Для связи в whatsapp +905441085890

Человек в философии западного средневековья и эпохи Возрождения — Основные положения средневековой философии

Средневековая философия представляет собой тот длительный период в истории европейской философии, который напрямую связан с христианской религией. Только те философы, которые разделяли религиозные и светские позиции христианства, могли рассчитывать на славу и признание. Эти четко очерченные содержание и направления отличали средневековую философию от предшествующей ей древней и последующей философии Возрождения.

Историки датируют период средневековья в Западной Европе V-XV веками, но с точки зрения философии эта датировка не совсем точна. Средневековая философия в Западной Европе была христианской. Христианская философия появилась намного раньше. Первые христианские философы — Афеногор, Феофил, Иреней, Юстин, Татьяна и другие — развили и продвинули свои идеи во втором веке нашей эры.

Каждое развитие мысли и философии в средние века происходило в религиозно-богословских рамках. Такое развитие событий отражает внутреннюю сложность и противоречивость социальных и интеллектуальных процессов.

Политическое развитие представлено неослабевающей конкуренцией и столкновениями лагерей: церковной власти, светской или государственной власти, феодального класса, подрастающего класса буржуазии. Каждый из них был готов объединиться с кем угодно против кого угодно, если ситуация изменится. Возникновение, решение и развитие философских вопросов, всегда сосредоточенных на проблемах взаимоотношений веры и разума, теологии и философии, происходило в конкретных исторических отношениях и взаимозависимостях этих споров и борьбы.

Зародившись в классической античности как регулятор всех форм интеллектуального присвоения действительности, философия успешно взяла на себя функции перевода, хранения и умножения теоретических знаний в следующем тысячелетии.

Однако после того, как христианство начало распространяться в Римской империи, древняя философия подверглась пересмотру. Христианские апологеты и Отцы Церкви своими огромными усилиями по толкованию христианства, особенно текстов Ветхого и Нового Заветов, заложили основы средневековой философии, которая сформировалась в течение тысячелетия и, несмотря на различные течения и борьбу мысли, к концу XIV века сформировала целостную систему познания. Она была основана на евангельской и апостольской идеологии в органическом синтезе с греческой философией, которая была преимущественно рационалистической: древность, накануне своего падения, создала при неоплатонизме грандиозную систему, которая формировала универсальное мировоззрение, а также стремилась охватить все сферы духовной жизни человека; христианская идеология, как мы увидим, извлекла большую выгоду из результатов этой деятельности.

 Человек в философии западного средневековья и эпохи Возрождения - Основные положения средневековой философии

Основные положения средневековой философии

Средневековье было длительным периодом в европейской истории от распада Римской империи в V веке до Ренессанса (XIV и XV века). Философия, сформировавшаяся в этот период, имела два основных источника своего возникновения.

Первой была древнегреческая философия, особенно в ее платонических и аристотелевских традициях. Вторым источником были Священные Писания, которые ввели эту философию в основное русло христианства. Идеалистическая направленность большинства философских систем средневековья была продиктована основными догмами христианства, важнейшими из которых были догматы о личном статусе Бога-Создателя и догматы о сотворении мира Богом «из ничего». В условиях столь жестокого религиозного диктата, поддерживаемого государственной властью, философия была объявлена «слугой религии», в рамках которой все философские вопросы решались с позиции теоцентризма, креационизма и провиденциализма.

Теоцентризм (греческий theos — Бог) — это мировоззрение, в котором Бог является источником и причиной всего сущего. Он является центром Вселенной, ее активным и творческим началом. Принцип теоцентризма распространяется на знания, где высший уровень в системе знаний ставится теологией, а ниже — на службу теологии — философией, ниже — различными частными и прикладными науками.

Креационизм (латынь: креатио, творение) — это принцип, согласно которому Бог создал живую и неживую природу из ничего, эфемерного, в постоянном изменении.

Провидение (лат. providentia — провидение), система взглядов, согласно которой все мировые события, включая историю и поведение отдельных людей, обусловлены божественным провидением (провидение в религиозном смысле): Бог, высшее существо, или его действия) направлены.

Средневековую философию можно разделить как минимум на две фазы ее становления — патристическую и схоластическую, и между ними достаточно сложно провести четкую грань.

