Для связи в whatsapp +905441085890

Экономическая мысль древнегреческих философов

Введение

Экономическая мысль, вероятно, зародилась во времена первобытнообщинного строя. Но только с появлением письменности в древние времена эти мысли стали записываться и дошли до наших дней.

Эпоха античности была первым этапом развития экономической науки, у основания которой стояли мыслители Древней Греции и Древнего Рима. В те времена экономика не имела самостоятельного характера, поэтому в трудах древних ученых экономические идеи смешивались с религиозными, философскими, политическими и другими.

В трудах мыслителей, меморандумах и трактатах даются практические рекомендации по организации и ведению экономики. Экономическая мысль древних римлян и греков имела вид системы взглядов на ведение частного рабовладельческого хозяйства. А сам термин «экономика» происходит от древнегреческого (oikos — дом, хозяйство; nomos — закон, правило) и буквально означает «искусство ведения домашнего хозяйства».

В Средние века, с переходом от рабовладельческого строя к феодальному, экономические взгляды меняются.

Основной целью данной работы будет проследить возникновение и развитие экономической мысли в античности и средневековье.

Первой задачей будет изучение вклада величайших мыслителей Древней Греции и Рима в экономическую науку. Второй задачей будет проследить изменения в экономических взглядах в различные периоды Средневековья (Раннее, Классическое и Позднее).

Экономическая мысль в Древней Греции

Экономическая мысль Древней Греции формировалась под влиянием особенностей социально-экономического развития греческих стран.

Характерной чертой этого государства в VIII — VI веках до н.э. было образование полиса. Только свободные граждане имели право управлять государством и руководить экономикой на территории полиса. В V веке до н.э. — в период расцвета полиса — философы начали интересоваться экономическими вопросами. Кризис городов-государств наступил в следующем веке и ознаменовал расцвет экономической мысли, в которой греки, в отличие от римлян, уделяли большое внимание экономической этике.

Государственная экономика в Древней Греции была не очень развита; экономика в основном основывалась на частной инициативе. В этом контексте товарное производство, основанное на труде рабов, было высоко развито. К IV веку до н.э. активно развивались товарно-денежные отношения, возрастала роль торговли и ремесленников, большинство из которых были метеками (негражданами). Все это привело к распаду традиционной структуры полиса и началу социально-экономического кризиса. Ксенофонт, Платон и Аристотель наиболее активно пытались ответить на экономические вопросы греческих городов-государств.

Ксенофонт. Ксенофонт Афинский (430 — 356 гг. до н.э.) был греческим историком и философом, происходил из богатой рабовладельческой аристократии Афин и был последователем Сократа. Среди его трудов — политические и исторические работы, мемуары о Сократе, работы практического содержания и, конечно, работы, посвященные экономическим вопросам: «Экономикос» или «Домострой», «О доходах», «О земледелии».

Домострой — это настоящий путеводитель по рабовладельческой экономике, основой которой было сельское хозяйство. По словам Ксенофонта, это самая достойная профессия, «земледелие — мать и кормилица всех искусств».

Одной из проблем, рассмотренных Ксенофонтом в «Домострое», была проблема разделения труда. Он противопоставил умственный и физический труд. Уделом рабовладельцев было ведение хозяйства и эксплуатация рабов, но ни в коем случае не физический труд. Последнее должны были выполнять только рабы. Также, согласно Ксенофонту, ремесла и торговля считались подходящими только для рабов или чужеземцев. Чтобы эффективно использовать труд рабов, он предложил тщательно отбирать рабов при покупке, чтобы поощрять тех, кто хорошо работает.

Ксенофонт был первым, кто указал на связь между развитием разделения труда и рынком. По его мнению, разделение труда зависело от размера рынка: В больших городах, «где каждый работник находит много покупателей», достаточно иметь одну профессию, в то время как в маленьких городах, чтобы заработать на жизнь, нужно овладеть несколькими профессиями.

