Для связи в whatsapp +905441085890

А. Герцен и его философия — Биография

Александр Иванович Герцен (1812-1870) — революционер, писатель, философ, публицист. Родился в Москве, в семье богатого помещика-аристократа И.А. Яковлева. Его матерью была немка Луиза Гааг. Его родители не были женаты, поэтому их сын Александр считался незаконнорожденным и носил фамилию, придуманную его отцом. Он воспитывался в родительском доме сначала под присмотром иностранных гувернанток, затем русских учителей. Герцену было 14 лет, когда в Петербурге произошла расправа над декабристами. Восстание на Сенатской площади оказало решающее влияние на формирование мировоззрения Герцена. «Казнь Пестеля и его товарищей окончательно пробудила детскую мечту моей души», — писал он. В 16 лет вместе с Н.П. Огаревым они поклялись на Воробьевых горах быть верными идеалам казненных декабристов. В 1829 году Герцен поступил на физико-математический факультет Московского университета. В университетские годы вокруг Герцена и Огарева образовался революционный кружок, в котором обсуждались возможные пути совершенствования общества, устранения социального неравенства и другие вопросы. Вскоре после окончания университета (1833) вместе с некоторыми другими членами кружка Герцен был арестован (1834) и после девяти месяцев заключения отправлен в ссылку, которую отбывал сначала в Перми, затем в Вятке и Владимире. В начале 1840 года он вернулся в Москву, затем переехал в Петербург и поступил на службу в канцелярию Министерства внутренних дел. В 1841 году за резкую критику в частном письме в адрес полиции был сослан в Новгород. Вернувшись из ссылки в Москву (1842), он принял активное участие в борьбе основных школ общественной мысли: славянофилов и западников (Западники — направление русской общественной мысли середины 19 века, они выступали за развитие России по западноевропейскому пути, противостояли славянофилам. Они боролись против «официальной народности», критиковали крепостное право и самодержавие, выдвигали проекты освобождения крестьян с землей. Основные представители: Т.Н. Грановский, В.П. Боткин, И.С. Тургенев, П.Я. Чаадаев, Б.Н. Чичерин и другие. В конце 40-х годов они разошлись с революционными демократами (В.Г. Белинский, А.И. Герцен, Н.П. Огарев). В конце 50-х годов они полностью разошлись с ними. После крестьянской реформы 1861 года они вместе со славянофилами вошли в единый лагерь либерализма). 40-е годы были наполнены литературно-философскими спорами, размышлениями о путях развития культуры и просвещения в России. Позже Герцен отмечал, что, кроме Белинского, он не соглашался со всеми, особенно со славянофилами. В эти годы Герцен публикует статьи по философии («Дилетантизм в науке», «Письмо об изучении природы»), романы («Доктор Крупов», «Сорока-воровка»), повесть «Кто виноват? Протестуя против славянофилов в своей оценке православной религии и ее места в обществе и воспитании, Герцен в то же время не разделял взглядов западников (Т. Н. Грановского, В. П. Боткина и др.), проповедовавших идеи «свободного воспитания» в духе Ж. Ж. Руссо.

В 1847 году Герцен с семьей выехал за границу. В первые месяцы жизни в Париже он дал критическую оценку буржуазному миру («Письма с авеню Мариньи», 1847). В июне 1848 года он оказался вместе с восставшими на улицах Парижа. Подавление революции во Франции Герцен пережил как личную трагедию: оно привело к пересмотру некоторых его взглядов на социалистическое переустройство жизни людей.

Однако Герцен не отказался от социализма как основы переустройства общества. Но он не нашел на Западе того, что можно было бы применить к революционно-демократическому обновлению России. В России, по мнению Герцена, революционной силой может стать крестьянство, а сельская община — это уже зародыш социализма. На этом была основана его теория русского крестьянского социализма.

А. Герцен и его философия - Биография
А. Герцен и его философия — Биография

Биография

Герцен был выслан из Франции за участие в революции 1848 года. Он жил в Швейцарии и Италии. После его отказа вернуться в Россию Сенат лишил Герцена всех прав государственного и российского гражданства. Таким образом, Герцен оказался «вечным изгнанником». С 1852 года он поселился в Лондоне, где основал (1853) «Вольную русскую прессу» для издания нелегальной литературы. В это время он начал писать «Былое и думы».

После смерти жены (1852) у А. И. Герцена осталось трое детей, воспитание которых он считал своей обязанностью. Вспоминая своих гувернанток-иностранок, Герцен твердо решил не допустить отчуждения своих детей от родного языка и обычаев русского народа. Ни пансионы, ни школы, ни местные педагоги не могли дать того, что Герцен хотел дать своим детям. Поэтому он предпочел домашнее образование. Обстоятельства домашнего воспитания детей поставили перед Герценом множество трудных задач из области педагогики, начиная с самой сути нового воспитания, свободы и дисциплины, власти, приказаний и т.д. Когда Огаревы приехали в Лондон, он доверил воспитание своих дочерей жене Н. П. Огарева Наталье Алексеевне.

