Для связи в whatsapp +905441085890

Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум — Принципы тождества бытия и мышления

Немецкая классическая философия — это высшая форма классического рационализма: разум организует реальность по своему образу и подобию.

Наиболее важными достижениями немецкой классической философии являются:

1) философия предстает как строгая наука, как система дисциплин, отличающаяся высокой степенью обобщения и абстракции, с тщательно разработанным категориальным аппаратом;

2) осуществляется поворот к истории как философской проблеме, концептуально ставится вопрос о смысле человеческой истории, ее природе и законах;

3) создан и развит диалектический метод.

Основные идеи философии И. Канта. Он является основателем классической немецкой философии, который обосновал сомнение в способности человека решить все проблемы, опираясь только на собственный разум. В творчестве Канта можно выделить два периода: «докритический» и «критический». В «докритический» период Кант разработал учение о гравитационном взаимодействии Земли и Луны, об историческом развитии космических тел, выдвинул гипотезу о происхождении Солнечной системы и т.д.

В работах «критического» периода Кант обосновал творческий характер человеческого познания, четко обозначил проблему его условий и границ, создал учение об источниках познания, совершив «коперниканский переворот в философии». Если до Канта мыслители считали, что человек пассивно отражает внешний мир, то в его учении познание рассматривается как активный творческий процесс. Кант считал, что мир существует, и мы можем познать его внешние проявления. Но проникнуть в сущность вещей, явлений мы не можем, сущность, законы в принципе непознаваемы. Мир «вещей в себе» — это нерасчлененная внешняя реальность, существующая до познания и независимая от него. Вещь-в-себе» лишь возбуждает наши познавательные способности, дает им импульс к действию. Результатом этого действия является образ внешнего мира («мир вещей для нас»). Образ мира строится в процессе познания и определяется доэкспериментальными (априорными) формами наших познавательных способностей.

Среди основных познавательных способностей Кант называет следующие:

  1. Чувственность, или способность восприятия и представления (пространства и времени).
  2. Рассудок, который обладает априорной способностью производить понятия и категории и формировать суждения на их основе.
  3. Рассудок, или способность умозаключения.

Безусловные идеи (или идеи Бога) не выводимы из опыта и, следовательно, не познаваемы разумом. Хотя в области разума Кант не нашел доказательств существования Бога, он не отрицал ни существования Бога, ни бессмертия души, ни возможности свободы. По его мнению, человек может и должен верить в то, что непостижимо для разума — в существование Бога, в существование свободы, в безотносительность добра. Таким образом, Кант отделил вопросы теоретического разума («Что я могу знать?») от вопроса, поставленного практическим разумом: «Что я должен делать?».

Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум - Принципы тождества бытия и мышления
Антропология И. Канта. Практический и теоретический разум — Принципы тождества бытия и мышления

Принципы тождества бытия и мышления

Категорический императив Канта (требование, которое должно быть выполнено при любых условиях): Поступай с другими так, как ты хотел бы, чтобы они поступали с тобой.

В философии Гегеля человеческая история предстает как строго упорядоченная последовательность явлений, подчиненная единой логике развития. Исходным пунктом в учении Гегеля является принцип тождества бытия и мышления. Отождествление мышления с бытием приводит к отождествлению логики (как науки о принципах организации мышления) с онтологией (как учением о бытии и принципах его организации): бытие предстает таким, каким оно было задумано. В соответствии с принципом восхождения от абстрактного к конкретному, философ представил развитие мира как процесс саморазвития и самопознания Абсолютной идеи (Мирового разума). Этот процесс подчиняется законам логики и включает 3 этапа:

  1. логический этап, связанный с пребыванием идеи в стихии чистого мышления, где она раскрывает свое содержание в системе категорий и понятий. Этот этап описан Гегелем в учении о бытии, учении о сущности и учении о понятии, где он оперирует такими категориями, как качество, количество, мера; тождество, различие, противоречие, противоположность, основание; вещь, явление, существенное отношение и др.
  2. Природный этап, связанный с развитием идеи в форме «инаковости». Превращаясь в природу, абсолютная идея объективируется, тем самым отчуждаясь от своей истинной сущности, и предстает в виде конечных чувственно-телесных сингулярностей. Эта стадия описана во второй части гегелевского учения — «Натурфилософии».3 Человеческий дух, где идея, покинув природу, возвращается к себе как дух и реализуется в человеческом мышлении и истории. Этот этап осмысливается в третьей части гегелевской системы — философии духа. Развитие духа раскрывается через субъективный дух (личность), объективный дух (семья, гражданское общество, государство) и абсолютный дух (искусство, религия, философия). В абсолютном духе идея приходит к завершению своего саморазвития.

