Для связи в whatsapp +905441085890

Система воспитания в «доме сирот» Януша Корчака — Основные принципы методов обучения

Сколько понимания детской психики во всем, что делал Корчак! 22 июня, самый длинный день, объявлен днем, в который вообще нельзя ложиться спать, потому что ночь и так очень короткая. Аналогично, 22 декабря, когда ночь самая длинная, объявляется днем, когда нельзя вставать, потому что день очень короткий.

В этой деятельности много юмора Корчака, но также и уважения к интересам молодых граждан. Корчак — автор глубокого высказывания о том, что ребенок — это тоже маленький человек. И Корчак мечтал создать республику для детей, где дети являются полноправными гражданами, а их интересы и желания учитываются.

Корчак писал: У тебя вспыльчивый характер, говорю я мальчику. — Хорошо, деритесь, только не очень больно, злитесь, но только раз в день. Если хотите, я подытожил весь свой педагогический метод одним предложением.16 Не нужно искоренять влечения ребенка, с ними нужно считаться, считал Корчак.

Можно спорить о достоинствах метода Корчака (мало кто из педагогов согласится, чтобы ребенок судил об учителе), но очевидно, что это педагогика, в которой ребенок рассматривается не как сырой материал, из которого нужно что-то сделать, а как живой человек со своими радостями и потребностями, и в которой сам ребенок активно участвует в своем образовании.

Эти педагогические системы совершенно разные по своим основным принципам и методам воздействия на ребенка. Однако их объединяет внимание к живой душе ребенка, к его желаниям и интересам.

Отечественная педагогика содержит замечательные традиции гуманистического подхода к образованию, которые соответствуют естественной активности ребенка.

Педагогические взгляды выдающегося польского педагога Януша Корчака (1878-1942) формировались в драматической конфронтации с окружающим миром. Его раннее осознание социальной несправедливости по отношению к детям способствовало формированию его своеобразного взгляда на то, что общество делится на класс взрослых и класс детей, которые угнетаются ими. В поисках причины угнетенного состояния ребенка в обществе Корчак приходит к противопоставлению двух миров — взрослых и детей. С одной стороны, Корчак становится защитником интересов и прав детей против произвола и деспотизма взрослых, с другой — пытается найти пути примирения и взаимопонимания между ними.

Не менее важной предпосылкой взгляда Корчака на детей как на социальный класс является его вера в абсолютную ценность детства. На этом основана вся система образования Корчака. «Детство, — писал он, — это долгие, важные годы в жизни человека. «…Детские годы — это горы, с которых берет начало река и где она определяет свое направление». Он неоднократно подчеркивал важность счастливого, радостного детства для формирования личности и считал, что, не пережив детство во всей его полноте, человек искалечит всю свою жизнь. Не случайно Корчак стремился сделать педагогов ответственными за «присутствие» ребенка: «Это присутствие должно быть ясным, полным радостных усилий, детским, без беспокойства, без ответственности, превышающей годы и силы. Я должна позаботиться о том, чтобы он мог тратить свою энергию, я должна — несмотря на грохот оскорбленного писаного закона и его угрожающие параграфы — дать ребенку весь солнечный свет, весь воздух, всю доброжелательность, которая ему положена, независимо от его заслуг или недостатков, достоинств или пороков.

По словам Корчака, у детей есть много прав, которые взрослые должны признавать безоговорочно. Это право ребенка, которое необходимо уважать:

  • его невежество и тяготы познания;
  • его неудачи и слезы;
  • секреты и заблуждения о тяжелой работе роста;
  • текущего часа и сегодняшнего дня;
  • секрет исправления;
  • усилий и доверчивости.

Не менее важным является признание права ребенка быть тем, кто он есть. Взрослые также должны признать право ребенка: участвовать в его мышлении и суждениях; быть чувствительным к его проблемам; высказывать свое мнение; самостоятельно организовывать свою жизнь; использовать свои достоинства и скрывать недостатки; протестовать; ошибаться; хранить секреты; передвигаться; иметь собственность; играть; и, наконец, право на смерть.

Система воспитания в «доме сирот» Януша Корчака - Основные принципы методов обучения

Основные принципы методов обучения

Принцип уважения личности и прав ребенка не просто отражал гуманистические позиции польского педагога и касался проблем взаимоотношений между абстрактным педагогом и вымышленными детьми. Гуманизм педагогики Корчака был прежде всего действенным — педагогические принципы Корчака воплощались в разумной организации воспитательного процесса в авторских детских учреждениях — детском доме и нашем доме.

