Для связи в whatsapp +905441085890

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху возрождения — Взгляды гуманистов эпохи Возрождения о воспитании и образовании нового человека

Рост производства, торговли, городов, морских путешествий 14-16 веков дал толчок развитию математики, астрономии, механики, географии. В эпоху Возрождения литература и история, как ядра самостоятельных наук, были отделены от грамматики; интенсивно изучались греческий и латынь, усиливалось значение родных языков.

Педагогика характеризуется большим вниманием к ребенку как к развивающейся личности. Задачей образования становится развитие личности. Поэтому педагогику этого периода называют гуманистической.

Приоритетом в образовании становится изучение классической античной литературы и природы, а не религии. Развиваются новые городские школы для детей купцов и ремесленников. Появляются школы для девочек. К концу эпохи Возрождения начальное образование все чаще ведется на родном языке учащихся.

Помимо начальных школ, в 16 веке появились высшие (латинские) и средние (8-10 лет обучения) школы (иезуитские колледжи, грамматические школы). Количество университетов значительно увеличилось.

Гуманистические педагоги эпохи Возрождения призывали к развитию активности, самоопределения и творчества ребенка.

Воспитание и педагогическая мысль в эпоху возрождения - Взгляды гуманистов эпохи Возрождения о воспитании и образовании нового человека

Взгляды гуманистов эпохи Возрождения о воспитании и образовании нового человека

Предметом истории педагогики и образования является всемирный историко-педагогический процесс, рассматриваемый в единстве теории и практики воспитания, образования и обучения. Иными словами, история педагогики и образования анализирует педагогические явления прошлого в тесной связи с генезисом культуры, науки, общественной мысли и на этой основе выявляет тенденции развития этих явлений в будущем.

Предметом истории педагогики и образования является сложный процесс становления и развития педагогической теории и практики в различные исторические периоды, в разных цивилизациях, странах и культурах

Подходы к изучению:

1) Антропологический подход. Антропологический подход является основой для понимания человечества; он позволяет изучать процессы обучения, воспитания и развития личности. Можно проследить, как в разных исторических обстоятельствах в процессе образования и воспитания понимались и решались задачи развития физических, психических и духовных свойств и качеств человека как индивида, личности и индивидуальности.

2) Формационный подход. Позволяет представить развитие мировой школы и педагогики, закономерности развития педагогического мышления и образования.

3) Цивилизационный подход. Берется задание по основным цивилизациям (восточной, западной, российской) и особенностям развития в них педагогики как компонента культуры.

4) Синхронный метод. Позволяет выявить и охарактеризовать временные границы развития педагогических идей и учений для преодоления трудностей, вызванных разнообразием сходных тенденций в образовании в разных религиях и цивилизациях.

5) Компаративистский подход. Она позволяет рассматривать и сравнивать сходные и знаковые явления всех социально-экономических эпох и цивилизаций.

6) Конкретно-исторический. Означает интерпретацию идей, практики образовательных учреждений в рамках философии позитивизма, служит отправной точкой фактического понимания историко-педагогического процесса.

Методология историко-педагогической науки включает в себя следующие направления: теоретические методы; метод реконструкции; метод объяснения и понимания.

Взгляды гуманистов эпохи Возрождения на воспитание и формирование нового человека.

Педагогическая мысль эпохи Возрождения наиболее ярко представлена в трудах итальянских, немецких и французских ученых-гуманистов. Несомненно, их работы несут на себе печать национального своеобразия. Так, для работ итальянских педагогов характерна ярко выраженная гуманистическая тенденция, ценность образования и воспитания оценивается в их ориентации на общечеловеческие идеалы. В трудах немецких гуманистов ярко выражены демократические тенденции; идеи всеобщего образования, необходимости организации массовой народной школы сливаются с идеей национального образования. Французский аристократический гуманизм полон педагогических идей будущего: необходимость свободного и индивидуального образования, развитие женского образования, важность включения физического труда в систему образования.

Школы начального обучения

Начальные школы стали ареной конкуренции между новым и старым. Особенно ярко выражена конкуренция между католическими и протестантскими школами.

Наиболее значимые представители Реформации понимали важность создания начальных школ как средства влияния на протестантизм. Кальвин (1533), Лютер (1524) провозгласили идею всеобщего начального обучения городских детей катехизису на родном языке. Чтобы облегчить задачу учителей-пасторов, Лютер в 1529 году написал «малый катехизис». Аналогичные пособия на французском языке были выпущены Т. де Везом и Ж. Кальвином. Во второй половине XVI века в протестантских начальных школах использовались специальные школьные катехизисы на английском, французском и немецком языках Там же // http://www.gumer.info/bibliotek_Buks.

