Для связи в whatsapp +905441085890

Психология дошкольного возраста — Виды деятельности дошкольника

Отделение ребенка от взрослого в конце раннего детства создает условия для создания новой социальной ситуации развития. О чем она? Впервые ребенок выходит за пределы своего семейного мира и устанавливает отношения с миром взрослых. Идеальная форма, с которой начинает взаимодействовать ребенок, становится миром социальных отношений, который существует в мире взрослых. Согласно Л. С. Выготскому, идеальная форма — это та часть объективной действительности (более высокая, чем тот уровень, на котором находится ребенок), с которой ребенок вступает в непосредственное взаимодействие; это та сфера, в которую ребенок пытается войти. В дошкольном возрасте эта идеальная форма становится миром взрослых. По мнению Д.Б. Эльконина, дошкольный возраст здесь вращается, как бы вокруг своего центра, вокруг взрослого, его функций, его задач. Взрослый выступает здесь в обобщенном виде, как носитель социальных функций в системе общественных отношений (взрослый — это отец, врач, водитель и т.д.). Противоречие этой ситуации общественного развития Д.Б. Эльконин видит в том, что ребенок — член общества, он не может жить вне общества, его основная потребность — жить с окружающими его людьми, но это невозможно в современных исторических условиях: ребенок живет в условиях опосредованной, а не непосредственной связи с миром.

Психология дошкольного возраста - Виды деятельности дошкольника

Виды деятельности дошкольника

Существует большой разрыв между реальным этапом развития и идеальной формой, с которой взаимодействует ребенок, поэтому единственным видом деятельности, позволяющим моделировать эти отношения, вступать в уже смоделированные отношения и действовать в рамках этой модели, является ролевая игра.

Игра — ведущий вид деятельности ребенка дошкольного возраста. Д.Б. Эльконин подчеркивал, что игра относится к символико-моделирующему типу деятельности, где операционно-техническая сторона минимальна, операции сокращены, объекты условны. Однако игра дает такую возможность ориентации во внешнем, видимом мире, которую не может дать никакая другая деятельность. Все виды деятельности дошкольника, кроме самообслуживания, носят моделирующий характер. Д.Б. Эльконин считает, что суть всякого моделирования заключается в воспроизведении объекта в другом, неприродном материале, выделении в объекте таких сторон, которые становятся предметом специального рассмотрения, специальной ориентации.

Что является предметом этой деятельности? Это взрослый человек как носитель определенных социальных функций, который вступает в определенные отношения с другими людьми и применяет определенные правила в своей предметно-практической деятельности.

Как уже не раз говорилось, в процессе своего развития ребенок постоянно «овладевает» взрослым. Сначала он использует его как инструмент. Но этот инструмент отличается от любого другого. В ситуации межличностных отношений человек должен внутренне пережить не только всю систему своих действий, но и всю систему последствий своих действий. Таким образом, необходимость формирования внутреннего плана действий вытекает именно из системы человеческих отношений, а не из системы материальных отношений. Это мнение Д.Б. Эльконина.

Как это может произойти? Игра — это деятельность, в которой ребенок сначала эмоционально, а затем интеллектуально познает всю систему человеческих отношений. Игра — это особая форма освоения действительности через ее воспроизведение, моделирование. Как показывают исследования Д. Б. Эльконина, игра — это историческое образование. Игра возникает только на определенных этапах развития общества, когда ребенок не может непосредственно участвовать в системе социальной работы, когда есть «пустой» период времени, когда нужно ждать, пока ребенок вырастет. У ребенка есть тенденция активно входить в эту жизнь. На основе этой тенденции создается игра. Согласно Д. Б. Эльконин, ребенок перенимает формы игры от форм пластического искусства, свойственных его обществу. Многие исследователи связывают проблему возникновения игры с проблемой искусства.

В чем смысл символики игры? По мнению Д.Б. Эльконина, абстрагирование от операционально-технической стороны предметных действий дает возможность моделировать систему отношений между людьми.

Смысл человеческих действий возникает из отношения к другому человеку. Линия развития действия: от операциональной схемы действия к человеческому действию, имеющему смысл в другом человеке; от индивидуального действия к его смыслу. По мнению Д.Б. Эльконина, это самая большая гуманистическая ценность игры.

Последний компонент в структуре игры — правила. В игре впервые возникает новая форма радости ребенка — радость от того, что он действует так, как требуют правила.

Таким образом, игра — это деятельность по ориентации на смыслы человеческой деятельности. По своей сути он является ориентирующим. Поэтому она становится ведущим видом деятельности в дошкольном возрасте.

