Для связи в whatsapp +905441085890

Развитие как философский принцип объяснения мира в диалектике — Диалектика — учение о развитии

В отличие от концепции Г. Гегеля, К. Маркс и Ф. Энгельс рассматривали развитие как атрибут материи, разработали материалистическую диалектику, в рамках которой возник вопрос о соотношении объективной и субъективной диалектики. Объективная диалектика изучает особенности проявления системы законов развития в объективной реальности, то есть в материальном мире. Она включает в себя диалектику природных и социальных процессов. Субъективная диалектика имеет своим объектом особенности реализации законов развития в сознании человека. Тождество и различие объективной и субъективной диалектики проявляется в том, что:

  • субъективная диалектика определяется объективной диалектикой;
  • первое отражает второе;
  • Субъективная диалектика относительно независима по отношению к объективной диалектике;
  • Его единство — это процесс развития отношения: мысль — история — природа.

Таким образом, в процессе развития диалектика обогащалась системно и содержательно, сохраняя концептуальное единство на каждом из качественно различных этапов.

Диалектика противопоставляет два способа объяснения мира, сопровождая его историческое развитие как «справа», так и «слева». «Право» — это метафизика. «Левые» — это софистика и эклектика. Согласно метафизике, мир по своей структуре представляет собой совокупность не связанных между собой переходов объектов, явлений, процессов. По отношению к состоянию мира метафизика признает движение и развитие только в ограниченных рамках, как уменьшение и увеличение, как повторение.

Метафизика возникла в античности, несмотря на многочисленные эмпирические свидетельства гераклитовской диалектики. Представители элейской школы (Парменид, Зенон и др.) отстаивали концепцию неизменного, неподвижного, устойчивого, абсолютно определенного (самосущего) бытия. Мыслители последующих эпох добавили к ней новые аспекты. В XVII-XVIII веках метафизический образ мышления был легитимным и необходимым. Это было вызвано необходимостью предварительного исследования объектов как таковых в их устойчивости, неизменности, с их взаимосвязи, чтобы систематически изучать происходящие с ними изменения.

Развитие естественных наук в девятнадцатом веке показало полную несостоятельность метафизики. В двадцатом веке было бы абсурдно отвергать всеобщую взаимосвязь явлений, их эволюцию. Возникла новая метафизика, которая сосредоточилась на поиске других интерпретаций, интерпретаций развития. Его стали рассматривать как монотонный процесс со строго линейным направлением или как вечное движение по одному и тому же кругу, как сумму, связь состояний покоя.

Диалектику следует отличать от ее иллюзорных и мнимых версий, которые спекулируют на основных принципах и требованиях диалектики — гибкости, подвижности, противоречивости, текучести и относительности понятий.

Софистика — это односторонний, субъективистский, произвольный метод аргументации, который использует гибкость и относительность понятий для того, чтобы вырвать случайный, несущественный признак из общего контекста реальности и пытается с помощью тонких уловок обосновать и оправдать его как существенный и определяющий. Эклектика — это беспринципное сочетание разнородных, несовместимых и противоположных взглядов. В отличие от метафизики, софистика и эклектика абсолютизируют текучесть и относительность понятий.

Таким образом, краткий экскурс в историю диалектики и ее альтернатив показывает, что идея развития стала одним из центральных идейно-методологических принципов мысли с середины 19 века.

Развитие как философский принцип объяснения мира в диалектике

Диалектика — учение о развитии

Почему мир развивается? Как она развивается? Есть ли направленность в изменениях? С одной стороны, эти вопросы решаются в философии концептуально через диалектику и метафизику, с другой стороны, они проблематичны для философии и находятся в центре ее исследований. В современном понимании диалектика — это философская теория развития природы, общества и мышления, а также основанный на этой теории метод познания и преобразования мира.

Содержание диалектики формировалось в течение длительного периода интеллектуального развития человечества. В древности идейные основы диалектики были заложены усилиями мыслителей Индии, Китая, Греции. После рождения, развитие диалектики на долгое время стало конкретизацией их идей. Только в 19 веке, в философской системе Гегеля (в открытых мыслителем законах), диалектика получила новую (теоретическую) основу для своего развития. В том же веке за диалектикой Гегеля последовала система марксистской диалектики. Таким образом, если исходить из наиболее существенных изменений в содержании диалектики, то можно выделить три ее исторические формы — стихийную диалектику древних, гегелевскую диалектику и марксистскую диалектику.

