Для связи в whatsapp +905441085890

Методологическое сомнение в философии р. Декарта — Доказательство существования Бога и его роль в философии.

Совершенный Бог не обманывает людей. Это дает нам методологическую уверенность: все, что кажется столь же самоочевидным, как утверждение cogito ergo sum, должно быть столь же определенным знанием. Это источник картезианской рационалистической эпистемологии: критерием истинности знания являются не эмпирические рассуждения (как в эмпиризме), а идеи, которые ясно и отчетливо предстают перед нашим сознанием.

Декарт утверждает, что для него существование мыслящего существа (души) и протяженного существа (материи) столь же самоочевидно, как и его собственное существование и существование сознания. Декарт вводит учение о мыслящей вещи (душе) и протяженной вещи (материи) как о двух единственных фундаментально различных явлениях, которые существуют (помимо Бога). Душа — это только мыслящая, но не протяженная вещь. Материя — это только протяженность, но не мышление. Материя понимается только с помощью механики (механическо-материалистическое мировоззрение), а душа свободна и рациональна .

По Декарту, человеческий разум обладает непосредственной достоверностью своего существования в самом себе, что делает его духом. Бог является принципом достоверности только для того, что отлично от духа, для чувственного мира, но не для самодостаточности духа. Бог — это принцип подтверждения достоверности, ее объективная авторизация, которая подтверждает, что то, что ясно и отчетливо, а значит, достоверно для разума, на самом деле является истиной.

Ссылка на Бога необходима для перехода от субъективной подлинности к объективной. Во-первых, следует отметить, что большинство традиционных знаний основано на сенсорном опыте. Однако Декарт не считает знания, полученные таким образом, неопровержимыми. Он говорит: «Поскольку органы чувств иногда обманывают нас, я счел правильным предположить, что нет ни одной вещи, которая была бы такой, какой она представляется нам с помощью наших органов чувств». Так, Декарт склонен «думать об иллюзорной природе всего в мире, и в то же время необходимо, чтобы я сам, то есть мысль, существовал».

Продолжая свой аргумент, он пишет: «Я заметил, что истина Я мыслю, следовательно, существую (kogito ergo sum) настолько тверда и живуча, что самые безжалостные предположения скептиков не могут ее поколебать, я пришел к выводу, что могу без страха принять ее в качестве первого принципа философии, к которой стремлюсь.» Затем Декарт, следуя своему методу, говорит: «При внимательном рассмотрении того, что я сам собой представляю, я мог представить, что у меня нет тела, что нет ни мира, ни места, где бы я находился, но я ни в коем случае не мог представить, что я не существую; напротив, из того, что я сомневался в истинности других объектов, ясно и несомненно следовало, что я существую». Дальнейший аргумент философа заключается в следующем: Я — человек, субстанция, все существо которой состоит из мысли, и которая может существовать везде и без всякой материи. Мое «я», то есть моя душа, благодаря которой я являюсь тем, что я есть, совершенно отлична от тела и более легко познается, чем тело, и если бы не было тела, душа не перестала бы быть тем, что она есть — душа мыслит. Таким образом, Декарт приходит к неоспоримому факту, что человек — это мыслящая реальность. Применение правил метода привело к открытию истины, что в свою очередь подтверждает справедливость этих правил, ведь излишне доказывать: чтобы мыслить, надо существовать.

Прежде чем перейти к вопросу о существовании Бога, следует вспомнить, что Декарт различает три типа идей: врожденные идеи, которые он обнаруживает в себе вместе со своим сознанием, приобретенные идеи, которые приходят извне, и созданные идеи, которые он конструирует сам.

Методологическое сомнение в философии р. Декарта - Доказательство существования Бога и его роль в философии.

Доказательство существования Бога и его роль в философии.

Среди основных работ Декарта — «Рассуждение о методе» (1637) и «Метафизические размышления» (1647), «Начала философии» и «Правила управления разумом».

Согласно Декарту, по каждому вопросу в философии существуют разногласия. Единственный по-настоящему надежный метод — это математическая дедукция. Поэтому Декарт считал математику научным идеалом. Этот идеал стал определяющим фактором философии Декарта.

