Для связи в whatsapp +905441085890

Новейший позитивизм — Принцип политической конкуренции

Государственная доктрина. В работе «Общие принципы конституционного права» (1895 г.) он представил государство как юридическое лицо, идентифицированное с правовым порядком, с набором норм, содержащихся в Конституции. Государство, по мнению Эсмана, «является юридическим воплощением нации; оно является субъектом и воплощением публичной власти»[1] Современное государство уже не является выразителем интересов конкретного класса, а служит нации в целом. «Национальный суверенитет — это, в правовом смысле, отрицание любого классового порядка.»Только нация имеет конституционную власть, уполномочена пересматривать конституцию, нормы которой составляют эго-государство.

Осман классифицировал государства с точки зрения оптимального выражения национальных интересов в структуре высших органов власти. Национальный суверенитет лучше всего выразить в представительном правительстве: либо в парламентской республике, либо в конституционной монархии. Он стремится совместить принцип парламентского верховенства с механизмом разделения властей, чтобы найти «золотую середину» между демократией и авторитаризмом.

Конституционная модель разделения властей Эсмана пытается совместить представление интересов всех слоев общества в законодательном собрании с идеей эффективности исполнительной власти. В то же время верховенство парламента не должно быть деспотическим, выражением «тирании большинства». Для этого необходимо применить принцип двухпалатной системы при создании представительного органа — парламента. Нижняя палата, которая разрабатывает и принимает законы, формируется на основе всеобщего избирательного права, а верхняя палата, которая утверждает законы и имеет мягкое вето, формируется с помощью избирательных квалификаций (ограничений) и воплощает в себе аристократический принцип. Таким образом, двухпалатная парламентская структура позволит «разумно сочетать дух прогресса с духом традиции и консерватизма».

Один из первых Эсман высказал мысль о том, что сильная исполнительная власть могла бы гарантировать права и свободы, защиту закона и порядка, а также безопасность. Вместо жесткого разделения властей, он предложил принцип сотрудничества между властями. Правительство подотчетно парламенту и формируется по результатам парламентских выборов партией, получившей большинство голосов. Таким образом, правительство зависит от поддержки парламентского большинства и может проводить самостоятельный политический курс и радикальные изменения. Эсман назвал эту систему организации исполнительной власти «правление кабинета».

Новейший позитивизм

Принцип политической конкуренции

Эсман ввел принцип политической конкуренции в функционирование правительства путем чередования партий, находящихся у власти. Эта форма, как вариант парламентского правления, эффективна при «формировании двух крупных партий — консервативной и прогрессивной, призванных чередоваться во власти». Подход Эсмана к политической конкуренции заключался в том, чтобы сделать правительство более конкурентоспособным.
Осман довольно неохотно предоставлял политические права гражданам. По его мнению, их следует поручать только «способным», потому что политические права имеют особую социальную функцию.
Он выступает за представительную демократию и против прямой демократии, считая, что право голоса не должно быть универсальным.

Она не должна предоставляться женщинам и должна быть увязана с их квалификацией (возраст, оседлость). Он лишил граждан возможности компетентно судить о качестве законов и законопроектов, если они недостаточно образованы. Осман не допустил прямого влияния избирателя на волю депутата. По его мнению, члены законодательного органа должны иметь свободный мандат и право самостоятельно формировать волю нации, не опасаясь быть отозванными своими избирателями. «Избранный член парламента должен быть вне влияния своих избирателей, чтобы выполнять свою работу». Избиратели не только не могут отозвать их (депутатов), но и не могут ограничить свои полномочия точными и временными инструкциями или обязать их действовать в определенном смысле, под страхом признания их действий недействительными».

Как адвокат верховенства права, Осман определил пределы государственной власти наличием индивидуальных прав и свобод для каждого гражданина. Существование индивидуальных прав и свобод, а также их гарантия, имеет особое значение в условиях демократии, где возможна демократическая «тирания большинства». Многие из этих прав и свобод носят негативный характер (в смысле негативного понимания свободы как отсутствия принуждения) и не могут быть ограничены государством, поскольку они закреплены в Конституции. Среди прав личности он выделил формальное равенство, личную свободу, неприкосновенность личности, частную собственность, свободу труда, а также свободу совести, собраний и печати (в его терминологии — «моральные свободы»). В то же время он не признал в качестве индивидуальных прав те, которые налагают на государство позитивные обязательства: право на материальную безопасность, образование, труд и так далее.