Примеры диалектического мышления можно увидеть в изложении в идеях Гераклита, Сократа, Платона, Гегеля, Маркса и других мыслителей. В целом совокупность разработанных ими принципов диалектики можно представить следующим перечнем: всеобщая взаимосвязь всех явлений; всеобщность движения и развития; источник развития — образование и разрешение противоречий; взаимосвязь количественных и качественных изменений как проявление механизма развития; развитие через отрицание; отрицание отрицания как проявление направленности процессов развития; противоречивое единство общего и индивидуального, сущности и явления, формы и содержания, необходимости и обусловленности, возможности и действия.

Содержание этих принципов оказалось весьма эвристичным и фактически предвосхитило многие последующие открытия. Например, общая теория систем органично основывалась на принципе всеобщей взаимосвязи всех явлений. Ведь если каждый объект материального мира можно рассматривать как самостоятельную систему, состоящую из взаимосвязанных элементов, и одновременно как элемент более широкой системы, то получается, что каждый элемент любой системы нашей Вселенной связан многоуровневой иерархией взаимосвязей бесчисленного множества систем с каждым другим элементом абсолютно любой системы. Каждая вещь в этом мире связана, хотя и косвенно, со всеми другими вещами; она, по выражению Ф. Энгельса, является «эхом всей Вселенной». Принцип универсальности развития оказался не менее важным для науки и практики. В современном естествознании он фигурирует под названием принципа глобального эволюционизма. Открытия 20 века (расширение Вселенной, явления предбиологической и химической эволюции, дрейф континентов и т.д.) значительно укрепили диалектическую аксиому об универсальном характере процессов развития.

Диалектика как общая теория развития дает ключ к пониманию его сущности, представляет реальные процессы в природе, обществе и мышлении такими, какие они есть на самом деле. Поскольку весь окружающий нас мир находится в движении, изменяется и развивается, диалектика обязательно должна исходить из этой всеобщности. Она воссоздает все процессы действительности в обобщенном виде, учитывая их противоречия, изменения, переходы и формирование нового. Поэтому диалектика имеет категориальный аппарат, законы и принципы, которые адекватно отражают изменения и переходы в мышлении, поскольку они подвижны и изменчивы. Без понимания этого, без учета диалектики различий и движущих сил развития в любой природной и социальной системе объективной реальности истинное познание невозможно.

Метафизика как основная альтернатива диалектике

Диалектика — не единственная теория о развитии всего сущего. Кроме того, существуют и другие теории с аналогичным объектом философского интереса (развития), которые также являются философскими методами.

Набор философских идей, по-иному (недиалектически) объясняющих первооснову всего сущего, стал интеллектуальной основой антидиалектики. Одной из основных форм антидиалектики является метафизика — мировоззрение, противостоящее диалектике, развитие которого опиралось и опирается на различные идеи.

Философские идеи, систематизирующие метафизику, можно разделить на две группы. К первой группе относятся идеи «жесткой оппозиции» диалектике. Эти идеи отрицают всеобщую связь явлений, абсолютизируют покой, другими словами, диалектика отрицается в исходном принципе, принципе развития. Оценивая эти метафизические идеи, Ф.Энгельс писал, что метафизические процессы «вне их великой всеобщей связи, а в силу этого — не в движении, … но как вечно неизменное».

В процессе эволюции метафизика признала идею развития. Соответственно, ко второй группе относятся философские идеи, которые объясняют мир из принципа развития, но интерпретируют его метафизически. Эти идеи либо отрицают принцип противоречивого развития, а если противоречивое развитие признается, то оно не внутреннее (саморазвитие), а внешнее; развитие сводится либо исключительно к эволюционизму (отрицаются скачки), либо к катастрофизму (абсолютизируются скачки, отрицается эволюция).

Таким образом, метафизика противостоит диалектике, во-первых, как мировоззрение, отрицающее эволюцию, во-вторых, как концепция эволюции, противостоящая диалектике. Развитие метафизики от ее первого значения ко второму, от ее исторического образа к современному, показывает, с одной стороны, идеологическую силу диалектики, в борьбе с которой метафизика была вынуждена признать свое исходное положение — принцип развития — в противостоянии с диалектикой. С другой стороны, способность к обновлению свидетельствует о достаточной прочности самой метафизики.