Декарт является основателем рационализма (от ratio — разум) — философского направления, представители которого считали разум основным источником знаний. Рационализм противоположен эмпиризму.

Если философия должна быть дедуктивной системой, как геометрия Евклида, то необходимо найти истинные предпосылки (аксиомы). Если предпосылки не являются очевидными и сомнительными, то выводы (теоремы) дедуктивной системы не имеют большой ценности. Но как можно найти абсолютно доказательные и определенные предпосылки для дедуктивной философской системы? Методологическое сомнение дает ответ на этот вопрос. Это средство исключения всех предложений, в которых мы можем логически сомневаться, и средство нахождения предложений, которые логически неоспоримы. Именно такие неоспоримые предложения мы можем использовать в качестве предпосылок для истинной философии. Методическое сомнение — это способ (метод) исключения всех предложений, которые не могут быть предпосылками дедуктивной философской системы.

Используя методологическое сомнение, Декарт подвергает проверке различные виды знания.

  1. Сначала он рассматривает философскую традицию. Можно ли в принципе сомневаться в том, что говорят философы? Да, — отвечает Декарт. Это возможно, потому что на самом деле философы расходились и продолжают расходиться во мнениях по многим вопросам.
  2. Можно ли с точки зрения логики сомневаться в наших чувственных восприятиях? Да, говорит Декарт, приводя следующий аргумент. Это факт, что мы иногда подвержены иллюзиям и галлюцинациям. Например, башня может казаться круглой, хотя позже окажется, что она квадратная. Наши органы чувств не могут предоставить нам абсолютно очевидные предпосылки для дедуктивной философской системы.
  3. В качестве особого аргумента Декарт утверждает, что у него нет критерия для определения того, находится ли он в полном сознании или спит. По этой причине он может в принципе сомневаться в реальном существовании внешнего мира.

Есть ли что-то, в чем мы не можем сомневаться? Да, — отвечает Декарт. Даже если мы сомневаемся во всем, мы не можем сомневаться в том, в чем сомневаемся, а именно в том, что мы обладаем сознанием и существуем. Итак, мы имеем абсолютно истинное утверждение: «Я мыслю, следовательно, я существую».

Тот, кто формулирует утверждение cogito ergo sum, выражает знание, в котором он не может сомневаться. Это рефлексивное знание, которое невозможно опровергнуть. Тот, кто сомневается, будучи сомневающимся, не может сомневаться (или отрицать), что он сомневается и, следовательно, что он существует.

Конечно, этого утверждения недостаточно для построения всей дедуктивной системы. Дальнейшие претензии Декарта касаются его доказательства существования Бога. Из идеи совершенного существа он делает вывод, что существует совершенное существо — Бог.

Если у меня есть сомнения, значит, я не совершенен.

Декарт выводит существование Бога из первого принципа своей философии. Если я сомневаюсь, значит, я не совершенен. Но тогда откуда взялась идея, что я несовершенен. Очевидно, что автор идеи, которая присутствует во мне, — это не я сам, несовершенный и конечный, и не существо, тоже конечное. Тогда эта идея должна исходить от другого, более совершенного и бесконечного существа — Бога. Эта идея вложена Богом. Декарт, рассмотрев разницу между рациональной и телесной природой, говорит: «Ясно поняв, что рациональная природа во мне отлична от телесной, и рассмотрев, что всякая связь указывает на зависимость, а зависимость, очевидно, является недостатком, я заключаю, что для Бога было бы несовершенно состоять из двух природ, и, следовательно, он не состоит из них». Бог, таким образом, является духовным началом.

Согласно Декарту, причина, по которой многие убеждены, что трудно познать Бога или даже собственную душу, заключается в том, что человек никогда не поднимается выше того, что можно познать с помощью органов чувств. Нельзя использовать воображение и органы чувств, чтобы понять природу Бога.

С большой уверенностью в человеке и его познавательных способностях Декарт переходит к познанию мира.

Знание и его объем, по мнению Декарта, обусловлены существованием в нас врожденных идей, которые Декарт делит на врожденные понятия и врожденные аксиомы.