Юридический позитивизм Карла Бергбома

Немецкий правовед К. Бергбом (1849-1927) — один из самых выдающихся теоретиков континентального правового позитивизма. Его доктрина основана на философском позитивизме,
который он перенес в юриспруденцию. Он изложил свои взгляды на правительство и право в области юриспруденции и философии права (1892 г.).

Юриспруденция. По мнению Бергбома, субъектом юриспруденции как правовой науки является «право в собственном смысле слова», т.е. реальное, объективно действующее право, формально закрепленное в государственных актах (законах, распоряжениях и т.д.). Именно действующее, позитивное право обеспечивает порядок, гармонию и безопасность в государстве, создает прочный правовой порядок, который стоит выше граждан, власти, государства.
Рассматривая закон как очевидный позитивный факт, «действительно доступный для нашего ума и полезный для нас», и исследуемый посредством наблюдений, опыта и экспериментов, Бергбом отвергает «ценностные суждения» о законе. Исходя из этого, он отвергает доктрину «естественного права» и доктрину «народного разума» исторической школы права как спекулятивно-метафизическую. По Бергбому, естественное право является не более чем субъективным предположением, которое не является универсально обязательным. Если серьезно относиться к нему как к элементу правопорядка, то это имеет тенденцию приводить к хаосу и анархии, потому что разделяет право на естественное и позитивное, которые часто противоречат друг другу, создавая правовой дуализм. Бергбом писал, что «последователь естественного права должен отказаться от позитивного права; кто не откажется от позитивного права, тот должен отказаться от естественного права». Любая дуалистическая доктрина права невозможна с точки зрения практической жизни». Единственный реальный закон — это то, что выражено в законе. Естественное право может в лучшем случае служить нравственной оценкой действующего позитивного права.
Бергбом отрицал возможность знать природу закона и государства, «первопричины» их происхождения.

Юриспруденция как «формальная наука о позитивном праве» занимается правовыми явлениями, а не сущностями. Право толковалось как «чисто формальное» понятие, субъективная абстракция мысли, вытекающая из самого себя и не связанная с реальными общественными отношениями. Он рассматривал право как совокупность общеобязательных норм (правил), издаваемых государством и регулирующих отношения между людьми. Отправной точкой права является норма (от латинского pota — rule), которая в то же время функционирует как общий термин права, поскольку позитивное право состоит из норм. По мнению Бергбома, правовые нормы являются результатом произвола государства, которое может навязывать их принудительной властью, и они регулируют внешние отношения людей. Сами по себе правовые нормы являются абстрактными приказами, нормативными решениями законодателя. Следовательно, закон отождествляется с законом, принятым государством. Исходя из этого, было отвергнуто понимание закона как меры свободы, выражения свободной воли, интереса. Как отметил Бергбом, «суть любого права заключается в том, что оно действует», и как действие оно может быть формально воплощено только в государственных актах.

Учение о государстве

Источником права является суверенная власть, воля государства. Государство принимает законы, которыми наделяет граждан субъективными правами и налагает на них юридические обязательства. Суверенная власть государства является социальной основой, на которой возникает закон и которая придает правовой норме характер общеобязательной нормы. Бергбом предполагает, что государство «исторически и логически предшествует праву», создавая жесткую систему норм, актов государства, основанную на принципе верховенства права. Применяя закон, судьи должны следовать юридической догме (закону) и решать конкретное дело на основе логического толкования текста закона.

Бергбом рассматривает государство как юридическую конструкцию, «правовую организацию народа». Государство является юридическим субъектом — юридическим лицом, призванным обеспечивать правопорядок путем издания своих указов, имеющих обязательную силу для граждан. По форме Бергбома, государство законно, то есть ограничено в своих действиях законом. Однако возникает определенное противоречие: государство, как единственный источник права, в целях обеспечения законности должно издавать нормативные правовые акты, ограничивающие его собственный произвол. В этом контексте существует опасность создания авторитарных режимов, которые могли бы оправдать любой произвол с принципом верховенства права, даже если он не соответствует принципу верховенства права, а решение принимается в соответствии с формальными процедурами, согласно принципу «лучше капля силы, чем мешок с законом».