Логика развития абсолютной идеи — это диалектическая логика. Согласно Гегелю, любое понятие, а значит, и любое явление природы, общества и духовной жизни, проходит 3 стадии: тезис (утверждение, или исходное состояние объекта); антитезис (отрицание этого утверждения, или качественно иное состояние объекта по отношению к исходному); синтез (снятие противоположностей). Этап синтеза не только примиряет тезис и антитезис, преодолевая их противоположности, но и сохраняет положительное содержание обоих предшествующих этапов в высшем гармоническом единстве.

В соответствии с принципом единства логического и исторического, история человечества определяется логикой развертывания Абсолютной идеи, где каждая конкретная историческая эпоха рассматривается как часть глобального плана его саморазвития и самопознания.

Гегелевские принципы тождества бытия и мышления, восхождения от абстрактного к конкретному, единства логического и исторического служат обоснованием единства законов внешнего мира и мышления. Аналогичная позиция в философии, называемая панлогизмом («все действительное разумно, все разумное действительно»).

L. Фейербах «антропологический материализм». Концепция «антропологического материализма» рассматривает человека как единственный, всеобщий и высший предмет философии. Согласно Фейербаху, ценность человека заключается в нем самом, а не в его способности быть средством для реализации чужого замысла.

Согласно Фейербаху, необходимо свести все сверхъестественное к природе через человека и свести все сверхъестественное к человеку через природу. В соответствии с этим принципом Фейербах критически анализирует религию как социокультурный феномен: он рассматривает Бога как человеческую сущность, отчужденную от человека (противопоставленную ему) и превращенную в абсолют. Ответ на вопрос о вере следует искать в глубинах человеческой психики, в стремлении человека преодолеть собственную конечность и бессилие. Именно это стремление, по мнению Фейербаха, является источником религиозной веры.

Концепция научного познания в философии И. Канта

Отвергая религиозный культ и культ разума в идеалистической философии, мыслитель противопоставляет ему «обожествление человека» и формулирует главный принцип «новой религии любви» — веру не в Бога, а в человека как Бога для человека. Эта религия основана на взаимной любви, требующей разумного самоограничения и бескорыстия, и на принципе, что стремление к счастью одного человека должно соответствовать такому же стремлению другого (то есть счастье может быть только взаимным). Целью и сущностью человеческой жизни, таким образом, признается любовь, которая является решающей силой общественного, в том числе нравственного, прогресса. Величайшей заслугой основателя немецкой классической философии ? Канта было его стремление и умение обобщить основные принципиальные разногласия предшествующего философского развития, придать им антиномическую остроту выражения, проанализировать и выявить молчаливые и безотчетные допущения, принятые метафизическим мышлением. Правда, Кант не пытается атаковать сами эти предпосылки: более того, он закрепляет их как неотъемлемые свойства разума. Но, выставляя их перед разумом в обнаженном виде, Кант — хотел он того или нет — объективно ставит вопрос об их преодолении.
Принципы рационализма и эмпиризма, непримиримо противостоявшие друг другу ранее как враждующие системы, благодаря Канту стали антиномиями внутри одного, внутри его системы. Резкий метафизический разрыв между теоретическим и практическим разумом, экспериментальными и априорными суждениями, анализом и синтезом, общим и единичным, целым и частью? Весь комплекс противоречий, к которым неизбежно приходит метафизическое мышление, Кант выставил перед философией как решающую проблему.

