Для связи в whatsapp +905441085890

Абрахам Маслоу — Жизненный путь

Какой человек был зачат, как бы он себя вел, как бы он относился к себе, к своей работе, как бы он понимал окружающий мир, если бы он обладал лучшими психическими качествами?

Эти вопросы занимали американского психолога Авраама Маслоу (1908-1970) на протяжении всей его жизни, когда он обнаружил, что традиционная психология и психоанализ Зигмунда Фрейда, связанный с патологией, не могут помочь. В 1943 году он опубликовал фундаментальную работу «Теория мотивации человека», которая положила начало новой гуманистической психологии. Так его и назвали. Его предметом является психически здоровый человек. В течение многих лет Маслоу изучал людей, которые находились в некоторой гармонии с самим собой и наслаждались жизнью во всех ее аспектах.

Отправной точкой гуманистической психологии является понятие мотивации поведения, желание человека удовлетворить свои врожденные потребности. По сути, богатство человеческого поведения проистекает из двух основных мотивационных моделей: стремление к преодолению дефицита и стремление к развитию.

Маслоу связал всю свою психологическую работу с темой личностного роста и развития и рассматривал психологию как одно из средств содействия социально-психологическому благополучию. Он внес значительный теоретический и практический вклад в обеспечение альтернативы бихевиоризму и психоанализу, которые пытались «объяснить прочь» творчество, любовь, альтруизм и другие великие культурные, социальные и индивидуальные человеческие достижения. Его работа представляет собой скорее сборник мыслей, точек зрения и гипотез, чем развитую теоретическую систему.

Авраам Гарольд Маслоу родился в 1908 году в Бруклине, штат Нью-Йорк. Он был сыном необразованных родителей, из еврейской семьи, эмигрировавшей из России.

В колледже Маслоу хотел изучать право, чтобы угодить отцу. Две недели в колледже убедили его, что он никогда не станет адвокатом, поэтому он начал посещать занятия в Корнельском университете. В подростковом возрасте Маслоу перевелся в Университет Висконсина, где изучал психологию, получив степень бакалавра в 1930 году, магистра искусств в 1931 году и доктора философии в 1934 году. Диссертация Маслоу была посвящена изучению сексуального поведения и доминирования в колонии обезьян.

Незадолго до переезда в Висконсин, Маслоу женился на Берте Гудман, его школьной возлюбленной. Его брак с Бертой и учеба в Висконсине были очень важными событиями в жизни Маслоу. Однажды он сказал: «Жизнь действительно началась для меня, когда я вышла замуж и уехала в Висконсин».

Получив докторскую степень, Маслоу вернулся в Нью-Йорк, продолжил исследования в Колумбийском университете, а затем преподавал психологию в Бруклинском колледже. Маслоу описал Нью-Йорк этого периода (конец 1930-х — начало 1940-х годов) как центр психологической вселенной. Здесь он встретил элиту европейских интеллектуалов, бежавших от Гитлера. Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертхаймер, один из основателей гештальт-психологии, — вот лишь некоторые из тех, к кому Маслоу обратился в своем стремлении понять человеческое поведение. Неформальные беседы и стимулирующий опыт с такими выдающимися учеными помогли сформировать интеллектуальную основу для дальнейших гуманистических взглядов Маслоу.

Во время продолжительной болезни Маслоу оказался втянутым в дела семейного бизнеса, а его опыт применения психологии нашел свое выражение в «Евпсихическом менеджменте» — сборнике мыслей и статей по менеджменту и промышленной психологии, который он написал летом, когда работал наблюдателем в малом бизнесе в Калифорнии.

В 1951 году Маслоу переехал во вновь организованный университет Брендана и занял должность заведующего кафедрой психологии; он оставался на этой должности до 1961 года, когда стал там профессором психологии. Был президентом Американской психологической ассоциации с 1967-1968 гг. и с 1968-1970 гг. — входил в правление Благотворительного фонда Лафлина в Калифорнии. Эта неакадемическая позиция дала ему полную свободу для продолжения интереса к философии демократической политики, экономики и этики.

За последние 10 лет своей жизни он написал: К психологии бытия (1968); Религии, ценности и вербальный опыт (1964); Евпсихея: дневник (1965); Психология науки: разведка (1966); Мотивация и личность (1987), Новые измерения человеческой природы (1971).

В 1972 г. посмертно опубликован сборник «Память Авраама Маслоу», составленный вместе с его женой.

Абрахам Маслоу  - Жизненный путь

Жизненный путь

Авраам Маслоу родился в 1908 году в Нью-Йорке, в районе Бруклина, в еврейской семье. Его родители эмигрировали из России. Его отец приехал в Соединенные Штаты очень молодым человеком и занимался изготовлением бочек для продажи. Позже Маслоу-старший позвонил своей будущей жене из России. В молодости Авраам был очень застенчив и очень нервничал. Он был способным, несчастным и одиноким мальчиком, который был настолько убежден в своем уродстве, что забрался в пустые вагоны метро, чтобы на него не смотрели.

