Для связи в whatsapp +905441085890

Аксиологический подход в педагогике — Социальная работа как общественное явление

Социальная работа принадлежит к профессиям, которые возникли и утверждаются с целью удовлетворения насущных потребностей общества и его граждан. Она призвана создавать необходимые условия не только для социального обеспечения отдельных индивидов, групп, обществ, но и для развития их возможности выстраивать свою жизнь, мобилизовывать внутренние ресурсы для преодоления жизненных кризисов. Современная практическая социальная работа развивается на основе научно обоснованных подходов, принципы которых начали формироваться в начале XX в., и нуждается в надлежащей профессиональной подготовке.

В общественной жизни большинства стран мира социальные работники играют важную роль в планировании, реализации, оценке и научном изучении социальных программ, рассчитанных в поддержку самых разнообразных групп населения. В своем развитии социальная работа будет приобретать сущностные признаки технологии содействия формированию, осуществлению и реабилитации жизненных сил человека.

Эффективность социальной работы зависит не только от уровня подготовки специалиста, его знаний и опыта, но и от личностных характеристик, качеств, мировоззренческой сферы и жизненной позиции. Социальный работник должен произвести для себя определенную систему ценностей, которая должна согласовываться с сущностью и содержанием социальной работы, общественными нормами и традициями и тому подобное. Большинство клиентов считают, что лучше их поймет человек, который имеет профессиональный и жизненный опыт, умеет проняться чувствами собеседника.

Аксиологический подход в педагогике

Социальная работа как общественное явление

Содержание социальной работы можно определить как специфический вид деятельности, оказание государственного и негосударственного содействия человеку с целью обеспечения культурного, социального и материального уровня его жизни, предоставление индивидуальной помощи человеку, семье или группе лиц.

Социальная работа — универсальный социальный институт: ее носители оказывают помощь всем индивидам независимо от социального статуса, национальности, религии, расы, пола, возраста и иных обстоятельств. Единственный критерий в этом вопросе — потребность помощи и невозможность своими силами справиться с жизненными затруднением.

В обыденном сознании с социальной работой зачастую связаны представления, которые не соответствуют действительности, но они, тем не менее, очень живучи. Возьмём, к примеру, вопрос об истоках социальной работы. Нередко можно услышать мнение, что социальная работа — это просто современный светский вариант религиозной благотворительности, уходящей корнями в средневековье. На самом деле благотворительность и социальную работу объединяет лишь общая альтруистическая установка. По всем прочим основным параметрам — целям, методам и структуре, которые связаны с особой подготовкой работников-исполнителей, — они существенно различаются.

Важнейшей движущей силой для людей, занимавшихся благотворительностью, были их чувство морального долга их жизненных ценностей и стремление делать добро, обычно проистекающие из веры в бессмертие души. Акцент делался в данном случае на человека, творящего добро, а вклад его измерялся величиной и долгосрочностью оказываемой помощи. Современный же социальный работник видит свою задачу в том, чтобы человек, которому он помогает, смог обходиться без этой помощи и без социального работника, что и считается основным критерием профессионального успеха.

Процесс, посредством которого этого пытаются достичь, называют по-разному: реабилитация, нормализация, реадаптация. Но главная цель всегда состоит в том, чтобы вернуть клиенту способность действовать самостоятельно в данном социальном контексте. Для этого будущих социальных работников обучают разбираться в индивидуальной психологии клиентов, в характере связи человека с семейным и более широким социальным окружением, обучают приёмам развития у своих подопечных активности и самостоятельности. Можно сказать, что благотворительность как вид социальной активности ставит во главу угла стремления помогающих и их убеждения. В социальной работе центральной фигурой является клиент, а целью — освобождение его от нужды в социальных работниках.

Социальная работа — это профессия для тех, кто хочет помогать людям, улучшить условия жизни и изменить общество. Социальные работники помогают людям действовать лучшим образом в своем окружении, строить свои отношения с другими людьми, решать семейные и личные проблемы.

