Для связи в whatsapp +905441085890

«Докритический» период в творчестве Канта — Проблемы докритического периода

Иммануил Кант (1724-1804) считается основателем немецкой классической философии, которая была грандиозным этапом в истории мировой философии. Охватывает более века духовного развития — интенсивного, очень поразительного по своим результатам и важного по своему влиянию на интеллектуальную историю человечества. По правде говоря, она связана с великими именами: помимо Канта, это И. Г. Фихте (1762-1814), Г. Гегель (1770-1831), Л. А. Фейербах (1804-1872) — все весьма оригинальные мыслители.

Прежде всего, мыслители немецкой классики, объединенные основным пониманием роли философии в истории человечества, в развитии мировой культуры. Выражение Гегеля: «Философия есть… современная эпоха, постигнутая в мысли». И представителям немецкой классики удалось передать ритм, динамизм, требования своего бурного и грозового времени — времени великих социально-исторических потрясений. Они направили свой взгляд как на человеческую историю как таковую, так и на сущность человека.

Кант, Фихте, Гегель отстаивали философию, поскольку рассматривали ее как строгую и систематическую науку, как науку, специфическую по сравнению с естествознанием.

Вторая особенность немецкой классической мысли состоит в том, что перед ней стояла задача придать философии вид широко развитой и гораздо более дифференцированной, чем прежде, специальной системы дисциплин, идей и понятий, сложной системы, отдельные звенья которой связаны в единую интеллектуальную цепь философских абстракций. Именно немецкие классики, несмотря на трудности их ассимиляции, смогли оказать огромное влияние не только на культуру, но и на общественную деятельность.

Кант и другие философски рассуждают о мире — о мире в целом, о законах его развития. Это так называемый онтологический аспект философии — учение о бытии. В тесном единстве с ним строится учение о знании, то есть теория познания, гносеология. Философия развивается как учение о человеке, т.е. философская антропология. В то же время классики немецкой мысли пытаются осмыслить человека, исследуя различные формы человеческой деятельности, включая социальную деятельность человека. Они размышляют об обществе, социальном человеке в рамках философии права, морали, всемирной истории, искусства, религии — таковы были дисциплины философии во времена Канта. Задолго до Канта понятие «метафизика» было осмыслено. Немецкая классическая философия была по своей сути метафизической в смысле целостного взгляда на мир.

Поэтому третьей отличительной особенностью этой философии было то, что она проложила путь новому, по сравнению с метафизикой, методу мышления и познания — методу диалектики, который разработал целостную и разветвленную диалектическую концепцию развития, применимую к изучению всех сфер человеческой жизни. Диалектические идеи пронизывают всю немецкую классическую философию, обогащая и развивая от одной философской доктрины к другой.

Четвертый момент — некоторые общие принципы подхода к проблеме исторического развития. К интерпретации развития общества применяются рациональные стандарты и критерии: историческое развитие должно изучаться научно и теоретически, а не с помощью озарения — интуиции. Законы истории понимались как принципы исторической «рациональности». Немецкие философы считали, что главным двигателем истории являются взгляды, идеи, мотивации людей, то есть идеальные мотивы, объединенные в понятиях сознания, «духа», мышления, познания, которые являются центральными в немецкой классической философии.

Наконец, последнее, что объединяет немецкую классическую философию в единое целое: в своем рассмотрении человека и истории эта философия четко центрируется вокруг принципа свободы и других гуманистических ценностей.

«Докритический» период в творчестве Канта - Проблемы докритического периода

Проблемы докритического периода

Философскую деятельность Канта во второй половине XVIII века можно разделить на два периода: докритический и критический. В докритический период он занимался в основном вопросами естествознания и натурфилософии.

Все достижения культуры, которые служат школой для человека, достигаются путем практического применения приобретенных знаний и навыков в жизни. Самым важным объектом в мире, к которому можно применить эти знания, считали немецкие философы, является человек, поскольку он сам является конечной целью. Кант писал об этом в «Антропологии с прагматической точки зрения». По его мнению, знание родовых свойств человека как разумного земного существа заслуживает названия «Weltologie», хотя человек является лишь частью земных существ.

Кант попытался изложить в систематической форме учение о человеке, антропологию, которую философ разделил на физиологическую и прагматическую. В чем он видел их различие? Физиологическая антропология изучает, что природа сделала из человека, как он был создан и как он развивается. Прагматическая антропология (изучение человека) рассматривает человека как свободно действующее существо и стремится понять, каким он может стать в результате собственных усилий.