Н. П. По приезде в Лондон (1856) он вступил в издательский кружок «Свободной русской прессы» и помог Герцену подготовить не только альманах «Полярная звезда», но и «Колокол» — первую русскую революционную газету (1857-1865 в Лондоне; 1865-1867 в Женеве), в которой на основе материалов из России публиковались статьи о жизни крестьян, горожан и студентов; памфлеты против чиновников Министерства народного просвещения, воззвания и обращения к профессорам и студентам о необходимости переустройства университетов и всей страны на демократических началах. «Колокол» обличал российское самодержавие, вел революционную пропаганду, требовал освобождения крестьян с землей. «Герцен, — писал Ленин, — создал свободную русскую прессу за границей — в этом его большая заслуга». «Полярная звезда» подняла традиции декабристов. «Колокол» (1857-1867) стоял за освобождение крестьян». Наряду с критикой царского правительства, и в частности его реакционной политики в области народного образования, «Колокол» предложил свою программу народного просвещения в России. Эта программа была направлена против официальной (государственной) педагогики «самодержавия, православия и народности». Она служила политической цели подготовки русского народа к активному участию в переустройстве общества на демократических и социалистических принципах. Широкое распространение «Колокола» в России способствовало консолидации демократических и революционных сил. герцен педагог философ публицист В период подготовки крестьянской реформы 1861 года А.И. Герцен допускал либеральные колебания, полемизировал с Н.Г. Чернышевским и Н.А. Добролюбовым. Однако в 1861 году решительно встал на сторону революционной демократии, способствовал созданию революционной организации «Земля и воля» («Земля и свобода» — тайное революционное общество разночинцев в России в 1861 — 1864 годах (название — 1862). (название изменено в 1862 году), федерация революционных кружков. Основано под идейным влиянием А. И. Герцена и Н. Г. Чернышевского в обстановке первой революционной ситуации для подготовки и руководства крестьянской революцией. Поддерживала связи с редакцией «Колокола». Основным программным документом стала прокламация Н.П. Огарева «Что нужно народу? В условиях наступления реакции он самоликвидировался).

После отмены крепостного права в «Колоколе» была опубликована статья-обращение «Что нужно народу» (1 июля 1861 г.) — политическая программа «Земли и воли».

Педагогические взгляды А.И. Герцена

В наследии Герцена нет специальных теоретических работ по воспитанию. Однако Герцен всю жизнь интересовался педагогическими проблемами и был одним из первых русских мыслителей и общественных деятелей, поднявших в своих работах проблемы воспитания. Его высказывания по вопросам воспитания и образования свидетельствуют о наличии продуманной педагогической концепции.

Педагогические взгляды Герцена определялись его философскими (атеизм и материализм), этическими (гуманизм) и политическими (революционный демократизм) убеждениями.

  • Герцен страстно боролся с мистицизмом, идеализмом, духовенством, был убежден, что «союз науки с религией невозможен». Ярый враг крепостного права и самодержавия, Герцен в то же время был блестящим критиком капитализма. Герцен мечтал о переходе России к социализму через крестьянскую общину.

Однако, в отличие от социалистов-утопистов Западной Европы, он считал, что для установления нового общественного строя необходима народная революция. Герцен вместе с Огаревым основал за границей вольную русскую типографию и прессу, распространял нелегальную литературу, призывавшую к борьбе с самодержавием.

  • Герцен назвал правление Николая I тридцатилетним гонением на школы и университеты и показал, как николаевское министерство просвещения душило народное образование. Царское правительство, по словам Герцена, «преследовало ребенка на первом шагу жизни и развращало кадета-ребенка, гимназическое отродье, студента-молодого человека. Безжалостно, систематически она вытравливала в них человеческие зародыши, отучала их, как от порока, от всех человеческих чувств, кроме послушания. За нарушение дисциплины она наказывала малолетних так, как не наказывают в других странах закоренелых преступников.
  • Герцен отмечал, что церковь все более и более усиливает свое влияние на народное образование, что «школы задавлены надзором и священниками». Он решительно выступал против внедрения религии в образование, против превращения школ и университетов в инструмент укрепления крепостного права и самодержавия.
  • Сословно-крепостнический строй, в котором процветают произвол, насилие, издевательство над человеческой личностью, неуважение к человеческому достоинству, как указывал революционный демократ Герцен, развращающе действует на детей. Напротив, самое положительное влияние на них оказывает простой народ. Герцен считал, что именно народ является носителем лучших русских национальных качеств. У народа молодые поколения учатся уважению к труду, отвращению к праздности, беззаветной любви к родине. Герцен подчеркнул, что в народе прочно сохранилось справедливое мнение о «праве крестьян на землю», вековое убеждение в несправедливости крепостного права, ненависть ко всякому насилию и произволу. Он также пояснил, что, несмотря на жестокое подавление самодержавием демократических традиций российского образования, их не удалось полностью задушить. Передовые профессора и учителя «продолжали проповедовать идею независимости и ненависть к произволу».
  • Герцен критиковал не только крепостническую систему образования, но и зарождавшуюся в его время систему образования в буржуазном обществе, которую он наблюдал в Западной Европе и отчасти в России. Эта новая система государственного и частного образования, как и та, которую она заменила, также была направлена на утверждение неравенства, идеалистических взглядов и религиозных убеждений, она готовит предпринимателей, прививает детям буржуазные взгляды на жизнь.

