Для связи в whatsapp +905441085890

Самосознание — Акт идентификации

Кульминацией развития сознания является самосознание, которое позволяет человеку не только размышлять о внешнем мире, но и, преуспев в этом мире, познавать и переживать свой внутренний мир и определенным образом относиться к самому себе.

Самосознание возникает в процессе развития личного сознания. Сознание и самосознание взаимозависимы: Чем выше сознание человека, тем выше его самосознание, и наоборот. По мере того, как расширяется осознание человеком внешнего мира, растет и его самосознание.

Самосознание — это осознание человеком самого себя, своего отношения к природе и другим людям, своих действий и поступков, мыслей, переживаний и различных психических качеств. Это процесс, в ходе которого человек узнает о себе и относится к себе.

Развитие самосознания человека проявляется в: Самонаблюдение; критическое отношение к себе; оценка своих положительных и отрицательных качеств; ответственность за свои поступки.

Основная функция самосознания — сделать доступными для человека мотивы и результаты его действий и дать ему возможность понять, каков он на самом деле, оценить себя. Если оценка оказывается неудовлетворительной, человек может либо самосовершенствоваться, саморазвиваться, либо, если у него встроены защитные механизмы, подавить эти неприятные данные, избежав тем самым травмирующего влияния внутреннего конфликта.

Только через осознание своей индивидуальности возникает особая функция — защитная: стремление защитить свою индивидуальность от угрозы ее нивелирования.

Самосознание характеризуется своим продуктом — представлением себя, «эго-образом» («эго-концепцией»).

Методика: тест «Кто я» (М. Кун).

С помощью сознания человек выделяет себя из окружающей среды и осознает свою индивидуальность, формирует свой «эго-образ», который состоит из набора представлений человека о себе, об окружающей действительности и своем месте в этом обществе.

«Самовосприятие» — это ядро системы саморегуляции человека. Человек преломляет всю воспринимаемую информацию о внешнем мире через свою систему представлений о себе и формирует свое поведение на основе своей системы ценностей, идеалов и мотивационных установок.

Эталоном для человека в его отношении к себе являются прежде всего другие люди. Каждый новый социальный контакт меняет представление человека о себе, делает его более сложным. Сознательное поведение — это не столько проявление того, каков человек на самом деле, сколько результат самовосприятия человека, сформированного на основе общения с другими людьми.

Самореализация как стабильный объект предполагает внутреннюю целостность, постоянство личности, способной оставаться собой независимо от меняющихся ситуаций. Чувство единства человека поддерживается непрерывностью его опыта во времени: Он помнит прошлое, переживает настоящее и надеется на будущее. Непрерывность такого опыта позволяет человеку интегрировать себя в единое целое.

В онтогенезе самосознания можно выделить два основных этапа: На первом этапе формируется схема «Я» и формируется «чувство собственного достоинства». Затем, когда интеллектуальные способности улучшаются и концептуальное мышление становится более развитым, самосознание достигает рефлексивного уровня, благодаря чему человек может воспринимать собственную инаковость в концептуальной форме. Поэтому рефлексивный уровень самосознания личности всегда остается внутренне связанным с аффективным самосознанием (В. П. Зинченко). Исследования показали, что самовосприятие контролируется правым полушарием мозга, а рефлекторные механизмы самосознания — левым полушарием.

Самосознание - Акт идентификации

Акт идентификации

Хотя самосознание возникает в результате развития сознания, между ними есть существенная разница. Самосознание всегда возникает первоначально через идентификацию с тем, что я считаю непосредственно относящимся ко мне. Это, прежде всего, мое тело, мои родственники (в той мере, в какой они связаны со мной), предметы, принадлежащие мне, то есть все, что касается меня и к изменениям которого я восприимчив. Например, если кто-то царапает мою машину гвоздем, я реагирую на это так, как будто меня поцарапали.