Детский дом был необычным явлением для своего времени. Отличие от других детских домов было заметно уже в самом здании, в продуманном устройстве учебных и жилых комнат. Это было здание в глубине сада. За домом была детская площадка. В подвалах, защищенных от сырости, находились кухня и кладовая, прачечная, котельная, душевые и раздевалка. Первый этаж в основном занимал зал отдыха, где дети проводили большую часть дня и который помогал им держаться вместе. Кроме того, здесь были письменный зал, швейная мастерская и учебные классы. На втором этаже находились комнаты для стипендиатов. На третьем этаже находились два общежития, одно для мальчиков и одно для девочек, разделенные учительской, а также умывальные и туалеты. Собственная комната Корчака находилась на чердаке дома.

Еще одной важной особенностью детских домов Корчака было приспособление всей организации жизни к потребностям физического и умственного развития ребенка. Там осуществлялся целый комплекс мер по поддержанию здоровья и обеспечению правильного развития (рациональное питание, физическая и пространственная гигиена, возможности для полноценного отдыха, сна, физических упражнений на свежем воздухе, постоянные измерения роста, взвешивания и другие систематические обследования).

Позже он более подробно характеризует воспитательную программу приюта, основной идеей которой была «доброжелательность и служение ребенку». В книге «Еврейский ребенок» он определяет наиболее острые проблемы, стоящие перед приютом: «как примирить потребности и обязанности руководства и детей, ответственность и индивидуальную волю, праведные желания и капризы; как защитить нежные и чувствительные натуры; как замедлить количественный рост тех, кто является проблемой и унижает звание человека самим своим существованием».

Для этого, по его мнению, необходимо создать сообщество детей на основе справедливости, братства, равных прав и обязанностей. Формируя систему образования, Корчак был в первую очередь озабочен проблемой благополучия ребенка в сообществе с другими детьми и тесно связанной с ней проблемой установления правильных отношений между педагогами и детьми.

Ведущая идея педагогической концепции Корчака связана с проблемой благополучия детей, особенно в условиях большого коллектива детей. Именно забота о благополучии ребенка диктовала организацию жизни детей на основе самоуправления. Необходимость обращения к детскому самоуправлению как ведущему методу организации их жизни также вытекала из цели, которую поставили перед собой Корчак и его единомышленники, а именно: воспитание активной и независимой личности. Создавая своего рода детское общество, он начал с того, что является критерием эффективной демократии в любом обществе: с суда. Корчак организовал товарищеский суд, особенно с идеей защиты каждого ребенка. Он также следил за тем, чтобы судьба ребенка не зависела от доброй или злой воли, хорошего или плохого настроения воспитателя. В основе деятельности товарищеского суда лежал принцип уважения к детям и серьезного отношения к их проблемам. Суд также является органом, регулирующим отношения между воспитателями и воспитанниками, основой для формирования взаимного уважения и сотрудничества.

Суд вынес решение в соответствии с Кодексом, который был написан самим Корчаком. Кодекс учил детей справедливости, чуткости к судьбе других детей и воспитывал как судей, так и тех, чьи дела попадали в суд. Содержание Кодекса логически вытекало из провозглашенного Корчаком уважения и доверия к личности и правам ребенка и имело своей главной целью не наказание, а исправление ребенка и пробуждение веры в возможность такого исправления.

Самоуправление

Развитие детского самоуправления сделало необходимым создание органа, который бы одновременно устанавливал законы и нормы для сообщества и контролировал их выполнение. Таким образом, Судебный совет начал функционировать в детском доме после шести месяцев работы. Судебный совет состоял из педагога и двух судей, избираемых на три месяца тайным голосованием. Судьей мог стать только тот ребенок, у которого в течение месяца не было никаких дел. Дети, избранные в Судебный совет, после выборов могли вести свои собственные дела и не имели права судить других. По этой причине в состав Судебного совета было избрано пять человек, но только двое из них принимали участие в его работе. Судебный совет рассматривал все случаи несвоевременного возвращения родственников; случаи, в которых, помимо положения соответствующей статьи, необходимо было принять новый закон, обязательный для всех; случаи денежной компенсации и т.д.