Патристика — это совокупность богословских и философских взглядов «Отцов Церкви», которые опирались на античную философию, особенно на идеи Платона, для обретения христианства.

Схоластика — это вид философствования, в котором средства человеческого разума используются для того, чтобы попытаться оправдать идеи и формулы, принятые в вере.

В средневековой философии спор между разумом и материей был острым, что привело к спору между реалистами и номиналистами. Спор касался природы вселенных, т.е. того, являются ли общие понятия вторичными, т.е. продуктом мыслительной деятельности, или же они составляют первичное, действительное и существуют независимо друг от друга.

Номинализм представлял собой зачатки материалистического течения. Учение номиналистов об объективном существовании объектов и природных явлений привело к подрыву церковного догмата о примате духовной и вторичной природы материала, к ослаблению авторитета Церкви и Священного Писания.

Возникновение средневековой философии

Появление средневековой философии часто связано с падением Западной Римской империи (476 г. н.э.), но эта датировка не совсем верна. В то время греческая философия все еще преобладала, и с ее точки зрения начало всего — природа. В средневековой философии, с другой стороны, все определяющая реальность — это Бог. Поэтому переход от одного образа мышления к другому не мог быть мгновенным: завоевание Рима не могло сразу же изменить социальные условия (ибо греческая философия принадлежит к эпохе древнего рабства, а средневековая философия — к эпохе феодализма), ни внутреннее мировоззрение людей, ни религиозные верования, зародившиеся на протяжении веков. Формирование нового типа общества занимает довольно долгое время. В I-IV веках н.э. Хроника. Философские учения стоиков, эпикурейцев и неоплатонистов соперничают друг с другом, и в то же время формируются центры новых верований и мыслей, которые впоследствии станут основой средневековой философии. Таким образом, время возникновения средневековой философии — I-IV век нашей эры.

Основные моменты средневековой философии

Корни средневековой философии восходят к религиям монотеизма. К таким религиям относятся иудаизм, христианство и ислам, с которыми связано развитие как европейской, так и арабской философии средневековья. Средневековая мысль теоцентрична: Бог есть реальность, которая все определяет.

Христианская религия оказала наибольшее влияние на западную философию, поэтому она обсуждается ниже.

Христианский монотеизм основан на двух важных принципах, чуждых религиозно-мифологическому сознанию и, соответственно, философской мысли языческого мира: идее творения и идее откровения. Они тесно взаимосвязаны, ибо предполагают личного Бога. Идея творения является основой средневековой онтологии, а идея откровения — основой доктрины познания. Согласно христианской догме, Бог сотворил мир из ничего действием Своей воли, в силу Своего всемогущества, которое поддерживает и поддерживает существование мира в каждый момент времени. Это мировоззрение характерно для средневековой философии и называется креационизмом (креатио — творение, созидание).

Догмат мироздания смещает фокус с естественного на сверхъестественное. В отличие от древних богов, которые были связаны с природой, христианский Бог выше природы, по другую ее сторону, и поэтому является трансцендентным Богом. Активное творческое начало, как бы, взято из природы, из космоса и передано Богу. Поэтому космос в средневековой философии перестал быть самодостаточным и вечным существом, перестал быть живым и живым целым, как считали многие греческие философы.