Самосознание, таким образом, — это акт, акт, посредством которого все объекты и процессы, которые я могу воспринимать, соотносятся мной с тем, что можно назвать самостью. Ругая психологов, я не остаюсь равнодушным к тому, что меня ругают те, кто имеет ту же профессию, что и я. Следовательно, все психологи каким-то образом связаны с моим Я. Этот акт обращения к самому себе может быть совершенно бессознательным и непреднамеренным. Я могу какое-то время даже не задумываться о том, принадлежат ли психологи мира или моего института, где я работаю, к моему «я». Но эта атрибуция проявляется в том, что я сержусь или даже прихожу в ярость, когда меня ругают представители моей профессии. Видимо, по силе моей реакции на это можно судить о том, насколько сильно все психологи вцепились в меня. Точно так же мать может впасть в состояние необычайной радости, когда ее ребенка хвалят за успехи. Это означает, что она в чем-то идентифицирует себя с ребенком. Именно этот акт отнесения себя к себе (в нашем примере — преемственности ребенка к себе матери) в психологии принято называть идентификацией.

Этот акт идентификации причиняет нам много беспокойства, когда мы отождествляем себя с людьми, объектами и обстоятельствами, подверженными негативному влиянию. Моя причина может быть неудачной, и эта неудача происходит не по моей вине, но я все равно страдаю, хотя умом я понимаю, что мои страдания бессмысленны.

Акты идентификации также могут служить нам на пользу, когда мы отождествляем себя с людьми, имеющими заслуги или (86:) преимущества. Ребенок многое приобретает, отождествляя себя со своим отцом или матерью, если они считаются хорошими, достойными людьми. Но если они оказываются плохими, возникает сокрушительный опыт разрушения идеала. Человек, с которым мы идентифицируем себя, включаем в свое «я» и высоко ценим, функционирует как идеал. Если в ближайшем окружении такого идеала нет, то идеальный образ создается просто на основе литературы, кино или работы воображения. Идентификация — это не просто сравнение себя с кем-то другим. (Какое сходство может быть с автомобилем, например?) Это приписывание чего-то самому себе, и этим все сказано.

Внутреннее «Я»

Самость играет особую роль в структуре нашего самосознания. Все действия, как объективные, так и умственные, могут выступать как действия, относящиеся к самости, и тогда они выступают как действия по реализации самосознания. Например, я взвешиваю себя на весах, чтобы узнать, сколько веса я набрал. Это действие соотносится с самостью и, таким образом, является самосознательным действием. Чаще, однако, я повторяю это действие взвешивания себя в идеальной форме и, думая, что стал тяжелее, решаю разгрузиться. То же самое относится и к таким качествам, как мое физическое здоровье. Я могу думать, что мое здоровье в порядке, пока не пойду на обследование по настоянию жены, и врачи не найдут у меня кучу болезней. Но мне это не нравится, и я начинаю думать и даже говорить о том, что врачи ошибаются и им не стоит доверять. Я могу считать себя хорошим, а на самом деле я могу грубо манипулировать людьми и использовать их в своих интересах, апеллируя к высоким идеалам. Но я по-прежнему вижу себя таковым, даже если кто-то говорит мне в лицо, кто я есть на самом деле. То есть я могу думать, что он ошибается и что я на самом деле добрый. Читатель уже заметил, что мое самоощущение существует как постоянное повторение акта сравнения себя с каким-то образцом, хранящимся где-то внутри меня. В этом образце представлено множество качеств, которые соотносятся и тесно слиты с моим именем. Он служит скелетом моего самовосприятия, который используется для сравнения.

