Для связи в whatsapp +905441085890

Движение как атрибут бытия — Проблема атрибутов бытия

Все, что человек знает об окружающем мире и о себе, он знает в виде понятий, категорий, свойств. Категории — это наиболее общие, фундаментальные понятия той или иной науки. В философии категории — это формы психического отражения всеобщих законов объективного мира.

Материя — это философская категория для обозначения объективной реальности (бытия), которая дана человеку в его ощущениях, но существует независимо от них. Свойства материи, без которых она не может существовать, называются атрибутами. Бытие обладает такими атрибутами, как движение, пространство, время, отражение, систематичность, развитие, которые могут быть абсолютными и/или относительными и являются неразделимыми.

Мир находится в постоянном движении. Движение — это форма существования бытия. Философское понятие движения относится ко всем взаимодействиям, а также к изменениям состояния объектов, которые происходят в ходе этих взаимодействий. Быть в движении — значит меняться. В мире нет неизменных вещей, свойств и отношений. Мир реального существования является составным и разложимым, он никогда не является чем-то завершенным.

Каждому структурному уровню материи соответствует своя форма движения: механическая, физическая, химическая, биологическая, социальная, которые взаимосвязаны в макрокосме и микрокосме.

Движение несотворимо и неуничтожимо. Она не привносится извне. Движение бытия есть самодвижение в том смысле, что тенденция, импульс к изменению состояния присущи самой реальности: она является причиной самой себя. Поскольку движение неотделимо и неуничтожимо, оно абсолютно, неизменно и универсально; поскольку движение проявляется в виде конкретных форм, оно также относительно. Формы и виды движения многообразны; каждая форма движения имеет свое средство, субстанцию или материю.

Движение любой вещи осуществляется только по отношению к другой вещи. Для того чтобы изучить движение любого объекта, необходимо найти систему отсчета — другой объект, относительно которого мы можем рассматривать интересующее нас движение.

В бесконечном потоке нескончаемого движения бытия всегда есть моменты устойчивости, проявляющиеся прежде всего в сохранении состояния движения, а также в виде равновесия явлений и относительного покоя. Покой — это такое состояние движения, при котором не нарушается качественная особенность объекта, его устойчивость. Как бы ни менялся объект, пока он существует, он сохраняет свою определенность. Отсутствие движения — покой — всегда имеет лишь видимый и относительный характер. Достижение абсолютного покоя означает прекращение существования.

Все материальные тела имеют определенную окружность — длину, ширину, высоту. Они по-разному расположены друг к другу, образуют части той или иной системы. Пространство — это форма бытия материи, которая выражает протяженность образующих ее объектов, ее структуру элементов и частей; это форма координации сосуществующих объектов, состояний материи. Она заключается в том, что объекты располагаются вне друг друга (рядом, бок о бок, ниже, выше, внутри, позади, впереди и т.д.) и стоят в определенных количественных отношениях. Порядок сопоставления этих объектов и их состояний формирует структуру пространства.

Движение как атрибут бытия - Проблема атрибутов бытия

Пространство и время как форма существования материи

1. Философия не утратила своего значения и представляет собой науку целостного восприятия бытия. И она объединила этот мир, в котором все движется, все меняется, одно переходит во второе, введя понятие материи.

В XVIII веке французский философ Поль Гольбах определил материю как то, из чего состоят все вещи и от чего зависит сущность вещей, то есть материя рассматривается как изначальное вещество, из которого остальная природа варит весь этот мир. От этого начала считал он, зависит, и сущность вещи и когда можно предположить, что исходных видов первовещества столько, сколько существует форм бытия.

2,5 тысячи лет назад еще в Античности философ Демокрит предположил, что первоосновой являются атомы, которые имеют разный вес, совершенно хаотично движутся, и в результате самых разных сочетаний атомов мы получаем окружающий мир.

Философы много усилий тратили, чтобы найти источник бытия, и в конце XIX века естествознание приходит к выводу, что такого первокирпичика нет и найти его не удастся.

В XX веке от физических тел перешли к квантовой механике, затем к ядерной физике, которая изучает микромир, а в нем открывается совершенно новый мир закономерностей.