Согласно Ксенофонту, главной целью экономической деятельности является производство полезных вещей. Он был одним из первых, кто выделил две стороны товара: потребительную стоимость и меновую стоимость. Будучи идеологом натурального хозяйства, Ксенофонт не придавал большого значения меновой стоимости, и рыночные покупки не играли в его представлении важной роли. Тем не менее, Ксенофонт считал развитие торговли и денежного обращения полезным: они способствовали развитию экономики и были одним из источников обогащения. Он признавал деньги как необходимое средство обращения и рассматривал их прежде всего как средство накопления.

Платон. Платон (427 — 347 гг. до н.э.) был древнегреческим философом. Как и Ксенофонт, он происходил из аристократической афинской семьи. Он не писал непосредственно об экономических вопросах, но затрагивал их в политических работах, таких как «Государство» и «Законы».

В первом произведении («Государство») Платон описывает модель идеального государства. Она представляет собой иерархию из трех сословий:

  • мудрые правители;
  • бойцы и официальные лица;
  • крестьяне, ремесленники, купцы.

Рабы не принадлежали ни к одному из сословий; они находились вне социальной структуры.

В идеальном государстве, чтобы искоренить жадность и эгоизм, частная собственность должна быть только у третьего сословия. Двое высших должны быть озабочены только защитой и управлением государством и не должны отвлекаться на материальные заботы. Платон считал, что разделение труда — это естественное явление. Его концепция оправдывала естественное неравенство людей. Он трактовал разделение на свободных и рабов как нормальное состояние, данное самой природой. Тем не менее, среди свободных людей существовало полное равенство. Любой ребенок, исходя из его способностей к обучению, в конечном итоге мог быть помещен в любой класс. И душа, и государство, согласно Платону, одинаково воспитываются посредством правильно построенного педагогического процесса. Все его граждане получают общее физическое и умственное образование и составляют третье сословие. Те, кто лучше других по своим природным данным, должны обучаться военному делу и боевым навыкам (они образуют вторую касту). Диалектика приводит философа-правителя к пониманию истинного наддушевного блага и позволяет ему овладеть искусством законодателя и судьи.

В другом произведении — «Законы» — Платон подходит к экономической реальности. Главной отраслью экономики он считал сельское хозяйство, но он также выступает за ремесла. Как и Ксенофонт, Платон считал, что метеки должны заниматься ремеслами и торговлей, а граждане полиса — только сельским хозяйством.

С естественным разделением труда Платон связывал необходимость обмена. Он терпел мелкую торговлю, которая должна была служить разделению труда. В целом, однако, Платон крайне негативно относился к торговле (особенно оптовой) и торговой прибыли, поскольку это могло привести к имущественному расслоению и социальным конфликтам.

В области денежного обращения Платон предложил ввести полноценные и неполноценные деньги. Неполноценные деньги должны обращаться внутри полиса, полноценные — между полисом и полисом. Среди функций денег он выделил — деньги как средство обращения и как средство сбережения.

Многое из того, что он пишет, контролируется государством:

  • она ограничивает граждан в приобретении земли;
  • он следит за тем, чтобы один человек не занимался двумя профессиями;
  • цены на товары, контролируемые государством, должны исключать чрезмерную торговую прибыль;
  • Государство обладает полной монополией на деньги.

В результате в своем труде «Законы» он дает подробную систему наказаний и полностью отвергает индивидуальную инициативу, не санкционированную законом.

Аристотель. Аристотель (384 — 322 гг. до н.э.) — древнегреческий ученый, философ, основатель Лицея, учитель Александра Македонского, был учеником Платона. Научная продуктивность Аристотеля была необычайно высока; его труды охватывали все отрасли античной науки. Экономические темы встречаются в его работах по этике и политике: «Политика», «Никомахова этика».

Во многом идеи Аристотеля совпадали с идеями его предшественников:

  • натуральное хозяйство (идеальное государство должно иметь все необходимое для независимого существования);
  • Он считал естественным разделение людей на рабов и свободных;
  • …что свобода была только для эллинов..;
  • Свобода была предоставлена только рабам, а гражданам не разрешалось заниматься торговлей и коммерцией.