Кроме того, можно выделить следующие специфические различия между метафизикой и диалектикой. К вопросу о связях между старым и новым — если диалектика допускает существование связей между старым и новым, то метафизика полностью отвергает их, считая, что новое полностью заменяет старое. По вопросу о причине движения — согласно метафизике, движение не может исходить из самой материи, причиной движения является внешний первотолчок. Они считают, что количество изменяется через количество (увеличение, уменьшение и т.д.), качество изменяется через качество (оно может быть улучшено или ухудшено). Что касается вопроса о направлении движения, развития — в то время как диалектика считает, что развитие идет в основном по восходящей спирали, метафизика признает развитие либо по прямой, либо по кругу, либо вообще не признает никакого направления развития. В системе мышления — если динамический способ мышления сводится к шагам «тезис — антитезис — синтез», то метафизический опирается на формулы «или — или», «если не это, то то», то есть метафизическое мышление негибко и односторонне. По отношению к окружающей действительности — диалектика видит мир во всем его многообразии («цветовое представление мира»), а метафизика видит его однообразно, по принципу «черное — белое». Диалектика рассматривает познание как постепенный и целенаправленный процесс достижения абсолютной истины через последовательное постижение еще познаваемых (относительных) истин (т.е. от простого к сложному и абсолютному в свете их единства); метафизика рассматривает абсолютную истину как нечто, что может быть открыто сразу, с помощью сверхчувственных и сверхэкспериментальных методов, имеющих «спекулятивный» характер. В отношении к окружающему миру — диалектика рассматривает мир как целостный и непротиворечивый, метафизика — как состоящий из отдельных вещей и явлений.

«Неклассическая диалектика»

В двадцатом веке проблема развития мира, с одной стороны, вышла за пределы философии, а с другой — за пределы отдельных научных областей знания. В настоящее время эта проблема приобрела статус фундаментальной идеологической и методологической константы. Бурное развитие физики элементарных частиц и астрофизики выдвинуло на первый план вопрос о применимости диалектической концепции развития в глобальном масштабе. Элементарные частицы, атомные ядра, молекулы, макротела, планеты, галактики и т.д. рассматриваются в неклассической науке как звенья «глобальной эволюции». Время больше не рассматривается как простой «геометрический параметр». Корни такого понимания тесно связаны с новыми методами изучения физико-химических структур, разработанными в рамках теории самоорганизации.

Самоорганизация — это наблюдаемая способность материи к самоусложнению и созданию все более упорядоченных структур в ходе эволюции. Она является источником и основой эволюции систем, поскольку служит началом процесса возникновения качественно новых и более сложных структур в эволюции системы.

Первым условием самоорганизации является открытость системы, ее способность обмениваться веществами, энергией и информацией с окружающей средой. Вторым условием является неравновесность системы. Эволюция такой системы является нелинейной. Это означает, что для него существует несколько возможных путей эволюции. Эволюция осуществляется путем случайного выбора одной из нескольких возможностей дальнейшей эволюции в точках бифуркации. Примером бифуркации является состояние борьбы двух фронтов в атмосфере, с возможными вариантами изменения погоды.

Определенный набор траекторий, по которым возможна эволюция системы после точки бифуркации и которые отличаются от других относительной устойчивостью, т.е. являются наиболее реалистичными, называют аттракторами. Примером аттракторов может служить популяция морозоустойчивых особей при наступлении глобального похолодания; погода в зависимости от времени года.

В связи с тем, что процессы самоорганизации разворачиваются во времени и пространстве, богатство их форм и проявлений чрезвычайно велико. Поэтому идея самоорганизации принимает все более разнообразные формы и реализуется в различных контекстах исследовательских задач. Например, школа И.Р. Пригожина (Бельгия) изучала, в частности, возникновение структур из беспорядка в химических растворах и других средах (диссипативные структуры). Х. Хакен (Германия) начал с теории лазерного излучения, установил принцип «кооперативности» и указал, что неотъемлемой чертой самоорганизации в физических системах является самосогласованное поведение их элементов. Б.П. Белоусов и А.М. Жаботинский изучали автоволновые процессы в активных средах, предполагая преобразование беспорядка в порядок. Эти исследования показывают, что процессы самоорганизации не привязаны к определенной форме движения материи, а относятся ко всем из них. В результате экстраполяции принципов самоорганизации на все формы движения материи возник методологический подход, названный Г. Хакеном синергетическим. Он воспринял идеи Платона об эйдосах (формах) и Аристотеля о внутренней цели развития (энтелехии), Р. Декарта о космических вихрях, Г. Лейбница о монадах, Ф. Шеллинга о самоорганизации в природе как аналогии с творчеством человеческого разума, А. Бергсона о необратимости эволюции, прорыве жизни. И. Пригожин назвал эти идеи «философским ответом на ключевые проблемы времени и сложности».

