «сознание», «сознание» — это целостная картина реальности. (что опять же означает сферу человеческой деятельности), которая реализует мотивы и отношения субъектов и включает его личный опыт вместе с опытом внешнего мира, в котором существует субъект. Логическое ядро ​​определения категории «Сознание» здесь является основной категорией «образ», а категории дизайна — «Действие», «Мотив», «Взаимосвязь», «Опыт», «Предмет».

Для проверки силы идеи восхождение от абстрактных (базовых) к конкретным (метапсихологическим) категориям также можно осуществить на примере развития категории «мотив». В этом случае возникает сложный вопрос, какую метапсихологическую категорию следует отнести к этой базовой категории: «значимость» (Н. Ф. Добрынин), «ценность» (Н. И. Непомнящая), «смысловое воспитание», «ценностная ориентация». Несмотря на то, что все эти понятия синхронизированы между собой и в то же время соотносятся с категорией «мотив», по разным причинам они не могут рассматриваться как метапсихологический эквивалент последней.

Одно из решений этой проблемы — привлечение категории «Ценность». Когда мы спрашиваем о ценностях этого человека, мы спрашиваем о самых сокровенных мотивах его поведения, но сам мотив еще не является ценностью.Например, вас может привлечь что-то или кто-то, и в то же время вам будет стыдно за это чувство. Являются ли эти мотивы «ценностями»? Да, но только в том смысле, что это «отрицательные значения». Это словосочетание следует признать производным от первоначального — «позитивного» — толкования категории «ценность» (речь идет о «материальных и духовных, объективных и экзистенциальных, познавательных и моральных ценностях» и т. д.)

Итак, ценность — это не просто мотив, а мотив, которому отводится определенное место в системе самоотношений субъекта. Мотив, рассматриваемый как ценность, выступает в сознании субъекта как определяющий признак его существования в мире. Мы сталкиваемся с похожим пониманием ценности как в повседневной жизни, так и в научном сознании («ценность» в обиходе означает явление, объект, имеющий определенное значение, важный, в некотором роде значимый, нормативно-оценочный характер в философский план подчеркивает «ценности»). Ценность — это то, что человек, согласно Гегелю, признает своим.

Однако, прежде чем мотив появится перед человеком как ценность, необходимо произвести оценку, и иногда роль, которую играет мотив, должна быть переоценена или может играть в процессах самоактуализации индивида. Другими словами, чтобы субъект был поглощен и действовал субъектом в изображении самого себя, субъект как ценность должен совершить определенное действие (самоопределение ценностей).Результатом этого действия является не только изображение предмета, но и опыт.

Человек как душевная и духовная реальность

Особенность человека в том, что у него своеобразная двойная жизнь: внешне, непосредственно наблюдаемая, и внутренне, скрытая от посторонних глаз. Во внутренней жизни человек думает, планирует и ведет внутренний диалог с самим собой. Внутренняя жизнь человека — это особый мир: мир мыслей, переживаний, отношений, желаний, стремлений и т. Д. человек устроен сложным образом, пространственно бесконечен и охватывает все измерения времени: прошлое, настоящее, будущее и даже вечное.

Только человек может смотреть в будущее, мечтать, жить будущим, выстраивать перспективу своей жизни, сохранять в себе прошлое и соизмерять себя с вечностью. Эту особенность имел в виду Ф. Ницше, когда афористически сказал, что люди — многообещающие животные.
Человеческий субъективный мир — это мир сознания и самосознания

. В сознании человек может распознать и понять сущность объективного мира и в то же время знать то, что он знает или не знает. Предметом сознания может быть сам человек, его собственное поведение и его внутренние переживания. Сознание здесь принимает форму самосознания.

Само сознание, его схемы, механизмы, концепции и т. Д. Также могут стать объектами сознания. На этом уровне сознание принимает форму рефлексивного сознания. Но во всех этих случаях есть общий принцип: в сознании человек как бы выходит за пределы себя и занимает позицию над ситуацией. М.Шелер: «Только человек — поскольку он личность — может подняться над собой как живое существо и, так сказать, делать все из центра на другой стороне пространственно-временного мира, включая себя самого, объекта своего знание. «

Представленное нами изображение человека далеко не полное. Но даже в своей неполной картине он представляется нам столь же разнообразным:
как естественное, телесное существо, как социальная личность, как участник культурной жизни общества, как объект творческой и сознательной деятельности.

На самом деле мы всегда имеем дело с определенным живым человеком и на бытовом уровне объединяем его различные проявления в целостное представление, выстраиваем свое мнение о нем.

Истоки проблемы целостного и частичного описания психологии человека лежат в практике работы с человеком. В реальности межличностных отношений человек предстает как единое целое, как неповторимый живой субъект, во всем многообразии своих индивидуально неповторимых проявлений и свойств. Целостность человеческой практики предполагает целостность человеческих знаний.