Социальные работники традиционно работали в двух уровнях помощи людям: микроуровень непосредственной работы с людьми и макроуровень, который включает гражданскую активность, программирование общественной деятельности и развитие социальной политики. Социальные работники зачастую стараются оказывать воздействие на политику правительства путем непосредственной работы в правительстве или путем общественных выступлений с тем, чтобы улучшить экономические и социальные условия жизни маргинальных слоев общества. Эти группы могут включать пожилых людей, детей, малообеспеченные семьи, расовые и этнические меньшинства, а также инвалидов. Социальная работа как профессия служит «открытого общества» посредством борьбы за социальную и экономическую справедливость, чтобы с помощью этих усилий направить людей на борьбу за создание более справедливого и гуманного общества.

Социальные работники часто работают с клиентами, страдающими от заболеваний, опасных для жизни, либо от социальных проблем. Эти проблемы могут быть следствием неудовлетворительных жилищных условий, безработицы, недостатка профессиональных навыков, финансовых затруднений, серьезных заболеваний, инвалидности, насилия, нежелательной беременности и др. Социальные работники также помогают семьям с серьезными внутренними конфликтами, включая насилие над детьми или супругами.

Таким образом, социальная работа и все касающееся к ней несет большое благо в наше общество. Поэтому во всем мире давно осознали, что социальная работа нужна всем слоям, группам и индивидам, хотя некоторые нуждаются в ней потенциально, а другие — уже актуально. Принято сравнивать ее с зонтиком, который может быть свернут до времени, но в нужную минуту защитит индивидов от неблагоприятных воздействий, угрожающих им.

История становления и развития социальной работы как профессии

Социальная работа как общественное явление свойственна человеческому обществу с момента его существования: в различные периоды своего развития общество помогает своим членам в различной форме помогать выживать. Данная модель помощи определяется уровнем развития общества, его культурой в конкретно-исторический период. Самые первые формы социальной помощи — милостыня. С появлением государства процесс оказания помощи обогащается системными свойствами (законодательное основание помощи, регламентация процесса и т.п.).

Особую роль в развитии социальной работы сыграло распространение христианской идеологии. Помимо того, что церковь активно участвует в реальной деятельности по созданию институтов помощи и поддержки различных категорий населения, христианская доктрина вносит в процесс оказания помощи новый нравственный смысл.

Пересматривается само понимание таких явлений как бедность, нищета в контексте своеобразной социально-религиозной активности, направленной на преобразование мира по образу и подобию Божию.

Во второй половине XIX в. активное участие в процессах оказания помощи начинает играть не только государство, церковь, но и различные общественные организации, прежде всего — благотворительные, просветительские общества, феминистские организации.

В отличие от государства общественные организации оказывают помощь тем категориям населения, с которыми государство не может взаимодействовать в силу различных обстоятельств (например, работа с девиантными группами в Англии, просветительская деятельность в России, работа с эмигрантами в Америке).

Социальная помощь как вид практической деятельности начинает вычленяться в сфере таких знаний как медицина, социология, психология. Ставится вопрос о профессиональной системной помощи различным категориям граждан, а это предполагает специальную подготовку работников в учебных заведениях (первый факультет социальной работы был открыт в Колумбийском университет в 80-е гг. XIX в.). Социальная работа приобретает вид профессии и отдельной области научного знания.

На современном этапе развития общества социальная работа уже не имеет того единого вида, который можно было наблюдать в конце прошлого века. Сегодня эта профессия подразделяется на множество подвидов, а в теории социальной работы выделяются разнообразные концепции. Но независимо от толкования самого понятия, от особенностей модели помощи главная задача социальной работы сегодня — помочь клиенту в решении жизненно важных проблем.