В этой схеме можно выделить различные уровни, которые можно назвать «то, что я есть» и «то, чем я хочу быть». Последний уровень описывает мой идеал. Оба уровня представляют собой набор определенных качеств, о которых мы уже говорили. В обоих случаях речь идет о качествах, присущих мне. Они различаются в основном по степени их развития. Например, я считаю себя задумчивым, но недостаточно задумчивым, тогда как я хотел бы работать как машина: как только я сажусь за стол, я сразу же начинаю делать все, что в моих силах. Но может быть и так, что в моем характере есть черты, которые я не хочу иметь. Например, склонность подчиняться обстоятельствам и не принимать решений. И (87:) реальное «я», и идеальное «я» оказывают большое влияние на мое поведение и самочувствие. Представьте себе, что я думаю, что я один, но оказывается, что я другой, и я сам это обнаружил (см. приведенные примеры). Как вы можете смириться с этим? Наш мозг чрезвычайно чувствителен к любому перекосу и при его обнаружении немедленно генерирует приятные или неприятные эмоции.

Когда этот перекос устраняется, становится меньше, возникает позитивный опыт, близкий к удовольствию, а когда этот перекос увеличивается, возникает негативный опыт, и когда усилия нашего «я» не могут остановить этот распад, возникает панический страх. Наше «я» постоянно занято сравнением того, чем я являюсь изначально, внутренне, в соответствии с Я-концепцией, и тем, чем я являюсь здесь и сейчас.

Самовоспитание

У Ходжи Насреддина был ученик, которого он обучал. Этот ученик был вором. Под влиянием воспитательных речей Ходжи этот человек не смог украсть сбережения старушки, что-то помешало ему это сделать, хотя обстоятельства были благоприятны для кражи. Ученику было очень стыдно за свою неудачу, он страдал. Нетрудно понять, что в его самооценке закрепилось мнение, что он «хороший вор, а хороший вор ворует, не зная жалости». И его поведение вошло в противоречие с чертами его характера. Это несоответствие породило стыд. Мы видели подобный конфликт у мужчины, который «страдал от слабости» и не мог сурово наказать свою жену, потому что черта его Я-концепции («Я сильный и строгий; любое нарушение должно быть наказано») конфликтовала с любовным отношением, которое блокировало поведение, запрограммированное в его Я-концепции.

Самосознание, таким образом, работает, постоянно сравнивая наше фактическое поведение с Я-концепцией, тем самым регулируя поведение. Благодаря самосознанию мы способны на огромные усилия по актуализации своей личности, усилия, направленные на предотвращение болезненно переживаемых несоответствий. Чем значительнее черта, запрограммированная в нашей личности, тем сильнее переживание несоответствия, неподкрепления черт нашей личности. Важно знать, что жесткая Я-концепция может поначалу казаться силой характера, но в действительности часто становится источником болезненных противоречий и страданий, которые могут привести к болезни. С другой стороны, слишком слабая Я-концепция делает нас недостаточно сильными и непригодными для долгой, упорной работы над достижением цели. Люди также различаются по тому, как они реагируют на несоответствие между своей Я-концепцией и реальным поведением. Те, кто совсем не выносит этого, очень чувствительны к этому, кажутся нам сильными людьми, но на самом деле жизнь быстро ломает их. Их жесткая структура, словно сделанная из стекла, не может «гнуться» и изменяться под воздействием обстоятельств, а из-за нетерпимости к перекосам она ломается: Личность переживает кризис, иногда необратимый.

Поэтому самовоспитание должно развивать в каждом из нас способность переносить такого рода смещения без (89:) ущерба для личности и индивидуальности. Сталь отличается от чугуна и стекла не своей твердостью, а своей упругостью, способностью восстанавливать себя, свою структуру. Развить в себе терпимость к расхождениям и сознательно изменить свою Я-концепцию, изменив свой образ жизни, — одна из высших целей самовоспитания. Часто это стоит целой жизни. Из истории известны случаи, когда сильно голодающие люди не могли позволить себе есть «тухлое» мясо речных пресноводных мидий, которые более питательны, чем устрицы, и которыми были наполнены реки. Самовосприятие голодающих в этом случае убивало их голодом, лишая выхода.