Физиологический гуманизм имеет свои ограничения. Например, Декарт пытался понять основу памяти. На эту проблему можно посмотреть и с другой стороны. Например, когда исследователь думает о том, что затрудняет или облегчает запоминание, пытается расширить его или сделать более гибким, он неизбежно вступает в сферу прагматической антропологии.

В первый период Кант занимался вопросами естественной истории и натурфилософии. Результатом стал превосходный трактат «Всеобщая естественная история и теория неба». В ней философ изложил свою знаменитую космогоническую гипотезу, согласно которой он представлял себе начальное состояние Вселенной как хаотическое облако разнообразных материальных частиц.

Одной из важнейших задач философии Кант считал разработку проблем морали, которая определяет поведение человека. Он писал: «Две вещи всегда наполняют душу новым и более сильным удивлением и благоговением, чем чаще и дольше мы их созерцаем, — это звездное небо надо мной и нравственный закон внутри меня.

Разработка проблем этики занимает особое место в творчестве Канта. Этой теме посвящены такие его работы, как «Наброски метафизики нравов», «Критика практического разума», «Об изначальном зле в человеческой природе» и «Метафизика нравов». Создавая свою систему морали, Кант исходил из существования «доброй боли» как сущности морали. По его мнению, воля определяется только моральным законом. Помимо понятий доброй воли и морального закона, основным понятием морали, по мнению философа, является понятие долга.

Согласно Канту, моральный закон содержит основные правила поведения человека, то есть практические основы. Вот как формулирует философ один из них: «Поступай так, чтобы максима твоей воли имела в то же время силу всеобщего принципа закона». Эта формула известна как категорический императив Канта. Она показывает, как должен поступать человек, стремящийся стать по-настоящему нравственным. «Категорический императив — это такой императив, который делает действие сак объективно необходимым само по себе, безотносительно к какой-либо другой цели».

Кант советует человеку быть строгим и категоричным в отношении максим своего поведения. При этом следует соотносить свои субъективные правила с общечеловеческой моралью. Человека и человечество нужно избегать, чтобы не стать для других средством достижения собственных целей. Истинная мораль может рассматриваться только в такой ситуации, когда человек и человечество являются абсолютными целями. Согласно Канту, свобода и мораль не могут быть установлены в мире без свободного морального выбора и действий.

Содержание категорического императива раскрывается через определенную систему категорий. Категории, используемые Кантом, можно рассматривать как этапы движения от объекта этической теории к ее предмету.

Этика Канта ограничена рамками воли и ее детерминантами, т.е. внутренними детерминантами.

Воззрения критического периода

В 1770 году произошел переход Канта к взглядам «критического» периода.

Это событие произошло под влиянием работ Д. Юма. Позже Кант писал, что именно «Юм пробудил его от догматической дремоты». Именно идеи Юма привели Канта к критическому осмыслению процесса познания. Его работа «Критика чистого разума» появилась в 1781 году, за ней последовали «Критика практического разума» (1788) и «Критика способности суждения» (1790). Отсюда и название второго периода в его творчестве — Критический период.

Юм в принципе отвергал доэкспериментальное, то есть априорное, знание, которое в его время называли чистым, и противопоставлял его эмпирическому опытному знанию. На вопрос о возможности метафизики, то есть учения о неэкспериментальном бытии, сведения о котором якобы поступают непосредственно от разума, Юм ответил отрицательно с помощью анализа понятий.

Радикальные суждения Юма показались Канту слишком простыми, и он решил еще раз вернуться к проблеме так называемого чистого знания.

В 1781 году появился его главный труд «Критика чистого разума», в котором эта теория приобрела черты совершенства. Исторические условия, научные и философские предпосылки сформировали ту необходимость, благодаря которой появилась теория научного знания. Можно утверждать, что докритический период деятельности Канта был необходимой предпосылкой для критического периода. Если в первый период Кант, занимаясь вопросами естествознания и натурфилософии, сам разрабатывал различные виды научных теорий, то во второй период его внимание обратилось к изучению того, что представляет собой научное знание, и в частности его специфической природы как теории. Во втором периоде Кант становится внимательным к практике разработки научных теорий, которые он сам помогал формировать в первом периоде.

«Критически» Кант рассматривает пространство как внешнюю, а время как внутреннюю форму Anschauung. «Критически» Кант утверждает, что пространство и время даны нам независимо от эмпирического опыта.