Согласно Канту, ни теоретический, ни практический идеал не может быть представлен в форме образа, в форме чувственно созерцаемой картины «совершенного» и «полного» состояния, ибо в науке это было бы претензией на представление «вещи в себе», а в «практическом разуме» — на представление Бога. Но ни «вещь в себе», ни Бог не могут быть чувственно воображаемыми. Их можно мыслить только как условия возможности как науки, так и морали, как гарантии «теоретического» и «практического» разума, которые всегда остаются «за пределами» разума и опыта, как необходимые априорные допущения, которые делают возможными и опыт, и разум. Иными словами, в теоретическом разуме (в науке) идеал может проявиться только в виде постулата «запрета противоречия», а в «практическом разуме» — в виде категорического императива. Законы теоретического и практического разума противоречат друг другу и тем самым нарушают единство разума. Но этого, по мнению Канта, не должно быть, и антиномия разума должна быть разрешена. Природа и свобода, мир чувственный и интеллектуальный не согласованы друг с другом как две равноправные сферы. Интеллектуальное является последним основанием эмпирического. Спекулятивный разум не может ни понять эту связь, ни отрицать ее; он может только отрицать ее познаваемость, но признает возможность ее постижимости, поэтому он не может помешать требованию практического разума, который говорит о примате интеллигибельной сферы. Теоретический разум должен, согласно Канту, подчиняться велениям практического разума. Как интеллигибельное относится к эмпирическому, а свобода — к природе, так и практический разум относится к спекулятивному. Это отношение, принцип зависимости спекулятивного (теоретического) разума от практического, Кант назвал «приматом чистого практического разума». Таким образом, практический разум становится более авторитетной интеллектуальной инстанцией; его опора на моральный закон позволяет ему постичь «объективную реальность» того, что непознаваемо для теоретического разума в силу ограниченности его возможностей.

Антропологический материализм

«Кёнигсбергский мыслитель», немецкий ученый и философ, считается основателем немецкой классической философии и создателем так называемого «критического» (или «трансцендентального») идеализма. В его творчестве принято выделять два периода: «докритический» и «критический».

В «докритический» период (1746-1770) Кант уделял основное внимание философским проблемам естествознания. Например, он разработал космогоническую гипотезу («Всеобщая естественная история и теория неба», 1755) об образовании Солнечной системы из рассеянных материальных частиц под действием сил тяготения (которые образовали огромное облако частиц), притяжения и отталкивания (которые породили вихри частиц, а затем — их сферические сгустки, то есть планеты).

Началом «критического» периода принято считать 1770 год, когда Кант защитил диссертацию «О форме и принципах чувственно воспринимаемого и умопостигаемого мира».

Основными работами этого периода, принесшими Канту мировую славу, являются три произведения (создание которых сам Кант определил как «коперниканскую революцию в философии»):- «Критика чистого разума» (1781), посвященная проблемам гносеологии;

  • «Критика практического разума» (1788), посвященная вопросам этики;
  • «Критика способности суждения» (1790), в которой анализируются эстетические проблемы.

В «Критике чистого разума» Кант разработал учение, в котором ему удалось соединить сенсуалистический тезис (все содержание нашего знания проистекает из чувственного опыта) с рационалистическим тезисом (разум — не чистая доска, а активный инструмент познавательной деятельности, содержащий априорные идеи).

Согласно Канту, чувственный опыт дает нам ощущения, которые наш разум подводит под определенные понятия. Наиболее общими понятиями являются категории (причина и следствие, сущность и явление, закономерность и случайность и т.д.), которые являются «условиями мыслимости» всех предметов и явлений. Категории являются априорными, то есть даны нам до чувственного опыта (лат. a priori — от prior — до опыта). Они образуют внутреннюю структуру нашего мышления, «категориальный каркас», в который мы «вписываем» все данные чувственного опыта. Априорные формы познания, таким образом, упорядочивают и систематизируют ощущения. В отличие от «врожденных идей» Декарта, «априорные формы познания» Канта — это пустые, незаполненные логические формы мышления, данные нам изначально.

Ни ощущения, ни категории сами по себе не являются знанием. Ощущения субъективны и хаотичны, а категории без ощущений (без содержания) — это пустые формы. Как писал Кант: «Мысли без содержания пусты, созерцания без понятий слепы… Разум не может ничего созерцать, а чувства не могут ничего мыслить. Только из их союза может возникнуть знание». Совокупность априорных форм Кант назвал «трансцендентальным» слоем сознания, то есть содержанием сознания, выходящим за пределы чувственного опыта (лат. transcendens — выходящий). Он выделял три вида познавательных способностей человека — чувственность, рассудок и разум, каждому из которых соответствуют свои априорные формы познания.