Герцен показал противоречия буржуазной педагогики и системы образования.

Основные педагогические труды А.И. Герцена

Герцен написал два специальных произведения, в которых он объяснял подрастающему поколению явления природы: «Опыт бесед с молодыми людьми» и «Беседы с детьми». Эти произведения являются замечательными примерами талантливого, популярного изложения сложных мировоззренческих проблем. Автор просто и живо объясняет детям с материалистической точки зрения происхождение Вселенной. Он убедительно доказывает важную роль науки в борьбе с заблуждениями, предрассудками и суевериями, опровергает идеалистические измышления о том, что в человеке кроме тела существует еще и душа.

Герцен стремился возбудить у молодежи живой интерес к изучению природы, выработать материалистический подход к окружающей действительности, сформулировать атеистические взгляды.

Подчеркивая огромное воспитательное значение естественных наук, Герцен в то же время выступал за комплексную систему общего образования. Он хотел, чтобы в старших классах наряду с естествознанием и математикой изучались литература (в том числе литература древних народов), иностранные языки, история.

Герцен решительно подчеркивал, что образование должно соответствовать развитию самостоятельного мышления учащихся. Он осуждал догматизм и формализм в работе школы, где «мысли, суждения… где «мысли, суждения» прививаются, как оспа», где детям вдалбливают «готовые истины». По его мнению, образование — это результат упорного труда и собственных размышлений тех, кто учится. Он пишет, что «в науке нет другого пути к приобретению, как в поте лица».

Много ценных мыслей Герцен высказал о всеобщем образовании, о воспитании детей в семье, о детском чтении и самообразовании.Критикуя учения социалистов-утопистов, Герцен был весьма близок к историческому материализму, но он не до конца осознал преобразующую, революционную роль рабочего класса в истории общества.

  • Главной задачей воспитания Герцен считал формирование гуманного, свободного человека, живущего интересами своего народа и стремящегося преобразовать общество на разумных началах.
  • Первостепенное значение в борьбе против деспотизма и социального произвола, за освобождение народа он отводил науке. Герцен страстно стремился к распространению образования и знаний в народе, призывал ученых вывести науку из кабинетов, сделать ее достижения достоянием общества.
  • Придавая большое революционное значение образованию, Герцен уделял большое внимание умственному воспитанию, формированию материалистического мировоззрения. Важнейшим средством умственного воспитания он считал естествознание, которое научно объясняет то, что кажется таинственным, мистическим; естественные науки подрывают корни религиозных заблуждений и предрассудков, обладают точными методами изучения действительности.
  • Герцен решительно протестовал против деспотизма воспитателей и насилия над детьми. Детям должны быть созданы условия для свободного развития. «Разумное признание своеволия есть высшее и нравственное признание человеческого достоинства», — писал он.
  • В повседневной воспитательной деятельности важную роль играет «талант терпеливой любви», расположение воспитателя к ребенку, уважение к нему, знание его потребностей. Здоровая обстановка в семье и правильные отношения между детьми и воспитателями — необходимое условие нравственного воспитания. Воспитатели должны опираться на врожденные склонности детей к общению, развивать в них социальные стремления и наклонности. Этому служат общение со сверстниками, коллективные игры детей, общие занятия. Дети и подростки, общаясь со сверстниками, приобретают ценные социальные качества: умение сдерживаться, подчиняться требованиям других, быть инициативным и самостоятельным.
  • Герцен боролся против подавления воли детей, но в то же время придавал большое значение дисциплине, считая установление дисциплины необходимым условием правильного воспитания. «Без дисциплины, — говорил он, — нет спокойной уверенности, нет послушания, нет возможности охранять здоровье и предупреждать опасности».

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философские корни агностицизма — Скептицизм и агностицизм. Общая характеристика
  2. Нравственное состояние человека и социума как критерии духовности
  3. Программа воссоединения “наук и искусств” Фрэнсиса Бэкона (1561-1626)
  4. Интуиция, ее связь с сознанием и бессознательным
  5. Субъекты реальной истории. Отличие исторического субъекта от субъекта социального
  6. Георгий Валентинович Плеханов,русский философ, теоретик и пропагандист марксизма
  7. Самосознание
  8. Представление о мире как универсальной системе и модели единства мира
  9. Лев Платонович Карсавин, русский религиозный философ
  10. Культурные ценности и нормы