Для связи в whatsapp +905441085890

Архетип матери — Архетипы бессознательного по К. Юнгу

Психологические знания так же стары, как и сам человек. Он не мог существовать, если бы не руководствовался поведенческими мотивами и чертами характера своих ближних.

В последнее время растет интерес к вопросам человеческого поведения и поиску смысла человеческого существования. Менеджеры учатся работать со своими подчиненными, родители посещают курсы по воспитанию детей, супруги учатся общаться и «спорить разумно» друг с другом, учителя учатся справляться с эмоциональной тревогой и чувством замешательства у своих учеников и студентов в других учебных заведениях.

Помимо интереса к материальному благополучию и экономике, многие люди хотят помочь себе и понять, что значит быть человеком. Они стремятся понять свое поведение, развить уверенность в себе и в своих силах. Осознать бессознательные стороны личности, сосредоточиться в первую очередь на том, что с ними происходит в настоящем.

Когда психологи обращаются к изучению личности, первое, с чем они могут столкнуться, это с различными чертами и их проявлениями в их поведении. Интересы и мотивы, склонности и способности, характер и темперамент, идеалы, ценностные ориентации, волевые, эмоциональные и интеллектуальные характеристики, связь между сознательным и бессознательным (подсознательным), и многое другое — это неполный перечень характеристик, с которыми мы должны иметь дело, когда пытаемся нарисовать психологический портрет личности.

Тем не менее, с множеством черт, личность представляет собой единое целое. Это порождает две взаимосвязанные задачи: во-первых, понять совокупность личностных черт как систему и выявить в ней то, что принято называть системообразующим фактором (или признаком), и, во-вторых, раскрыть объективные основы этой системы.

Юнгианская аналитическая психология помогает нам лучше понять поведение человека по отношению к другим, то есть социальную сторону его поведения. Это представляет особый интерес для социологов и, несомненно, полезно для практической деятельности руководителя — воспитателя рабочего коллектива.

Архетип матери - Архетипы бессознательного по К. Юнгу

Архетипы бессознательного по К. Юнгу


Юнг предположил, что коллективное бессознательное состоит из мощных первичных психических образов, так называемых архетипов (буквально, «первичных моделей», греческий αρχετυπον от «αρχη») «начала» и «τυποζ». «изображение»). Архетипы — это врожденные идеи или воспоминания, которые предрасполагают людей к восприятию, переживанию и реакции на события определенным образом. На самом деле, это не воспоминания или образы как таковые, а скорее предрасполагающие факторы, которые заставляют людей проявлять универсальные шаблоны восприятия, мысли и действия в своем поведении в ответ на объект или событие. Здесь речь идет о врожденной тенденции эмоционально, познавательно и поведенчески реагировать на конкретные ситуации — например, столкнувшись с неожиданной встречей с родителем, близким человеком, незнакомцем, змеей или смертью.

Среди многих архетипов, описанных Юнгом, есть мать, ребенок, герой, мудрец, божество солнца, плут, Бог и смерть. Юнг считал, что каждый архетип связан со склонностью выражать определенный тип чувств и мыслей о соответствующем объекте или ситуации. Например, восприятие матери ребенком включает в себя аспекты ее действительных характеристик, окрашенных бессознательными представлениями о таких архетипичных атрибутах матери, как воспитание, пропитывание, зависимость. Кроме того, Юнг предположил, что архетипичные образы и идеи часто отражаются в снах, а также часто встречаются в культуре в виде символов, используемых в живописи, литературе и религии. В частности, он подчеркнул, что символы, характерные для разных культур, часто обнаруживают поразительное сходство, поскольку они являются производными от архетипов, общих для всего человечества. Например, во многих культурах он сталкивался с изображениями мандал, которые являлись символическими воплощениями единства и целостности И. Юнг считал, что понимание архетипичных символов помогает ему в интерпретации снов пациентов.

Количество архетипов в коллективном бессознательном состоянии может быть неограниченным. Однако теоретическая система Юнга сосредоточена на маске, аниме и аниме, тени и самом себе.