Развитие социальной работы в России имеет свою логику и особенности, которые выражаются и в понятийном аппарате истории российской социальной помощи (благотворительность и призрение — основные, специфические понятия отечественного опыта) и в содержании, и в формах. Эта специфика формировалась в условиях цивилизационного своеобразия России (особенности образа жизни, менталитета, традиций культуры, народной педагогики и т. п.).

Так, первый этап: X — сер. XVIII вв. — отмечен активной благотворительной деятельностью церкви и постепенным формированием государственной системы призрения. Ко второй половине XVIII столетия в России формируется устойчивая государственная политика, направленная на помощь обездоленным и нуждающимся.

Появляются действенные формы и методы помощи нуждающихся: сиротам, незаконнорожденным, вдовам, престарелым, нетрудоспособным, инвалидам, увечным, душевнобольным, заключенным погорельцам и т.д. Различаются два типа призрения: «закрытое» — в специально созданных для этого учреждениях (гошпитали, приюты, богадельни и т.п.), «открытое» — вне заведений, осуществляемое в виде пенсий, пособий, обеспечения землей, профессией. Церковное и частное призрение существует наряду с государственным призрением и имеет порой ведущее значение.

Второй этап: сер. XVIII — сер. XIX вв. — функционирование государственно-общественного призрения. Особое значение в этом направлении занимает деятельность Екатерины II по укреплению законодательной и организационной базы призрения (открытие приказов общественного призрения); развитие системы закрытого призрения под руководством И.И. Бецкого, и зарождение общественного призрения (создание общественных благотворительных обществ таких как Вольное экономическое общество, Императорское человеколюбивое общество и т. п.).

Третий этап: реформы 1861 г. — 1917 г. — период общественного призрения. В пореформенный период общественное призрение и благотворительность претерпели серьезные изменения: появились качественно новые принципы организации и деятельности обществ и учреждений призрения. Отличительными чертами благотворительной деятельности становятся децентрализация, «открытость» и общественность призрения, установка на профилактику в социальной деятельности, появление и распространение оригинальных форм и методов работы с широким контингентом населения, а также рост числа частной благотворительности. Несмотря на многочисленные недостатки системы российского благотворения (важнейшие из которых — это рассредоточение средств и усилий, отсутствие единой программы), это время стало периодом расцвета в истории отечественной социальной помощи.

Таким образом, в современных условиях идет формирование модели социальной работы, отражающей особенности социальных процессов современной России и использующей опыт и традиции организации социальной деятельности в сфере призрения и социального обеспечения.

Аксиологические основания социальной работы

Социальная работа, будучи определенным видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как ее внутренними, так и внешними по отношению к ней факторами. В связи с этим социальная работа требует особой, дополнительной к нормативно-правовой, более жесткой регламентации действий, отношений, поведения специалиста и предъявляет к его личности высокие требования. Такой особой системой регламентации поведения и деятельности специалиста в процессе выполнения им своих профессиональных обязанностей, а также детерминирующей его личностные качества, может быть только профессионально-этическая система. Будучи одним из регуляторов жизнедеятельности общества и человека, она сама должна быть регулируемой. Вместе с тем профессиональная социальная работа является одной из форм отношений по поводу добра как одной из высших ценностей, что делает неизбежным наличие в ней профессионально-этической компоненты. Органичность профессионально-этической компоненты в системе социальной работы детерминируется в первую очередь тем, что сущностной, смыслообразующей основой профессиональной социальной работы является гуманизм.

Специфика социальной работы делает применение в ней общих, не конкретизированных с учетом сущности и содержания деятельности профессионально-этических норм и правил малоэффективным. Профессионально-этическая регламентация социальной работы должна гарантировать соблюдение прав клиентов, общества и самого социального работника, способствовать формированию личностно-нравственного и профессионального облика специалиста, гуманизации общественных отношений. Вследствие этого профессионально-этическая система является неотъемлемой составной частью системы профессиональной социальной работы, определяющей и поддерживающей ее основной смысл и содержание, гуманистическую направленность деятельности специалиста и его личности, всего института социальной работы.