Субъективную интерпретацию факта универсальности пространства и времени, которую Кант называет «метафизической», он дополняет «трансцендентальной интерпретацией». Суть последнего заключается в обосновании тезиса: только признание пространства и времени априори делает возможными математику и механику.

Кант внес значительный вклад в социальную философию. , «За вечный мир». Кант исходил из идеи прогресса в историческом развитии человечества, которую отстаивали идеологи Просвещения. Он считал, что история развивается по определенному плану. Решающее значение философ придавал деятельности самих людей.

По мнению Канта, главная проблема человечества — это реализация гражданского общества, основанного на верховенстве закона. Идеалом государственного устройства он считал республиканский строй.

Будучи одним из ведущих теоретиков конституционного государства в XVIII веке, Кант настаивал на том, что в настоящей республике должны существовать общеобязательные законы и что чиновники, формирующие правительство, должны строго их исполнять. Одним из важнейших принципов республиканского строя Кант называл «отделение исполнительной власти (правительства) от законодательной», которая должна оставаться в руках монарха, который, однако, был отчужден от исполнительной власти.

Кант был убежден, что переход от деспотического абсолютизма к «гражданскому обществу, управляемому верховенством закона», возможен и желателен посредством реформ, проводимых «сверху» просвещенными монархами. Обосновывая право на критику существующих форм правления и всевозможных социальных институтов, Кант в то же время считал недопустимым любой произвол со стороны субъектов в реализации даже самых разумных проектов по улучшению существующего порядка вещей.

Кант отмечал, что «если революция удастся и будет установлен новый порядок, то незаконность начинания и совершения революции не может освободить подданных от обязанности подчиняться как добропорядочные граждане новому порядку вещей, и они не могут освободить себя от честного повиновения правительству, находящемуся у власти».

Концепция воли и морали у Канта

Мораль возникла раньше других форм общественного сознания, еще в первобытном обществе, и выступала регулятором поведения человека во всех сферах общественной жизни: в быту, на работе, в личных отношениях. Он имел всеобщее значение, был распространен на всех членов коллектива и закреплял в себе все общее, что составляло основу ценности в обществе, что формировало отношения между людьми. Мораль поддерживала общественные устои жизни и формы общения.

Это набор норм и правил поведения, выработанных обществом. Нравственные нормы были обязательны для всех, не допускали исключений ни для кого, потому что отражали существенные условия жизни людей, их духовные потребности.

Мораль отражает отношения человека с обществом, отношения человека с человеком и требования общества к человеку. Она представляет собой правила поведения людей, определяющие их обязанности по отношению друг к другу и к обществу.

Нравственное сознание пронизывает все сферы человеческой деятельности. Можно выделить профессиональную мораль, бытовую мораль и семейную мораль.

Иммануил Кант считал, что у человека есть врожденное понятие добра и зла, то есть внутренний моральный закон. Однако жизненный опыт не подтверждает этот тезис. Как еще можно объяснить тот факт, что моральные нормы людей разных национальностей и религий иногда сильно отличаются? Ребенок рождается без каких-либо моральных и нравственных принципов и приобретает их только в процессе воспитания. Поэтому нравственности нужно учить детей так же, как мы учим их всему остальному — науке, музыке. И это учение о нравственности требует постоянного внимания и совершенствования.

Кант понимает мораль как закон абсолютной необходимости. Это только чистая (добрая) воля, которая дана в форме безусловного долга, категорического императива. Моральное пространство индивидуального ответственного поведения совпадает с автономией воли, с универсальным, общезначимым законом, который рациональная воля устанавливает для себя сама.

Существует только один нравственный закон. Все остальные правила приобретают моральное качество лишь постольку, поскольку они не противоречат ему; за этими пределами они существуют только в силу целесообразности. Соответственно, существует только один моральный мотив — долг как уважение к моральному закону. Он не только отличается от других мотивов (склонностей), но и проявляется в подчеркнутом противостоянии им. Это означает, что не существует поступков, которые были бы совершены только из мотива долга, т.е. нравственных поступков самих по себе. Если для Аристотеля добродетельные поступки являются единственной формой бытия морали, которая, таким образом, предстает как конкретные обязанности по отношению к конкретным людям в конкретных отношениях, то для Канта мораль никогда не может быть воплощена в материи живых поступков и является долгом по отношению к человечеству (долг человечности).

