Для связи в whatsapp +905441085890

Объект и предмет философского анализа — Предмет философии религии

Сегодня стало самоочевидным, что люди объективно отличаются от общего планетарного биомира и что их отличия неоспоримы, де-факто. Но так ли это на самом деле? Философия может и должна ответить на эти и другие антропологические вопросы. Многие мыслители на планете размышляли над этим.

Полтора века назад немецкие мыслители Людвиг Фейербах (1804-1872) и Карл Маркс (1818-1883) подняли и попытались решить эту фундаментальную проблему человека. Согласно мысли Фейербаха, которую позже развил Маркс, человек есть мир человека. Чтобы познать его, необходимо познать его мир. С точки зрения философской глубины, проблема человека, обозначенная этими мыслителями, просто неисчерпаема.

Русский писатель и мыслитель Федор Достоевский (1821-1881) отмечал, что человека нельзя понять до конца, потому что человек — это тайна. «Я занимаю себя этой тайной, потому что хочу быть мужчиной», — заметил он. И действительно, он всю жизнь занимался этой загадкой, посвятил ей свои прекрасные произведения, но так и не смог ее разгадать, что подтверждает тот факт, что даже великим мыслителям не все подвластно.

Тайна в понимании и постижении человека беспокоит других творческих личностей. Так, в книге французского писателя Жана Брюллера (1902-1991), опубликованной под псевдонимом Веркор, под названием «Люди и животные» была представлена антропофилософская тема, отражающая вышеуказанную проблему: европейская экспедиция в горах Южной Америки обнаружила стадо или дикое племя, либо животных, либо людей, внешний вид которых напоминал человеческий. В результате инцидента одно из этих существ было убито. Возникла проблема: «Кто был убит»? Если человек, то должна следовать ответственность, предусмотренная законом. Если животное было убито, такой ответственности нет. Поэтому у членов экспедиции естественно возник вопрос: как отличить человека от животного при внешнем сходстве? Они начинают высказывать различные суждения о характеристиках человека: Мораль, религиозность, язык, сознание и другие. Однако оказывается, что ни одна из этих характеристик не может служить критерием для определения человека. Что дальше? Кто такой человек? Веркор не может дать ответ на этот вопрос в своей книге, поскольку ответ лежит за пределами уровня литературных построений.

Гораздо раньше суждений Веркора Чарльз Дарвин (1809-1882) ввел критериальное различие между человеком и животным, заявив, что самое сильное различие между человеком и животным — это совесть: ее превосходство выражается коротким и выразительным словом must. Это тоже интересный подход, но он не дает нам общей картины человека, а лишь обозначает отдельный модус индивидуума.
Однако одним из самых ранних дошедших до нас философских рассуждений о различиях между людьми и животными являются взгляды Мэнция Мэнция (372-289 гг. до н.э.), ученика Конфуция. Он утверждал, что фундаментальное различие между людьми и животными заключается в том, что люди могут придерживаться определенных правил в отношениях с другими людьми.
В качестве условного резюме приведенных выше аргументов можно рассмотреть позицию немецкого философа Эрнста Кассирера (1874-1945), который заявил, что человека нельзя описать только перечислением объективно присущих ему характеристик и качеств, а требуется нечто большее.

Русский философ Иван Фролов (1929-1999) понимал это несколько шире. Согласно его философско-антропологической концепции, понять человека и познать его можно только через всеобъемлющий, целостный подход. Человек многогранен, и его изучение отдельными науками дает лишь определенное представление о нем — физиологическое, биологическое, психологическое, историческое, политическое и т.д., в то время как целостное представление о человеке может дать только философия.

Поэтому ответ на вопрос о природе человека следует искать не в художественных картинах и частнонаучных областях знания, не в индивидуальных догадках и коллективных суждениях, а в области философии. В этом контексте мы хотим представить философскую позицию по данной проблеме в ее историческом развитии.

Объект и предмет философского анализа

Предмет философии религии

Религию изучают многие науки — история, этнография (культурная антропология), психология, социология и т.д., которые в комплексе (при единстве объекта изучения) образуют то, что называется религиоведением. Философия религии имеет свой аспект изучения религии, начиная со специфики философского знания как знания о всеобщем или универсальном, то есть сосредотачиваясь на вопросах смыслов и аксиологических проблемах, которые также являются предметом анализа в теологии. Философия религии является методологической основой для многих наук, занимающихся религией.