В 18 лет Маслоу поступил в Городской колледж в Нью-Йорке. Его отец хотел, чтобы Авраам стал юристом, но сама мысль о юридической школе была невыносима для его сына. На вопрос отца, что он собирается делать, Авраам ответил, что хочет продолжить изучение «всего».

В юности Маслоу влюбился в свою двоюродную сестру и нашел оправдание, чтобы провести некоторое время со своей семьей. Пока он был там, он продолжал придавать своей кузине страстный вид, но не осмеливался прикасаться к ней. В 19 лет он, наконец, обнял своего двоюродного брата и пережил свой первый поцелуй в жизни. Позже Маслоу описал этот момент как один из пиковых переживаний в своей жизни. Тот факт, что его двоюродный брат не отверг его, чего он опасался, был огромным толчком к его все еще неуверенной самооценке. Через год они поженились, ей было 19, а ему 20. Брак и его увлечение психологией стали новым поворотом в жизни Маслоу.

Во время долгой болезни Маслоу помимо профессиональной деятельности стал заниматься семейным бочковым бизнесом. Его интерес к бизнесу и прикладной психологии в конечном итоге привел его к основанию «Евпсихиального менеджмента» (1965), работы, которая собрала мысли и статьи по менеджменту и промышленной психологии. Он написал эту работу летом, проведя в качестве приглашенного рабочего на небольшой фабрике электроники в Дель Маре, Калифорния.

В 1951 году Маслоу был приглашен в недавно открывшийся Университет Брандес недалеко от Бостона. Маслоу принял предложение и оставался там до 1968 года, занимая кафедру первой кафедры психологии и способствуя своей деятельностью развитию всего университета.

Во время карьеры Маслоу его новаторская работа почти всегда увольнялась как ненаучная и несовместимая с мейнстримом психологии. Но сам Маслоу был популярен среди коллег, и постепенно его работы стали цениться выше. В 1967 году Маслоу был избран президентом Американской психологической ассоциации, что удивило самого Маслоу. Он оставался на этой должности в течение года.

Маслоу показалось, что названия, данные различным школам психологии, слишком ограничены идеей направления дисциплины. «Гуманистическая психология не должна быть сказана. В прилагательном нет необходимости. Не думайте, что я против бихевиоризма. Я против доктринера… Я против того, что закрывает нам двери и отсекает возможности» (Maslow in: Hall, 1968, p. 57).

В январе 1969 года Маслоу ушел из Университета Брандеса; членство в научном обществе дало ему возможность полностью посвятить себя научной деятельности. В июне 1970 года, в возрасте 62 лет, Маслоу умер от сердечного приступа.

«Я — фрейдист, я — бихевиорист, я — последователь гуманистической психологии» (Маслоу, 1974, стр. 144).

Гуманистическая теория личности А. Маслоу

Термин «гуманистическая психология» был предложен группой психологов во главе с Авраамом Маслоу (1908-1970) в начале 1960-х годов, которые объединились для создания теоретической альтернативы двум основным психологическим теориям — фрейдизму и бихевиоризму. В отличие от тех школ мысли, которые рассматривают человека как полностью зависимого от окружающей среды или бессознательных инстинктов, гуманистическая психология видит в человеке ответственность за собственную судьбу, свободу выбора между заданными вариантами, стремление к самосовершенствованию и участие в процессе образования и изменений на протяжении всей жизни.

Гуманистическая психология изучает психически здоровую, гармоничную личность, достигшую пика своего развития, предела самореализации. Такие индивиды, к сожалению, составляют лишь 1-4% от общего числа людей, а остальные находятся на той или иной стадии развития.

Основной тезис, лежащий в основе гуманистической теории Маслоу, заключается в том, что необходимо изучать каждого человека как единое, уникальное, организованное целое, а не как отдельные проявления поведения (как это делают бихевиористы).

По мнению Маслоу, мотивация влияет на поведение человека в целом, а не только на отдельные его аспекты. Он считал, что у каждого есть потенциал для позитивного роста и улучшения, и что негативные и разрушительные черты и поведение являются результатом разочарований или неудовлетворенных потребностей, а не унаследованных недостатков.

А. Маслоу, один из ведущих психологов в области мотивационных исследований в США, разработал иерархию потребностей. Она состоит из ряда уровней. Первая — физиологические потребности: нижние контролируются органами тела (дыхание, питание, сексуальные потребности, самозащита). Второй этап — это потребность в безопасности: стремление к материальной безопасности, здоровье, безопасность в старости и т.д. Третья стадия — социальные потребности. Его удовлетворение не является объективным и не может быть описано. Один удовлетворен только незначительными контактами с другими людьми, у другого очень сильная потребность в общении. Четвертый уровень — это необходимость уважения, осознания своего достоинства; речь идет о престиже, социальном успехе. Эти потребности вряд ли могут быть удовлетворены отдельным человеком; для этого нужны группы. Пятый этап — это потребность в личностном развитии, самореализации, самореализации, осознании своей цели.