Этическая теория Канта обобщает моральную ситуацию общества, в котором отношения людей приняли «материальный характер» (К. Маркс). В социологических теориях эти общества называются индустриальными, капиталистическими и экономическими обществами. В них социальные отношения предстают как отношения столь больших масс людей, что они неизбежно оказываются а) безлично-анонимными и б) эмфатически функциональными. Общество организовано таким образом, что его жизнеспособность не зависит от присущих ему моральных качеств и выбора составляющих его индивидов, чье социально значимое поведение гарантируется институциональными нормами. Здесь этика в первую очередь дополняется правом.

И Аристотель, и Кант предполагают единство человека и общества. Разница между ними в том, что первая рассматривает общество как развернутую, экстернализованную сущность человека, а вторая — как чистое воплощение природной сущности общества.

Главный труд Иммануила Канта «Критика чистого разума

В «критический» период И. Кант занимался проблемами познания, этики, эстетики, логики и социальной философии. Философские взгляды Канта значительно изменились в ходе его интеллектуального развития. Он догматически отвергал метод познания и считал, что вместо него следует использовать другой метод, метод критического философствования, который заключается в исследовании методов самого разума, препарировании общей человеческой способности познания и исследовании того, насколько далеко могут быть растянуты его границы. То, что мы принимаем за законы природы, на самом деле является отношениями, введенными разумом в мир явлений, т.е. наш разум предписывает природе законы. В фундаментальной ограниченности человеческого знания он видел определенный моральный смысл: если бы человек был наделен абсолютным знанием, для него не было бы риска и борьбы при выполнении морального долга.

И. Кант совершает своеобразный переворот в философии и закладывает основу для понимания философии как науки особого рода. Пытаясь создать новую теорию познания, он критикует предыдущие эмпирические теории XVII-XVIII веков. века, которые рассматривают познание как копию существования. Кант вводит новое измерение проблемы и, по сути, задает эпистемологическое направление в философии, рассматривающее процесс познания как субъектно-объектное отношение.

Познающий субъект — это не конкретный индивид, а некое абстрактное представление, в котором сосредоточены только познавательные способности человека и источники его знаний. Совокупность этих способностей, присутствующих в сознании человека, помогает ему упорядочить окружающий мир с помощью априорных форм ощущения и разума. Это не значит, что у человека нет индивидуальных, личностных качеств, но они не должны играть ведущую роль в процессе познания.

Субъект чувственно воспринимает воздействие на него вещи, предмета или явления. Это порождает множество ощущений, которые упорядочиваются с помощью априорных форм созерцания. Но на этом этапе знание остается субъективным. Затем в дело вступает рассуждение, которое облекает имеющиеся знания в форму понятий, то есть выявляет в них нечто общее. Поэтому, в конечном счете, только познающий субъект, объединяя восприятие и разум, создает единство, которое можно считать знанием.

Первая формулировка принципов «критической» философии, включавшей только область гносеологии, содержится в диссертации Канта «О форме и принципах чувственного и духовного мира» (1770). Идея системы «критической» философии сформировалась у Канта в начале 1772 года, когда в письме к рецензенту своей диссертации он объявил о намерении подробно разработать ее принципы в отношении сущности «и теоретического и практического знания» и проиллюстрировал это в сочинении, условно названном «Пределы чувства и разума». В четырех частях упомянутой работы, которую принято считать «Критикой чистого разума», Кант намеревался рассмотреть «феноменологию в целом», «метафизику, ее природу и метод», «общие принципы чувства, вкуса и чувственного желания», «первые основания морали». Кант думал, что ему удастся опубликовать первую часть в виде отдельного произведения в течение следующих трех месяцев, но в действительности ему потребовалось около десяти лет напряженного труда, чтобы завершить работу, которая была озаглавлена «Критика чистого разума» (1781) и подверглась значительным изменениям. Работа над последующими разделами «критической» философии заняла еще девять лет и завершилась публикацией «Критики суждения» (1790).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Категория развития в философии
  2. Борис Петрович Вышеславцев, русский религиозный мыслитель
  3. Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого
  4. Развитие как философский принцип объяснения мира в диалектике
  5. Редукционизм как позитивный метод и философская концепция — Часть и целое. Единичное и общее
  6. Философия познания
  7. Мигель де Унамуно и его философия
  8. Понятие «классической философии» и кризис культуры на рубеже xix-xx вв.
  9. Джон Локк
  10. Пространство и время в свете современной науки — Основные понятия физического пространства и времени