Для связи в whatsapp +905441085890

Задачи современной философии — зарождение и развитие неклассической философии.

Философия ХХ века. — Существует множество различных школ мысли, многие из которых датируются прошлым столетием и развиваются в соответствии с современными реалиями. Конечно, эти новые явления нашего времени также порождают совершенно новую и оригинальную философскую мысль. Среди всего этого разнообразия есть очень влиятельные, мировые школы и некоторые узкие, частые направления, но все вместе они продолжают мировую историю философии, которая основана на традициях, обогащена инновациями и никогда не останавливается в своем развитии.

В то же время эти философские школы и течения отражают ряд общих тенденций развития человека, характерных для нашего времени:

  • все большее внимание к человеку как главному объекту философии;
  • озабоченность судьбой человечества, ставя под сомнение правильность выбранного пути развития, а также поиск и предложение новых стратегических ориентиров
  • глобальные проблемы человечества;
  • анализ человечества в целом по отношению к природе, космосу, Богу; борьба за интеграцию и националистическо-региональные тенденции в развитии цивилизации
  • углубление формалистических поисков;
  • вечные поиски смысла и основ жизни, обозначение культурных и духовных основ как приоритета для дальнейшего развития человечества и многие другие проблемы.
Задачи современной философии - зарождение и развитие неклассической философии.

Зарождение и развитие неклассической философии.

Классическая западноевропейская философия, внесшая значительный вклад в становление и развитие техногенной цивилизации, начинает деградировать во второй половине XIX века. Иррациональное восприятие реальности стало заменять безраздельный философский рационализм, который доминировал долгое время. К концу XIX века рационалистический подход к миру был значительно вытеснен различными направлениями иррационализма и интуиционизма.

Коренные изменения в западной философии, позволившие ввести термин «неклассическая философия», были вызваны не только внутренними потребностями развития самой философской мысли, но и внешними социокультурными факторами. Первый удар, нанесенный Французской революцией 1789 года по нерушимой вере мыслителей во власть человеческого разума, пришел тогда, когда общество, якобы основанное на «принципах разума» и официально сделавшее доктрину «гениев человека» основой своей политики, оказалось неразумным и бесчеловечным. Террор и гражданская война во Франции заставили многих философов усомниться в реальной силе разума и науки. Некоторые мыслители (А. Шопенгауэр, Ф. Ницше и др.) стали говорить о сомнительности исторического прогресса, относительности истины, иррациональности истории и души европейского человека. Стало очевидно, что попытка создать универсальное мировоззрение нереальна на фоне крайней индивидуализации человеческого бытия и его атомизации. С одной стороны, было «осквернение», усреднение человека, а с другой — одиночество и беспомощность человека перед миром как предел индивидуализма.

ХХ век принес человечеству не только огромные достижения в области науки и техники, но и серию революций, две мировые войны, распад колониальной системы, формирование социалистической системы и ее развал, возникновение глобальных проблем, ставящих под сомнение существование всего человечества.

Первая и вторая мировые войны показали, что наука может быть использована для массового уничтожения людей и их культуры. Социально-экономические потрясения буржуазного общества в XX веке, возникновение массового общества, научная революция, развитие средств массовой информации, мощное развитие науки и техники, компьютеризация общества нашли свое отражение в философии и способствовали изменению мировоззрения.

Происходила также локализация отдельных проблем, при решении которых формировались самостоятельные направления. Изначально это делалось либо в виде своеобразного сложения классических философских систем (неогегелианство, нео-кантианство) и даже актуализации философии Фомы Аквины (неотомизм), либо в жесткой форме путем полного отказа от классических традиций в философии (позитивизм, экзистенциализм, философия жизни).

Внутрифилософские процессы распада классических схем философии на рубеже XIX и XX веков происходили на фоне кардинальных изменений в культуре. Культура, так сказать, «расколота» на тех, кто выступает за научно-технический процесс, и на тех, кто против него. Возникают две социокультурные ориентации, каждая из которых по-своему концептуализирует абсолютизированный образ науки — научный и антинаучный.

Проблема иррационального и иррационального в философии ХХ века.

Чтобы понять суть европейского иррационализма XIX века, необходимо выяснить, что такое европейский рационализм XVI-XIX веков.

Система европейского рационализма формировалась в процессе изучения мысли и разработки ее законов. Уже Бэкон, затем Декарт, Локк, Лейбниц, Спиноза и другие мыслители ищут законы «чистого разума», то есть разума, который свободен от ошибок, всемогущ и бесконечен, и может изменить жизнь людей по своим законам. Считалось, что «чистый разум» может обеспечить метод, приемлемый для всех наук. Принципы разума могут заложить основу морали, политики, свободы и т.д., и те же принципы должны быть использованы для построения совершенного государства История должна пониматься также с точки зрения разумности, рациональности «Все реальное разумно, все разумное реально», — сказал Гегель.