Высшим органом детского самоуправления в корчаковских детских домах был Сейм. Он избирался раз в год и состоял примерно из 20 депутатов, избираемых всеобщим плебисцитом. Только ребенок, не имеющий ни одной судимости за кражу или мошенничество, мог служить послом. Однако эти дети также имеют право на реабилитацию. В обязанности Сейма входило принятие или отклонение постановлений Совета самоуправления, установление праздников и особых дат в жизни палаты, а также присуждение премий. Впоследствии полномочия Сейма были расширены, и он стал принимать участие в утверждении решений о приеме и исключении приемных детей.

Помимо Совета самоуправления, существовал Педагогический совет, который состоял из квалифицированных педагогов и отвечал за реализацию целей воспитания, направление и результаты воспитательной работы, работу по уходу, организацию жизни детей, физическое и умственное развитие каждого ребенка.

В этой системе взаимодействия детей и взрослых большое значение придавалось общим собраниям детского дома. На общих собраниях дети учились вместе принимать решения о своей жизни. Кроме того, там формировалось общественное мнение, которое являлось важнейшим методом воздействия на отдельного ребенка. Встречи в немалой степени способствовали внедрению принципа гласности в жизнь детского дома, что позволило нейтрализовать некоторые негативные явления во внутриколлективных отношениях.

Работа в детских домах Корчака была существенным фактором воспитания. Корчак хотел не только привить своим подопечным уважение к рабочему человеку, но и пробудить в них понимание необходимости любого труда — умственного и физического. Он хотел развить в них определенные практические навыки, самостоятельность и добросовестность, умение ладить со сверстниками в процессе работы, научить их контролировать себя и других, развить волю и инициативу детей, то есть развить в них качества, которые немаловажны для взрослого человека.

В педагогической системе Корчака обязанности не были просто вопросом поочередного выполнения определенного задания. Он определялся тем, что дети выполняли добровольные задания в течение длительного периода времени (не менее месяца или более). Вся работа в доме была разделена на смены, которых было в два раза больше, чем детей, так как некоторые смены выполнялись более чем одним ребенком одновременно. В этом процессе у каждого ученика в доме было определенное задание, и задания менялись каждый месяц. Важно отметить добровольный характер этой обязанности и признание этой работы общественным долгом. В конце каждого месяца дети записывались на следующий месяц. На основании этих заявлений совет самоуправления производил распределение всех задач в доме.

Наиболее выразительной чертой, отличавшей воспитательную систему Корчака, была организация коллективного общественного мнения детей. Еженедельная газета детского дома в немалой степени служила выражением общественного мнения детей. Еженедельники освещали широкий спектр тем. Чаще всего они писали о трудностях на работе, например, об экономических проблемах или нежелательных явлениях в жизни детского сообщества. Газета была своего рода зеркалом детской жизни, «бесценным научным документом»: она информировала, обращала внимание на недостатки и касалась всех вопросов детской жизни.

Наиболее ярко общественное мнение детского коллектива проявилось в так называемых плебисцитах доброй и злой воли. Плебисциты созывались через 1) один месяц пребывания новичка (включая воспитателя) в детском доме; 2) через год, до получения им «гражданского звания»; 3) при обсуждении вопроса об исправлении или перевоспитании воспитанника. Плебисцит, или общее тайное голосование детей, проводился следующим образом. За день до плебисцита детям сказали, кто будет участвовать в плебисците; на следующий день за завтраком детям показали карточки, на которых были написаны «плюс» (любовь, уважение), «минус» (негативное отношение) и «ноль» (безразличие). У детей было время подумать и решить, какую карточку они хотят, поэтому голосование прошло быстро и четко. Язык цифр просто и абсолютно точно определял место ребенка или педагога в коллективе.

Плебисциты воспитывают в студентах такие важные качества, как смелость, честность и порядочность. Кроме того, плебисцит позволил педагогам изучить взаимоотношения детей и условия их формирования и развития.

Своеобразный «метод письменного общения» Корчака с детьми в немалой степени способствовал гуманизации образовательного процесса, стимулируя самообразование детей. Он придавал этому методу большое значение, так как считал, что такой способ общения ни в коей мере не освобождает педагога от вербального общения с ребенком, а также способствует правильному выбору методов дальнейшего воздействия на ребенка.

