Для связи в whatsapp +905441085890

Редукционизм как позитивный метод и философская концепция — Часть и целое. Единичное и общее

Последние научные открытия позволяют нам по-новому взглянуть на формы движения материи. Известно, что Ф. Энгельс (в «Диалектике природы») выделял пять форм движения материи: 1) механическое (перемещение тел в пространстве). 2) физические (электрические, тепловые и т.д. процессы), 3) химические (атомный и молекулярный обмен, химические реакции), 4) биологические (обмен белковых тел, жизненные процессы в биосистемах), 5) социальные (процессы социального изменения и развития). Такая классификация, при всех ее положительных моментах, явно устарела. Современные философы и ученые говорят об информационной, кибернетической, геологической и галактической формах движения материи. При обсуждении форм движения материи всегда следует учитывать их диалектику, т.е. взаимодействие форм движения материи. Общество и человек, например, наглядно демонстрируют взаимодействие многих форм материи-движения. Но сложные формы (социальные, биологические) не могут быть сведены, сведены к простейшим формам движения материи — механическим, физическим, химическим. Такая операция сведения одних форм движения материи к другим (простейшим) называется механицизмом или редукционизмом. Но любая форма движения материи, подчиняющаяся своим собственным законам, основывается на материальном субстрате, информации и законах более низких форм движения материи. Например, человек является клеткой (социальной, биологической) Вселенной, но он не может быть выведен из системы энерго-информационных связей со всей Вселенной. Механизмы обработки и контроля информации в природе и в социальной сфере также являются движущей силой движения вперед и развития.

Прежде всего, учение о формах движения материи имеет большое идеологическое значение. Она представляет собой синтез идей о материи. В методологии познания она служит ориентиром в решении многих философских и научных проблем (например, в решении проблемы соотношения биологического и социального в структуре способностей и личности человека, особенно в личности преступников, в проблеме взаимосвязи биосферы и социосферы, в решении экологических и политических проблем).

Категории пространства и времени обозначают основные формы существования материи. Пространство — это протяженность и порядок сосуществования объектов природного и социального мира. Время — это длительность, последовательность и порядок смены процессов и событий бытия. Сообщение общей картины мира, выделение и дифференциация отдельных явлений действительности, категории пространства и времени имеют решающее значение для построения картины мира. Философию в первую очередь интересует вопрос об отношениях пространства и времени к материи, то есть, реальны ли пространство и время или это просто абстракции, существующие только в сознании. Философы-идеалисты рассматривают пространство и время как формы индивидуального сознания (Беркли, Юм, Мах), как априорные формы чувственного наблюдения (Кант) или как категории абсолютного духа (Гегель). Современная философия подчеркивает объективный характер пространства и времени, их неотделимость от материи и информации, от всех проявлений бытия, их универсальность и всеобщность. Само пространство неотделимо от времени. Каждое движение в пространстве — это также движение во времени. Их неразрывность установлена в концепции четырехмерного пространственно-временного континуума. Согласно этой концепции, окружающее нас физическое пространство трехмерно, то есть определяется тремя взаимно перпендикулярными осями и четвертой координатой времени. Основными свойствами пространства являются метрические (протяженность) и топологические (размерность, непрерывность, обратимость, симметрия, изотропия, т.е. неразличимость, однородность по всем направлениям). История развития представлений о физическом пространстве тесно связана с различными философскими идеями. В частности, Демокрит отождествлял пространство с пустотой как особым видом бытия. Эта идея была воплощена в понятиях Ньютона об абсолютном времени и абсолютном пространстве. В концепции Ньютона пространство и время были независимыми сущностями, не зависящими ни друг от друга, ни от материальных объектов и процессов, происходящих в них.

Редукционизм как позитивный метод и философская концепция - Часть и целое. Единичное и общее

Часть и целое. Единичное и общее

Долгое время в философии существовал спор: Одни утверждали, что существует только общее, которое приводит к бессущностным и преходящим единичным объектам (так, «идеи» и материя у Платона), другие настаивали на реальности только единичных сущностей, из которых мы формируем в своем сознании абстрактные общие понятия (ощущения у Дж. Беркли). На самом деле ни общее, ни единичное не существуют как таковые, они не обладают самостоятельным существованием. Индивид (отдельные предметы, процессы, явления) существует независимо. Общее и единичное существует только в единичном, в виде сторон, моментов единичного. Каждая отдельная вещь — это единство противоположностей, она одновременно и единичное, и общее. По своим единичным характеристикам, свойствам она предстает как единичное, а по своим сторонам, которые повторяются в других материальных сущностях, она предстает как общее. Крайняя степень единичного выступает как уникальное, крайняя степень общего — типичное, стандартное.