Известно, что основной функцией любой системы морали и ценностей является поддержание и обеспечение существования породившей ее системы: она регулирует поведение человека во всех сферах общественной жизни, поддерживая и санкционируя определенные общественные устои, строй жизни, общение (или, напротив, требуя их изменения). Профессионально-этическая система выполняет аналогичную функцию в отношении профессиональной социальной работы, являясь средством, формирующим социальную работу в качестве целостной системы, определяющим ее структуру и поддерживающим ее нормативный смысл и содержание. Вследствие этого в системе социальной работы профессионально-этическая система, полностью учитывающая специфику социальной работы занимает особое место, играя роль не только одного из важнейших видов регламентации поведения, действий, отношений, личностно-нравственного облика специалистов и целых коллективов социальных работников, но и являясь вместе с тем необходимым структурообразующим и системообразующим началом в профессиональной социальной работе, важнейшим гарантом ее нормативного содержания и детерминантой гуманистического смысла.

В изучении и регулировании социальной работы большую значимость имеет использование этико-аксиологического подхода с целью определения, обоснования, пропаганды в обществе и главное — реализации гуманистических этических ценностей как собственно социальной работы, так и общества в целом. Безусловно, этико-аксиологический подход не может считаться единственным при исследовании социальной работы. Социальная работа многопланова, многофункциональна, многозадачна, многоаспектна, вследствие чего в ней имеют место и могут быть выявлены и исследованы различные компоненты — организационная, правовая, экономическая, психологическая, педагогическая, эстетическая и т.п., каждая из которых имеет относительно самостоятельную значимость, представляет большой интерес и требует тщательного самостоятельного исследования. Однако социальная работа организуется и проводится обществом, как правило, не для того, чтобы реализовать некие правовые, организационные и прочие установки и амбиции, требующие включения в социальную работу данных компонент в качестве смыслообразующих. Вследствие этого аксиологический подход может считаться одним из важнейших при анализе социальной работы, задающим значимость других важных компонент социальной работы, хотя и не единственным. Заключаясь в обосновании, анализе ее ценностного смысла и содержания, всестороннем рассмотрении ее в целом и поэлементно с точки зрения теории ценностей, в аксиологический подход в социальной работе, представляется необходимым, целесообразным и одним из важнейших. Аксиологический подход в исследовании социальной работы содержит в себе известную трудность, поскольку ценности, как известно, порой отражают не то, что имеется на самом деле, а то, что должно быть. Но и в этом смысле аксиологический подход не менее целесообразен и оправдан, поскольку позволяет оценить потенциал социальной работы и на основании сопоставления действительного и желаемого, оценки соответствия сущего должному, определить стратегические направления ее развития и совершенствования, сделать заключение о необходимых для осуществления этой деятельности условиях и ресурсах. Поэтому главная цель применения аксиологического подхода в социальной работе — этический анализ сущего, его оценка и разработка идеала. Функции, которые при этом выполняет аксиологический подход в социальной работе (аналитическая, оценочная, прогностическая, целеполагающая и другие), позволяют существенно повысить эффективность и качество социальной работы.

Поэтому аксиологический подход в социальной работе имеет большую значимость не только для собственно социальной работы, но и для общества в целом и для каждого человека, поскольку его применение позволяет дать объективную оценку социальной работе, определить ее истинное место и роль в жизнедеятельности общества и человека, и на этом основании — существенно повысить ее эффективность, а значит, повысить темпы социального прогресса.

Профессионально-значимые ценности социальной работы

Социальная работа является специфическим видом социальной деятельности, прямо или опосредованно охватывающим практически все стороны общественного бытия. Поэтому социальная работа — одно из важнейших условий и одновременно средств развития и совершенствования человека и общества, реализации их устремленности к благу и достижения ими благополучия. Она требует от человека и общества готовности и обусловливает их оптимальную подготовленность к деятельности, направленной на трансформацию, совершенствование общественного и индивидуального бытия.