В учении о врожденных идеях платоновское положение об истинном знании было развито по-новому, как напоминание о том, что запечатлелось в душе, когда она попала в мир идей. Декарт считал врожденной идею Бога как совершенного существа, затем идею чисел и фигур, а также некоторые общие идеи, такие как знаменитая аксиома: «Если к равным числам прибавить равные, то результаты будут равны друг другу», или положение «ничто не происходит из ничего». Эти идеи и истины Декарт считает воплощением естественного света разума.

С конца семнадцатого века начинается длительная полемика вокруг вопроса о способе существования, природе и источниках этих самых врожденных идей. Врожденные идеи рассматривались рационалистами того времени как условия возможности всеобщего и необходимого знания, т.е. науки и научной философии.

Согласно Декарту, самое первое достоверное суждение («основа основ», «истина в последней инстанции») — это cogito — мыслящая субстанция. Она открывается нам непосредственно (в отличие от материальной субстанции, которая открывается нам косвенно, через ощущения). Декарт определяет эту первичную субстанцию как вещь, для существования которой не нужно ничего, кроме нее самой. В строгом смысле такой субстанцией может быть только Бог, который является «…вечным, вездесущим, всемогущим, источником всего доброго и истинного, творцом всего сущего…».

Правила метода и философской онтологии.

Научная мысль Декарта приводит к серии редукционистских отождествлений, которые затем вызывают ожесточенные споры, но еще долго остаются по-своему плодотворными для науки.

1) Материя рассматривается как тело, и вместе, в их отождествлении, они — материя и тело — понимаются как одна субстанция.

2) В материи, как и в теле, отбрасывается все, кроме протяженности; материя отождествляется с пространством («пространство, или внутреннее место, отличается от телесной субстанции, содержащейся в этом пространстве, только в нашей мысли»).

3) Материя, как и тело, не имеет предела деления, что ставит картезианство в оппозицию к атомизму.

4) Материя, как и тело, также сравнивается с геометрическими объектами, так что и здесь материальное, физическое и геометрическое отождествляются.

5) Материя как протяженная субстанция отождествляется с природой; если и поскольку природа отождествляется с материей (веществом) и присущей ей протяженностью, то и постольку, поскольку на первый план выдвигаются процессы, фундаментальные для механики как науки и механицизма (как философско-методологической концепции), природа превращается в некий гигантский механизм (часы — его идеальная модель и образ), «устроенный» и «настроенный» Богом.

6) Движение отождествляется с механическим перемещением (локальным движением), происходящим под влиянием внешнего воздействия; сохранение движения и его количества (также сравнивается с неизменностью Божества) трактуется как закон механики, который в то же время выражает закон материи-вещества. При всем том, что стиль аргументации Декарта в этих частях его единой философии, математики, физики выглядит так, будто речь идет о самом мире, о его вещах и движениях, не следует забывать: «тело», «размер», «форма», «движение» изначально задуманы как «вещи рассудка», сконструированные человеческим разумом, который управляет расстилающейся перед ним бесконечной природой.

Это мир Декарта, мир построений человеческого интеллекта, который, однако, не имеет ничего общего с миром далеких, беспочвенных фантазий, ибо в этом мире интеллекта человечество уже научилось жить конкретной жизнью, умножая и преобразуя свои богатства.

К сферам знания, в которых правила метода могут быть наиболее плодотворно применены, Декарт относит математику и физику, и с самого начала он «математизирует» философию и другие науки, с одной стороны, а с другой — превращает их в разновидности расширенно понимаемой «философской механики».

Однако первая тенденция более очевидна в его работах и осуществляется более последовательно, чем вторая, в то время как попытка «механизировать» все и вся относится скорее к следующему столетию. Правда, и математизация, и механизация ~ тенденции, приложимые к Декарту и философии XVII-XVIII веков, часто интерпретируются слишком буквально, чего авторы того периода не имели в виду. В то же время механистические и математизирующие аналогии в двадцатом веке выявили их беспрецедентную функциональность, о которой Декарт и его современники и мечтать не могли. Создание и развитие математической логики, широчайшая математизация естественных наук, гуманитарных и особенно технических знаний сделали идеал более реалистичным, а имплантация искусственных (основанных на механике) органов в человеческое тело придала гораздо больше смысла метафорам Декарта, например, что сердце — это только насос, и в более широком смысле утверждению Картезия, что человеческое тело — это машина, мудро созданная Богом.

