Для связи в whatsapp +905441085890

Знание, смысл, идея. Мир идей как мир состояний сознания — Основы философии

вопрос об отношении мысли к бытию, разума к природе, сознания к материи. Сразу скажем, что термины «бытие», «природа», «материя», «материальный» в данном контексте используются как синонимы, равно как и термины «дух», «мышление», «сознание», «духовный» (идеальный). Этот вопрос имеет глубокие жизненные основы. Дело в том, что в существующем мире есть две группы, два класса явлений: материальные явления, то есть существующие вне и независимо от сознания, и духовные явления, то есть идеальные, существующие в сознании. Поскольку философия — это система знаний о мире в целом, поэтому необходимо выяснить, как соотносятся материальное и идеальное, материя и сознание, разум и природа, составляющие это единое целое.

Вопрос об отношении мышления к бытию называют фундаментальным вопросом философии. Идеализм — философское направление, решающее основной вопрос философии в пользу первичности сознания и вторичности материи. В идеализме существует два течения — объективный идеализм и субъективный идеализм.

Объективный идеализм считает, что объективно, независимо от сознания человека, существует духовное начало — мир-разум, мир-мысль и мир-идея (или мир идей), а также природа, бытие и материя, а человек является лишь продуктом этого духовного начала. Величайшими выразителями объективного идеализма в истории философии были Платон (427-347 гг. до н.э.) и Гегель (1770-1831 гг.). Сегодня это персонализм, неотомизм и т.д. Идеализм в его объективной форме возник до нашей эры, и долгое время (до XVII века) развивалась именно эта форма идеализма. Почему? Дело в том, что человек не сразу начал концентрировать свое внимание на себе; человек, только вступая на путь своего развития, столкнулся, прежде всего, с вопросами понимания внешнего для него мира. О чем шла речь? Поскольку человек жил в мире и полностью зависел от него, он должен был узнать как можно больше об окружающей его природе, об устройстве Вселенной. Необходимо было выяснить, почему мир, в котором живет человек, так устроен, откуда он взялся. Поэтому человек еще не сосредоточился на себе как на личности, как на субъекте, способном что-то изменить в этом мире, быть в какой-то мере свободным по отношению к нему. Все внимание было сосредоточено на объекте, на попытке объяснить этот объект. Это было связано с сильной зависимостью человека от природы, от общей деятельности, с невозможностью в достаточной мере проявить свою индивидуальность. Поэтому объяснение мира также «искалось» вне индивида (субъекта). Таким образом, абсолютизировался момент объективной необходимости обстоятельств и порождающих их причин. Как мы видим, объективный идеализм тесно связан с теологией (учением о божественном происхождении), но не тождественен ей.

Другой вид идеализма — субъективный идеализм. Термин «субъективный» означает «зависящий от сознания субъекта, существующий только в сознании субъекта». Субъективный идеализм характеризуется абсолютизацией роли сознания субъекта. Каковы его «мирские» основы? Начиная с эпохи Возрождения, с зарождения капиталистических отношений производства, большое внимание уделяется внутреннему миру человека, субъективному «Я». С чем это связано? Во-первых, высокий для того времени уровень развития материального производства, накопленный опыт человечества в освоении природы, а также значительные научные достижения и, в целом, развитие духовной культуры, привели к постепенному превращению человека из полной зависимости от внешнего объекта (природы, социальной ситуации, религии и т.д.) в субъект, в той или иной степени господствующий над объектом. Человек начинает чувствовать себя свободнее, в определенной степени определять внешние обстоятельства. Конечно, возникает задача исследовать свои собственные, человеческие, субъективные способности и определение человеческого «Я».

Знание, смысл, идея. Мир идей как мир состояний сознания - Основы философии

Основные этапы в процессе познания

Познавательный подход человека к миру принимает различные формы — обыденное познание, художественное познание, религиозное познание и, наконец, научное познание. Первые три области познания считаются ненаучными формами.

Научное познание развилось из обычного познания, но в настоящее время эти две формы познания весьма далеки друг от друга. Перечислим их основные отличия:

наука имеет свой особый набор объектов познания в отличие от обычного познания. Ведь наука направлена на познание сущности объектов и процессов, что совсем не свойственно обычному познанию.

научное познание требует развития специальных научных языков.

в отличие от обыденного знания, научное знание вырабатывает свои собственные методы и формы, свои собственные инструменты исследования.

регулярность, последовательность, логическая организация, обоснованность результатов исследования характерны для научного знания.

наконец, в науке и обыденном знании различаются и способы обоснования истинности знания.

Но что представляет собой наука? Прежде чем ответить на этот вопрос, необходимо отметить, что его появление — это результат истории, результат углубления разделения труда, автоматизации различных отраслей интеллектуальной деятельности и интеллектуального производства.

Можно сказать, что наука также является результатом познания мира. Система проверенных на практике достоверных знаний и одновременно особая сфера деятельности, интеллектуальное производство, производство новых знаний со своими методами, формами, инструментами познания, со всей системой организаций и учреждений.