Маска или персона (от латинского слова «persona», что означает театральная маска, лик) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы показываем себя в отношениях с другими людьми. Маска относится к множеству ролей, которые мы играем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, маска служит для того, чтобы произвести впечатление на других или скрыть свою истинную идентичность от других. Маска как архетип необходима нам для того, чтобы ладить с другими в повседневной жизни. Однако Юнг предупредил, что если этот архетип становится слишком важным, то можно стать неглубоким, поверхностным, сведенным к простой роли и отчужденным от истинных эмоциональных переживаний.

В отличие от роли, которую маска играет в нашей адаптации к окружающему нас миру, теневой архетип представляет собой репрессированную темную, злую и животную сторону личности. Тень содержит в себе наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени есть и положительные качества. Юнг видел в тени источник жизненной силы, спонтанности и творчества в жизни человека. По мнению Юнга, функция эго — направлять энергию тени, обуздать пагубную сторону нашей природы до такой степени, что мы можем жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

В архетипах аниме и аниме приходит признание Юнга врожденной андрогинной природы человека. Аниме олицетворяет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как аниме олицетворяет внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательную мужскую сторону. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на биологическом факте, что в организме вырабатываются как мужские, так и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, развивался на протяжении многих столетий в коллективном бессознательном состоянии в результате переживаний с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере в некоторой степени, были «феминизированы» в результате многолетнего проживания вместе с женщинами, в то время как в отношении женщин наблюдается обратное. Как психолог и психотерапевт Юнг настаивал на том, что враждебность и враждебность, как и все другие архетипы, должны выражаться гармонично, без нарушения общего равновесия, чтобы не препятствовать развитию личности в направлении самореализации. Другими словами, мужчина должен выражать свои женские качества наряду с мужскими, а женщина должна проявлять как мужские, так и женские качества. Если эти необходимые качества останутся неразвитыми, то результатом будет односторонний личностный рост и функционирование.

Маска или персона (от латинского слова «persona», означающего театральную маску, персона) — это наше публичное лицо, то есть то, как мы показываем себя в отношениях с другими людьми. Маска относится к множеству ролей, которые мы играем в соответствии с социальными требованиями. В понимании Юнга, маска служит для того, чтобы произвести впечатление на других или скрыть от других свою истинную идентичность. Маска как архетип необходима нам для того, чтобы ладить с другими людьми в повседневной жизни. Однако Юнг предупредил, что если этот архетип становится слишком важным, то можно стать неглубоким, поверхностным, сведенным к одной роли и отчужденным от истинных эмоциональных переживаний.

В отличие от роли, которую маска играет в нашей адаптации к окружающему миру, теневой архетип представляет собой репрессированную темную, злую и животную сторону личности. Тень содержит в себе наши социально неприемлемые сексуальные и агрессивные импульсы, аморальные мысли и страсти. Но у тени есть и положительные качества. Юнги рассматривали тень как источник жизненной силы, спонтанности и творчества в жизни человека. По мнению Юнга, функция эго состоит в том, чтобы направлять энергию тени, обуздать пагубную сторону нашей природы настолько, чтобы мы могли жить в гармонии с другими, но в то же время открыто выражать свои импульсы и наслаждаться здоровой и творческой жизнью.

В архетипах аниме и аниме приходит признание Юнга врожденной андрогинной природы человека. Анима представляет внутренний образ женщины в мужчине, его бессознательную женскую сторону, в то время как анима представляет внутренний образ мужчины в женщине, ее бессознательную мужскую сторону. Эти архетипы основаны, по крайней мере частично, на биологическом факте, что в организме вырабатываются как мужские, так и женские гормоны. Этот архетип, как считал Юнг, развивался на протяжении многих столетий в коллективном бессознательном состоянии в результате опыта с противоположным полом. Многие мужчины, по крайней мере в некоторой степени, были «феминизированы» в результате многолетнего проживания вместе с женщинами, в то время как в отношении женщин наблюдается обратная картина. Как психолог и психотерапевт Юнг настаивал на том, что анимация и враждебность, как и все другие архетипы, должны выражаться гармонично, без нарушения общего равновесия, чтобы не препятствовать развитию личности в направлении самореализации. Другими словами, мужчина должен выражать свои женские качества наряду с мужскими, а женщина должна проявлять как мужские, так и женские. Если эти необходимые качества останутся неразвитыми, то результатом будет односторонний рост и функционирование личности.

