Для связи в whatsapp +905441085890

Э. Фромм ‒ социальный психолог, психоаналитик, создатель гуманистического психоанализа — Психологическая теория

Эрих Фромм родился во Франкфурте-на-Майне 23 марта 1900 года, единственный ребенок православных еврейских родителей Розы (Краузе) и Нафтали Фромм. Он начал свое академическое образование в 1918 году в Университете Франкфурта-на-Майне с двумя семестрами права. В летнем семестре 1919 года Фромм учился в Гейдельбергском университете, где начал изучать социологию у Альфреда Вебера (брата более известного социолога Макса Вебера), психиатра-философа Карла Ясперса и Генриха Риккерта. Фромм получил докторскую степень по социологии в Гейдельберге в 1922 году. В середине 1920-х годов он обучался как психоаналитик в психоаналитическом санатории Фриды Райхманн в Гейдельберге. Они поженились в 1926 году, но вскоре разошлись, а в 1942 году развелись. Он начал свою клиническую практику в 1927 г. В 1930 г. он поступил в Институт социальных исследований во Франкфурте и завершил свою психоаналитическую подготовку.

После того, как нацисты захватили власть в Германии, в 1934 году Фромм переехал сначала в Женеву, а затем в Колумбийский университет в Нью-Йорке. Вместе с Карен Хорни и Гарри Стаком Салливаном Фромм принадлежал к нео-фрейдистской школе психоаналитической мысли. Хорни и Фромм оказали заметное влияние на мышление друг друга: Горни осветил некоторые аспекты психоанализа для Fromm, а последний осветил социологию для Horny. Их отношения закончились в конце 1930-х годов. Покинув Колумбию, Фромм помог основать нью-йоркское отделение Вашингтонской школы психиатрии в 1943 году и стал соучредителем Института психиатрии, психоанализа и психологии Уильяма Алансона Уайта в 1946 году. С 1941 по 1949 год он был членом профессорско-преподавательского состава Беннингтонского колледжа, а с 1941 по 1959 год преподавал в Новой школе социальных исследований в Нью-Йорке.

Когда в 1949 году Фромм переехал в Мехико, он стал профессором Национального автономного университета Мехико (UNAM) и создал там психоаналитическое отделение при медицинском колледже. В то же время он преподавал как профессор психологии в Мичиганском университете с 1957 по 1961 год и как доцент психологии на аспирантском факультете искусств и наук Нью-Йоркского университета с 1962 года. До выхода на пенсию в 1965 году он преподавал в УНАМ, а до 1974 года — в Мексиканском обществе психоанализа (МООП). В 1974 году он переехал из Мехико в Муралто, Швейцария, и умер у себя дома в 1980 году. Он умер в своем доме в 1980 году, за пять дней до своего восьмидесятилетия. В течение всего этого времени Фромм поддерживал собственную клиническую практику и опубликовал ряд книг.

Фромм, как сообщается, был атеистом, но называл свою позицию «нетеистической мистикой».

Э. Фромм ‒ социальный психолог, психоаналитик, создатель гуманистического психоанализа - Психологическая теория

Психологическая теория

Начиная с его первой фундаментальной работы в 1941 году «Бегство от свободы» (известной в Британии как «Страх свободы»), работы Фромма известны не только своими социальными и политическими комментариями, но и философскими и психологическими основами. Действительно, «Бегство от свободы» считается одним из основополагающих трудов политической психологии. Его вторая важная работа «Человек для себя: исследование в психологии этики», впервые опубликованная в 1947 году, продолжила и обогатила идеи «Бегства от свободы». В этой книге изложена теория Фромма о человеческой природе, которая является естественным продолжением теории Фромма о человеческой природе. Самой популярной книгой Фромма было «Искусство любви» — международный бестселлер, впервые опубликованный в 1956 году, в котором были обобщены и дополнены основные теоретические принципы природы человека d в «Бегстве от свободы и человека к самому себе» — принципы, которые были пересмотрены во многих других крупных работах Фромма.

Центральное место в мировоззрении Фромма занимала его интерпретация Талмуда и хасидизма. В молодости он начал изучать Талмуд, сначала у раввина Й. Горовица, а затем у раввина Салмана Баруха Рабинкова, хасида-хасида. Получая докторскую степень по социологии в Гейдельбергском университете, Фромм изучал танью с основателем Хабада, раввином Шнеуром Залманом из Лиади. Во время учебы во Франкфурте Фромм также учился у Неемии Нобель и Людвига Краузе. Дед Фромма по отцовской линии и два прадеда по отцовской линии были раввинами, а его прадед по материнской линии был известным талмудистом. Однако в 1926 году Фромм отвернулся от православного иудаизма в пользу светского толкования библейских идеалов.