Природа во всем многообразии существует объективно, то есть вне и независимо от нашего сознания. Виды и формы материального бытия бесконечны, но все это многообразие философия характеризует понятием «материя». Объективно материи нет. Материя – это всего лишь понятие нашего сознания, это результат мыслительной деятельности по приведению к общему знаменателю всех видов внешнего независимо от нашего сознания бытия. Оно выступает категорией философии.

Философия определяет материю как философскую категорию, как обозначение объективной реальности, которая существует независимо от сознания человека, которая копируется, фотографируется, отображается нашими органами чувств.

Весь окружающий мир мы будем воспринимать как разные формы материального бытия и построим пирамиду с тремя ярусами форм бытия.

Высшей формой материального бытия является человеческое общество. В итоге мы имеем целостную картину материального бытия, когда неживое выступает состоянием живого, а оно перерастает в социальное бытие.

Всеобщие свойства материи:

1) Объективность существования: объект – это окружающий мир, существующий независимо от сознания человека; субъект – это и человек, и мыслящий индивид, а все то, что есть вокруг мыслящего субъекта составляет объективно существующее материальное бытие, а вся материя существует независимо от сознания человека.

2) Движение: философы, не отрицают права называть любое перемещение движением, но движением в философском смысле слова называется изменение. В живой природе движение гораздо сложнее и выглядит оно загадочным, скрытым. Все живое проходит следующие стадии:

а) рост;

б) развитие;

в) размножение;

г) увядание;

д) гибель.

Нельзя остановить этот процесс. Движение нельзя преодолеть. Оно выступает атрибутом свойства материи. Преодолеть движение – значит, выпасть из бытия.

Так как общество выступает видом материального бытия, то атрибут движения присущ и ему. Движение социальной материи – это развитие общежития во времени, необратимость достигнутого обществом состояния.

Для философии движение – это внутреннее изменение состояния каждого вида материи и всего мира в целом, но который конкретно для каждой формы бытия.

3) Время. Чистого времени нет. Оно обременено материей. Время – это атрибут материи, скорость ее изменения. Каждая форма материи пропитана временем, вне материального бытия никакого времени нет.

Мир оказался многомерным не только по уровням материи, но и по ритмике времени.

Развитие как атрибут бытия. Диалектика как философская теория развития. Исторические формы диалектики

Системно организованный и структурно упорядоченный мир существует как непрерывная изменчивость. Эта изменчивость присуща миру на всех уровнях его организации, поэтому она является его атрибутивным свойством. Изменчивость проявляется во взаимодействии, движении и развитии. Под взаимодействием обычно понимают такие отношения между системами, при которых в процессе взаимного влияния изменения в одной системе приводят к изменениям в другой. Движение — это любое взаимодействие между материальными системами и вызванными ими изменениями, вне которого существование невозможно. Поэтому движение называют способом существования материи. На ранних этапах развития философии под движением понимали появление и исчезновение чего-либо. Позже движение стало пониматься как соединение и разделение. По Аристотелю, движение — это изменение места тела в пространстве. Очевидно, что на разных этапах развития философии существовала тенденция свести движение к одной из его форм. Эта тенденция получила название редукционизма.

Принцип редукционизма критиковал Энгельс, который ввел в философию понятие движения как всякого изменения вообще и отстаивал качественное разнообразие его форм. Он также предложил классификацию форм движения, основанную, с одной стороны, и отражающую состояние науки во второй половине XIX века: механическое, физическое, химическое, биологическое и социальное. Эта классификация была основана на трех принципах:

1) Каждая из форм движения соотносится с определенным структурным уровнем материи;

2) Формы движения генетически связаны, т.е. высшие формы движения возникают из низших форм движения;

3) Высшие формы движения качественно специфичны и не могут быть сведены к низшим.

Современная наука не отрицает классификацию, предложенную Энгельсом, а совершенствует ее и позволяет указать на такие формы движения, которые были неизвестны в XIX веке. Принцип классификации остается прежним: связь с природой материи, способом существования которой является данная форма движения.