Необходимость различать единичное и общее выполняют не только ученые, которые пытаются обозначить все многообразие наблюдаемых явлений вместе, адекватно, но и люди во всех сферах деятельности: врач, знающий общее строение человеческого организма, общие характеристики болезни, для успешного лечения больного должен учитывать индивидуальные проявления и реакции отдельных пациентов, пытаясь красиво одеться, каждый из нас решает сложные задачи, как в соответствии с модой сохранить свою индивидуальность, неповторимость.

В науке Нового времени существовал принцип движения от изучения частей к изучению целого. Такой подход оказался полным редукционизмом.

Редукционизм — это методологический принцип, согласно которому высшие формы могут быть полностью объяснены на основе закономерностей, присущих низшим формам, то есть сведены к низшим формам.

Одним из видов редукционизма, например, является механицизм, который объясняет структуру и функционирование мира законами механики и тем самым отрицает развитие. Именно развитие науки привело к осознанию того, что целое не является суммой частей, поскольку их взаимодействие и взаимовлияние порождает новые характеристики и свойства, которые не присущи отдельным частям. Мы не можем понять часть, не опираясь на знание целого. Например, когда мы пытаемся понять природу человека, мы должны исходить из того, что человек — это часть общества, социальное существо.

Так в науке появился принцип системности, который гласит, что в любой сфере деятельности мы имеем дело не с отдельными, изолированными объектами, а с их сложными, взаимосвязанными образованиями. Следовательно, ход исследования должен идти от целого к частям.

Система — упорядоченное множество взаимосвязанных элементов, обладающих структурой и организацией.

Элемент — это неразложимый далее (в данной системе) компонент сложных объектов. Этот термин является относительным, поскольку не существует абсолютно простых и далее неразложимых элементов, поэтому объект, являющийся элементом в одном отношении, является системой в другом отношении.

Структура — это относительно устойчивый способ соединения элементов того или иного сложного целого.

Не все объекты можно считать системой, если нет связей или они слабые (груда камней, случайная группа людей и т.д.), мы просто говорим о наборе элементов. Системные объекты имеют целостную, стабильную структуру (кристалл, биологический организм, общество).

Необходимость системного подхода к пониманию реальности привела к появлению нового научного направления, возникла и активно развивается новая наука синергетика, изучающая самоэволюцию сложно организованных систем.

Какова взаимосвязь между понятиями «система» и «целое», «элемент» и «часть»? Можно ли сказать, что целое — это система? Является ли каждая система отдельной целостностью?

Метод редукционизма и его приминение

Редукционизм (уменьшение) — стремление свести объяснение сложного к более простому, непонятного (неизвестного) к известному. Редукционизм основан на идее, что зная свойства отдельных элементов, составляющих систему, и характеристики их взаимодействия, можно вывести все свойства этой системы. Другими словами, свойства системы являются следствием свойств элементов системы и их взаимодействий. Таким образом, сущность редукции как метода познания и объяснения явлений и материальных сущностей более сложного уровня можно представить как результат закономерного усложнения более простых явлений и материальных сущностей. Этот взгляд наиболее распространен в физике, поэтому его иногда называют физическим редукционизмом.

Редукционизм — это особый метод (вид) мышления, который пронизывает все науки, хотя и в разной степени. Он часто служит мощным инструментом исследования, позволяя нам изучать явления совершенно иной природы. Как образ мышления, редукционизм, по-видимому, возник в ходе эволюции и «прививается на пальцах» человеческого обучения в качестве объяснения. Редукционизм также относится к попытке заменить изучение реального объекта его упрощенной моделью или визуальной интерпретацией. Из такого подхода возник метод анализа, который позволяет связывать логическими переходами различные этажи моделей, построенных физикой.