Учебная программа протестантских начальных школ чаще всего ограничивалась чтением катехизиса, а иногда письмом и церковным пением. Обучение по воскресеньям было продлено на дополнительный день. Протестанты создали низшие городские школы, используя более ранние начальные учебные заведения (наподобие Volksschulen в Германии), которые предназначались для детей горожан и, реже, крестьян, в возрасте от 5 до 11-12 лет. Школы для мальчиков и девочек были раздельными. Деятельность этих учебных заведений была кодифицирована рядом документов. Например, «Веймарская хартия» (1619 год) устанавливала обязанность посещать государственную школу. «Учебный план Эйслебена» (1527) предусматривал религиозное обучение через протестантский «школьный катехизис» и латынь (чтение, письмо, грамматика) в нижней городской школе, ежедневные занятия с церковным пением. Курс был разделен на три класса. План И. Бугенхагена (1528) предусматривал, кроме того, изучение древнегреческого языка.

Римско-католическая церковь уступала протестантской в организации начального образования. Чтобы исправить ситуацию, Тридентский Вселенский Собор принял «Катехизис Собора» (автор — кардинал К. Бартоломеи). В этом документе предлагалось открыть по всей стране католические воскресные школы для младших классов и начальные школы для дворян.

Воскресные школы католической церкви использовались для изучения Библии. Их также практиковали католические общины: Пиаристы, лазаристы, урсулинки, елизаветинцы, создавшие школы для бедных, благочестивые школы и т.д. Школа и педагогическая мысль Средневековья, Возрождения и современности. М., 1991. С. 43..

В период с пятнадцатого по середину семнадцатого века место священника-учителя в начальной школе постепенно занял профессиональный учитель. Его позиция изменилась. Ранее он жил на «школьные взносы» и натурой от прихода и прихожан. С конца XVI века широкое распространение получил принцип оплаты труда учителя общиной. Это означало растущую независимость школы от церкви, хотя назначение учителя по-прежнему согласовывалось с духовенством. Профессиональный стандарт учителей, особенно в бедных школах, был очень низким. Учителями часто были бедные, неопытные, случайные люди — бывшие школьные учителя, ремесленники, солдаты и т.д. — и многие из них были безуспешны. Многие из них были неудачными. «Большинство учителей не умеют хорошо писать и читать», — узнаем мы из документа о французских малых школах начала семнадцатого века. Такая ситуация была повсеместной.

Преподавание в начальных школах велось в рамках религиозных доктрин (римско-католических или протестантских). Клерикализм был значительным тормозом в развитии школьного образования.

В школах не было ни малейшего намека на физическое воспитание. Детей постоянно избивали. Они были выпороты все без исключения. Например, из дневника воспитателя юного французского короля Людовика XIII мы узнаем, что молодой монарх был коронован 15 мая 1610 года, а 17 сентября был «довольно жестоко выпорот» своим воспитателем.

В начальных школах преобладает обучение вербальной памяти. Тем не менее, были достигнуты определенные успехи в формах и методах преподавания и обучения. В 16 веке в преподавании родного языка отказались от автоматического запоминания отдельных слов и начали учить по звукам и буквам. Появляется доска. В XVII веке для письма используется уже не древесный уголь, а перья. В конце XVII века в преподавании арифметики произошел переход от римских цифр к арабским. Помимо абака, в XVII веке появились игральные кости и жетоны, которые использовались до конца XVIII века.

Школы повышенного образования

Учебные заведения высшего общего образования XV — первой трети XVII века были так или иначе генетически связаны с предшествующими городскими и церковными школами.

Городские (латинские) школы возникли в связи с развитием торговли и промышленности в Европе. К XV веку городские школы существовали во всех крупных городах Западной Европы. Их сеть продолжала расти в XVI-XVII веках. Городские школы имели более светский характер, чем прежние. Секуляризация коснулась организации и программ. Постепенно городские школы вышли из-под церковного управления и стали подчиняться местным и государственным властям. Однако церковь сохранила особое влияние. Это выражалось, прежде всего, в школьном образовании, основанном на религиозных основах. Часто школы управлялись и преподавались священнослужителями церкви.

В Центральной Европе просветители Реформации сыграли особую роль в создании и преобразовании городских школ. Одним из первых шагов в этом направлении стало основание М. Лютером (1527) в Айслебене нижней и верхней латинской школы. Два десятилетия спустя в Германии было основано еще шестьдесят протестантских городских школ. Их деятельность регулировалась рядом документов: «Эйс-лебенский силлабус» (1527) И. Агриколы (1492 — 1566), «Саксонский силлабус» (1528) И. Меланхтона, «Силлабус» (1528) И. Бугенхагена (1485 — 1558), «Вюртембергский силлабус» (1559) И. Бренца и др. Очерки по истории школы и педагогики за рубежом. Ч. 1. М ., 1988. С. 167..