Я, Я, является самым важным архетипом в теории Юнга. Я» представляет собой ядро личности, вокруг которого организованы и объединены все остальные элементы. Когда достигается интеграция всех аспектов души, чувствуешь внутреннее единство, гармонию и целостность. Таким образом, в понимании Юнга, развитие «Я» является главной целью человеческой жизни.

Главным символом архетипа «я» или «я» является мандала и ее многочисленные вариации (абстрактный круг, ореол святого, окошко-розетка). По мнению Юнга, целостность и единство «я», символически выраженное в полноте мандалаподобных фигур, можно найти в снах, фантазиях, мифах, религиозных и мистических переживаниях. Юнг считал, что религия — это великая сила, способствующая поиску человеком целостности и полноты. В то же время гармонизация всех частей души — сложный процесс. Истинное равновесие личностных структур, по его мнению, невозможно достичь, по крайней мере, до средневековья до этого не дойти. Более того, архетип «Я», «Я», не проявляет себя до тех пор, пока не произойдет унификация и гармонизация всех аспектов души, сознательной и бессознательной. Поэтому достижение зрелого «я» требует постоянства, настойчивости, интеллекта и большого жизненного опыта.

Архетип матери и его аспекты


Как и у любого архетипа, у архетипа «Мать» есть поистине невообразимое разнообразие аспектов. Назовем лишь несколько типичных форм: Мать или бабушка конкретного человека, крёстная или свекровь и свекровь, любая женщина, с которой у человека есть какие-либо отношения, а также няня и няня; она может быть родоначальницей или представителем белой расы — в более высоком, образном смысле — богиней, особенно матерью бога, девственницей (как, например, омороженная мать). Деметра и Кора), София (как мать-любовница, что-то вроде Кибеле-Аттиса или как дочь-любовница — как омороженная мать); цель страстного освобождения (небо, Царство Божье, небесный Иерусалим); в более широком смысле — церковь, университет, город, страна, небо, земля, лес, море и стоячая вода; Материя, подземный мир, луна; в более узком смысле — как место рождения или происхождения — сельхозугодья, сады, скалы, пещера, дерево, весна, глубокий колодец, фонтан, цветок как сосуд (роза или лотос); как заколдованный круг (мандала с Падмой) или как своего рода кома-копия; в узком смысле — матка, любая полая форма (как орех), иони, хлебопекарня, чугун; из животных, коровы, кролика, и помогающих животных в целом.

Все эти символы могут иметь положительное, благоприятное значение или отрицательное, нефасовое. Амбивалентный аспект — с богинями судьбы (Парки, Грей, Норн); нечестивый аспект — с ведьмой, драконом (любым пожирающим или обволакивающим животным, например, огромной рыбой или змеей); могила, саркофаг, водяная пропасть, смерть, кошмар и детский террор (тип Эмпусы, Лилит и т.д.) также должны быть включены здесь.