Этот факт имеет особое значение для психологического понимания человека. Не случайно субъективную реальность человека называют его внутренним миром. Это действительно сложный, организованный, последовательный, развивающийся мир.И если, например, учитель строит свои действия и отношения с конкретным учеником на основе подчеркивания только определенных аспектов своей субъективности, он тем самым вступает с ним в безлично-формальные, утилитарно-прагматические отношения. Продуктивная деятельность учителя должны основываться на едином целостном взгляде на психологию человека.

Как можно заниматься педагогической практикой, чтобы сохранить целостность ребенка? Возможны ли целостные познания человека в науке и культуре?

Постепенно понятие личности наполнялось все большим разнообразием семантических значений, оттенки и диапазон которых до некоторой степени специфичны для конкретного языка.

На немецком, английском, французском языке человек означает человека, человека. Кроме того, только во французском языке появляется производное слово, обозначающее индивидуальность человека (в немецком и английском для этого есть отдельные слова).

В русском языке, как и во французском, понятие личности не отделено от смыслового значения индивидуальности (хотя слова, как мы видим, разные). В «Толковом словаре русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова личность называется

Личность как социокультурная реальность

Следующее высказывание А. Н. Леонтьева можно рассматривать как отправную точку для научного и психологического понимания природы личности. Он описал предмет психологии личности и написал: «Личность | Индивидуально; Это особое качество, которое человек приобретает в обществе во всей совокупности социальных отношений, в которых он участвует … и приобретенных качеств.

Вы, эти характеристики, только формируете условия (предпосылки) для формирования личности, а также внешние условия и условия жизни, выпадающие на долю человека.

С этой точки зрения проблема личности образует новое психологическое измерение: помимо измерения, в котором проводятся исследования определенных психологических процессов, индивидуальных характеристик и состояний человека;

  • это исследование своего места, своего положения в системе, которая представляет собой систему социальных отношений, коммуникаций, которые открываются перед ней;
  • это исследование того, что и как человек использует врожденное, полученное от него … «

Нам кажется важным подчеркнуть и в вышеуказанной позиции объяснить те характеристики, которые составляют специфическое содержание понятия «личность» и разделяется многими психологами, в первую очередь указание на то, что личность является определенным качеством или характеристикой человека (индивида).Личность характеризует человека с точки зрения его социальных связей и отношений, то есть отношений с другими людьми. А. Леонтьев называет личность «сверхъестественным» образованием именно потому, что связи и отношения с другими людьми представляют собой особую реальность, недоступную для непосредственного восприятия, требующую использования когнитивных способностей мышления, человеческого разума для его понимания.

Поэтому понятие личности в психологии описывает особый вид человеческого существования — его существование как члена общества, как представителя определенной социальной группы. Рядом с термином «личность» термины «индивидуум» и «субъект» не являются синонимами в строго научном смысле, а скорее означают разные организационные уровни субъективной реальности человека.

В психологической литературе понятие личности очень часто охватывает самые разные характеристики человека — от формальных динамических свойств темперамента до мировоззрения и жизненных принципов. Такая развернутая трактовка затрудняет понимание феномена личности в ее сути и приводит к недискриминации задач полноценного развития личности, формирования предмета и воспитания личности. Проблема личности действительно создает новое психологическое измерение.

Сущность личности проявляется в исследовании позиции, позиции человека в его отношениях с другими людьми, раскрывается в его жизненных целях и стоящих за ними мотивах в поведенческих методах и средствах действия по отношению к его общие цели и характеристики. Понятие личности тесно связано с понятием положения и связанными с ним понятиями социальной роли и статуса.

Согласно определению, широко используемому в психологии, роль — это программа, отражающая ожидаемое поведение человека. Структура соответствует определенной социальной группе. Это определенный, а не свободный способ участия в жизни общества. Статус описывает поведение человека, включенного в систему сложившихся социальных отношений, в котором указываются место и способ действия, тип нормативного поведения для него. В статусной системе всегда есть нормы, определяющие наши отношения и наши действия.

Понятия статуса и роли связаны с определением личности. Неслучайно в обыденном сознании личность человека отождествляется с его социальным положением, его социальным статусом. О человеке судят по его социальным действиям и роли.
Однако понятия статуса и роли не составляют суть личного

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Нейрофизиологические механизмы сна. Виды сна, его биологическое значение
  2. Алкоголь и психические расстройства — Концепция и стадии алкоголизма
  3. Анонимная психологическая помощь — Плюсы и минусы психологической помощи
  4. Типы личности преступника в юридической психологии
  5. Коррекция эмоциональных комплексов через рисование у детей
  6. Барьеры общения и способы их преодоления
  7. Предпрофильная подготовка и профильное обучение
  8. Особенности нарушений письма и чтения при поражениях головного мозга у взрослых и детей — Нейропсихологические механизмы письменной речи
  9. Нервно-психические процессы — Ощущение
  10. Деформация личности