Если разум имеет законы, известные философии, и эти законы доступны человеческому знанию, то управлять разумом можно на основе знания его собственных законов. Иными словами, прогресс в обществе возможен на основе применения законов разума, на основе воспитания человека, а также возможного управления природой и безграничного развития умственных и физических способностей и полномочий человека.

Но эта безграничная вера ученых и философов во власть человеческого разума и неизбежность социального прогресса получила суровый удар от Французской революции 1789 года: общество, провозгласившее разум божественным и официально основавшее свою политику на учениях гения, оказалось неразумным и бесчеловечным. Террор и беспрецедентные зверства правительства, основанного «на принципах разума», заставили нас усомниться в реальных возможностях науки и разума. Оказалось, что наука и просвещение не всегда смягчают нравственность и устанавливают общую гармонию Оказалось, что процесс познания истины также доступен не каждому, что знание «аристократично» Оказалось, что история полна мифов и стереотипов больше, чем разума И главное, что людям не нужна научная истина столько, сколько в удовлетворении их жизненными мифами, «внутри», которыми легче жить. Развитие науки и техники может не только облегчить жизнь, но и разрушить ее при определенных условиях.

Классическая философия 17-19 веков прочно верила в силу и целесообразность разума, в силу индивидуального сознания. Прогресс, уточнение разума, его очищение должны были прийти через науку, научные знания, просвещение масс и демократию. Это триада. Для выполнения этой задачи знания должны быть однозначными, ясными, доказуемыми и сведены к концептуальной и логической структуре. Философы классического периода верили в возможность рационального познания универсальных гуманистических идеалов, идеала свободы, принципа достоинства человеческой личности.

Были также разработаны вопросы о личной свободе, правах и страданиях, но в основном в рамках всеобщего. Как и во все времена, до середины 19 века доминировали идеи и школы мистического, агностического и скептического направления Рационализм, а все остальные течения были рукавами великой реки познания.

Уилл вместо причины. Бессознательное — это элемент человеческой психики; есть иррациональные, бессознательные процессы, инстинкты и акты воли. Это все формы иррациональности. Они тесно связаны с рациональными, с логическими структурами мозга, с сознанием Бессознательное — это колодец, из которого черпаются чаны здравого смысла и ведра логически обоснованных гипотез и теорий.

Иррационализм — это философское течение, представители которого озабочены необычными психическими и духовными явлениями и способностями, а также такими экстремальными состояниями, как экстаз, одержимость и др.

Теория психотрансмутации Г.И.Гурджиева (или Порджеева).

Он развился:

1) система физических и психологических упражнений;

2) построил сложную и запутанную картину мира, в центр которой он поместил материальный и в то же время мистифицированный «вибрирующий» Абсолют, из которого исходит «луч творения». Он борется за свой путь в наш мир, где «плотность материи» чрезвычайно высока, что затрудняет эволюцию человека. Это, по словам Гурджиева, обрекает человека стать своего рода машиной, «спящим автоматом». Рационализм не способен его разбудить. Только мистический опыт «психотрансмутации» решит эту проблему.

Учение Р. Штайнера. Он критиковал официальную медицину и противоречия цивилизации. Он предложил нетрадиционные методы лечения болезней, обработки почвы на основе фаз Луны, исключая злоупотребление химией. Он назвал свою научную антропософию. Он определил в качестве цели не объективное знание, а своего рода «сверхъестественную истину», что только люди, наделенные даром «духовного восприятия» могут обладать, то есть потомки народа Атлантиды и Лиамурии, а также священники.

По его мнению, задачей исследователей, особенно интеллигенции, было духовное возрождение Отечества.

  • мистицизм, оккультизм и экзотические религии получили широкое распространение в 1960-х годах. В некоторых случаях стали элементами молодежной контркультуры. Очень часто это европеизированные и американизированные версии восточных учений.

Фрейдизм и нео-фрейдизм как философские и антропологические доктрины 20 века.

  • Психоанализ. С.Фрейд (1856-1939) — австрийский психолог, психиатр, не был философом, но его работы и результаты научных поисков оказали большое влияние на интеллигенцию XX века. К этому направлению относятся К.Г.Юнг (1875-1961), А.Адлер (1870-1937), нео-фрейдисты В.Райх (1897-1957), Г.Маркузе (1898-1979), Э.Фромм (1900-1980) и другие.

Психоанализ обнаружил бессознательное, специально изучил его и интерпретировал в значительной степени философски. С помощью сознания человек формирует собственное «Я» (эго) Фрейд выделяет в человеческой психике две другие структуры: «Это», темное инстинктивное начало, которое воздействует на «Я»; «Суперэго», третья структура, воздействует на «Я» человека через социальные, этические установки. Изучая психические отклонения, гипнотические состояния, сон, сны, Фрейд пришел к выводу, что бессознательное играет доминирующую роль в мотивации человеческого поведения, которое контролируется подавленными влечениями, особенно — сексуальным («либидо»). Используя метод «свободной ассоциации» для открытия бессознательных средств психической защиты («подавление» и «сублимация»), Фрейд предпринял несколько попыток структурно представить человеческую психику (первая и вторая темы). В результате человек появился как биосоциальное существо, личность которого состоит из трех структур. Передавая принципы действия психических механизмов обществу в целом, Фрейд дал оригинальную интерпретацию происхождения и сущности основных культурных феноменов: искусства, морали, религии, мифологии, массовой психологии. По мнению Фрейда, решающую роль сыграли оригинальные «комплексы» — «Эдипов комплекс», бессознательная ревность ребенка к родителю противоположного пола и «комплекс вины».