Этот список ни в коем случае не претендует на то, что он является исчерпывающим; он лишь указывает на существенные характеристики материнского архетипа. Его атрибут — что-то «материнское»: В конце концов, магическая власть всего женского; мудрость и духовная высота вне разума; что-то доброжелательное, что-то защитное, что-то обременяющее, дающее рост, плодородие и пропитание; место магического преобразования и возрождения; благоприятный инстинкт или импульс; что-то скрытое и скрытое, что-то темное и мрачное, бездна, мир мертвых, что-то пожирающее, соблазняющее и отравляющее, что-то пугающее и неизбежное. Я подробно описал эти качества материнского архетипа в Символах Преобразования и привел соответствующие примеры. Там я сформулировал основное противоречие этих качеств с точки зрения противостояния любящей и пугающей матери. Ближайшая историческая параллель для нас, конечно же, Мария, которая в средневековой аллегории также является крестом Христа. В Индии это, скорее всего, был противоречивый Кали. Философия Санхья обрамляла архетип матери с точки зрения концепции Пракриты и разделила его на три гунны как фундаментальные качества, а именно доброту, страсть и пассивность — саттва, раджа и тамас (Этиологическое значение трех гунн. Смотри Векерлинг. «Глиик жизни». Медицинская драма Анандарайамахата. P. 21ff. garhe. Фисофия Самхии. P. 272ff.). Это три основных аспекта Матери: ее защищающая и воспитывающая доброта, ее органическая эмоциональность и ее темнота, присущая преступному миру. Эта особенность Пракриты в философской легенде, а именно то, что она танцует перед Пурушей, чтобы напомнить ему о «познанном знании», на самом деле принадлежит уже не материнскому архетипу, а архетипу аниме. Последнее постоянно смешивается с образом матери в мужской психологии.

Несмотря на то, что образ матери, так сказать, универсален в психологии всех людей, но на практике, при изучении отдельных случаев, этот образ существенно меняется. Здесь передача смысла личной матери, кажется, оказывает чрезвычайно сильное влияние. Эта фигура настолько сильна в персоналистической психологии, что известно, что последняя никогда не выходила за пределы личной матери в своем мировоззрении, даже теоретически. Как бы в ожидании этого факта, мое мнение, принципиально отличающееся от психоаналитической теории, приписывает только определенное, очень определенное значение отдельной матери. Иными словами, это не столько отдельная мать, от которой исходят все те влияния на психику младенца, которые описаны в литературе, сколько тот самый архетип, который, проецируясь на мать, дает ей определенный мифологический фон и в то же время наделяет ее авторитетом, даже нуминозностью (американская психология приводит примеры этого в большом изобилии). Травматические воздействия матери, рассматриваемые ретроспективно с этиологической точки зрения, можно разделить на две группы: во-первых, те, которые соответствуют определённым качествам характера и установок индивидуальной матери, и, во-вторых, те, которые она только кажется имеющими, поскольку в этом случае они являются проекциями воображаемых (т.е. архетипичных) качеств ребёнка. Фрейд уже признавал, что настоящая этиология невроза вовсе не укоренилась в травматических воздействиях, как он ранее думал, но в своеобразном развитии младенческого воображения. Вряд ли стоит спорить с этой возможностью, так как так называемое младенческое развитие всегда может быть прослежено до материнских влияний, которые нарушают это развитие. Поэтому я ищу причину возникновения младенческих неврозов в первую очередь у матери, хотя по собственному опыту знаю, что, во-первых, ребенок развивается гораздо нормальнее, чем невротически, а во-вторых, что в подавляющем большинстве случаев решающими причинами возникновения неврозов являются родители, особенно у матери. Содержание аномальных фантазий лишь частично коррелирует с собственной матерью ребенка, и в этом они очень часто содержат ясные и четкие указания, которые выходят далеко за рамки того, что можно было бы отнести к настоящей матери; это особенно поражает, когда есть заметные мифологические образы, как это часто бывает с детскими фобиями — это тот случай, когда мать появляется в виде зверя, ведьмы, призрака, людоеда, гермафродиты и тому подобное. Когда фантазии не имеют явных мифологических черт, а если и имеют, то не всегда вытекают из бессознательных предположений, но вполне могут быть выведены из подслушанных сказок, случайных высказываний и тому подобного, в качестве меры предосторожности должно быть проведено тщательное расследование. Впрочем, у детей это гораздо меньше (по практическим соображениям), чем у взрослых, которые обычно передают такие фантазии врачу во время лечения, а точнее: эти фантазии воспринимаются как проекции.