Понимание собственной Я-концепции

Невозможно избавиться от чувства неполноценности, улучшив свои объективные результаты в учебе и деятельности, так же как булимик никогда не сможет стать полным, потому что в его центре голода и сытости возникло неустранимое несоответствие между поступающей информацией о дефиците питательных веществ в крови и шаблоном потребностей, «записанным» в этом центре. В случае с булимией этот тип расстройства обычно является результатом опухоли, которая делает невозможным нормальное функционирование мозга в сопоставлении информации и распознавании соответствий. А в случае комплекса неполноценности или других психологически вредных образований, где также нарушен процесс сопоставления Я-концепции и реального поведения, эта Я-концепция настолько искажена и деформирована «опухолью» анти-суеверия, что достичь соответствия невозможно. Когда мы говорим о низкой самооценке индивида, имеется в виду, что дезадаптация настолько сильна, что человек потерял всякую возможность прийти в гармонию с самим собой. Существуют методы измерения самооценки, которые иногда дают парадоксальные результаты: человек, страдающий от сильного комплекса неполноценности, часто получает высокий балл при оценке окружающими. Но, к сожалению, это не помогает человеку чувствовать себя лучше. (90:) Ему нужно, чтобы работа по самовоспитанию была проделана им самим.

Застенчивого человека можно научить быть спокойным и ровным без тех изгибов и компенсаций, к которым он обычно прибегает, но это не заставит его перестать быть застенчивым, пока его Я-концепция не изменится в нужном направлении. Без этого изменения, как бы мы ни тренировали его в группе встреч или на тренинге общения, в лучшем случае он окажется чванливым, застенчивым субъектом. Нельзя отрицать, что изменения Я-концепции происходят во время тренировок, но они незначительны. Реальные изменения в Я-концепции возникают в результате мышления, которое стимулируется возникновением проблем, требующих решения, и решение которых сопровождается определенным опытом, способствующим закреплению, усвоению определенного образа мышления, который впоследствии оказывает решающее влияние на поведение.

Давайте теперь обрисуем, как наша Я-концепция противостоит несоответствию между Я-концепцией и реальным поведением и состоянием личности.

Итак, мы ввели понятие Я-концепции, реального поведения и поступков, которые сравнивают его с требованиями Я-концепции. Вопрос в том, кто осуществляет этот акт сравнения и определяет наличие соответствия или дисгармонии между Я-концепцией и реальным поведением.

Нетрудно понять, что в этом процессе Я-концепция служит неким образцом, стабильной мерой, с помощью которой проводится сравнение и намечается общая программа поведения человека. Я-концепция возникает не в результате мысленного стремления индивида к самоопределению, а как результат стремления к эффективности в жизни и действиях. Чем конкретнее эта программа человеческого поведения, тем яснее цели и идеалы.

Самопознание, таким образом, заключается, прежде всего, в понимании собственной Я-концепции. Для этого не нужны психологические эксперименты. Достаточно наблюдать за собой и анализировать свои состояния: какие действия приносят мне удовлетворение, а какие вызывают неприятные чувства, недовольство собой. Все это содержит информацию о том, какова моя Я-концепция. Но мы редко задумываемся о себе, и наши представления о себе расплывчаты и нечетки. Я могу плохо учиться в школе и иметь мало успеха в жизни, но постоянно думать, что это не так, что я способный и если захочу, то буду хорошо учиться в школе и иметь успех в жизни. Это происходит от невежества и искаженного представления о себе.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Программа воссоединения “наук и искусств” Фрэнсиса Бэкона (1561-1626)
  2. Интуиция, ее связь с сознанием и бессознательным
  3. Субъекты реальной истории. Отличие исторического субъекта от субъекта социального
  4. А. Герцен и его философия
  5. Георгий Валентинович Плеханов,русский философ, теоретик и пропагандист марксизма
  6. Представление о мире как универсальной системе и модели единства мира
  7. Лев Платонович Карсавин, русский религиозный философ
  8. Культурные ценности и нормы
  9. Анри Бергсон и его философия
  10. Попытки реализации нравственных идеалов в жизни (этика насилия)