Выдающейся заслугой Аристотеля является его попытка проанализировать экономические явления, попытаться понять их законы.

Он рассмотрел развитие торговли. По мнению Аристотеля, первоначально существовал бартер, обмен товара на товар, и только позже появились деньги. Он первым в экономике поднял вопрос о стоимости товаров: об обмене различных видов товаров, о том, как их можно сравнивать. Сам Аристотель решил, что вещи могут быть не соизмеримы, но потребности людей в этих вещах (то есть их полезность) могут быть соизмеримы. Разнородные продукты измеряются деньгами, и Аристотель различал их функцию как меры стоимости. Обмен, утверждал Аристотель, должен осуществляться по «справедливой цене» в соответствии с разумной мерой личных потребностей. Он отвергал чрезмерное накопление денег, обогащение за счет спекулятивной торговли, ростовщичество и т.д. Аристотель считал такую деятельность противоречащей природе: деньги становятся предметом обладания, а не средством обращения.

Аристотель разделил хозяйственную деятельность на две сферы — экономику и хрематистику.

Аристотель проследил природные явления до экономики, которая раскрывает источники «истинного богатства», состоящего из потребляемых ценностей. Она должна удовлетворять потребности человека и общества: производство необходимых продуктов и их справедливый обмен. Эта сфера включала в себя сельское хозяйство — самое почетное занятие, ремесла и мелкую торговлю. Экономика предусматривала укрепление натурального хозяйства и расширение производства потребительских ценностей. Это соответствовало поддержанию умеренного процветания, сторонником которого был Аристотель.

Крематизм, с другой стороны, был противоестественным — это было искусство наживать состояние. Аристотель связывал его с чрезмерным развитием сферы обращения. Сюда входили торговля, ростовщичество, наемный труд и эксплуатация природных ресурсов (минералов, лесов и т.д.).

Экономическое мышление в Древнем Риме

Экономическая мысль древнего мира получила дальнейшее развитие и завершение в Древнем Риме. Римская экономика по своим основным характеристикам напоминала греческую. Рабство достигло своего пика позже, в III веке до н.э. Но в Древнем Риме, в отличие от Греции, товарное производство было более развито. Важнейшей проблемой древнеримской литературы была проблема рабства, его оправдания, организации и методов управления крупными рабовладельческими хозяйствами (латифундиями). Самыми выдающимися представителями экономической мысли в Древнем Риме были Катон Старший, Варрон и Колумелла.

Катон Старший. Марк Порций Катон Старший (234 — 149 гг. до н.э.) был римским политиком, оратором, полководцем и писателем. Он написал энциклопедию, трактаты по военному делу и медицине, но с экономической точки зрения его наиболее ценным трудом является «О земледелии». Из крестьян, утверждал Катон, «выходят самые верные люди и самые стойкие солдаты». И этот доход самый чистый, самый верный и не возбуждает зависти». В этом эссе нет систематизированных знаний, оно больше похоже на страницы записной книжки, которую ведет владелец рабовладельческого поместья. Сельское хозяйство было для Рима, как и для Греции, самой почетной профессией.

Основное внимание Катона было сосредоточено на получении прибыли. Для этого необходимо было следить за всеми аспектами жизни поместья, организовывать труд рабов, уход за посевами и скотом. Лучшим поместьем считалось то, которое имело как можно больше филиалов, главное, чтобы все они приносили прибыль.

Государь, говорил Катон, должен вникать во все дела, ничего не выводить из-под своего контроля, знать, где покупать и продавать, как сдавать в аренду пастбища. Вилик (управляющий из числа рабов) должен помогать хозяину и держать рабов под контролем. В то же время Катон отметил, что условия жизни рабов не должны быть плохими, так как это влияет на производительность и прибыльность фермы. Все эти советы Катона были направлены на то, чтобы великая рабовладельческая экономика управлялась рационально.