Ни в коем случае не достаточно распознать их и относиться к ним как к чему-то нелепому, по крайней мере, до тех пор, пока архетипы принадлежат этой неотчуждаемой части психики и составляют то «сокровище в области темных идей», о котором говорит Кант и о котором свидетельствуют бесчисленные «мотивы драгоценности» в фольклоре. По своей сути архетип ни в коем случае не является пугающим предрассудком. Он становится таким только тогда, когда не находится на своем месте. Она сама по себе является одной из величайших ценностей человеческой души и поэтому населяла олимп всех религий. Отменить его как нечто недостойное — это потенциальная потеря. Смысл именно в том, чтобы освободить эти проекции, чтобы их содержание могло быть восстановлено до архетипа (потеряв его в результате самопроизвольного отчуждения).

Материнский архетип как основа комплекса матери

Образ матери мужской психологии имеет совершенно иной характер, чем образ женщины. Для женщины мать олицетворяет собственную сознательную жизнь, обусловленную полом. Но для человека мать олицетворяет нечто чужеродное, то, что он, тем не менее, должен испытывать и что наполнено образами, скрытыми в бессознательном. По этой причине мужской образ матери заметно отличается от женского. Для мужчины мать с самого начала имеет четкий символический смысл, что, вероятно, объясняет сильную склонность к идеализации. Человек идеализирует ее, когда у него есть тайный страх быть изгоем. Но то, чего он боится — это бессознательное с его магическим воздействием.
Если для мужчины мать имеет символическое значение, то для женщины она становится символом только в процессе ее психологического развития. В мужской психологии доминирующим типом материнского образа является уранья (духовная), в то время как у женщин более распространен хтонический тип (или Мать-Земля). В отличие от мужчин, женщины могут напрямую идентифицироваться с Матерью-Землей.

Ч.Г. Юнг считал, что материнский архетип лежит в основе того, что называется материнским комплексом. Юнг считал, что сама мать всегда является активным зачинщиком этих расстройств, особенно младенческих неврозов или тех, чья этиология, несомненно, простирается в раннем детстве. Инстинктивная сфера ребенка нарушена, а созвездие архетипов оказывается чуждым и часто пугающим элементом в отношениях между матерью и ребенком. Например, если ребенок регулярно видит во сне свою сверхзаботливую мать в виде злого животного или в виде ведьмы, то такое переживание образует раскол в душе ребенка, а значит, и возможность невроза.
По словам Юнга, чтобы стать сознательным, взрослым человеком, человек должен сильно бороться с комплексом своей матери и осознать, что эта борьба происходит внутри него. В противном случае он вынужден проецировать это на свои отношения с женщинами, либо подчиняясь их желаниям, либо стремясь доминировать над ними, что в любом случае свидетельствует о силе материнского комплекса. В каждом из них человек проявляет свой глубоко укоренившийся страх и желание «навсегда исчезнуть в утробе матери».
Ни один человек не может стать самим собой до тех пор, пока не пройдет через противостояние с комплексом своей матери и не привнесет этот опыт в отношения.

Влияние маточного комплекса варьируется в зависимости от того, кто это — сын или дочь. Типичными влияниями на сына являются гомосексуализм и супружеская измена, а в некоторых случаях и импотенция (хотя здесь отцовский комплекс играет решающую роль).
В случае гомосексуализма гетеросексуальные компоненты бессознательно цепляются за мать; в случае зоофилии мужчина бессознательно ищет мать «в каждой женщине». Влияние комплекса матери на сына выражается в идеологии диспозиции Kibela Attis: самокастрация, безумие и ранняя смерть.
У сына нет комплекса матери в чистом виде, потому что всегда есть неравенство между полами. Это гендерное неравенство лежит в основе того, почему помимо архетипа матери, архетип сексуального партнера, а именно анима, играет значительную роль в каждом комплексе матери-мужчины.
Мать — самая первая женщина, с которой столкнулся будущий мужчина. Здесь простые отношения сына с идентичностью или противостояние с самим собой постоянно пересекаются с факторами эротического притяжения и отталкивания. Это делает формирование материнского комплекса чрезвычайно сложным. Только у дочери есть чистый и несложный материнский комплекс.