В рамках редукционизма были решены многие из важнейших проблем естественных наук. Впервые он был реализован в небесной механике, где взаимодействия особенно просты — гравитационные силы и законы Ньютона. Одним из особенно поразительных предсказаний было предсказание существования планеты Нептун. Идеи редукционизма оказались плодотворными не только в физике и механике, но и в биологии и других областях естественных наук. Считается, что редукционизм был необходимым и неизбежным этапом в развитии естественных наук.

Действительно, история физики состоит из демонстрации метода редукции, а именно, синтеза одной или нескольких теорий из набора явлений. Явления тепла, звука и света, механического движения и гравитации, которые когда-то считались совершенно разными, известны уже давно.

После меня. Ньютон объяснил законы движения, оказалось, что некоторые из перечисленных явлений, которые на первый взгляд не имеют ничего общего друг с другом, являются просто разными сторонами одного и того же явления. Например, звуковые явления (звук) — это движение атомов воздуха. Поэтому они больше не рассматриваются как нечто самостоятельное, отдельное от движения. Теплота также объясняется законами механического движения. В результате большие части физики объединились в более простую теорию. Но гравитацию по-прежнему нельзя объяснить простыми законами движения, и она по-прежнему стоит особняком от всех других теорий.

За синтезом явлений движения, тепла и звука были открыты электрические и магнитные явления. В 1873 году Д. Максвелл объединил их со светом и оптическими явлениями и создал единую теорию, в которой свет рассматривался как электромагнитная волна. В начале 20-го века была создана электронная теория материи, которая объяснила, что такое материя. Развитие этой теории привело к пониманию того, что электроны движутся вокруг ядра. Однако попытки объяснить это на основе законов механики оказались безуспешными. Разработка новой теории или системы взглядов, способной заменить законы Ньютона, потребовала времени. Она должна была отделиться от здравого смысла, потому что все, что происходит на атомном уровне, выглядит очень странно. В 1926 году, как считалось в то время, была разработана «бредовая» теория, объясняющая поведение электронов в веществе — квантовая механика. Слово «квант» относится к тому странному свойству природы, которое не поддается здравому смыслу. Но, тем не менее, она позволила объяснить всю химию и различные свойства материи.

Редукционизм как метод мышения

Несмотря на эти значительные достижения и успехи, с тех пор стало общепризнанным, что редукционизм как метод мышления не является универсально верным: другими словами, не следует верить, что можно изучать сложные явления или системы, разбивая их на составные части и изучая отдельные компоненты. Это особенно ярко проявляется в биологии при изучении феномена жизни. Здесь физический редукционизм как концепция сталкивается с трудностями фундаментального характера, когда пытаешься интерпретировать явления жизни в терминах физики и химии. Хорошо известно, что биология имеет дело с объектами иерархической организации. Иерархическая организация живой материи подразумевает, что на каждом более высоком уровне организации появляются свойства, которых нет на предыдущих уровнях. Эти свойства учитываются различными биологическими науками и описываются соответствующими теоретическими концепциями.

В биологии даже существует принцип качественной несводимости или биологический антиредукционизм в противовес физическому редукционизму. Его суть заключается в утверждении, что законы и принципы, управляющие живой материей, качественно несводимы к физическим и химическим взаимодействиям.

Конструктивная суть этого принципа заключается в признании того, что физические и математические модели не могут соответствовать биологическому прототипу, если эти модели не содержат качественных элементов функциональной организации живых систем. Он утверждает, что никакие теоретические физические или математические уловки не могут преодолеть барьер качественной несводимости, и только эвристика, основанная на глубоком знании биологии, может стать ключом к решению проблем, которые действительно являются биофизическими. Принцип качественной несводимости означает, что существует предел, за которым физические представления перестают быть самодостаточным средством познания. За этим пределом определенные биологические истины становятся определяющими, и без них уже не обойтись.