Первой большой протестантской городской школой в Айслебене руководил И. Агрикола. Учебный план высшего отделения включал чтение «Школьного катехизиса» на немецком языке, церковное пение, латинскую грамматику и литературу, изучение древнегреческих авторов, дискуссии на «светские темы». Для последнего была использована «Педология» Мозеллана (первое издание 15′ 18 .). Например, в пособии предлагались образцовые примеры бесед о сборе винограда, разведении домашней птицы, браке, личной гигиене, этикете, театре и так далее.

В стандартной городской школе преобладали вербализм и заучивание. Обратимся к свидетельству Томаса Платтера, руководителя Базельской городской школы. Каждый вечер ученики учили два латинских слова; по субботам они повторяли то, что выучили за неделю. Уроки для высших классов могли проходить в форме лекций, а также диспутов на латыни с декламацией монологов и диалогов. Классы формировались в зависимости от уровня образования. Таким образом, юные школьники часто учились бок о бок с молодыми взрослыми.

В городских школах практиковались театрализованные представления (мистерии), что способствовало повышению культурного уровня и эстетического развития учащихся. В качестве литературного материала использовались классические тексты (Плавтус, Терентий и др.) и произведения национальных писателей.

Помимо городских школ, в Центральной и Западной Европе были созданы и другие учебные заведения высшего общего образования: гимназии, грамматические и публичные школы, колледжи, школы иеронимитов, аристократические (дворцовые) школы, школы иезуитов. Ч. 1. М ., 1988. С. 168..

Первые гимназии появились в Германии. Отцом» этих учебных заведений был Ф. Меланхтон. Его «Саксонский учебный план» предусматривал третью ступень образования, которая вместе с высшими и низшими городскими школами стала гимназией. Для третьего уровня было предложено обучать наиболее способных учеников. На этом уровне учебная программа была дополнена. В преподавании римской литературы изучались произведения Цицерона, Вергилия, Овидия. Студенты должны были сами потренироваться в написании латинских стихов. Вместо латинской грамматики они предложили преподавать диалектику и риторику. В стенах гимназии действовал непреложный закон об обязательном общении только на латыни. Меланхтон был против преподавания немецкого языка в Гимназии.

Центром гуманистического образования стала средняя школа в Страсбурге, основанная в 1537 году Й. Штурмом (1507 — 1589). Альфой и омегой образования были классические языки и литература. В 1578 году, например, здесь обучалось до трех тысяч учеников. Помимо новых программ, гимназия также прибегла к оригинальным методическим приемам. Например, у студентов были личные словари древних языков.

В гимназиях «вульгарная» латынь уступила место классической латыни, формальная риторика — изучению литературы, средневековая диалектика — математике. Возобновилось преподавание древнегреческого языка, также преподавался иврит.

Гуманистическая педагогическая мысль в эпоху Возрождения ( Витторино- да- Фельтре, Ф. Рабле, М.Монтень , Э. Роттердамский )

Витторио Да Фельтре (1378-1446) Италия.

Он основал школу под названием SCHOOL OF RADIO, основанную на принципах гуманистической педагогики. Особое внимание уделялось физическому развитию учащихся. Основными предметами были классическая литература и языки, математика, астрономия. Большое внимание уделялось играм, развитию физических и умственных сил.

Франсуа Рабле. (1494-1553) Франция

В своем романе «ГАРГАНТУА И ГАНТАГУЭЛЬ» он сатирически изобразил схоластическое средневековое образование и противопоставил ему гуманистическое образование с продуманным детским режимом, разносторонним воспитанием, развитием самостоятельного мышления, творчества и активности.

Большое внимание уделялось физической подготовке, правильности и последовательности в изучении наук, наблюдении за природой.

Метод. : Беседы, чтение книг, использование наглядных пособий. Овладеть знанием — это сознание!!!

Идеи. Идеи: ясность, жизненность обучения. Советуют увязывать обучение с окружающей действительностью.

Цель. : духовное и физическое развитие человека.

M. Монтень (1533-1592).

В своей работе OPTIONS рассматривает человека как высшую ценность. «Ребенок с рождения обладает изначальной чистотой, которая впоследствии «разлагается» обществом. «Он считал, что человек становится личностью не столько благодаря приобретенным знаниям, сколько благодаря развитию способности к критическим суждениям.

Цель образования: Формирование критического мышления, но не передача знаний. Основой обучения является опыт. Ребенок должен научиться делать выводы, сравнивать и сопоставлять.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Система управления образовательной организацией
  2. Организация опытно-поисковой исследовательской работы образовательного учреждения
  3. Сильный, уравновешенный, инертный тип темперамента
  4. Многовариативность кружковой деятельности как условие воспитания детей и подростков
  5. Сюжетно-ролевые игры в детском саду
  6. Особенности формирования представлений о труде взрослых у детей дошкольного возраста
  7. Методы рефлексии
  8. Особенности работы с детьми с особыми образовательными потребностями
  9. Основы педагогического мастерства
  10. Методическая работа в ДОО