Положительный эффект комплекса матери в жизни мужчины

Комплекс «Мать» также имеет свой положительный эффект: в развитии вкусовых и эстетических качеств мужчины, качества няни (женская способность к эмпатии).
Современный американский психолог Роберт Джонсон (Robert A. Johnson), изучавший аспекты женственности в жизни мужчины в рамках юнгианской психологии, утверждает: «В отношении каждого мужчины к женщине и женственности есть шесть основных характерных аспектов. Все шесть очень важны для него, и каждый из них имеет особое дворянство. Реальные трудности возникают только тогда, когда эти аспекты смешиваются. Такие трудности — самые большие проблемы в жизни человека. Я перечислю ниже все шесть составляющих женственности, с которыми так или иначе приходится иметь дело мужчине:

  • Его кровная мать. Это земная женщина, которая является его биологической матерью, со всей своей человеческой уникальностью, со своими чертами характера и чертами личности.
  • Его материнский комплекс. Она полностью сосредоточена во внутреннем мире человека. За этим стоит регрессивное желание снова стать ребенком и остаться зависимым от матери. В материнском комплексе каждого человека есть как скрытая надежда на неудачу, замаскированное желание потерпеть неудачу, скрытое любопытство, возникающее при виде смерти или несчастного случая, так и постоянное и неослабевающее стремление к заботе и привязанности. Этот комплекс действительно отравляет всю мужскую психологию.
  • Его мамин архетип. Если материнский комплекс является чистым ядом для психологии человека, то материнский архетип — чистое золото. Это проявление женской части божественного начала в человеке, его часть исходит от вселенского рога изобилия. Это переполненная и безграничная щедрость, которой мы постоянно пользуемся. Мы не можем прожить ни минуты без этой щедрости Материнского архетипа. Для нас это всегда связано с надежностью, усилением и поддержкой.
  • Его прекрасная леди. Это женский компонент в ментальной структуре каждого мужчины, его внутренний партнер и вдохновитель на протяжении всей жизни, самое восхитительное и чистое существо. Она — белый цветок; для Дон Кихота Ламанчского она — прекрасная Дульсинея Тобосская, Беатриче для Данте в Божественной комедии. Именно она дает жизнь ощущение красоты и смысла. Юнг назвал эту часть мужской психики анимацией, которая порождает у человека чувство души и жизни в целом.
  • Его жена или девушка. Это женщина из плоти и крови, которая разделяет жизнь мужчины. Она также является самым близким человеком для него и надежным спутником.
    София, божественная мудрость, женская половина Бога, Схина — в мистике иудаизма. Как правило, мужчина шокирован, узнав, что мудрость относится к женскому. Но, по крайней мере, так утверждают все мифологические системы».

Все без исключения аспекты женственности, перечисленные выше, очень полезны для мужчины, даже мать комплекс, с которым он сталкивается с наибольшими трудностями. Серьезные проблемы могут возникнуть только тогда, когда несколько аспектов смешаны и запутаны, и тогда люди начинают чувствовать себя несчастными.
Если человек не делает различия между реальной матерью и материнским комплексом, то он постоянно будет упрекать свою собственную мать в регрессивности последнего: Он увидит в ней ведьму, которая лишь пытается его погубить. Ненависть к матери или к женщине, которая ее заменяет, вызванная регрессивным комплексом матери, является очень характерной чертой, присутствующей во многих молодых мужчинах.
Когда человек смешивает внутренний материнский образ с материнским архетипичным, он видит в матери богиню, которая его защищает, и ожидает от нее защиты, ибо это является основной функцией материнского архетипичного образца. Он будет делать чрезмерные, откровенно нелепые требования с материнской стороны мира вокруг него, требуя, чтобы она обеспечить ему безмятежное существование без малейших усилий.
Если есть путаница в анимации, то есть красивая женщина, с материнским образом, то мужчина будет постоянно ожидать материнского отношения от своей внутренней женщины.