Кроме того, различают два типа движения. Первый тип движения связан с сохранением качественной детерминации материального объекта. Воспроизведение одного и того же набора характеристик позволяет говорить об определенном объекте. Внутренняя противоречивость движения как единства изменчивости и неизменности, стабильности (покоя, сохранения) является одним из его атрибутивных свойств. Каждое конкретное существо существует только потому, что оно воспроизводит определенный вид изменения, движения. Когда такое движение разрушается, это конкретное существо растворяется и превращается в другое существо. Покой — это момент сохранения качественной определенности существа, находящегося в движении. Второй вид движения связан с переходом вещества из одного качества в другое.

Категорию развития следует отличать от категории движения.

Развитие — это процесс кумулятивных, необратимых, прогрессивных изменений сложных системных объектов за достаточно большие промежутки времени.

Развитие может быть связано с качественным преобразованием определенного вида сущности, например, развитие растения от семени до колоса, процесс образования кристаллов, смена социальных эпох, развитие звезд, приобретение студентом специальности, формирование новых теорий (динамический вид развития).

Другим типом развития является процесс перехода от одного структурного уровня организации бытия к другому (развитие популяции). Примерами такого рода являются образование атомов и молекул на основе взаимодействия элементарных частиц и полей: переход от углеродистых соединений к белкам, возникновение социального уровня организации бытия и т.д. Некоторые мыслители настаивают на том, что развитие происходит только в живой природе.

Пространство, время, движение как атрибуты форм бытия.

Одним из основных принципов современного научного мировоззрения является утверждение о неразрывности реальности и ее изменения. Сегодня невозможно рассматривать любую форму бытия, абстрагируясь от ее изменения. Бытие — это изменение. Именно через изменение мы можем говорить о существовании тех или иных объектов. И любое изменение становится заметным благодаря взаимодействию. Быть — значит действовать на что-то другое и подвергаться его влиянию. Итак, в философском смысле движение — это любое изменение, изменение в целом.

Идея универсальности движения возникла в период становления философии. Аристотель утверждал, что незнание движения преграждает путь к познанию природы. Однако долгое время человечество пребывало в неведении относительно природы движения, рассматривая его только как механическое перемещение в пространстве. В материалистической философии французского движения Просвещения (с его механистической трактовкой в целом) понималось как способ существования, его атрибут, то есть неотъемлемое свойство. И только в середине XIX века становится ясно, что любое изменение в мире, от простого перемещения объекта в пространстве до процессов физических, химических, биологических и социальных, есть движение.

Современная наука и материалистическая философия выделяют следующие свойства движения как фундаментальные.

Во-первых, движение неотделимо от своего носителя. Не существует «чистого» движения, так же как не существует существования вне движения. Проблема «аннигиляции материи», возникшая на рубеже XIX-XX веков в развитии физики, не имеет достаточного обоснования, поскольку масса тела (которое аннигилирует) как исходная характеристика физической реальности в классической физике не является материей. Масса выступает как мера устойчивости, как мера сохранения состояния покоя и движения, т.е. как характеристика одного из состояний бытия макромира. Философское понятие «материя» — это существенное свойство бытия.

Во-вторых, самым важным свойством движения является его абсолютный характер. Это означает, что бытие не может быть реальностью без движения; движение — это способ его существования. Абсолютная природа движения проявляется только через конкретные формы его бытия в мире. Это может быть превращение элементарных частиц друг в друга; взаимодействие и трансформация атомов и молекул в ходе ядерной или химической реакции; изменение электромагнитного поля; состояние метаболизма в живых организмах; рождение, развитие и смерть биологических особей; появление и исчезновение биологических видов; то или иное изменение в обществе.

В-третьих, движение противоречиво. Все изменения предполагают состояние покоя. Но в этом единстве изменение является абсолютным, а покой — относительным. Это не означает, что движение возможно без отдыха. Она указывает на то, что изменение ведет к новым состояниям, а отдых — к сохранению, стойкости этих состояний. Противоречивый характер движения проявляется также в единстве непрерывности и прерывности, эволюции и революции, качества и количества.

С древнейших времен пространство и время были важнейшими свойствами бытия. Еще Аристотель рассматривал время как меру движения, а пространство — как его предел. Однако, несмотря на кажущуюся очевидность, пространство и время являются не только самыми важными свойствами бытия, но и самыми сложными для понимания.

