Для связи в whatsapp +905441085890

Законы диалектики — Закон перехода количественных изменений в качественные

Развитие всех процессов в мире подчиняется определенным законам. Закон — это устойчивая, повторяющаяся взаимосвязь, применимая ко многим явлениям. Закон выражает объективную необходимость изменений.

Главное отличие законов диалектики — их универсальность. Законы диалектики не имеют границ. Они действуют как в природе, так и в обществе. Человеческие действия — как практические, так и умственные — подчинены им. Законы диалектики не имеют временных границ.

Законы диалектики играют существенную роль в характеристике развития. Три основных закона диалектики раскрывают именно эти параметры развития. Закон единства и борьбы противоположностей объясняет, почему все движется и изменяется. Закон перехода от количественных изменений к качественным отвечает на вопрос, как все меняется. Закон отрицания отрицания показывает, в каком направлении происходят изменения, к чему все движется.

Закон единства и борьбы противоположностей.
Среди фундаментальных законов диалектики этот закон по праву считается самым важным. Она устанавливает природу самых фундаментальных отношений в мире — причинно-следственных, утверждает, что причина и движущая сила всех изменений — во взаимозависимости и взаимодействии, единстве и борьбе диалектических противоположностей.

Изучение закона единства и борьбы противоположностей предполагает рассмотрение категорий «единство», «борьба», «противоположности», «тождество», «различие», «противоречие».

Категория «единство» подчеркивает взаимозависимость тех диалектических противоположностей, которые образуют это явление.

Категория «борьба» отражает активное взаимодействие противоположностей. Единство противоположностей не означает отмену их альтернативности. Скорее, она определяет форму их сосуществования. Борьба противоположностей абсолютна, а их единство относительно. Например, введение единой европейской валюты не свидетельствует о том, что противоречия экономических интересов стран ЕЭС были разрешены. Противоречие национальных интересов очевидно, но только реальная опасность оказаться под давлением доллара заставляет укрощать национальные амбиции и искать компромисс.

Категория «противоположности» указывает на взаимоисключающие явления. Производство и потребление — взаимоисключающие процессы, но с точки зрения экономики их противопоставление относительно: это две стороны одного и того же явления.

Категория «тождество» противоположностей выражает такой уровень соотношения противоположностей, как их частичное согласие, соответствие. Тождество противоположностей — это временное, относительное состояние. Таким образом, интересы работодателя и работника в условиях либеральной рыночной экономики противоположны Работодатель стремится снизить издержки производства за счет снижения затрат на заработную плату, чтобы повысить свою конкурентоспособность и получить дополнительную прибыль.

Работник требует повышения заработной платы, но в то же время сопротивляется политике сокращения рабочих мест. К борьбе присоединяются профсоюзы и государство, заинтересованное в реализации социальных программ. В результате работы трехсторонних комиссий достигается паритет интересов. На некоторое время воцаряется мир. Срок договора истекает, и все начинается сначала.

Категория «различие» противоположностей характеризует отношения противоположностей, которые возникают после нарушения идентичности. На самом деле, различия существуют даже на уровне тождества противоположностей. В принципе, различия противоположностей универсальны. Различия могут быть незначительными и существенными. Растущие различия превращаются в противоречия.

Развитие и разрешение противоречий проходит через ряд этапов. В первом из них преобладает тождество противоположностей. Различия незначительны и не нарушают стабильности существования явления. Противоречия скрыты, но они существуют и развиваются.

Законы диалектики - Закон перехода количественных изменений в качественные

Закон перехода количественных изменений в качественные

Метафизическое мышление распознает изменения либо количественно, либо качественно. Взаимосвязь количественных и качественных изменений является открытием диалектической философии. Эта взаимосвязь представлена соответствующим законом, который гласит, что изменение качества, сущности объекта происходит в результате изменения его количественных свойств, которые увеличиваются в определенном направлении. Новое качество объекта возникает в результате количественных изменений по сравнению со старым.

Понимание механизма действия и смысла закона перехода количественных изменений в качественные требует анализа философских категорий «свойство», «количество», «качество», «мера», «скачок».