Маслоу определил следующие принципы человеческой мотивации:

  • Мотивы имеют иерархическую структуру;
  • Чем выше уровень мотива, тем менее насущными являются соответствующие потребности, тем дольше можно отложить их реализацию;
  • Пока низкие потребности не будут удовлетворены, более высокие потребности останутся относительно неважными (с момента удовлетворения низкие потребности перестанут быть потребностями, т.е. они потеряют свою мотивационную силу);
  • По мере повышения уровня потребностей растет желание заниматься более активной деятельностью (возможность удовлетворения более высоких потребностей является большим стимулом для деятельности, чем удовлетворение более низких потребностей).

Ученый отмечает, что отсутствие товаров, блокирование основных и физиологических потребностей в питании, отдыхе, безопасности приводит к тому, что это может привести к среднестатистическому человеку. («Человек может жить только на хлебе, если хлеба не хватает») Но когда основные, первичные потребности удовлетворены, человек может проявить более высокие потребности, метамотивацию (потребности развиваться, понимать свою жизнь, искать ее смысл).

Когда человек стремится понять смысл своей жизни, реализовать себя и свои способности как можно полнее, он постепенно достигает наивысшего уровня личного саморазвития — самореализации.

Содержательные теории мотивации


Одним из первых теоретиков теорий содержания был Авраам Маслоу. Его теория иерархии потребностей (1943) гласит, что в центре человеческой мотивации находится комплекс потребностей, а потребности конкретного человека могут быть представлены как строгая иерархия. Система потребностей характеризуется постоянной динамичностью: В то время как одни потребности удовлетворяются, другие становятся актуальными. Маслоу выделил пять уровней потребностей и считал, что более низкие уровни потребностей больше влияют на человека, чем более высокие уровни потребностей.

  1. Физиологические потребности включают в себя потребности в пище, одежде, крове, сексе и здоровье. В организационном плане это потребности в чистом воздухе и рабочих местах, надлежащем отоплении, организации питания, хорошем жилье и медицинском обслуживании, базовая ставка заработной платы, гарантирующая возмещение прожиточного минимума в стране.
  2. потребность в безопасности — это потребность в общественном порядке, отсутствие угроз со стороны окружающей среды, преступность. Для компании это потребности в безопасных условиях труда, дополнительные преимущества, повышающие уверенность в завтрашнем дне, гарантия безопасности работы.

Мы можем помочь написать статью на аналогичную тему.

Резюме

Теории мотивации содержания: иерархия потребностей А. Маслоу; двухфакторная теория Ф. Герцберга; теория приобретенных потребностей МакКлелленда; теория ЭРГ К. Олдерфера.

  1. Социальные потребности, потребность в принадлежности, принадлежность отражают желание человека быть членом группы, иметь друзей, быть любимым. В организациях эти потребности удовлетворяются как благоприятный морально-психологический климат в коллективе, поддержание хороших отношений с руководством, участие в рабочих группах, взаимодействие с клиентами компании.
  2. необходимость уважения и самоуважения ассоциируется с одобрением, уважением и признанием со стороны семьи, друзей и общества. Внутри организации они реализуются через признание заслуг, повышение статуса сотрудника, повышение его ответственности на работе, признание труда на благо компании.
  3. потребности в самореализации, самореализации проявляются в раскрытии человеческого потенциала, повышении уровня компетентности и личностного роста. В организациях они удовлетворены процессом обучения, ростом занятости, выполнением сложной, творческой работы, участием в принятии решений.

Согласно теории А. Маслоу, потребности более низкого уровня должны быть удовлетворены в первую очередь. Когда они удовлетворены, происходит переход на следующий уровень потребностей, что в большей степени влияет на поведение человека, потому что удовлетворенные потребности больше не служат стимулом. Потребность в самореализации никогда не может быть полностью удовлетворена, так как по мере развития человека его потенциальные способности также расширяются. Поэтому процесс мотивации по потребностям бесконечен.

Для того чтобы более высокий уровень потребности начал влиять на поведение человека, не обязательно, чтобы более низкий уровень потребности был полностью удовлетворен. Например, у людей возникает потребность в социальном взаимодействии задолго до того, как их потребности в безопасности или физиологические потребности будут полностью удовлетворены. Другими словами: Если конкретная потребность является доминирующей в определенное время, поведение человека может определяться не только этой потребностью.