Философия религии в самом общем смысле — это философское осмысление религии, позволяющее постичь природу религии, ее происхождение и развитие.

Существует также узкое понимание философии религии, которое можно свести к раскрытию специфики отношений, связи человека с трансцендентными существами (Бог, ангелы и т.д.) или с какими-то необъяснимыми для человеческого сознания, неопределенными, высшими, сверхъестественными силами.

Для более глубокого понимания философского дискурса о природе религии необходимо определить специфику философского знания в целом. Особенностью философского знания является то, что это знание общего или универсального, зафиксированного в абстрактных терминах. Философия, согласно Гегелю, — это присущее человеку стремление проникнуть в тайну бесконечного. Философия, как и религия, стремится к познанию вечного, супраментального. Философия — это мир, постигаемый в понятиях. Вопрос в том, как понять универсальное, абсолютное, Бога и т.д.

В философии, как и в культуре в целом, существуют две традиции в понимании универсального — религиозная, сакральная, и светская, профанная.

Светская интерпретация универсала сводится к следующему. Всеобщее, абсолютное — это конкретное, богатое содержанием, обобщенное целое, которое имеет свой материальный источник вне себя, в объективной реальности, которой является социально-исторический праксис. В религии этим источником является трансцендентный Абсолют — Бог.

Религия, как и философия, задает и дает ответы на очень общие вопросы — вопросы о смысле и ценностях жизни. Согласно Лактанцию (одному из Отцов Церкви), религия позволяет человеку связаться с Богом через благочестие.

Философия и религия имеют много общего. Субъектом обоих (по Гегелю) является истина в своей объективности, и в этой философии она идентична религии. Однако есть разница между философией и религией, ибо у философии есть свой метод познания Абсолюта. Философия воспринимает субъект в форме концепции, в то время как религия воспринимает то же самое в своей конкретности и полноте. Религия в своих поисках истины опирается на веру, а философия — на разум, который требует аргументов и доказательств.

Для философии религии основной задачей является разработка концепций и теорий, которые оказывают методическую помощь дисциплинам в понимании различных аспектов религиозных феноменов.

Общим для философии и религии являются такие «вечные» вопросы, как: «Почему я живу? На что я могу надеяться? Есть ли цель?» Эти чрезвычайно распространенные вопросы о смысле жизни имеют аксиологическую направленность. Известный английский философ-атеист Бертран Рассел подчеркнул, что на вопрос о смысле духовной жизни человека философия должна дать ответ. Об этом также писал выдающийся философ религии Владимир Соловьев, отмечая, что в религии мы найдем ответы на вопросы: «Что такое добро? Что такое истина? В чем смысл существования Вселенной?». Возможно, смысл существования Вселенной, космоса в том, что человек, как орган, как «инструмент» самопознания Вселенной, задает такие вопросы.
Сходство вопросов, которыми занимаются философия и религия, очевидно, и это сходство сближает их. И философия, и религия стремятся вывести человека за пределы повседневности и обыденности, придать жизни смысл, показать ему истинные ценности.

Здесь следует более подробно раскрыть суть понятия «вера». Философия религии использует этот термин так же часто, как и сама религия. Она не сводится только к религиозной вере или «живому опыту», как считают философы религии.

Философские проблемы науки и философия науки

Человек познает мир по-разному: в формах научного и обыденного сознания, философского и художественного (высшим воплощением которого является искусство) освоения мира. Существуют также религиозные и мифологические знания о мире. Взаимодействие науки как особого вида познавательной деятельности с другими формами познания проявляется в процессе научных открытий, в специфике их внедрения в культуру, а также во влиянии науки на все другие формы человеческого познания.

Философия науки призвана определить место и роль науки на разных этапах общественного развития, особенности научного знания, его структуру, проанализировать познавательные процедуры и методы, обеспечивающие генерацию нового знания. Анализируя закономерности развития научного знания, философия науки учитывает также исторический характер науки, поскольку в процессе развития происходит не только накопление новых знаний, но и существенное изменение ранее сложившихся представлений о мире.
Например, такие ученые классической эпохи (с 17 по начало 20 века), как Г. Галилей или М. Фарадей, не могли принять идеи и методы квантово-механического описания, так как считали недопустимым включать в теоретическое описание и объяснение ссылки на наблюдателя и средства наблюдения. Идеалом классической науки является объективное знание, «очищенное» от всех субъективных аспектов. Напротив, создатели квантовой механики Н. Бор и В. Гейзенберг приписывали этому методу теоретического описания микромира роль гаранта объективности знаний о данном виде физической реальности. Эпоха изменилась — изменились идеалы научности.