Направления философской мысли средневековья

Для средневековой философии были характерны два течения: реалисты и номиналисты. В то время слово «реализм» не имело ничего общего с современным значением этого слова.
Под реализмом понималась доктрина, согласно которой истинной реальностью обладали только общие понятия или вселенные, а не единичные объекты. По мнению средневековых реалистов, вселенные существуют до вещей и представляют мысли, идеи в божественном разуме. И только благодаря этому человеческий разум способен познать сущность вещей, ибо эта сущность — не что иное, как универсальное понятие.
Противоположное направление было связано с акцентом на приоритете воли над разумом и называлось номинализмом. Термин «номинализм» происходит от латинского «nomen», «name». По мнению номиналистов, общие понятия — это только имена; они не имеют самостоятельного существования и формируются нашим сознанием путем абстрагирования некоторых общих для ряда вещей характеристик. Например, «человек» получается путем изъятия всех свойств, характерных для каждого человека в отдельности, и сосредоточения внимания на том, что является общим для всех: человек — это живое существо, наделенное интеллектом больше, чем любое другое животное (по крайней мере, мы, люди, так думаем). В принципе, можно уточнить это определение: у человека есть голова, две руки, две ноги и т.д., но в этом уже нет необходимости, поскольку первое определение уже четко определяет сущность человека.
Таким образом, согласно учению номиналистов, вселенные существуют не перед вещами, а после них. Некоторые номиналисты даже утверждали, что общие понятия — это не что иное, как звуки человеческого голоса. Среди таких номиналистов, например, был Рошелин (XI-XII вв.). Когда вдаешься в вопрос, трудно стоять по ту или иную сторону баррикады, но я, тем не менее, больше склоняюсь к теории номиналистов, хотя бы потому, что одни и те же вещи можно определять по-разному, т.е. утрачивается уникальность определения, одно и то же понятие превращается в двусмысленное определение множественного числа (и, возможно, это наследие коммунистического атеистического образования?).
С другой стороны, если взять какой-нибудь математический объект, например, фигуру, то само понятие реально, то есть оно существует, но объекта как такового не существует, так как это абстрактный объект, придуманный человеком. Эта ситуация не вписывается в рамки номинализма, потому что есть понятие, нет вещи: понятие перед вещью. Теперь рассмотрим другой пример, концепцию алгоритма. Как известно всем математикам-программистам, нет определения понятия «алгоритм» (так же, как нет определения множества), но сам алгоритм как написанный текст на бумаге, как электрический заряд в памяти компьютера, как просто существует последовательность действий, выполняемых живым существом, скажем, человеком. Построена модель: вещь, предшествующая концепции.

Специфика средневекового схоластики

Главной отличительной чертой схоластики является то, что она сознательно рассматривала себя как науку, поставленную на службу богословию. Термин «схоластика» происходит от греческого слова schole-«школа»; «схоластика» означает «школьная философия».
Примерно с 11 века средневековые университеты все больше интересовались проблемами логики, которая в то же время называлась диалектикой и объектом которой была работа над концепциями.
Стремление к рационалистическому обоснованию христианской догмы привело к тому, что диалектика стала одной из основных философских дисциплин, а расчленение и тончайшее разграничение терминов, фиксация определений и разграничений, занимавших многие умы, порой вырождались в тяжелые конструкции нескольких томов. Этот энтузиазм к диалектике, понимаемый таким образом, нашел свое выражение в спорах, типичных для средневековых университетов, которые иногда длились 10-12 часов с коротким перерывом на обед. Эти хитросплетения и хитросплетения схоластической науки порождали сопротивление самому себе. Схоластическая диалектика противостояла различным мистическим течениям, и в XV-XVI веках это противостояние принимает форму гуманистической светской культуры.

Отношение к природе

В средние века формируется новый взгляд на природу. Новый взгляд на природу лишает ее независимости, как это было в древности, потому что Бог не только творит природу, но и может действовать вопреки естественному ходу событий (творить чудеса).
В христианской доктрине догмат мироздания, вера в чудеса и убежденность в том, что природа «сама по себе недостаточна» (выражение Августина) и что человек призван быть ее хозяином, «править стихиями», внутренне взаимосвязаны.