В материалистической диалектике любое качество, развивающее свои свойства количественно, наталкивается на пределы меры данного качества и совершает диалектический скачок в другое качество, не сводимое к первому. Яйцо и курица — это разные качества, но простое яйцо в своем развитии становится сложной курицей, которая в свое время будет нести яйца, качественно отличающиеся от нее самой. Как программная позиция, редукционизм был оформлен в позитивистское мировоззрение, которое использует точные логико-математические инструменты и опирается на методы эмпирического естествознания, особенно физики. В той или иной мере идеи редукционизма характерны для таких его представителей, как М. Шлик, Р. Карнап, Ф. Франк, Г. Рейхенбах, Г. Фейгль, О. Нейрат и др. В ответ на редукционистскую программу возникла альтернативная программа решения проблемы единства науки на основе общей теории систем (Л. Берталанфи, А. Рапопорт и др.), которая стремилась учесть интересы наук, занимающихся познанием сложных органических систем (биология, экология и др.). Ряд методологических установок системного движения стал неотъемлемой частью синергетики, что, в свою очередь, во многом было обусловлено успехами компьютеризации и развитием инженерии знаний, у истоков которой стояли логический эмпиризм и редукционизм.

Редукционизм в исторической методологии

Редукционизм (от лат. reducere- возвращать, восстанавливать) — методологический подход, заключающийся в сведении сложного к простому, целого к свойствам частей (меристический или демокритический редукционизм) и частей к особенностям целого (холистический или платонический редукционизм). Исторически методология редукционизма была наиболее распространена в цикле естественных наук — биологии, географии и т.д. — наиболее распространенный. — В процессе формирования идеи единства природы, основанной на универсальности лежащих в ее основе механических законов и принципов. В биологии редукционизм возник как форма механистического мировоззрения, постулирующая возможность объяснения сложных биологических объектов на основе более простых законов (физических, химических), универсальных для живого и неживого, а также попытка объяснить разнообразие живых существ на основе некоторых общих биологических явлений: в концепции элементарности, организмоцентрическом подходе и др.

Применение редукционизма в механистическом варианте в этот период позволило преодолеть разрыв между уровнем и скоростью накопления фактического материала и темпами и уровнем развития теоретического аппарата различных наук: биологии, например, с одной стороны, и математики, физики, химии — с другой. В то же время, согласно методологическим стандартам науки классического периода, методология редукционизма противопоставлялась виталистическому и целостному объяснению жизни с помощью таких понятий, как жизненные силы (vitae) и энтелехия. Однако уже на рубеже 19 и 20 веков открытие таких свойств биосистем, как способность к саморегуляции, самообучению, авторепродукции, накоплению пройденного исторического пути и т.д., показало принципиальную невозможность сведения их к физико-химическим взаимодействиям. Ограниченность применения методологии редукционизма способствовала возникновению антиредукционистской позиции (композиционизм, интегративизм, историзм) на рубеже 19 и 20 веков. Антиномия редукционизма и антиредукционизма показала свою бесперспективность в ходе развития биологического знания, поскольку оно сводится к противопоставлению дальнейших неделимых методологических подходов. Переход к адекватному пониманию места и роли принципа редукционизма в современном научном знании связан с его оценкой не как самостоятельного универсального методологического принципа, а как одного из методов научно-теоретического исследования, направленного (в случае, например, биологического знания) к глубинным материальным основам жизни.

Гетерогенность современного биологического знания и высокая степень сложности системно-структурной организации живой материи обусловили органичное включение небиологических (биохимических, молекулярно-биологических и др.) методов исследования в ткань биологического знания. В современной физике редукционистская ориентация имеет сложное выражение и ссылается на минимальные и максимальные структуры микромира. В общефилософском контексте анализ границ применимости методологии редукционизма связан с прояснением фундаментальных онтологических и логико-психологических проблем: Определение степени сводимости явлений разного порядка друг к другу, связь принципа системности с принципом развития, углубление понятия уровней организации и т.д.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Философия человека в новое и новейшее время
  2. Категория развития в философии
  3. Борис Петрович Вышеславцев, русский религиозный мыслитель
  4. Философия В. С. Соловьева и С. Н. Трубецкого
  5. Развитие как философский принцип объяснения мира в диалектике
  6. «Докритический» период в творчестве Канта — Проблемы докритического периода
  7. Философия познания
  8. Мигель де Унамуно и его философия
  9. Понятие «классической философии» и кризис культуры на рубеже xix-xx вв.
  10. Джон Локк