Краеугольным камнем гуманистической философии Фромма является его интерпретация библейской истории об изгнании Адама и Евы из Эдемского сада. Опираясь на свои знания о Талмуде, Фромм отметил, что умение различать добро и зло обычно считается добродетелью, но библейские ученые в целом верят, что Адам и Ева согрешили, непослушавшись Богу и вкусив плоти древа познания. Однако, отходя от традиционного религиозного православия, Фромм восхвалял добродетели людей, предпринимающих самостоятельные действия и использующих разум для установления нравственных ценностей, а не сторонников авторитарных нравственных ценностей.

Помимо простого осуждения авторитарных систем ценностей, Фромм использовал историю Адама и Евы как аллегорическое объяснение биологической эволюции человека и экзистенциального беспокойства. Он утверждал, что когда Адам и Ева ели из дерева познания, они признавали себя отделенными от природы, но оставались ее частью. Поэтому они чувствовали себя «голыми» и «пристыженными»: они стали людьми, осознающими себя, свою смертность, свою бессилие перед лицом сил природы и общества. Они больше не объединены со Вселенной, как это было в их инстинктивном, до-человеческом существовании в качестве животных. По мнению Фромма, сознание разобщенного человеческого существования является источником вины и стыда, и решение этой экзистенциальной дихотомии лежит в развитии уникальной способности человека к любви… и разуму. Однако Фромм отличал свое представление о любви как от нерефлексивных популярных понятий, так и от парадоксальной любви Фрейда (см. критику Маркуза ниже). Википедия сайт:wikichi.ru

Критика Фрейда

Фромм подробно изучал жизнь и творчество Зигмунда Фрейда. Фромм выявил расхождение между ранней и более поздней теориями Фрейда: а именно, что до Первой мировой войны Фрейд описывал человеческие стремления как напряжение между желанием и репрессиями, а после войны стал рассматривать человеческие стремления как борьбу между биологически универсальными стремлениями к жизни и смерти (Эрос и Танатос). Фромм обвинил Фрейда и его последователей в том, что они никогда не признавали противоречия между двумя теориями.

Фромм также критиковал дуалистическое мышление Фрейда. По мнению Фромма, фрейдистские описания человеческого сознания как борьбы между двумя полюсами были узкими и ограничивающими. Фромм также осудил Фрейда как женоненавистника, неспособного мыслить вне патриархальной среды Вены начала 20 века. Однако, несмотря на эти критические замечания, Фромм выразил большое уважение к Фрейду и его достижениям. Фромм утверждал, что Фрейд, наряду с Альбертом Эйнштейном и Карлом Марксом, является одним из «архитекторов современности», но подчеркивал, что считает Маркса гораздо более исторически важным, чем Фрейд, и более тонким мыслителем.сайт Википедии:wikichi.ru

Биография Фромма

Эрих Фромм — один из самых известных философов и социологов ХХ века. Фромм также считается одним из основателей двух школ психологии — нео-фрейдизма и фрейдо-марксизма.

Будущий философ и психолог родился 23 марта 1900 года во Франкфурте-на-Майне в семье православных евреев. Фромм посещал обычную начальную школу в своем родном городе. Все предметы пришли к нему легко, и он был одним из лучших студентов в своем классе, что позволило ему без особых трудностей поступить в Гейдельбергский университет в 1918 году, который был самым престижным университетом в Германии.

Там он изучал предметы своей области: социологию, философию и психологию. Научным руководителем Фромма был выдающийся немецкий философ и социолог Альфред Вебер. Он курировал Фромма по докторской диссертации.

E. Позже Фромм поступает в психоаналитический институт в Берлине, где заканчивает психоаналитическую подготовку. Во время тренировки в Берлине Фромм встречается с одной из главных фигур нео-фрейдизма — американцем К. Хорни.

После окончания института Э. Фромм начинает свою психологическую практику, которой занимается почти всю жизнь. Именно этот богатый опыт общения с пациентами помог ему создать обширную информационную базу для предстоящих открытий.

В 1933 году к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, который начал уничтожение евреев внутри Германии. Чтобы не стать жертвой режима Третьего Рейха, Фромм переехал сначала в Швейцарию, а затем в США, где купил дом в Нью-Йорке. Затем Фромм работал в престижном Колумбийском университете в Америке.

Пятнадцать лет спустя Фромм переехал в Мехико, где работал в Национальном автономном университете. Там Фромм погрузился в исследования и опубликовал книгу «Здоровое общество», в которой резко раскритиковал капиталистическую систему. В 1960 году Э. Фромм решает стать политически активным и вступает в Социалистическую партию.

В последние годы своей жизни Фромм работал в Нью-Йорке и Мичиганском университете.

Философские и социальные идеи Эриха Фромма

Будучи учеником Зигмунда Фрейда, Фромм, переосмыслив убеждения педагога, уделил наибольшее внимание социальным вопросам. Основываясь на современных научных знаниях, философ предложил свое направление социальных преобразований.