Человек — это образ и подобие Бога

Средневековые мыслители дали не менее многочисленные и разнообразные ответы на вопрос о том, что такое человек, чем философы древности или современности. Однако две предпосылки для этих ответов в целом остались прежними.
Первое — библейское определение природы человека как «образа и подобия Божьего», откровение, которое не может быть поставлено под сомнение. Второе — это понимание человека как «рационального животного», разработанное Платоном, Аристотелем и их последователями.
Исходя из этого понимания, средневековые философы задавали следующие приблизительные вопросы: что больше в человеке — рациональное начало или животное начало? Какое из них является основным качеством человека и без чего он может обойтись, чтобы остаться человеком? Что такое разум и что такое жизнь (анимация)? Основное определение человека как «образ и подобие Божие» также поставило вопрос о том, какие именно атрибуты Бога составляют сущность человека, ибо ясно, что ни бесконечность, ни оригинальность, ни всемогущество не могут быть приписаны человеку.
Первое, что отличает антропологию самых ранних христианских философов от древней, языческой, — это крайне двойственная оценка человека.
Человек теперь не только занимает первое место во всей природе, как ее царь — в этом смысле человек был также высоко оценен некоторыми греческими философами — но как образ и подобие Бога он превосходит природу вообще, возвышается, как бы, над ней (ибо Бог трансцендентен, запрещен миру, который он сотворил). И в этом существенное отличие от древней антропологии, где два основных течения — платонизм и аристотелианизм — не выводят человека из системы других существ; на самом деле, они даже не дают ему абсолютного первенства ни в одной системе.
Для платонистов, которые признают истинное бытие в человеке только как свою рациональную душу, он является самой низкой ступенью в длинной иерархии рациональных существ — души, демоны, боги, различные духи разной степени «чистоты» и т.д. Для Аристотеля человек — это прежде всего животное, живое тело, наделенное душой, только в отличие от животных и насекомых, у человека есть душа, которая также рациональна.
Для средневековых философов, начиная с самых ранних, существует непроходимая пропасть между человеком и всей Вселенной. Человек чужой из другого мира (который можно назвать «небесным царством», «духовным миром», «раем», «небесами») и должен вернуться в него. Хотя, согласно Библии, он сделан из земли и воды, хотя он растет и ест, как растение, чувствует и движется, как животное, он связан не только с ними, но и с Богом. В рамках христианской традиции формировались идеи, которые впоследствии стали клише: Человек — царь природы, корона творения и т.д.
Но как мы должны понимать тезис о том, что человек — это образ Бога? Какие божественные качества являются сущностью человека?
Вот как на этот вопрос отвечает один из Отцов Церкви, Григорий Ниссинский. Бог прежде всего Король и Властелин над всеми вещами. Когда он решил создать человека, он должен был сделать его королем над всеми животными. Королю нужны две вещи: во-первых, свобода (если король лишен свободы, что он за король?), во-вторых, иметь кого-то, кто будет править. И Бог наделяет человека разумом и свободной волей, то есть способностью судить и различать добро и зло: в этом природа человека, образ Божий в нем. А для того, чтобы быть царем в мире трупных вещей и существ, Бог даёт человеку тело и душу животного, как связь с природой, над которой человек должен править.

Теоцентризм средневековой философии

Теоцентризм — это историческая форма выражения субъекта и его особого положения во вселенной. В то время, когда человек все еще тесно связан со всеми реалиями природы и родовых отношений, но начинает осознавать свою особенность, единственным приемлемым принципом является принцип абсолютной личности, принцип Бога. Роль субъекта уже была определена, но не настолько, чтобы ее можно было полностью отнести к индивидууму. Принцип абсолютной личности является результатом более глубокого понимания предмета, чем в древности.
Проанализировав основные черты средневековой философии, можно сказать, что средневековая философия в целом является теоцентрической: все основные понятия средневековой мысли соотносятся и определяются Богом.

Философия Возрождения

Ренессанс (XIV-XVI века), один из самых ярких в истории человечества. Она характеризуется беспрецедентным творческим подъемом в искусстве, литературе, науке, социальной и политической мысли. Это время гениальных творцов, время решающего выхода человека за пределы традиционного общества, время утверждения спонтанной и индивидуалистической ориентации человека, время острых контрастов и противоречий. Ренессанс дал миру десятки имен, составляющих славу мировой культуры: Леонардо да Винчи, Микеланджело, Боттичелли, Данте, Петрарка, Дюрер, Шекспир, Сервантес, М. Монтень, Лютер, Джордано Бруно, Томас Мор, Макиавелли, Савонарола, Эразмус Роттердамский и многие другие.