A. Теория Маслоу дала менеджерам инструмент для мотивации сотрудников — их потребности. Для мотивации конкретного человека необходимо создавать условия для удовлетворения его индивидуальных потребностей, посредством таких действий, которые способствуют достижению организационных целей. В современных организациях лучшими мотиваторами являются потребности более высоких уровней.

Применение иерархии потребностей в управлении

Маслоу не настаивал на том, что его теория безошибочно верна. Он готов согласиться, например, с тем, что иерархия потребностей может зависеть от обстоятельств конкретного человека. В некоторых случаях необходимость удовлетворения достаточно высоких потребностей может быть полностью устранена. Маслоу пишет: «У некоторых людей уровень духовных потребностей может постепенно снижаться или исчезать. Другими словами, менее желанные цели могут быть просто потеряны….. Человек, привыкший жить в очень скромных условиях, может на протяжении всей жизни быть удовлетворен тем, что ему хватает еды» (Maslow, 1943, p. 386).

Среди прочего, некоторые различия в характере и уровне потребностей могут быть следствием культурных особенностей различных общин. Например, «мотивационное содержание индивидуального сознания в рамках определенной культуры обычно заметно отличается от аналогичного содержания сознания индивидуумов из другой культуры» (Maslow, 1943, с. 389). Несмотря на все это, Маслоу остался убежденным, что идея иерархии потребностей обеспечивает лучшее понимание человеческой мотивации. Как упоминалось ранее, он видел в людях «живых существ, которые постоянно испытывают тот или иной вид тяги». По словам Маслоу, «средний член нашего общества частично удовлетворен, частично нет». Чем выше уровень иерархии, тем тщательнее соблюдается принцип иерархии….. Также было отмечено, что при определенных условиях человек может потерять более высокие потребности….. Любое препятствие или возможность помешать достижению этих основных целей… считается серьезной психологической угрозой….. Человека, лишенного возможности удовлетворить свои высокие потребности, можно с уверенностью назвать «нездоровым» человеком» (Маслоу, 1943, с. 395). На протяжении большей части человеческой истории большая часть человечества занималась удовлетворением физиологических и других неудовлетворенных потребностей, и слова «натуральное хозяйство» не могли быть более уместными. Современные технологии, а также политические, экономические и образовательные изменения освободили большие сегменты рабочей силы в развитых обществах от необходимости заботиться исключительно о своих жизненных нуждах и соответственно повысили их устремления. Если бы у этих работников не было горького опыта, такого как длительная безработица или социальные катастрофы, и если бы они не потеряли свои «потребности более высокого порядка», они бы сразу же испытали разочарование, вызванное их неспособностью удовлетворить свою потребность в самоуважении и самореализации в существующих институциональных структурах. Вот что Роуз отмечает о работе преемника Маслоу Криса Аргириса:

«Организация обычно имеет форму пирамиды. Однако эти структуры противоречат индивидуальным потребностям членов. Отдельные лица и организации горько противопоставляются друг другу…. Мы все больше и больше пытаемся перейти из состояния зависимости в состояние независимости….. Короче говоря, мы переходим от безответственного детства к ответственному взрослому возрасту; и мы ассоциируем отсутствие ответственности с детством, а полноту ответственности со зрелостью. Но личностные качества, требуемые в большинстве рабочих ситуаций, определяются условиями зависимости и принуждения….. Вид работы, связанный с руководством и мерами контроля, такими как составление бюджета, контроль качества, изучение времени и рабочего процесса, установление стандартов. Чем ниже мы спустимся по организационной иерархии, тем жестче будут ограничения».

Нет сомнений в том, что организационные формы, возникающие с внедрением методов научного управления и массового производства, таких как движущаяся сборочная линия, оставляют мало места для таких потребностей более высокого порядка, как самоуважение и самореализация. Требования эффективности и контроля заставляют работников делать только то, что от них требует начальство. Спонтанность, творческая инициатива и новаторство запрещены не только работникам на сборочном конвейере, но и работникам, находящимся в бюрократической шлифовке рутинной работы. Само собой разумеется, что Ф.У. Тейлор осознавал тот факт, что трудящиеся нуждаются в самоуважении, и включал в свои схемы элементы конкуренции и дифференциации статуса. Он был сторонником тщательного отбора персонала и считал, что сотрудники должны иметь возможность продвигаться по карьерной лестнице, что позволит повысить эффективность производства за счет амбиций, которые «привыкли вмешиваться».

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды психических процессов: эмоции
  2. Детерминанты безопасности профессионального здоровья работников жизнеопасных профессий
  3. Методы аналитической психологии
  4. Возрастная психология, таблица по возрастам
  5. Тифлопсихология
  6. Задатки и способности в психологии
  7. Социальная психология воздействия и влияния
  8. Значение ролевой игры для формирования личности дошкольника
  9. Журналы по психологии
  10. Принцип детерминизма