Проблемы метода

Первая проблема состояла в том, чтобы открыть очевидные истины, лежащие в основе всех наших знаний. Декарт предлагает сделать это, прибегнув к методологическому сомнению. Только так мы можем найти истины, в которых невозможно усомниться. Стоит отметить, что тест на неоспоримость чрезвычайно требователен и заведомо выше тех, которые нас вполне устраивают, когда мы рассматриваем, например, математические аксиомы. Наконец, обоснованность последних также может быть поставлена под сомнение. Нам нужно найти истины, в которых нельзя сомневаться. Можно ли сомневаться в том, что у человека две руки и два глаза? Такие сомнения могут быть нелепыми и странными, но они возможны. В чем невозможно сомневаться? Вывод Декарта может показаться наивным только на первый взгляд, когда он находит такую бесспорную и неоспоримую очевидность в следующем: Я мыслю, следовательно, я существую. Здесь справедливость уверенности мышления подтверждается именно актом сомнения как актом мышления. Мышлению отвечает (для мыслящего «Я») особая, неискоренимая достоверность, которая заключается в непосредственной данности и открытости мышления самому себе.

У Декарта есть только одно неоспоримое утверждение — о существовании познавательной мысли как таковой. Но последняя заключает в себе множество идей, некоторые из которых (например, математические) имеют высокую степень очевидности для идеи разума. В сознании укоренилось убеждение, что существует мир, отличный от меня. Как показать, что все это не просто идея разума, не самообман, а существует на самом деле? Это вопрос оправдания самого разума, доверия к нему. Декарт решает эту проблему следующим образом.

Среди идей нашего мышления есть идея Бога как совершенного Существа. И весь опыт самого человека показывает, что мы — ограниченные и несовершенные существа. Как же эта идея зародилась в нашем сознании? Декарт склоняется к единственной, по его мнению, оправданной мысли, что эта идея вложена в нас ее творцом, Богом, который создал нас и вложил в наш разум представление о себе как о совершенном существе. Для Декарта Бог является гарантом постижимости мира и объективности человеческого знания. Почитание Бога трансформируется в глубокую уверенность в разуме. Вся система рассуждений Декарта делает вполне понятной его идею о существовании врожденных идей как одного из оснований рационалистической эпистемологии. Именно врожденный характер идеи объясняет эффект ясности и отчетливости, действенность интеллектуальной интуиции, присущей нашему разуму. Вникая в него, мы обретаем способность различать вещи, созданные Богом.

Декарт отождествлял разум и душу и называл воображение и чувство модусами разума. Устранение души в ее прежнем смысле позволило Декарту сопоставить две субстанции — природу и разум, превратив природу в мертвый объект для человеческого познания (конструирования) и использования, но это поставило серьезную проблему в философии Декарта — связь между душой и телом, а поскольку все суть механизмы — он попытался решить ее механистически: в «шишковидной железе» (где, по Декарту, находится вместилище души) механические воздействия, передаваемые органами чувств, достигают сознания. Декарт был последовательным рационалистом, даже когда размышлял о категориях этики — он рассматривал аффекты и страсти как результат телесных движений, которые (пока их не осветит свет разума) приводят к заблуждениям разума (а значит, и к дурным поступкам). Источником заблуждения является не разум, а свободная воля, которая заставляет человека действовать там, где разум еще не обладает ясным (т.е. Божьим) сознанием. Декарт считает, что все возможные вещи представляют собой две отдельные и независимые (но не от создавшего их Бога) субстанции — душу и тело. Эти субстанции известны нам в своих основных атрибутах; в случае тел этим атрибутом является протяженность, в случае душ — мысль.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Возможность и действительность
  2. Джордано Бруно, итальянский философ – пантеист
  3. Часть и целое в философии
  4. Философия Кирилла Туровского
  5. Движение как атрибут бытия
  6. Культурно-философская антропология
  7. Проблемы воспитания в этике Просвещения — Главные фигуры педагогики Просвещения
  8. Общество и человечество, нация и семья
  9. Философия как форма духовного освоения мира
  10. Виды современной идеологии