Одним из важнейших условий рентабельности является товарность продукции. Катон советовал при покупке поместья обращать внимание не только на качество почвы, расположение фермы и т.д., но и на близость к крупным городам, то есть к рынкам.

Варрон. Марк Теренций Варрон (116 — 27 гг. до н.э.) — римский писатель и ученый-энциклопедист. Он написал множество работ по истории, литературе, философии, истории, математике, музыке и т.д. Большинство его работ не сохранилось, но его «Сельское хозяйство» сохранилось полностью и посвящено практическому земледелию.

Как и Катон Старший, он считал, что главной целью экономики является прибыль, а товарное производство играет важную роль. Чтобы увеличить доход, необходимо учитывать колебания цен, использовать последние достижения агрономии и т.д.

Что касается организации труда, Варрон упрекнул рабовладельцев в том, что они отстранились от дел, живут в городах и поручают латифундии управляющим. В производстве он разрешил использовать рабочую силу, как рабов, так и наемных работников. Варрон уделял большое внимание обращению с рабами, методам их эксплуатации и, как и его предшественники, рассматривал их только как орудия труда, которые он делил на три типа:

  • Рабы — говорящие инструменты;
  • Скот — орудия, издающие нечленораздельные звуки;
  • Рабочие инструменты — это бесшумные инструменты.

Для повышения производительности Варрон предложил материально мотивировать рабов. Например, пожилым рабам могли дать пекулий (небольшой участок земли) и позволить им самостоятельно заниматься сельским хозяйством.

Уже во времена Варрона наблюдалось снижение доходности сельского хозяйства и нехватка рабов. На заре новой эры эту насущную проблему решил Колумелла.

Колумелла. Луций Юний Модерат Колумелла (I век н.э.) был римским писателем и агрономом. Его главный труд называется «О сельском хозяйстве». В обширном трактате, состоящем из 12 книг, он подробно рассматривает состояние рабовладельческих латифундий.

Многие в то время объясняли кризис снижением плодородия почвы, хотя сам Колумелла приписывал его недостаткам в управлении фермой. В своем эссе он описывает крайне низкую производительность рабского труда. По словам Колумеллы, «латифундия погубила Италию».

По его мнению, главным условием подъема сельского хозяйства должно быть повышение производительности труда и углубление разделения труда между рабами. Для лучшей организации труда Колумелла предложил вызвать конкуренцию среди рабов, увеличить число надсмотрщиков, приводить квалифицированных рабов на работу закованными в цепи и применять к ним самые суровые меры. Целесообразность таких методов объяснялась тем, что рабы не желали выполнять сложные сельскохозяйственные работы и не проявляли инициативы, в то время как те, кто достиг определенного профессионализма, обладали живым духом и были способны на бунт.

В организации труда рабов вилик (управляющий) также должен играть важную роль. Колумелла считал, что вилик должен быть верным, хорошо разбираться в домашнем хозяйстве, обладать высокими моральными качествами и уметь дисциплинировать рабов. В то же время разбойник не должен быть грамотным, чтобы не смог обмануть хозяина раба, подделав отчет или бухгалтерскую отчетность.

Однако, если хозяин не мог лично присутствовать в латифундии, Колумелла советовал оставить управление землей арендаторам. Эти свободные люди также работали на себя, поэтому их труд был более продуктивным, чем труд раба, не контролируемого хозяином.

Средневековая западноевропейская мысль

В Средние века рабство уступило место феодализму, и экономические взгляды пришлось во многом пересмотреть. Экономическое мышление этой эпохи было отмечено идеологическим господством католицизма, который проникал во все сферы жизни.

Как и в древних государствах, экономическое мышление Средневековья сильно зависело от экономического строя. Основными особенностями этой эпохи были: Преобладание натурального хозяйства, основанного на труде феодально зависимых крестьян, устойчивая система ценностей, основанная на религиозных заповедях и учениях церкви, корпоративная замкнутость социальных групп и сословий.