Роль изобразительной деятельности в умственном развитии ребенка

В современном индустриальном обществе игра — не единственный способ занятия детей. Другими видами деятельности в дошкольном возрасте являются: изобразительная деятельность; элементарная работа; восприятие сказки; обучение.

Изобразительная деятельность ребенка давно привлекала внимание художников, педагогов и психологов (Ф. Фребель, И. Люке, Г. Кершенштейнер, Н.А. Рыбников, Р. Арнхейм и др.).

По мнению А. В. Запорожца, изобразительная деятельность похожа на игру и позволяет глубже понять интересующие ребенка темы. Однако, что более важно, как он уточняет, с овладением изобразительной деятельностью формируется внутренний идеальный план, который отсутствует в раннем детстве. В дошкольном возрасте внутренний план деятельности еще не полностью интериоризирован, он нуждается в материальных опорах; одной из таких опор является рисование.

Ребенок может найти себя в рисовании, и эмоциональный блок, тормозящий его развитие, снимается. Ребенок может идентифицировать себя, возможно, впервые в своем творчестве. В то же время само его творчество может не иметь эстетической ценности. Очевидно, что это изменение в его развитии гораздо важнее, чем конечный продукт — рисунок.

В статье «Предыстория развития письменности» Л. С. Выготский рассматривал детский рисунок как переход от символа к знаку. Символ имеет сходство с тем, что он означает, знак такого сходства не имеет. Детские рисунки являются символами предметов, потому что имеют сходство с тем, что изображено, слово же такого сходства не имеет, поэтому оно становится знаком. Рисунок помогает слову стать знаком. По мнению Л. С. Выготского, с психологической точки зрения рисунок следует рассматривать как разновидность детского языка. Л.С. Выготский рассматривает рисование как предварительную ступень письменной речи.

Как указывал Д.Б. Эльконин, продуктивная деятельность, в том числе и рисование, осуществляется ребенком с определенным материалом, причем каждый раз воплощение замысла происходит с помощью разных изобразительных средств, в разном материале («дом из кубиков» и «дом на рисунке»). Продукты графической деятельности — это не просто символы, обозначающие объект, это модели реальности. И каждый раз в модели появляются новые черты реальности. Модель отделяет, абстрагирует отдельные признаки от реального объекта, и категориальное восприятие начинает жить своей собственной жизнью. Категориальное восприятие (форма, цвет, размер и т.д.) появляется в материально-продуктивной деятельности: ребенок отделяет от предмета его характеристики силой материала. Цвет как категория для ребенка уже начинает существовать.

Первоначально (до того, как) она объективируется, конкретизируется, она не существует отдельно от объекта. Только отделив эти свойства от объекта, становится возможным работать с ними на основе норм, мер. Как показали исследования Д.В. Запорожца, Л.А. Венгера и других, развитие восприятия в дошкольном возрасте происходит на основе овладения сенсорными эталонами и мерками.

Сенсорные эталоны — это система звуков речи, система цветов спектра, система геометрических фигур, шкала музыкальных звуков и т.д.

Еще одна функция детского рисунка — выразительная. В рисунке ребенок выражает свое отношение к действительности, сразу видно, что для ребенка важно, а что второстепенно, в рисунке всегда есть эмоциональный и смысловой центр. Через рисунок можно управлять эмоциональным и смысловым восприятием ребенка.

И последнее, но не менее важное. Популярной темой детских рисунков является человек — центр всей жизни ребенка. Несмотря на то, что в изобразительной деятельности ребенок имеет дело с объективной реальностью, реалистические отношения также играют чрезвычайно важную роль. Однако эта деятельность недостаточно вводит ребенка в мир зрелых социальных отношений, в мир труда, в котором участвуют взрослые.

Восприятие сказки в дошкольном возрасте

Помимо игровой и изобразительной деятельности, восприятие сказки также становится деятельностью в дошкольном возрасте. C. Бюлер назвал дошкольный возраст возрастом сказок. Это любимый литературный жанр ребенка.

Ш. Бюлер специально изучал роль сказок в развитии ребенка. По ее мнению, герои сказок просты и типичны, они лишены индивидуальности. Часто у них даже нет имени. Их характеристика ограничивается двумя-тремя качествами, понятными для детского восприятия. Но эти качества доведены до абсолютного уровня: беспрецедентная доброта, смелость, находчивость. Таким образом, сказочные герои делают все то, что делают обычные люди: едят, пьют, работают, женятся и т.д. Все это способствует лучшему пониманию ребенком сказок.