Категория «собственность» занимает особое место в философском мировоззрении. Единый мир разнообразен. Многообразие мира раскрывается через различия образующих его явлений как бесконечная множественность. Каждое явление также представляет собой определенное разнообразие: Она меняет свое состояние, она многогранна. Философия использует категорию «свойство» для выражения стороны, грани явления. Строго говоря, свойство равно не самой этой стороне, а тому, чем она является в процессе взаимодействия с другими сторонами и другими явлениями.

Категория «качество» отражает набор фундаментальных, т.е. необходимых, стабильных, повторяющихся, общих свойств явлений. Их принято называть существенными, поскольку они определяют сущность и динамику развития явлений. Категория «качество» во многом совпадает с категорией «сущность».

Г. Гегель заметил, что качество — это то, при потере чего явление перестает быть самим собой. Действительно, качество характеризует не только сущность явления, но и его целостность. Качество не сводится к сумме существенных свойств явления. Это определяет способ их взаимодействия. Признать качество — значит выделить существенные свойства и представить их в виде системы.

Категория «количество» определяет объект, процесс со стороны его размера, длительности, интенсивности и предполагает числовые методы оценки. В отличие от качества, которое остается инвариантным (неизменным) в развитии явления до определенного момента, количество может изменяться, не меняя сути явления.

Отношения между количеством и качеством иллюстрируют диалектику единства противоположностей. Качество выражает стабильную сторону развития. Количество подтверждает изменчивость в развитии. Их единство обусловлено существованием явления, которое они характеризуют.

Категория «мера» определяет пределы количества, в которых сохраняется качество объекта. Мера выражает единство качества и количества.

Категория «скачок» отражает процесс перехода от одного качества к другому. Прыжок — это форма такого перехода. Новое качество — это результат разрешения противоречий. В определенный момент количественные изменения прерываются. Непрерывное движение заменяется дискретным (дискретным).

Формы прыжка многообразны. Они различаются по объему, содержанию и способу выражения. Специфика формы скачка зависит от природы эволюционирующего явления, от характера противоречий и условий, в которых прерывается эволюционный процесс. Если мы знаем условия, мы можем контролировать некоторые формы прыжка. Яркий пример тому — создание АЭС, ядерных реакторов, умелое антикризисное управление в экономике.

Закон перехода количественных изменений в качественные отражает порядок взаимосвязи непрерывных и скачкообразных изменений в мире, в развитии знаний о них. Важно, чтобы не только количественные изменения вызывали качественные изменения, но и качественные изменения вызывали количественные изменения. Таким образом, перевод транспорта на электрическую тягу неизбежно ведет к увеличению скорости и объема перевозок, новой организации транспортной системы и новой нормативной базе.

Закон отрицания отрицания

Этот закон характеризует самый важный аспект развития — его направление. Особенность закона заключается в том, что он проявляется во времени, причем речь идет о значительных временных промежутках.

Объяснить эту особенность закона отрицания несложно. Двойное отрицание, содержащееся в законе, указывает на цикличность развития, отраженную в законе. Необходимость повторного отрицания подразумевает длительность времени, причем в немалой степени.

Вне философской интерпретации отрицание упрощенно понимается как отрицание или одобрение чего-либо, или противоположность утверждению. Кто-то высказывает определенную идею, а другие ее отвергают (отрицают). Отношение отрицания отождествляется с негативным отношением к чему-либо.

В философском смысле отрицание изначально понималось как изменение явлений. Термин «изменение», отражающий любое отклонение от существующего состояния, со временем приобрел новое значение. Более того, «отрицание» стало термином, выражающим фундаментальное изменение явления в целом, а не его отдельных атрибутов. Оно ассоциируется с разрушением, упразднением, потерей объекта, процесса как такового, прекращением его существования. Двигатель внутреннего сгорания оставил паровоз позади и отправил его в прошлое. Электрический двигатель пришел на смену тепловозу.

Метафизическая философия определяет отрицание как прекращение бытия. Смерть отрицает жизнь. Дефолт хоронит надежды экономики на инвестиции. Зерно, попав на мельницу, становится мукой. Метафизика отражает внешнюю, видимую сторону отрицания.