Априорные формы чувственного познания 

Термином «разум» Кант обозначил способность субъекта размышлять о мире как единстве всех явлений, о Боге как причине всех вещей и о душе как единстве всех психических явлений в человеке. Если разум попытается анализировать понятия «мир», «Бог» и «душа», как это делал бы разум, с реальными природными явлениями, то он неизбежно придет к противоречиям — «антиномиям» (греч. antinomia — противоречие).

Например, разум может заключить, что «мир конечен» и «мир бесконечен», что «Бог существует» и «Бог не существует», что «человек свободен» и «человек несвободен». Такие противоречивые выводы обусловлены тем, что «Бог», «душа» и «мир» — это не элементы объективной реальности, а априорные идеи самого разума. Благодаря наличию в нашем сознании априорных идей разума возможно существование философии. В процессе познания априорные формы, будучи несводимыми, как бы «накладываются» на чувственный опыт и «искажают» эффекты от реальных объектов. Поэтому Кант делит мир на «мир явлений» — то, что дано нам в познавательном опыте, и на мир непознаваемых «вещей в себе» — то, что недоступно нашему познанию. Вещь-в-себе» — это реальность как таковая, источник нашего чувственного опыта, о котором мы знаем только то, что он существует.

Тезис о непознаваемости вещи-в-себе позволяет отнести Канта к агностикам. Но суть его учения заключается не в отрицании познаваемости мира, а в четком разделении сферы, в которой возможно адекватное познание («мир явлений»), и сферы, о которой ничего определенного утверждать нельзя («вещь в себе»).

Этическое учение Канта изложено в трактате «Критика практического разума».
Кант отмечает, что человек принадлежит одновременно к двум мирам:

  • как всякое природное тело — к «миру явлений»), где он подчиняется внешней необходимости, естественным законам;
  • как разумное существо, он принадлежит к миру «вещей в себе», что позволяет человеку действовать свободно, часто игнорируя внешнюю необходимость, а свобода выбора, свобода самовыражения является необходимым условием существования морали.

Как субъект морали, человек руководствуется своим практическим разумом, в котором следует искать мотивы всех своих поступков. Помимо «моральных» и «аморальных» поступков, Кант выделял третий вид поступков — «правовые» — поступки с «нулевой» моралью (например, ныряние спортсмена в воду). Кант предложил отнести к «законным» все действия, связанные с профессиональным долгом, а также действия, продиктованные эгоистическими мотивами. Истинно нравственный поступок, по мнению Канта, совершенно бескорыстен и даже может быть саморазрушительным (например, рискнуть собственной жизнью ради спасения незнакомого человека). Размышляя об истоках морали, о том, какая сила может «блокировать» человеческий эгоизм и инстинкт самосохранения, Кант приходит к выводу, что это может быть только Бог. (Позже эта кантовская идея будет названа «моральным доказательством существования Бога»).

Этика Канта рассматривает любого человека как самоцель, а не как средство для чего-то (даже если это общее благо). Основным законом этики Канта является «категорический императив», который гласит: «Поступай только согласно такой максиме, которую ты в то же время можешь пожелать сделать всеобщим законом». Другими словами, мы должны поступать так, чтобы этот поступок мог стать примером (правилом поведения) для всех людей.

Категорический императив — это внутреннее повеление человека, связанное с его пониманием своего морального долга. Именно способность человека поступать нравственно, то есть выполнять свой долг без принуждения, доказывает, что человек обладает свободой.

Таким образом, Кант отделяет мораль от религиозного обоснования, в котором нравственное поведение предопределялось «страхом Божьим», заботой о «спасении» бессмертной души и т.д. Практический (моральный) разум сам по себе содержит понимание того, в чем состоит наш долг, и не зависит от априорных идей теоретического («чистого») разума.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия и наука. Роль философии в развитии науки
  2. Проблема смысла истории
  3. Лидерство и власть — их связь и противоречие
  4. Конкретная метафизика П. А. Флоренского
  5. Сенсуализм и гносеология
  6. Человек в Новом времени
  7. Эмпедокл
  8. Развитие теории механизмов и машин
  9. Движение и разнообразие форм развития. Критерии прогрессивного развития
  10. Взаимодействие духовного и материального начал в жизнедеятельности общества