Для того чтобы проследить развитие средневековой экономической мысли, рассмотрим ее периоды: раннее Средневековье (V — XI века), классический период (XI — XV века) и позднее Средневековье (XV — середина XVII века).

Экономические идеи раннего средневековья. Для этого периода нет специальных работ по экономическим вопросам. Основным источником для толкования экономических вопросов были положения, содержащиеся в Библии и в трудах отцов христианской церкви (патристики). Как и в древнем мире, в Средние века стремление к богатству считалось порочным. Но отношение к физическому труду и рабству полностью изменилось: труд стал почетным и должен был быть единственным источником средств к существованию, а все люди стали равны перед Богом.

Некоторые экономические мысли встречаются в сборниках законов: «Салийская правда», «Капитулярий о поместьях». Они отражали процессы разложения общины и формирования феодального общества. Салическая правда признавала верховное право общины на пахотную землю, а в связи с упадком и развитием частного сельского хозяйства в ней также содержались законы о защите частных хозяйств. Эта работа основывалась на факте преобладания натурального хозяйства, поэтому в ней не уделялось внимания товарно-денежным отношениям. Другим поздним источником по истории экономической мысли раннего Средневековья является «Капитулярий о товарах», опубликованный в начале IX века. Капитулярий занимается управлением феодальными вотчинами, производство которых носит натуральный характер и основано на крепостном праве. Автор «Капитулярия» исходил из того, что помещик является монопольным землевладельцем и что помещичье хозяйство должно обслуживать его «собственные нужды». Феодалам предписывалось собирать дань натурой, создавать резервы и развивать различные способы производства. Все это не способствовало развитию рыночных отношений, считалось, что продавать нужно только излишки, а покупать только ту продукцию, которая не производится в вотчине.

На протяжении всего Средневековья церковь боролась против ростовщичества. Еще в раннем Средневековье удалось распространить в обществе негативное отношение к интересу и добиться издания законов, запрещающих «давать что-то с целью роста», покупать товары, а затем продавать их по более высокой цене.

Канонизм классического средневековья. В этот период Средневековья экономическая мысль находилась под влиянием канонистов. Каноническая доктрина была разработана каноническими юристами, толкователями канонического права. Идеалом того времени была общая собственность, на это уже указывал в «Кодексе канонического права» монах Грациан. В то же время канонисты заявили, что частная собственность необходима в качестве наказания за «жестокосердие людей» и предусмотрели милостыню. Благочестивыми были области сельского хозяйства или торговли, они были против торговли ради прибыли и против ростовщичества.

Наиболее распространенные экономические идеи этого времени были отражены в трактате «Summa Theologica» Фомы Аквинского. Он утверждал, что Бог является верховным собственником всего сущего, а частная собственность позволяет человеку жить в соответствии с порядком, созданным Богом, то есть в соответствии со своим классом. По его мнению, рабство и крепостное право были законными, поскольку иерархия общества также была установлена Богом, и грешно возвышаться над своим классом. Фома Аквинский разделил богатство на естественное (натуральные продукты) и искусственное (золото и серебро).

Одним из самых важных вопросов Средневековья была «справедливая цена». Ф. Аквинский решил этот вопрос следующим образом:

  • Цена должна обеспечивать эквивалентность обмена в соответствии с количеством «труда и стоимости»; древний экономист Аквинский варрон
  • Предполагается, что цена обеспечивает «средства к существованию» участников обмена в соответствии с их социальным статусом; чем важнее класс для социальной жизни, тем дороже может быть продан товар.

Размышления Аквинского о прибыли и процентах тесно связаны с теорией «справедливой цены». С одной стороны, Фома Аквинский, как и все канонисты, осуждает ростовщичество и торговлю ради прибыли; с другой стороны, он считает что-то справедливым. Так, прибыль, получаемая торговцем, рассматривается им как плата за труд, процент трактуется как вознаграждение кредитору за риск неуплаты или невыполнения обязательств. Земельная рента, согласно Аквинасу, — это продукт, созданный силами природы, а получение ренты позволяет избранным заниматься духовным трудом «для спасения остальных».