Диалектика рассматривает отрицание как важнейший элемент в развитии мира. Поэтому в диалектическом понимании отрицание — это не конец бытия, а изменение конкретной формы бытия. Развитие не заканчивается отрицанием. Она продолжается в двух направлениях, в зависимости от природы отрицания. Если отрицание уничтожает источник развития, например, предприятие закрывается из-за банкротства, движение временно приобретает форму энтропийного изменения. Оставшееся имущество продается после выплаты долгов и увольнения работников. Однако все это не означает конца. Вырученные средства пускаются в оборот, и производство продолжается.

Когда отрицание не связано с источником развития (например, корпоративная реструктуризация), развитие продолжается как поступательное движение.

Диалектическое отрицание — это естественный процесс обновления, который заменяет старое качество новым, являющимся результатом саморазвития явления. Она сохраняет связь между старым и новым.

В процессе диалектического отрицания отжившее, мешающее развитию в старом упраздняется. В то же время ростки нового, разумного сохраняются и укрепляются. Отрицание не может быть абсолютным. Оно всегда относительно (не по форме, а по сути). Явление не исчезает бесследно; оно не превращается в небытие. Она меняет свои формы движения, свою конкретную форму.

Закон отрицания отрицания показывает, что развитие происходит через преемственность. Двойное отрицание раскрывает прогрессивный характер развития: новое, более совершенное появляется естественно (первое отрицание), и так же естественно, развившись, оно уступает место более разумному, более совершенному (второе отрицание).

Проявление закона «отрицания отрицания» обычно сравнивают со спиральным движением, демонстрирующим восходящий момент развития. Движение по спирали, частично повторяется форма явления, а содержание меняется. Он совершенствуется, опираясь на опыт предыдущего развития.

Закон единства и борьбы противоположностей

С незапамятных времен противоречия мира привлекали внимание людей. (Вспомним учение даосизма Лао Цзы, гармонию инь и ян, их противопоставление и единство в Дао). Противоречие проявляется во всем: в обществе, в материальном мире, в познании и т.д.

Но чтобы изучить противоречие бытия, мы должны понять, что такое само противоречие.

Противоречие — это вид взаимодействия различных, даже противоположных сторон, свойств, вызывающих процесс столкновения противоположных стремлений и сил.

Абсолютно одинаковых (идентичных) вещей не существует: предметы, объекты, явления различны — как друг от друга, так и сами по себе. Но это еще одно противоречие: «единство и борьба». Этот вид противоречия основан на диалектическом противоречии, то есть предполагает не только различие, но прежде всего единство взаимодополняющих (взаимовлияющих) сторон предмета, явления или процесса. То есть, «единство и борьба» противоположностей выражает интенсивное взаимодействие «полярных» свойств. Например, применяя закон единства и борьбы противоположностей, каждый живой объект можно представить как соединение двух начал: женского и мужского. То есть каждый человек — это результат единства двух начал.

Противоречие выражает внутренний источник всякого движения и развития. Противоречия бывают внутренними и внешними. Внутренние противоречия — это противоречия между элементами структуры. Внешние противоречия — это противоречия различных явлений.

Противоречия могут быть фундаментальными и нефундаментальными, принципиальными и непринципиальными. Например, взаимное превращение нейтрона, протона, электрона в атомном ядре — это процесс постоянного возникновения и разрешения противоречий, но это не приводит к изменению атома — полярность ядра и электронных оболочек сохраняется.

Существуют антагонистические и неантагонистические противоречия.

Антагонистическое противоречие — это неразрешимое противоречие. Его разрешение возможно только революционным путем, как переход в новое качество. Например, противоречие между рабами и рабовладельцами, рабочими и капиталистами.

Неантагонистическое противоречие проявляется между схожими социально-классовыми сообществами. Например, свободная конкуренция между капиталистами.

Диалектическое отрицание включает в себя три процесса:

  1. разрушение, изживание прежнего (разрушение),
  2. частичное накопление, суммирование, сохранение (накопление),
  3. формирование, создание нового (строительство).