Поскольку София не проявляет себя слишком характерно в каждом человеке, этот аспект может быть заметен не каждому. Когда мужчина ошибочно принимает Софию за собственную мать, он наделяет ее божественной мудростью, которой не может обладать ни одна смертная женщина. «Мать знает лучше всего», а архетип Софии — это не лучшее сочетание.
Существуют и другие вариации всевозможных смесей и комбинаций. Они все без исключения неблагоприятны. Однако отрицательным является не женское как таковое, а смешение его различных аспектов и уровней сознания.
Если такой опыт слишком силен для мальчика, он может лишить его инициативы сделать что-то в будущем. Для большинства мужчин это настолько тяжело, болезненно и непонятно, что они тут же подавляют все, что с ними произошло, и отвечают, что ничего не помнят. Но подавление этих переживаний в бессознательном состоянии — как и любого другого — не означает избавления от них. Они всегда будут подтверждать себя.

Помимо эмоциональной травмы при рождении, огромную роль в развитии индивидуальной психологии человека играют также особые взаимоотношения между матерью и ребенком. Чаще всего человек страдает от одной или обеих этих травм. Его чувство материнства будет либо чрезмерным, либо недостаточным. В первом случае на ребенка неизбежно повлияют потребности матери, ее дезориентированная психика, травма, ее нежизненная жизнь. Ее «избыточность» размывает хрупкие границы его психики и создает в нем ощущение бессилия. Это смещение и разрушение будет перенесено во взрослую жизнь, будет проецироваться главным образом на женщин и на события в его жизни, и ощущение бессилия будет постоянно преследовать его.
Аналогичным образом, человек может чувствовать, что его мать не в состоянии удовлетворить его потребности и страдает от чувства заброшенности. Эти страдания неизбежно уменьшают его внутреннее чувство платежеспособности, что, в свою очередь, создает общее ощущение незащищенности и поиски ее, вызванные тревожной зависимостью и подпитываемые страхом. Человеческое самоощущение в значительной степени аффективно окрашивается этими травмами: репрессиями или оставлением, или и тем, и другим.
До тех пор, пока мужчины не будут осведомлены о последствиях комплекса их матери, они будут страдать от своей неспособности формировать гармоничные отношения с женщинами. Он должен будет усвоить свою печаль и гнев «за свой счет» или проецировать их на окружающих «за их счет». Не осознавая своей внутренней психической структуры, которая формируется его индивидуальной историей, человек не достигнет зрелости. Все потребности внутреннего ребенка все еще активны, наряду со страхом либо быть подавленным силой матери, либо оставленным ею. Вот почему многие мужчины ищут контроля над своей женой или подругой, потому что чувствуют, что вся власть все еще принадлежит другой. А поскольку их глубокое, младенческое влечение не находит удовлетворения, они, как правило, становятся матерью своей жены или подруги.
Большинство женщин сознательно не хотят брать на себя роль матери рядом со своим мужчиной, но, тем не менее, оказываются втянутыми в этот сценарий. Нетрудно понять, почему в близких взрослых отношениях часто возникают проблемы, а отношения с матерью становятся приоритетными. Когда женщина становится «матерью» для мужчины, это может иметь «желаемый эффект» — психологически освободить мужчину от комплекса матери (при этом не учитываются связи, которые связывают его через саму женщину).
Все неадекватные потребности, страх и гнев разыгрываются в близких отношениях. Чем ближе эти отношения, тем больше они засоряются первичными отношениями мальчика с матерью, которые остаются в мужской психике.

Влияние комплекса матери на жизнь мужчины

Огромная цена, которую придется заплатить за комплекс бессознательной матери, тогда не в том ущербе, который она наносит внешним отношениям, хотя это само по себе ужасно, а в том, что она делает с отношением человека к самому себе, отмечает Д. Холлис. Все, что остается без сознания, никогда не исчезает, оно активно воздействует на душу человека. Такое самосогласование снижает качество жизни и отравляет отношения с окружающими. Чтобы исцелиться, человек должен сначала рассмотреть свои необработанные, с детства усвоенные отношения с матерью, изучить природу своих индивидуальных и социальных травм, и, наконец, понять, какое место занимает отец в этом эмоциональном созвездии.
Д. Холлис также отмечает, что в условиях, когда многие матери воспитывают ребенка без отца, а также в условиях упадка отцовской власти в современном обществе, наибольшее психологическое влияние на жизнь человека, живущего в нормальных условиях, оказывает мать. Из-за аномалии этого психологического воздействия, от которого мы остаемся в некоторой степени бессознательными, у мужчин развивается искаженное отношение к четырем основным типам женственности.