Роль и место науки как социального института хорошо видны в ее социальных функциях. Наиболее важными из них являются культурно-идеологическая функция, функция непосредственной производительной силы и социальная функция.

Первый из них характеризует роль науки как важнейшего элемента духовной жизни и культуры, играющего особую роль в формировании мировоззрения, широкого научного взгляда на окружающий мир.

Вторая функция с особой силой проявила свое действие в наши дни, в условиях углубления НТР, когда синтез науки, техники и производства стал реальностью.

Наконец, роль науки как социальной силы ярко проявляется в том, что в современных условиях научные знания и научные методы все чаще используются при решении масштабных проблем общественного развития, его программирования и т.д. В настоящее время наука играет особую роль в решении глобальных проблем современности — окружающей среды, ресурсов, продовольствия, войны и мира и т.д.

Наука четко делится на две основные группы наук — естественные и технические науки, которые сосредоточены на изучении и преобразовании природных процессов, и общественные науки, которые изучают изменение и развитие социальных объектов. Социальное познание характеризуется рядом особенностей, связанных со спецификой объектов познания и спецификой позиции исследователя.

Бытие человека в мире вещей

Сущность отдельного человека и человека в целом специфична и уникальна. В этом бытии, однако, есть стороны существования, общие как для человека, так и для каждой тленной вещи природы. Следовательно, оправдан подход материализма и естествознания: «человек как вещь среди вещей и тело среди тел», но только если сущность человека не сводится к жизни и проявлениям его тела. Сущность — это внутреннее содержание объекта, выраженное в единстве всех многообразных и противоречивых форм его бытия.

Человеческое тело — это тело природы, и это делает человека конечным, преходящим (смертным) существом. Все, что относится к диалектике бытия, относится к бытию человеческого тела: возникновение — становление — разрушение бренных тел природы. Человеческое тело также относится к тому, что после смерти оно не исчезает из бесконечной и неизменной природы, а переходит в другое состояние 1-й природы. Проблема человеческого существования заключена в вопросе эволюции природы и генезиса, происхождения самого человека.

Человек существует как тело в мире вещей, поэтому высшей предпосылкой является существование тела (существование в соответствии с законами жизни, с циклами развития и смерти организмов, с циклами природы), удовлетворение его человеческих потребностей (пища, защита от холода), без которых существование человека вообще невозможно.

Материализм уделял этому факту большое внимание:

Подтверждается идея примата материального над духовным.

Это имеет важные последствия для прав каждого человека (исцеление, сохранение жизни, право на пищу, одежду, жилье).

Подчинение человека законам жизни и особенно наследственности.

Философия искала и справедливо ищет связь между человеческим телом и психикой.

Таким образом, сущность отдельного человека представляет собой диалектическое единство тела и разума:

Функционирование тела тесно связано с работой мозга и нервной системы, то есть с психикой, с духовной жизнью человека.

Работа разума зависит от здоровья человеческого тела.

Человек является не только 1-й, но и 2-й природой для самого себя. Мысли и чувства — важнейший аспект целостного бытия человека.

Существование человека как вещи в мире природы (мысли и чувства) является одним из первых условий, ведущих человека к производству и общению (характерно для марксистской философии).

Хотя бытие вещей совершенно непостижимо, есть один вид бытия, который нам очень хорошо знаком — наше собственное бытие. Здесь мы получаем доступ к бытию как таковому, через наше существование. Но это Dasein — нечто внутреннее и, в терминах, невыразимое: «Dasein — это то, что никогда не становится объектом», потому что мы никогда не можем посмотреть на себя со стороны.

Общественное бытие и общественное сознание

Две стороны — материальная и духовная жизнь общества. Общественное бытие и общественное сознание — предмет и его образ. Общественное бытие — материальное отношение человека к природе в процессе производства и производственных отношений. До марксизма преобладало мнение, что сознание определяет общественное бытие. По сути, общественное сознание — это «осознанное бытие», отражение в духовной жизни людей их общественного бытия.

Люди развивают производство и свои материальные блага, и в то же время меняется их мышление и продукты этого мышления. Жизнь определяет сознание, а не наоборот. Сложность жизни заключается во взаимодействии между этими двумя категориями. Начало общественно-социального сознания — порождение материальных отношений; оно вплетено в материальную деятельность.

С усложнением общества, с его дифференциацией, с появлением политики, права, политической борьбы общественное бытие радикально формирует общественное сознание через государство, правовые отношения. У нас феодализм — люди будут другими. Завтра наступит коммунизм, и люди будут коммунистами.

Уровни общественного сознания — обыденное классовое сознание, научно-техническое сознание, социальная психология, идеология. Формы общественного сознания — политика, право, мораль, религия, искусство, философия.