Дневник педагога

Корчак считает, что в достижении взаимопонимания с детьми большое значение имеет дневник воспитателя, содержание которого доступно детям. Этот дневник хранится на полке, и каждый ребенок в любой момент может ознакомиться с мыслями и переживаниями своего воспитателя. Через эти дневниковые записи воспитатель выражал свое отношение к определенным событиям дня, к поступкам детей, радовался их успехам, сопереживал и огорчался их неудачам. В дневниковых записях он мог ругать себя и тем самым извиняться перед ребенком за ошибку, упрекать кого-то за проступок, размышлять о трудностях в жизни детского дома. Однако это всегда делалось тактично, в любой из записей не упоминались имена детей — дети сами разберутся, кто есть кто.

Доска объявлений также помогла внести прозрачность в жизнь детского дома. Он висел на видном месте, и к нему прикреплялись заказы, новости и объявления. Публичные объявления, сделанные устно на собраниях или общих собраниях, неизменно вызывали тысячу вопросов, некоторые из которых были неправильно поняты, а некоторые — неправильно истолкованы. Доска объявлений в этом случае является незаменимым помощником педагога. Он организует не только детей, но и себя, заставляя их заранее продумывать план каждого занятия и всегда давать продуманные, хорошо продуманные указания.

Как видим, каждый отдельный элемент воспитательной системы был частью целого, и каждый из них может быть эффективным только при умелом сочетании с другими средствами в общей системе воспитательной работы.

В отличие от многих других детских домов, целью этой системы было воспитание активной и самостоятельной личности с развитыми гуманистическими качествами, и основывалась она на принципе уважения личности и прав ребенка и детского коллектива, а также на принципе взаимодействия «рационального воспитания» и активности детей в самовоспитании. Воспитательные, образовательные и организационные задачи этих детских домов составляли тщательно продуманную систему и включали: обеспечение правильного нравственного и физического развития ребенка; организацию детского самоуправления в интересах образования и самообразования; организацию жизни детского дома на основе закона равенства; организацию воспитательного влияния коллективного мнения детей для стимулирования самообразовательной деятельности детей; введение общественности в жизнь детского дома; осуществление связи между детским домом и самообразованием ребенка.

Цель, основополагающие принципы и гуманистическая направленность воспитательной системы Корчака определили и выбор основного воспитательного метода — метода детского самоуправления. В системе Корчака активное самоуправление детей являлось организационной формой взаимодействия взрослых и детей, способствующей формированию единого педагогического коллектива. Самоуправление было также самым верным способом гуманизации отношений между взрослыми и детьми, помогая строить эти отношения на основе сотрудничества и взаимного согласия. Такой стиль взаимодействия привел к подлинному моральному результату: учителя относились к детям как к равным и признавали, что они в равной степени ответственны за судьбу дома. Достоинство ребенка является необходимым условием для его защиты в системе отношений.

Именно эта моральная атмосфера приюта, которая давала каждому ребенку чувство защищенности, выражает эффективность и жизнеспособность воспитательной системы Корчака, которая была исключительной в педагогической жизни Европы ХХ века. Это был новый тип образовательного учреждения, в котором организация жизни и условий проживания детей была проникнута глубоким гуманизмом, заботой о благополучии ребенка, о создании условий для его развития и образования, об обеспечении безопасности каждого ребенка.

Реализация педагогических идей Януша Корчака

6 августа 1942 года Януш Корчак погиб вместе со своими детьми и сотрудниками детского дома в одной из газовых камер лагеря смерти Треблинка. Корчак похоронен на еврейском кладбище в Варшаве.

Имя Януша Корчака навсегда останется символом высоты духа, мудрости учителя и поистине героической любви к детям.

Педагогические идеи Корчака, получившие дальнейшее развитие, реализуются сегодня через деятельность Всемирной ассоциации Януша Корчака с центром в Варшаве, через Семинар Корчака, проводимый в Израиле, через общества Корчака, существующие в тридцати странах мира. В 1991 году по инициативе известного ученого, доктора педагогических наук, профессора, заведующей кафедрой педагогики и психологии Российской академии непрерывного образования Ирины Дмитриевны Демаковой в России было основано Общество Януша Корчака. В настоящее время существует несколько региональных отделений Общества: в Санкт-Петербурге, Казани, Курске и Перми. Российское общество Януша Корчака пропагандирует идеи знаменитого педагога, организует работу с детьми в духе его гуманистических идей, оказывает практическую помощь детям-сиротам, инвалидам, детям из социально неблагополучных семей, готовит учителей.