Материализм и атеизм III Фрейда оказали влияние на ряд современных направлений философии. Самые важные работы Фрейда — «Интерпретация сновидений» (1900), «Тотем и табу» (1912), «Лекции по введению в психоанализ» (1916-1917), «Я и оно» (1923), «Будущее иллюзии» (1927) и другие. В нашей стране до 1929 года работал специальный институт психоанализа, существовала отдельная школа психоаналитиков, труды 3-х. Работы Фрейда широко публиковались.

Прагматизм. Экзистенциализм. Позитивизм и его варианты.

Прагматическая философия. Представлены Пирсом, Джеймсом, Дуэйном, Хуком, Льюисом и др.

Философия прагматизма развивалась и распространялась в мире, особенно в Соединенных Штатах Америки, в XX веке. Его основные принципы включают в себя: — Абсолютность факта изменчивости, быстротечности объективного мира;

  • сам принцип прагматизма, определяющий значение знания по его практическим последствиям;
  • Трактовка опыта не как устойчивый, спокойный поток событий, устремляющийся в ясное будущее, а как цепь неожиданных ситуаций, в которых наш взгляд ограничивается рамками текущих условий, заставляющих нас принимать быстрое решение;
  • Объяснение интеллекта как необходимого и эффективного механизма человеческого поведения для нахождения верных решений из опыта, ситуаций, сопряженных с неожиданностью проблемы;
  • определяется как функция интеллекта — не копировать объекты окружающего мира, а находить пути установления наиболее эффективных и выгодных отношений с этими объектами в будущем.

Философы прагматизма поставили перед человеком задачу сделать мир лучше и взять на себя смелость утверждать, что они могут ему в этом помочь.

В философии прагматизма знание определяется как своего рода действие, направленное на сохранение ценностей, достижение блага. Представители этой школы интерпретируют истину так, как это выгоднее и лучше верить.

Вера понимается ими как готовность человека действовать определенным образом. Например, в случае необходимости социальных изменений универсальные средства этой деятельности прагматики называют изменением привычек, отказом от старого и развитием нового, более прогрессивным и эффективным. Из такого подхода к проблеме возникло и такое этическое отношение в прагматизме, как мелиоризм, которое выражается в надежде на постепенное улучшение существующих порядков.

В дополнение к вышесказанному следует отметить следующие характерные черты философии прагматизма:

  • утверждение приверженности идеям буржуазной демократии;
  • возвышение роли «великих личностей» в истории;
  • отношение к законам и формам логики как к полезным

Законы и формы логики как полезные вымыслы.

Экзистенциализм
Экзистенциализм — это философия существования. Это сложное философское движение. Ее представители определили задачу философии как решение не проблем науки, а вопросов человеческого бытия (Дайсейн).
Экзистенциалисты считают, что человек брошен против своей воли в чужой ему мир. Поэтому страдания в любой форме преобладают для него. Мир ужасен для него, потому что он бессмысленен и непонятен.
Человек живет в первую очередь своими эмоциями, поэтому он эмоционально реагирует на окружающее его пространство.
На вопрос о том, в чем смысл жизни, какое место в ней занимает человек и как он выбирает свою жизнь, экзистенциалисты отвечают, что существование — это духовное существование этики, ее сознания. Чтобы распознать себя как нечто существующее, необходимо находиться в конечной ситуации (борьба, чувство вины, перед лицом смерти).

Самый надежный способ понять мир — это интуиция. Экзистенциалисты подходят к проблеме свободы следующим образом: Свобода — это независимость настоящего от прошлого и будущего от настоящего. Свобода интерпретируется не как свобода деятельности, а только как свобода выбора или отношения субъекта к окружающей среде, которая не зависит от него. Это означает, что человек свободен либо принять, либо отвергнуть свою позицию. Задача человека, следовательно, не изменить мир, а изменить свое отношение к нему.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Возрожденческий гуманизм и проблема индивидуальности — Переход от теоцентрического к антропологическому пониманию мира
  2. Чарвака-Локаята – исторически первая философская материалистическая школа
  3. Мишель де монтень, французский писатель и философ эпохи возрождения
  4. Философское понятие материи и принцип материального единства мира
  5. С. Аскольдов и его философия
  6. Формы общественного сознания
  7. Возрождение
  8. Апофеоз искусства и культ художника — творца в эпоху Возрождения — Философия эпохи Возрождения
  9. Константность и изменчивость в философии Гераклита — Жизнь и личность Гераклита
  10. Символ