Деятельность, как правило, не может осуществляться современным человеком только интуитивно, хаотично, инстинктивно, без заранее выработанного ориентира, плана, цели. Желая достигнуть нового состояния и качества объекта деятельности, человек всегда исходит из соображений предпочтительности этого нового. Следовательно, оно для него более значимо, представляет собой ценность.

Ценности — это специфически социальные определения объектов окружающего мира, выявляющие их положительное или отрицательное значение для человека и общества.

Ценности — это значимые для человека объекты или функциональное значение объектов для человека. Через категорию ценности человек демонстрирует свое отношение к этим объектам. Человек познает свойства объектов внешнего мира в процессе удовлетворения своих потребностей и интересов, достижения поставленных целей. Познавая ценности, человек познает не столько сами объекты окружающего мира, сколько их значения для себя. Иначе говоря, цель познания ценности — не истина, а значение. Ценность — это то, что вообще не безразлично для человека, то, что играет определенную роль (положительную или отрицательную) в его жизнедеятельности.

Ценности возникают в процессе общественной практики, которая определяет как ценностный объект, так и субъект. Отсюда очевидна двойственная, объективно-субъективная природа ценности. Повседневная деятельность человека определяется не абстрактными мировоззренческими представлениями, а ориентацией на определенные ценности.

Вследствие этого деятельность в целом может быть представлена как ценностная (аксиатическая или аксиологическая) по сути, поскольку ценности являются неотъемлемой составляющей каждого из элементов и, следовательно, ценности являются неотъемлемой характеристикой процесса, который составляет основное содержание деятельности. Любая деятельность может быть представлена как деятельность по реализации социально и / или индивидуально значимых ценностей.

Необходимость реализации ценностей и организации деятельности человек ощущает через потребность. Потребность может быть представлена как состояние индивида, создаваемое испытываемой им нуждой в чем-либо (объекте потребности), необходимом для его существования и развития, и выступающее непосредственным источником его активности. С этой точки зрения потребности человека являются регуляторами его поведения, мышления, чувств и воли.

Совокупность важнейших для человека ценностей может быть представлена как его ценностные ориентации, которые являются важнейшим составным элементом внутренней структуры личности. Будучи сформированными и закрепленными социальным и профессиональным опытом индивида в процессе его становления и развития, они отграничивают значимое, существенное для личности от незначимого, несущественного.

Еще одной важной характеристикой личности (группы) является наличие установки — фиксированной в социальном и профессиональном опыте предрасположенности воспринимать и оценивать значимые объекты, а также готовности действовать определенным образом, ориентируясь на значимые (ценные) объекты. В установках в значительной мере фиксируется ценностно-нормативное отношение к объекту анализа и деятельности.

Изучением ценностей занимается аксиология (греч. axia — ценность, logos — учение, теория) — философское учение о ценностях. Это научная дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований бытия, задающих системность, направленность и мотивированность человеческих поступков, действий, отношений и всей жизни человека. Проблемами аккумуляции, анализа, классификации ценностей жизни и культуры в целом занимается общая теория ценности, которая шире, чем аксиология. Но аксиология составляет ее философское ядро.

С точки зрения аксиологии профессиональная деятельность, будучи неотъемлемой частью человеческой деятельности, вообще, в своей основе также содержит ценности и может быть представлена как деятельность, направленная на реализацию ценностей.

Ценностные ориентации специалистов играют важнейшую роль не только в их личной профессиональной деятельности и деятельности совокупной профессиональной группы, но и в жизнедеятельности и развитии общества.

Социальная работа, будучи определенным видом профессиональной социальной деятельности, имеет целый ряд специфических особенностей, детерминированных как внутренними, так и внешними факторами. Будучи одним из регуляторов жизнедеятельности общества и человека, она сама должна быть регулируемой. Она требует особой, дополнительной к нормативно-правовой, более жесткой и одновременно тонкой регламентации действий, отношений, поведения специалиста и предъявляет к его личности высокие требования. Этой системой регламентации может быть только профессионально-этическая система.