Широкое распространение синергетического подхода и тенденция к его универсализации не означает сведение социокультурных и биологических процессов к химическим и физическим. Его применимость в различных сферах реальности вытекает из существования фундаментальной связи между всеми существующими типами самоорганизации, из процесса глобальной эволюции, различных уровней структурной организации материи.

Методологическое значение диалектики

Формирование системы принципов и категорий диалектики имеет длительную историю в философии. На сегодняшний день, пожалуй, наиболее убедительным остается марксистский вариант, в котором принципы и категории диалектики трактуются с материалистических позиций, то есть наполняются предметным и объективным содержанием. Другими словами, диалектические свойства (всеобщая изменчивость, противоречивость, негативность и т.д.) приписываются объективному, т.е. самой материальной реальности. И только потому, что эти свойства присущи материи, они могут быть извлечены из нее, обобщены и представлены в виде идеальной системы принципов и категорий нашего мышления. То есть объективная диалектика материального мира воспроизводится субъективной диалектикой человеческого разума.

Заложенные диалектикой принципы развития материальной и идеальной систем должны выполнять прежде всего методологическую функцию. То есть служить методом, способом, средством анализа любой реальности. Диалектика в познании — это та же логика. Только, в отличие от формальной (аристотелевской) логики, она пытается «ухватить» мутабельность, подвижность эволюционирующих объектов и тем самым сделать наш мыслительный процесс таким же. Его сверхзадача — разрешить противоречие между непрерывностью реальности и дискретностью нашего концептуального мышления.

Диалектический метод — это определенный набор правил, методов исследования действительности. Эти методы — не что иное, как те же самые общие диалектические принципы, только сформулированные в императивной форме. Другими словами: Когда мы беремся за изучение какого-либо явления, мы должны соблюдать следующие требования:

  • Подходить к объекту исследования исторически, то есть брать его обязательно в его развитии — от возникновения до современного состояния;
  • искать путь самодвижения субъекта в его развитии, т.е. внутреннее противоречие, двойственность, борьбу противоположностей
  • Уметь определять меру объекта, т.е. единство его количественных и качественных характеристик и их взаимодействие
  • уметь видеть в соотношении последовательных стадий развития объекта не только негативность, отрицательность, но и единство и непрерывность
  • попытаться квалифицировать различные свойства объекта как общие или единичные, необходимые или случайные, формальные или содержательные и т.д., а также увидеть их переходы и преобразования между собой, т.е. относительность, релятивизм и т.д.

Диалектика как метод исследования является очень эффективным инструментом познания во всех его областях. В явном или неявном виде она присутствует во многих философских и научных открытиях и достижениях современности. Далее выше мы уже упоминали общую теорию систем и принцип глобального эволюционизма как безусловное проявление и конкретизацию диалектических принципов. Можно привести множество других примеров: знаменитый принцип дополнительности Н. Бора, сформулированный им принцип соответствия; даже принцип фальсификации ироничного критика диалектики К. Поппера можно рассматривать как одно из проявлений противоречия, то есть диалектики роста научного знания.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Концепция антропогенеза Теяр де Шардена
  2. Философия человека в новое и новейшее время
  3. Категория развития в философии
  4. Борис Петрович Вышеславцев, русский религиозный мыслитель
  5. Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого
  6. Редукционизм как позитивный метод и философская концепция — Часть и целое. Единичное и общее
  7. «Докритический» период в творчестве Канта — Проблемы докритического периода
  8. Философия познания
  9. Мигель де Унамуно и его философия
  10. Понятие «классической философии» и кризис культуры на рубеже xix-xx вв.