  • Сначала мужчины преувеличивают психологическую силу женщин, то есть проецируют на женщин огромный эмоциональный заряд комплекса их матери. Грубо говоря, это можно выразить словами: «Если у тебя есть грудь, значит, ты женщина». Моя мать была женщиной, так что ты должен быть как она». Поэтому мужчины, которые боятся власти женщин, будут стараться угодить женщинам, контролировать их или даже не узнавать об отношениях с ними. Поскольку они не способны признавать и решать вопросы, связанные с материнским комплексом, они просто остаются на уровне отношений, построенных на проекции и основанных на стремлении к власти. Это главная истина, лежащая в основе так называемой войны полов: Страх заменяет Эроса властью.
  • Во-вторых, мужчины боятся своей внутренней женственности. Они связывают свою чувственность, инстинкты, способность к заботе и нежности с характерными для женщин качествами и тем самым отдаляют себя от нее. В то же время, оторванность человека от анимы увеличивается и приводит к глубокой самоизоляции. На самом деле говорить о женской составляющей в мужской психике было бы не совсем корректно, потому что в действительности анима неотделима от мужской сущности. Мужчины редко показывают эту часть своей личности, но они так же сосредоточены на внешнем мире и своей внутренней жизни, как и женщины.
  • В-третьих, поскольку мужчины настолько неуверенны в своей гендерной идентичности и присвоенных им социально-гендерных ролях, они опасаются и отрицают те части своей идентичности, которые не вписываются в узкие рамки социальных ограничений. Когда они видят, что эти аспекты их идентичности действуют со стороны других людей, они отвергают их с гневом. Первый пример — гомофобия.

*Четвертое, мужское чувство силы женственности постепенно превращается в переоценку и страх перед сексуальностью. Ницше однажды заметил, что основной целью брака является развлечение98. Целью отношений по обоюдному согласию, примером которых является супружеская, является не обеспечение друг друга (для этого активируются детско-родительские комплексы), а содействие личностному развитию супруга и развитию вместе с ним. Это означает, что отношения между людьми должны быть диалектическими: это открытое общение, в котором есть компромисс и личностное развитие. Можно с уверенностью сказать, что секс — это одна из связующих нитей между полами. Однако мужчины, которым часто не хватает чувств, сводят весь процесс к половому акту и слишком много внимания уделяют ему.

Он подчеркивает особую силу материнского комплекса над мужчинами, которые больше всего жаждут ухода и безопасности, и говорит о необходимости мужской травмы. «Мужчины должны быть травмированы; только тогда они смогут по-настоящему войти в мир, их понимание происходящего ускорится, и они смогут справиться с героической задачей оставить свою мать и стать хозяевами своей собственной судьбы».

Таким образом, образ матери является одним из основных архетипов человеческой психики и во многом определяет как психосексуальное, так и общее социальное развитие мужской личности. Современная психология признает решающую роль влияния матери на формирование личности человека и его поведения в контексте супружеских отношений. Прототип супружеской любви — материнство.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Виды психических процессов: речь
  2. Принцип систематичности и последовательности
  3. Задачи экспериментальной психологии
  4. Психология межличностного общения
  5. Особенности работы психолога с клиентами, переживающими расставание с партнером — Особенности переживания расставания с партнёром
  6. Формирование просоциального поведения у дошкольников с разным социометрическим статусом
  7. Особенности эмоционального развития ребенка раннего возраста
  8. Жесты рук
  9. Понятие и характерные черты дружбы
  10. Как развить личность