Этот закон формулируется как закон отрицания отрицания, подразумевающий цикличность, повторяемость. Классический пример проявления этого закона мы находим у самого Г. Гегеля: посаженное в землю зерно прорастает стеблем, он отрицает само зерно, дальнейшие новые зерна отрицают стебель.

Проявление этого закона обычно представляют в виде спирали, в которой каждый новый виток повторяет предыдущий, но на качественно новом уровне. То есть не происходит полного отрицания (аннигиляции) предыдущего состояния, а происходит переход к новому циклу развития с воспроизведением некоторых (но существенных) черт предыдущего этапа.

Понимание сущности трех законов

К. Заслуга Маркса состоит в том, что он диалектико-материалистически понял не только природу, но и общество (см. «Материалистическое понимание истории»).

Диалектика — это учение о развитии, всеобщей взаимосвязи и взаимозависимости явлений и процессов реального мира, а значит, о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Как видно из определения, диалектика имеет универсальный и всеобщий характер.

Диалектика выявляет определенные законы развития, которые выражают существенное, общее, необходимое и регулярно повторяющееся в явлениях и процессах реального мира. В отличие от законов науки, которые имеют определенный предел функционирования, законы диалектики — это законы-тенденции, то есть они проявляются в каждом явлении, предмете, процессе, находясь в неразрывном единстве друг с другом. Определить сферу действия любого закона можно только формально-логически, задавая вопросы:

1.Почему происходит развитие? — Отвечая, давайте очертим рамки закона единства и борьбы противоположностей;

2.Как происходит развитие? — Определим область действия закона взаимного перехода количественных и качественных изменений;

  1. Куда идет развитие? — Когда мы даем ответ, мы попадаем в сферу действия закона отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей называют ядром диалектики, поскольку раскрытие сущности противоречия ведет к раскрытию источника развития и позволяет понять развитие как саморазвитие.

Закон взаимного перехода количественных и качественных изменений раскрывает механизм развития через:

  1. переход от количества к качеству (процесс накопления изменений внутри качества, сохраняющегося до определенного предела; главное здесь — мера как предел сохранения качества);
  2. переход от старого качества к новому (скачок как форма перехода);
  3. переход от качества к количеству (вновь возникшее качество требует для себя новых количественных характеристик).

Чтобы понять этот закон, важно помнить, что качество и количество — это свойства объекта. Качество — внутренняя детерминированность объекта, его способность быть стабильным. Количество — это внешняя детерминированность объекта, его способность к изменению.

Закон отрицания отрицания показывает направление развития, преемственность нового со старым как условие прогресса, непреодолимость нового в развитии. Он занимает особое место в системе диалектических законов, поскольку помогает понять, что все три закона диалектически взаимосвязаны, что в объективной реальности они действуют не вместо друг друга, а одновременно. Закон отрицания отрицания показывает, что на основе единства и борьбы противоположностей каждая система проходит ряд взаимосвязанных стадий, что выражает неустранимость нового и спиралевидный характер развития, проявляющийся в определенном повторении черт начальной стадии общего цикла на высшей ступени развития.

Диалектическое отрицание определяет восходящий, прогрессивный характер развития. Диалектическое отрицание — это момент соединения старого и нового, включая прогрессию и непрерывность.

Таким образом, развитие протекает в определенных циклах, каждый из которых состоит из трех этапов: начальный момент, превращение явления в его противоположность (отрицание), превращение новой противоположности в свою противоположность (отрицание отрицания).

Следует подчеркнуть, что только понимание сущности трех законов диалектики и их взаимосвязи позволяет понять процесс развития в целом.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Соотношение языка и действительности
  2. Структурализм в лингвистике
  3. Что важнее: чувства или разум?
  4. Коэволюционная теория развития общества и природы
  5. Нумений из апамеи
  6. Развитие как философская проблема. Диалектика как учение о развитии. Принципы диалектики.
  7. Культурологический подход Шпенглера
  8. Отто Вейнингер, австрийский философ и психолог
  9. Экономические идеи древнеримских мыслителей
  10. Право как элемент духовной структуры общества