Ренессанс — это не только итальянский или европейский культурный феномен, но и всемирный феномен. Все культурные страны, в той или иной форме, имели свой Ренессанс. Термин Ренессанс впервые был использован итальянским художником и архитектором Георгом Вазари в его книге «Биография самых известных художников, скульпторов и архитекторов» в 1550 году. Речь шла о возрождении древних наук и искусств после долгого правления средневековой культуры. Поскольку буквальное воссоздание невозможно в истории, фигуры Ренессанса фактически создали новую культуру, оглядываясь на блестящие достижения античности. «Миф о Ренессансе» — это вера в безграничные возможности человека, который бросает вызов судьбе, побеждает привычную робость божественной власти, вступает в открытое творческое состязание с самим Богом. В то время как древняя философия была посвящена проблеме Космоса, а средневековая философия была полностью посвящена проблеме Бога, философия Ренессанса сосредоточилась на проблеме человека. Впервые в истории Ренессанс исследовал неповторимую индивидуальность свободного человека. Космология древней культуры и теология средневековья уступили место антропоцентризму культуры Ренессанса.
В основе культуры Ренессанса лежал индивидуализм, означавший свободную и своеобразную творческую личность; субъективизм, означавший раскрытие мира не через объективные аспекты, а через призму собственного внутреннего мира человека; и антропоцентризм, означавший центр и смысл мироздания.
Открытие человека как центрального субъекта истории и культуры в эпоху Возрождения привело к возникновению гуманизма. Впервые этот термин был использован в пятнадцатом веке итальянским писателем и ученым Леонардо Бруни. Термин «гуманизм» означает человеческий, гуманный, образованный, то есть качество свободного гражданина, необходимое для активного участия в жизни общества.

Гуманистическая мысль в эпоху Возрождения

Термин «гуманизм» происходит от латинского слова «humanitas» (человечество), используемого в первом веке до н.э. знаменитым римским оратором Цицероном (106-43 гг. до н.э.). Для него гуманизм был образованием и формированием человека, ведущим к его возвышению. Главная роль в совершенствовании духовной природы человека была отведена комплексу дисциплин, включающих грамматику, риторику, поэзию, историю, этику. Эти дисциплины стали теоретической основой культуры Возрождения и получили название studia humanitatis (гуманитарные дисциплины).
Поэт и философ Франческа Петрарка (1304-1374) широко считается отцом гуманизма. Его творчество является началом многих путей развития итальянской культуры Возрождения. В книге «О невежестве Самого Себя и многих других» он отвергает учёбу средневековья, в которой он открыто исповедует своё предполагаемое невежество, так как считает эту учёбу совершенно бесполезной для человека своего времени.

В трактате раскрывается принципиально новый подход к оценке древнего наследия. По мнению Петрарки, приход к новому расцвету литературы, искусства и науки не может слепо подражать идеям выдающихся предшественников, а желание подняться на высоты древней культуры и в то же время переосмыслить и в какой-то мере превзойти их. Эта линия, обозначенная Петраркой, стала руководящим принципом в отношении гуманизма к древнему наследию.

Он призывает к тому, чтобы истинное содержание истинной философии было наукой человека, и на протяжении всей своей работы он призывает к переориентации философии на этот достойный объект познания.

Своим дискурсом Петрарка заложил основы ренессансной идентичности гуманистов, которые по-новому интерпретировали понятие «человек» в свете важности действия.
Для них ценность человеческой личности не определяется происхождением или социальной принадлежностью, личными заслугами и плодотворностью его труда.

Ярким примером такого подхода является, например, работа великого гуманиста Леона Баттисты Альберти (1404-1472). Он был архитектором, живописцем, автором трактатов по искусству, сформулировал принципы живописной композиции — баланс и симметрию красок, жестов и поз фигур. По мнению Альберта, человек может победить превратности судьбы только своей собственной деятельностью.

Гуманистическая мысль во второй половине XV века обогатилась новыми идеями, среди которых, прежде всего, была идея о достоинстве человека, указывающая на его особые качества по сравнению с другими существами и его особое место в мире. Джованни Пико делла Мирандола (1463-1494) считал, вопреки церковной догме, что Бог не создал человека по его собственному образу и подобию, но дал ему способность творить самого себя. Гуманистический антропоцентризм Пико культивируется в его утверждении, что достоинство человека заключается в его свободе: Он может стать кем угодно.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Основное положение гносеологии Канта
  2. Анализ философской лирики
  3. Социально-политические и этические учения в арабо-исламской философии
  4. Специфика постклассического типа философии.
  5. Готфрид Вильгельм Лейбниц — немецкий философ
  6. Понятие социальной революции
  7. Специфика средневековой схоластики
  8. Пантеизм и деизм в метафизике нового времени
  9. Гносеология
  10. Философия позитивизма