В системе социальной работы профессионально-этическая система, учитывающая специфику социальной работы, занимает особое место. Она не только играет роль одного из важнейших видов регламентации поведения, действий, отношений, личностно-нравственного облика специалистов и целых коллективов социальных работников, но и является структурообразующим и системообразующим началом в профессиональной социальной работе, важнейшим гарантом ее нормативного содержания и детерминантой гуманистического смысла.

Вывод

Изучение специфических ценностей профессиональной социальной работы оказывает существенное влияние на ее эффективность. Среди специфических ценностей социальной работы следует выделить такие, как благо человека и общества, права и индивидуальность человека, профессионализм, гуманистический смысл деятельности, социальный статус человека, его возраст и пол. Следует более подробно остановиться на некоторых из этих ценностей. Различные социокультурные типы общества имеют специфические ценности, которые составляют основу социализации личности.

В Конституции Российского государства записано, что человек наделен множеством прав: правом на жизнь, на свободу, труд, образование, жилище, охрану здоровья, обеспечение в случае нетрудоспособности и т.п. Государство, выступая гарантом реализации прав человека, признает основные права ценностями. Однако возможности человека в реализации прав от природы не равны: неравными делает их и общество. Обстоятельства, в которые может попасть индивид, также затрудняют или делают невозможным реализацию им своих прав. В этих случаях, чтобы не нарушались принципы равенства и справедливости, государством должны быть предусмотрены дополнительные возможности реализации прав людьми со сниженными возможностями. Одной из таких дополнительных возможностей является социальная работа, для которой права человека являются специфической профессиональной ценностью, поскольку без восстановления справедливости, равенства невозможна реализация ценности человека.

Кроме наличия в Конституции этих прав всегда подразумевается, что человек имеет право на счастье, развитие, благополучие и право быть самим собой. Это последнее право — право на выбор самого себя, на индивидуальность — приобрело в последнее время особое значение. Индивидуальность человека — это то, что дает возможность развиваться и прогрессировать всему человечеству. Поэтому индивидуальность человека должна охраняться и развиваться, но только в том случае, если она направлена не во вред самому человеку и обществу. Индивидуальность — это то, что отличает человека от других, а значит, делает его уникальным, неповторимым, ценным для общества. К какой бы этнической группе не относился клиент социальной службы, этот момент должен учитываться всегда и при любых обстоятельствах обращения к социальному работнику.

Для того чтобы успешно осуществлять свою деятельность, социальный работник должен обладать знаниями, навыками, умениями, опытом, рациональным стилем мышления, харизматическими данными, соответствующими нравственными качествами и т.п. Эти свойства и качества личности становятся основой ее профессионализма. Знание этнических и культурных особенностей клиентов также включается в это понятие. Специалист по социальной работе должен не только ориентироваться на ценности клиента, его верования, убеждения, но и помочь человеку, если это будет необходимо, принять новые ценности, войти в новую социальную среду. Только в этом случае будет выполнена основная цель социальной работы — социальное благополучие личности.

Таким образом, место и роль аксиологического подхода в социальной работе очень важна она способствует для достижение высоких целей.

На странице курсовые работы по педагогике вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Педагогика».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Квалиметрическая компетентность педагогов
  2. Методика формирования элементарных математических представлений
  3. Воспитательный потенциал семьи
  4. Система воспитания в «Республике Шкид»
  5. Методы эмпирического психолого-педагогического исследования
  6. Вклад м. В. Ломоносова в развитие отечественного образования
  7. Особенности обучения и воспитания одаренных детей
  8. Компетентностный подход к построению педагогического процесса
  9. Воспитание в «доме сирот» я. Корчака
  10. Технология деятельностного метода обучения