Общественное сознание обладает определенной независимостью и автономией от бытия. Общественное сознание не всегда содержит то, чего нет в жизни — идеалы. Социальные существа не воссоздают формы на определенном уровне — они используют уже накопленные знания и развиваются в соответствии со своей собственной логикой. Кроме того, социальное бытие не обязательно вызывает немедленное, быстрое изменение общественного сознания. Ментальное восприятие людей по своей природе инертно. Обновление идей происходит трудно, медленно, но крайне важно. Потребности жизни требуют изменений в формах идеологии. Новое бытие — закон общества!

Особенность человеческого существа проявляется не только в единстве тела и разума. Не менее важным для философии является тот факт, что существование человека как вещи в мире природы (именно мыслящей и чувствующей вещи) было одним из первых условий, побудивших людей к производству и общению. Существует диалектическая связь между фактом существования человека как естественного живого организма с естественными потребностями и возникновением человеческого производства и коммуникации. Это означает, что существует также диалектическое единство между существованием человека как природного организма и социальным существованием.

Люди не просто существуют в мире, но способны влиять на мир и на себя особенно мощным (даже вредным) образом. Но они также способны осознать свое собственное бытие и бытие как таковое, озаботиться «судьбой бытия». Поэтому человек может и должен осознавать свою противоречивую роль в единой системе бытия и выполнять ее с большой ответственностью. Еще более тревожным является вопрос об ответственности каждого человека за судьбу человечества, за существование человеческой расы и человеческой цивилизации, за планету Земля, а поскольку надежды возлагаются на духовное величие и разум человека, особенно важно понять духовное как особое существо.

Природа сознания

Чтобы сегодня добиться прогресса в понимании природы сознания, необходимо иметь представление о всей совокупности научных исследований, даже если они, казалось бы, далеки и не имеют прямого отношения к этой проблеме. Проблема сознания, как мне кажется, перемещается в фокус притяжения гуманитарных и естественных наук. В частности, я обращу внимание на открытия и дискуссии в космологии, физике и биологии, которые в ходе своего развития вынуждены обращаться к проблемам психики и сознания.

Космология, квантовая механика, биофизика, эмбриология подошли к открытию и изучению новой реальности, которая раньше была недоступна для научной практики и мысли.

В последние годы астрофизики уже доказали не только теоретически, но и практически существование вездесущего космического вакуума — среды, заполняющей все пространство Вселенной. Этот вывод был сделан на основе расчетов движения галактик и косвенных наблюдений. Массы видимых звезд недостаточно для того, чтобы галактики разлетелись в разные стороны. Должна быть какая-то объединяющая сила, поддерживающая порядок. Эта сила была названа «темной материей» («невидимой», не обнаруживаемой приборами). В этом контексте как можно не вспомнить о понятии «physis» в древнегреческой философии — невидимой природе, порождающей видимый мир?

Согласно расчетам, весь видимый мир, доступный для научного наблюдения, составляет 5% от массы материи, а 95% массы материи — это темная материя. Таким образом, мир природы, доступный рациональному познанию человека, в лучшем случае является незначительной частью целостной системы Вселенной.

Научное знание вводит понятия, которые в какой-то мере реабилитируют понятие эфира под различными названиями: физический вакуум, космический вакуум, высокоэнергетический вакуум Эйнштейна, морфогенное поле, информационное поле, торсионные поля и т.д. Например, в современной космологии существует проблема, связанная с необходимостью введения в общую относительность так называемого «космологического члена» с космологической постоянной L>0. Этот термин был введен Эйнштейном для получения решения, соответствующего «статичной» Вселенной, но после результатов Фридмана и открытия Хабблом расширения Вселенной Эйнштейн счел эту идею «самой большой ошибкой в своей жизни». В конце 1990-х годов энергетические аномалии при взрывах сверхновых вновь заставили ученых обратиться к космологическому члену в уравнениях ОТО. Важно отметить, что наличие космологического члена в уравнениях ОТО подразумевает введение сил в дополнение к силам гравитационного притяжения, порождаемым известными типами материи. По сути, это постулирует существование вакуумной энергии, которая заставляет Вселенную изменяться даже при отсутствии в ней материи. Введение космологической концепции также позволяет объяснить происхождение «евклидовости» нашего мира. Постулирование темной материи и восстановление космологического члена в уравнениях ОТО приводит к выводу о существовании еще неизвестных форм и уровней материальности мира, по отношению к которым видимый физический мир, образно говоря, кажется лишь пузырем в пучине океанов.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Правовое сознание и философия права
  2. Закономерное, случайное и стихийное в истории
  3. Современные естественнонаучные представления о структуре и свойствах материи и их значение для развития философии
  4. Теория «знания-власти» М. Фуко
  5. Русский марксизм — Краткая история марксизма
  6. Мифология и философия
  7. Основные сферы функционирования и развития общества, их диалектическое взаимодействие и единство
  8. Общество и основные его концепции
  9. Человек в концепциях космизма
  10. Качество и количество