Одним из проектов компании является молодежный центр «Наш дом». Цель проекта — развитие, социальная адаптация и интеграция в общество детей с различными проблемами (инвалидов, сирот, переживших трагедии, детей из неполных и социально неблагополучных семей и т.д.). С 1993 года Центр ежегодно организует летние и зимние интеграционные лагеря для детей, а также проводит другую работу, направленную на интеграцию и социализацию детей с ограниченными возможностями и детей из детских домов. Работа детского интеграционного лагеря «Наш дом» основана на гуманистических идеях Януша Корчака, основными положениями которых являются право ребенка на уважение, принцип прощения и диалоговые отношения между детьми и взрослыми. Лагерь финансируется за счет грантов и частных пожертвований.

Международный аспект очень важен для лагеря «Наш дом». Знакомство с культурой и традициями других стран расширяет кругозор детей и учит их быть терпимыми к людям других национальностей. Все дети живут в лагере вместе в небольших группах, так называемых «семьях», с двумя или тремя взрослыми воспитателями. Большое внимание уделяется разностороннему развитию детей. Дети изучают иностранные языки, поют, играют на гитаре и других музыкальных инструментах, рисуют, танцуют, играют в театр. Они принимают активное участие в жизни лагеря: выражают свое мнение в детском парламенте, на доске объявлений и в выпускаемой ими газете, вместе со взрослыми организуют праздники, представления и концерты.

Студенты и молодые люди разных профессий — педагоги, психологи, социальные работники, актеры, художники — бесплатно работают в проекте лагеря «Наш дом». Все они согласны с Янушем Корчаком: «Если разделить человечество на взрослых и детей, а жизнь на детство и взрослость, то окажется, что дети и детство составляют очень большую часть человечества и жизни». Поэтому они не делят людей на детей и взрослых, они просто уважают всех, независимо от возраста. И делая это, они помогают маленьким людям понять и познать себя, развить свои способности. Одним словом, они помогают ЖИТЬ.

Глубокое знание детской психики и уважение к детям лежат в основе всей теории и практики Януша Корчака.

Ведь на протяжении многих лет в процессе своей педагогической и медицинской практики он тщательно собирал факты — результаты своих наблюдений за ребенком, родителями и воспитателями.

Он отметил, что в современном обществе мало что делается для того, чтобы узнать ребенка и создать условия, в которых он может существовать. Существует большой разрыв между интересами и желаниями ребенка и тем, что ему разрешено делать.

По мнению Корчака, для развития воли, независимости, смелости необходима система образования, основанная на активности и самодеятельности детей.

Воспитательная роль правильных отношений между детьми также велика, отмечает Корчак. Нравственное развитие ребенка во многом определяется тем, как он чувствует себя в детском обществе. Благополучие ребенка зависит не только от того, как его оценивают взрослые, но, возможно, еще больше от мнения его сверстников.

В «приюте» Корчак создал стройную систему самоуправления, которая включала богатое предложение педагогических средств для стимулирования и развития активности и самостоятельности детей.

Оригинальная система самоменеджмента, разработанная Корчаком, во многом не утратила своей ценности и по сей день. Многие прогрессивные педагоги используют методы и средства, лежащие в основе системы Корчакова, для развития у детей активности, дилетантизма, самостоятельности, для создания такого морального климата в коллективе детей, который обеспечивает высокую эффективность педагогической работы.

Корчак — выдающийся педагог. Сочетание педагогики и медицины, глубокое изучение возрастных и индивидуальных особенностей детей, новый тип отношений между педагогами и учениками — все это называется «педагогикой сердца». Януш Корчак подарил нам эту педагогику и подтвердил своим творчеством бессмертие добра и человечности.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Процесс развития познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников с расстройствами аутистического спектра
  2. Гуманистическая педагогика Маслоу и Роджера
  3. Структура индивидуального образовательного маршрута с точки зрения системного подхода
  4. Организация кадрового делопроизводства в дошкольном образовательном учреждении
  5. Теоретические и методические основы деятельности классного руководителя
  6. Социализация личности в педагогике
  7. Государство в системе социальной защиты детства
  8. Основные компоненты содержания образования
  9. Тифлопедагогика
  10. Коррекция в воспитательной работе