Движение как атрибут бытия

Одной из важнейших проблем онтологии является вопрос о движении как бытия в целом, так и его частей. В философии под движением понимается любое изменение, изменение вообще (перемещение в пространстве, взаимодействие объектов, изменение их свойств, рост и размножение живых существ и т.д.).

Понятие движения в философии всегда рассматривалось вместе с понятием покоя. Отношение между движением и покоем занимало важное место уже в онтологических учениях античности, когда сформировались два противоположных взгляда на движение и его отношение к покою. Так, если представители ионийской ветви древнегреческой философии (например, Гераклит Эфесский) считали движение абсолютным в силу наблюдаемой изменчивости мира, то философы элейской школы (например, Парменид, Зенон) настаивали на иллюзорном характере движения и логически обосновывали его невозможность, поскольку при попытке мыслить движение мы наталкиваемся на противоречие. Так, одна из апорий Зенона гласит, что «летящая стрела находится в покое» (см. 2.2.2).

Спустя столетия Гегель писал в этом контексте: «Мы должны согласиться с древними… что противоречия, которые они обнаружили в движении, существуют; но из этого не следует, что движения нет, а наоборот, что движение есть самосуществующее противоречие».

Движение имеет противоречивый характер, поскольку всякое изменение связано с сохранением того, что изменяется, поэтому, помимо движения, существует еще и покой как отсутствие изменения, как стабильность, как сохранение состояния, достигнутого в процессе изменения объекта.

Современная философия использует диалектический подход к проблеме соотношения между движением и покоем и утверждает, что:

Движение и покой взаимосвязаны, поскольку любое изменение включает в себя элемент стабильности (например, мы имеем дело с одним и тем же человеком, несмотря на изменения в возрасте, изменчивость моды не приводит к полному отказу от одежды, появление новых понятий в физике не уничтожает ее как науку и т.д.);

Движение является абсолютным, а покой — относительным. Абсолютность движения предполагает его атрибутивность, т.е. движение — неотъемлемое свойство всех форм бытия, оно вечно, универсально, постоянно. Материалисты прошлого обращали внимание на связь между материей и движением и считали, что нет материи без движения и нет движения без материи. Ф.Энгельс в связи с этим заявил, что «мир состоит не из законченных, готовых вещей, а из процессов». Относительность покоя как особого момента устойчивости в цепи изменений материального объекта проявляется во временной связи: рано или поздно она нарушается, и этот объект становится другим, что хорошо иллюстрирует гегелевский закон перехода количественных изменений в качественные (см.: 2.6.2). Тем не менее, отдых имеет большое значение в природных процессах. Наличие моментов покоя и стабильности в абсолютном потоке движения и изменчивости делает возможным существование всех вещей и явлений.

Движение материи многообразно в своих проявлениях и существует в различных формах. Учение о формах движения впервые было разработано Ф. Энгельсом. Его основные идеи заключались в следующем:

Движение реализуется в определенных формах (способах движения), которые качественно различны и не могут быть сведены друг к другу;

Каждая форма движения связана с определенным видом его материального носителя и реализуется по законам, характерным для этой формы;

Формы движения материи различаются по степени сложности, причем «высшие» формы возникают на основе «низших»;

Формы движения материи при определенных условиях могут сливаться, «превращаться» друг в друга;

Классификация форм движения материи является основой для классификации наук.

В начале ХХ века, до революции в физике, открывшей микромир, Ф. Энгельс выделял пять основных форм движения: механическое движение как простейшее; физическое движение (тепло, свет, электричество, магнетизм); химическое движение (химические реакции); биологическое движение (рост и размножение живых существ) и общественное движение (исторический процесс).

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Разумная душа – ее смертность и бессмертие в арабо-исламской философии
  2. Возможность и действительность
  3. Джордано Бруно, итальянский философ – пантеист
  4. Часть и целое в философии
  5. Философия Кирилла Туровского
  6. Методологическое сомнение в философии р. Декарта
  7. Культурно-философская антропология
  8. Проблемы воспитания в этике Просвещения — Главные фигуры педагогики Просвещения
  9. Общество и человечество, нация и семья
  10. Философия как форма духовного освоения мира