Но в каком смысле восприятие сказки может быть деятельностью? Восприятие маленького ребенка отличается от восприятия взрослого тем, что это развернутая деятельность, требующая внешней поддержки.

А. В. Запорожец и др. определили специфическое действие для этой активности. Это помощь, когда ребенок занимает позицию героя художественного произведения и пытается преодолеть препятствия, стоящие на его пути. Рассматривая природу восприятия искусства ребенком, Б.М. Теплов отмечал, что сопереживание, душевная помощь герою произведения искусства является «живой душой художественного восприятия».

Эмпатия напоминает роль, которую ребенок принимает в игре Д.Б. Эльконин подчеркивал, что классическая сказка соответствует наиболее активному характеру восприятия ребенком вымышленного произведения; в ней намечается след действий, которые должен совершить ребенок, и ребенок идет по этому следу. Там, где этой дорожки не хватает, ребенок перестает ее понимать, как в некоторых сказках Г.Х. Андерсена, где есть лирические отступления. Т.А. Репина подробно проследила путь интернализации помощи: Дети младшего возраста понимают, когда они могут опираться на картинку, а не только на словесное описание.

Именно поэтому первые детские книги должны быть книжками с картинками, а картинки — это главная поддержка в следовании сюжету. В дальнейшем такое отслеживание становится менее необходимым. Теперь основные действия должны быть воспроизведены в словесной форме, но в том виде и в том «порядке», в котором они происходят на самом деле. В старшем дошкольном возрасте возможно обобщенное описание событий.

Обучение и развитие психических процессов в дошкольном возрасте

Последним видом деятельности в дошкольном возрасте является обучение. Вне обучения, вне процесса передачи ребенку социально выработанных способов действия, не может быть никакого развития вообще. Обучение в раннем возрасте вплетается во все виды деятельности ребенка. Он изначально не выделяется как самостоятельный вид деятельности. Но постепенно у ребенка появляется склонность к обучению. В конце дошкольного возраста ребенок переходит от спонтанного способа обучения к реактивному способу обучения по программе, предложенной взрослым, и очень важно заставить ребенка делать то, что хочет взрослый.

Каковы основные тенденции в развитии психических процессов в дошкольном возрасте? Как уже неоднократно подчеркивалось, все психические процессы являются особыми формами предметной деятельности. В последние годы представление об умственном развитии изменилось за счет выделения двух частей действия — ориентировочной и исполнительной. Исследования А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина и П.Й. Гальперин позволил представить умственное развитие как процесс отделения ориентировочной части действия от самого действия и обогащения ориентировочной части действия.

А. Р. Р. Лурия изучал роль языка в регуляции поведения: с помощью слов для ребенка создается «мысленный» путь, по которому он должен следовать. Язык можно использовать для того, чтобы заранее создать образ действия, который затем можно реализовать. То, как язык влияет на выполнение предметного действия, сигнализирует о том, «отсоединилась» ли индикативная часть от исполнительной или нет.

А. Запорожец, изучая развитие движений у детей, показал, что в простейшем движении у ребенка есть фаза подготовки и фаза реализации. Возникновение подготовительной фазы в предметном действии повышает его эффективность. От того или иного результата зависит, как организована ориентация ребенка.

А.В. Запорожец показал, что при формировании навыка существуют сложные и чередующиеся отношения между ориентировочными и двигательными, исполнительными реакциями. На ранних этапах развития ребенка предварительная ориентация в ситуации мало влияет на результаты его действий. Дети находят решения методом проб и ошибок. На этом этапе ориентирующие ответы следуют за практической, исполнительной деятельностью. На второй генетической стадии решающее значение приобретает моторно-тактильная ориентация в обстоятельствах. Тактильная рука знакомится с ситуацией и «тренирует глаз». Глаз накапливает опыт и в дальнейшем может самостоятельно выполнять функцию ориентации. На следующем этапе ребенок осваивает возможности чисто визуального исследования ситуации. Глаз предвосхищает и предвосхищает исполнительные движения. Было обнаружено, что ориентирующие, зондирующие действия вырастают из исполнительных действий.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Возрастные особенности влияния тревожности на статусное положение личности в группе — Психологические особенности подросткового возраста
  2. Интеракция в психологии общения
  3. Стили общения в психологии
  4. Диагностическое интервью
  5. Эффективность психотерапии
  6. Феномен «бисексуальность» в психологической науке
  7. Страхи у детей дошкольного возраста
  8. Психологические факты
  9. Психологические особенности информации
  10. Виды толпы