Рассматривая закон как основную основу социальной жизни, а государство — как главный и единственный субъект права, Бергбом лишил их всякого социального и ценностного содержания и свел к формальным логическим конструкциям, оторванным от реальной жизни. Стремление Бергбома «очистить» закон от слоев этики, психологии, идеологии, истории, придать ему последовательный и системный характер посредством кодификации, акцентирования внимания на правовой догме, т.е. на существующих, содержащихся в правовых нормах, правоотношениях, официальных актах государства (законах) объективированных элементах правовой видимой реальности, имеющей первостепенное значение для сотрудника правоохранительных органов (должностного лица, судьи, полицейского), является позитивным.

Однако Берг-Бохму не удалось создать всеобъемлющую теорию, которая позволила бы избежать пробелов в законодательстве, противоречий между правовыми нормами, прояснить реальную природу субъективных прав, показать связь между нравственностью и государственными и общественными отношениями.
Правовой позитивизм во Франции был сфокусирован на раскрытии правовой природы государства и избегал раскрытия отношения государства к общественным отношениям. Поэтому доктрина правового позитивизма во Франции разрабатывалась в основном конституционалистами, государственными учеными.

Позитивизм как научная парадигма

Смысл позитивизма как научной парадигмы можно сформулировать следующим образом: Положительные знания «действительно доступны для нашего ума и полезны для нас». Если либерализм, консерватизм, государственный социализм, анархизм — это совокупность идеологических установок, принципов, ценностей и ориентаций определенных общественно-политических сил, в которых выражается отношение к существующему государству и закону и оправдывается идеальная модель желаемой политической системы, то позитивизм — это не политическая идеология.
Позитивизм — это исследовательская парадигма, включающая в себя набор когнитивных принципов и методик картирования окружающей действительности, которая предписывает логику организации полученного знания. Она представляет собой теоретическую модель интерпретации политико-правовых явлений, которая была моделью в философии первой половины XIX века и стала основой целой научной традиции. Позитивизм стал одним из ведущих течений философской мысли и послужил методологической основой соответствующих теорий политики, государства и права. Она была направлена на преодоление недостатков нормативно-ценностного и социологического подходов к изучению государства и права.

Нормативно-ценностный подход рассматривает государство и закон с точки зрения идеала, являющегося либо результатом божественного провидения, либо воплощением естественного разума или производного от человеческой природы. Главным недостатком такого подхода является спекулятивная, иллюзорная природа идеала, что делает его обоснованность сомнительной.

Социологический подход рассматривал государство и право с точки зрения их обусловленности неполитическими факторами — моралью, традициями, психологией, неравенством, потребностями, интересами, формой собственности, что снижало самостоятельность самих государственных институтов.

Критическое отношение к норматизму и социологизму, успехи естественных наук в результате научной революции XVII века, последствия промышленной революции в виде экономических и политических кризисов, растущее противоречие между богатыми и бедными в капиталистическом обществе поставили проблему эффективности социальной функции науки, ее роли в предотвращении социальных конфликтов и гармонизации социальных отношений на новый уровень.

Философский позитивизм Огюста Копта. Родоначальник философского позитивизма — французский мыслитель…
О. Граф. Комте был основателем независимой науки общества, которую он назвал «социологией» (от латинских societas — общество и греческих логотипов — доктрина). Он первым предложил очертить границы научного знания об обществе путем установления точных связей между конкретными явлениями, действиями, функциями и институтами. В течение шести лет граф был секретарем к.а. Сен-Симона, а в 1830-1846 гг. он опубликовал шеститомный «Курс позитивной философии», в котором сформулировал учение о позитивизме.

Положительным, по его мнению, является знание, которое «действительно доступно для нашего понимания и полезно для нас». Положительные знания даются не абстрактными и бесконечными рассуждениями о «первопричинах» бытия и сознания, а только опытом, наблюдением и экспериментом. Знание «происхождения» бытия и сознания по своей природе недостижимо и поэтому не имеет практического значения. Именно по этой причине Комте рассматривал категорию сущности как пережиток преднаучных идей, так как поиск происхождения явлений находится вне поля зрения. Наука заключается в изучении фактов, закономерностей их связи и отношений.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. История западной философии
  2. М. Бакунин и его философские идеи
  3. Понятие потребности как причиняющего фактора деятельности. Общие принципы типологии потребностей
  4. Средневековая христианская концепция о человеке
  5. Причинные и функциональные связи в историческом процессе
  6. Алфред Джулс Фйер, английский философ-неопозитивист
  7. Философия русского космизма
  8. Необходимость и случайность, возможность и действительность в историческом процессе
  9. Пифагор и его учение о числе
  10. Научное и обыденное сознание