Функции науки, ее место в культуре и взаимодействие с другими сферами общественной жизни меняются от эпохи к эпохе. Уже в XVII веке зарождающееся естествознание заявило о своей главенствующей роли в формировании мировоззренческих образов в культуре человеческого общества. Важным результатом развития современной науки стало то, что ценность образования, основанного на приобретении научных знаний, стала восприниматься как нечто само собой разумеющееся.

Начиная со второй половины XIX века, наука все больше применялась к технике и технологии. Технический прогресс становится неотделимым от научного прогресса. Таким образом, наука принимает на себя новую социальную функцию: она становится непосредственной производительной силой общества. В XX веке наука все активнее проникает в различные сферы управления социальными процессами, становится основой для квалифицированных профессиональных оценок и принятия управленческих решений. Во взаимодействии с властью она фактически начинает влиять на выбор определенных путей общественного развития и в итоге становится непосредственной социальной силой общества.

Предмет и метод философии. Особенности философских проблем

Предметом философии являются всеобщие отношения в системе «человек — мир». За все время существования философии — два с половиной тысячелетия — восприятие ее предмета сильно менялось. Таким образом, для Сократа философия была величайшим из всех искусств, искусством самопознания. Платон, ученик Сократа, рассматривал философию как познание истинно существующего бытия, то есть мира идей, который он противопоставлял миру материи (небытию) и миру эмпирических вещей. Аристотель считал философию наукой, которая исследует причины вещей, и называл ее госпожой наук. Для всей античности было характерно понимание философии как матери всех наук; греки называли философией все теоретические знания и противопоставляли их, с одной стороны, мифу, а с другой — обыденному мнению.

В Средние века философия стала служанкой теологии и инструментом для богословских споров. В эпоху Возрождения философия освободилась от господства религии и теологии, и мыслители этого периода вернулись к античному понятию: философия — это любое теоретическое знание. Современная эпоха определила философию как науку о науках, которая в этом понятии объединяет не только теоретические, но и некоторые виды эмпирического знания.

Так, Фрэнсис Бэкон относит к философии естественную теологию, натурфилософию и учение о человеке, а Рене Декарт сравнивает философию с деревом, корни которого — метафизика, ствол — физика, а все остальные науки — ветви.

Во второй половине XVIII века и в начале XIX века постепенно приходит понимание того, что философия, если она является наукой, должна быть особой универсальной наукой, наукой о всеобщем. В 19 веке философское знание противопоставляется конкретному научному знанию. Так, Г.Гегель называет философию царицей наук, для него философия — это наука всеобщего понимания, постигающая саму себя. Согласно И. Канту, философия — это учение о конечных целях разума.

XX век предлагает еще большее разнообразие в интерпретации предмета философского исследования. Неокантианцы, например, рассматривают философию как науку о ценностях. Марксизм определяет философию как науку о всеобщих законах природы, общества и мышления. Экзистенциализм определяет философию как размышление о человеческом существовании. Позитивизм вообще отказывает философии в собственном предмете: позитивисты утверждают, что философия как наука бессмысленна и что необходимо создать новую философию, которая станет методологией научного знания, то есть «служанкой» наук.

Но при всем многообразии трактовок предмета философии остается одна важная деталь: Философия всегда представляет собой рациональное знание о всеобщем, даже если философы понимают это всеобщее по-разному и находят его либо в мире, либо в культуре, либо в самом человеке.

Что касается метода — в общем смысле им можно назвать систему практических или мыслительных приемов и правил, следование которым приводит к желаемому результату. Философский метод представляет собой единство только способов и правил мышления и имеет специфические характеристики: Сложность и относительность.

Относительность означает, что метод напрямую зависит от предпосылок, которые являются отправными точками философских рассуждений. Эти предпосылки не всегда являются явными и осознанными. Можно сказать, что в философии точные определения и формулировки являются результатом рефлексии, а не ее началом.
Философские категории и принципы являются универсальными и фундаментальными.