В 1941 году Фромм опубликовал свою первую книгу «Бегство от свободы», в которой изложил основные положения социальной философии. Позже Э. Фромм разработал и усовершенствовал их в таких работах, как: «Сердце человека», «Человек такой, какой он есть», «Здоровое общество» и др.

Э. Фромм обратил внимание на три характерных механизма бегства от свободы, характерных для общества:

  • Авторитаризм, как ассоциация с садомазохистскими отношениями, определяется как отказ от индивидуальной независимости и попытка объединить себя с чем-то или с кем-то внешним, чтобы обрести власть, над которой у самого человека мало что есть. Другими словами, человек ищет новые связи, чтобы заменить потерянных.
  • Деструктивность, по мнению Фромма, следует отличать от садомазохистских тенденций, хотя они в некотором роде и связаны между собой. Его целью, кажется, является ликвидация объекта. Чувствуя себя бессильным перед лицом окружающего мира, личность стремится уничтожить его. Конечно, человек может оказаться совсем один в достигнутом триумфе, но в этом состоянии ему не угрожают силы на внешней плоскости. Таким образом, разрушение мира представляется как последняя отчаянная попытка человека предотвратить самоуничтожение мира.
  • Автоматический конформизм — это попытка избежать одиночества и изоляции путем безусловного соответствия социальным нормам. Другими словами, индивидуум выравнивается до уровня всех остальных. Э. Фромм считал, что этот вид бегства от свободы укоренился и получил широкое распространение в обществе.

Фромм противопоставил три способа избежания свободы спонтанной деятельности, которая выражается в интеллектуальной, эмоциональной и чувственной активности и воле человека. Размышления Фромма об этических, социальных и психологических парадоксах свободы теперь могут вдохновить на самостоятельный поиск истины.

Вторая книга Фромма, озаглавленная «Человек для себя», появилась в 1947 году и стала, по сути, продолжением первой книги. В ней философ поднял вопросы об этических нормах и ценностях, которые ведут человека к самореализации. Он писал, что психологическое благополучие и здоровье основаны на ценностных суждениях, которые в широком смысле влияют на поведение человека.

Известный психоаналитик считал, что неврозы — это симптомы морального поражения, конфликт между стремлением к свободе и непреодолимой внутренней зависимостью. Успех в лечении этой болезни напрямую зависит от решения моральных проблем человека.

Известный психолог считал, что центральной нравственной проблемой нашего времени является безразличие человека к самому себе. Гуманистический психоанализ должен помочь человеку раскрыть правду о себе, открыть для себя сложившуюся психологическую ориентацию в мире, осознать проблемы морали, понять, что человек — единственное существо в мире, которое имеет совесть, и что любовь — это творческий процесс, а не слепая страсть, которая может привести к безумным поступкам.

Все исследования Фромма имели гуманистическую направленность. Постепенно он отошел от теории Фрейда. В 1950-е годы была сформулирована система «радикального гуманизма», в которой получили развитие особо различающиеся черты как личности, так и общества в целом. К ним относятся насилие и свобода, эгоизм и альтруизм, технократия и гуманизм, биологическое и социальное.

Э. Фромм считал, что социальные факторы, по-видимому, являются определяющими для основы человеческой жизни. По его мнению, тоталитарное общество и «общество потребления» не могут стать подлинными образовательными моделями. Чувство любви, братства, солидарности, преодоление своей природы через творчество — вот характерные черты истинного общества, но не кровь, грязь, принуждение к разрушению реальности и поклонение идолам. В соответствии с представленными идеями Фромм определил безусловные принципы жизни в любом обществе:

  • Производство служит не экономике, а человеку;
  • Взаимоотношения между человеком и природой основаны не на эксплуатации, а на сотрудничестве;
  • Конфронтация заменяется солидарностью;
  • Человеческое благополучие и отсутствие страданий считаются высшими целями общества.

Э. Фромм считал, что люди всегда мечтали о справедливом социальном порядке. Фромм верил, что вечная мечта осуществится, когда собственная энергия, энтузиазм, интеллект человечества будут направлены на формирование единого нового человечества, которое будет жить в мире, иметь братские отношения друг с другом, избавится от войн, классовой борьбы и экономического превосходства.

E. Философские и социальные мысли Фромма и в наши дни остаются актуальными и дают возможность поразмышлять о проблемах жизни.

На странице курсовые работы по психологии вы найдете много готовых тем для курсовых по предмету «Психология».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Самосознание и его функции
  2. Педагогические течения: авторитарное воспитание, гуманистическая педагогика
  3. Личностные особенности детей с нарушениями речи
  4. Сенситивные периоды развития
  5. Теория структурного баланса Хайдера
  6. Психологические особенности личности несовершеннолетних, совершивших корыстные преступления
  7. Психология возрастного развития личности
  8. Творчество как основа философии Фридриха Ницше
  9. Восприятие движения и времени
  10. Детская нейропсихология