Денежное обращение было объектом изучения французского ученого Николя Орема, работа, посвященная этому вопросу, называется «Трактат о происхождении, природе, правовом основании и изменении денег». По его словам, деньги — это инструмент, облегчающий обмен товарами. Золото и серебро начали функционировать как деньги, причем Орем подчеркивал такие функции, как однородность, делимость, постоянство и т.д. Это была первая попытка доказать металлическую теорию денег. Он выступал против порчи монет королями, называя это худшим видом ростовщичества. Орем подчеркивал, что деньги принадлежат тем, кто обладает естественным богатством, а сами деньги — это искусственное богатство.

Что касается экономических взглядов народных масс, то они носили антифеодальный характер, проявлялись в различных ересях и часто приводили к восстаниям. Наиболее известные среди них: Жакерия во Франции (1358), восстание под руководством У. Тайлера в Англии (1381), Крестьянская война в Германии под руководством Т. Мюнцера (1525). Участники первых восстаний напоминали церкви о «равенстве сынов Божьих», требовали отмены крепостного права, дани, налогов и привилегий. В конце Средневековья появились идеи насильственного свержения феодальной системы, отмены крепостного права, создания общества без частной собственности и эксплуатации.

Заключение

Экономическая мысль в древности развивалась неравномерно и достигла наибольшего расцвета в античных государствах, особенно в Греции. Характерной чертой экономических идей античности является отношение к рабству как к естественному, нормальному явлению.

В древних странах вопросы экономической политики государства не стояли на первом плане. Гораздо больше внимания было уделено проблемам, связанным с управлением частной экономикой.

И греки, и римляне понимали разницу между натуральным и товарным производством. Первая была создана для удовлетворения потребностей, вторая — для получения прибыли. Но римляне и греки относились к ним по-разному. В Древнем Риме предпочитали товарное производство, а в Древней Греции — натуральное; товарное производство считалось необходимым лишь в небольшой степени в пределах полиса.

В Средние века, с переходом к феодальному обществу, церковь взяла на себя ведущую роль в толковании экономических вопросов. Обосновывается легитимность социального деления общества на классы, частной феодальной собственности на землю. Разработана теория справедливой цены. Церковь, изначально негативно относившаяся к ростовщичеству и коммерческой выгоде, вынуждена согласиться с экономическим обоснованием этих явлений. Активно развиваются товарно-денежные отношения.

Таким образом, экономическая мысль простирается от практических советов по рабовладельческому хозяйству до зарождения экономической науки.

Список литературы

  1. История экономической мысли: учебник для вузов — М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 г. — 391 с.
  2. Аникин А.В. Молодость науки: жизнь и идеи экономических мыслителей до Маркса. 4-е изд. — Москва: Политиздат, 1985.
  3. Бартенев С.А. История экономических учений в вопросах и ответах — М.: Юристъ, 2008 г. — 139 с.
  4. Ядгаров Ю.С. Курс лекций по истории экономических учений. — МОСКВА: ВЕСФЕЙ, 2008. — 305 с.

На странице рефераты по философии вы найдете много готовых тем для рефератов по предмету «Философия».

Читайте дополнительные лекции:

  1. Различия и общность алхимического и ремесленного рецептов
  2. Пространство и время
  3. Дэвид Юм, английский философ
  4. Николай Александрович Бердяев, религиозный философ
  5. Античный атомизм
  6. Законы истории как законы взаимодействия стран, народов и цивилизаций. Алгоритмы исторического взаимодействия
  7. Альбер Камю, французский прозаик, философ, эссеист
  8. Жан Жак Руссо, французский философ
  9. Возникновение философии как учение о предельных основаниях бытия, самосознания и сущности человека
  10. Досократическая философия