Например, в физике можно спрашивать о причинах процессов и явлений, а в философии — о причине самой причинности; в истории изучаются определенные исторические события и факты, а философия занимается проблемой смысла истории в целом. Поскольку философские категории чрезвычайно обобщены, трудно найти для них окончательное и адекватное определение. Поэтому предпосылки философской рефлексии могут долгое время оставаться неявными и проясняются только тогда, когда меняются границы возможного исторического опыта.

Культура как объект философского исследования

Как показывает изучение марксистской философской и культурологической литературы, понятие «культура» вводится в сферу философского знания различными способами через: а) производство (материальное и духовное или только духовное), б) технологию, в) ценности, г) деятельность, д) творчество, е) знаковые системы, ж) информацию. При этом выбор того или иного направления исследования зачастую не обоснован, а содержание понятия «культура» скорее постулируется, чем выводится в ходе философского анализа.

Существуют различные определения границ культуры и ее внутренней структуры: либо культура сводится только к духовной культуре, либо включает в себя материальную культуру, либо включает политическую, физическую, эстетическую и художественную культуру как подсистемы, либо определяется, что культура неделима и не подвержена внутреннему расслоению.
Научный подход к определению категорий требует, чтобы понятие «культура» не вводилось, а выводилось путем философского анализа. К этой ситуации в полной мере относится знаменитое замечание Ленина: философские категории «надо выводить (а не брать произвольно и механически)».

Логика аргументации К. Маркса и Ф. Энгеля в этом смысле весьма поучительна. Маркс и Ф. Энгельс в «Немецкой идеологии»: «Предпосылки, с которых мы начинаем, не произвольны, они не догмы; … Это реальные люди, их деятельность и материальные условия их жизни, как те, которые они находят, так и те, которые они создают своей собственной деятельностью».

С философской точки зрения, человеческая деятельность — это деятельность субъекта, разворачивающаяся в пространстве субъект-объектных отношений. С одной стороны, она выражается во взаимодействии субъектов, поскольку является коллективной и требует координации усилий «акторов», а с другой стороны, в различных операциях, осуществляемых субъектами совместно с объектами — их преобразовании, восприятии и оценке.

Все эти операции приводят к созданию новых материальных и духовных объектов — вещей, знаний, идей, идеалов, художественных образов. В то же время все продукты деятельности, в которых она объективируется, распределяются по субъектам. Исходя из этого, в истории создания человека биологический механизм наследования поведенческих программ был заменен на механизм социокультурного наследования.

Субъектами культуротворческой деятельности могут быть: а) отдельные индивиды; б) различные социальные группы: Класс, нация, социальная общность, коллектив; в) исторически определенное общество; г) человечество, рассматриваемое как единое целое. В роли «объектов-объектов» могут выступать: а) естественные, данные природой объекты; б) частично преобразованные природные объекты; в) социальные объекты, которые оказываются объектами определенных форм деятельности; г) сам человек, являющийся субъектом познания, оценки и преобразования. Все материальные и духовные результаты творения выступают как «объекты-продукты». «Представление» и «распределение» действуют во всех возможных формах практического овладения миром и плодами своей деятельности.

Таким образом, культура или «вторая природа» («искусственная природа») предстает как целостное единство способов и продуктов деятельности человека, в которых реализуется его активность и которые служат его самосовершенствованию, удовлетворению и увеличению потребностей, гармонизации отношений человека и общества, человека и природы, общества и природы. Таким образом, культура включает в себя как способы человеческой деятельности, так и саму объективность продуктов этой деятельности, в которых, по образной формуле К. Маркса, деятельность как творческий процесс «угасает» и на которых «воспламеняется» деятельность распределения.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Эстетика Просвещения — Важные этапы в истории эстетики
  2. Политический «аморализм» Н. Макиавелли
  3. Свобода воли и моральная ответственность в творчестве Ф. Достоевского — Человек как центральная фигура в творчестве Достоевского
  4. Наука, её значение и роль в духовной жизни общества
  5. Протагор о человеке как мере всех вещей
  6. Предназначение и смысл философии
  7. Эдмунд Густав Альбрехт Гуссерль— немецкий философ, основатель феноменологии
  8. Бессознательное в современной философии
  9. Влияние общества и личности на развитие сознания
  10. Реформация и контрреформация. Э. Роттердамский. Ж. Кальвин. М. Лютер. Значение протестантизма